Российская система образования в течение двух последних десятилетий переживает глубокую трансформацию. Бесконечные эксперименты с учеными программами формами бучения, подготовкой кадров невольно заставляют исследователей заглянуть в историю, чтобы найти ответы на многие волнующие вопросы. Опыт пережитого помогает понять возможные последствия новых начинаний. В частности, в статье анализируется исторический опыт раздельного обучения в российских учебных заведениях, на основе которого варьируются активные эксперименты по раздельному обучению мальчиков и девочек в ряде российских частных школ. С учетом культурных традиций некоторых регионов Российской Федерации раздельное обучение завоевывает в этих регионах прочные позиции.
Плюсы и минусы раздельного обучения иногда становятся предметом серьезных дискуссий. В нее включаются педагоги, философы, историки, психологи, юристы и представители других областей знания. Многие из них резко настроены против такой формы обучения, полагая, что она формирует узконаправленное мировосприятие, жесткие гендерные стереотипы и создает почву для гендерной дискриминации [1–5]. В то же время растет число сторонников внедрения этоq формs обучения. Аргументом служит очевидное падение уровня и качества образования и воспитания в российских школах. Эту тенденцию связывают не только с качеством подготовки кадров, но и с психофизиологическим состоянием школьников, которые при совместном обучении не получают четких социальных ориентиров, плохо усваивают будущие социально-половые роли, теряют способность к концентрации внимания на задачах школьного образования [6–10].
Активные дискуссии выявляют достоинства и недостатки раздельного и совместного обучения, но, в то же время, по справедливому замечанию некоторых исследователей, «…проводившиеся исследования носят несистемный характер, поэтому необходим комплексный подход к ее обсуждению. Бесспорно то, что в современных условиях раздельное обучение мальчиков и девочек нельзя рассматривать вне исторической ретроспективы, без выявления предпосылок, факторов и условий его реализации в России в целом и в регионе в частности» [11, c. 1].
Очевидно, что обозначенная проблема требует не только тщательного изучения ее современного состояния, но и исторической ретроспективы. Длительная история европейского образования в конечном итоге признала наилучшим его образцом либеральное образование, в основе которого основано на принципе равенства прав человека, провозглашенного еще в годы всероссийской революции в начале ХХ в. Данный принцип лег в основу первой реформы образования в новом государстве – Советской России и его правопреемниках – СССР и Российской Федерации. Российский Закон об образовании запрещает раздельное обучение, приравнивая такого рода практику к дискриминации по признаку пола, но существуют местные законодательные акты, позволяющие создавать так называемые экспериментальные образовательные площадки, на которых и создаются средние школы или отдельные классы в школах и даже группы в детских садах с раздельным обучением. И надо сказать эксперимент идет достаточно успешно, особенно в регионах с крепкими национальными традициями полового воспитания. К настоящему времени экспериментальные площадки действуют в шестидесяти регионах России, а число школ с полным или частичным раздельным обучением достигает 600 и некоторые исследователи усматривают в этом путь к повышению качества образования, значительно снизившемуся за годы реформ последних двух десятилетий [12, с. 113].
История раздельного обучения детей имеет давние корни. Точнее сказать, о раздельном школьном обучении говорить сложно, в силу того, что в России публичное образование длительное время оставалось мужским, а женское уходило в частную сферу, т. е. сферу домашнего воспитания.
Поистине революцию в образовании совершили первые древнерусские правители: князь Владимир, основавший дворцовую школу в Киеве и Ярослав Мудрый, создавший в 1030 году школу в Новгороде. Русь крепла, устанавливала контакты с Европой и ей были нужны грамотные, образованные молодые люди. Школы стали объектом особой заботы и церкви, полагавшей, что школа должна выполнять не только функции по образованию, но и функции духовного укрепления в вере и благочестии. Государство охотно переложило ответственность за образование на церковь, которая, в свою очередь возложила создание и поддержку школ на монастыри [13, с. 23]. За образец была принята европейская модель образования, в свою очередь восходящая к древнегреческой школе, в которой изучались грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Впоследствии эти предметы стали основой так называемого классического образования.
Что касается состава учащихся школ, то он состоял из лиц мужского пола. Приобщение женщин к образованию хоть и принималось обществом, но лишь в рамках домашнего образования и воспитания.
Попытки вынести женское образование за пределы дома были предприняты сестрой Владимира Мономаха Анной Всеволодовной, организовавшей в 1086 году первое женское учебное заведение (училище) при одном из киевских монастырей [14, с. 29]. В дальнейшем монастырское образование давало возможность приобщиться к азам знаний девочкам и взрослым девицам из неимущих сословий, духовенства и находящимся на послушании. Хотя особым спросом женское образование не пользовалось.
Длительное время монастырские школы и обучение на дому оставались практически единственными формами начального и среднего образования. Постепенно, к XIV–XV вв. квадриум был вытеснен из образования и его заменили дисциплины преимущественно утилитарного характера, призванные приучить лиц обоего пола во-первых, к благочестию, а, во-вторых к ремеслу. Для этого подбирался набор дисциплин так называемого «книжного» характера (грамота, письмо, начала математики, закон божий) и прикладного характера в соответствии с полом обучаемого.
Новые организационные государственные и частные формы образования: школы государственных имуществ и школы грамоты, появившиеся в XVI-XVI вв. практически не изменили порядок обучения. Это были мужские образовательные учреждения, с разными образовательными задачами – начиная от привития навыков грамотности и заканчивая подготовкой образованной элиты для государственной и богословской деятельности.
По мере проникновения европейского образования в Россию ширится круг образовательных учреждений и их целей. К концу XVIII – началу XIX вв. по повелению императрицы Екатерины был основан ряд учебных заведений для девушек, самым известным из которых являлся Смольный институт для благородных девиц, которых обучали уже не ремеслу, а новой профессии – воспитательницы, гувернантки и попутно – образованной жены. Перед молодыми девушками из благородного и мещанского сословий до той поры получавшие кое-какое домашнее образование, открылся совершенно иной мир. Помимо привычного набора обязательных женских занятий – рукоделия домоводства, музыки, танцев, они обязаны были изучать серьезные науки: языки, литературу, математику, физику, географию, естественную историю. Таким образом императрица решала вполне конкретную задачу – помочь девушкам, лишенным материальной поддержки, получить шанс на замужество или поддержать свое существование честным трудом. Но это был только часть ее грандиозного замысла, цель которого состояла в том, чтобы «преодолеть сопротивление веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение» [15].
Этот план удался. Преемницы Екатерины – представительницы императорского дома в XVIII–XIX вв. создали и опекали широкую сеть женских образовательных академических и профессиональных учебных заведений: начальные школы, женские гимназии и прогимназии епархиальные училища и училища духовного ведомства, среднее специальное женское образование – сельскохозяйственное, коммерческое, техническое, акушерское, педагогическое и др. Но, с другой стороны, изменились и цели образования. Если Екатерина ставила перед собою грандиозную задачу воспитания граждан, осознающих свои права и свободы, то приоритетной целью образования девочек после смерти Екатерины провозглашалась необходимость воспитания «добрых супруг, хороших матерей и хороших хозяек».
Первый шаг к совместному обучению был сделан в ходе реформы образования в 1804 г. Для повышения грамотности населения в России были созданы церковно-приходские школы, в которых изучались чтение, письмо, арифметика, закон Божий и в некоторых школах – история. Именно в них впервые появилась возможность совместного начального обучения мальчиков и девочек не старше 12 лет.
Опыт совместного обучения не выявил особых интеллектуальных и психологических различий в восприятии учебных программ и каких-либо нарушений в моральных нормах общения между полами. Обучение проходило под надзором представителей церкви, следовавшим в воспитании и образовании традиционным понятиям о природном предназначении мужчин и женщин. Строгий контроль со стороны священников способствовал признанию допустимости определенных границ совместного обучения со стороны населения России, поэтому создание во второй половине XIX в. начальных и коммерческих училищ и частных учебных заведений, где допускалось совместное обучение, не вызвало общественного сопротивления. Более того, общественность оказалась подготовленной к таким смелым экспериментам благодаря развернувшейся в России дискуссии о женской эмансипации и равенстве полов.
Таким образом, во второй половине XIX века в России сложилась трехвекторная система обучения: раздельные женские и мужские учебные заведения, и учебные учреждения с совместным обучением. Но медленное реформирование не отменяло главных раздельных целей образования: подготовка юношей к общественному служению в различных формах, а девушек к домашней и семейной жизни. Соответственно целям формировались учебные программы, закреплявшие необходимые знания и практические навыки. Эти цели сохранялись вплоть до всероссийской революции 1917 года.
Революционные преобразования в системе народного образования относятся к 1918 г. Прежде всего, были пересмотрены принципы системы образования. Государство провозгласило принцип отделения церкви от государства, который был в реализован в образовании в виде упразднения духовных училищ, семинарий, женских епархиальных училищ. Закрепление в Конституции принципа гражданского равенства потребовало ликвидации привилегированных учебных заведений – кадетских училищ, лицеев, классических гимназий, платных школ и т. д. И самое главное – принцип равенства полов стал основой программы совместного обучения.
Как считают многие авторы, причина закрепления совместного обучения крылась в искоренении дискриминации женщин. Однако это не совсем так. Огромные потери мужского населения в период Первой мировой войны и гражданской войны в России подвигли новую власть к поиску внутренних ресурсов для восстановления экономики и социальной сферы. Новому государству были нужны квалифицированные кадры, которых явно не хватало среди мужского населения. Поэтому политика в сфере образования была направлена, в первую очередь, на вовлечение в общественную трудовую деятельность как мужчин, так и женщин. Соответственно этому и решалась основная задача: подготовка детей к будущей совместной трудовой деятельности. Об это свидетельствуют и названия первых документов правительства РСФСР, закреплявших новые подходы к образованию. Это, прежде всего, «Декрет № 812 Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. О единой трудовой школе РСФСР. Положение» и «Основные принципы единой трудовой школы», принятые в 1918 г. Статья 5 Положения закрепляет совместное обучение в школе.
Совместное обучение вносило действительно новые принципы в образование. Отмечалось, что «вся система нормальных школ от детского сада до университета представляет собою одну школу, одну непрерывную лестницу. Это значит, что все дети должны вступать в один и тот же тип школы и начинать свое образование одинаково, что все они имеют право идти по лестнице до ее наивысших ступеней» [17]. Следовательно, все ступени образования стали доступны обоим полам. Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский и другие руководители Наркомпроса были искренне убеждены в том, что совместное обучение будет способствовать развитию физических, психических и умственных качеств детей, их индивидуализации, творческим товарищеским взаимоотношениям в коллективе, где в повседневной совместной учебе формируется самодисциплина, взаимная поддержка, общие интересы.
Что касается наполнения учебных программ, то дети должны были осваивать одни и те же знания из области естественных и социальных наук, направленных на обеспечение практических нужд народного хозяйства. Единые требования предъявлялись и к физическому воспитанию детей. Физические упражнения, спорт, военная подготовка – все было нацелено на выравнивание отношений между девочками и мальчиками и уничтожение социальных барьеров между полами.
Признанный лидер в области новаторского образования Дж. Дьюи высоко оценил реформы большевиков. Он считал, что создание в РСФСР единой трудовой школы, в которой будет осуществляться совместное обучение детей, является прогрессивным шагом. Ни одна страна в мире на момент российской революции не способна была создать программу образования подобного рода.
Несмотря на столь высокую оценку зарубежных исследователей целей российского образования, в 1943 г. Совнарком СССР принял постановление о создании раздельных мужских и женских образовательных учреждений. Однако эта реформа не вызвала восторга со стороны родителей и не привела к ожидаемым результатам повышения уровня образования. В конце концов Совет Министров СССР постановлением от 1 июля 1954 г. вынужден был вернуть в школы совместное обучение.
Итак, начиная с момента своего становления, школьное образование, обнаруживало ряд противоречий, и в большинстве случаев зависело от отношения общества к статусам мужчин и женщин в целом. Образование в России проводилось в соответствии с потребностями общества и носило прагматический, утилитарный характер. Воспитательно-образовательный процесс находился в прямой зависимости от влияния общественного мнения, которое формировало женский и мужской «идеалы».
Долгие годы государственные учебные заведения предназначались исключительно для лиц мужского пола. Совместное обучение мальчиков и девочек, введенное в систему народного образования в 1918 году должно было, по мысли реформаторов, быстро ликвидировать дискриминацию, подготовить массово образованные кадры для разных сфер государственной жизни. Короткий период раздельного обучения не получил поддержки населения. Совместное обучение оставалось основной формой обучения в СССР до самого его развала. Совместное обучение преобладает и в школах Российской Федерации.