Full text

Поступление ребёнка в школу сопровождается большими переменами в жизни. Период адаптации один из самых сложных периодов. Адаптация – это приспособление ребёнка к новым условиям. Ребёнок, попадая в новые условия, очень неуверенно и тревожно себя чувствует в коллективе. Это зависит прежде всего в каких условиях воспитывался и развивался ребёнок. Предыдущие поколение детей были воспитаны на дворовых и коллективных играх, а современные дети привыкли всё свободное время проводить за телевизорами и компьютерами. Процесс адаптации первоклассников к обучению в школе также во многом зависит от характера, темперамента и особенностей нервной системы. Современные дети не обладают элементарными навыками общения, не знают, как вести себя в обществе. Из-за этого возникают конфликты со сверстниками и учителями, формирующие негативное отношение к школе. Поэтому важная задача педагогов и родителей – помочь ребёнку адаптироваться в школе.

В жизни первоклассника начинаются кардинальные перемены, у него появляется учитель. Учитель – это представитель культуры, образец поведения, носитель новых знаний. Ребёнок ещё не привык к новой социальной роли, к новому статусу. Если недавно его взаимоотношения со сверстниками были закреплены игровыми правилами и задачами, то сейчас он учится подчиняться правилам учебной деятельности, появляются дисциплинарные правила, групповые нормы подчинены условиям учебных задач. Восприятие младшего школьника перерастает в ориентировочно-исследовательскую деятельность.

Успешная адаптация первоклассников к школе зависит от основных факторов, определяющих готовность ребёнка к школе: физической, психологической, социальной, интеллектуальной [3].

Физическая готовность первоклассников к школе означает то, что ребёнок должен быть готов к обучению физически, т.е. состояние его здоровья и особенности его организма должны позволять успешно осваивать образовательную программу начального общего образования. Здесь главная роль принадлежат родителям и педагогам дошкольных образовательных учреждений. Они до поступления в школу должны заботиться о его физическом здоровье, укреплять его, приобщать дошкольника к здоровому образу жизни и заботе о своем здоровье. Только в этом случае адаптация к школе будет успешной. В совместной работе школы и семьи по физическому воспитанию детей используются различные формы работы.

- просвещение детей и родителей по проблемам сохранения здоровья;

- пропаганда здорового образа жизни на учебных и внеклассных занятиях;

- систематическое изучение вопросов валеологии в рамках занятий по физической культуре;

- определение наиболее благоприятного режима дня, труда и отдыха для каждого ребенка;

- проведение дней здоровья, спортивных соревнований (семейных, командных);

- организация работы спортивного клуба (участие в спортивных праздниках «Папа, мама, я – спортивная семья», «День здоровья»);

- совместные выезды на природу, в парки города, в том числе с целью наблюдения и общения за животными (посещение выставок собак, кошек; посещение дельфинария, океанариума);

- проведение спортивных игр на прогулках и в школе (с мячом, обручем, скакалкой, кеглями; игры в баскетбол, волейбол, футбол; сезонные игры «Золотая осень», «Зимние забавы», «Проводы Масленицы»; традиционные русские игры «Городки»);

- подготовка родителями практических занятий «Найди одежду по сезону», «Гиподинамия: берегись сидячего образа жизни» и т. п.;

- «Рекламные акции» здорового образа жизни родителей, их полезных увлечений, хобби (лыжи, коньки, велосипед, ролики, бассейн);

- подготовка родителями лекций для детей («Мои спортивные достижения», «О профессиях: врача, медицинской сестры»);

- туристические слеты, походы;

- устройство детей в секции, спортивные коллективы

Главная цель родителей, педагогов и специалистов школы - воспитание здорового, всесторонне развитого ребенка. Эта цель может быть достигнута только в результате совместных усилий родителей и работников школьных учреждений.

С первого класса организация работы по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни формируется в два этапа: первый – анализ состояния и планирование работы с классом, второй – организация просветительской работы с родителями. В процессе урочной и внеурочной деятельности младших школьников, а также работы с их родителями в период адаптации реализуется два направления.

1. Формирование у обучающихся  здоровьеполагающего  мышления на  основе знаний о человеческом организме, о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье.

Урочная

деятельность

Внеурочная

деятельность

Семейные формы

работы

предметные недели, защита рефератов по тематике здорового образа жизни, проектная деятельность

ролевые игры, театрализованные постановки, выступление агитбригады, круглые столы, лектории, работа с социальными партнёрами

семейный клуб «Здоровая семья», проведение родительских собраний, подготовка памяток, буклетов, листовок

 

2. Воспитание ценностного отношения к своему здоровью и к здоровью окружающего сообщества путем соблюдения гигиенических, профилактических и эпидемиологических правил поведения. Путь к здоровью лежит через занятие спортом.

Урочная

деятельность

Внеурочная

деятельность

Семейные формы

работы

 

подготовка к соревнованиям на уроках ФК, уроки гигиены,

«Дни здоровья», участие во Всероссийской акции «Спорт против наркотиков»,  во Всекубанской спартакиаде школьников, профилактика детского травматизма, клуб юных инспекторов дорожного движения

повышение педагогической грамотности родителей, соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «Олимпийские старты Кубани», совместные походы, турслёты

 

Эта система работы по пропаганде здорового образа жизни приносит положительные результаты, которые высоко ценят учащиеся и их родители, что способствует успешной адаптации первоклассников.

Продуктивная работа школы, семьи и детей помогает устанавливать тесные отношения взаимопонимания между педагогами и родителями, помощи друг другу. Родители и дети  могут проявлять себя в разных видах спорта или постепенно осваивать их, узнавать для себя различные упражнения, способствующие увеличению двигательной активности. Кроме того, совместные спортивные мероприятия позволяют и взрослым, и детям раскрепоститься, учат их общаться друг с другом, повышают эмоциональный настрой, сплачивают семью.

Психологическая готовность первоклассника к обучению в школе в научных трудах представлена двумя направлениями: мотивационная и эмоционально-волевая готовность [1]. Согласно психологическим исследованиям, основными новообразованиями школьного возраста, которые обеспечивают успешный переход к обучению, являются произвольность как основная черта новых форм общения и познавательной деятельности младших школьников и такой уровень развития образного мышления, который позволяет во внутреннем плане организовать деятельность младшего школьника. Мотивационная готовность ребёнка означает наличие у детей желания учится и получать новые знания. Эмоционально-волевая готовность подразумевает совокупность психических качеств, которые позволяют ребёнку самостоятельно преодолевать различные трудности в эмоциональном плане при обучении и общении со сверстниками.

Социальная и личностная готовность первоклассников к школе заключается в том, что ребёнок должен уметь общаться и взаимодействовать. Важно, чтобы ребёнок мог чувствовать себя частью общества (в данном случае частью класса), научился соблюдать правила, закрепленные в обществе. На основе произвольности поведения, самоконтроля и самооценки, сформировавшихся в учебной деятельности, изменяется способ саморегуляции, возникает и развивается самосознание. Сначала младший школьник осознает себя с точки зрения своих школьных успехов. По отношению к взрослому он пока не критичен, взрослый для младшего школьника – образец поведения. Постепенно критичность к взрослым увеличивается, возрастает интерес к общению со сверстниками [4]. 

Готовность ребёнка к школе важный компонент в правильной адаптации ребёнка. Поэтому учителя и родители должны помочь адаптироваться ребёнку уже на ранних этапах. Школьная адаптация-  это сложный, многоступенчатый процесс приспособления ребёнка к школе и школы к ребёнку. Как правило, этот процесс благополучно заканчивается в первом полугодии, но у многих учеников может приобретать неблагоприятные черты.

Перед ребенком в школе ставится ряд задач, с которыми он до сих пор не сталкивался. Во-первых, он должен успешно овладеть учебной деятельностью; во-вторых, освоить школьные нормы поведения и приобщиться к классному коллективу; в-третьих, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму дня. Результатом адаптации является «адаптированность», которая представляет собой систему качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности ребенка в школе. Для этого в период адаптации первоклассников учитель должен направить свою деятельность на: 1) создание условий для комфорта; 2) помощь первоклассникам в принятии правил школьной жизни и роли учеников; 3) создание в классе благоприятных условий для общения.

Ребёнок, вступая в школу, получает новый социальный статус. Это влечёт перестройку общественных взаимоотношений, образа жизни ребёнка и множество внутренних преобразований. Успех адаптированности первоклассников напрямую зависит от взаимодействия учителей первоклассников и родителей учащихся. Это, на наш взгляд, главное условие успешности. Когда в научной литературе говорят об успехе, то подразумевается «удачный исход в достижении какой-либо определенной цели. Успех может быть краткосрочным, разовым и случайным. А вот успешность – это «материя» постоянная, это то устойчивое качество, обладая которым, человек способен добиваться успеха снова и снова, генерировать и преумножать его» [5]. Поэтому успешность адаптированности первоклассников – универсальная категория, она распространяется на все главные области человеческой жизни учащихся и их родителей, а также членов коллектива школы и семьи.

Адаптация возникает в момент стрессовой ситуации. Пока нет стресса, у человека не возникает адаптационной потребности – потребности биологического уровня, к которому относятся потребности в пище, тепле и т.д. С биологического уровня эта потребность распространяется на социальный уровень и отражается в способности человека общаться, разрешать конфликтные ситуации, что в конечном итоге является одним из определяющих факторов социализации личности.

Анализ литературы [2,4] позволил обозначить определяющую роль некоторых личностных параметров, характеризующих первоклассников и влияющих на адаптационный процесс. В качестве определяющих можно выделить такие характеристики личности ребёнка как: эмоциональный фон, активность и направленность поведения. При этом очень важным оказывается сила, выраженность и направленность эмоциональных и поведенческих реакций. Таким образом, можно рассматривать эмоциональный фон, как основу появления у первоклассника ориентировочно-поисковой активности, позволяющей адаптироваться к новым условиям существования (новый взрослый, переход из привычной среды в незнакомую, новая система отношений, появление новых, непривычных партнёров по общению, и т.д.).

Одна из основных задач адаптационного периода – формирование чувства уверенности в окружающем, успеха. Мотивацию достижения успеха трактуют как стремление к улучшению результатов, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало. Мотивация достижения успеха способствует успешной адаптации первоклассников к обучению. Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Многое зависит от психологических особенностей ребенка, уровня его подготовленности, типа школьного заведения и сложности образовательный программы. Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны родителей. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать советы родителям по преодолению трудностей в адаптации ребенка, организовать индивидуальные консультации. Эти советы следует предоставить родителям будущих первоклассников до поступления в школу.

  • Начинайте морально готовить ребенка к школе заранее, еще в детском саду. Начиная с весны водите ребенка в школу, познакомьте с будущей учительницей. По предварительной договоренности посидите с ним на нескольких уроках. Сделайте так, чтобы 1-го сентября он пришел в знакомую обстановку, с положительным настроем. Не обязательно ходить на подготовительные курсы, можно попроситься поговорить с учителем и побывать в школе и без посещения курсов.
  • Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
  • Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
  • Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
  • Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
  • Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у малыша проблемы с речью, начните посещать логопеда, чтобы избавиться от них до конца первого класса.
  • Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап. Как правило в школе реализуется программа адаптации первоклассников и проводится одно или несколько тематических родительских собраний.
  • Помните, что похвала – это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
  • С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет – учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
  • Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален. В таком важном вопросе, как адаптация первоклассников, советы родителям начинаются именно с этого. Родители должны знать, что не нужно сравнивать успехи своего малыша с другими и тем более приводить ему в пример кого-то. Такое поведение родителей приведет лишь к снижению уверенности в себе и страхам перед учебой.

В СОШ № 20 г. Краснодара во второй месяц обучения родителям первоклассников предлагается следующая анкета. Она помогает учителям понять, насколько успешно привыкает ребенок к новым условиям, выявить, есть ли у ребенка проблемы с обучением в школе и нужна ли ему помощь.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?  – неохотно (1); – без особой охоты (2); – охотно, с радостью (3); – затрудняюсь ответить (4).

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли он как должное новый распорядок дня? – пока нет (1); – не совсем (2); – основном, да (3); – затрудняюсь ответить (4).

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи? – скорее нет, чем да (1); – не вполне (2); – в основном да (3); – затрудняюсь ответить (4).

4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями? – иногда (1); – довольно часто (2); – затрудняюсь ответить (3).

5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений? – в основном отрицательные впечатления (1); – положительных и отрицательных примерно поровну (2); – в основном положительные впечатления (3).

6. Как ребенок преодолевает трудности в учебной работе? – перед трудностями сразу пасует (1); – обращается за помощью (2); – старается преодолевать сам, но может отступить (3); – настойчив в преодолении трудностей (4); – затрудняюсь ответить (5).

7. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки? – сам этого сделать не может (1); – иногда может (2); – может, если его побудить к этому (3); – как правило, может (4); – затрудняюсь ответить (5).

8. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них? – довольно часто (1); – бывает, но редко (2); – такого практически не бывает (3); – затрудняюсь ответить (4).

9. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения? – нет (1); – скорее нет, чем да (2); – скорее да, чем нет (3); – затрудняюсь ответить (4).

В целях формирования у первоклассников положительного отношения к школе и учебному процессу в период адаптации следует давать определенные советы родителям первоклассников. Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Эти советы помогут пройти этот непростой жизненный период наиболее безболезненно:

  • Будите малыша спокойно и ласково, пусть его день начинается с вашей улыбки.
  • Не торопитесь, помните, что правильно рассчитать время – это ваша обязанность, не нужно подгонять ребенка.
  • Обязательно дайте позавтракать первокласснику, даже если в школе предусмотрено питание.
  • Никогда не прощайтесь с ребенком словами предупреждения. Не нужно говорить: «Смотри, чтоб без двоек» или: «Не балуйся» и т.д. Лучше пожелайте ему удачного дня и не поскупитесь на несколько ласковых слов.
  • Не встречайте ребенка вопросом, что он сегодня получил. Дайте ему время немного расслабиться и отдохнуть.
  • Будьте внимательны к ребенку, если видите, что он хочет с вами чем-то поделиться – выслушайте. А если не высказывает желания обсуждать пройденный день – не заставляйте.
  • Не садитесь за уроки сразу после учебного дня. Дайте первокласснику время на восстановление сил.
  • Во время выполнения учебных упражнений делайте небольшие паузы, чтобы ребенок мог немного отдохнуть.
  • Решайте возникающие педагогические проблемы без него, при необходимости советуйтесь с учителем или психологом.
  • Заканчивайте день позитивно. Не нужно выяснять отношения или напоминать о завтрашнем тестировании, контрольной или других возможных трудностях.

Такие учёные Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько, В.С. Мухина, И.В. Дубровина [3] в своих исследованиях адаптацию связывают со сменой деятельности и общественного окружения. З.Л. Шинтарь в своих исследованиях выделяет формы, знаний, которые позволяют реализовать идеи в работе учителя с родителями учащихся первого класса:

1. Адаптация организма к новым жизненным условиям и деятельности, к физическим и умственным нагрузкам. Здесь многое будет зависеть от возраста ребенка, который пошел в школу; обучался ли он в детском саду или родители готовили его к школе дома;

2. Адаптация, связанная с новыми социальными отношениями и включает в себя пространственно-временные отношения (режим дня, школьные условия и форма и т.д.) и личностностные (взаимоотношение ребёнка в школе) Большое значение в адаптации ребенка играет режим дня. Конечно, без помощи родителей тут не обойтись. Чтобы ребенку было проще, можно вместе с ним составить план на неделю и повесить на видное место.

3. Адаптация, зависящая от умственного развития ребёнка и степени сформированности определённых знаний, навыков, умений.

В своих исследованиях Я.Л. Коломенский и Е.А. Панько [1] рассматривают такие факторы, которые играют позитивную роль в успешной адаптации первоклассников: 1) хорошая семейная атмосфера, для которой характерно отсутствие конфликтов; 2) правильные методы воспитания в семье; 3) общение с ребенком, заинтересованность в подготовке ребенка к школе; 4) хороший контакт родителей с учителем; 5) выполнение ребенком требований школьного режима. Учителю важно как можно быстрее выявить эти факторы. В этой связи даже среди родителей и учителей школы появился новое понятие «дезадаптированность родителей первоклассников», которое связано с этими факторами адаптации учащихся.

Для успешной адаптации младших школьников к учебно-воспитательному процессу необходимо создать ряд условий не только в первый год обучения в школе, а на протяжении всего времени обучения в начальной школе, а для этого необходимо:

– проводить поэтапную диагностику интеллектуального и личностного развития младших школьников

– на основе ее результатов осуществлять целенаправленную профилактическую и коррекционную работу с детьми;

– использовать результаты диагностики учителем с целью оказания помощи ребенку по преодолению выявленных проблем;

– установить оптимальный стиль взаимоотношений с воспитанниками через использование корректных оценочных действий;

– осуществлять коллективную, групповую работу с детьми;

– реализовать принцип системности и последовательности в обучении и организации жизнедеятельности детей младшего школьного возраста;

– учителю необходимо выступать источником психолого-педагогических знаний для родителей;

– осуществлять поиск компенсаторных возможностей ребенка посредством совместных воспитательных воздействий семьи и школы.

Таким образом, адаптация ребёнка к школе – это сложный процесс. Если ребёнок не смог адаптироваться на ранних этапах, то возникает ряд проблем, которые будут мешать ему в обучении. Поэтому от учителей и родителей зависит жизнь маленького человека. Взрослые должны обеспечить условия для полноценной адаптации.  Учителя и родители должны вложить в ребенка нравственные ценности, указать правильные жизненные ориентиры и всячески поддерживать ребенка в его начинаниях. Именно от взаимодействия родителей и учителей будет зависеть кем станет ребёнок в жизни, чего добьётся и достигнет ли он успеха.