Осуществляемые в России социально-экономические преобразования диктуют необходимость поиска новых ориентиров в образовательной политике, а также побуждают по-новому взглянуть на роль системы образования, в частности, дополнительного профессионального, в развитии страны [2; 5; 10].
Дополнительное профессиональное образование в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с быстрыми темпами развития инновационных процессов во всех сферах жизни общества [1; 4; 8]. В связи с этим возникает необходимость систематического получения дополнительного профессионального образования, как в сфере своей профессиональной деятельности, так и освоения смежных и иных профессий. Дополнительное образование, являясь составной частью непрерывного образования, прочно заняло свою нишу в системе обучения.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, производственные технологии, общественную организацию труда и т.п. [3; 7; 11]. (Рисунок 1).
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) |
Повышение квалификации |
Профессиональная переподготовка |
Проводится в течение всей трудовой деятельности работников и направлено на совершенствование и/или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и/или повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации |
Направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации |
Удостоверение о повышении квалификации |
Диплом о профессиональной переподготовке |
Рисунок 1. Элементы дополнительного профессионального образования
Современный человек живет и действует в условиях, которые требуют высокого профессионализма и значимых интеллектуальных усилий. Если раньше принятию правильных решений мешал, в основном, дефицит информации, то в наши дни, наоборот, препятствия создает ее избыток. Осложнения социально-экономических процессов, повышение влияния на человека внешних факторов, увеличение информационных потоков, неспособность человека их осмыслить, рост конкурентности – все это приводит к довольно высокие требования к выпускникам профессионально-технических учебных заведений, техникумов, колледжей и высших учебных заведений.
В этих условиях профессиональное образование все больше приобретает признаки непрерывности, фундаментальности, диверсификационности, открытости, информативности, виртуальности, автономности в управлении. Согласно принципу непрерывности, обеспечивается обучение в течение жизни, используя возможности формального, неформального и информального образования и обучения. Это позволяет вооружать людей профессиональными знаниями и специальными навыками в контексте устойчивого развития общества, повышать уровень их профессиональной компетентности, уверенности в себе, ответственного отношения к результатам своей деятельности и тому подобное.
В настоящее время ощущается острая необходимость подготовки специалиста широкого профиля, способного к профессиональной мобильности, к работе в постоянно меняющихся условиях и требованиях. Усложняется социальный заказ образовательным учреждениям всех уровней – подготовка не только квалифицированных, но и духовно развитых, высоконравственных и культурных специалистов, открытых всему новому, готовых к межкультурному общению, сотрудничеству, построению диалога культур. Содержание обучения также требует изменения своих структурных компонентов. Наравне с когнитивным и ценностным, особое внимание должно уделяться и деятельностному (творческому) и личностному аспектам, которые предполагают развитие различных способов деятельности с целью развития и становления себя, реализации своих планов и целевых ориентиров, познание себя, формирование механизмов самоконтроля и рефлексии, личностной позиции [9].
Повышение качества профессионального образования на основе фундаментализации дает возможность осуществлять подготовку профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем интеллектуального и творческого потенциала, научной культуры мышления и профессиональной деятельности на основе усиления общеобразовательной и научной компоненты содержания учебного материала, обеспечение исследовательского характера знаний, их практической направленности. На основе деятельностного овладения фундаментальными знаниями в будущих специалистах повышается способность к интегративному решению проблем производственного характера. Это особенно актуально в том случае, когда целью работы является выполнение не отдельных операций, а целостных технологических процессов, что, в свою очередь, требует от квалифицированных специалистов понимания ожидаемого результата; а также, когда содержание труда основывается не на эмпирически накопленных навыках, а на соответствующем объеме теоретических, в том числе специальных знаний, умений, которые дают возможность творческого осмысления производственной ситуации на данный момент. Соответственно, обусловливается необходимость учета субъектного, культурологического, компетентностного, интегративного, маркетингового и иных подходов в формировании содержания профессионального образования.
Понятие «непрерывное образование» достаточно развито в современной экономической литературе. В большинстве работах под непрерывным образованием понимается пожизненное обучение и совершенствование человека в любом возрасте, начиная с процесса обучения ребенка родном языке, когда ребенок учится говорить и, заканчивая различными формами обучения пенсионеров, включая формальный и неформальный обмен информацией, самообразование и прочее [3; 6]. Однако следует различать понятие непрерывного образования и непрерывного профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование, является процессом, который начинается после получения общего образования в учебном заведении любого типа и связано со вступлением индивида к профессиональной деятельности. Эта профессиональная деятельность включает программы профессиональной подготовки, которые обеспечивают приобретение новых профессий, развитие имеющихся навыков, умений и знаний, облегчает доступ на рынок труда.
Непрерывное профессиональное образование также может рассматриваться как образование в течение всей жизни, однако, она должна обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Следует отметить, что такое понятие близко к понятию дополнительное профессиональное образование, поскольку оно так же включает регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие заключается в том, что дополнительное профессиональное образование должно соотноситься с основной, тогда как непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянство процесса обучения в профессиональной сфере. Данное различие является существенным относительно построения профессиональной карьеры. Так, например, в дополнительном образовании профессиональная карьера имеет линейный характер и связана с линейным развитием технологий. А в непрерывном профессиональном образовании профессиональная карьера не носит линейного характера и обусловлена быстрым изменением технологии, необходимостью для работника постоянно менять сферу деятельности, профессии или специальности неоднократно в течение профессиональной жизни. Например, в рамках ДПО руководителей организации программу можно представить следующим образом (Рисунок 2).
Стандарт профессиональной деятельности руководителя |
Модель профессиональной деятельности руководителя |
Индивидуальные программы профессионального развития руководителя |
Проблемы инновационного развития организации |
Оценка профессионализма руководителя |
Результаты мониторинга |
Мониторинг профессионального развития руководителей |
Заказ (на ДПО) |
Подготовка к обучению (система ДПО) |
Формирование содержания обучения |
Формирование технологического блока (формы, методы, структура обучения) |
Формирование базы неформального обучения |
Обучение |
Формальное (линейное) |
неформальное |
информальное |
Нелинейные методы обучения |
Рисунок 2. Примерный механизм ДПО руководителей организации
Будучи типичным элементом непрерывного образования, профессиональное образование включает в себя сеть образовательных организаций, обеспечивающих воспроизводство всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому и культурному становлению индивида. В структуру профессионального образования входят такие компоненты, как начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование. Данные уровни профессионального образования строятся на иерархии уровней профессиональной подготовки, которые будут востребованы в той или иной сфере деятельности человека.
Таким образом, базовое профессиональное образование включает систему начального, среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем, одна из важнейших подсистем профессионального образования - это дополнительное профессиональное образование, которое включает подготовку специалистов, повышение квалификации, профессиональную переподготовку и самообразование. Она выступает основой формирования специфического человеческого капитала, реализуя потребности личности к саморазвитию. Дополнительное профессиональное образование позволяет решать проблему адаптации определенной части населения к изменяющимся условиям: обучение и переобучение военнослужащих, безработных, выпускников учебных заведений, специальности которых имеют ограниченный спрос на рынке труда.
Система дополнительного профессионального образования включает такие элементы как:
- дополнительные профессиональные программы, которые разрабатываются на основе государственных требований к минимальному содержанию и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации;
- образовательные учреждения и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного профессионального образования, научные и методические советы;
- органы управления дополнительным профессиональным образованием, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.
Итак, вся система профессионального образования институционально может быть представлена системой образовательных организаций, а также предприятиями и учреждениями, осуществляющими подготовку и переподготовку специалистов. В концепции непрерывного профессионального образования траектория должна проходить через полный жизненный цикл человека, включать формальное (техникумы, колледжи, университеты), неформальное (на рабочем месте и в домашних условиях) и скрытое обучение (в семье и обществе). При этом формальное образование поддерживается неформальным, к которому относится и самообразование.
Формальная и неформальная образование должны быть равноправными участниками процесса, таким образом, результаты образования, полученные в любых формах как набор индивидуальных компетенций должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга. В некотором смысле можно утверждать об установлении дополнительных горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования. Такой подход позволяет гражданам получать доступ к знаниям по мере необходимости или собственного желания.
Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что ДПО в системе непрерывного профессионального образования – это институционально обеспеченная система обучения, которая адаптирована к новым социально-экономическим условиям и направлена на совершенствование знаний, умений и навыков человека в течение всей его профессиональной деятельности, главным фактором которой есть личная мотивация и различные образовательные ресурсы. К образовательным ресурсам относятся: наличие необходимой сети организаций, которые имеют возможность осуществлять образовательную деятельность; наличие нормативно определенной материальной базы, отвечающей требованиям к образовательной деятельности и кадрового потенциала, способного эту деятельность осуществлять; наличие программ, методических материалов, учебных пособий и необходимой материально-технической базы.