Full text

В настоящее время происходит повсеместное распространение современных технологий, что предъявляет особые требования к специалистам [1]. Уже на настоящем этапе современный специалист должен быть стрессоустойчивым, уметь обрабатывать большие объемы информации, владеть навыками критического мышления, ИКТ-компетенциями, быть творческим, инициативным, самостоятельным в принятии решений [2]. В связи с этим «в Федеральных государственных образовательных стандартах указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования. Без овладения умениями применять компьютерные средства для решения определенных задач невозможно формирование творческой личности, самостоятельно решающей современные научные и практические задачи» [3]. Поэтому и к педагогическим отношениям предъявляются новые требования: «обучающиеся подросткового возраста с большим интересом осуществляют поиск, отбор, информации, выведение собственных правил и алгоритмов, им более комфортно на уроке, где учитель уже не единственный носитель истины, а собеседник, помощник в деле открытия и понимания нового» [4].

Под ИКТ-компетентностью обучающихся следует понимать: умелое использование цифровых технологий в образовательной деятельности, инструментов коммуникаций и сетей для доступа к информации; умение работать с информацией; умение выстраивать исследовательскую и проектную деятельность с помощью ИКТ; владение этикой работы в информационно-коммуникативном пространстве.

Несмотря на то что в новых стандартах ФГОС уже заложены требования к формированию ИКТ-компетентности, система оценки ее сформированности пока еще не появилась. Сейчас этот вопрос находится в стадии разработки.

Поскольку методической работой автора является тема «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при обучении физике на основе использования различных интернет-ресурсов», то для оценки результатов работы необходимо было разработать методику оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся. На начальном этапе необходимо было проанализировать структуру ИКТ-компетент­ности, которую составляют познавательные навыки (когнитивные действия), представленные в таблице, и перечень элементов, входящих в нее, прописанных в ФГОС [5].

 

Структура ИКТ-компетентности

 

ИКТ-компетентность

Шифр

Когнитивные действия

Определение (идентификация) – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации

ОИ

Умение понимать и детализировать поставленный вопрос, находить в тексте необходимую информацию, идентифицировать термины и понятия, обосновывать сделанный запрос

Доступ (поиск) – умение собирать и/или извлекать информацию

 

Д

Умение отбирать термины поиска, оценивать соответствие результатов поиска поставленной задаче, формировать стратегии поиска

Управление – умение применять существующую схему организации или классификации

У

Умение выполнять классификацию информации, использовать существующие схемы классификации

Интеграция –умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных

И

Умение выполнять сравнение и сопоставление информации из разных источников, исключать незначимую информацию, обобщать, грамотно и сжато излагать информацию

Оценка –умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации

 

О

Умение вырабатывать критерии отбора информации, отбирать информационные ресурсы по указанным критериям, определять момент завершения поиска

Создание –умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее

 

С

Умение формировать рекомендации по решению проблемы на основе найденной информации, определять полезность информации для решения указанной проблемы, обосновывать свои выводы, структурировать информацию для повышения убедительности

Сообщение (передача) –способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении

СП

Умение выразить информацию в виде, понятном аудитории, цитировать источники, обеспечивать конфиденциальность информации, учитывать этические аспекты, знать правила общения, характерные для определенного стиля, и придерживаться их

 

Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-ком­петенции обучающихся, можно выделить такие, как выполняемые на уроках [6]; подготовка электронных текстов, таблиц, презентаций; обработка фото, видео; создание аудио и видео; отбор информации в глобальной сети Интернет; общение между учениками и учителем с использованием средств сети Интернет.

О современном состоянии ИКТ-компетентности в России информации недостаточно. Программы тестирования ECDL и Microsoft по определению уровня ИКТ-гра­мотности позволяют говорить об оценке только технологических навыков владения компьютерными технологиями и знании конкретных программных продуктов [7]. Например, в МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области» проводилось тестирование от компании Microsoft. Если говорить о результатах (см. рис. 1), то можно увидеть, что в 9-м классе, который являлся на тот момент экспериментальной группой, уровень ИКТ-грамотности обучающихся был выше.

 

 

Рис. 1

 

Для того чтобы определить и оценить рост ИКТ-компетентности, а также результативность работы по методике автора, на основе структуры ИКТ-компе­тентности было разработано задание, нацеленное на выявление практически всех навыков: доступ, управление, интеграция, оценка, создание документа, передача, определение.

Класс делится на группы по два человека. Время выполнения задания составляет 45 минут на уроке и предполагает продолжение выполнения задания в домашних условиях. Учитель наблюдает за работой учеников на уроке и оценивает их работу по приведенной ниже схеме.

Задание группам

Задание 1. Используя поиск информации в сети Интернет, найдите сайты, которые позволят вам в полной мере ответить на все вопросы, представленные ниже:

  1. Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?
  2. Какие поисковые системы на сегодняшний день являются наиболее используемыми? Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы.
  3. Оцените наиболее популярные поисковые системы по следующим критериям: а) скорость поиска информации; б) количество индексируемых страниц; в) удобство интерфейса; г) соответствие результатов поиска вашему запросу. Какой системой пользуетесь чаще всего вы и почему?
  4. Каков общий алгоритм поиска информации в сети Интернет?

Получите ответы на вопросы, которые занесите в Документ-отчет (со ссылкой на источник).

Задание 2. Самостоятельно выберите наиболее удобный для вас и позволяющий организовать дистанционную совместную работу над документом интернет-сервис.

Создайте в нем Документ-отчет, в котором вы представите ответы на поставленные вам вопросы в задании 1. Ответ на каждый вопрос должен располагаться на отдельной странице. Создаваемый вами документ необходимо оформить с соблюдением всех требований к оформлению.

Задание 3. На основе отобранного материала, используя любой сервис для создания онлайн-кроссвордов, создайте кроссворд по данной тематике. Ссылку на кроссворд разместите на отдельной странице Документ-отчета.

Задание 4. Создайте файл-отчет по проделанной вами работе в любом текстовом редакторе, в котором поэтапно опишите все ваши действия и ваш вклад в общую работу.

Отчет оформляется индивидуально каждым участником группы!

Задание 5. Оцените вклад каждого участника группы (и себя в том числе) в общее дело по шкале:

0 баллов – не принимал участия в работе.

1 балл – принимал малое участие в работе группы.

2 балла – выполнял большую часть работы по заданию других участников группы, но сам не проявлял активности.

3 балла – выполнял большую часть работы, проявлял некоторую активность по организации работы.

4 балла – выполнял всю необходимую работу.

5 баллов – выполнял всю необходимую работу, был инициатором в организации деятельности группы, оказывал помощь другим участникам группы.

Свою оценку с обоснованием оформите в электронном письме.

Задание 6. Составьте и оформите электронное письмо по всем правилам его составления, которое должно включать в себя:

-          оценку работы всех членов группы;

-          ссылку на Документ-отчет (или файл с Документ-отчетом);

-                    файл-отчет по проделанной работе, выполненный в программе Word (или другой).

Письмо отправляется каждым участником группы на электронный адрес proverkaikt@yandex.ru.

Документация для оценивания вашей работы должна содержать:

  1. Документ-отчет, оформленный по всем требованиям к оформлению документов, который содержит:

-          ответы на поставленные вопросы;

-          ссылку на кроссворд или сам кроссворд.

  1. Файл-отчет по работе, описывающий каждый ваш шаг при выполнении заданий, созданный в любом текстовом редакторе по всем требованиям к оформлению документов.
  2. Электронное письмо, оформленное по всем правилам его составления, которое включает:

-          оценку работы всех членов группы с обоснованием;

-          ссылку на Документ-отчет (или файл с Документ-отчетом);

-          файл-отчет по работе.

Критерий оценивания каждого задания: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла.

В результате оценки сформированности ИКТ-компетентности экспериментальной группы были получены следующие данные. На рис. 2 показан средний процент выполнения задания девятиклассниками контрольной и экспериментальной групп.

Таким образом, разработанная методика позволяет оценивать и отслеживать эффективность формирования ИКТ-компетентности. При этом необходимо помнить, что формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках «может оставаться одной из приоритетных задач, однако ни в коем случае не должно доминировать над формированием учебных действий» [8]. Внедрение современных информационных технологий в образовательную деятельность обеспечивает сочетание высокой эффективности и гибкости учебного процесса, расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения. Сформированные ИКТ-компетентности обучающихся помогут им в их будущей профессиональной деятельности. Такие люди обладают творческим потенциалом, коммуникативными способностями, умением работать в команде.

 

 

Рис. 2