Традиционная система образования направлена на развитие такого когнитивного процесса, как память. В настоящее время информация каждые пять лет удваивается, следовательно, необходимо развивать все познавательные процессы, а значит нужно менять парадигму образования с традиционной на развивающую и, в частности, креативную. Педагогика имеет ценностный опыт изучения развития ,образования подрастающих поколений. Но нынешние условия динамичного развития общества и неопределенность результата инновационного образования требуют интеграции педагогики с другими научными областями в реализации новых закономерностей образования в течение всей жизни [1].
Что же такое «креативность»? П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. Изучением развития творческих способностей занимались многие ученые (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, Я. А. Пономарёв, Д. Б. Эльконин). Большой вклад в изучение развития творческих способностей внёс Б. М.Теплов. Он дал в своих работах определение способностей. По его словам, это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого [4].
Младший школьный возраст является очень важным для развития ребенка, именно в этот период закладывается основа для подготовки к творчеству. Но традиционная система образования минимизирует творческие способности, что, в свою очередь, не дает развиваться креативности у младших школьников. Следовательно, необходимы парадигмальные изменения в образовании.
Исследуя процесс развития творческих способностей у младших школьников, мы решали задачу выявления изменения уровня креативности в процессе обучения.
Противоречия состоят в том, что миру нужны креативные люди, а система образования минимизирует природные задатки к креативности, заменяя их обученностью.
Проблема заключается в том, что мы учим детей новому старыми методами.
Мы предполагаем, что в процессе обучения в традиционной школе креативность утрачивается.
На базе МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой был проведен эксперимент: диагностика уровня развития творческих способностей у учеников 1 «В» – экспериментальная группа, 1 «А» – контрольная группа, в количестве 52 человек.
В ходе проведения эксперимента были использованы диагностические методики: «Сочини сказку» О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой, «Завершение картинок» Е. Торренса и «Чернильные пятна» Г. Роршаха [3]. Результаты диагностики в первых классах показали следующее (табл. 1).
Таблица 1
Результаты исследования креативности у учащихся 1-х классов
Уровень креативности |
Выраженность в процентах, % |
|
1 «в» |
1 «а» |
|
Высокий |
58,00 |
56,00 |
Средний |
33,00 |
38,00 |
Низкий |
9,00 |
6,00 |
Анализируя данные эксперимента, можно сделать заключение о том, что уровень креативности учеников 6–7 лет преимущественно высок.
Также в таблице ниже мы привели результаты развития креативности учащихся 7-х классов МАОУ СОШ № 4 имени Героя Советского Союза Ф. А. Лузана города Абинска Краснодарского края [2].
Результаты исследования креативности в седьмых классах показали следующее (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования креативности у учащихся 7-х классов
Уровень креативности |
Сумма баллов |
Выраженность в процентах, % |
|
7 «в» |
7 «г» |
||
Очень высокий |
40–34 |
0 |
0 |
Высокий |
33–27 |
13,6 |
0 |
Нормальный, средний |
26–21 |
18,2 |
13,6 |
Низкий |
20–16 |
36,4 |
40,9 |
Очень низкий |
15–10 |
31,8 |
45,5 |
Из сравнения уровня креативности 1-х и 7-х классов, можно сделать следующий вывод: уровень креативности в процессе обучения снизился и к 13 годам оказался нулевым.
В качестве сравнения, мы также провели исследование на выявление уровня креативности у студентов филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани.
Результаты диагностики у студентов филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани показали следующие результаты (табл. 3).
Таблица 3
Результаты исследования креативности у студентов
Уровень креативности |
Выраженность в процентах |
Высокий |
18 |
Средний |
55 |
Низкий |
27 |
Результаты сравнения трех диагностируемых групп представлены на диаграмме (см. рисунок).
Сравнение креативности учащихся 1-х и 7-х классов, и студентов
На основании результатов, можно сделать следующий вывод: уровень креативности студентов выше, чем у учащихся 7-х классов, но ниже, чем у учащихся 1-х классов. Но, важно еще отметить тот факт, что диагностика проводилась на студентах, обучающихся по направлению «Начальное образование. Дошкольное образование», и с ними проводились различные творческие занятия, что помогало им в развитии креативности.
Сравнение результатов исследования 1-х, 7-х классов и студентов показывает, что, по мере обучения, креативность утрачивается, нарастает обученность. Следовательно, наша гипотеза нашла подтверждение, и уровень развития креативности при обучении минимизируется. Из этого вытекает, что необходима смена традиционной парадигмы.
Для формирующего этапа эксперимента нами был подобран цикл занятий, направленный на повышение уровня творческих способностей.
Вывод: в результате обучения в традиционном образовании креативность падает.