Full text

Реформирование образования на современном этапе тесно связано с переходом к информационному обществу, для которого характерно активное освоение новых информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс рассматривается как создание единой образовательной электронной среды. Для достижения этой цели должны быть решены задачи не только повсеместного внедрения компьютеров в образовательные учреждения (компьютеризация), но также информатизации, подразумевающей интеграцию ИКТ в систему организации обучения.

На первое место сегодня ставится умение самостоятельно и рационально работать с информацией в различных форматах и превращать ее в знания, осваивать новые интерактивные методы взаимодействия в высокотехнологичной среде. Концепция советского образования как «обучение на всю жизнь» меняется на концепцию современную – «обучение в течение всей жизни» [1].

В сегодняшнем обществе в одинаковом положении находятся и преподаватель, и студент, т.к. оба вынуждены непрерывно осваивать новые идеи и технологии, термины и их определения, программное и аппаратное обеспечение ИКТ, чтобы получать нужную информацию, вырабатывать необходимые навыки и умения, позволяющие успешно решать задачи в своей предметной области. Поэтому наша деятельность направлена как на задачи "информационно-коммуникационного всеобуча" для всех участников образовательного процесса, создание необходимого творческого климата в учебных заведениях, так и на новое качество образования, опирающегося на возможности электронной образовательной среды [2].

Под информатизацией образовательного процесса, который проводится в три этапа, мы понимаем комплекс мероприятий, связанный с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями, информационной продукцией:

  1. Оснащение вуза компьютерной техникой.
  2. Обучение информационным технологиям преподавательского и управленческого состава.
  3. Полное использование компьютерной техники и использование информационных технологий в образовательном процессе и во внеурочной деятельности как студент, так и преподаватель.

Одно из направлений информатизации высшего учебного заведения – административно-организационное. Этот компонент информационного пространства предоставляет оперативную информацию о ходе учебного процесса и обладает рядом преимуществ:

- не требует работы с бумажными документами, за исключением первичных;

- хранит всю существенную информацию бесконечно долго;

- обладает свойством расширяемости.

Использование информационных технологий в вузовской управленческой деятельности позволило за короткое время создать единую базу данных, включающую в себя информацию о сотрудниках, студентах и их родителях.

Особую роль информационно-коммуникационные технологии играют в организации и оптимизации самостоятельной работы студентов [4]

Совсем новую роль начинает играть библиотека – это не просто хранилище книг, а настоящий библиотечный информационный центр с электронным читальным залом, имеющим несколько компьютеров с выходом в Интернет и постоянно пополняющий свои медиа ресурсы. Студенты и преподаватели имеют возможность во внеурочное время самостоятельно искать и обрабатывать информацию, работать над созданием рефератов, разрабатывать научные проекты, готовиться к экзаменам [1].

Работа по повышению педагогического мастерства наших преподавателей позволила осваивать и внедрять инновационные технологии в образовательный процесс. Ряд преподавателей дают прежнему содержанию новое звучание. Кроме этого, сейчас уже не только преподаватели информатики могут воспитать в подростках информационно-коммуникационную грамотность, но и другие преподаватели [3, с.107].

К примеру, наши педагоги часто готовят лекции-презентации, позволяющие использовать на занятиях большое количество качественного иллюстративного материала, таблицы, опорные схемы, используя для их демонстрации проекторы и переносные экраны. Внедряются в практику учебного процесса и Интернет-ресурсы.

Электронная образовательная среда способствует формированию новой роли преподавателя, в ней преподаватель и студент равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому преподаватель уже не может быть единственным источником фактов, идей, принципов и другой информации, его новую роль в обучении можно охарактеризовать, как наставничество [1].

Вполне очевидно, что использование в учебном процессе средств информатизации требует иных, нежели ранее, методических подходов, а точнее, педагогических технологий. Путь к успеху в этом важнейшем деле должен быть максимально творческим и демократическим.

Благодаря всему вышеперечисленному эффективность практической работы студентов на занятиях значительно возросла.