Full text

Исходя из целевых ориентиров, указанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, дошкольник на этапе завершения дошкольного образования должен уметь выражать свои желания, эмоции и мысли с использованием речи, владеть устной речью и уметь ее применить в различных ситуациях, строить и использовать по назначению речевые высказывания в ситуациях общения, уметь выделять звуки в словах, и, конечно же, у ребенка должны быть сформированы предпосылки к обучению грамоте.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что поступление ребенка в школу является одним из самых важных этапов в жизни. В этот момент полностью меняется социальная ситуация развития ребенка. Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста овладели грамотной устной, а в дальнейшем и письменной речью.

Процесс формирования звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач в речевом развитии дошкольников, о чем и говорится в современном Федеральном государственном образовательном стандарте.

Формирование речевых умений и навыков и осознание явлений языка и речи – взаимосвязанные стороны единого процесса речевого развития. С одной стороны, совершенствование речевых умений и навыков составляет условие последующего осознания явлений языка, с другой – сознательное оперирование языком, его элементами не изолировано от развития практических умений и навыков. Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей.

По мнению М. М. Алексеевой, процесс формирования ориентировки в звуковой действительности языка включает несколько направлений: формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, формирование орфоэпически правильной речи, формирование выразительности речи, выработку дикции, формирование культуры речевого общения.

Ряд учёных – Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Л. Ф. Спирова, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястребова и другие – доказали существование прямой зависимости между процессами овладения фонематическим восприятием речи и возможностями овладения письмом.

В развитии речи ребенка-дошкольника существует два периода: дофонемный и период фонемной речи. На первом этапе ребенок не улавливает фонемы, но усваивает основной рисунок и интонацию слов, а уже на втором, в условиях необходимости овладения речью взрослых, начинает их различать и пользоваться ими.

Фонематическое восприятие – это умственные действия по определению звукового состава слова, по различению и выделению фонем. По мнению А. Н. Корнева, процесс формирования фонематического восприятия проходит шесть стадий:

1)     дофонетическая стадия, определяется полным отсутствием активных речевых возможностей, понимания речи и дифференциации звуков окружающей речи;

2)     начальный этап восприятия фонем: в отличие от акустически наиболее контрастных фонем, более близкие по дифференциальным признакам фонемы не различаются;

3)     дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонематическими признаками; ребенок может различать неправильное и правильное произношение, однако неправильно произнесенные слова еще не совсем освоены;

4)     на этой стадии сенсорные эталоны фонематического восприятия ребенка еще не стабильны, в восприятии преобладают правильные образы звучания фонем;

5)     развитие фонематического восприятия ребенка завершается на данном этапе: ребенок говорит и слышит правильно, а значит, неправильные слова оттесняются;

6)        на последнем этапе ребенок уже осознает звуковую сторону сегментов и слов [1].

Таким образом, мы выяснили, что фонематическое восприятие заключается в определении, различении и выделении фонем. Уже с первых дней рождения малыш может различать по тембру и высоте звуки. Речь формируется вместе с общим развитием ребенка постепенно и не является врожденной способностью. Фонематическое восприятие проходят пять, а по мнению некоторых исследователей, даже шесть этапов развития: от понимания элементарных фраз, от формирования двусложных конструкций и произношения звуков до воспроизведения многосложных конструкций.

Далее в нашем исследовании мы выявили и проанализировали основные компоненты фонематического восприятия старших дошкольников, так как ориентировались именно на детей этого возраста. По определению Д. Б. Эльконина, фонематическое восприятие включает в себя: выяснение порядка следования фонем в слове, установление различительной функции фонем, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Обращаясь к работам различных авторов, а главным образом к трудам А. Р. Лурия, мы определили, что процесс овладения письменной речью детьми старшего дошкольного возраста проходит три основных этапа. На первом дети четко слышат и выделяют отдельные звуки, на втором – выделяют фонемы в графическую зрительную схему, на третьем, заключительном, дети показывают результаты овладения письменной речью.

Основываясь на материалах изученных работ Л. Р. Лурия, А. С. Цветковой, Р. Е. Левиной, К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина, мы можем сделать вывод, что для грамотного письма старший дошкольник должен обладать следующими навыками:

-           четко выделять и слышать звуки отдельного слова, отличать их от других, стоящих рядом;

-           определять звуковой состав слова, уметь его анализировать;

-           выделять фонемы и их комплексы в графическую зрительную схему;

-           превращать буквы в необходимые графические начертания.

Таким образом, мы выяснили, что именно в дошкольном возрасте идет активное усвоение ребенком всех сторон речи. Этот период является наиболее сензитивным, а потому требует к себе огромного внимания. Ознакомление со звуковой стороной речи является важным, даже определяющим, в вопросах формирования навыков письма у старших дошкольников.

Чтобы воспитать всесторонне развитого ребенка и подготовить его к обучению грамоте, педагогу необходимо особым образом выстроить работу по воспитанию звуковой стороны речи, используя эффективные методы и приемы и основываясь на главных принципах. Проанализировав, мы выяснили, что такими принципами могут выступать: принцип максимального использования в работе различных анализаторов, принцип сознательности, принцип поэтапности, принцип последовательности, принцип формирования произношения в условиях естественного живого общения и другие.

Также нами были определены основные этапы работы по формированию фонематического восприятия речи: подготовительный, этап формирования первичных произносительных умений и навыков, этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Основная цель подготовительного этапа – включить ребенка в целенаправленный процесс, решить ряд общепедагогических и специальных задач (развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций).

Формирование у ребенка первоначальных умений правильного произнесения звуков на специально подобранном речевом материале – цель второго этапа. Конкретной задачей является постановка звуков, формирование навыков их правильного использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой (дифференциация). Цель третьего этапа заключается в формировании у ребенка умений и навыков безошибочного употребления звуковой речи во всех ситуациях общения. На занятиях широко применяются тексты, а не отдельные слова, используются различные формы и виды речи, творческие упражнения, подбирается материал, насыщенный теми или иными звуками.

В ходе анализа выбранной темы, опираясь на исследования Ф. К. Орфинской, А. И. Максакова, Д. Б. Эльконина и других, мы определили критерии сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста, на основе которых проводилась практическая часть работы:

  1. Умение определять наличие конкретного звука в словах (произнесенных другими, самим ребенком).
  2. Умение определять местоположение звука в словах («слышать» заданный звук в начале, в середине и в конце слова).
  3. Умение выполнять звуковой анализ слов (устанавливать качество звуков в слове, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки).

Выявленные критерии стали основанием для реализации второй задачи исследования, которая заключалась в экспериментальном изучении взаимосвязи формирования фонематического восприятия и овладения письмом детьми старшего дошкольного возраста. На данном этапе мы определили уровни фонематического восприятия детей старшего дошкольного возраста в исследуемой группе с помощью модифицированных тестов на различение и выбор фонем Л. В. Лопатиной (2004), Т. А. Фотековой (2000), Г. В. Чиркиной (1982), Н. А. Шевердиной (2004) [2]. Всего таких уровней было выделено три (низкий, средний, высокий). Результаты работы показали, что большинство детей обладают низким, а это 50% от общего числа испытуемых, и средним, что составляет 30%, уровнями фонематического восприятия.

На основе полученных данных в ходе экспериментального исследования мы реализовали практическую часть работы по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы. Для этого были подобраны и апробированы игры и упражнения (авторов О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Т. Н. Кочетовой), которые проводились в четыре этапа [3].

На первом этапе мы развивали фонематическое восприятие у старших дошкольников («Бусы», «Услышишь – хлопни», «Прятки»). На втором этапе велась работа по формированию умения «слышать» звуки в определенных словах («Где звук?», «Нужное слово», «Зоркий глаз», «Чудесный художник»). Третий этап включал игры и упражнения на формирование умения выполнять звуковой анализ слова («Запоминайка», «Сложи звуки», «Скажи наоборот»). На четвертом этапе дети использовали игры в своей повседневной деятельности.

После завершения данного этапа исследования мы вновь обратились к модифицированным диагностическим тестам на различение и выбор фонем Л. В. Лопатиной (2004), Т. А. Фотековой (2000), Г. В. Чиркиной (1982), Н. А. Шевердиной (2004) для проверки эффективности проделанной работы. Результаты показали, что испытуемые с низким уровнем развития фонематического восприятия составили 30%, что на 20% меньше, чем на начальном этапе. Испытуемые со средним уровнем фонематического восприятия составили 40%, что на 10% больше результатов диагностического эксперимента. Показатели высокого уровня тоже увеличились на 10%, что составило 30% от общего числа испытуемых.

Вследствие этого мы можем утверждать, что наша гипотеза, которая состоит в том, что процесс формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста будет более успешным, если:

-          будут изучены особенности взаимосвязи фонематического восприятия речи и овладения письмом старшего дошкольника;

-          будет выявлен уровень сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста;

-          будут изучены технологии, методы и средства формирования фонематического восприятия у старших дошкольников;

-          будут разработаны рекомендации по формированию фонематического восприятия у старших дошкольников как основы для письма посредством игровой деятельности;

верна и данные исследования не противоречат выдвинутым нами условиям.

Таким образом, на основе данных исследования мы разработали рекомендации для педагогов, направленные на повышение уровня развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста:

  1. Обязательно обращайте внимание на свою речь: не спешите, соблюдайте темп, не допускайте речевых ошибок, говорите четко и равномерно, при необходимости придайте речи выразительность, не забывайте, что вы являетесь главным примером для ребенка.
  2. Следите за речью самого ребенка и окружающих его людей. Если малыш совершает ошибку в речи, не спешите исправить его. Относитесь к нему мягко, уважительно, минимизируйте давление. Не исправляйте ошибки в момент приподнятого эмоционального настроения.
  3. Используйте различные дидактические материалы для развития фонематического восприятия старших дошкольников. Нами подобрана серия игр и упражнений, которые можно использовать с этой целью. При проведении можно использовать индивидуальную и фронтальную формы работы.
  4. Важно помнить, что чем большее количество анализаторов задействует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение, так как задания следует предлагать в игровой форме, с использованием различных приемов, индивидуального и демонстрационного материала. В результате такой работы дети не только научаются видеть буквы, слышать звуки родного языка, но и смогут в дальнейшем применить полученные знания и умения в школе.
  5. Необходимо подбирать для детей такие игры и упражнения, в которых они могли бы самостоятельно использовать полученные навыки фонематического восприятия.

Теоретическое значение исследования заключается в обосновании роли ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности языка в формировании фонематического восприятия. Определены принципы отбора и систематизации элементарных знаний о звуковой стороне речи, которые являются основополагающими для осознания дошкольником звуковой действительности языка.

Практическая значимость исследования состоит в применении диагностического блока для определения уровня ориентировки в звуковой действительности языка у детей старшего дошкольного возраста. Разработана и апробирована система игр и упражнений, которая может быть полезна педагогам для развития звуковой действительности языка у дошкольников.