Full text

ктуальность исследования психологических характеристик иностранных студентов обусловлена тем фактом, что интеграция современной отечественной системы высшего образования предполагает для развития экспорта образовательных услуг новые условия. Обучение иностранных студентов является конкретным показателем статуса учебного учреждения. Фундаментальность отечественного образования делает страну привлекательной для иностранцев, и к нам традиционно приезжают на обучение студенты из самых разных стран. Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса иностранные студенты составляют 13% от всего количества, они приехали из 15 зарубежных государств. Этим определяется актуальность исследования вопросов адаптации иностранных студентов к образовательному процессу в конкретном университете.

Экзистенциальную исполненность мы понимаем в соответствии с трактовкой ее А. Лэнгле: как интегральное переживание человеком своей жизни в настоящий момент, что позволяет ему искать и находить смысл в своей жизни и учебной деятельности [1].

Адаптация к вузу – длительный, меняющий эмоциональную и когнитивную сферу личности, сложный процесс, который в итоге может обеспечить правильное взаимодействие субъекта с социальной и интеллектуальной средой вуза, формирование новообразований субъекта образования, профессиональную идентификацию, новый социальный статус, освоение новых социальных ролей, приобретение новых ценностей и понимание важности традиций получаемой профессии.

Адаптация иностранцев к новым социокультурным условиям может оказаться главенствующим фактором, который определяет во многих случаях результативность всего образовательного процесса.

Молодые люди, которые приехали учиться в Россию из других стран, оказываются в очень сложной ситуации. Серьезным жизненным испытанием для иностранных студентов является студенческая жизнь. Они стремятся как изучать новый вид деятельности, т. е. учебу в высшем учебном учреждении, готовиться к будущей профессии, так и адаптироваться к совершенно незнакомому социокультурному пространству.

Итак, наша цель – исследовать особенности экзистенциальной исполненности и адаптации иностранных студентов.

Объект исследования: экзистенциальная исполненность и адаптация первокурсников – иностранных студентов.

Предмет: различия в адаптации к вузу студентов с разными уровнями экзистенциальной исполненности первокурсников – иностранных студентов.

Гипотеза: экзистенциальная исполненность, которая понимается как проживание, интегральное переживание человеком своей жизни в настоящий момент, у иностранных студентов ниже, чем у российских, поскольку они испытывают большие трудности при переезде в другую страну, связанные с проблемой социокультурной адаптации.

Исследовались уровни экзистенциальной исполненности, социокультурной адаптации.

Решались следующие задачи: изучение подходов к экзистенциальной исполненности; изучение адаптации иностранных студентов; диагностика экзистенциальной исполненности у иностранных студентов; сравнение уровней экзистенциальной исполненности и социальной адаптации у иностранных и российских студентов.

Методы исследования: теоретический анализ; сравнение; обобщение; методы эмпирического исследования: тест «Адаптация личности к новой социокультурной среде» (Л. В. Янковский); тест «Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер»; статистический метод: U-критерий Манна – Уитни.

Практическая значимость: результаты исследования можно использовать в лекциях и семинарах по психодиагностике, а также для составления развивающих программ, направленных на развитие экзистенциональной наполненности и адаптации иностранных студентов.

Подходы к изучению экзистенциальной исполненности

Для исполнения экзистенции нужно принять действительность, обратиться к ценностям в мире и отношениям, испытывать уважение к индивидуальности, как собственной, так и окружающих, а также осуществить согласование со смыслом [2].

По мнению В. Франкла, именно в соответствии с нахождением смысла можно считать осуществленной экзистенцию [3]. Ученым был разработан метод обнаружения смысла, который включает этапы обнаружения смысла через восприятие своих возможностей – это первый этап; вторым является эмоциональное сопоставление возможностей для и через себя, обнаружение ценности в них – это второй этап; в качестве третьего этапа рассматривается нахождение соответствующих ситуаций и возможностей, нахождение решения – это третий этап; продумать способы оптимального действия в соответствии с принятым решением, жизненный контекст смысла – это четвертый этап [4].

Для осуществления данных шагов субъекту следует иметь так называемые антропологические способности: самодистанцирование, самотрансценденцию, свободу, ответственность [5].

Самодистанцирование понимается как способность и возможность «отойти на дистанцию по отношению к самому себе», размышлять над ситуацией, посмотреть на нее со стороны, отставить собственные переживания, потребности и представления. Под самотрансценденцией понимается «свободная эмоциональность, проявляющаяся в возможности чувствовать близость, переживать переполненность ценностью, жить ради чего-то, воспринимать экзистенциальную значимость совершающего». Под свободой – «способность находить реальные возможности действия, создавать из них иерархичность в соответствии с ценностью и приходить к обоснованному решению». А под ответственностью мы понимаем «способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей» [6].

По мнению А. Лэнгле, фундаментальные условия исполненной экзистенции связаны отношением и взаимодействием:

-          с миром (онтологический уровень);

-          жизнью (аксиологический уровень);

-          собственным существованием (этический уровень);

-          необходимым активным вкладом в будущее и в собственное становление (праксеологический уровень) [7].

Так как каждый человек стремится к исполнению экзистенции, главные компоненты экзистенции выступают в качестве фундаментальной мотивации. Из фундаментальных мотиваций формируются все остальные типы и виды мотивации [8]. Человек самостоятельно способствует исполнению собственной экзистенции, если акцентирует свое внимание на том, что требует от него ситуация, и делает то, что считает наиболее адекватным в тех условиях, которые есть, а не ждет оптимальных условий, что является особенно важным для человека с ОВЗ, поскольку говорит о том, что даже в условиях ограничений, которые накладываются на его здоровье, можно достичь наполненной смыслом и счастливой жизни [9].

В соответствии с пониманием экзистенциального подхода А. Лэнгле степень экзистенциальной исполненности позволяет отразить уровень осмысленности жизни человека, частоту проживания в соответствии с собой, с внутренним согласием, уровень соответствия сущности человека его решениям и поступкам, может ли он вносить что-то по-настоящему хорошее, по его мнению, в жизнь.

По мнению И. О. Кривцовой, адаптация к образовательной среде вуза является одной из форм приспособительного поведения субъекта и обладает теми же компонентами, что и каждый иной адаптивный процесс. Под адаптацией студентов-иностранцев к образовательной среде отечественного вуза И. О. Кривцова понимает многофакторный процесс вхождения, развития и становления личности иностранного студента в образовательном пространстве вуза в рамках комплексного сочетания и взаимодействия информационно-функционального и социокультурного полей [10].

Социокультурная адаптация является сложным многоплановым процессом взаимодействия субъекта и новой социокультурной среды, в процессе чего иностранные студенты, обладая специфическими этническими и психологическими особенностями, вынуждены преодолевать различного рода психологические, общественные, моральные, религиозные барьеры, а также осваивать новые виды деятельности и формы поведения.

Адаптация иностранных студентов к новым условиям при поступлении в вуз является основным фактором, который определяется в большинстве случаев эффективностью образовательного процесса.

Студенты, которые приехали на учебу в страну из других государств, в сущности, попадают в трудную ситуацию. Студенческая жизнь становится для них серьезным жизненным испытанием. Им необходимо не только изучать новый вид деятельности – учебу в вузе, подготавливаться к будущей профессии, но и адаптироваться к незнакомому пространству.

С. В. Шерстникова, описывая адаптационный период иностранных студентов, пишет, что, в отличие от российских, адаптация у них затягивается на 2–3 года [11].

Основной адаптационный период иностранцы преодолевают на 1–2-м (3-м) годах обучения, т. е. на подготовительном отделении, и на первом-втором курсе основного этапа обучения.

Первой ступенью является шоковая адаптация (1-й месяц проживания в другой стране). Ее особенность определяется следующими объективными причинами:

-          языковая беспомощность и зависимость от переводчика;

-          смена климата; переход на новый режим, а также качество питания;

-          бытовая неустроенность (заселение в общежитие, изменение гигиенических условий);

-          в большинстве случаев – полное несоответствие национальных, социальных, поведенческих, культурных понятий и норм родной страны соответствующим понятиям и нормам в России.

В этот период может происходить резкое ухудшение физического и психологического состояния учащихся, но такая реакция иногда носит и латентную, скрытую форму. Для того чтобы успешно преодолеть шоковый период, необходима поддержка, здесь огромную роль играют земляки и посредники, носители родного языка, которые принимают студента в большей мере, чем представители новой среды, сообщая студенту первые понятия о том, какие правила и традиции существуют в России.

2-й этап – естественная адаптация – это период учебы на предвузовском этапе и на I курсе [12].

Методы и организация исследования

В исследовании принимало участие 30 студентов. Выборка делилась на две группы: первую группу составили иностранные студенты из Лаоса, обучающиеся на направлении «Лингвистика», вторую – российские студенты, обучающиеся на направлении «Управление персоналом». Данное экспериментальное исследование проводилось в несколько этапов:

1)     подготовительный этап, включающий в себя беседу с испытуемыми, подбор методик, формирование первичной выборки;

2)     констатирующий этап, который включает в себя проведение и подготовку диагностического обследования, обсуждение и анализ результатов;

3)     контрольный этап, направленный на выявление результата проведенной работы, сравнение и анализ констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Результаты исследования, которые были получены после диагностики экзистенциальной исполненности у иностранных студентов («Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглера»), представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровни экзистенциальной исполненности

(«Шкала экзистенции А. Лэнгле и К. Орглер»)

 

Уровень

Иностранные студенты

Российские студенты

Низкий

0

0

Средний

9

9

Высокий

6

6

 

Оказалось, что у иностранных и российских студентов средний уровень экзистенциальной исполненности.

Таким образом, полученные результаты – показатели экзистенциальной исполненности и адаптации иностранных и российских студентов – позволяют сделать вывод, что в этой выборке преобладают данные о среднем уровне экзистенциальной исполненности. Это свидетельствует о её недостаточном уровне у российских и иностранных студентов.

Результат: UЭмп = 109.

Полученное эмпирическое значение Uэмп(109) находится в зоне незначимости.
Диагностическое обследование экзистенциальной исполненности и адаптации иностранных студентов проводилось при помощи теста «Адаптация личности к новой социокультурной среде».

Полученные по этой методике результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Уровни адаптации иностранных студентов к новой социокультурной среде

 

Уровень

Адаптивность

Интерактивность

Конформность

Депрессивность

Ностальгия

Отчужденность

Низкий

0

0

0

8

4

14

Средний

11

14

14

7

11

1

Высокий

4

1

1

0

0

0

 

Адаптированность к учебной группе: результат: UЭмп = 92,5. Полученное эмпирическое значение Uэмп(92,5) находится в зоне незначимости. Полученные результаты экзистенциальной исполненности и адаптации иностранных студентов позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня адаптивности, интерактивности и конформности. Это свидетельствует о том, что иностранные студенты отличаются личной удовлетворенностью, стремлением при любых условиях поддерживать отношения с окружающими и принятием студенческой среды.

Результат диагностики адаптации личности к новой социокультурной среде: Uэмп = 89,5. Полученное эмпирическое значение находится в зоне незначимости.

Таблица 3

Уровни адаптации российских студентов к новой социокультурной среде

 

Уровень

Адаптивность

Интерактивность

Конформность

Депрессивность

Ностальгия

Отчужденность

Низкий

0

0

0

9

4

14

Средний

11

14

13

6

11

1

Высокий

4

1

2

0

0

0

Выяснилось, что у российских студентов высокий уровень адаптивности, интерактивности и конформности (см. табл. 3).

Результаты экзистенциальной исполненности и адаптации российских студентов позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня адаптивности, интерактивности и конформности. Таким образом студенты приспосабливаются к новой среде. Отчужденность является показателем самого низкого результата.

Таким образом, гипотеза, основанная на предположении о том, что экзистенциальная исполненность как интегральное переживание человеком своей жизни в настоящий момент у иностранных студентов ниже, чем у российских студентов, поскольку они испытывают большие трудности при переезде в другую страну, связанные с проблемой социокультурной адаптации, не подтвердилась, так как особых различий в ходе исследования не выявилось.

Статистическая обработка данных проходила при помощи U-критерия Манна – Уитни. Разница в адаптации иностранных и российских студентов к учебной группе не выявлена: полученное эмпирическое значение Uэмп(92,5) находится в зоне незначимости.

Разница в адаптации иностранных и российских студентов к социокультурной среде также не выявлена: полученное эмпирическое значение Uэмп(89,5) находится в зоне незначимости.

Вероятно, адаптация к вузу является более существенной проблемой по сравнению с проблемой социокультурной адаптации. Незначительность различий показателей адаптации у российских и иностранных студентов, обнаруженная в результате исследования, может свидетельствовать также и о том, что исследование было проведено на основе недостаточной выборки и с минимальным количеством методик. Требуется разработка концепции нового исследования по данной проблеме.