Full text

Профессия психолога относится к таким профессиям, в рамках которых решаются задачи с высоким уровнем неопределенности, в какой бы сфере он ни работал: кадровая психология, психология образования, медицинские учреждения, консультативно-терапевтическая, работа психолога в силовых структурах; научно-исследовательская деятельность. В процессе профессионального образования будущего психолога должны формироваться и развиваться такие личностные ресурсы, которые обеспечивают продуктивность в области мышления и творческого мышления, креативности.

 Креативность- это потенциал, внутренний ресурс человека, который охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих их творческому проявлению [1]. Креативность рассматривается как творческие способности индивида; способности порождать идеи, отклоняющиеся от традиционных схем мышления [2].

Исследования креативности становятся актуальными в контексте самореализации личности в учебной деятельности [3]. Это связано с тем, что динамично развивающееся современное общество ставит перед человеком задачи, требующие новаторских решений, а для того, чтобы кандидаты при трудоустройстве соответствовали требованиям работодателя, необходимо заниматься исследованием, развитием креативности потенциальных работников начиная c профессионального обучения. В современном социуме работа психолога становится все разнообразнее и сложнее: требует от специалиста подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению разнохарактерных проблем, быстрой адаптации к новым условиям. Вместе с тем отмечается недостаточность сформированности образа профессии психолога у студентов [4].

Цель исследования состояла в определении особенностей когнитивно-смысловой сферы: характеристик мышления и учебно-смысловых ориентиров у студентов-психологов с различными уровнями креативности уровня связи креативности

Объектом эмпирического исследования стал феномен креативности, рассматриваемый нами как ресурс профессионального развития личности студента-психолога.

Предмет исследования: особенности мышления и репрезентации учебно-смысловых категорий, отражающих смыслы учебной деятельности у студентов-психологов с высоким уровнем креативности.

В качестве гипотез выступили следующие предположения

1)        У студентов-психологов преимущественным типом мышления выступает наглядно-образное мышление; а у студентов психологов с более высоким уровнем креативности репрезентация смысловых ориентиров (категорий) является более распространённой по сравнению со студентами с меньшими уровнями креативности

2)        Уровень креативности связан с доминирующим типом мышления и выраженностью смысловых категорий в репрезентации смыслов учебной деятельности

В качестве эмпирических выступили группы студентов- психологов ВГУЭС, а также группы студентов-психологов, участвовавших в олимпиаде (ДРСО-I и ДРСО-2 http://vk.com/club83286236), которые с большой долей вероятности обладают более высоким уровнем креативности по сравнению со студентами не участвующими в олимпиаде. Они были выбраны среди остальных для выполнения когнитивно сложных заданий, более осмысленно подходят к учебе, чем обычные студенты-психологи.

Для диагностики креативности, в соответствии с подходом Дж. Рензулли был проведен анализ показателей самооценки и экспертной оценки уровня креативности, а затем определен средний уровень данных показателей по группе. Результаты полученные в ходе исследования были занесены в таблицу 1, для больше наглядности данные были разделены по группам: 20 студентов 1 курса (группа А), и 20 студентов третьего курса (группа Б) и 40 участников I и II Дальневосточной региональной олимпиады для студентов-психологов (творческая группа В).

Таблица 1

Среднегрупповой уровень креативности студентов-психологов

Группа А

Группа Б

Творческая группа В

30

28

30

Из таблицы 2 видно, что у исследуемых групп уровень креативности является высоким, что свидетельствует о хороших способностях учащихся находить новые пути решения задач, отличающихся от традиционных схем.

При диагностике 4 базовых типов мышления как индивидуального способа переработки информации была использована методика Г.В. Резапкиной (предметное-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое и наглядно-образное).

Из всех диагностируемых типов наглядно – образное мышления является необходимым для успешной деятельности психолога, так как оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

После обработки полученных данных мы выявили, что у студентов-психологов преобладает наглядно-образный тип мышления.

Таблица 2

Типы мышления студентов-психологов

Группа А

Группа Б

Творческая группа В

наглядно-образным

наглядно-образным

наглядно-образным

предметно-действенным

творческим

предметно-действенным

словесно-логическим

 

творческим

 

Было обнаружено, что Группа А обладает преимущественно наглядно-образным, предметно-действенным, словесно-логическим; Группа Б- наглядно-образным, творческим; Группа В- наглядно-образным, предметно-действенным, творческим. Обнаружено сходство типа мышления у первокурсников и студентов творческой группы. Для проверки связи показателей креативности и мышления был выполнен корреляционный анализ наглядно-образного мышления и креативности с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

С помощью компьютерной программы автоматического подсчета P - критерия Cпирмена была рассчитана корреляции между уровнем креативности и доминирующим типом мышления у студентов-психологов. Полученное эмпирическое значение равно 0.075, следовательно Н_0 принимается: корреляция между уровнем креативности и наглядно-образным мышлением не достигает уровня статистической значимости. Значит мы можем говорить о том, что креативность не связана с наглядно-образным мышлением, следовательно гипотеза не подтвердилась.

Для диагностики ведущих смыслов учебной деятельности у студентов-психологов с разными уровнями креативности была разработана методика в форме семантического дифференциала, представленная униполярным опросником, состоящим из 9 факторов.

Данный опросник позволил нам диагностировать важность аспектов учебной деятельности и тем самым выявить насколько осмысленно студенты подходят к учебе

Таблица 2

Учебно-смысловые факторы студентов-психологов с разными уровнями креативности

Факторы

смыслов учебы

Низкий уровень креативности

(10 человек)

Средний уровень креативности

(22 человек)

 

Высокий уровень креативности

(48 человек)

 

 

Частота встречаемости ответов по 3-х балльной шкале (%)

Саморазвитие и самоактуализация

10

25

65

10

30

60

0

10

90

Приобретение новых знаний

30

20

50

20

35

45

0

15

85

Получение высшего

образования

15

15

70

20

25

50

10

20

60

Практичность

20

50

30

45

25

30

0

45

55

Личный интерес

20

25

55

20

45

35

0

35

65

Оценки

55

20

25

25

35

40

35

40

25

Стипендия

50

35

15

20

20

60

50

25

25

Преподаватели, их отношение

40

30

15

20

40

40

50

35

15

Будущее, перспективы

10

25

65

20

30

50

5

25

70

Сумма

250

220

390

200

285

410

150

250

490

Сумма с учетом коэффициента значимости

250

490

1170

200

570

1230

150

490

1470

                     

Зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

После обработки полученных данных мы выявили, что у студентов-психологов преобладает наглядно-образный тип мышления.

 

Таблица 2. Типы мышления студентов-психологов

Группа А

Группа Б

Творческая группа В

наглядно-образным

наглядно-образным

наглядно-образным

предметно-действенным

творческим

предметно-действенным

словесно-логическим

 

творческим

Было обнаружено, что Группа А обладает преимущественно наглядно-образным, предметно-действенным, словесно-логическим; Группа Б- наглядно-образным, творческим; Группа В- наглядно-образным, предметно-действенным, творческим. Обнаружено сходство типа мышления у первокурсников и студентов творческой группы. Для проверки связи показателей креативности и мышления был выполнен корреляционный анализ наглядно-образного мышления и креативности с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.

Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.

С помощью компьютерной программы автоматического подсчета P - критерия Cпирмена была рассчитана корреляции между уровнем креативности и доминирующим типом мышления у студентов-психологов. Полученное эмпирическое значение равно 0.075, следовательно Н_0 принимается: корреляция между уровнем креативности и наглядно-образным мышлением не достигает уровня статистической значимости. Значит мы можем говорить о том, что креативность не связана с наглядно-образным мышлением, следовательно гипотеза не подтвердилась.

Для диагностики ведущих смыслов учебной деятельности у студентов-психологов с разными уровнями креативности была разработана методика в форме семантического дифференциала, представленная униполярным опросником, состоящим из 9 факторов.

Данный опросник позволил нам диагностировать важность аспектов учебной деятельности и тем самым выявить насколько осмысленно студенты подходят к учебе

Таблица 2. Учебно-смысловые факторы студентов-психологов с разными уровнями креативности

Факторы

смыслов учебы

Низкий уровень креативности

(10 человек)

Средний уровень креативности

(22 человек)

 

Высокий уровень креативности

(48 человек)

 

Частота встречаемости ответов по 3- балльной шкале (%)

Саморазвитие и самоактуализация

10

25

65

10

30

60

0

10

90

Приобретение новых знаний

30

20

50

20

35

45

0

15

85

Получение высшего

образования

15

15

70

20

25

50

10

20

60

Практичность

20

50

30

45

25

30

0

45

55

Личный интерес

20

25

55

20

45

35

0

35

65

Оценки

55

20

25

25

35

40

35

40

25

Стипендия

50

35

15

20

20

60

50

25

25

Преподаватели, их отношение

40

30

15

20

40

40

50

35

15

Будущее, перспективы

10

25

65

20

30

50

5

25

70

Сумма

250

220

390

200

285

410

150

250

490

Сумма с учетом коэффициента значимости

250

490

1170

200

570

1230

150

490

1470

                     

Полученные результаты демонстрируют, что группа студентов, имеющих высокий уровень креативности подходят к учебе более осмысленно, чем студенты со средним и низким уровнем креативности. Возможно, это связано с юношеским возрастом респондентов. В данном возрастном периоде человек стремится к личностному и профессиональному самоопределению, и возможно в связи с этим репрезентация смысловых ориентиров (категорий) у высоко креативных студентов, которые, скорее всего, более осознанно подходят к развитию себя в профессиональной области, является более распространённой по сравнению со студентами с меньшими уровнями креативности, которые, возможно, еще испытывают сомнения в правильности выбора будущей профессии.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать следующие заключения:  студенты с более высокими уровнями креативности обладают преимущественно наглядно-образным типом мышления, у группы студентов-психологов с более высоким уровнем креативности смысловые категории являются более распространенными по сравнению со студентами с меньшими уровнями креативности. Уровень креативности не связан с доминирующим типом мышления, но имеет связь с выраженностью смысловых ориентиров в репрезентации смыслов учебной деятельности на уровне тенденции. Следовательно, первая гипотеза подтверждена, а вторая частично опровергнута.

Практическая значимость исследования и дальнейшая работа над данной проблемой видится в необходимости разработки и реализации специальных программ, направленных на развитие и поддержание креативных способностей у студентов, обладающих слабой выраженностью смысловых категорий в учебной деятельности, а также создание, поддержание благополучной учебной среды, которая поспособствует личностному самоопределению и развитию креативности.