Рыночные преобразования, произошедшие в экономике России, способствовали появлению нового понимания принципов поведения хозяйствующих субъектов в рамках предпринимательской деятельности, что обусловливает потребность в поиске инновационных подходов к повышению уровня развития предприятий, их конкурентоспособности.
В условиях ужесточения конкуренции большой интерес вызывают проблемы повышения эффективности ассортиментной политики организации, поскольку в конкурентной среде преимуществом обладают лишь компании, наиболее компетентные в вопросах ассортиментной политики, владеющие методами и инструментами её реализации и, следовательно, умеющие максимально эффективно ею управлять.
Розничная торговля относится к числу перспективных и быстроразвивающихся отраслей российской экономики, поскольку ее эффективное функционирование является одним из источников устойчивого социально-экономического развития территорий.
В свою очередь, в условиях рыночных отношений устойчивое функционирование предприятий торговли возможно только через эффективное удовлетворение потребительского спроса при высокой культуре обслуживания.
Конкурентоспособность организации в сфере торговли в значительной степени зависит от того, соответствует ли продуктовый ряд текущему потребительскому спросу на уровне не ниже уровня конкурентов (качественном и количественном). Это возможно за счет грамотной ассортиментной политики руководства предприятия. В связи с этим разработка и совершенствование ассортиментной политики – одна из важнейших задач менеджмента.
Очевидно, ключевой составляющей ассортиментной политики является товар, который в стратегическом планировании рассматривается как сумма коммерческих атрибутов, наиболее приемлемых для потребителя: цена, качество, упаковка-маркировка, услуги-сервис. С учетом этого конкурентоспособный ассортимент товара в формализованном виде можно представить как некоторую функцию (Y) от этих четырех параметров:
где i – количество товарных позиций в ассортиментном перечне предприятия; a – цена; b – качество; с – упаковка-маркировка; d – услуги-сервис.
В современной экономической литературе существует множество точек зрения на ассортиментную политику применительно к хозяйствующим субъектам [1]. В связи с этим категория «ассортиментная политика» разными авторами трактуется по-разному (см. рис. 1).
Проведенный анализ позволяет все представленные определения свести в несколько групп:
- Часть авторов рассматривают ассортиментную политику исключительно с точки зрения процесса определения набора товаров, позволяющего предприятию осуществлять свою деятельность на рынке и при этом обеспечивать ее экономическую эффективность в целом. Следует отметить, что в данных определениях акцентируется внимание лишь на цели самой организации, игнорируются требования со стороны потребителей и общества. Такой подход, по нашему мнению, недостаточно прогрессивен с точки зрения рынка, так как актуальной задачей производителей и продавцов в целом является все-таки ориентация на нужды и мнения потребителя и общества (определения 6, 9, 12).
- Ряд других авторов ассортиментную политику трактуют с точки зрения ее целенаправленности, однако сама цель и особенности ее построения точно не формулируются. В данном случае присутствует некоторый эффект размытости в определении необходимого результата реализации ассортиментной политики, вследствие чего возможен низкий эффект от осуществления конкретной политики либо вообще отсутствие эффективности. Отсутствие четкости в формулировке цели ассортиментной политики затрудняет определение её сущности (определения 4, 5).
- Следующая группа авторов рассматривает понятие ассортиментной политики как процесс формирования ассортимента товаров. Но отметим, что данный процесс представляет собой разработку и внедрение в производство конкретной номенклатуры изделий, их разновидностей, объединенных в товарные группы по какому-либо определенному признаку. Ассортиментная же политика является более широким и общим понятием относительно категории «формирование ассортимента» (определения 3, 13).
- Целью экономической деятельности не может служить постоянное стремление к удовлетворению растущих потребностей человека, поскольку из него не вытекают однозначные критерии оценки форм и направлений экономического развития. Кроме того, данные критерии не учитывают стремление фирмы максимизировать конечные финансовые результаты своей деятельности (определение 10).
Рис. 1. Сравнительный анализ различных взглядов на понятие «ассортиментная политика»
- Ряд определений ассортиментной политики имеют преимущественно описательный характер и частично раскрывают ее суть ввиду отсутствия в них указания на конечную цель деятельности предприятия, следовательно, на возможность оптимизации и улучшения ее конечных результатов. В определении ассортиментной политики, в частности, с позиции управления ею важным является субъект управления, а конкретнее – отдельная организация (определения 1, 2, 7, 8, 11).
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что наиболее точным и полным является определение ассортиментной политики, рассматриваемое с позиции комплексного подхода к товарному ассортименту и управления им.
Ассортиментная политика – это область деятельности руководителя и специалистов организации, представляющая собой совокупность принципов, стратегий и методик, способствующих созданию оптимальной структуры ассортимента, отвечающей потребностям покупателей и позволяющей повысить эффективность деятельности торговой организации в целом.
В результате тщательного изучения приведенных выше определений ассортиментной политики можно констатировать: важными элементами в понимании её сущности являются такие категории, как «номенклатура», «ассортимент» и «формирование ассортимента».
Так, Ф. Котлер [2] трактует товарную номенклатуру как «совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям конкретным продавцом». Согласно ГОСТ P 51303-2013, ассортимент товаров – это набор товаров, объединенных по какому-либо одному признаку или их совокупности [3]. По мнению Н. Я. Калюжновой, ассортимент – «набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности» [4].
Формирование ассортимента – это процесс подбора и установления номенклатуры товаров, которая соответствует спросу потребителей и обеспечивает высокую рентабельность торгового предприятия. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является достижение его соответствия характеру спроса населения, обслуживаемого предприятием. Оно должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка [5].
Основными направлениями в области формирования ассортимента являются стабилизация, сокращение, обновление, расширение, совершенствование, гармонизация [6], краткая характеристика и условия применения которых представлены на рис. 2.
На практике данные направления формирования товарного ассортимента находятся в тесной взаимосвязи и в большей степени дополняют друг друга.
Для выбора того или иного направления необходимо знать факторы, которые влияют на формирование ассортимента.
Выделяют внешние (спрос, предпочтения потребителей, конкуренция, рыночная конъюнктура и т. д.) и внутренние (рентабельность товара, стадия его жизненного цикла и т. д.) факторы.
Спрос – определяющий фактор формирования ассортимента, в свою очередь, он зависит от сегмента потребителей.
Рентабельность проданных товаров, продукции, работ, услуг – соотношение величины сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) с продажами и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг [7].
Своевременный анализ и регулирование перечисленных выше факторов составляют суть управления ассортиментом.
Рис. 2. Основные направления формирования товарного ассортимента
С точки зрения менеджмента эффективная ассортиментная политика должна включать:
- установление реальных и ожидаемых потребностей в отдельных товарах;
- определение основных показателей ассортимента и проведение анализа его рациональности;
- выявление источников товарных ресурсов для оптимизации ассортимента;
- оценку материальных возможностей фирмы для реализации определенных товаров;
- выбор основных направлений формирования ассортимента и управления ассортиментом в целом.
Таким образом, в современных условиях на конкурентоспособность предприятия сферы торговли существенное влияние оказывает ассортиментная политика, ее уровень совершенства и прогрессивности. Несомненно, ассортиментная политика для каждой фирмы уникальна, тем не менее, она должна преследовать долгосрочные, стратегические цели и строиться на принципах комплексного подхода, что подразумевает разработку системы мер и подходов стратегического характера, ориентированных на создание конкурентоспособной ассортиментной модели, способствующей формированию положительного имиджа предприятия и его устойчивых позиций на рынке. В целях обеспечения системного подхода при разработке ассортиментной политики важно учитывать как внешние, так и внутренние факторы. Получение достаточного минимума информации, необходимого для принятия управленческих решений в области ассортимента, предшествует непрерывному и комплексному процессу его формирования, повышает эффективность менеджмента.