Full text

По данным исследователей, задержка психического развития (далее – ЗПР) является распространенной психической патологией детского возраста.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, они не являются умственно отсталыми.

Несмотря на огромное количество исследований в данной области, в специальной психологии до сегодняшнего дня отсутствуют комплексные исследования самооценки у детей с диагнозом ЗПР в подростковом возрасте.

Большой вклад в исследование самооценки у детей с диагнозом ЗПР за последние годы внесла Е. Г. Капитанец, которая изучала феномен самооценки, ее формирование и развитие у младших подростков. Автор указывает на то, что «самооценка таких детей является способом определения успешности их интеграции в общество», поэтому проблема адаптации таких детей в современном обществе обретает актуальность [1].

Т. В. Кузьмина в своей работе отмечает тот факт, что «необходимым условием для становления старшего подростка как личности является развитие его коммуникативной деятельности и позитивного самоотношения. Общение приобретает для подростка особый смысл и является важной сферой самореализации среди сверстников и взрослых. Они ищут понимания, откровенности, отзывчивости от собеседника» [2].

Таким образом, можно отметить, что формирование рефлексивности, дифференцированности, устойчивости адекватной самооценки происходит у подростков с ЗПР намного позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Эти качества самооценки не смогут сформироваться у детей с задержкой психического развития в нужном возрасте в силу наложения отпечатка первичного дефекта на развитие личности.

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по данному вопросу, наша психокоррекционная работа будет направлена на развитие у подростков с диагнозом ЗПР не только адекватной самооценки, но и коммуникативных навыков, поскольку социализация таких детей затруднена в условиях инклюзивного образования.

Нами была разработана модель психолого-педагогической коррекции самооценки подростков с диагнозом ЗПР, которая представляет собой четыре блока: теоретический, диагностический, коррекционный, аналитический. Результатом является изменение или не изменение уровня самооценки подростков с ЗПР в результате реализации программы психолого-педагогической коррекции.

Представим в виде схемы блоки программы коррекции.

Цель программы – обосновать педагогические условия повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования и экспериментально проверить успешность, неуспешность психолого-педагогической коррекции самооценки у подростков

 

 

Теоретический блок: анализ психолого-педагогической литературы, целеполагание. Подбор методик для пилотного исследования и динамической диагностики

 

 

Диагностический блок: проведение диагностики уровня самооценки у подростков с помощью различных методик

 

 

 

Коррекционно- развивающий блок: разработка и реализация программы психолого-педагогической коррекции самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзии

 

Аналитический блок: повторная и отсроченная диагностика подростков с ЗПР с помощью методик

 

Результат исследования: уровень самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзии повысится до адекватной, останется на том же уровне или понизится в результате реализации психолого-педагогической помощи в рамках программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Модель психолого-педагогической коррекции

 

Следуя рекомендациям А. А. Осиповой по составлению психокоррекционных программ, мы разработали собственную программу коррекции самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования [3].

Внимание коррекционно-развивающей программы направлено на формирование у подростков адекватной самооценки в процессе обучения и воспитания в условиях инклюзии. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т. е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [4].

Принципы, на которых базируется данная программа:

  1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Принцип единства коррекции и диагностики.
  3. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей учащихся.
  4. Принцип комплексности методов психологического воздействия.
  5. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе (социальный педагог, классный руководитель, учителя-предметники, родители).
  6. Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
  7. Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Цель программы – обосновать педагогические условия повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Задачи программы:

-          обучение способам осознания и принятия себя как личности, части коллектива;

-          развитие эмпатии у детей по отношению к партнеру;

-          формирование у детей моральных норм и правил конструктивной коммуникации;

-          обучение социально приемлемым способам выражения агрессии;

-          привлечение ближайшего социального окружения в процесс обучения детей эффективным способам общения.

Объект программы: самооценка подростков с ЗПР, обучающихся в инклюзии.

Предмет программы: педагогические условия повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования.

Гипотеза исследования: педагогическими условиями повышения уровня самооценки у подростков с ЗПР в условиях инклюзивного образования являются: благоприятный климат в коллективе (межличностное общение), психическое и физическое здоровье ребенка, подбор адекватных методов педагогического воздействия.

В исследовании самооценки приняли участие подростки с диагнозом ЗПР в возрасте 13–15 лет МБОУ «СОШ № 7» г. Костромы в количестве 10 учащихся, из них девять мальчиков и одна девочка.

Все дети выбранной категории имеют диагноз ЗПР и обучаются в условиях инклюзивного образования.

9 из 10 учащихся проживают в полных семьях. Условия воспитания в этих семьях удовлетворительные. Дети живут в нормальных условиях, где им оказывают должное внимание.

В неполной семье проживает один учащийся. Условия проживания и воспитания удовлетворительные. Двое детей обучаются в данном учебном заведении не с первого класса.

Учащиеся проявляют интерес к некоторым учебным предметам, но он слабо выражен и непродолжителен. Поскольку дети обучаются не в одном классе и даже не в одной параллели, конкуренции между ними нет. Большинство детей замкнуты, неинициативны. Нередки случаи пропуска занятий без уважительной причины детьми, проживающими как в полных семьях, так и в неполной. Зачастую дети стараются занять последние парты во время занятий, часто отвлекаются. Наблюдались случаи не выполнения заданий по заданному алгоритму, игнорирования просьб учителя, сдачи пустых листов на контрольных и самостоятельных работах. Учащимся недостает уверенности в себе и внутренней мотивации.

Один из детей выбранной категории является неаттестованным по одному предмету за 2016/2017 учебный год.

Учителя-предметники и классные руководители отмечают негативное отношение остальных учащихся к подросткам с ЗПР в условиях инклюзивного образования. Одноклассники не принимают этих подростков и почти не общаются с ними. Во время беседы с подростками выбранной категории отмечено, что они предпочитают общаться с детьми младше их по возрасту (трое учащихся из опрошенных), девушка имеет друзей вне школы, остальные отмечают отстраненное общение во время перемен. Один из опрошенных принимает участие во внешкольных мероприятиях, остальные стараются избежать всякого участия в школьной жизни. Таким образом, ясно, что подростки с диагнозом ЗПР не чувствуют себя частью коллектива. В связи с этим классам рекомендуется чаще собираться вне школы, для сплочения и укрепления межличностных отношений внутри школьного коллектива; мотивировать подростков данной категории на участие в школьной жизни.

Исследование уровня самооценки у подростков с диагнозом ЗПР проводилось с помощью следующих методик:

  1. Входная, итоговая, отсроченная диагностика:
  2. Методика определения уровня самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации Прихожан, 1986 [5].
  3. Методика А. И. Липкиной «Три оценки», 1976 [6].
  4. Тест-опросник «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва, 2006 [7].
  5. Исследование уровня эмпатийных тенденций И. М. Юсупова, 1992 (контрольная диагностика).
  6. Динамическая диагностика:
  7. Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси, 1972 г.
  8. Методика определения уровня самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации Прихожан, 1986.
  9. Методика самооценки «Дерево» (автор Д. Лампен, в адаптации Л. П. Пономаренко).

По методике диагностики самооценки Дембо – Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан выявлено, что в группе 80% учащихся (восемь человек), обучающихся в условиях инклюзии, имеют заниженную самооценку, остальные 20% детей имеют адекватную самооценку.

По результатомметодики А. И. Липкиной «Три оценки» в экспериментальной группе 50% учащихся согласны с удовлетворительной отметкой учителя (имеют адекватную самооценку), 40% не согласны с отметкой «хорошо» и выставили бы себе отметку хуже той, которую поставила учитель (четверо учащихся).

Большое количество учащихся с адекватной самооценкой можно объяснить тем, что учащиеся необдуманно соглашались с отметкой учителя, никак себя не оценивая, поскольку уровень знаний среди данной категории учащихся довольно низкий, средний балл этих детей по итогам предыдущей четверти три.

По результатам теста-опросника «Определение уровня самооценки» С. В. Ковалёва были получены следующие результаты.

1% учащихся имеют высокий уровень самооценки, адекватно реагируют на замечания других и трезво оценивают свои действия.

1% учащихся имеют средний уровень самооценки. Они время от времени ощущают необъяснимую неловкость во взаимоотношениях с другими людьми, нередко недооценивают себя и свои способности без достаточных на то оснований.

80% учащихся имеют средний уровень самооценки, при котором они нередко болезненно переносят критические замечания в свой адрес, чаще стараются подстроиться под мнение других людей, сильно страдают от избыточной застенчивости.

Обобщенные результаты определения уровня самооценки у подростков с диагнозом ЗПР в условиях инклюзивного образования показывают, что нет учащихся с завышенной самооценкой; учащихся с адекватной самооценкой 20% (двое учащихся, среди них одна девушка); низкий уровень самооценки наблюдается у 80% (восемь человек) учащихся.

Полученные данные свидетельствуют о проблемах в личностном плане у выбранной категории детей. Большое количество подростков с заниженной самооценкой объясняется неудачами детей в ходе учебного процесса в условиях массовой школы, поскольку внимания таким детей со стороны педагогов, родителей и сверстников уделяется недостаточно. Подростки зачастую не общаются со сверстниками, предпочитая общение с детьми младше их, или вообще стараются не контактировать ни с кем [8].

Полученные результаты в ходе констатирующего эксперимента доказывают необходимость реализации программы психолого-педагогической коррекции самооценки у подростков 13–15 лет с диагнозом ЗПР в условиях инклюзии.