Проблема эффективного стратегического управления становится актуальной как на микро-, так и на макроуровне в связи с тем, что в силу плодотворного и качественного мультипликативного результата требует повышенного внимания к своему изучению.
На микроуровне объектами воздействия могут быть домашние хозяйства и предприятия (фирмы, организации) в силу масштаба своей деятельности и количества охватываемых единиц. В свою очередь, объектами воздействия могут быть как вышеперечисленные агенты, так и государство, заграничный сектор, т. е. круг оказывающих воздействие субъектов несколько шире.
Соответственно, на микроуровне объектами воздействия выступают помимо выделенных домашних хозяйств и фирм указанные ранее государство и сектор мировых взаимоотношений, что значительно расширяет возможность применения инструментов стратегического управления с тем, чтобы заставить всю хозяйственную систему функционировать должным образом.
Нельзя утверждать, что экономика, хотя и имеет структурное разделение на микроэкономику и макроэкономику, четко разделена на данные звенья, которые не пересекаются между собой [1]. Напротив, процессы, протекающие в границах микроэкономики, значительно влияют на организацию макроэкономических отношений, равно как и макроэкономические механизмы регулирования непосредственно затрагивают интересы микроэкономических агентов.
Таким образом, микро- и макроуровни взаимно обусловлены, дополняют друг друга, поэтому одинаково важно разработать и исследовать сущность эффективного управления в контексте всех агентов.
Для достижения целей исследования мы предлагаем опираться на результаты, опубликованные Институтом социологии РАН [2]. Для анализа качественных отношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности, аналитики провели опрос около 1500 россиян об институциональных категориях, наблюдающихся в границах России. Сюда вошли отношение к власти, уровень иждивенчества, политическая и гражданская инициатива, уровень материальных доходов и проч. Данные категории отражают те базовые черты, с опорой на которые возможно проводить стратегию эффективного управления обществом вообще и человеком в частности. Для простоты и наглядности полученных данных мы предлагаем систематизировать результаты и представить их в виде следующих сфер.
Так, личная сфера жизнедеятельности включают следующие категории (табл. 1).
Таблица 1
Компоненты личной сферы жизнедеятельности
Наименование сферы |
Компоненты |
Личная |
Материальное положение |
Качество питания |
|
Качество одежды |
|
Отношение к собственной жизни |
Исходя из полученных данных можно резюмировать, что большая часть опрошенных недовольна уровнем своего материального положения, считая его низким и недостаточным для ведения достойного образа жизни. Подобное отношение отражается и на качестве питания и одежды, которое, по мнению респондентов, также выступает негативной категорией. Только 16% респондентов считают материальное положение достаточным; хорошо питаются только 38%, а хорошо одеваются – 26%. 32% положительно относятся к своей жизни.
Далее разумно оценить экономическую сферу со следующим сводом компонентов (табл. 2).
Таблица 2
Компоненты экономической сферы жизнедеятельности
Наименование сферы |
Компоненты |
Экономическая |
Оценка лучшего экономического строя |
Оценка права собственности в отношении полезных ресурсов страны |
|
Оценка необходимых условий жизнедеятельности граждан со стороны государства |
Интерпретируя результаты, можно отметить, что большая часть населения, более 60%, выступает за протекционизм и государственную форму собственности в части управления стратегическими ресурсами страны. Заводы, фабрики, транспортные предприятия, равно как и важнейшие природные ресурсы, должны находиться только в федеральном управлении как доминантный механизм жизнеобеспечения. При этом около 50% опрошенных считают, что государству необходимо обеспечивать гражданам определенный минимум, а те, кто хочет получить больше, должны добиваться этого самостоятельно.
Компоненты социальной сферы проанализируем в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Компоненты социальной сферы жизнедеятельности
Наименование сферы |
Компоненты |
Социальная |
Отношение к предоставленным возможностям для проявления способностей |
Возможность долгосрочного планирования |
|
Доверие к суду и полиции |
|
Отношение к руководителям |
|
Отношение к законам |
|
Тенденция коллективизма/индивидуализма |
|
Свобода жизнедеятельности без материальной поддержки государства |
|
Факторы заинтересованности в работе |
|
Свобода в своих действиях |
Таблица 4
Отношение к трудоустройству как компоненту социальной сферы
Приоритеты при трудоустройстве |
% ответов |
Приоритеты в работе |
% ответов |
Личная заинтересованность |
54 |
Материальное благополучие |
44 |
Материальная заинтересованность |
46 |
Свобода в своих действиях |
56 |
Компоненты социальной сферы демонстрируют следующие закономерности. Более половины, а именно 63% респондентов, выступают за предоставление со стороны руководящих органов равенства возможностей для проявления многогранных способностей. Не более половины (41%) живут краткосрочными интересами, не задумываясь о будущем и потенциальных планах. Также чуть более 40% ратуют за грамотных руководителей, которые смогут задавать векторы будущего направления развития, и ответственные институты суда и полиции [3]. Однако менее половины уважают силу закона, считая делом второстепенным его соблюдение. Большая часть наших граждан предпочитают принцип индивидуальности, противопоставляя его некогда популярной идеологии коллективизма. Отдельно стоит выделить любопытный парадокс: притом что свободу жизнедеятельности без материальной поддержки государства представляют без малого 40%, за альтруизм в работе, основанный на личном интересе, а не на материальной заинтересованности, выступает большая часть опрошенных – 54%. Наконец, на важность свободы в своих действиях указывает 56% респондентов.
Анализ компонентов профессиональной сферы приведен в табл. 5.
Таблица 5
Компоненты профессиональной сферы жизнедеятельности
Наименование сферы |
Компоненты |
Профессиональная |
Использование компьютера на работе |
Использование иностранного языка на работе |
|
Оценка причин успеха в работе |
Основываясь на данных анализа, можно утверждать, что только 26% респондентов пользуются компьютером и 2% используют иностранный язык на работе. При этом медианное значение опрошенных уверено, что достичь успехов в работе и соответствующего повышения по карьерной лестнице можно, опираясь на личные связи, но не на собственный труд.
Далее приведем результаты по демократической сфере (табл. 6 и 7).
Таблица 6
Компоненты демократической сферы жизнедеятельности
Наименование сферы |
Компоненты |
Демократическая |
Оценка институтов свободы слова и СМИ |
Оценка института выборности власти |
|
Оценка института предпринимательства |
|
Ценность равенства всех граждан перед законом |
|
Оценка важности независимости суда и печати |
|
Ценность свободных выборов власти |
|
Оценка доверия к президенту, правительству, церкви, армии, региональному представительству |
|
Оценка необходимости сотрудничества власти с оппозицией |
Таблица 7
Структура демократических компонентов
Ценности демократии в представлении россиян |
% ответов |
Важность демократических институтов |
% ответов |
Равенство всех граждан перед законом |
53 |
Свобода слова и СМИ |
75 |
Независимость суда |
43 |
Выборность органов власти |
75 |
Свобода печати |
43 |
Свобода предпринимательства |
65 |
Компоненты демократической сферы жизнедеятельности демонстрируют повышенное (около 70–75%) внимание к таким институтам, как СМИ, власть, предпринимательство; также высоко оценивается свобода слова и возможность выезда за границу в условиях перманентного противоборства России с некоторыми мировыми странами. Граждане считают немаловажным для установления и реализации демократии как важнейшего политического режима реализации свободы и равенства всех членов общества независимость суда и печати. К президенту существует особый уровень доверия как проводнику стратегических преобразований в обществе [4]. Правительство при этом, равно как и церковь, расценивается как опора и главный агент в этих преобразованиях. Особо следует отметить повышенное внимание и интерес населения к институтам армии и регионального представительства, которые выступают, по мнению опрошенных, базовым каркасом в делах стратегического значения. Соответственно, сотрудничество с оппозицией позволяет сделать масштабы данных реформ более глобальными и качественно проведенными.
Оценим далее компоненты политической сферы (табл. 8 и 9).
Таблица 8
Компоненты политической сферы жизнедеятельности
Наименование сферы |
Компоненты |
Политическая |
Оценка человеческой активности как приоритетное качество в контексте политики |
Отношение к борьбе за свои права и интересы |
|
Отношение к объединению усилий для достижения поставленных целей |
|
Отношение к методологии проведения перемен в обществе «сверху» под контролем власти |
|
Важность инициативы граждан в делах страны |
|
Уровень участия в общественной жизни |
|
Необходимость отстаивать свое мнение даже вразрез с иным общественным мнением |
Таблица 9
Наблюдаемые противоречия в структуре компонентов политической сферы
Противопоставляемые суждения |
% ответов |
Противопоставляемые суждения |
% ответов |
Необходимо проявление активной позиции в части отстаивания своих прав; защита данных прав должна осуществляться посредством объединения коллективных усилий |
51 |
От граждан страны мало что зависит в возможности реализации своей точки зрения |
80 |
Готовность отстаивать свое мнение любой ценой |
74 |
Избегание общественной инициативы |
70 |
О важности человеческой активности как приоритетном качестве говорит 39% опрошенных, при этом методы активной борьбы за свои права и интересы поддерживают более 50%, а необходимость отстаивать свое мнение даже вразрез с иным общественным мнением – 74%. Коллективизм в достижении целей ценит 51% опрошенных, а о централизованной политике и единоначалии в отношении проведения перемен говорят 65%. Однако мало кто верит в факт того, что в делах страны инициатива граждан важна (20%). Именно поэтому только 20% респондентов участвуют в политической жизни.
Наконец, следующими компонентами, необходимыми для полноценного анализа, будут компоненты культурной сферы (табл. 10).
Таблица 10
Компоненты культурной сферы жизнедеятельности
Наименование сферы |
Компоненты |
Культурная |
Предпочитаемая идеология в религиозных ценностях |
Предпочтение активного отдыха |
|
Чтение как способ проведения досуга |
|
Удовлетворение своим досугом |
В плане религиозных ценностей порядка 70% опрошенных выдвигают православие как объединяющую черту нации. Чтение как способ проведения досуга выбирают 54% опрошенных, однако только 24% активно проводят свое свободное от работы время, и чуть более трети респондентов удовлетворены качеством своего досуга.
Интересна также и следующая статистика по структуре получаемого дохода (см. рис.).
Основные источники дохода граждан России, % опрошенных
Исходя из диаграммы, видно, что большая часть заработков приходится на основное место работы, а также на трансфертные платежи, составляющие основу социальной политики государства. Это признак достаточной уязвимости в сравнении с практикой разделения доходной части, наблюдаемой за рубежом [5], когда граждане распределяют денежные средства в том числе по ценным бумагам и инвестиционным фондам. В то же время предпринимательская деловитость, которая требуется для развития частнособственнической инициативы, присутствует в ограниченном размере.
Большая часть опрошенных в вопросах своего будущего, коррелирующего с будущим страны (в частности, ее экономической конъюнктурой), не видят близлежащих изменений (табл. 11).
Таблица 11
Временной горизонт ожиданий осуществления преобразований
Временной горизонт ожиданий |
% ответов |
Возможность осуществления модернизации через 10–15 лет |
35 |
Возможность осуществления модернизации через 20 лет |
24 |
Возможность осуществления модернизации через 5–10 лет |
23 |
Возможность осуществления модернизации не ранее, чем через 30 лет |
18 |
Таким образом, складывается следующий портрет человеческих ресурсов как объекта управления, выступающего впоследствии в форме агентов «домашнее хозяйство» и «фирмы (предприятия)» [6]. Среднестатистический гражданин России – это человек, зависимый от трансфертной политики государства и от заработной платы, получаемой по основному месту работы. Избегая поведения коллективизма и предпочитая индивидуализм в достижении собственных целей, он избегает коммунистической идеологии, однако считает, что глобальны целей можно достичь только сообща. При этом в характеристику данного человека включается, с одной стороны, убеждение о важности неформальных связей для достижения успеха на работе, а с другой стороны, вера в нематериальные стимулы труда на работе.
Данный человек не особо участвует в политической жизни, избегая любых элементов гражданского общества, так как не верит в силу и действенность мнения единичного представителя политической силы. Пренебрежительно и поверхностно относясь к закону, среднестатистический россиянин, тем не менее, верит в силу и важность таких институтов, как президентство, правительство, региональное представительство, а также армия и церковь. При этом сама церковь расценивается как объединяющая сила, идеология, соединяющая полярно разные страты населения.
Наконец, типичный россиянин предпочитает пассивное времяпрепровождение с чтением книг, лишая себя возможности активного рекреационного досуга. Он не особо доволен своей жизнедеятельностью, выделяя низкий уровень материальных доходов и своей жизни.
Таким образом, качественный анализ институциональных отношений, складывающийся в доминантных сферах жизнедеятельности каждого россиянина, демонстрирует, что для эффективного, плодотворного и последовательного проведения курса стратегического управления необходимо сделать следующие акценты.
Во-первых, необходимо применить рычаги, обеспечивающие достойный уровень жизни наравне с его качественными характеристиками.
Во-вторых, стимулировать проявление гражданской инициативы и параллельно с этим – развития гражданского общества.
В-третьих, распространять догму получения заработков не только с основного и те самым зависимого места службы, но и от личной предпринимательской инициативы.
В-четвертых, распространять практику долгосрочного планирования, так как именно долгоиграющие тенденции строят перспективное будущее как отдельного человека, так и всего общества в целом.
И в-пятых, необходимо интеллектуальное и физиологическое развитие в связи с тем, что такие меры будут обеспечивать залог успешного развития человеческих ресурсов в целом.