Одной из важнейших задач, которая стоит перед педагогами-исследователями, является выявление и обоснование концептуальных идей, способствующих пониманию сути изучаемого феномена. В данной статье, в их качестве выступают идея ценностной сущности формирования творческой индивидуальности студента (будущего учителя) и идея ценностной обусловленности совокупности условий, наличие которых обеспечивает эффективность рассматриваемого процесса.
Идея ценностной сущности формирования творческой индивидуальности студента (будущего учителя) выдвинута неслучайно. Она согласуется с позицией аксиологизации образования, у которой достаточно много сторонников. Так, Б. С. Гершунский отмечает, что ценностная (аксиологическая) характеристика образования есть гармоничная интеграция трёх блоков: образование как ценность государственная; образование как ценность общественная; образование как ценность личностная [1]. Через призму ценностей можно и нужно смотреть не только на образование в целом, но и на процессы, которые происходят под его влиянием и в его контексте. Одним из них и является процесс формирования творческой индивидуальности студента (будущего учителя), избравшего для себя педагогическую стезю.
Когда раскрывается сущность творческой индивидуальности в целом и творческой индивидуальности будущего учителя в частности нельзя обойти стороной психологические параметры. Такие, например, как эмоции и чувства. Именно эта сторона ценностей отмечена Е. В. Бондаревской: «ценность – это то, что чувства людей диктуют признать стоящим над всем, к чему можно стремиться, созерцать, относиться с уважением, признанием, почтением. Ценности – это предпочтения (или отвержения) определенных смыслов, построенных на их основе способов поведения» [2]. Сегодня при утверждении в высшем образовании приоритетов гуманистической педагогики обращается внимание на очеловечивание образовательной среды, подчёркивается необходимость субъект-субъектных отношений. И то, и другое предполагает эмоциональную насыщенность, проявление чувств уважения, перцепцию. Но это не только особенности организации образовательного процесса, это и возможный исследовательский ракурс.
Термин «формирование» не имеет однозначной трактовки, что характерно для многих педагогических терминов. Из всего многообразия имеющихся вариантов мы остановились на варианте, зафиксированном в педагогическом словаре под редакцией В. И. Загвязинского и А. Ф. Закировой. Здесь формирование определяется как «придание формы (внутренней и внешней структуры) полученным в обучении и воспитании. В отличие от развития, происходящего в большей степени под влиянием внутренних импульсов, формирование выражает роль внешних воздействий, стимулирующих, конечно, и внутренние силы развития и саморазвития» [3]. Образовательный процесс, осуществляемый в вузе, предоставляет значительные возможности для формирования творческой индивидуальности будущего учителя. Учебные занятия, практика, система воспитательных дел, профессиональное общение преподавателей и студентов – во всём есть те внешние воздействия, что запускают внутренние механизмы преобразования личностного «Я».
Разрабатывая основу данной статьи, мы познакомились со статьёй Р. Шакирова, в которой затрагиваются вопросы формирования коммуникативного потенциала учителя [4]. Предложенный автором вариант показался нам продуктивным, мы использовали его для выделения ключевых направлений, по которым должна осуществляться деятельность по формированию творческой индивидуальности студентов. Их предлагаемые характеристики сделаны с учётом аксиологических параметров.
Идея заключается в том, чтобы дать тем, кто обучается на специальностях педагогического профиля, необходимые профессиональные и специальные знания по различным аспектам творчества, педагогического творчества, сущности и основным характеристикам творческой личности учителя, особенностям её становления и развития и т. п. Важным элементом данного направления выступает знакомство обучающихся с материалами, доказывающими ценность творчества и креативности в современном мире, и объясняющих ценностную ответственность творческих актов.
Практическое направление предполагает вооружение будущего учителя комплексом профессионально важных творческих умений и навыков, педагогическим инструментарием, необходимым для творческого воплощения профессиональных замыслов. Значимым элементом данного направления выступает демонстрация того, как творчество воздействует на аксиосферу человека.
Изучаемый процесс осуществляется в соответствии с рядом принципов. Акцентуация на этом необходима, так как, по мнению И. Ф. Исаева, именно принципы во многом определяют стратегию и тактику практических действий [5]. В качестве ведущих принципов в рассматриваемом случае выступают принципы: аксиологизации образовательного процесса, креативности, индивидуализации. При этом подчеркнём имеющуюся между ними связь. Творчество и творческая (креативная) личность сегодня признаются одними из главных ценностей быстро и инновационно меняющегося мира. Следовательно, выбор их в качестве ориентиров образовательной деятельности выступает неотъемлемым элементом многоплановой аксиологизации образовательного процесса. Кроме этого, необходимо подчеркнуть значимость принципов системности, непрерывности и преемственности, единства объективного и субъективного начала, культуросообразности, полисубъектности. Здесь важно обозначить значимость системного подхода. Только в системе все элементы образовательного процесса дадут желаемый результат, который также обеспечивает последовательное, планомерное, непрерывное движение по линии восхождения к вершинам профессионального мастерства и творчества, обеспечивающее преемственность существующих на этом пути этапов. Заявленное единство вытекает из сути процесса формирования – детерминирование внутренних изменений внешними факторами. Именно внешние объективные обстоятельства жизнедеятельности вуза, которые схожи для всех студентов, обучающихся на педагогическом бакалавриате, запускают в действие их личностные механизмы формирования того или иного свойства. И это субъективное реагирование и может привести к абсолютно разным результатам. Включение принципа культуросообразности объясняется тем, что культура пронизана ценностями и творчеством; произведения культуры – творческий продукт, духовная и материальная ценность. Умение это понять и оценить во многом приходит благодаря получаемому образованию. Принцип полисубъектности подчёркивает наличие и многообразие фигур, включённых в процесс подготовки будущего учителя. Множественность имеющихся личностных примеров и оказываемых влияний накладывает отпечаток на формирующуюся индивидуальность и вырабатываемый ею индивидуальный стиль творческой деятельности. Отметим, что названные принципы очень близки и дополняют друг друга, через призму которых идёт уточнение сущности аксиологического подхода.
Проделанная работа позволяет сформулировать авторскую позицию относительно сущности формирования творческой индивидуальности будущего учителя на основе аксиологического подхода. Это – целенаправленный процесс ценностно-выверенного внешнего воздействия, направленного на возникновение и утверждение в сознании студента (будущего учителя) творческого отношения к профессии, расширение его кругозора по различным аспектам педагогического творчества, обогащение умениями и навыками, овладение педагогическим инструментарием, способствующим творческому решению разноплановых профессиональных задач. При этом внешнее воздействие актуализирует внутренние механизмы (целеполагания, мотивации, рефлексии), способствующие оптимальному осуществлению всех заявленных микропроцессов на основе понимания ценностной сущности педагогического творчества и его роли в формировании и изменении аксиосферы и отдельно взятого человека, и общества в целом.
Второй ключевой идеей настоящей статьи является идея ценностной обусловленности совокупности условий, способствующих эффективности рассматриваемого процесса. Учитывая тот факт, что формирование главным образом есть внешнее воздействие, то правомочно в первую очередь говорить о педагогических условиях (условия внешнего порядка). К ним отнесены следующие условия:
- отражение во ФГОС установок на педагогическое творчество;
- проектирование и организация подготовки будущих учителей с учётом принятия ценности творческой личности каждого субъекта образования, профессионального творчества, а также использования ценностно-выверенных педагогических технологий, активных и интерактивных форм, методов, приёмов, способствующих формированию их творческой индивидуальности;
- наличие в вузе коллектива преподавателей, признающих ценность творчества и творческой личности, творческой атмосферы и ценностно-ориентированной творчески развивающей и развивающейся среды.
Вместе с тем, опираясь на предложенное определение исследуемого процесса, повторим ещё раз – внешнее воздействие стимулирует различные проявления личностного «Я» (мотивация, целеполагание, рефлексия), которые могут быть определены, как условия внутреннего порядка.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) содержат основополагающие ориентиры не только системы образования, но и развития общества. От того, какой вектор социального существования был задан в школьных и вузовских аудиториях, как, с каких позиций здесь происходило формирование человека, во многом зависит будущее страны и государства. Специалисты отмечают, что «гражданину образовательный стандарт необходим для обеспечения качественной социализации личности в контексте развития национальной, общемировой культуры, гармонизации индивида с окружающей средой, социумом, самим собой, создания ориентира для личностного самоопределения, а также как единица измерения, критерий образованности.
Педагогу образовательный стандарт необходим как ориентир минимально допустимого уровня образования, как условие более полной реализации своего профессионального потенциала (в вариативном содержании образования), раскрываемого сверх обязательного минимума образования» [6]. В стандарте подготовки педагогических кадров сделан акцент на важность различных параметров, которые могут быть отнесены к профессиональному творчеству и ценностным проявлениям данной профессии, что сформировано в перечне необходимых компетенций.