Full text

Традиционная система образования направлена на развитие такого когнитивного процесса, как память. В настоящее время информация каждые пять лет удваивается, следовательно, необходимо развивать все познавательные процессы, а значит нужно менять парадигму образования с традиционной на развивающую и, в частности, креативную. Педагогика имеет ценностный опыт изучения развития ,образования подрастающих поколений. Но нынешние условия динамичного развития общества и неопределенность результата инновационного образования требуют интеграции педагогики с другими научными областями в реализации новых закономерностей образования в течение всей жизни [1].

Что же такое «креативность»? П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. Изучением развития творческих способностей занимались многие ученые (Л. С. Выготский, А. И. Леонтьев, Я. А. Пономарёв, Д. Б. Эльконин). Большой вклад в изучение развития творческих способностей внёс Б. М.Теплов. Он дал в своих работах определение способностей. По его словам, это индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого [4].

Младший школьный возраст является очень важным для развития ребенка, именно в этот период закладывается основа для подготовки к творчеству.  Но традиционная система образования минимизирует творческие способности, что, в свою очередь, не дает развиваться креативности у младших школьников. Следовательно, необходимы парадигмальные изменения в образовании.

Исследуя процесс развития творческих способностей у младших школьников, мы решали задачу выявления изменения уровня креативности в процессе обучения.

Противоречия состоят в том, что миру нужны креативные люди, а система образования минимизирует природные задатки к креативности, заменяя их обученностью.

Проблема заключается в том, что мы учим детей новому старыми методами.

Мы предполагаем, что в процессе обучения в традиционной школе креативность утрачивается.

На базе МБОУ СОШ № 57 станицы Троицкой был проведен эксперимент: диагностика уровня развития творческих способностей у учеников 1 «В» – экспериментальная группа, 1 «А» – контрольная группа, в количестве 52 человек.

В ходе проведения эксперимента были использованы диагностические методики: «Сочини сказку» О. М. Дьяченко и Е. Л. Пороцкой, «Завершение картинок» Е. Торренса и «Чернильные пятна» Г. Роршаха [3]. Результаты диагностики в первых классах показали следующее (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исследования креативности у учащихся 1-х классов

 

Уровень креативности

Выраженность в процентах, %

1 «в»

1 «а»

Высокий

58,00

56,00

Средний

33,00

38,00

Низкий

9,00

6,00

 

Анализируя данные эксперимента, можно сделать заключение о том, что уровень креативности учеников 6–7 лет преимущественно высок.

Также в таблице ниже мы привели результаты развития креативности учащихся 7-х классов МАОУ СОШ № 4 имени Героя Советского Союза Ф. А. Лузана города Абинска Краснодарского края [2].

Результаты исследования креативности в седьмых классах показали следующее (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования креативности у учащихся 7-х классов

 

Уровень креативности

Сумма баллов

Выраженность в процентах, %

7 «в»

7 «г»

Очень высокий

40–34

0

0

Высокий

33–27

13,6

0

Нормальный, средний

26–21

18,2

13,6

Низкий

20–16

36,4

40,9

Очень низкий

15–10

31,8

45,5

 

Из сравнения уровня креативности 1-х и 7-х классов, можно сделать следующий вывод: уровень креативности в процессе обучения снизился и к 13 годам оказался нулевым.

В качестве сравнения, мы также провели исследование на выявление уровня креативности у студентов филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани.

Результаты диагностики у студентов филиала КубГУ в г.Славянске-на-Кубани показали следующие результаты (табл. 3).

Таблица 3

Результаты исследования креативности у студентов

 

Уровень креативности

Выраженность в процентах

Высокий

18

Средний

55

Низкий

27

Результаты сравнения трех диагностируемых групп представлены на диаграмме (см. рисунок).

 

Сравнение креативности учащихся 1-х и 7-х классов, и студентов

 

На основании результатов, можно сделать следующий вывод: уровень креативности студентов выше, чем у учащихся 7-х классов, но ниже, чем у учащихся 1-х классов. Но, важно еще отметить тот факт, что диагностика проводилась на студентах, обучающихся по направлению «Начальное образование. Дошкольное образование», и с ними проводились различные творческие занятия, что помогало им в развитии креативности.

Сравнение результатов исследования 1-х, 7-х классов и студентов показывает, что, по мере обучения, креативность утрачивается, нарастает обученность. Следовательно, наша гипотеза нашла подтверждение, и уровень развития креативности при обучении минимизируется. Из этого вытекает, что необходима смена традиционной парадигмы.

Для формирующего этапа эксперимента нами был подобран цикл занятий, направленный на повышение уровня творческих способностей.

Вывод: в результате обучения в традиционном образовании креативность падает.