Full text

Главная задача образования – успешная социализация человека. На данный момент идея непрерывного образования подразумевает в себе процесс роста образовательной способности личности в течение всей жизни. Образование в современной России призвано формировать новые поколения, способные добиваться достижения социальной, экономической и экологической гармонии в обществе, быть хранителями и распространителями общечеловеческих ценностей. Непрерывно пополнять, уточнять знания, а также приобретать и осмыслять новую информацию, вырабатывать новые умения и навыки – важнейшие виды деятельности человека.

В советский период система образования считалась лучшей. В связи с хроническим недофинансированием за последние годы система образования перестала развиваться. Развитие экономики новой России вызвало значительное сокращение расходов государства на образование. В начале XXI в. в государстве начали происходить революционные изменения в обществе и производстве, а также в сфере образования. В области образования реформы являются центральным элементом обновления экономики стран мира.

При формировании инновационной экономики появилась необходимость модернизации системы образования, которая является основой для экономического роста, а также социального развития общества и благополучия граждан и безопасности страны.

В системах образования конкуренция стала ключевым моментом и в глобальной конкуренции, которая требует регулярного обновления технологий, быстрого освоения инноваций, а также своевременной адаптации к требованиям меняющегося мира.

В политике образование занимает первое место. Федеральные органы государственной власти в сфере образования обладают полномочиями, среди которых можно выделить разработку единой государственной политики, разработку и осуществление государственных программ для постоянного развития системы получения образования, а также утверждение стандартов и работу с предприятиями (муниципальными и частными), регулирование их деятельности и контроль за исполнением ими своих обязанностей.

Российская система образования является комплексом обучающих программ, ФГОС и требований, взаимодействующих между собой. Образовательные сети, которые их реализуют, состоят из независимых друг от друга учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Образование становится более сильной движущей силой экономического роста и повышения эффективности и конкурентоспособности экономики стран. Очевидно, что это делает его важным фактором национальной безопасности и благосостояния страны, а также благополучия каждого гражданина [1].

Главная цель, поставленная перед государственной политикой в области образования, – это повышение доступности качественного образования, которое будет соответствовать текущему развитию экономики, а также современным потребностям общества и каждого гражданина [2].

Существует множество примеров, различных по форме, но схожих по содержанию определений.

Судя по большинству определений, образовательная политика – это частный случай политики, которая ограничена конкретной сферой – образованием. Данная политика представляет собой совокупность теоретических идей, целей, задач и практических мероприятий по развитию образования [3].

Образовательная политика состоит из нескольких важных элементов. Первый – нормативно-правовая политика, устанавливающая границы поведения субъектов образовательного процесса и компетенции. Второй – культурно-идеологическая политика, ориентирующая общественное сознание и влияющая на выбор решения. И третий элемент – финансовая политика: распределение и использование средств.

Образовательная политика ориентирована на организацию образования (воспитания) человека, способного реализовывать правильный выбор для «устойчивого развития».

Выделяется основная особенность образовательной политики России – это стремление сохранять духовную культуру, историческую связь с прошлым реального человека, который призван изменить будущее.

Современное образование имеет отличительную черту – динамизм, то есть подвижность и стремительное развитие. Сейчас система образования России совершает интенсивную реформу образования и внедряет новые проекты.

В связи с этим есть потребность в создании усовершенствованных основ управления системой образования. Государственная система управления образованием является сложной, динамической и саморазвивающейся системой.

Управлением называется функция организованных систем, которая обеспечивает сохранность структуры и поддерживает режим деятельности, а также реализует их программы и цели. Также управление представляет собой процесс воздействия на определенную систему для перевода ее в новое состояние или для ее поддержки в каком-то установленном режиме.

Как указано в Федеральном законе «Об образовании», управление системой должно обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте.

Формирование образовательной политики происходит с учетом доминирующих социальных и культурных ценностей, а также представлений о целях социально-экономического, научно-технологического и культурного развития.

На сегодняшний день образование больше не может и не должно оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. В образовании постоянно происходят процессы реформирования и модернизации.

Процессы глобализации отражают проблемы роста международной открытости национальных культур и активизируют основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации, а вместе с тем современной системы образования [4].

Изменения современной образовательной политики должны осуществляться на основе исторической преемственности и при условии, что «система школьного управления станет открытой и понятной для родителей и общества» [5].

В современном мире значение образования многогранно. Образование служит одновременно просвещению населения, воспитанию, социализации прежде всего молодёжи, а кроме того, способствует подготовке и повышению квалификации трудовых ресурсов для экономики и преодолению (в определенной степени) неравенства.

Государство и общество, продолжая свое развитие, придают особую значимость образованию, которая постоянно возрастает.

Современные подходы к образованию рассматриваются в качестве наиболее востребованной и надежной инвестиции в развитие человека и общества в целом, в экономику [6]. Образование занимает особое место, даже центральное. От того, в каком состоянии и какие задачи стоят перед образованием, зависит направление дальнейшего развития страны. Неизбежно требуется постоянное совершенствование образования, содержания и подходов.

Система образования должны обеспечить гражданам получение определенного уровня грамотности, общекультурного развития и гражданского воспитания, на что и ориентируют международные стандарты в сфере образования.

Обновляя организационно-экономические механизмы на всех уровнях системы образования, мы обеспечим соответствие перспективному экономическому развитию, общественным потребностям.

Развивать систему общего образования – значит предусмотреть индивидуальность, ориентацию на практические навыки, основополагающие умения. В сфере общего образования школа по своей значимости всегда будет играть важную роль: от состояния дел в ней зависит дальнейшее образование [7]. Направление реформирования образовательной политики в современной России заключалось во введении системы непрерывного образования. Предприняты меры по расширению спектра образовательных учреждений, методик и подходов, включая инклюзивное образование, создается конкурентная среда в системе образовательных учреждений.

Несмотря на развитие общества и особое внимание образованию, это не отменяет острую необходимость в сохранении сельских школ, даже тех, которые являются малокомплектными. Такая ситуация касается большого числа регионов, так как это крайне важно для граждан и для нормального развития поселений.

Однако нужно отметить, что проводимые реформы в сфере общего образования вызвали страх в обществе, объясняемый тем, что введение новых стандартов, свобода выбора учителем программы, учебных пособий и новаций, например детские портфолио, электронный дневник, не будут соответствовать равному доступу образования, так как подобное не всегда реалистично в исполнении для российской глубинки по многим причинам.

Подобные неравные условия могут основательно разделить население, в таком случае уровень образования по стране может снизиться. Очевидно, что при проведении изменений в системе общего образования образовательная политика не должна быть внутренне противоречивой [8].

Система образования в регионе призвана в большей степени удовлетворять различные потребности населения и экономики самого региона.

В регионах перед образовательной политикой поставлены цели: повысить мотивацию населения к расширению образования и создать условия для этого; создать условия для того, чтобы удовлетворить различные потребности в подготовке высококвалифицированных специалистов; перейти к устойчивому инновационному развитию образования.

Для достижения таких целей определены направления: наличие равенства доступа к качественному образованию и непрерывность, формирование гражданских целей и повышение роли регионов в инновационном развитии образования.

Система образования в регионе должна в большей степени удовлетворять различные потребности населения и экономики региона. В связи с этим данные цели должны способствовать повышению соответствия возможностей системы образования данным потребностям.

Образовательная политика не просто источник, определяющий цели управления образованием в области реализации данной политики, образовательная политика также объект управления в области разработки и реализации. Функции управления должны быть определены и для органов управления, которые занимаются этой работой.

Государственная образовательная политика – сложное явление, которое характеризует процесс принятия государством на себя обязательств в сфере образования. Политика в сфере образования формируется с учетом целей государства в области образования и действий, которые необходимы для их достижения. Образовательная политика требует постоянного управления и соотношения целей и предпринимаемых действий [9].

Для того чтобы их соотношение было верным, необходимо в условиях кризиса, который наблюдается сегодня, проведения реформ в образовании и трансформации это системы повышать эффективность использования бюджетных средств за счет оптимизации структуры финансирования системы образования при выполнении стратегических целей государственной образовательной политики.

Наиболее востребованным инструментом реализации государственной политики ввиду сложного экономического положения страны, сокращения доходов государственного бюджета, сокращения расходов органов государственной власти являются государственные и федеральные целевые программы. Они позволяют решать задачи социально-экономического развития, преодоления социальных кризисных явлений, а также обеспечить более устойчивое развитие.

Реализация целевых программ в системе образования, эффективные расходы выделяемых средств из государственного бюджета, совпадение реально выделенной суммы с суммой, которая указана в паспорте программы, а также проведение экспертной оценки и коррекции достигнутых показателей могут повысить эффективность экономии бюджетных средств и улучшить качество решаемых проблем.

Государственная программа, как известно, должна обеспечить соотношение качества российского образования с меняющимися запросами населения, а также перспективными задачами развития российского общества и экономики. Кроме того, данный инструмент государственной политики должен создать систему непрерывного образования.

Чтобы государственная политика в сфере общего образования была эффективной, а ее реформирование полезным, необходимо отказываться от изменений, которые общество не принимает. Следующим шагом к эффективности будет выработка взвешенной стратегии модернизации отечественного образования с учетом положительных достижений в данной сфере. Такой шаг может быть ориентирован на возврат к универсальной школьной подготовке, которая финансово обеспечена федеральным бюджетом. Помимо этих шагов важно в системе отношений «учитель – учащийся» выбрать направление, при котором учитель в школе снова займет место уважаемого человека и не потеряет своего авторитетного влияния, а учащийся кроме своих прав не забывал бы об обязанностях в получении общего образования. Данная мера должна позволить найти верный алгоритм решений в образовательной политике современной России [10].

Эффективность государственной политики также во многом будет зависеть от того, насколько будет обеспечена доступность общего образования и возможность его получения на равных условиях ввиду его модернизации.

В таком случае есть потребность в решении проблемы с нехваткой школ, в регионах встречается система двухсменного, а иногда и трехсменного обучения детей. Постройка новых школ и реконструкция имеющихся позволит решить данную проблему.

Сегодняшняя система общего образования развивается в рамках расширения свободы педагогического творчества. Этому шагу предшествовало принятие Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В нем определены требования к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и условиям освоения.

Проблема состоит в том, что в данных стандартах нет требований к содержанию образования и к результатам освоения программ учебных предметов. В связи с этим часто возникают проблемы при смене учебных общеобразовательных учреждений ввиду отсутствия единого плана.

Возможный вариант решения возникшей проблемы в общем образовании – ввести базовый сегмент содержания образования, который будет являться обязательной частью стандарта.

Помимо вышеуказанных проблем, сфера общего образования не будет в полной мере успешной без обеспечения квалифицированными кадрами и пополнения этих рядов молодыми специалистами. Особенно остро эта проблема стоит в отдаленных регионах России и сельской местности [11].

Не менее важно, чтобы вопросы воспитания вновь стали неотъемлемой частью образовательной политики государства. Но для этого потребуется изменить политику государства в целом, начать структурную перестройку экономики с упором на её реальный сектор и научно-технические достижения, немыслимые без должного уровня образования. Если не пересмотреть кардинально подходы к образованию, у нас вряд ли появятся гениальные ученые, талантливые инженеры, грамотные управленцы, не будет инновационной экономики и, соответственно, шанса преодолеть отставание и стагнацию [12].