Full text

В современном высшем педагогическом образовании достаточно четко обозначились следующие тенденции становления и развития его содержания: фундаментализация, профессионально-педагогическая направленность обучения, гуманизация педагогического процесса. Профессиональная подготовка педагогов в вузе по мнению исследователей Алексеевой О. В. [1], Ротовой Н. А. [2], Синебрюховой В. Л. [3], Толмачевой В. В. [4] и др. – это не столько сообщение готовой информации, сколько формирование системы умственных действий, с помощью которых личность овладевает знаниями, умениями и навыками. Основная задача преподавателя при этом заключается во включении студента в самостоятельную познавательную деятельность, постановка его в «позицию субъекта» этой деятельности, обеспечение индивидуальной траектории продвижения обучающегося в развитии, помощь в становлении его уникальности как профессионала. Как отмечается в ст.69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [5, с. 89]. Именно поэтому одна из важнейших проблем педагогического образования – это переход к системно-деятельностному образованию, ориентированному на развитие каждой личности. Реализация системно-деятельностного подхода в профессиональном образовании направлена на формирование соответствующих компетенций у будущего педагога, овладение им соответствующими видами деятельности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) отмечается, что выпускник должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в следующих видах деятельности: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская [6]. Рассмотрим более подробно направления, входящие в исследовательскую деятельность педагога. В соответствии с ФГОС ВО она включает:

-          постановку и решение задач в области образования;

-          использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.

Для овладения исследовательской деятельностью обучающимися в вузе необходимо создать условия для развития следующих компетенций у будущих педагогов:

-          готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

-          способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.

Одной из основных дисциплин, в рамках которой решается задача формирования выделенных компетенций, является «Современные методы исследования». Структурирования содержания данной дисциплины осуществляется с учетом реализуемого в Сургутском государственном педагогическом университете модульного подхода, позволяющего реализовать в полной мере принципы развивающего обучения.

Рассмотрим особенности реализации процесса обучения будущих педагогов на примере первого модуля данной дисциплины – «Теоретико-методологические основы организации научного исследования в образовании».

Цель модуля: овладеть способами обоснования методологической основы организации научного исследования в образовании

Задачи модуля:

1)     Научится выделять методологические подходы к организации научного исследования в образовании

2)     Научится обосновывать этапы организации научного исследования в образовании

3)     Научится использовать разные приемы работы с литературными источниками при организации научного исследования в образовании

В результате освоения модуля 1 «Теоретико-методологические основы организации научного исследования в образовании» студенты

знают:

-          современные тенденции и проблемы развития образования;

-          базовые понятия и категории методологии педагогики;

-          требования к обоснованию методологических параметров научного исследования в образовании;

-          способы организации работы с литературными источниками

умеют:

-          анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

-          давать обоснование методологических параметров организации научного исследования в образовании;

-          проектировать содержание этапов научного исследования в образовании;

имеют опыт:

-          характеристики актуальных направлений организации научных исследований в образовании;

-          проектирования этапов организации научного исследования в образовании;

-          проектирования методологических параметров научного исследования в рамках тематики курсового исследования;

-          применения способов работы с литературными источниками для решения собственных исследовательских задач;

-          создания устных сообщений, рефератов, докладов как форм структурирования сложной научной информации в логически последовательной форме.

Конкретная задача модуля реализуется через систему соответствующих учебных элементов (табл. 1).

Таблица 1

Структура и содержание
Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации научного исследования в образовании» 

Цель модуля

Задачи модуля

Учебные элементы модуля

овладеть способами обоснования методологической основы организации научного исследования в образовании

1. Научится выделять методологические подходы к организации научного исследования в образовании

2. Научится обосновывать этапы организации научного исследования в образовании

3. Научится использовать разные приемы работы с литературными источниками при организации научного исследования в образовании

УЭ 1.1. Методологические подходы к организации научного исследования в образовании

УЭ 1.2. Этапы организации научного исследования в образовании

УЭ 1.3. Работа с литературными источниками при организации научного исследования в образовании

УЭ 1.4. Рубежный контроль по модулю

 

Как видно из таблицы модуль состоит из трех учебных элементов (УЭ), каждый из которых обозначен двумя цифрами. Первая цифра – номер модуля, вторая цифра – номер учебного элемента (УЭ 1.1; УЭ 1.2; УЭ 1.3), которые раскрывают отдельные темы, третья цифра – номер учебного компонента (УЭ 1.1.1.; УЭ 1.1.2.; УЭ 1.1.3 и т. д.). Более подробное содержание соответствующих элементов представлено в табл. 2.

Таблица 2

Структура учебных элементов

Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации

научного исследования в образовании»

 

Учебные элементы (УЭ)

Задачи УЭ

Компоненты УЭ

УЭ 1.1. Методологические подходы к организации научного исследования в образовании

1. Научится определять структурные компоненты методологии педагогики.

2. Научится обосновывать значение и актуальные направления научных исследований для улучшения качества педагогического процесса в системе образования.

3. Научится обосновывать принципы организации научного исследования в образовании.

УЭ 1.1.1. Структурные компоненты методологии педагогики.

УЭ 1.1.2. Научное исследование в образовании: значение, актуальные направления.

УЭ 1.1.3. Принципы организации научного исследования в образовании.

УЭ 1.2. Особенности организации научного исследования в образовании

 

1.Научится выделять характерные черты научного исследования в образовании.

2. Научится обосновывать методологические параметры научного исследования.

3. Научится проектировать содержание этапов научного исследования в образовании.

УЭ 1.2.1. Характеристика научного исследования в образовании.

УЭ 1.2.2. Требования к методологическим параметрам научного исследования в образовании.

УЭ 1.2.3. Характеристика этапов научного исследования в образовании.

УЭ 1.3. Работа с литературными источниками при организации научного исследования в образовании

 

  1. Научится обосновывать способы организации работы с литературными источниками.
  2. Научится выделять специфические черты научного стиля изложения материала, полученного в ходе исследовательской работы.

УЭ 1.3.1. Способы организации работы с литературными источниками.

УЭ 1.3.2. Научный стиль изложения материалов исследовательской работы в образовании.

 

Соотнесение компонентов формируемых у студентов компетенции с соответствующим учебным результатом представлено в табл. 3.

Таблица 3

Соотнесение учебных элементов и учебных результатов

Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации

научного исследования в образовании»

 

Компоненты УЭ

Цель

Учебные задачи

Тема учебного элемента

Учебный результат (типы задач и заданий)

УЭ 1.1.1. Структурные компоненты методологии педагогики

 

Научится определять структурные компоненты методологии педагогики

  1. Научится выделять сущностные характеристики понятия «методология», «педагогическая методология», составляющие компоненты и функции методологии педагогики.

2. Научится давать характеристику элементам систем методологического знания

УЭ 1.1.1.1. Составляющие компоненты и функции методологии педагогики

УЭ 1.1.1.2. Элементы систем методологического знания

  1.  Сделать сравнительный анализ понятий «методология», «педагогическая методология», нормативной и дескриптивной функций методологии.

2. Составить схему элементов систем методологического знания (с опорой на исследование В.И. Загвязинского).

УЭ 1.1.2.

Научное исследование в образовании: значение, актуальные направления

Научится обосновывать значение и актуальные направления научных исследований для улучшения качества педагогического процесса в системе образования

1. Научится выделять основные тенденции развития образования.

  1. Научится обосновывать актуальные проблемы развития современного образования

 

УЭ 1.1.2.1. Тенденции развития современного образования

УЭ 1.1.2.2. Проблемы функционирования современного образования

1. Структурировать информацию по ключевым вопросом развития современного образования на основе нормативно-законодательных документов.

  1. Определить проблемы функционирования современного образования на основе анализа научных статей.

УЭ 1.1.3. Принципы организации научного исследования в образовании

Научится обосновывать принципы организации научного исследования в образовании

1. Научится давать обоснование принципам организации педагогического исследования.

2. Научится применять принципы научного исследования при анализе содержание исследований в образовании

УЭ 1.1.3.1. Характеристика принципов и требований к решению исследовательских задач в образовании.

УЭ 1.1.3.2. Применение принципов и требование к научному исследованию в образовании

1. Выделить особенности принципов организации научного исследования в образовании (сравнительная таблица).

2. Аргументировать свою позицию при анализе конкретного научного исследования по соблюдению принципов и требований к его организации.

УЭ 1.2.1. Характеристика научного исследования в образовании

 

Научится выделять характерные черты научного исследования в образовании

  1. Научится обосновывать понятие «научное исследование» в образовании.
  2. Научится соотносить результат исследовательской де­ятельности с видом научного исследования в образовании.

УЭ 1.2.1.1. Характеристика понятия научного исследования.

УЭ 1.2.1.2. Характеристика видов научного исследования в образовании.

1.Выделить ключевые элементы понятия «научное исследования» по трактовкам, предлагаемым разными авторами.

2. Охарактеризовать вид научного исследования на примере конкретной авторской научно-иссле­довательской работы.

УЭ 1.2.2. Требования к методологическим параметрам научного исследования в образовании

Научится обосновывать методологические параметры научного исследования

1. Знание требований, предъявляемых к формулировке методологических параметров исследования.

2. Научится определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата научного исследования в рамках тематики своего курсового исследования.

УЭ 1.2.2.1. Характеристика требования к методологическим параметрам научного исследования

УЭ 1.2.2.2. Понятийно-категориальный аппарат курсового исследования.

1. Составление сравнительной таблицы с требованиями к методологическим параметрам исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи) (работа с авторефератами).

2. Обоснование понятийно-категориального аппарата своего курсового исследования.

УЭ 1.2.3. Характеристика этапов научного исследования в образовании

Научится проектировать содержание этапов научного исследования в образовании

  1. Научится составлять алгоритм выделения этапов научного исследования.
  2. Научится давать характеристику основным этапам научного исследования в образовании.

УЭ 1.2.3.1. Последовательность этапов научного исследования.

УЭ 1.2.3.2. Содержание научной деятельности на каждом этапе ее организации.

  1. Составление алгоритма выделения этапов научного исследования в образовании.
  2. Применение алгоритма для обоснования содержания этапов собственного научного исследования.

УЭ 1.3.1. Способы организации работы с литературными источниками

 

Научится обосновывать способы организации работы с литературными источниками

1. Научится выделять особенности способов организации работы с литературными источниками в образовании.

2. Научится применять конкретные приемы для разработки содержания своего научного исследования.

УЭ 1.3.1.1. Особенности способов организации работы с литературными источниками.

УЭ 1.3.1.2. Применение конкретных способов работы с литературными источниками

1. Подготовить выступление с характеристикой способов организации работы с литературными источниками (конспектирование, аннотирование, тезирование и пр.).

2. Составление аннотаций к научной литературе по теме своего курсового исследования.

УЭ 1.3.2. Научный стиль изложения материалов исследовательской работы в образовании

Научится выделять специфические черты научного стиля изложения материала, полученного в ходе исследовательской работы

1. Научится характеризовать элементы научного стиля.

1. Научится применять научный стиль при изложении результатов курсового исследования.

УЭ 1.3.2.1. Элементы научного стиля изложения результатов исследования.

УЭ 1.3.2.2. Применение научного стиля в рамках курсового исследования

  1. Выделить характерные элементы разных стилей изложения материала (научного, публицистического, художественного).
  2. Сделать анализ содержания курсового исследования на соответствие требованиям научного стиля изложения материала.

 

Таким образом, такое последовательное структурирование задач, дидактических единиц, изучаемых студентами, видов деятельности и учебных результатов позволяет систематизировать содержание формируемой компетенции в рамках дисциплины «Современные методы научного исследования» (табл. 4).

Таблица 4

Соотнесение компетенций и учебных результатов

Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации

научного исследования в образовании»

 

Компетенции

Учебный результат

 (типы задач и заданий)

Тема учебного элемента

готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)

Сделать сравнительный анализ понятий «методология», «педагогическая методология», нормативной и дескриптивной функций методологии.

УЭ 1.1.1.1. Составляющие компоненты и функции методологии педагогики

 

Составить схему элементов систем методологического знания (с опорой на исследование В.И. Загвязинского).

УЭ 1.1.1.2. Элементы систем методологического знания

Структурировать информацию по ключевым вопросом развития современного образования на основе нормативно-законодательных документов.

УЭ 1.1.2.1. Тенденции развития современного образования

 

Определить проблемы функционирования современного образования на основе анализа научных статей.

УЭ 1.1.2.2. Проблемы функционирования современного образования

3. Выделить особенности принципов организации научного исследования в образовании (сравнительная таблица).

УЭ 1.1.3.1. Характеристика принципов и требований к решению исследовательских задач в образовании.

Аргументировать свою позицию при анализе конкретного научного исследования по соблюдению принципов и требований к его организации.

УЭ 1.1.3.2. Применение принципов и требование к научному исследованию в образовании

Выделить ключевые элементы понятия «научное исследование» по трактовкам, предлагаемым разными авторами.

УЭ 1.2.1.1. Характеристика понятия научного исследования.

 

Охарактеризовать вид научного исследования на примере конкретной авторской научно-исследовательской работы.

УЭ 1.2.1.2. Характеристика видов научного исследования в образовании.

Составление сравнительной таблицы с требованиями к методологическим параметрам исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи) (работа с авторефератами).

УЭ 1.2.2.1. Характеристика требования к методологическим параметрам научного исследования

 

Обоснование понятийно-категориального аппарата своего курсового исследования.

УЭ 1.2.2.2. Понятийно-категориальный аппарат курсового исследования.

Составление алгоритма выделения этапов научного исследования в образовании.

УЭ 1.2.3.1. Последовательность этапов научного исследования.

Применение алгоритма для обоснования содержания этапов собственного научного исследования.

УЭ 1.2.3.2. Содержание научной деятельности на каждом этапе ее организации.

Подготовить выступление с характеристикой способов организации работы с литературными источниками (конспектирование, аннотирование, тезирование и пр.).

УЭ 1.3.1.1. Особенности способов организации работы с литературными источниками.

Составление аннотаций к научной литературе по теме своего курсового исследования.

УЭ 1.3.1.2. Применение конкретных способов работы с литературными источниками

Выделить характерные элементы разных стилей изложения материала (научного, публицистического, художественного).

УЭ 1.3.2.1. Элементы научного стиля изложения результатов исследования.

Сделать анализ содержания курсового исследования на соответствие требованиям научного стиля изложения материала.

УЭ 1.3.2.2. Применение научного стиля в рамках курсового исследования

 

Таким образом, модульное построение содержания дисциплины, основанное на системно-деятельностной основе, предполагает выделение:

-          основных понятий учебной дисциплины, включающих изучаемые студентами определенные явления, крупные темы, группу взаимосвязанных понятий и в целом представляющих собой логически завершенную единицу учебного материала;

-          определение конкретных типов задач и заданий, с помощью которых данные единицы учебного материала будут осваиваться обучающимися в рамках образовательного процесса.

Это позволяет избежать повторений внутри курса и в других, изучаемых студентами дисциплинах, обосновать межпредметные связи, способствует эффективному развитию необходимых профессиональных компетенций у будущего педагога в вузе.