Full text

Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь.

Китайская народная мудрость

В современной науке существует много различных подходов к определению термина «информационно-коммуникационные технологии». Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д. п. н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Один из философов сказал: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь». Сейчас, когда меняется система, цели образования и подходы к обучению, эти слова, особенно, актуальны. Но зажечь мало, нужно суметь поддерживать этот «факел» горящим, а для этого нужно идти в ногу со временем, развиваться вместе с учащимися, а иногда, даже идти вперед и являться для них примером для подражания.

Наиболее актуальная задача образования в современных условиях – это формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится одним из самых эффективных средств, которые способствуют расширению современного образовательного пространства школы.

 Целью инновационных технологий является формирование личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить свою учебно-познавательную деятельность. В свою очередь, использование ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования, то есть улучшения качества обучения, а также увеличение доступности образования и обеспечение развития личности.

Современное образование требует глубочайших перемен, перехода на новые образовательные стандарты. В итоге, сформируется инновационное поколение, которое будет способно быстрее и эффективнее осваивать систему знаний, а так же расширять, обновлять и, в полной мере, использовать ее в практической деятельности.

Для учителя необходимо уметь получать информацию из различных источников, использовать или же создавать ее самостоятельно. Использование ИКТ может открыть для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Важно, и то, что использование современных технологий является, и будет являться психологически привлекательным для учащихся. И именно за счет этого применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является одной из главных средств повышения мотивации учащихся в современном образовании.

Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику». Действительно, учителю нужно обдумывать каждый урок и стараться соизмерять с силами своих учеников. Применение компьютерных технологий позволяет продуктивнее решить все задачи урока. В увлекательной и творческой форме осуществлять обучающую коммуникативную познавательную деятельность. На уроках английского языка у учащихся формируется способность и готовность осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, то есть, другими словами, формируется коммуникативная компетенция [2].

От современного педагога требуется владение техническими средствами, такими как, создание мультимедийных презентаций, использование компьютера или интерактивной доски. Все это позволяет расширить рамки урока и сделать процесс обучения более продуктивным и эффективным.

При обучении иностранным языкам можно выделить наиболее распространенные элементы информационных технологий:

-          электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

-          видео и аудиотехника,

-          дистанционное обучение,

-          образовательные ресурсы Интернета,

-          интерактивные доски,

-          DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями.

Использование информационных технологий в обучении иностранного языка дает учащимся возможность участвовать в конкурсах, викторинах, олимпиадах, которые проводятся по сети Интернет. Все это способствует мотивации учащихся, их стремлению развиваться самостоятельно и совершенствовать свои знания.

В одной из своих работ Е. В. Костина утверждает, что использование ИКТ на уроках иностранного языка может предоставить преподавателю широчайшие возможности. ИКТ помогают облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка.[5, c. 34].

 К. Д. Ушинский говорил: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Несмотря на то, что времена изменились, эти слова актуальны и по сей день, только картинки явно изменились. У учителя появилась возможность не при помощи воображения раздвигать стены школьного кабинета, чтоб погрузиться в красочный мир познания, а с помощью ресурсов ИКТ. Таким образом, у учащихся появляется ощущение реальности событий, а также и интерес и желание узнать больше. Создание эффекта присутствия: «Я сам это видел!» является одним из самых главных достоинств интерактивных уроков. После таких ярких и оживленных уроков, ученики, приходя в школу, часто спрашивают «Что нового будет сегодня? Что интересного?». А это значит, что у детей появляется учебная мотивация. И одна из важнейших задач учителя – развивать и поддержать эту мотивацию.

Использование ИКТ на уроках иностранного языка дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства обучения помогают учителю в повышении темпа изложения материала и в удовлетворении запросов и любознательности учащихся [1]. Не секрет, что ученики любят заниматься в компьютерных классах, возможно, потому что уроки там проходят в неформальной обстановке. У учащихся появляется возможность применить свои знания и навыки в других условиях, и показать свои познания в сфере ИКТ. В данном случае, усваивание нового материала идет гораздо быстрее и легче. Элементы игры на уроках иностранного языка в различных заданиях вызывают лишь положительные эмоции у учащихся, что способствует практическому закреплению изученного материала. Можно сделать вывод, что с помощью ИКТ решаются многие задачи различных аспектов языка. Учитель, в свою очередь, так же может решать следующие задачи:

-          При обучении фонетике:

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке,

-           При обучении письму:

 Фиксировать свои высказывания и высказывания других, выписывать из прочитанного, трансформируя материал, написать письмо, открытку, эссе, заполнить бланк и т. д.

-           При обучении грамматике:

Использование ИКТ на уроке грамматики возможно при изучении практически любой темы. При правильном расположении, удачном цветовом оформлении, использовании схем и таблиц, голосовом сопровождении материал воспринимается легче и быстрее обучающимися, так как задействована большая часть рецепторов.

-           При обучении лексике:

 На основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности; расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых; оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).

Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении иностранному языку, но это эффективное средство против однообразия. Компьютер позволяет увеличить объём языковой тренировки, развивает образное мышление, активизирует страноведческие знания обучающихся. Несомненно, ИКТ помогает повысить интерес обучающихся к учебе, улучшить результаты учебной деятельности.

 Использование ИКТ помогает:

-          Привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

-          Формировать информационную культуру обучающегося;

-          Повысить качество знаний обучающихся и студентов;

-          Делать занятия более наглядными и интересными;

-          Активизировать познавательный интерес обучающихся;

-          Реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

-          Дисциплинировать самого преподавателя, формировать его интерес к работе;

-          Активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и т. д.).

 Необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс информационных технологий вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование новых технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать обучающихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.

 Компьютерные технологии открывают для нас новые возможности. Отснятый на видеокамеру материал, можно обработать на компьютере: ввести в компьютер изображения изделий при помощи сканера, иллюстрации из печатных изданий, фотографий, устранить дефекты, выбрать нужный формат, изменить цвет, яркость, контрастность, удалить лишние детали, вырезать отдельные фрагменты и составить из них новые изображения. Такая система предполагает большую подготовительную работу при составлении урока, что в итоге можно получить эффективную и универсальную систему обучения и проверки знаний. Электронные презентации дают возможность преподавателю иностранного языка подготовить наглядность к уроку. Применение технологии проектного обучения на уроках позволяет решить основные задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности, учащиеся приобретают коммуникативные умения, работа в группе и индивидуально, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач [3, 4]. В преподавании технологии метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности по предмету. Образовательная среда на уроках технологии позволяет формировать у учащихся в процессе выполнения практических работ представления о новейших способах современной обработки технологической информации с использованием компьютерной техники.

Мой личный опыт работы в школе показал, что использование компьютера делает занятия более содержательными, а также облегчает усвоение знаний и умений и повышает самостоятельность учащихся. Действительно, мультимедийный урок может увеличить возможности преподавания предметов и сделать гораздо более индивидуализированным как само преподавание, так и восприятие вообще. Такой урок сам по себе не создает нового качества обучения, но он может расширить возможности. Он скорее более эффективен, чем интерактивен.

Поэтому использование ИКТ на уроках иностранного языка – это уже дело не будущего, а настоящего времени. Учителю иностранного языка компьютер не диктует методы обучения, он эффективно включается в программы обучения, таким образом, обеспечивая полноценную организацию учебной деятельности. Для каждого ученика использование компьютеров на уроках в классе и во внеурочной деятельности может создать уникальную информационную атмосферу и, что не маловажно, способствовать успешному продвижению по индивидуальной образовательной лестнице. Однако, педагогу, использующему ИКТ на уроках, не следует, и забывать главного: в основе учебного процесса должны лежать педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их полностью, а, наоборот, помочь стать более результативными. Они призваны оптимизировать трудозатраты учителей, чтобы учебный процесс стал более эффективным и содержательным. Информационные технологии призваны помочь педагогу сосредоточиться на индивидуальной и творческой работе – отвечать на сложные вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться мотивировать самых слабых и пассивных учащихся.

В заключение хотелось бы отметить, что современному учителю просто необходимо уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав, а именно, право на качественное образование. Сегодня учитель, который действует в рамках привычной традиционной технологии преподавания иностранного языка, используя лишь мел и учебник, существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием ИКТ.