Профессия психолога относится к таким профессиям, в рамках которых решаются задачи с высоким уровнем неопределенности, в какой бы сфере он ни работал: кадровая психология, психология образования, медицинские учреждения, консультативно-терапевтическая, работа психолога в силовых структурах; научно-исследовательская деятельность. В процессе профессионального образования будущего психолога должны формироваться и развиваться такие личностные ресурсы, которые обеспечивают продуктивность в области мышления и творческого мышления, креативности.
Креативность- это потенциал, внутренний ресурс человека, который охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих их творческому проявлению [1]. Креативность рассматривается как творческие способности индивида; способности порождать идеи, отклоняющиеся от традиционных схем мышления [2].
Исследования креативности становятся актуальными в контексте самореализации личности в учебной деятельности [3]. Это связано с тем, что динамично развивающееся современное общество ставит перед человеком задачи, требующие новаторских решений, а для того, чтобы кандидаты при трудоустройстве соответствовали требованиям работодателя, необходимо заниматься исследованием, развитием креативности потенциальных работников начиная c профессионального обучения. В современном социуме работа психолога становится все разнообразнее и сложнее: требует от специалиста подвижности, гибкости мышления, творческого подхода к решению разнохарактерных проблем, быстрой адаптации к новым условиям. Вместе с тем отмечается недостаточность сформированности образа профессии психолога у студентов [4].
Цель исследования состояла в определении особенностей когнитивно-смысловой сферы: характеристик мышления и учебно-смысловых ориентиров у студентов-психологов с различными уровнями креативности уровня связи креативности
Объектом эмпирического исследования стал феномен креативности, рассматриваемый нами как ресурс профессионального развития личности студента-психолога.
Предмет исследования: особенности мышления и репрезентации учебно-смысловых категорий, отражающих смыслы учебной деятельности у студентов-психологов с высоким уровнем креативности.
В качестве гипотез выступили следующие предположения
1) У студентов-психологов преимущественным типом мышления выступает наглядно-образное мышление; а у студентов психологов с более высоким уровнем креативности репрезентация смысловых ориентиров (категорий) является более распространённой по сравнению со студентами с меньшими уровнями креативности
2) Уровень креативности связан с доминирующим типом мышления и выраженностью смысловых категорий в репрезентации смыслов учебной деятельности
В качестве эмпирических выступили группы студентов- психологов ВГУЭС, а также группы студентов-психологов, участвовавших в олимпиаде (ДРСО-I и ДРСО-2 http://vk.com/club83286236), которые с большой долей вероятности обладают более высоким уровнем креативности по сравнению со студентами не участвующими в олимпиаде. Они были выбраны среди остальных для выполнения когнитивно сложных заданий, более осмысленно подходят к учебе, чем обычные студенты-психологи.
Для диагностики креативности, в соответствии с подходом Дж. Рензулли был проведен анализ показателей самооценки и экспертной оценки уровня креативности, а затем определен средний уровень данных показателей по группе. Результаты полученные в ходе исследования были занесены в таблицу 1, для больше наглядности данные были разделены по группам: 20 студентов 1 курса (группа А), и 20 студентов третьего курса (группа Б) и 40 участников I и II Дальневосточной региональной олимпиады для студентов-психологов (творческая группа В).
Таблица 1
Среднегрупповой уровень креативности студентов-психологов
Группа А |
Группа Б |
Творческая группа В |
30 |
28 |
30 |
Из таблицы 2 видно, что у исследуемых групп уровень креативности является высоким, что свидетельствует о хороших способностях учащихся находить новые пути решения задач, отличающихся от традиционных схем.
При диагностике 4 базовых типов мышления как индивидуального способа переработки информации была использована методика Г.В. Резапкиной (предметное-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое и наглядно-образное).
Из всех диагностируемых типов наглядно – образное мышления является необходимым для успешной деятельности психолога, так как оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
После обработки полученных данных мы выявили, что у студентов-психологов преобладает наглядно-образный тип мышления.
Таблица 2
Типы мышления студентов-психологов
Группа А |
Группа Б |
Творческая группа В |
наглядно-образным |
наглядно-образным |
наглядно-образным |
предметно-действенным |
творческим |
предметно-действенным |
словесно-логическим |
|
творческим |
Было обнаружено, что Группа А обладает преимущественно наглядно-образным, предметно-действенным, словесно-логическим; Группа Б- наглядно-образным, творческим; Группа В- наглядно-образным, предметно-действенным, творческим. Обнаружено сходство типа мышления у первокурсников и студентов творческой группы. Для проверки связи показателей креативности и мышления был выполнен корреляционный анализ наглядно-образного мышления и креативности с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
С помощью компьютерной программы автоматического подсчета P - критерия Cпирмена была рассчитана корреляции между уровнем креативности и доминирующим типом мышления у студентов-психологов. Полученное эмпирическое значение равно 0.075, следовательно Н_0 принимается: корреляция между уровнем креативности и наглядно-образным мышлением не достигает уровня статистической значимости. Значит мы можем говорить о том, что креативность не связана с наглядно-образным мышлением, следовательно гипотеза не подтвердилась.
Для диагностики ведущих смыслов учебной деятельности у студентов-психологов с разными уровнями креативности была разработана методика в форме семантического дифференциала, представленная униполярным опросником, состоящим из 9 факторов.
Данный опросник позволил нам диагностировать важность аспектов учебной деятельности и тем самым выявить насколько осмысленно студенты подходят к учебе
Таблица 2
Учебно-смысловые факторы студентов-психологов с разными уровнями креативности
Факторы смыслов учебы |
Низкий уровень креативности (10 человек) |
Средний уровень креативности (22 человек)
|
Высокий уровень креативности (48 человек)
|
|||||||
Частота встречаемости ответов по 3-х балльной шкале (%) |
||||||||||
Саморазвитие и самоактуализация |
10 |
25 |
65 |
10 |
30 |
60 |
0 |
10 |
90 |
|
Приобретение новых знаний |
30 |
20 |
50 |
20 |
35 |
45 |
0 |
15 |
85 |
|
Получение высшего образования |
15 |
15 |
70 |
20 |
25 |
50 |
10 |
20 |
60 |
|
Практичность |
20 |
50 |
30 |
45 |
25 |
30 |
0 |
45 |
55 |
|
Личный интерес |
20 |
25 |
55 |
20 |
45 |
35 |
0 |
35 |
65 |
|
Оценки |
55 |
20 |
25 |
25 |
35 |
40 |
35 |
40 |
25 |
|
Стипендия |
50 |
35 |
15 |
20 |
20 |
60 |
50 |
25 |
25 |
|
Преподаватели, их отношение |
40 |
30 |
15 |
20 |
40 |
40 |
50 |
35 |
15 |
|
Будущее, перспективы |
10 |
25 |
65 |
20 |
30 |
50 |
5 |
25 |
70 |
|
Сумма |
250 |
220 |
390 |
200 |
285 |
410 |
150 |
250 |
490 |
|
Сумма с учетом коэффициента значимости |
250 |
490 |
1170 |
200 |
570 |
1230 |
150 |
490 |
1470 |
|
Зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.
После обработки полученных данных мы выявили, что у студентов-психологов преобладает наглядно-образный тип мышления.
Таблица 2. Типы мышления студентов-психологов
Группа А |
Группа Б |
Творческая группа В |
наглядно-образным |
наглядно-образным |
наглядно-образным |
предметно-действенным |
творческим |
предметно-действенным |
словесно-логическим |
|
творческим |
Было обнаружено, что Группа А обладает преимущественно наглядно-образным, предметно-действенным, словесно-логическим; Группа Б- наглядно-образным, творческим; Группа В- наглядно-образным, предметно-действенным, творческим. Обнаружено сходство типа мышления у первокурсников и студентов творческой группы. Для проверки связи показателей креативности и мышления был выполнен корреляционный анализ наглядно-образного мышления и креативности с помощью критерия ранговой корреляции Спирмена.
Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков.
С помощью компьютерной программы автоматического подсчета P - критерия Cпирмена была рассчитана корреляции между уровнем креативности и доминирующим типом мышления у студентов-психологов. Полученное эмпирическое значение равно 0.075, следовательно Н_0 принимается: корреляция между уровнем креативности и наглядно-образным мышлением не достигает уровня статистической значимости. Значит мы можем говорить о том, что креативность не связана с наглядно-образным мышлением, следовательно гипотеза не подтвердилась.
Для диагностики ведущих смыслов учебной деятельности у студентов-психологов с разными уровнями креативности была разработана методика в форме семантического дифференциала, представленная униполярным опросником, состоящим из 9 факторов.
Данный опросник позволил нам диагностировать важность аспектов учебной деятельности и тем самым выявить насколько осмысленно студенты подходят к учебе
Таблица 2. Учебно-смысловые факторы студентов-психологов с разными уровнями креативности
Факторы смыслов учебы |
Низкий уровень креативности (10 человек) |
Средний уровень креативности (22 человек)
|
Высокий уровень креативности (48 человек)
|
|||||||
Частота встречаемости ответов по 3- балльной шкале (%) |
||||||||||
Саморазвитие и самоактуализация |
10 |
25 |
65 |
10 |
30 |
60 |
0 |
10 |
90 |
|
Приобретение новых знаний |
30 |
20 |
50 |
20 |
35 |
45 |
0 |
15 |
85 |
|
Получение высшего образования |
15 |
15 |
70 |
20 |
25 |
50 |
10 |
20 |
60 |
|
Практичность |
20 |
50 |
30 |
45 |
25 |
30 |
0 |
45 |
55 |
|
Личный интерес |
20 |
25 |
55 |
20 |
45 |
35 |
0 |
35 |
65 |
|
Оценки |
55 |
20 |
25 |
25 |
35 |
40 |
35 |
40 |
25 |
|
Стипендия |
50 |
35 |
15 |
20 |
20 |
60 |
50 |
25 |
25 |
|
Преподаватели, их отношение |
40 |
30 |
15 |
20 |
40 |
40 |
50 |
35 |
15 |
|
Будущее, перспективы |
10 |
25 |
65 |
20 |
30 |
50 |
5 |
25 |
70 |
|
Сумма |
250 |
220 |
390 |
200 |
285 |
410 |
150 |
250 |
490 |
|
Сумма с учетом коэффициента значимости |
250 |
490 |
1170 |
200 |
570 |
1230 |
150 |
490 |
1470 |
|
Полученные результаты демонстрируют, что группа студентов, имеющих высокий уровень креативности подходят к учебе более осмысленно, чем студенты со средним и низким уровнем креативности. Возможно, это связано с юношеским возрастом респондентов. В данном возрастном периоде человек стремится к личностному и профессиональному самоопределению, и возможно в связи с этим репрезентация смысловых ориентиров (категорий) у высоко креативных студентов, которые, скорее всего, более осознанно подходят к развитию себя в профессиональной области, является более распространённой по сравнению со студентами с меньшими уровнями креативности, которые, возможно, еще испытывают сомнения в правильности выбора будущей профессии.
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать следующие заключения: студенты с более высокими уровнями креативности обладают преимущественно наглядно-образным типом мышления, у группы студентов-психологов с более высоким уровнем креативности смысловые категории являются более распространенными по сравнению со студентами с меньшими уровнями креативности. Уровень креативности не связан с доминирующим типом мышления, но имеет связь с выраженностью смысловых ориентиров в репрезентации смыслов учебной деятельности на уровне тенденции. Следовательно, первая гипотеза подтверждена, а вторая частично опровергнута.
Практическая значимость исследования и дальнейшая работа над данной проблемой видится в необходимости разработки и реализации специальных программ, направленных на развитие и поддержание креативных способностей у студентов, обладающих слабой выраженностью смысловых категорий в учебной деятельности, а также создание, поддержание благополучной учебной среды, которая поспособствует личностному самоопределению и развитию креативности.