Поступление ребёнка в школу сопровождается большими переменами в жизни. Период адаптации один из самых сложных периодов. Адаптация – это приспособление ребёнка к новым условиям. Ребёнок, попадая в новые условия, очень неуверенно и тревожно себя чувствует в коллективе. Это зависит прежде всего в каких условиях воспитывался и развивался ребёнок. Предыдущие поколение детей были воспитаны на дворовых и коллективных играх, а современные дети привыкли всё свободное время проводить за телевизорами и компьютерами. Процесс адаптации первоклассников к обучению в школе также во многом зависит от характера, темперамента и особенностей нервной системы. Современные дети не обладают элементарными навыками общения, не знают, как вести себя в обществе. Из-за этого возникают конфликты со сверстниками и учителями, формирующие негативное отношение к школе. Поэтому важная задача педагогов и родителей – помочь ребёнку адаптироваться в школе.
В жизни первоклассника начинаются кардинальные перемены, у него появляется учитель. Учитель – это представитель культуры, образец поведения, носитель новых знаний. Ребёнок ещё не привык к новой социальной роли, к новому статусу. Если недавно его взаимоотношения со сверстниками были закреплены игровыми правилами и задачами, то сейчас он учится подчиняться правилам учебной деятельности, появляются дисциплинарные правила, групповые нормы подчинены условиям учебных задач. Восприятие младшего школьника перерастает в ориентировочно-исследовательскую деятельность.
Успешная адаптация первоклассников к школе зависит от основных факторов, определяющих готовность ребёнка к школе: физической, психологической, социальной, интеллектуальной [3].
Физическая готовность первоклассников к школе означает то, что ребёнок должен быть готов к обучению физически, т.е. состояние его здоровья и особенности его организма должны позволять успешно осваивать образовательную программу начального общего образования. Здесь главная роль принадлежат родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений. Они до поступления в школу должны заботиться о его физическом здоровье, укреплять его, приобщать дошкольника к здоровому образу жизни и заботе о своем здоровье. Только в этом случае адаптация к школе будет успешной. В совместной работе школы и семьи по физическому воспитанию детей используются различные формы работы.
- просвещение детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;
- систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре;
- определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;
- проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);
- организация работы спортивного клуба (участие в спортивных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья»);
- совместные выезды на природу, в парки города, в том числе с целью наблюдения и общения за животными (посещение выставок собак, кошек; посещение дельфинария, океанариума);
- проведение спортивных игр на прогулках и в школе (с мячом, обручем, скакалкой, кеглями; игры в баскетбол, волейбол, футбол; сезонные игры «Золотая осень», «Зимние забавы», «Проводы Масленицы»; традиционные русские игры «Городки»);
- подготовка родителями практических занятий «Найди одежду по сезону», «Гиподинамия: берегись сидячего образа жизни» и т. п.;
- «Рекламные акции» здорового образа жизни родителей, их полезных увлечений, хобби (лыжи, коньки, велосипед, ролики, бассейн);
- подготовка родителями лекций для детей («Мои спортивные достижения», «О профессиях: врача, медицинской сестры»);
- туристические слеты, походы;
- устройство детей в секции, спортивные коллективы
Главная цель родителей, педагогов и специалистов школы - воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в результате совместных усилий родителей и работников школьных учреждений.
С первого класса организация работы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни формируется в два этапа: первый – анализ состояния и планирование работы с классом, второй – организация просветительской работы с родителями. В процессе урочной и внеурочной деятельности младших школьников, а также работы с их родителями в период адаптации реализуется два направления.
1. Формирование у обучающихся здоровьеполагающего мышления на основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Семейные формы работы |
предметные недели, защита рефератов по тематике здорового образа жизни, проектная деятельность |
ролевые игры, театрализованные постановки, выступление агитбригады, круглые столы, лектории, работа с социальными партнёрами |
семейный клуб «Здоровая семья», проведение родительских собраний, подготовка памяток, буклетов, листовок |
2. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения. Путь к здоровью лежит через занятие спортом.
Урочная деятельность |
Внеурочная деятельность |
Семейные формы работы
|
подготовка к соревнованиям на уроках ФК, уроки гигиены, |
«Дни здоровья», участие во Всероссийской акции «Спорт против наркотиков», во Всекубанской спартакиаде школьников, профилактика детского травматизма, клуб юных инспекторов дорожного движения |
повышение педагогической грамотности родителей, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские старты Кубани», совместные походы, турслёты |
Эта система работы по пропаганде здорового образа жизни приносит положительные результаты, которые высоко ценят учащиеся и их родители, что способствует успешной адаптации первоклассников.
Продуктивная работа школы, семьи и детей помогает устанавливать тесные отношения взаимопонимания между педагогами и родителями, помощи друг другу. Родители и дети могут проявлять себя в разных видах спорта или постепенно осваивать их, узнавать для себя различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. Кроме того, совместные спортивные мероприятия позволяют и взрослым, и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью.
Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в научных трудах представлена двумя направлениями: мотивационная и эмоционально-волевая готовность [1]. Согласно психологическим исследованиям, основными новообразованиями школьного возраста, которые обеспечивают успешный переход к обучению, являются произвольность как основная черта новых форм общения и познавательной деятельности младших школьников и такой уровень развития образного мышления, который позволяет во внутреннем плане организовать деятельность младшего школьника. Мотивационная готовность ребёнка означает наличие у детей желания учится и получать новые знания. Эмоционально-волевая готовность подразумевает совокупность психических качеств, которые позволяют ребёнку самостоятельно преодолевать различные трудности в эмоциональном плане при обучении и общении со сверстниками.
Социальная и личностная готовность первоклассников к школе заключается в том, что ребёнок должен уметь общаться и взаимодействовать. Важно, чтобы ребёнок мог чувствовать себя частью общества (в данном случае частью класса), научился соблюдать правила, закрепленные в обществе. На основе произвольности поведения, самоконтроля и самооценки, сформировавшихся в учебной деятельности, изменяется способ саморегуляции, возникает и развивается самосознание. Сначала младший школьник осознает себя с точки зрения своих школьных успехов. По отношению к взрослому он пока не критичен, взрослый для младшего школьника – образец поведения. Постепенно критичность к взрослым увеличивается, возрастает интерес к общению со сверстниками [4].
Готовность ребёнка к школе важный компонент в правильной адаптации ребёнка. Поэтому учителя и родители должны помочь адаптироваться ребёнку уже на ранних этапах. Школьная адаптация- это сложный, многоступенчатый процесс приспособления ребёнка к школе и школы к ребёнку. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии, но у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты.
Перед ребенком в школе ставится ряд задач, с которыми он до сих пор не сталкивался. Во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью; во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу; в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня. Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе. Для этого в период адаптации первоклассников учитель должен направить свою деятельность на: 1) создание условий для комфорта; 2) помощь первоклассникам в принятии правил школьной жизни и роли учеников; 3) создание в классе благоприятных условий для общения.
Ребёнок, вступая в школу, получает новый социальный статус. Это влечёт перестройку общественных взаимоотношений, образа жизни ребёнка и множество внутренних преобразований. Успех адаптированности первоклассников напрямую зависит от взаимодействия учителей первоклассников и родителей учащихся. Это, на наш взгляд, главное условие успешности. Когда в научной литературе говорят об успехе, то подразумевается «удачный исход в достижении какой-либо определенной цели. Успех может быть краткосрочным, разовым и случайным. А вот успешность – это «материя» постоянная, это то устойчивое качество, обладая которым, человек способен добиваться успеха снова и снова, генерировать и преумножать его» [5]. Поэтому успешность адаптированности первоклассников – универсальная категория, она распространяется на все главные области человеческой жизни учащихся и их родителей, а также членов коллектива школы и семьи.
Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации. Пока нет стресса, у человека не возникает адаптационной потребности – потребности биологического уровня, к которому относятся потребности в пище, тепле и т.д. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности.
Анализ литературы [2,4] позволил обозначить определяющую роль некоторых личностных параметров, характеризующих первоклассников и влияющих на адаптационный процесс. В качестве определяющих можно выделить такие характеристики личности ребёнка как: эмоциональный фон, активность и направленность поведения. При этом очень важным оказывается сила, выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций. Таким образом, можно рассматривать эмоциональный фон, как основу появления у первоклассника ориентировочно-поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых, непривычных партнёров по общению, и т.д.).
Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем, успеха. Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха способствует успешной адаптации первоклассников к обучению. Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы. Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны родителей. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.
Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации. Эти советы следует предоставить родителям будущих первоклассников до поступления в школу.
- Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1-го сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
- Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
- Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
- Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
- Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
- Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
- Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассников и проводится одно или несколько тематических родительских собраний.
- Помните, что похвала – это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
- С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет – учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
- Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Родители должны знать, что не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение родителей приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.
В СОШ № 20 г. Краснодара во второй месяц обучения родителям первоклассников предлагается следующая анкета. Она помогает учителям понять, насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, выявить, есть ли у ребенка проблемы с обучением в школе и нужна ли ему помощь.
1. Охотно ли идет ребенок в школу? – неохотно (1); – без особой охоты (2); – охотно, с радостью (3); – затрудняюсь ответить (4).
2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли он как должное новый распорядок дня? – пока нет (1); – не совсем (2); – основном, да (3); – затрудняюсь ответить (4).
3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? – скорее нет, чем да (1); – не вполне (2); – в основном да (3); – затрудняюсь ответить (4).
4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями? – иногда (1); – довольно часто (2); – затрудняюсь ответить (3).
5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? – в основном отрицательные впечатления (1); – положительных и отрицательных примерно поровну (2); – в основном положительные впечатления (3).
6. Как ребенок преодолевает трудности в учебной работе? – перед трудностями сразу пасует (1); – обращается за помощью (2); – старается преодолевать сам, но может отступить (3); – настойчив в преодолении трудностей (4); – затрудняюсь ответить (5).
7. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? – сам этого сделать не может (1); – иногда может (2); – может, если его побудить к этому (3); – как правило, может (4); – затрудняюсь ответить (5).
8. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? – довольно часто (1); – бывает, но редко (2); – такого практически не бывает (3); – затрудняюсь ответить (4).
9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? – нет (1); – скорее нет, чем да (2); – скорее да, чем нет (3); – затрудняюсь ответить (4).
В целях формирования у первоклассников положительного отношения к школе и учебному процессу в период адаптации следует давать определенные советы родителям первоклассников. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Эти советы помогут пройти этот непростой жизненный период наиболее безболезненно:
- Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки.
- Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время – это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка.
- Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание.
- Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов.
- Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил. Дайте ему время немного расслабиться и отдохнуть.
- Будьте внимательны к ребенку, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться – выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день – не заставляйте.
- Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте первокласснику время на восстановление сил.
- Во время выполнения учебных упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть.
- Решайте возникающие педагогические проблемы без него, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом.
- Заканчивайте день позитивно. Не нужно выяснять отношения или напоминать о завтрашнем тестировании, контрольной или других возможных трудностях.
Такие учёные Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, В.С. Мухина, И.В. Дубровина [3] в своих исследованиях адаптацию связывают со сменой деятельности и общественного окружения. З.Л. Шинтарь в своих исследованиях выделяет формы, знаний, которые позволяют реализовать идеи в работе учителя с родителями учащихся первого класса:
1. Адаптация организма к новым жизненным условиям и деятельности, к физическим и умственным нагрузкам. Здесь многое будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; обучался ли он в детском саду или родители готовили его к школе дома;
2. Адаптация, связанная с новыми социальными отношениями и включает в себя пространственно-временные отношения (режим дня, школьные условия и форма и т.д.) и личностностные (взаимоотношение ребёнка в школе) Большое значение в адаптации ребенка играет режим дня. Конечно, без помощи родителей тут не обойтись. Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю и повесить на видное место.
3. Адаптация, зависящая от умственного развития ребёнка и степени сформированности определённых знаний, навыков, умений.
В своих исследованиях Я.Л. Коломенский и Е.А. Панько [1] рассматривают такие факторы, которые играют позитивную роль в успешной адаптации первоклассников: 1) хорошая семейная атмосфера, для которой характерно отсутствие конфликтов; 2) правильные методы воспитания в семье; 3) общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе; 4) хороший контакт родителей с учителем; 5) выполнение ребенком требований школьного режима. Учителю важно как можно быстрее выявить эти факторы. В этой связи даже среди родителей и учителей школы появился новое понятие «дезадаптированность родителей первоклассников», которое связано с этими факторами адаптации учащихся.
Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной школе, а для этого необходимо:
– проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников
– на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;
– использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;
– установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;
– осуществлять коллективную, групповую работу с детьми;
– реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;
– учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;
– осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.
Таким образом, адаптация ребёнка к школе – это сложный процесс. Если ребёнок не смог адаптироваться на ранних этапах, то возникает ряд проблем, которые будут мешать ему в обучении. Поэтому от учителей и родителей зависит жизнь маленького человека. Взрослые должны обеспечить условия для полноценной адаптации. Учителя и родители должны вложить в ребенка нравственные ценности, указать правильные жизненные ориентиры и всячески поддерживать ребенка в его начинаниях. Именно от взаимодействия родителей и учителей будет зависеть кем станет ребёнок в жизни, чего добьётся и достигнет ли он успеха.