Full text

Введение

 

Образование можно назвать инклюзивным, если дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) учатся вместе со здоровыми детьми в одних и тех же классах. Инклюзивное образование отвергает использование специальных школ или классных комнат для отделения детей с ограниченными возможностями. Нет необходимости создавать для детей с ОВЗ отдельные миры, они могут и имеют право учиться со здоровыми детьми вместе. Исследования показывают, что, когда ребенок-инвалид посещает занятия вместе со своими сверстниками, которые не имеют инвалидности, он перестает чувствовать себя чужим [1].

Мы также знаем, что простое совместное размещение детей с инвалидностью и без не дает положительных результатов – необходимо изменение условий, программ, среды и средств обучения, для того чтобы ребенок имел возможность получить качественное образование независимо от состояния его здоровья. Основой инклюзии считается принятие особенностей детей, организация учебного процесса таким образом, чтобы полностью удовлетворять образовательные потребности каждого ученика. И значительную помощь в достижении этой цели могут оказать современные мультимедиа-технологии.

Мультимедиа – это сочетание разнообразных визуальных и звуковых представлений. Эти представления могут включать элементы текстов, графики, звука, анимации и видео. Мультимедийные обучающие системы (далее – МОС) обладают эмоциональным зарядом, который способствует активизации творческого потенциала обучаемых и открывает множество новых возможностей для создания разнообразных и эффективных методов обучения.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Развитие практик инклюзивного образования для интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду признается приоритетной задачей в большинстве стран мира, в том числе в России. Отечественные и зарубежные ученые предлагают различные методы и технологии для организации совместного обучения детей с нормальным и нарушенным развитием. 

Международный эксперт в области инклюзивного образования Дэвид Митчелл утверждал, что «успех инклюзивного образования зависит от того, рассматривается ли оно как часть системы, в которой школа является звеном более крупной системы (общества)». Для описания составляющих инклюзивного образования он вывел «формулу», в которую входит пять обязательных компонентов: право на образование, адаптированная среда, адаптированное обучение, адаптированный учебный план и адаптированная оценка [2].

О важности расширения социальных контактов детей с ОВЗ говорил советский психолог Л. С. Выготский [3], и он же одним из первых обосновал идеи интегративного обучения, которые впоследствии реализовались в практике работы школ Западной Европы, США и Канады и в настоящее время все активнее воплощаются в России.

Однако на сегодняшний день в практике внедрения инклюзии в общеобразовательные школы существуют объективные сложности, отмечаемые специалистами-исследователями в этой сфере.

Л. Флориан и Х. Линклейтер [4, 5] в своих рекомендациях исходят из предпосылки, что вопрос заключается даже не в том, какими необходимыми знаниями и навыками для работы в инклюзивных классах должны обладать учителя, а в том, как наилучшим образом использовать то, что они уже умеют. С. В. Алехина [6–8] утверждает, что основой для решения проблем в области инклюзивного образования является формирование исследовательского мышления педагога, подкрепленного психологическими знаниями, и технологическая обеспеченность самого процесса обучения, а также рассматривает вопросы предоставления учителю всесторонней ресурсной поддержки со стороны администрации инклюзивных школ. О необходимости разработки единых нормативов и механизмов материально-технического, социального, кадрового и психолого-педагогического сопровождения учебного процесса говорит в своей статье В. А. Ярская-Смирнова [9].

В работах многих зарубежных и отечественных авторов освещены отдельные вопросы профессиональной и психологической подготовки участников образовательного процесса. В исследованиях таких ученых, как E. Аврамидис, Ф. Бейлис, Р. Бёрден [10], постулируется значимость непрерывного профессионального совершенствования педагогов для развития концептуальной идеи инклюзии и формирования позитивного отношения к ней в обществе. С. Майлз и Н. Сингал [11] рассматривают взаимосвязи и соотношение современных парадигм инклюзивного обучения и Образования для Всех (Education for All, EFA) и приходят к выводу о возможности более тесного сотрудничества соответствующих директивных органов всех уровней для разработки устойчивых и надежных установок в образовательной сфере. M. Айнсков [12] ищет причины возникновения барьеров в общении учеников и учителей и находит их в существующих стереотипах мышления. Р. Сли и Дж. Аллан [13] в своей статье предостерегают от опасности упрощения сущности инклюзии до простого «специального образования» с «особыми образовательными потребностями» и обращают внимание на необходимость грамотного профессионального подхода к разработке инклюзивных программ.

Организационные формы и практико-ориентированные методы внедрения инклюзивного образования за рубежом и в России рассматриваются в статье З. Г. Нигматова [14]. Н. А. Ливенцева [15], также в формате аналитического обзора, освещает эмпирические исследования по аспектам практической реализации инклюзивного образования, разделяя их на два направления: вопросы эффективного обучения педагогов для работы в инклюзивных классах и проблемы адаптации детей с ОВЗ в коллективе сверстников.

Причиной консервативного отношения педагогического сообщества к процессу инклюзии В. Ю. Иванова и В. Л. Рыскина [16] называют традиционную нацеленность российской системы образования на результат, выраженный количеством полученных ребенком знаний и скоростью их усвоения. С. К. Нартова-Бочавер и Е. В. Самсонова [17], с целью уточнения программ подготовки инклюзивных воспитателей, определили и исследовали «профиль профессиональной компетентности» педагога, включающий как личностные компоненты, так и деятельностные характеристики.

Наиболее полно психологические аспекты социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья рассмотрены в пособии Л. И. Акатова [18]. Методики социальной диагностики, социальной реабилитации и адаптации как важнейшие виды технологий социальной работы с детьми-инвалидами показаны также в работе М. А. Болдиной, Е. В. Деевой [19].

Опубликована брошюра для бесплатного распространения, посвященная нормативно-правовым аспектам инклюзивного образования детей с особыми потребностями, за авторством Х. Н. Нгуен, Т. В. Шаталовой, Е. Ю. Шинкаревой, А. И. Загариной, Т. А. Кицко, Т. А. Ларионовой, А. Г. Кушаковой, А. С. Субботиной [20]. Социально-правовые основы инклюзивного образования исследованы Н. В. Антипьевой [21] – основные положения законодательства о гарантиях для инвалидов и содержание реформ, проводившихся в последние годы в этой сфере.

Н. Н. Малофеев [22] в своей статье указывает на опасность формальной инклюзии как скрытой формы дискриминации. Если ребенку предоставляется доступ к общей образовательной системе, не имеющей условий для обеспечения его потребностей, его право на качественное образование, в действительности, нарушается, что негативно сказывается на психике ребенка.

 

Методологическая база исследования

 

Значимость инклюзивного образования для развития общества невозможно переоценить, ведь оно дает надежду на то, что дети с ОВЗ получат право на полноценное образование и смогут реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и найти свое место в жизни.

 Основообразующие принципы инклюзивного образования [23]:

  1. Равная ценность для общества всех детей и повышение степени их участия в культурной жизни школ.
  2. Развитие индивидуальных сильных сторон каждого ребенка и избавление от барьеров на пути получения знаний для всех учеников.
  3. Уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни и предотвращение преследований и издевательств.
  4. Признание роли школ не только в повышении академических показателей учеников, но и в развитии общественных ценностей.

Реализация этих принципов требует реструктурирования методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников и способствовала активизации их общения и взаимодействия. Это требует специальной образовательной работы, продуманной, грамотной и этически последовательной.

Специалисты-практики, работающие с детьми с ОВЗ, в своих статьях указывают на неготовность педагогического сообщества к процессу полноценной инклюзии и ряд сопутствующих рисков [24–26].

Риски обучения в классе с инклюзивной компонентой [27]:

-      сложность восприятия одноклассника-инвалида как равного себе;

-             недостаток или отсутствие специальных педагогов или психологов и, как следствие, нежелание и неготовность учителей работать в классах с инклюзивной компонентой;

-      отсутствие индивидуального подхода;

-      повышенная эмоциональная нагрузка на ребенка;

-      отсутствие дисциплины и тишины в классе;

-      снижение внимания ребенка на уроке;

-      отсутствие специальных аудиовизуальных средств обучения;

-      недостаток специального материально-технического оснащения общеобразовательных школ;

-      недостаточное финансирование программ инклюзивного образования и отсутствие необходимой законодательной базы.

Одной из основных возможностей получения качественного образования и решения множества возникающих проблем в обучении и социализации детей является использование мультимедийных обучающих систем. МОС как современный растущий и развивающийся образовательный ресурс может стать важным инструментом социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Технически говоря, «мультимедиа» определяется как представление информации с использованием текста, видео, звука, графики и анимации. Пять основных типов медиа объединяются в единую обучающую среду [28]. Для ребенка с инвалидностью мультимедиа-технологии – это возможность понять и запомнить материал благодаря представлению информации в захватывающей и познавательной форме [29, 30]. МОС предоставляют новые способы обучения в школах и дома.

Мультимедиа позволяет учителям создавать оригинальные и индивидуальные системы для учащихся с ограниченными возможностями, подчеркнуть сильные стороны и потребности каждого ребенка, основанные на конкретной ситуации. Таким образом, дети могут понять и повторить то, что не получилось запомнить обычным путем.

Можно выделить следующие несомненные достоинства практик применения МОС в образовательном процессе:

-      в процесс восприятия учебной информации вовлекается большинство чувственных компонент учеников, что делает обучение гораздо более эффективным;

-      использование анимации, звукового сопровождения, цветной графики и гипертекста позволяет сочетать вербальную и наглядно-чувственную информацию и способствует более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала;

-      возможность применения индивидуального подхода на основе широкого использования индивидуализированных обучающих программ и многоуровневых заданий разной степени сложности;

-      структуризация, интерактивность и визуализация информации повышает интерес учащихся и их активность;

-      возможность использования интерактивных элементов (например, тестов или рабочих тетрадей) создает дополнительные психологические структуры, что способствует лучшему восприятию и запоминанию материала;

-      возможность нелинейного прохождения материала развивает алгоритмический стиль мышления, формирует умение действовать вариативно, принимая оптимальные решения;

-      включение новых продуктивных видов деятельности (конструирование, классификация, сравнение, прогнозирование) повышает эффективность процесса обучения;

-      экономия времени учителя за счет освобождения от рутинной работы и интенсификации изложения учебного материала;

-      возможность наполнения контента в соответствии с рекомендациями опытных педагогов и специалистов в области психологии;

-      возможность постоянного обновления контента.

 

Результаты исследования

 

Качественный мультимедиа-контент, благодаря своей интерактивности и гибкости, позволяет приспособить образовательный процесс к социокультурным особенностям и интересам учеников, подобрать индивидуальный стиль и темп обучения. Эти возможности, предоставляемые мультимедиа-технологиями, оказываются особенно полезными при работе с детьми-инвалидами, которым требуются специальные индивидуализированные образовательные программы.

На схеме (рис. 1) представлено, как особенности мультимедийных обучающих систем могут компенсировать некоторые трудности работы в классах с инклюзивной компонентой.

 

Рис. 1. Преимущества внедрения мультимедийных обучающих систем в инклюзивное образование

 

В качестве примера авторами разрабатывается мультимедийная система для начальных классов общеобразовательной школы. Контент МОС подобран для использования в классах с инклюзивной компонентой.

Требования, предъявляемые к разработке системы:

-      простой, понятный и удобный для детей интерфейс;

-      красочная анимация;

-      возможность выбирать режим работы по степени сложности;

-      широкий спектр применяемых медиаинструментов для воздействия на те или иные психические функции и развития интеллектуальных способностей ребенка.

Интерфейс главной страницы системы показан на рис. 2.

Форма обучения с поэтапным прохождением заданий хорошо подходит для применения в образовательном процессе детей с нормальным и нарушенным развитием. Такой подход дает возможность восполнить пробелы в тех областях знания, в которых они возникли из-за пропусков занятий «по состоянию здоровья», а также улучшает результаты и качество самостоятельной работы каждого ученика.

 

 

Рис. 2. Мультимедийная система “Animatrain”

 

Набор упражнений для чтения и математических заданий формирует важнейшие базовые навыки. Интерактивные географические карты и другие обучающие материалы по географии и биологии способствуют становлению картины окружающего мира. Также в систему включены уроки английского языка и вводные занятия по информатике.

Для развития творческих способностей, зрительно-моторной координации и воображения детям предлагаются интерактивные тренажеры по рисованию.  

Развивающие игры и сказки мотивируют ребенка и обеспечивают психологическую разгрузку. Музыкальные произведения и мультипликационные ролики подобраны для младшего школьного возраста.

Для дальнейших исследований интерес представляет планируемое внедрение созданной системы в одной из коррекционных школ г. Грозного с целью сравнительного анализа получаемых результатов при традиционной методике обучения и при активном использовании новых педагогических технологий на основе мультимедиа.

 

Заключение

 

Обучаясь в обычных школах со здоровыми детьми, дети с ОВЗ привыкают к тому, что каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь, воспитание, обучение и развитие. У школьников развиваются толерантность, милосердие и взаимоуважение, проявляются способности, необходимые для коммуникации в обществе; все участники образовательного процесса видят возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, и, несмотря на нарушения, имеющиеся у них, воспринимают их как полноценных членов общества. Для достижения этих целей в развитых странах современного мира интенсивно идет поиск новых моделей инклюзивного образования.

Вместе с тем на смену традиционным методам обучения приходят новые информационные педагогические технологии, в том числе мультимедийные средства, позволяющие учителю дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения с учетом ограниченных возможностей здоровья учеников, практически не акцентируя на этом внимание самих обучающихся.

Мультимедиа-технологии позволяют учитывать специфику развития детей с ОВЗ, значительно повышая эффективность коррекционно-образовательного процесса. Применение МОС помогает легче усваивать школьные навыки и снижает риск возникновения социальной дезадаптации, особенно в начальной школе.