В последние годы значительно возросли проблемы психического и психологического здоровья детей, что естественным образом повлияло на снижение успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. В мире появилось много инклюзивных детей, учащихся с особыми физическими возможностями, с задержкой психического развития.
Детям с задержкой ляютпсихического развития (ЗПР), поступающихпрограммы в первый класс общеобразовательных организаций, свойственен ряд нестандартных психологических особенностей. Кроме того, умственнойу них не сформированы необходимые для психическогоосвоения школьной детей программы предшкольные знания, умения и навыки, которые обычно нормально причиннормальнононормано развивающиеся дети осваивают в дошкольный период. Таким образом такие первоклассники логопеда оказываются не способными без затем помощи специалистов исходя обучиться чтению, письму, математическим программы вычислениям и т.п.. Им сложно соблюдать общепринятые нормы поведения в общеобразовательной школе. Такие первоклассники испытывают значительные которое трудности в организации своей учебной деятельности, не способны целенаправленно выполнять которыеинструкции педагога, быстро переключаться с игровой деятельности на учебную. Эти трудности усугубляются ослаблением их нервной системы. Отсюда основной задачей современного школьного психолога состоит причинамив выявлении совместно с учителем первого класса уровня толькоразвития каждого ученика, субтильны определение его соответствия возрастным третьянормам развития воспринимают. Нарушения котороев психическом развитии согла детей начального психикизвена часто осприравнивают к понятию «неуспеваемость».
Задержка психического развития – это помощь понятие, которое ностиобусловлено не стойким наблюденияи необратимым психическим развития недоразвитием, а замедлением этомего темпа, ности которое обнаруживается в большинстве случаев при поступлении в школу и проявляется в недостаточности представлений об окружающей среде и незрелости мышления. У детей с задержкой эмоциональнойпсихического развития травмыимеется потенциальная умственнойспособность к обучению и развитию, но диапазон формпонятия «задержка психического развития» физическое довольно широк: ходе от «неспособности к обучению» до «пограничной этойинтеллектуальной недостаточности»[3]. Исходя вать из этого главной задачей психологического обследования в школе, поняявляется разделение только превокласников, у которых выявлены признаки ЗПР на детей с педагогической психическийзапущенностью и детей с умственной ностиотсталостью.
Педагогическая психическоезапущенность – это преобладает состояние в развитии напрямуюребёнка, которое определяется дефицитом знаний, умений и навыков трудностям вследствие недостатка программыинтеллектуальной информации. Она интеллектуаль обусловлена дефектами оступление воспитания, а не недостаточностью гармоническийнервной системы. В перид адаптации к школе учитель совместно с психологом и родителеми ученика должны в индивидуальном порядке целенапрвленно и систематически проводить работу по восполнению этих дефицитов воспитания и его обученности. Адаптация таких первоклассников будет происходить гораздо дольше, чем адаптация первоклассников, которые до школы не имели этого дефицита.
Умственная отсталость – это серьезные качественные изменения всей психики ребёнка, ставшая результатом перенесённых повреждений центральной нервной системы. При школьнымумственной отсталости у первоклассника материал страдает не только задержкаинтеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие в общем. Такие учащиеся должны пройти консультацию у медицинских работников и психиаторов, с целью выработки стратегии адаптации их к обучению в общеобразовательной школе [6].
Тип включаетразвития ребёнка, сочетание определяемый как задержка третьяпсихического развития, эффективность проявляется в более частых случаях, чем серьезные ностинарушения психического умственной развития. При ЗПР психическое развитее имеет отличительную черту в виде инструкции неравномерности нарушения психических функций. Дети с задержкой психического причинразвития способны помощьне только принимать и использовать помощь, раннего но и переносить усвоенные характеранавыки умственной общеобр деятельности в другие которые жизненные ситуации. При этом логическое лебединскоймышление остаётся каждомунаиболее сохранным включает по сравнению с другими познавательными процессами: памятью, материал вниманием, умственной работоспособностью. Таким первоклассниками требуется усиленное внимание со стороны учителя, психолога и родителей в течение всего преода начального общего образования.
К.С. Лебединской в 1980г. была предложена классификация детей с задержкой психического развития [1]. В основу данной классификации легла этиопатогенетическая систематика. Она выделяет поставить четыре основных типа ЗПР:
– ЗПР конституционального характера;
– ЗПР третьясоматогенного характера;
– ЗПР проявляется психогенного характера;
– ЗПР соблюдатьцеребрально-органического характера. Раскроем их подробнее.
Первая общеобргруппа ЗПР конституционального происхождения, –дошкольный гармонический, психический психофизический инфантилизм. Такие дети имеют формвнешние черты лежат отличия: они субтильны, рост меньше среднего, лицо раннегоимеет черты травмы более раннего эмоциональной возраста. У этих детей остро ности выражено отставание раннего в развитии эмоциональной задержки сферы. У детей данной группы сильно выражены игровые интересы, вать которые продолжают преобладать даже в школьном поставитьвозрасте. К этой группе ЭПР относится и гармонический инфантелизм – способность пропорциональное сочетание причинами физической и психической испытываютнезрелости первоклассника при нестандартныхдостаточно благополучном психическом состоянии форм в целом.
Вторая группа – ЗПР соматогенного происхождения напрямую связана с длительными, тяжелыми соматическими заболеваниями в раннем возрасте. Причинами предметамданного типа этомзадержки психического развития у учащихся являются различные хронические заболевания, инфекции, систематические исходясиневрозы.
Третья основугруппа – ЗПР дельн психогенного происхождения. Основной такого проблемой данной формы задержки психического развития является семейное обусловлена неблагополучие, неблагоприятные логопедаусловия воспитания, инструкциивызывающие нарушения в предметам формирования личности младшего школьника.
Четвёртая группа – ЗПР церебрально-органического генеза, причины возникновения которой опрелены патологическими ситуациями беременности и родов матери, заболеваниями нарушения центральной нервной группасистемы детей. У этой категории детей преобладает наличие негрубой органической недостаточности вать нервной системы.
Учитель начальных классов может отличить учащихся с ЗПР от обычных первоклассников по следующим особенностям. Учащиеся с ЗПР:
1 попнакимтакимпоп1) быстро утомляются, не усваивают данный на уроке объём ностиработы, у них низкая третьяработоспособность;
2) испытывают которое трудности с принятыми формами такого поведения на уроке, трудчасто дерутся, заболеванияне воспринимают школьные задержкеправила;
3) не умеют педагогическая анализировать, сравнивать, сопоставлять учебную информацию.
Но такого рода детейдетям окончательный диагноз возможно оставить только выявлении после психолого-педагогического наблюдения во время затем обучения в начальных только классах общеобразовательной помощь школы.
Прогностические данные ности при задержке поня психического развития первоклассников первокзависят от клинической быстрокартины ЗПР. Т.А. Власова этой отмечает, что проявляетсяналичие стабильности детей с ЗПР «различно гармоническийв зависимости от того, лежат ли в их основе эмоциональная незрелость (психический данных инфантилизм), низкий проявляетсяпсихический тонус (длительная астения) либо нарушения познавательной нервной деятельности, связанные задержкисо слабостью памяти, внимания, подвижности труд психических процессов, дефицитарностью отдельных развитиякорковых функций» [4].
Как обусловленаизвестно, задержка котороепсихического развития проявляется в недостатке разделение функций в рамках сочетание интеллектуальной деятельности младших школьников. В интеллектуаль ее основе лежат нарушения в сфере обусловлено психического развития преобладает вследствие тех форм или иных помощипричин (инфекционные нарушениязаболевания, травмы способностьи т.д.). Поэтому, чтобы воспринимаютпомочь первокласснику и его родителям разделение двигаться в правильном быстро направлении, очень третья важно правильно учебную дифференцировать данный диагноз от других умственнойформ интеллектуальной недостаточности.
Для физическоеэтой категории трудностям детей создаются умственнойспециальные коррекционные ходеклассы VII хическом вида [1]. Поступление детей в такие физическое классы возможно только при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии с согласия родителей, умственной либо опекунов трудребенка.
В ходе коррекционно-педагогической работы учителя начальных классов, родителей и психолога школы заболевания детям с задержкой такого психического развития логопеда должна оказываться помощь в познании окружающего мира. Им помощь необходимо индивидуально подходить к каждому ученику, чтобы дошкольныйпонять, где власоваего слабое обусловлена место, и затем котороееще раз объяснить, показать и донести до такого ученика согланепонятый им учебный материал. Также учителю необходимо учитывать время характера работоспособности таких детей, у них задержки зачастую утомление наступает очень каждому быстро и, как следствие, учебный материал ими усвоен выделяют в полном объеме лебединской не будет.
В умственнойспециальных коррекционных ходеклассах VII хическом вида классах младшие школьникиумственной обучаются по определенным учебным программам только по базовым материал учебным предметам, таким как: развитие речи, русский язык, математика, инфанти ритмика, труд, а также предметам, предусматривающим знакомство с окружающим миром [2]. В таких классах с данными детьми кроме испытывают учебной коррекционной такого работы проводится и лечебно-профилактическая работа.пр Она включает различныес лечебно-физкультурные занятия, характеракоррекционные занятия со школьным педагогом, психологомхарактера и логопедом. Вся учебная и воспитательная работа специалистов в таком классе должна эмоциональной основываться на принципах коррекционной педагогики и понимании первопричины отклонений в психическом развитии у этих детей. В полной мере с такими младшими школьниками должна обеспечиваться подготовка в личностно-развивающей сфере ребенка. При правильно организованном подходе к каждому ребенку такие дети способны на значительный прогресс в знаниях, умениях и навыках. Положительная динамика его развития дает возможность детям нормально адаптироваться в обществе.