Full text

Использование работы в малых группах как метода обучения иностранному языку связано с широким распространением в современной педагогике личностно-ориентированного подхода к процессу образования и воспитания.

Личностно-ориентированный подход – это методологическое направление в педагогике, в рамках которого преподаватель, используя определенную систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действия, стимулирует процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучаемого и способствует развитию его уникальной индивидуальности. Таким образом, в центре личностно-ориентированного подхода находится уникальная целостная личность учащегося, которая живет, развивается, творит, имеет свои задачи и цели, стремится к максимальной реализации своих способностей и возможностей, открыта для всего нового, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим, успех и результативность применения личностно-ориентированного подхода напрямую связаны с созданием атмосферы творчества, сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи, в которой с большей легкостью выстраиваются личностные взаимоотношения [1].

Личностно-ориентированный подход реализуется в различных технологиях обучения: технологии саморазвивающего обучения, адаптивной системе обучения, игровых технологиях, проблемном обучении, технологии разноуровневого обучения, технологии исследовательского обучения и т. д.

Одним из методов личностно-ориентированного подхода является обучение в сотрудничестве. Целью данной технологии обучения считается создание максимально благоприятной среды, которая позволяет всем обучаемым проявить свои способности в ходе активной совместной учебной деятельности на базе различных учебных ситуаций. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе [2].

На современном этапе развития методики обучение в сотрудничестве осуществляется в различных формах: student team learning (обучение в команде), jigsaw («ажурная пила»), learning together (учимся вместе). Следует отметить, что практически все они предполагают групповую работу.

Мы остановимся на работе в малых группах. Понятие малой группы пришло в педагогику из социальной психологии, где под этим термином понимается небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием. Определение нижних и верхних границ малой группы зависит от таких качественных признаков, как контактность и целостность. Контактность определяется как возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией, взаимными оценками и воздействиями. Под целостностью понимается социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.

За нижнюю границу размеров малой группы большинство специалистов принимает три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20-30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5-12 человек [3].

Работа в малых группах является видом интерактивного обучения, основанным на моделировании ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (3-15 человек), целью решения коммуникативных задач.

На занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе, в нашем случае военном, количество человек в малой группе может варьироваться от 3 до 8 учащихся, поскольку общее количество курсантов в подгруппе, в которой проходит обучение обычно14-16 человек. Размер малой группы может зависеть от специфики выполняемого задания.

При разделении обучаемых на малые группы необходимо принимать во внимание не только учебный уровень ученика, но и особенности его характера. Это способствует созданию необходимого комфорта в совместной учебной деятельности.

Следует особо подчеркнуть важность включения в каждую группу учащихся с разными учебными возможностями. Это дает учащимся с разным уровнем обучаемости, интересами и работоспособностью выгодно дополнять друг друга.

Состав группы обычно непостоянен, он подбирается с учетом того, чтобы студенты с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовывать учебные возможности каждого члена группы в зависимости от содержания и характера работы.

Обычно в группе один из учащихся становится командиром (или консультантом). Этот студент, безусловно, должен обладать достаточными знаниями по изучаемой дисциплине и, кроме того, иметь определенные качества характера, необходимые для планирование общей работы и налаживания контактов между членами группы.

Успешной работе в малых группах способствует соблюдение следующих правил:

– при выполнении одинаковых заданий количество членов в разных группах должно быть равным;

– обязанности должны быть целесообразно распределены командиром группы между участниками с учетом уровня их знаний и личностных особенностей;

– ошибки (как лексические, так и грамматические), совершаемые обучаемыми во время общения и выполнения задания, не исправляются преподавателем сразу же, а фиксируются и обсуждаются в конце занятия;

– все члены группы должны четко осознавать цель своей работы и ясно представлять поставленные перед ними задачи;

– при выборе задания следует учитывать не только его актуальность и соответствие изучаемой теме, но и интересы учащихся;

– особое внимание следует уделить размещению обучаемых во время выполнения заданий, так как работа в группах требует нетрадиционной организации рабочих мест учащихся в аудитории;

– в середине подготовки рекомендуется предложить одной из групп выступить с той частью задания, которую они уже выполнили [4].

На наш взгляд, выполнение вышеперечисленных рекомендаций по организации работы в малых группах ведет к повышению ее эффективности и результативности.

Следует также отметить, что работа в малых группах является не только компонентом учебной деятельности студентов, но и в какой-то мере воспитательной работой. Учащиеся учатся работать в команде, находить общий язык друг с другом, становятся более заинтересованными в предмете обучения, раскованными в общении, более отзывчивыми и более организованными.

В настоящее время существует достаточное количество видов организации работы в малых группах при обучении иностранному языку. Мы остановимся на наиболее распространенных из них.

Метод «тематической (ментальной) карты (mind mapping) представляет собой использование ассоциативных связей при работе с предложенной тематикой. Обобщенная информация в итоге представляет собой подобие диаграммы, демонстрирующее возникновение мысли, ее формирование и запоминание в мозгу обучаемого. Данный метод позволяет разработать определенную логическую схему, при помощи которой можно быстро и эффективно воспроизвести необходимый языковой материал.

Также широко распространен в современной дидактике метод под названием «ажурная пила» или «американская мозаика» (jigsaw). Суть данного метода состоит в распределении аспектов предложенной темы среди членов группы для более интенсивного и глубокого изучения. Таким образом, происходит взаимообучение на основе распределения экспертных ролей, поскольку в группе существует лишь один эксперт по каждому аспекту темы. Обучаемые обмениваются изученной информацией, и в итоге, каждый из них овладевает всем материалом.

Еще одним интерактивным методом обучения в малых группах следует назвать «ролевую игру», позволяющую обучаемым обучаться на собственном опыте путем исполнения определенных ролей в специально организованной и регулируемой профессиональной ситуации. Сценарий ролевой игры сближает события в реальности значительно отдаленные, позволяя участникам увидеть и понять и при желании апробировать иную стратегию поведения [5].

Для более полного рассмотрения организации работы в малых группах, мы хотели бы описать ролевую игру, проводимую на практических занятиях по иностранному языку у курсантов летчиков Краснодарского ВВАУЛ. Ролевая игра используется нами как один из активных методов обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Ключевым моментом в игровой технологии является создание ситуации речевого общения. На данном этапе развития методологической мысли целью дидактики является обучать не только языку, а коммуникации на языке, что в свою очередь предполагает целостное представление и исследование ситуации как определенной разноуровневой структуры, где все уровни и компоненты связаны между собой. Речевая ситуация рассматривается как совокупность социальных условий речевого общения [6].

Коммуникативными элементами речевой ситуации являются тема и цель общения, взаимоотношения его участников, характер окружающей обстановки, условия, в которых протекает общение. Игровой момент на занятиях способствует снятию напряжения в отношениях, созданию положительного эмоционального климата, продуктивного характера общения и атмосферы взаимодействия. Применение ролевой игры в учебном процессе позволяет сделать обучение увлекательным, интересным, содержательным и способствующим формированию мотивации к обучению иностранному языку.

Так, среди факторов, влияющих на успех обучения иностранному языку, можно выделить следующие: 1) обеспечение мотивированной предметной коммуникативной деятельности в ходе практических занятий; 2) создание разнообразной мотивации коммуникативной деятельности учащихся; 3) организация взаимодействия на базе предметно-ориентированной, мотивированной коммуникативной деятельности обучаемых как между собой так и с преподавателем [7].

Для оптимальной и более эффективной работы было предложено разделить курсантов на две группы, каждая из которых должна выполнить задания, закрепленные за ней. В нашем случае это была контролируемая ролевая игра, базой для которой послужили видео фрагменты об известных авиаконструкторах: братьях Райт и Игоре Сикорском.

Подготовительный этап проведения ролевой игры включал в себя введение обучаемых в ролевую ситуацию, ознакомление их с вопросами для обсуждения; знакомство с лингвистическим наполнением игры; предварительную тренировку лексических единиц и грамматических структур. Кроме того, заранее им было предложено собирать информацию о каждом конкретном авиаконструкторе.

Собственно ролевая игра включала в себя несколько заданий. Первое задание включало в себя просмотр видео фрагмента и парную деятельность курсантов. Так им было предложено выбрать правильный вариант ответа, ориентируясь на понимание просмотренного. Утверждения носили следующий характер:

1. Orville and Wilbur Wright designed the first helicopter.

a) True  b) False  c) Not stated

2. Their successful business brought them money to go on their investigation into flight.

a) True  b) False  c) Not stated

3. These were the birds that helped them to create the right wing of an aircraft.

a) True  b) False  c) Not stated

4. The brothers didn't want the world to learn about their invention.

a) True  b) False  c) Not stated

5. At first their  invention was not taken seriously by the Europeans.

a) True  b) False  c) Not stated

 

  1. Sikorsky was born more than a hundred and twenty five years ago.

a)     True    b) False    c) Not stated

  1. He had built his initial helicopter when he was twenty.

a)     True    b) False    c) Not stated

  1. Sikorsky had always dreamed of being a navigator.

a)     True    b) False    c) Not stated

  1. The world’s first four-engine aircraft was designed in 1930.

a)     True    b) False    c) Not stated

  1. Sikorsky moved to the USA after the beginning of the Russian revolution.

a) True    b) False    c) Not stated

Второе задание включало в себя работу с таблицей, в которой были представлены факты о каждом авиаконструкторе, а группы должны были найти информацию, касающуюся героя только просмотренного ими фрагмента. Таким образом, проверялось понимание просмотренного фрагмента каждым курсантом. После заполнения таблицы курсанты сравнивали полученную информацию и таким образом имели возможность проверить себя и исправить ошибки, допущенные в ходе выполнения задания (см. таблицу).

 

 

Statement

Aircraft-designer

1

He was born in 1889 in the city of Kiev

S

2

They were born in an American city Dayton

BW

3

He dreamed of building a rotary wing aircraft

S

4

By the age of 20 he’d built his first helicopter

S

5

They built up the world’s first airplane. 

BW

6

They started a printing business in 1889 followed by a bicycle repair shop in 1892.

BW

7

In 1913 he designed the world’s first four engine aircraft

S

8

Observing the birds flying helped them to create the wright wing of an aircraft.

BW

9

He realized his dream of a vertical flight in 1940

S

10

They built a woodenaircraft in 1903 and the flight lasted for 59 seconds.

BW

11

Their invention was largely ignored and ridiculed by the press.

BW

12

He founded his own aircraft company in 1919.

S

13

The company that trained pilots was founded in 1909.

BW

14

His company built a fleet of marine helicopters to serve the country.

S

 

 Третье задание заключалось в построении интервью по вопросам, предложенным преподавателем. Вопросы носили следующий характер:

  1. When and where was/were he/they born?
  2. What aircraft did he/they build?
  3. What business did he/they start?
  4. Who inspired him/them to design an aircraft?
  5. What did he/they use to test the first experimental models?
  6. Whendid he/they build the first wooden aircraft?
  7. What distance didhe/they manage to fly successfully?
  8. What company didhe/they found?

Обучаемым было предложено выбрать курсанта, исполняющего роль журналиста и курсанта, исполняющего роль автора книги об одном из авиаконструкторов. Опираясь на материал курсанты - репортеры могут задавать не только те вопросы, ответы на которые есть в просмотренном фрагменте, но и любые другие, их интересующие, а курсанты, исполняющие роль автора книги, могут проявить свои фантазии при ответах на эти вопросы. Как и в первом случае, преподаватель может давать инструкции и помогать обучаемым по ходу ролевой игры.

Вариантом этого задания может быть интервью, в котором один из персонажей будет играть роль самого авиаконструктора, а второй персонаж – это репортер, работающий над автобиографией одного из авиаконструкторов.

Заключительный этап предполагает оценку деятельности обучаемых и, возможно, дискуссию по данной или близкой к проблеме теме. Устный анализ результатов ролевой игры осуществляется преподавателем в конце занятия. Кроме того, в конце занятия преподаватель выставляет оценку каждому курсанту за работу на уроке, т.е. непосредственное участие в игре в работе своей группы. После проведения ролевой игры необходимым элементом является выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету, письмо другу по проблеме и т.д.). В нашем конкретном случае это было мини-сообщение в газету для авиалюбителей.

Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что, будучи обучением в действии, ролевая игра повышает качество обучения. Кроме того, она выступает мотивирующим фактором, что влияет на развитие профессионального интереса у курсантов, а также сопровождается эмоциональным подъемом, что способствует повышению эффективности обучения иностранному языку в неязыковых вузах.