Результативность подготовки конкурентоспособного специалиста социально-культурной деятельности связана с уровнем организации образовательного профессионального процесса во время обучения в высшем учебном заведении.
Структурный аспект творческой деятельности конкурентоспособного специалиста является сложным, многоуровневым, системным образованием, в основе которого лежит креативность, как общая универсальная способность к профессиональной творческой деятельности.
Основной элемент креативности – это соответствующий уровень интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская), основанной на творчестве как свойстве личности, и на владении технологией творчества.
Творческая компетентность – это значимое личностное качество специалиста социально-культурной сферы. Не мало важное значение в формировании этого важнейшего профессионального качество играет не просто учебная, а именно учебно-профессиональная деятельность. Именно такая деятельность позволяет формировать готовность и способность будущего специалиста выявлять и анализировать актуальные проблемы в профессиональной сфере, находить способы и средства для творческого их решения.
На особую роль в развитии креативности личности специального обучения и воспитания еще в детском возрасте обращали внимание многие исследователи. Как утверждает Р. Стернберг, «если школьник с самого начала своей формальной ученической карьеры подготавливается к тому, что он должен учиться создавать, придумывать, находить оригинальные решения старым проблемам, то формирование личности этого школьника будет происходить отлично от того, как формируется личность ребенка, обучаемого в рамках идеологии повторения сказанного учителем» [2, c. 5–31].
Креативное развитие в процессе получения образования в вузе реализуется двумя путями: в процессе учебных занятий (теоретических и практических) и в процессе внеучебной работы, которая осуществляется по принципу добровольности и индивидуальных интересов студентов (кружки, студии, мероприятия, акции и т. п.).
Творчество студентов – это на редкость сложная палитра их деятельности. Оригинальность и самостоятельность мышления, фантазия и творческие идеи и т. п. могут сформироваться только при создании условия возможности тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа», которые предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают необходимым любое разумное решение проблем.
Эффективность подготовки студентов к творческой деятельности зависит от организации учебного процесса. Вузы культуры и искусства связаны с творчеством, что и определяет специфичность образовательного учреждения, которое обладает возможностями учитывать при организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса.
Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития у студентов мотивации к познавательной творческой деятельности [1].
Развитию творческой составляющей в вузе культуры способствует социально-культурная анимационная деятельность, которая в настоящее время наиболее интенсивно развивающимся направлением современной социально-культурной деятельности. Социально-культурной деятельность предполагает реализацию разнообразных программ творческой реабилитации, организации активного отдыха, совместно с общественными группами с учетом ценностей культуры.
Задачи социально-культурной анимации связаны с представлением условий для творческого самовыражения и самоорганизации личности и для реализации эффективного социального контроля в области культуры.
Под самоорганизацией в синергетике понимаются процессы возникновения макроскопически упорядоченных пространственно-временных структур в сложных нелинейных системах, находящихся в далёких от равновесия состояниях, вблизи особых критических точек — точек бифуркации, в окрестности которых поведение системы становится неустойчивым.
Синергетика представляет собой одно из ведущих направлений современной науки, воплощающее собой естественнонаучный вектор развития теории нелинейных динамик в современной культуре. Это направление представлено такими исследователями, как Г. Хакен, Г. Николис, И. Пригожин, А. Баблоянц, С. Вейнберг, П. Гленсдорф, Р. Грэхем, К. Джордж, Р. Дефэй, Дж. Каглиоти, М. Курбейдж, С. П. Курдюмов и др.
Креативная деятельность направлена на создание новых знаний и преобразование их. Поэтому креативная деятельность включает в себя не только развитие креативной способности, но и формирование необходимых ключевых компетенций, связанных с процессом формирования креативности у студентов.
Сама креативная деятельность может быть представлена двумя составляющими: а) избирательным творческим поиском и б) практическим опытом.
Целью избирательного творческого поиска является приобретение нового знания, практико-ориентированного на решение конкретных проблем. Индивидуальное и групповое творчество, интеллектуальные системы, стратегические и тактические альянсы и обучение являются источниками получения нового знания.
Креативная деятельность как практический опыт предполагает решение цели повышения конкурентоспособности социально-культурной организации или учреждения за счет освоения новых услуг и бизнес-процессов.
При определенных условиях процесс принятия решений может быть рационализирован и систематизирован и включать в себя последовательность отдельных этапов:
- идентификацию проблемы и ее уточнение;
- задание приоритетов;
- получение возможных вариантов действий, их оценку;
- сравнение прогнозируемых исходов при применении каждого варианта с поставленными целями;
- выбор варианта, который наилучшим образом соответствует целям;
- обратную связь;
- корректировку.
Однако нужно сказать, что такая модель не учитывает обстоятельства нестабильности, а также недостаточность и нерациональность информации.
В креативной деятельности необходимо учитывать и использовать такие иррациональные подходы как интуицию, опыт противоречивых решений, множественность субъектов принятия решений, а самое главное –возрастающую иррациональность, сложность и непредсказуемость внешней среды.
Следует подчеркнуть, что необходимость творческого подхода к любой стороне социально-культурной деятельности является нормой.
Термин креативный (творческий, созидательный) достаточно часто применяется к различным аспектам социально-культурной деятельности.
Социально-культурная анимация рассматривается как педагогика понимания и посредничества, призванная утверждать отношения равенства, преодолевающие иерархическую подчиненность, устанавливать взаимоотношения на основе большей свободы и самостоятельности, предоставлять индивидуальный выбор в деятельности, творчестве и общении.
Анимационная деятельность позволяет создавать оптимальные условия для выбора отдельным индивидуумом досуговой деятельности в соответствии со своими запросами.
В рамках дисциплины «Педагогика досуга» выделяют основные принципы, на основе которых выстраивается анимационная работа:
- человек должен изучаться и приниматься в его целостности;
- каждый человек уникален;
- человек открыт миру, принятие человеком мира и реализация себя в мире являются главной психологической реальностью;
- человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека.
Можно обозначить основные задачи социокультурной анимации, которые в социальной среде определяют анимацию как путь «оживления», «одухотворения» межличностных и межгрупповых социально-психологических отношений, восстановления смысложизненных ориентаций личности средствами культуры и искусства.
Выделяют три взаимосвязанных технологических этапов в анимации:
- процесс создания условий для раскрытия личности или группы;
- процесс установления межличностных отношений;
- процесс творчества как поиск проблем в окружающем мире и их решение.
Таким образом, рекреационно-анимационные программы становятся частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения.
Реализация рекреационно-анимационной программы предполагает решение общих цели или замысла плана проведения разнообразных туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских мероприятий, связанных с реализацией психолого-педагогических функций. В ходе подготовки и проведения рекреационно–анимационных программ аниматорам необходимо учитывать такие черты характера ее участников, как способность, характер, темперамент, а также природные качества – память, наблюдательность, воображение и сообразительность.
Знание аниматорами основ психологии помогает им правильно создавать рекреационно-анимационные программы, учитывать запросы и интересы конкретной аудитории, оперативно оценивать их реакцию (внимание, интерес, одобрение, неудовольствие). Эффективность работы аниматора в значительной мере зависит от того, насколько он владеет психологическими приемами и верно понимает сущность психических процессов. Это является основой его профессионализма в руководстве, проведении и построении рекреационно-анимационных программ.