Full text

Современная эпоха ставит перед средним профессиональным образованием новую проблему – подготовить выпускников к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании представлены совокупностью методов, механизмов и процессов, употребляемых для сбора, обработки и распространения информации и применения их в образовательной деятельности.

С помощью информатизации образования кардинально изменился характер учебного процесса, что позволяет в полной мере раскрыть креативный потенциал преподавателя, значительно повысить качество и устойчивость полученных обучающимися знаний.

Реализация различных видов занятий на профессиональном модуле ПМ.03.01 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях МДК03.01 Основы реаниматологии с использованием информационно-коммуникационных технологий разрешает смоделировать педагогические условия их применения. Немаловажную роль играет самостоятельная работа студентов во время практических занятий этого профессионального модуля.

Педагогика в настоящее время рассматривает самостоятельную работу студентов как вид учебной деятельности, реализовываемый без прямого вмешательства и как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательную деятельность. Выполняя задания практического занятия по основам реаниматологии, обучающиеся оказывают друг другу консультационную помощь, сообща решают ситуационные задачи [1].

Посредством использования ИКТ обеспечивается достаточность уровня информационной компетентности преподавателя и студентов, умение показать содержание учебной дисциплины в соответствии с формой занятия.

Несомненно, применение информационно-коммуникационных технологий базируется на соответствующей материально-технической базе, с помощью которой можно моделировать образовательную среду, адекватно воссоздающую содержание занятий, используя ресурсы сети Интернет, мультимедийные средства.

Информационно-коммуникационные технологии используются преподавателями в ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж» в многообразных видах учебной деятельности на профессиональном модуле ПМ.03.01 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях МДК03.01 Основы реаниматологии: лекциях, семинарских и практических занятиях [2, 3].

Применяемые на занятиях по основам реаниматологии компьютерные средства дают принципиально новые возможности для повышения усвояемости сложных технологий в учебном процессе. Расширяя доступ к информации, увеличивая выразительные возможности получения знаний, преподаватели соединяют рациональные и эмоциональные аспекты при обучении основам реаниматологии.

Игровые элементы, возможность применения моделей, широкая вариабельность в выборе методических средств, тиражирование и совершенствование методических материалов, упрощение их передачи на расстоянии открывают новые возможности в концентрации учебной информации, индивидуализации образовательного процесса.

С помощью ИКТ открываются новые возможности организации междисциплинарных связей, что освобождает преподавателя от рутинного труда и сосредоточивает его внимание на творческих моментах, повышая интерес у студентов к получению знаний.

В современном образовательном учреждении преподаватель может использовать в процессе чтения лекций и при проведении практических занятий мультимедиа-проектор, интерактивную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, что дает качественное преимущество перед коллегами, которые работают только в рамках привычной «меловой технологии».

В связи с этим особая роль в колледже отводится преподаванию профессиональных модулей с помощью информационных технологий: мультимедийных презентаций, лекций, электронных обучающих программ, электронных учебников, интерактивной доски, интернет-ресурсов и др.

В современной педагогической деятельности преподавателей колледжа достойное место заняли тестовые технологии контроля учебных достижений. Тесты используются в тренирующих и контрольных упражнениях.

Электронное тестирование на основе компьютерных средств обучения стало естественным компонентом педагогической деятельности с практическим применением информационных технологий.

При разработке электронных тестов учитывают образовательные цели, краткость, ясность, компактность, качественность и однозначность, простоту и надежность. Решение названных задач напрямую зависит от преподавателя, разрабатывающего содержание теста по своему курсу.

Мультимедийная лекция является одной из важных и основных форм обучения и получения информации. Лекция преподавателя тем содержательнее, чем полнее, достовернее и существеннее получаемые слушателями знания по рассматриваемому вопросу, а мультимедийная презентация делает ее более эффективной, так как восприятие идет сразу через несколько каналов. В чтении лекции важен голосовой тембр лектора, иллюстрации, оформленность и структурированность текста, которые воздействуют на слуховое и зрительное восприятие обучающихся. Ассоциативность восприятия лекции или любого другого теоретического материала (опорного конспекта, блока информации) активизируется посредством анимации и звуковых эффектов, что активизирует и мотивирует даже самого нерадивого студента.

При создании мультимедийных лекций учитываются психофизиологические требования к организации материала при его подаче с использованием мультимедийных средств: цвет, объем (дидактическая единица – текст, время), частота предъявления, звук, санитарно-гигиенические требования к организации рабочего места.

На лекционных, семинарских и практических занятиях на профессиональных модулях используется интерактивная доска – настоящее чудо науки и техники. Огромный монитор, связанный с сервером, позволяет «достать» любую лекцию или практическое занятие. Возможности интерактивной доски огромны, в ней сосредоточены самые современные компьютерные технологии: можно построить графики, диаграммы, использовать мультимедийные презентации, что позволяет сделать изучаемый материал более наглядным и доступным и способствует развитию креативных возможностей студентов.

На практических занятиях профессионального модуля ПМ.03 Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях МДК03.01 Основы реаниматологии применяются мультимедийные презентации, предназначенные для изучения материала студентами с помощью компьютера как самостоятельно, так и совместно с преподавателем.

Учебный материал в МДК03.01 Основы реаниматологии отражает деятельность медицинской сестры на различных этапах оказания доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях, а также алгоритмы действий по оказанию неотложной помощи пострадавшим [4].

Мультимедийные презентации содержат иллюстрированный материал по следующим разделам:

-          Хронические нарушения мозгового кровообращения.

-          Кардиогенный шок (шок различной этиологии).

-          Острые экзогенные отравления.

-          Острые нарушения мозгового кровообращения.

-          Острая сердечно-сосудистая недостаточность.

-          Острая дыхательная недостаточность.

-          Коматозные состояния.

В учебном пособии для студентов имеются справочники по примерным лекарственным препаратам и дезинфектантам, описание основных терминов, список литературы и перечень сокращений. Следующие видеосюжеты используются преподавателями во время проведения практических занятий: «Устройство ОАРИТ», «Сердечно-лёгочная реанимация», «Приём Хаймлиха», «Помощь при отравлении», «Помощь при ожогах», «Помощь при обморожении», «Помощь при утоплении», «Помощь при кровотечении», «Помощь при несчастных случаях» и другие.

Использование на занятиях ПМ.03. Оказание доврачебной помощи при неотложных и экстремальных ситуациях информационно-коммуникационных технологий позволяет обучающимся осознавать себя полноправным участником образовательного процесса, развивать навыки самообучения и проблемного творческого мышления, умение решать профессиональные задачи с помощью инновационных технологий, что также способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня учебно-методической работы.