Full text

В последние годы значительно возросли проблемы психического и психологического здоровья детей, что естественным образом повлияло на снижение успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. В мире появилось много инклюзивных детей, учащихся с особыми физическими возможностями, с задержкой психического развития.

Детям с задержкой ляютпсихического развития (ЗПР), поступающихпрограммы в первый класс общеобразовательных организаций, свойственен ряд нестандартных психологических особенностей. Кроме того,  умственнойу них не сформированы необходимые для  психическогоосвоения школьной  детей программы предшкольные знания, умения и навыки, которые обычно нормально причиннормальнононормано развивающиеся дети осваивают в дошкольный период. Таким образом такие первоклассники логопеда оказываются не способными без затем помощи специалистов исходя обучиться чтению, письму, математическим программы вычислениям и т.п.. Им сложно соблюдать общепринятые нормы поведения в общеобразовательной школе. Такие первоклассники испытывают значительные которое трудности в организации своей учебной деятельности, не способны целенаправленно выполнять  которыеинструкции педагога, быстро переключаться с игровой деятельности на учебную. Эти трудности усугубляются ослаблением их нервной системы. Отсюда основной задачей современного школьного психолога состоит  причинамив выявлении совместно с учителем первого класса уровня  толькоразвития каждого ученика, субтильны определение его соответствия возрастным  третьянормам развития воспринимают. Нарушения  котороев психическом развитии согла детей начального  психикизвена часто осприравнивают к понятию «неуспеваемость».

Задержка психического развития – это помощь понятие, которое  ностиобусловлено не стойким  наблюденияи необратимым психическим развития недоразвитием, а замедлением  этомего темпа, ности которое обнаруживается в большинстве случаев при поступлении в школу и проявляется в недостаточности представлений об окружающей среде и незрелости мышления. У детей с задержкой  эмоциональнойпсихического развития  травмыимеется потенциальная  умственнойспособность к обучению и развитию, но диапазон  формпонятия «задержка психического развития» физическое довольно широк: ходе от «неспособности к обучению» до «пограничной  этойинтеллектуальной недостаточности»[3]. Исходя  вать из этого главной задачей психологического обследования в школе,  поняявляется разделение  только превокласников, у которых выявлены признаки ЗПР на детей с педагогической  психическийзапущенностью и детей с умственной  ностиотсталостью.

Педагогическая  психическоезапущенность – это преобладает состояние в развитии  напрямуюребёнка, которое определяется дефицитом знаний, умений и навыков трудностям вследствие недостатка  программыинтеллектуальной информации. Она интеллектуаль обусловлена дефектами оступление воспитания, а не недостаточностью  гармоническийнервной системы. В перид адаптации к школе учитель совместно с психологом и родителеми ученика должны в индивидуальном порядке целенапрвленно и систематически проводить работу по восполнению этих дефицитов воспитания и его обученности. Адаптация таких первоклассников будет происходить гораздо дольше, чем адаптация первоклассников, которые до школы не имели этого дефицита.

Умственная отсталость – это серьезные качественные изменения всей психики ребёнка, ставшая результатом перенесённых повреждений центральной нервной системы. При  школьнымумственной отсталости у первоклассника материал страдает не только  задержкаинтеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие в общем. Такие учащиеся должны пройти консультацию у медицинских работников и психиаторов, с целью выработки стратегии адаптации их к обучению в общеобразовательной школе [6].

Тип  включаетразвития ребёнка, сочетание определяемый как задержка  третьяпсихического развития, эффективность проявляется в более частых случаях, чем серьезные  ностинарушения психического умственной развития. При ЗПР психическое развитее имеет отличительную черту в виде инструкции неравномерности нарушения психических функций. Дети с задержкой психического  причинразвития способны  помощьне только принимать и использовать помощь, раннего но и переносить усвоенные  характеранавыки умственной общеобр деятельности в другие которые жизненные ситуации. При этом логическое  лебединскоймышление остаётся  каждомунаиболее сохранным включает по сравнению с другими познавательными процессами: памятью, материал вниманием, умственной работоспособностью. Таким первоклассниками требуется усиленное внимание со стороны учителя, психолога и родителей в течение всего преода начального общего образования.

К.С. Лебединской в 1980г. была предложена классификация детей с задержкой психического развития [1]. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика. Она выделяет  поставить четыре основных типа ЗПР:

– ЗПР конституционального характера;

– ЗПР  третьясоматогенного характера;

– ЗПР проявляется психогенного характера;

– ЗПР  соблюдатьцеребрально-органического характера. Раскроем их подробнее.

Первая  общеобргруппа ЗПР конституционального происхождения, –дошкольный гармонический, психический психофизический инфантилизм. Такие дети имеют  формвнешние черты лежат отличия: они субтильны, рост меньше среднего, лицо  раннегоимеет черты травмы более раннего эмоциональной возраста. У этих детей остро ности выражено отставание раннего в развитии эмоциональной задержки сферы. У детей данной группы сильно выражены игровые интересы, вать которые продолжают преобладать даже в школьном  поставитьвозрасте. К этой группе ЭПР относится и гармонический инфантелизм – способность пропорциональное сочетание причинами физической и психической  испытываютнезрелости первоклассника при  нестандартныхдостаточно благополучном психическом состоянии форм в целом.

Вторая группа – ЗПР соматогенного происхождения напрямую связана с длительными, тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Причинами  предметамданного типа  этомзадержки психического развития у учащихся являются различные хронические заболевания, инфекции, систематические  исходясиневрозы.

Третья  основугруппа – ЗПР дельн психогенного происхождения. Основной такого проблемой данной формы задержки психического развития является семейное обусловлена неблагополучие, неблагоприятные  логопедаусловия воспитания,  инструкциивызывающие нарушения в предметам формирования личности  младшего школьника.

Четвёртая группа – ЗПР церебрально-органического генеза, причины возникновения которой опрелены патологическими  ситуациями беременности и родов матери, заболеваниями нарушения центральной нервной  группасистемы детей. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности вать нервной системы.

Учитель начальных классов может отличить учащихся с ЗПР от обычных первоклассников по следующим особенностям. Учащиеся с ЗПР:

1 попнакимтакимпоп1) быстро утомляются, не усваивают данный на уроке объём  ностиработы, у них низкая  третьяработоспособность;

2) испытывают которое трудности с принятыми формами такого поведения на уроке,  трудчасто дерутся,  заболеванияне воспринимают школьные  задержкеправила;

3) не умеют педагогическая анализировать, сравнивать, сопоставлять учебную информацию.

Но такого рода  детейдетям окончательный диагноз возможно оставить только выявлении после психолого-педагогического наблюдения во время затем обучения в начальных только классах общеобразовательной помощь школы.

 Прогностические данные ности при задержке поня психического развития первоклассников первокзависят от клинической  быстрокартины ЗПР. Т.А. Власова этой отмечает, что  проявляетсяналичие стабильности детей с ЗПР «различно  гармоническийв зависимости от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический  данных инфантилизм), низкий  проявляетсяпсихический тонус (длительная астения) либо нарушения познавательной нервной деятельности, связанные  задержкисо слабостью памяти, внимания, подвижности труд психических процессов, дефицитарностью отдельных  развитиякорковых функций» [4].

Как  обусловленаизвестно, задержка  котороепсихического развития проявляется в недостатке разделение функций в рамках сочетание интеллектуальной деятельности младших школьников. В интеллектуаль ее основе лежат нарушения в сфере обусловлено психического развития преобладает вследствие тех форм или иных  помощипричин (инфекционные  нарушениязаболевания, травмы  способностьи т.д.). Поэтому, чтобы  воспринимаютпомочь первокласснику и его родителям разделение двигаться в правильном  быстро направлении, очень третья важно правильно учебную дифференцировать данный диагноз от других  умственнойформ интеллектуальной недостаточности.

Для  физическоеэтой категории трудностям детей создаются  умственнойспециальные коррекционные  ходеклассы VII хическом вида [1]. Поступление детей в такие физическое классы возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей, умственной либо опекунов  трудребенка.

В ходе коррекционно-педагогической работы учителя начальных классов, родителей и психолога школы заболевания детям с задержкой такого психического развития логопеда должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Им помощь необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы  дошкольныйпонять, где  власоваего слабое обусловлена место, и затем  котороееще раз объяснить, показать и донести до такого ученика  согланепонятый им учебный материал. Также учителю необходимо учитывать время характера работоспособности таких детей, у них задержки зачастую утомление наступает очень  каждому быстро и, как следствие, учебный материал ими усвоен выделяют в полном объеме лебединской не будет.

В умственнойспециальных коррекционных  ходеклассах VII хическом вида классах младшие школьникиумственной обучаются по определенным учебным программам только по базовым материал учебным предметам, таким  как: развитие речи, русский язык, математика, инфанти ритмика, труд, а также предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром [2]. В таких классах с данными детьми кроме испытывают учебной коррекционной такого работы проводится и лечебно-профилактическая работа.пр Она включает различныес лечебно-физкультурные занятия,  характеракоррекционные занятия со школьным педагогом, психологомхарактера и логопедом. Вся учебная и воспитательная работа специалистов в таком классе должна эмоциональной основываться на принципах коррекционной педагогики и понимании первопричины отклонений в психическом развитии у этих детей. В полной мере с такими младшими школьниками должна обеспечиваться подготовка в личностно-развивающей сфере ребенка. При правильно организованном подходе к каждому ребенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыках. Положительная динамика его развития  дает возможность детям нормально адаптироваться в обществе.