Full text

В условиях модернизации высшего профессионального образования является решения вопроса о качестве образовательного процесса в вузе.

В настоящее время в соответствии с «концепцией модернизации российского образования» в практику высшего профессионального образования внедряется компетентностный подход.

Внедрение компетентностного подхода в систему высшего профессионального образования позволит улучшить взаимодействие с рынком труда, повысить конкурентоспособность специалистов.

И. А. Зимняя, А. В. Хуторской и другие отмечают, что компетентный специалист должен быть способен реализовать в практике профессиональной деятельности, определенные знания, умения навыки, а не только ими обладать [4, 10].

О. Е. Лебедевым представлены основные принципы, основы которых составляет: смысл содержания образования, организацию образовательных процессов, оценку образовательных результатов [6].

Одним из основных смыслов компетентностного подхода определена способность самостоятельно решать проблемы в сферах профессиональной деятельности.

Организационную основу образовательного процесса в рамках компетентностного подхода составляет самостоятельная работа.

Значимыми элементами компетентностного подхода в образовании выделены два базовых понятия: компетентность и компетенция. Взаимосвязанные качества личности в совокупности составляют компетенции, а владение обладания человеком соответствующей компетенцией определяется как компетентность.

С переходом на компетентностно-ориентированное образование в системе высшего образования компентентностный подход предусматривает привитие и развитие у студентов набора ключевых профессиональных компетенций.

Сформированные профессиональные компетенции у студентов в процессе обучения определяют успешность их деятельности в образовательных и других областях. Помимо профессиональных приобретенных знаний и умений, определяющих квалификацию, у студентов формируются навыки сотрудничества, способность и готовность работать в группе и логически мыслить; развиваются коммуникативные способности, инициативность, умение отбирать и использовать информацию.

Исследователи отмечают, что понятие «компетенция» содержит в себе знания, умения, приобретаемые в процессе обучения, понятие «компетентность» включает в себя – умения (действия).

Компетенции у студентов должны формироваться не в виде действия преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков через определенные учебные ситуации, которые могут быть реализованы в специальных учебных средах.

Совокупность взаимосвязанных ориентаций, знаний, умений и навыков составляет компетенцию самообразования или самообразовательную компетенцию и является ее социально-значимой продуктивной деятельностью.

Специальные компетенции бакалавров обеспечиваются набором дисциплин, практик, представлявшие модули, содержание которых соответствует уровню этих компетенций.

Профессиональная деятельность, являясь одной из самых важных сторон жизнедеятельности человека, обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей.

Профессиональное становление – это продуктивный процесс саморазвития личности, реализация себя в профессии, самоактуализация своего личного потенциала для достижения вершин профессионализма.

Высшие достижения в профессии – это мастерство, преобразование, творческий вклад в профессию.

Для решения профессиональных задач определены сущностные характеристики компетентности, которые включают такие компоненты, как: знания, умения, навыки и их связь; освоения, углубление, постоянное обновление их; овладение новой информацией, содержательно-процессуальный компонент.

Компетентностный подход является одним из методологических подходов к организации самостоятельной работы студентов, использование которого позволяет определить достижения каждого студента в овладении им требуемой компетентности.

Компетентность студента формируется в ходе освоения образовательного модуля и выражается в его способности и готовности принимать решения в реализуемой деятельности, осваивать новое содержание предметной области, формы и способы совершенствования профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Самостоятельная работа представляет собой учебные задания для достижения определенных целей с одной стороны, с другой – форму проявления соответствующей познавательной деятельности для получения нового знания, углубление и расширение раннее полученных знаний, и выступает как важное средство повышения профессиональной познавательной активности будущих специалистов. Требования профессии и система профессиональных задач, которые должен и может решать человек (задачи, входящие в его компетенцию) Б. И. Беспалов характеризует как «профессиональная компетенция».

Компетентность является результативно-целевой основой самостоятельной работы студентов, их самообразования.

Реализация компетентностного подхода к организации самостоятельной работы студентов содействует их профессиональной подготовки при условии, если у них сформирована мотивационно-ценностное отношение к самостоятельной работе, учебный курс представляет собой систему профессионально-ориентированных задач, решение которых содействует переходу к деятельности от учебной к профессиональной, при этом по возможности использованы телекоммуникационные технологии [7].

В контексте компетентностного подхода, самостоятельная работа является основой образовательного процесса. В процессе этой работы неотъемлемыми компонентами компетентности является приобретаемые новообразования: рефлексивные знания и умения, приобретаемый личностный опыт; выработка определённых качеств личности, и др.

Так же важным условием эффективности самостоятельной работы студента будет являться контроль в виде мониторинга результата его деятельности.

Существуют различные подходы к определению понятию «самостоятельная работа студента». П. И. Пидкасистый понимает самостоятельную работу студента как выполнение студентами разнообразных работ: учебных, производственных и исследовательских заданий, выполняемых студентами под руководством преподавателя. В данном случае самостоятельная работа студентов включает усвоение различных знаний, приобретение умений и навыков, опыта творческой деятельности и др. При этом необходима реализация принципов управления самостоятельной работы студентов. Прежде всего учебный материал должен быть расчленен на учебные единицы, определены их дидактические цели, с представлением методических инструкций, так же должна осуществляться систематическая обратная связь (самоконтроль студента и контроль преподавателя). Результатом самостоятельной работы студента должно быть полное усвоение дидактических целей, которые реализованы в познавательных задачах каждой учебной единицы [9].

Г. Н. Диниц основными чертами самостоятельной деятельности считает: целенаправленность; продуманность; осознанность, структурность, результативность [3].

Самостоятельная работа студентов осуществляется в самостоятельном поиске информации, приобретение знаний, использование этих знаний, для решения научных и профессиональных задач (С. И. Архангельский) [1], и определяется как многоаспектная деятельность, включающая творческое восприятие и осмысление учебного материала на лекциях, при подготовке к отчетным работам в процессе выполнения реферативных, курсовых и дипломных проектов (А. Г. Молибог) [8], а также в ходе индивидуальной и групповой познавательной деятельности студентов на занятии (Л. В. Ковригина, А. Ю. Чистобаева, Е. А. Шкатова, О. Г. Грибукова и др.) [2, 5, 11, 12].

В ходе самостоятельной работы студент, выполняя учебные задания усваивает не только профессиональные знания, но и способы познавательной деятельности, так же у студента формируются навыки и умения творческой детальности профессионального мастерства.

Согласно положению об организации самостоятельной работы студентов ФГБОУ ВПО «НГПУ», самостоятельная работа подразумевается, как одна из высших форм учебной деятельности в вузе, является составной частью обучения студентов.

Самостоятельная работа студента – это планируемый вид работы студента, без непосредственного участия преподавателя, под методическим руководством. Она подразделяется на аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная включает подготовку к лекциям, практическим, лабораторным, семинарским занятиям и пр.

В ходе самостоятельной работы студент усваивает учебный материал, расширяет предметные знания, у студента формируются умения работать с различными видами информации, развиваются аналитические способности навыков контроля и планирования учебного времени.

Основной целью освоения дисциплинами образовательной программы 44.03.03 по направлению: Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Логопедия» является подготовка бакалавров к решению практических задач профессиональной деятельности в рамках дисциплин базовой части блока профильной подготовки «Технология тьюторского сопровождения» «Ранняя абилитация детей с ОВЗ»

Исходя из идей компетентностного подхода, при изучении дисциплин «Технология тьюторского сопровождения» «Ранняя абилитации детей с ОВЗ» разработаны содержание самостоятельной работы студентов на уровне бакалавриата с ориентацией на формирование базовых компетенций у студентов в процессе самостоятельной работы в соответствии с видами профессиональной деятельности (коррекционно-педагогическая, диагностико-консультативная, исследовательская).

Выпускник должен быть способен и готов к осуществлению психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в психо-речевом развитии детей, изучении образовательного потенциала ребенка, анализа результатов исследования, проектированию и реализации процесса образования, абилитации, реабилитации, интеграции с использованием современных технологий, оценивание результатов коррекционно-педагогической работы, взаимодействие с родителями при решении актуальных коррекционно-педагогических задач, осуществлению профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми документами, консультирование членов семьи ребенка, по вопросам организации и реализации индивидуальных образовательных и реабилитационных программ.

Определение сложности подбора заданий для самостоятельной работы студента исходит из требований ФГОС ВПО с учетом уровневого подхода.

Задания первого уровня сложности (репродуктивное усвоение) направлены на развитие аналитических способностей у студентов и могут включать алгоритмические предписания, рекомендации, инструкции, составление библиографических списков, конспектов, планов, аннотаций, резюме, тезисов и др.

Второго уровня сложности задания призваны решать задачу формирования, формирования, расширения способности к аналитической детальности: подготовка научных сообщений, рефератов, докладов, рецензий, разработка проектов, презентаций.

Выполнение заданий творческого характера: написание эссе, тезисов, статей; создание портфолио, проектов (третий уровень сложности) позволяет расширить поле профессиональных компетенций углубить личностный потенциал студентов.

Студенты в процессе самообразовательной работы готовятся к участию в диспутах, обсуждениях, составлению аналитических таблиц, написанию рефератов, статей; анализируют проекты педагогического опыта; разрабатывают методические рекомендации, презентации, проекты программ сопровождения детей с ОВЗ, образовательных индивидуальных маршрутов.