В современном высшем педагогическом образовании достаточно четко обозначились следующие тенденции становления и развития его содержания: фундаментализация, профессионально-педагогическая направленность обучения, гуманизация педагогического процесса. Профессиональная подготовка педагогов в вузе по мнению исследователей Алексеевой О. В. [1], Ротовой Н. А. [2], Синебрюховой В. Л. [3], Толмачевой В. В. [4] и др. – это не столько сообщение готовой информации, сколько формирование системы умственных действий, с помощью которых личность овладевает знаниями, умениями и навыками. Основная задача преподавателя при этом заключается во включении студента в самостоятельную познавательную деятельность, постановка его в «позицию субъекта» этой деятельности, обеспечение индивидуальной траектории продвижения обучающегося в развитии, помощь в становлении его уникальности как профессионала. Как отмечается в ст.69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) «высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [5, с. 89]. Именно поэтому одна из важнейших проблем педагогического образования – это переход к системно-деятельностному образованию, ориентированному на развитие каждой личности. Реализация системно-деятельностного подхода в профессиональном образовании направлена на формирование соответствующих компетенций у будущего педагога, овладение им соответствующими видами деятельности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) отмечается, что выпускник должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в следующих видах деятельности: педагогическая, проектная, исследовательская, культурно-просветительская [6]. Рассмотрим более подробно направления, входящие в исследовательскую деятельность педагога. В соответствии с ФГОС ВО она включает:
- постановку и решение задач в области образования;
- использование в профессиональной деятельности методов научного исследования.
Для овладения исследовательской деятельностью обучающимися в вузе необходимо создать условия для развития следующих компетенций у будущих педагогов:
- готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);
- способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
Одной из основных дисциплин, в рамках которой решается задача формирования выделенных компетенций, является «Современные методы исследования». Структурирования содержания данной дисциплины осуществляется с учетом реализуемого в Сургутском государственном педагогическом университете модульного подхода, позволяющего реализовать в полной мере принципы развивающего обучения.
Рассмотрим особенности реализации процесса обучения будущих педагогов на примере первого модуля данной дисциплины – «Теоретико-методологические основы организации научного исследования в образовании».
Цель модуля: овладеть способами обоснования методологической основы организации научного исследования в образовании
Задачи модуля:
1) Научится выделять методологические подходы к организации научного исследования в образовании
2) Научится обосновывать этапы организации научного исследования в образовании
3) Научится использовать разные приемы работы с литературными источниками при организации научного исследования в образовании
В результате освоения модуля 1 «Теоретико-методологические основы организации научного исследования в образовании» студенты
знают:
- современные тенденции и проблемы развития образования;
- базовые понятия и категории методологии педагогики;
- требования к обоснованию методологических параметров научного исследования в образовании;
- способы организации работы с литературными источниками
умеют:
- анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;
- давать обоснование методологических параметров организации научного исследования в образовании;
- проектировать содержание этапов научного исследования в образовании;
имеют опыт:
- характеристики актуальных направлений организации научных исследований в образовании;
- проектирования этапов организации научного исследования в образовании;
- проектирования методологических параметров научного исследования в рамках тематики курсового исследования;
- применения способов работы с литературными источниками для решения собственных исследовательских задач;
- создания устных сообщений, рефератов, докладов как форм структурирования сложной научной информации в логически последовательной форме.
Конкретная задача модуля реализуется через систему соответствующих учебных элементов (табл. 1).
Таблица 1
Структура и содержание
Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации научного исследования в образовании»
Цель модуля |
Задачи модуля |
Учебные элементы модуля |
овладеть способами обоснования методологической основы организации научного исследования в образовании |
1. Научится выделять методологические подходы к организации научного исследования в образовании 2. Научится обосновывать этапы организации научного исследования в образовании 3. Научится использовать разные приемы работы с литературными источниками при организации научного исследования в образовании |
УЭ 1.1. Методологические подходы к организации научного исследования в образовании УЭ 1.2. Этапы организации научного исследования в образовании УЭ 1.3. Работа с литературными источниками при организации научного исследования в образовании УЭ 1.4. Рубежный контроль по модулю |
Как видно из таблицы модуль состоит из трех учебных элементов (УЭ), каждый из которых обозначен двумя цифрами. Первая цифра – номер модуля, вторая цифра – номер учебного элемента (УЭ 1.1; УЭ 1.2; УЭ 1.3), которые раскрывают отдельные темы, третья цифра – номер учебного компонента (УЭ 1.1.1.; УЭ 1.1.2.; УЭ 1.1.3 и т. д.). Более подробное содержание соответствующих элементов представлено в табл. 2.
Таблица 2
Структура учебных элементов
Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации
научного исследования в образовании»
Учебные элементы (УЭ) |
Задачи УЭ |
Компоненты УЭ |
УЭ 1.1. Методологические подходы к организации научного исследования в образовании |
1. Научится определять структурные компоненты методологии педагогики. 2. Научится обосновывать значение и актуальные направления научных исследований для улучшения качества педагогического процесса в системе образования. 3. Научится обосновывать принципы организации научного исследования в образовании. |
УЭ 1.1.1. Структурные компоненты методологии педагогики. УЭ 1.1.2. Научное исследование в образовании: значение, актуальные направления. УЭ 1.1.3. Принципы организации научного исследования в образовании. |
УЭ 1.2. Особенности организации научного исследования в образовании
|
1.Научится выделять характерные черты научного исследования в образовании. 2. Научится обосновывать методологические параметры научного исследования. 3. Научится проектировать содержание этапов научного исследования в образовании. |
УЭ 1.2.1. Характеристика научного исследования в образовании. УЭ 1.2.2. Требования к методологическим параметрам научного исследования в образовании. УЭ 1.2.3. Характеристика этапов научного исследования в образовании. |
УЭ 1.3. Работа с литературными источниками при организации научного исследования в образовании
|
|
УЭ 1.3.1. Способы организации работы с литературными источниками. УЭ 1.3.2. Научный стиль изложения материалов исследовательской работы в образовании. |
Соотнесение компонентов формируемых у студентов компетенции с соответствующим учебным результатом представлено в табл. 3.
Таблица 3
Соотнесение учебных элементов и учебных результатов
Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации
научного исследования в образовании»
Компоненты УЭ |
Цель |
Учебные задачи |
Тема учебного элемента |
Учебный результат (типы задач и заданий) |
УЭ 1.1.1. Структурные компоненты методологии педагогики
|
Научится определять структурные компоненты методологии педагогики |
2. Научится давать характеристику элементам систем методологического знания |
УЭ 1.1.1.1. Составляющие компоненты и функции методологии педагогики УЭ 1.1.1.2. Элементы систем методологического знания |
2. Составить схему элементов систем методологического знания (с опорой на исследование В.И. Загвязинского). |
УЭ 1.1.2. Научное исследование в образовании: значение, актуальные направления |
Научится обосновывать значение и актуальные направления научных исследований для улучшения качества педагогического процесса в системе образования |
1. Научится выделять основные тенденции развития образования.
|
УЭ 1.1.2.1. Тенденции развития современного образования УЭ 1.1.2.2. Проблемы функционирования современного образования |
1. Структурировать информацию по ключевым вопросом развития современного образования на основе нормативно-законодательных документов.
|
УЭ 1.1.3. Принципы организации научного исследования в образовании |
Научится обосновывать принципы организации научного исследования в образовании |
1. Научится давать обоснование принципам организации педагогического исследования. 2. Научится применять принципы научного исследования при анализе содержание исследований в образовании |
УЭ 1.1.3.1. Характеристика принципов и требований к решению исследовательских задач в образовании. УЭ 1.1.3.2. Применение принципов и требование к научному исследованию в образовании |
1. Выделить особенности принципов организации научного исследования в образовании (сравнительная таблица). 2. Аргументировать свою позицию при анализе конкретного научного исследования по соблюдению принципов и требований к его организации. |
УЭ 1.2.1. Характеристика научного исследования в образовании
|
Научится выделять характерные черты научного исследования в образовании |
|
УЭ 1.2.1.1. Характеристика понятия научного исследования. УЭ 1.2.1.2. Характеристика видов научного исследования в образовании. |
1.Выделить ключевые элементы понятия «научное исследования» по трактовкам, предлагаемым разными авторами. 2. Охарактеризовать вид научного исследования на примере конкретной авторской научно-исследовательской работы. |
УЭ 1.2.2. Требования к методологическим параметрам научного исследования в образовании |
Научится обосновывать методологические параметры научного исследования |
1. Знание требований, предъявляемых к формулировке методологических параметров исследования. 2. Научится определять содержательные характеристики понятийно-категориального аппарата научного исследования в рамках тематики своего курсового исследования. |
УЭ 1.2.2.1. Характеристика требования к методологическим параметрам научного исследования УЭ 1.2.2.2. Понятийно-категориальный аппарат курсового исследования. |
1. Составление сравнительной таблицы с требованиями к методологическим параметрам исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи) (работа с авторефератами). 2. Обоснование понятийно-категориального аппарата своего курсового исследования. |
УЭ 1.2.3. Характеристика этапов научного исследования в образовании |
Научится проектировать содержание этапов научного исследования в образовании |
|
УЭ 1.2.3.1. Последовательность этапов научного исследования. УЭ 1.2.3.2. Содержание научной деятельности на каждом этапе ее организации. |
|
УЭ 1.3.1. Способы организации работы с литературными источниками
|
Научится обосновывать способы организации работы с литературными источниками |
1. Научится выделять особенности способов организации работы с литературными источниками в образовании. 2. Научится применять конкретные приемы для разработки содержания своего научного исследования. |
УЭ 1.3.1.1. Особенности способов организации работы с литературными источниками. УЭ 1.3.1.2. Применение конкретных способов работы с литературными источниками |
1. Подготовить выступление с характеристикой способов организации работы с литературными источниками (конспектирование, аннотирование, тезирование и пр.). 2. Составление аннотаций к научной литературе по теме своего курсового исследования. |
УЭ 1.3.2. Научный стиль изложения материалов исследовательской работы в образовании |
Научится выделять специфические черты научного стиля изложения материала, полученного в ходе исследовательской работы |
1. Научится характеризовать элементы научного стиля. 1. Научится применять научный стиль при изложении результатов курсового исследования. |
УЭ 1.3.2.1. Элементы научного стиля изложения результатов исследования. УЭ 1.3.2.2. Применение научного стиля в рамках курсового исследования |
|
Таким образом, такое последовательное структурирование задач, дидактических единиц, изучаемых студентами, видов деятельности и учебных результатов позволяет систематизировать содержание формируемой компетенции в рамках дисциплины «Современные методы научного исследования» (табл. 4).
Таблица 4
Соотнесение компетенций и учебных результатов
Модуль 1 «Теоретико-методологические основы организации
научного исследования в образовании»
Компетенции |
Учебный результат (типы задач и заданий) |
Тема учебного элемента |
готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11) |
Сделать сравнительный анализ понятий «методология», «педагогическая методология», нормативной и дескриптивной функций методологии. |
УЭ 1.1.1.1. Составляющие компоненты и функции методологии педагогики
|
Составить схему элементов систем методологического знания (с опорой на исследование В.И. Загвязинского). |
УЭ 1.1.1.2. Элементы систем методологического знания |
|
Структурировать информацию по ключевым вопросом развития современного образования на основе нормативно-законодательных документов. |
УЭ 1.1.2.1. Тенденции развития современного образования
|
|
Определить проблемы функционирования современного образования на основе анализа научных статей. |
УЭ 1.1.2.2. Проблемы функционирования современного образования |
|
3. Выделить особенности принципов организации научного исследования в образовании (сравнительная таблица). |
УЭ 1.1.3.1. Характеристика принципов и требований к решению исследовательских задач в образовании. |
|
Аргументировать свою позицию при анализе конкретного научного исследования по соблюдению принципов и требований к его организации. |
УЭ 1.1.3.2. Применение принципов и требование к научному исследованию в образовании |
|
Выделить ключевые элементы понятия «научное исследование» по трактовкам, предлагаемым разными авторами. |
УЭ 1.2.1.1. Характеристика понятия научного исследования.
|
|
Охарактеризовать вид научного исследования на примере конкретной авторской научно-исследовательской работы. |
УЭ 1.2.1.2. Характеристика видов научного исследования в образовании. |
|
Составление сравнительной таблицы с требованиями к методологическим параметрам исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи) (работа с авторефератами). |
УЭ 1.2.2.1. Характеристика требования к методологическим параметрам научного исследования
|
|
Обоснование понятийно-категориального аппарата своего курсового исследования. |
УЭ 1.2.2.2. Понятийно-категориальный аппарат курсового исследования. |
|
Составление алгоритма выделения этапов научного исследования в образовании. |
УЭ 1.2.3.1. Последовательность этапов научного исследования. |
|
Применение алгоритма для обоснования содержания этапов собственного научного исследования. |
УЭ 1.2.3.2. Содержание научной деятельности на каждом этапе ее организации. |
|
Подготовить выступление с характеристикой способов организации работы с литературными источниками (конспектирование, аннотирование, тезирование и пр.). |
УЭ 1.3.1.1. Особенности способов организации работы с литературными источниками. |
|
Составление аннотаций к научной литературе по теме своего курсового исследования. |
УЭ 1.3.1.2. Применение конкретных способов работы с литературными источниками |
|
Выделить характерные элементы разных стилей изложения материала (научного, публицистического, художественного). |
УЭ 1.3.2.1. Элементы научного стиля изложения результатов исследования. |
|
Сделать анализ содержания курсового исследования на соответствие требованиям научного стиля изложения материала. |
УЭ 1.3.2.2. Применение научного стиля в рамках курсового исследования |
Таким образом, модульное построение содержания дисциплины, основанное на системно-деятельностной основе, предполагает выделение:
- основных понятий учебной дисциплины, включающих изучаемые студентами определенные явления, крупные темы, группу взаимосвязанных понятий и в целом представляющих собой логически завершенную единицу учебного материала;
- определение конкретных типов задач и заданий, с помощью которых данные единицы учебного материала будут осваиваться обучающимися в рамках образовательного процесса.
Это позволяет избежать повторений внутри курса и в других, изучаемых студентами дисциплинах, обосновать межпредметные связи, способствует эффективному развитию необходимых профессиональных компетенций у будущего педагога в вузе.