Full text

Осуществляемые в России социально-экономические преобразования диктуют необходимость поиска новых ориентиров в образовательной политике, а также побуждают по-новому взглянуть на роль системы образования, в частности, дополнительного профессионального, в развитии страны [2; 5; 10].

Дополнительное профессиональное образование в современных условиях приобретает особую актуальность в связи с быстрыми темпами развития инновационных процессов во всех сферах жизни общества [1; 4; 8]. В связи с этим возникает необходимость систематического получения дополнительного профессионального образования, как в сфере своей профессиональной деятельности, так и освоения смежных и иных профессий. Дополнительное образование, являясь составной частью непрерывного образования, прочно заняло свою нишу в системе обучения.

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) следует рассматривать как часть более широкой системы, включающей рынок труда, экономическую политику, производственные технологии, общественную организацию труда и т.п. [3; 7; 11]. (Рисунок 1).

 

Дополнительное профессиональное образование (ДПО)

 

Повышение квалификации

 

Профессиональная переподготовка

 

Проводится в течение всей трудовой деятельности работников и направлено на совершенствование и/или получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и/или повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации

 

 

Направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации

 

Удостоверение о повышении квалификации

 

Диплом о профессиональной переподготовке

 

Рисунок 1. Элементы дополнительного профессионального образования

 

Современный человек живет и действует в условиях, которые требуют высокого профессионализма и значимых интеллектуальных усилий. Если раньше принятию правильных решений мешал, в основном, дефицит информации, то в наши дни, наоборот, препятствия создает ее избыток. Осложнения социально-экономических процессов, повышение влияния на человека внешних факторов, увеличение информационных потоков, неспособность человека их осмыслить, рост конкурентности – все это приводит к довольно высокие требования к выпускникам профессионально-технических учебных заведений, техникумов, колледжей и высших учебных заведений.

В этих условиях профессиональное образование все больше приобретает признаки непрерывности, фундаментальности, диверсификационности, открытости, информативности, виртуальности, автономности в управлении. Согласно принципу непрерывности, обеспечивается обучение в течение жизни, используя возможности формального, неформального и информального образования и обучения. Это позволяет вооружать людей профессиональными знаниями и специальными навыками в контексте устойчивого развития общества, повышать уровень их профессиональной компетентности, уверенности в себе, ответственного отношения к результатам своей деятельности и тому подобное.

В настоящее время ощущается острая необходимость подготовки специалиста широкого профиля, способного к профессиональной мобильности, к работе в постоянно меняющихся условиях и требованиях. Усложняется социальный заказ образовательным учреждениям всех уровней – подготовка не только квалифицированных, но и духовно развитых, высоконравственных и культурных специалистов, открытых всему новому, готовых к межкультурному общению, сотрудничеству, построению диалога культур. Содержание обучения также требует изменения своих структурных компонентов. Наравне с когнитивным и ценностным, особое внимание должно уделяться и деятельностному (творческому) и личностному аспектам, которые предполагают развитие различных способов деятельности с целью развития и становления себя, реализации своих планов и целевых ориентиров, познание себя, формирование механизмов самоконтроля и рефлексии, личностной позиции [9].

Повышение качества профессионального образования на основе фундаментализации дает возможность осуществлять подготовку профессионально мобильных и конкурентоспособных специалистов с высоким уровнем интеллектуального и творческого потенциала, научной культуры мышления и профессиональной деятельности на основе усиления общеобразовательной и научной компоненты содержания учебного материала, обеспечение исследовательского характера знаний, их практической направленности. На основе деятельностного овладения фундаментальными знаниями в будущих специалистах повышается способность к интегративному решению проблем производственного характера. Это особенно актуально в том случае, когда целью работы является выполнение не отдельных операций, а целостных технологических процессов, что, в свою очередь, требует от квалифицированных специалистов понимания ожидаемого результата; а также, когда содержание труда основывается не на эмпирически накопленных навыках, а на соответствующем объеме теоретических, в том числе специальных знаний, умений, которые дают возможность творческого осмысления производственной ситуации на данный момент. Соответственно, обусловливается необходимость учета субъектного, культурологического, компетентностного, интегративного, маркетингового и иных подходов в формировании содержания профессионального образования.

Понятие «непрерывное образование» достаточно развито в современной экономической литературе. В большинстве работах под непрерывным образованием понимается пожизненное обучение и совершенствование человека в любом возрасте, начиная с процесса обучения ребенка родном языке, когда ребенок учится говорить и, заканчивая различными формами обучения пенсионеров, включая формальный и неформальный обмен информацией, самообразование и прочее [3; 6]. Однако следует различать понятие непрерывного образования и непрерывного профессионального образования. Непрерывное профессиональное образование, является процессом, который начинается после получения общего образования в учебном заведении любого типа и связано со вступлением индивида к профессиональной деятельности. Эта профессиональная деятельность включает программы профессиональной подготовки, которые обеспечивают приобретение новых профессий, развитие имеющихся навыков, умений и знаний, облегчает доступ на рынок труда.

Непрерывное профессиональное образование также может рассматриваться как образование в течение всей жизни, однако, она должна обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Следует отметить, что такое понятие близко к понятию дополнительное профессиональное образование, поскольку оно так же включает регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие заключается в том, что дополнительное профессиональное образование должно соотноситься с основной, тогда как непрерывное профессиональное образование делает акцент на постоянство процесса обучения в профессиональной сфере. Данное различие является существенным относительно построения профессиональной карьеры. Так, например, в дополнительном образовании профессиональная карьера имеет линейный характер и связана с линейным развитием технологий. А в непрерывном профессиональном образовании профессиональная карьера не носит линейного характера и обусловлена быстрым изменением технологии, необходимостью для работника постоянно менять сферу деятельности, профессии или специальности неоднократно в течение профессиональной жизни. Например, в рамках ДПО руководителей организации программу можно представить следующим образом (Рисунок 2).

 

Стандарт профессиональной деятельности руководителя

 

Модель профессиональной деятельности руководителя

 

Индивидуальные программы профессионального развития руководителя

 

Проблемы инновационного развития организации

 

Оценка профессионализма руководителя

 

Результаты мониторинга

 

Мониторинг профессионального развития руководителей

 

Заказ (на ДПО)

 

Подготовка к обучению (система ДПО)

 

Формирование содержания обучения

 

Формирование технологического блока (формы, методы, структура обучения)

 

Формирование базы неформального обучения

 

Обучение

 

Формальное (линейное)

 

неформальное

 

информальное

 

Нелинейные методы обучения

 

Рисунок 2. Примерный механизм ДПО руководителей организации

 

Будучи типичным элементом непрерывного образования, профессиональное образование включает в себя сеть образовательных организаций, обеспечивающих воспроизводство всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, политическому и культурному становлению индивида. В структуру профессионального образования входят такие компоненты, как начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее и дополнительное профессиональное образование. Данные уровни профессионального образования строятся на иерархии уровней профессиональной подготовки, которые будут востребованы в той или иной сфере деятельности человека.

Таким образом, базовое профессиональное образование включает систему начального, среднего и высшего профессионального образования. Вместе с тем, одна из важнейших подсистем профессионального образования - это дополнительное профессиональное образование, которое включает подготовку специалистов, повышение квалификации, профессиональную переподготовку и самообразование. Она выступает основой формирования специфического человеческого капитала, реализуя потребности личности к саморазвитию. Дополнительное профессиональное образование позволяет решать проблему адаптации определенной части населения к изменяющимся условиям: обучение и переобучение военнослужащих, безработных, выпускников учебных заведений, специальности которых имеют ограниченный спрос на рынке труда.

Система дополнительного профессионального образования включает такие элементы как:

- дополнительные профессиональные программы, которые разрабатываются на основе государственных требований к минимальному содержанию и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации;

- образовательные учреждения и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного профессионального образования, научные и методические советы;

- органы управления дополнительным профессиональным образованием, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.

Итак, вся система профессионального образования институционально может быть представлена системой образовательных организаций, а также предприятиями и учреждениями, осуществляющими подготовку и переподготовку специалистов. В концепции непрерывного профессионального образования траектория должна проходить через полный жизненный цикл человека, включать формальное (техникумы, колледжи, университеты), неформальное (на рабочем месте и в домашних условиях) и скрытое обучение (в семье и обществе). При этом формальное образование поддерживается неформальным, к которому относится и самообразование.

Формальная и неформальная образование должны быть равноправными участниками процесса, таким образом, результаты образования, полученные в любых формах как набор индивидуальных компетенций должны не только учитываться, но и взаимодополнять друг друга. В некотором смысле можно утверждать об установлении дополнительных горизонтальных связей в формировании системы непрерывного образования. Такой подход позволяет гражданам получать доступ к знаниям по мере необходимости или собственного желания.

Таким образом, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что ДПО в системе непрерывного профессионального образования – это институционально обеспеченная система обучения, которая адаптирована к новым социально-экономическим условиям и направлена на совершенствование знаний, умений и навыков человека в течение всей его профессиональной деятельности, главным фактором которой есть личная мотивация и различные образовательные ресурсы. К образовательным ресурсам относятся: наличие необходимой сети организаций, которые имеют возможность осуществлять образовательную деятельность; наличие нормативно определенной материальной базы, отвечающей требованиям к образовательной деятельности и кадрового потенциала, способного эту деятельность осуществлять; наличие программ, методических материалов, учебных пособий и необходимой материально-технической базы.