Образовательный процесс на любом этапе, будь то дошкольное образование, школьное, вузовское или дополнительное, чётко регламентирован и распланирован. Планирование всегда выступало ключевым элементом педагогической деятельности. Если рассматривать методическую разработанность проблемы, то она имеет свои особенности. У педагогов нет единого мнения о плане проведения занятия и его наличии на самом занятии, чаще упоминание, более подробное рассмотрение, приведение примеров и методико-педагогических разработок относится к изданиям регламентирующих документов уровня как министерства, так и образовательных организаций.
При всем этом план проведения занятия, методику его подготовки и использования, особенно молодыми педагогами, надо изучать и совершенствовать.
Планирование образовательного процесса базируется на основных педагогических принципах:
- принцип природосообразности (планирование в соответствии с возрастными особенностями обучающихся);
- принцип целостности и системности (соблюдение при планировании логики образовательного процесса, преемственности тем в рабочей программе, учет межпредметных и внутрипредметных связей);
- принцип гуманизации (использование в плане проведения занятия и в процессе обучения приёмов и методов обучения, которые соответствуют данному принципу);
- принцип культуросообразности (при подготовке плана проведения занятия особое внимание уделяем целям – образовательным, развивающим и воспитательным, с помощью которых и реализуем принцип культуросообразности);
- принцип наглядности (в каждом плане проведения занятия обязательно указывается, как, с помощью чего и на каком этапе занятия применяется наглядность);
- принцип прочности, осознанности результатов обучения (при подготовке к любой форме занятия преподаватель всегда старается планировать этапы повторения, закрепления, активизации памяти обучающихся);
- связь теории и практики (стремительное развитие науки, в особенности технических наук, как никогда актуализирует связь теории с практикой, этот принцип в плане указывается в поэтапном расписывании занятия).
Все принципы обучения объединяют слова А. Маслоу: «В конечном счёте лучший, способ обучения, будь то математика, история или философия, – это сделать так, чтобы учащиеся почувствовали красоту предмета» [1].
Несмотря на острую необходимость и методическую обоснованность подготовки плана проведения занятия к каждому занятию, зачастую педагоги или не готовят план, или относятся к его подготовке без особого усердия.
Нами проведён опрос работающих преподавателей по вопросу об отношении к плану проведения занятия (опрос прошли 67 преподавателей разных вузов).
- План является неотъемлемым атрибутом учебной деятельности – 25%.
- План проведения занятия улучшает качество проведения занятия – 8%.
- Можно обойтись и без плана на каждое занятие, но это противоречит локальным актам – 11%.
- Подготовка плана проведения занятия – это выбор самого преподавателя – 18%.
- План проведения занятия помогает администрации понять готовность педагога к процессу обучения – 3%.
- Необходимо структуру плана сделать проще – 32%.
- Подготовка плана для каждого отдельно взятого занятия необязательна – 9%.
- План к каждому занятию обязателен – 27%.
Конечно, администрация учебного заведения выполняет контролирующую функцию, которая и призвана выявлять такого рода нарушения (как отсутствие плана проведения занятия) и вводить санкции.
Правовые основы для таких санкций существуют, но чётких указаний нет.
В высшей школе и в целом в образовательной системе существуют внутренние приказы по учебному заведению или локальные акты, которые оговаривают подготовку планов на каждое занятие и их обязательную проверку по требованию администрации.
Но при этом педагоги должны понимать и осознавать необходимость присутствия плана на занятии. При подготовке плана на занятие даже педагог со стажем не только вспоминает и повторяет материал, но и по-своему «прокручивает» ход будущего занятия.
Чтобы приступить к подготовке плана проведения занятия, необходимо знать его структуру и иерархичность системы планов в высшей школе. Все планы образовательной деятельности можно схематично подразделить на оперативные (это и есть план проведения занятия), планы, которые опираются на планы тактические (рабочая программа, тематическое планирование), и стратегические планы (к ним можно отнести учебный план, на основании которого создаётся рабочая программа).
Основанием для плана проведения занятия является рабочая программа, которая создается на кафедре на базе учебного плана и утверждается руководителем учебного заведения.
Рабочая программа создаётся преподавателем или группой преподавателей по каждому предмету отдельно, утверждается на заседании кафедры и учёном совете.
Для подготовки плана проведения занятия педагог более подробно изучает компетенции, заявленные в рабочей программе и реализуемые в конкретной дисциплине. Далее изучается тематический план и содержание каждой темы, при этом уделяется особое внимание структуре, логичности и последовательности прохождения дисциплины.
Необходимо также внимательно посмотреть используемую литературу, как основную, так и дополнительную, прописанную в рабочей программе. Несомненно, педагог имеет право использовать и другие источники, за исключением учебника или учебного пособия в списке основной литературы, которые есть в наличии в библиотеке учебного заведения.
Приступая к непосредственной подготовке плана проведения занятия, изучаем нормативную базу как фундамент предстоящей работы. Кроме вышеуказанных приказов, писем в каждом учебном заведении существуют методические указания по структурному оформлению плана (иногда их называют методические планы проведения занятия, в школе это поурочные планы), в каждом отдельно взятом образовательном учреждении они отличаются.
Оформляя план, надо помнить, что тема должна совпадать с темой в тематическом плане, а также её содержание должно совпадать с рабочей программой. Указывается количество часов к теме по так называемым тактическим планам (рабочей программе и тематическому плану). Обязательным к указанию в плане является форма проведения занятия (лекция, семинар, экскурсия, конференция, практическое занятие, лабораторная работа и т. д.).
Следующим этапом в оформлении плана проведения занятия является формулирование целей занятия. В настоящее время это один из главных компонентов целостного образовательного процесса в любом образовательном учреждении. Именно цели занятия определяют содержательное, педагогическое и методическое наполнение будущей деятельности преподавателя и при этом служат ведущим ориентиром в процессе педагогико-методической работы.
На сегодняшний день методическая литература выделяет основные цели занятия: образовательные (обучающие), развивающие и воспитательные. Более подробно о каждой из них будет сказано ниже.
Сегодня в педагогико-методической литературе существует очень много рекомендаций по целям занятия в целом. Выделим некоторые из них. Цели занятия (и образовательные, и развивающие, и воспитательные) должны соответствовать таким критериям:
- быть конкретизированными;
- личностно ориентированными;
- личностно значимыми;
- технологически (с методико-педагогической точки зрения) продуманными;
- основанными на государственно-правовом фундаменте;
- реально реализуемыми, а не только декларируемыми;
- соответствие декларируемых целей на занятии формам, средствам и видам занятия;
- соответствие целей возрастным и гендерным особенностям обучающихся.
Учитывая общие требования и критерии для постановки целей к занятию, надо принимать во внимание ещё и то, что цели всегда подразделяются на образовательные (обучающие), воспитательные и развивающие. Ни одна из групп не должна на занятии и в процессе обучения обладать первостепенной ролью, ведь образование – это двуединый процесс, включающий в себя как воспитание, так и обучение.
Рассмотрим более подробно работу с группами целей для плана проведения занятия.
Обучающие или образовательные цели всегда пишутся первыми, в них педагог должен указать, о чём конкретно будет идти разговор на занятии, какие знания преподаватель будет транслировать обучающимся или для усвоения каких знаний он будет создавать условия на данном занятии. Так, общепринято при формулировании обучающих целей использовать такие основы или клише: дать обучающимся представление о…., обобщить знания о…, привести в систему знания или систематизировать знания о…, познакомить обучающихся с теорией, постулатами, тематикой.
Обучающие цели конкретны, а потому на каждом занятии они разнятся. Так, при изучении темы «Власть» по политологии в обучающих целях на первом месте будет стоять цель «дать обучающимся представление о власти как о социальном явлении» (изучение нового на основании повторения старого материала, где учитывается логичность и система тематики дисциплины); «обобщить знания об истории становления политики». Формулировка этих целей не может быть использована в следующей теме «Политические системы», где в обучающих целях указано: «дать представление о системе как атрибуте осуществления политической власти».
Следующими за обучающими (образовательными) целями идут развивающие. Эти цели призваны создавать условия для развития на конкретном занятии основных психических качеств у обучающихся. Например, развитие (технического, математического и т. д.) мышления можно сформулировать в таких клише, как «научить выделять главные признаки власти», «уметь проводить классификацию форм государств, классификацию идеологий», «научиться выделять главные и существенные признаки политики, государства, геополитики в регионе».
Развитие познавательных умений можно формулировать через следующие клише: «умение составлять план, выбирать и выделять тезисы, умение вести конспекты».
Развитие политехнических умений реализуется через «умения нестандартно и творчески подходить к решению и реализации профессиональных задач», «умение планировать свою деятельность».
Развивающие цели в плане проведения на каждое отдельно взятое занятие возможно применять без изменений на модуль занятий, на главу, на несколько занятий.
Воспитательные цели, как правило, в плане проведения занятия оформляются после обучающих и развивающих целей. Воспитательные цели создают условия для формирования у обучающихся определённых качеств, свойств и некоторых черт характера.
Воспитательные цели могут повторяться на занятиях и могут изменяться с учетом содержания темы, особенностей обучающихся и изменений в воспитательных целях государственной политики. В целом воспитательные цели могут классифицироваться так: воспитание патриотизма; воспитание интернационализма; воспитание гуманности; воспитание добросовестного отношения к труду; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание дисциплинированности; воспитание эстетических взглядов. Клише для формулирования воспитательных целей могут выглядеть так: «формирование чувства ответственности у обучающихся, воспитание самостоятельности при выполнении профессиональных задач, создание условий для привития навыков нравственного воспитания, развитие нравственно здоровой личности, воспитание у обучающихся этических норм культурного общества, использование в своей педагогической деятельности положительных жизненных примеров, создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии, обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, создать условия для увеличения творческого подхода при выполнении как заданий по предмету так и выполнения своих профессиональных задач».
Один из великих российских педагогов советского периода В. А. Сухомлинский считал воспитание одной из основ становления будущего гражданина и личности: «Гармонии личности, представляющейся нам идеалом всестороннего развития, нельзя достичь без гармонической воспитательной работы» [2].
Как вывод по целям в плане проведения занятия необходимо отметить, что образовательные цели составляются с использованием планирующей документации (ФГОС, рабочей программы, календарно-тематического плана). Воспитательные и развивающие цели чаще всего повторяются в цикле занятий. При этом прописанные цели можно и надо разнообразить, используя как наработанные клише, так и свой личный преподавательский опыт.
Очень интересен опыт проверки результативности воспитательных целей В. Н. Липкого, В. С. Шныпко, А. А. Федосеева в форме тестирования[3].
Следующим этапом в подготовке плана проведения занятия будет определение вида занятия. Вид занятия, как правило, обусловлен формой взаимодействия преподавателя и обучающихся, которые превалируют на данном занятии. Так, к общепринятым видам занятий относятся: лекция, беседа, кино-занятие, лабораторные работы, практические занятия, занятие-экскурсия, семинар, деловая игра, контрольная работа, зачет.
После того как определили вид занятия, необходимо перейти к работе над выбором методов и приёмов обучения. Метод – это способ взаимодействия педагога и обучающихся в образовательном процессе. Чаще методы классифицируются на теоретические, практические и наглядные. При этом такая классификация не является конечной, потому что в каждом методе существует так называемая «официальная, объективная часть» и «творческая, преподавательская, субъективная часть метода», руководствуясь которой педагог может не только изменять основную классификацию методов, но и добавлять, создавать свои методы обучения.
Приёмы – это часть метода, которая может быть составляющей сразу же многих методов. Например, практический метод, работа с литературой (учебником, пособием) включает в себя такие приемы, как чтение, перевод, конспектирование, поиск тезисов. Данные приемы могут быть использованы, например, и в теоретическом методе.
Очередным этапом в работе над планом будет подробное указание места, приёмов и методов использования наглядности в процессе обучения. Можно указать наличие интерактивной доски, мультимедиапроектора, компьютера, телевизора и непосредственных учебно-методических наглядных пособий в виде дисков, программ, фильмов, презентаций.
Одним из важнейших этапов подготовки плана является правильный и методически грамотный подбор литературы, не только используемой преподавателем при подготовке к занятию, но и рекомендованной обучающимся. Также существует ряд правил, которые надо соблюдать при работе с литературой. В список литературы обязательно первой строчкой должны войти учебники и учебные пособия, указанные в УМКД по дисциплине и в рабочей программе, год издания не более пяти лет. Кроме этого целесообразно добавить в список литературы научную периодику с указанием страниц и автора научной статьи. Возможно список литературы подразделить на основную и дополнительную. Педагог может классифицировать источники на две группы: литература, используемая преподавателем при подготовке к данному занятию, и литература, предназначенная для подготовки обучающихся к семинару и зачёту (экзамену).
Следующим основным этапом подготовки плана проведения занятия будет структурная последовательность с подробным описанием содержания занятия с указанием примерных временных затрат. Это может быть таблица, где расписаны этапы, используемые методы и приемы. Здесь педагог может подробно прописать ход занятия (особенно актуально для молодых преподавателей), а может кратко – это выбор преподавателя. На этом этапе можно прописать как промежуточные выводы, так и главный вывод занятия. Здесь же педагог обдумывает и прописывает на каждом этапе действия обучающихся (слушают, конспектируют, готовятся, решают, сравнивают, рисуют, чертят, заполняют и так далее). Можно перечислить раздаточный материал, используемый на занятии (карточки, листы с тестами, тестовые программы).
Последовательность этапов подготовки плана проведения занятия можно изменять, основываясь как на удобстве для самого преподавателя, так и на регламентирующих документах образовательного учреждения. С опытом работы, с годами, постепенно педагог сам уже корректирует план, меняет его структуру, подстраивает материал под свою педагогическую работу.
Любое своё действие человек всегда старается планировать, старается прогнозировать его результаты, а такую возможность педагогу предоставляет не только разработанная рабочая программа, тематический план, но и план проведения занятия.
Подводя итог сказанному, закончить статью хотелось бы словами Леонардо да Винчи: «Наука – полководец, практика – солдат» [4].