Full text

Важнейшим направлением модернизации российского образования является повышение его качества, приведение его в соответствие с мировыми стандартами. В этой связи проблема качества высшего образования приобрела особую актуальность. Совершенствование управления высшим образованием и его качеством является одним из важнейших приоритетов развития образования в Российской Федерации.

Определим сущность терминов «качество», «качество образования».

В «Большом толковом словаре русского языка» под качеством понимается «степень достоинства, ценности, пригодности вещи, действия, соответствия тому, каким они должны быть» [1].

По мнению Ю. В. Сенько, качество – это «степень выполнения главной (основной) цели функционирования системы, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня обученности (подготовленности)» [2].

С. Е. Шишова и В. А. Кальней рассматривали качество образования как степень достижения поставленных целей и задач, степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых образовательным учреждением услуг [3].

Таким образом, качество, с одной стороны, означает свойство, существенный признак, отличающий один предмет от другого, а с другой стороны, его оценку и связь с потребителем. Следовательно, качество образования предполагает степень соответствия образовательному стандарту и запросам потребителей образовательных услуг.

Специалисты утверждают, что «качество высшего образования» характеризуется «многоаспектностью, многосубъектностью, многокритериальностью, неопределенностью в оценках, инвариантностью и вариативностью» [4].

Многоаспектность определяется качеством конечного результата высшего образования (обучения и воспитания, наличием знаниевой, творческой и деятельностной составляющей готовности специалиста), а также качеством потенциала вузов, обеспечивающим достижение этого результата.

Многосубъектность связана с различными оценками качества высшего образования студентами, выпускниками вузов, их родителями, работодателями, государством и обществом в целом. Для государства – чем меньше затрат на высшее образование, тем лучше. Для общества – чем больше специалистов и образованных людей, чем выше квалификация работающих, тем выше качество системы высшего образования. Для личности – чем выше уровень индивидуального развития, чем выше конкурентоспособность на рынке труда, тем выше качество образования.

Многокритериальность и неопределенность состоит в сочетании текущих, тактических и стратегических аспектов качества высшего образования, которые в разное время одними и теми же субъектами воспринимаются по-разному. Например, выпускники вузов со временем переоценивают качество полученного ими образования, значимость конкретных дисциплин и роль преподавателей.

Инвариантность и вариативность означают, что среди множества различных качеств образовательных систем, высших учебных заведений и подготовленных специалистов выделяются как общие – для всех выпускников каждого уровня образования и каждого направления подготовки, так и специфические – для определенного множества образовательных систем, вузов и их выпускников.

Качество подготовки специалистов неразрывно связано с соответствием их практической деятельности, ожиданиям общества. Формирование рыночного типа специалиста с набором предпринимательских качеств, инициативностью и критическим мышлением, имеющих спрос на рынке труда, должно стать главной заботой высших учебных заведений. Качество образования определяется не только простым освоением дисциплин, но и овладением профессиональными навыками, уровнем профессиональной компетентности, умениями в сфере коммуникативных технологий, способностью к творческому и критическому мышлению, нестандартными решениями и действиями в профессиональной деятельности.

Ключевой фигурой в обеспечении качества дошкольного образования является воспитатель, от профессионализма которого во многом зависит динамика развития, эмоциональное состояние, образовательные результаты ребёнка дошкольного возраста. Поэтому, высшее профессиональное образование становится необходимым условием подготовки специалиста для дошкольных образовательных организаций, о чём убедительно свидетельствует опыт высокоразвитых стран. В Японии, например, обучение специалиста тем дольше, чем меньше возраст ребенка, с которым ему приходится работать. Поэтому среднее специальное образование для работников сфер дошкольного образования выглядит сегодня анахронизмом и может сохраняться лишь в условиях регионального кадрового «голода».

Мы считаем, что подготовка специалистов для дошкольного образования наиболее оптимальна в условиях многоуровневого педагогического образования, предусматривающего подготовку по направлению (бакалавриат), последующую магистерскую подготовку. Данная система расширяет возможности подготовки специалиста в определенной области, и обеспечивает более полный учет его личных интересов и склонностей, возможность оптимального использования индивидуальных ресурсов.

Повышение качества высшего образования связывается прежде всего с внесением изменений в содержание профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования. В настоящее время можно констатировать, что требования, предъявляемые к содержанию этой подготовки в действующих стандартах высшего профессионального образования, недостаточны в современных условиях и не соответствуют требованиям современного общества.

Для получения целостного представления о сущности профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации, отвечающей требованиям качества, целесообразно обратиться к действующим нормативным документам, регламентирующим его деятельность на современном этапе.

В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечается, что важнейшей целью дошкольного образования является личностное развитие ребёнка, его позитивная социализация и индивидуализация [5].

Педагог дошкольного образования должен создавать благоприятную социальную ситуацию для развития ребёнка, обеспечивая его эмоциональное благополучие, поддерживая инициативу и активность ребёнка, его индивидуальность и неповторимость.

Педагог должен обладать способностью конструировать образовательный процесс на основе специфических детских видов деятельности, в которых он выполняет функцию партнёра и консультанта, предоставить ребёнку возможность занять активную позицию в образовательном процессе. Педагог должен быть готов к реализации ключевого принципа ФГОС – поддержке разнообразия детства, выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребёнка.

ФГОС дошкольного образования актуализирует способность педагога к взаимодействию с родителями по вопросам воспитания, образования и развития ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. Таким образом, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования предъявляет качественно новые требования к организации образовательного процесса.

В «Комплексной программе повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» (утв. Правительством РФ 28.05.2014 N 3241п-П8) выделено четыре направления повышения профессионального уровня педагогических работников: внедрение профессионального стандарта педагога; модернизация педагогического образования; обеспечение перехода к системе эффективного контракта педагогических работников; повышение социального статуса и престижа профессии педагога [6].

Все четыре направления (подпрограммы) в комплексе должны обеспечить повышение профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, в том числе дошкольных образовательных организаций.

Требования к профессионализму педагога дошкольного образования содержатся и в таких нормативных документах, как: «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» (раздел «Квалификационная характеристика должностей работников образования», профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [7, 8].

В каждом из названных выше документов представлены требования к профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования, но с несколько разных позиций. Как увязать их между собой и обеспечить качественную профессиональную подготовку будущего воспитателя – актуальные вопросы современных систем дошкольного и профессионального образования.

Таким образом, необходимо соотнести требования ФГОС дошкольного образования, профессионального стандарта педагога и стандарта его профессиональной подготовки. Это возможно сделать в новой модели выпускника по направлению 44.03.01. Педагогическое образование направленность Дошкольное образование, предусмотрев в ней формирование всех необходимых профессиональных компетенций, которые соответствуют требованиям к педагогу в новых нормативных документах ступени дошкольного образования.

Результатом профессиональной подготовки в вузе должна являться готовность педагога дошкольного образования к осуществлению педагогической деятельности, отвечающей критериям качества дошкольного образования. Сохраняя лучшие традиции в подготовке педагогов дошкольного образования, следует развить у них новые профессиональные умения в соответствии с новыми нормативными документами дошкольного образования

Крайне важно, чтобы на этом этапе дошкольного образования с детьми работали профессионально-компетентные педагоги, понимающие самоценность данного периода и степень ответственности, которую они берут на себя в воспитании и образовании детей.

Проблемы обеспечения качества профессионального образования должны решаться как на государственном уровне, так и на уровне каждого отдельно взятого вуза. На государственном уровне должны формироваться государственные образовательные стандарты по направлениям подготовки, требования к подготовке преподавательского состава, обеспечивающие высокое качество их педагогической деятельности в вузе. Вместе с тем в компетенцию вузов входит решение целого ряда проблем:

-          соответствие качества подготовки выпускников вуза требованиям го­сударственных образовательных стандартов;

-          качество учебно-программной документации, учебных пособий, дидактических и методических материалов;

-          соответствие квалификации руководящих и педагогических кадров установленным требованиям к занимаемым должностям, методы стимулирования повышения профессионального мастерства, преподавателей вуза;

-          эффективные системы управления качеством образования в вузе с участием социальных партнеров и работодателей.

Данные направления деятельности вуза следует рассматривать как ключевые в решении проблемы качества профессионального образования.