В настоящее время происходит повсеместное распространение современных технологий, что предъявляет особые требования к специалистам [1]. Уже на настоящем этапе современный специалист должен быть стрессоустойчивым, уметь обрабатывать большие объемы информации, владеть навыками критического мышления, ИКТ-компетенциями, быть творческим, инициативным, самостоятельным в принятии решений [2]. В связи с этим «в Федеральных государственных образовательных стандартах указаны требования к активному использованию средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач, а также проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования. Без овладения умениями применять компьютерные средства для решения определенных задач невозможно формирование творческой личности, самостоятельно решающей современные научные и практические задачи» [3]. Поэтому и к педагогическим отношениям предъявляются новые требования: «обучающиеся подросткового возраста с большим интересом осуществляют поиск, отбор, информации, выведение собственных правил и алгоритмов, им более комфортно на уроке, где учитель уже не единственный носитель истины, а собеседник, помощник в деле открытия и понимания нового» [4].
Под ИКТ-компетентностью обучающихся следует понимать: умелое использование цифровых технологий в образовательной деятельности, инструментов коммуникаций и сетей для доступа к информации; умение работать с информацией; умение выстраивать исследовательскую и проектную деятельность с помощью ИКТ; владение этикой работы в информационно-коммуникативном пространстве.
Несмотря на то что в новых стандартах ФГОС уже заложены требования к формированию ИКТ-компетентности, система оценки ее сформированности пока еще не появилась. Сейчас этот вопрос находится в стадии разработки.
Поскольку методической работой автора является тема «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся при обучении физике на основе использования различных интернет-ресурсов», то для оценки результатов работы необходимо было разработать методику оценки сформированности ИКТ-компетентности обучающихся. На начальном этапе необходимо было проанализировать структуру ИКТ-компетентности, которую составляют познавательные навыки (когнитивные действия), представленные в таблице, и перечень элементов, входящих в нее, прописанных в ФГОС [5].
Структура ИКТ-компетентности
ИКТ-компетентность |
Шифр |
Когнитивные действия |
Определение (идентификация) – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации |
ОИ |
Умение понимать и детализировать поставленный вопрос, находить в тексте необходимую информацию, идентифицировать термины и понятия, обосновывать сделанный запрос |
Доступ (поиск) – умение собирать и/или извлекать информацию
|
Д |
Умение отбирать термины поиска, оценивать соответствие результатов поиска поставленной задаче, формировать стратегии поиска |
Управление – умение применять существующую схему организации или классификации |
У |
Умение выполнять классификацию информации, использовать существующие схемы классификации |
Интеграция –умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных |
И |
Умение выполнять сравнение и сопоставление информации из разных источников, исключать незначимую информацию, обобщать, грамотно и сжато излагать информацию |
Оценка –умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации
|
О |
Умение вырабатывать критерии отбора информации, отбирать информационные ресурсы по указанным критериям, определять момент завершения поиска |
Создание –умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее
|
С |
Умение формировать рекомендации по решению проблемы на основе найденной информации, определять полезность информации для решения указанной проблемы, обосновывать свои выводы, структурировать информацию для повышения убедительности |
Сообщение (передача) –способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении |
СП |
Умение выразить информацию в виде, понятном аудитории, цитировать источники, обеспечивать конфиденциальность информации, учитывать этические аспекты, знать правила общения, характерные для определенного стиля, и придерживаться их |
Среди видов учебной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, можно выделить такие, как выполняемые на уроках [6]; подготовка электронных текстов, таблиц, презентаций; обработка фото, видео; создание аудио и видео; отбор информации в глобальной сети Интернет; общение между учениками и учителем с использованием средств сети Интернет.
О современном состоянии ИКТ-компетентности в России информации недостаточно. Программы тестирования ECDL и Microsoft по определению уровня ИКТ-грамотности позволяют говорить об оценке только технологических навыков владения компьютерными технологиями и знании конкретных программных продуктов [7]. Например, в МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области» проводилось тестирование от компании Microsoft. Если говорить о результатах (см. рис. 1), то можно увидеть, что в 9-м классе, который являлся на тот момент экспериментальной группой, уровень ИКТ-грамотности обучающихся был выше.
Рис. 1
Для того чтобы определить и оценить рост ИКТ-компетентности, а также результативность работы по методике автора, на основе структуры ИКТ-компетентности было разработано задание, нацеленное на выявление практически всех навыков: доступ, управление, интеграция, оценка, создание документа, передача, определение.
Класс делится на группы по два человека. Время выполнения задания составляет 45 минут на уроке и предполагает продолжение выполнения задания в домашних условиях. Учитель наблюдает за работой учеников на уроке и оценивает их работу по приведенной ниже схеме.
Задание группам
Задание 1. Используя поиск информации в сети Интернет, найдите сайты, которые позволят вам в полной мере ответить на все вопросы, представленные ниже:
- Какие средства поиска предоставляют сервисные службы Интернет?
- Какие поисковые системы на сегодняшний день являются наиболее используемыми? Перечислите англоязычные и русскоязычные поисковые системы.
- Оцените наиболее популярные поисковые системы по следующим критериям: а) скорость поиска информации; б) количество индексируемых страниц; в) удобство интерфейса; г) соответствие результатов поиска вашему запросу. Какой системой пользуетесь чаще всего вы и почему?
- Каков общий алгоритм поиска информации в сети Интернет?
Получите ответы на вопросы, которые занесите в Документ-отчет (со ссылкой на источник).
Задание 2. Самостоятельно выберите наиболее удобный для вас и позволяющий организовать дистанционную совместную работу над документом интернет-сервис.
Создайте в нем Документ-отчет, в котором вы представите ответы на поставленные вам вопросы в задании 1. Ответ на каждый вопрос должен располагаться на отдельной странице. Создаваемый вами документ необходимо оформить с соблюдением всех требований к оформлению.
Задание 3. На основе отобранного материала, используя любой сервис для создания онлайн-кроссвордов, создайте кроссворд по данной тематике. Ссылку на кроссворд разместите на отдельной странице Документ-отчета.
Задание 4. Создайте файл-отчет по проделанной вами работе в любом текстовом редакторе, в котором поэтапно опишите все ваши действия и ваш вклад в общую работу.
Отчет оформляется индивидуально каждым участником группы!
Задание 5. Оцените вклад каждого участника группы (и себя в том числе) в общее дело по шкале:
0 баллов – не принимал участия в работе.
1 балл – принимал малое участие в работе группы.
2 балла – выполнял большую часть работы по заданию других участников группы, но сам не проявлял активности.
3 балла – выполнял большую часть работы, проявлял некоторую активность по организации работы.
4 балла – выполнял всю необходимую работу.
5 баллов – выполнял всю необходимую работу, был инициатором в организации деятельности группы, оказывал помощь другим участникам группы.
Свою оценку с обоснованием оформите в электронном письме.
Задание 6. Составьте и оформите электронное письмо по всем правилам его составления, которое должно включать в себя:
- оценку работы всех членов группы;
- ссылку на Документ-отчет (или файл с Документ-отчетом);
- файл-отчет по проделанной работе, выполненный в программе Word (или другой).
Письмо отправляется каждым участником группы на электронный адрес proverkaikt@yandex.ru.
Документация для оценивания вашей работы должна содержать:
- Документ-отчет, оформленный по всем требованиям к оформлению документов, который содержит:
- ответы на поставленные вопросы;
- ссылку на кроссворд или сам кроссворд.
- Файл-отчет по работе, описывающий каждый ваш шаг при выполнении заданий, созданный в любом текстовом редакторе по всем требованиям к оформлению документов.
- Электронное письмо, оформленное по всем правилам его составления, которое включает:
- оценку работы всех членов группы с обоснованием;
- ссылку на Документ-отчет (или файл с Документ-отчетом);
- файл-отчет по работе.
Критерий оценивания каждого задания: низкий уровень – 1 балл, средний уровень – 2 балла, высокий уровень – 3 балла.
В результате оценки сформированности ИКТ-компетентности экспериментальной группы были получены следующие данные. На рис. 2 показан средний процент выполнения задания девятиклассниками контрольной и экспериментальной групп.
Таким образом, разработанная методика позволяет оценивать и отслеживать эффективность формирования ИКТ-компетентности. При этом необходимо помнить, что формирование ИКТ-компетентности обучающихся на уроках «может оставаться одной из приоритетных задач, однако ни в коем случае не должно доминировать над формированием учебных действий» [8]. Внедрение современных информационных технологий в образовательную деятельность обеспечивает сочетание высокой эффективности и гибкости учебного процесса, расширение возможностей традиционных форм обучения, а также возможность построения новых эффективных форм обучения. Сформированные ИКТ-компетентности обучающихся помогут им в их будущей профессиональной деятельности. Такие люди обладают творческим потенциалом, коммуникативными способностями, умением работать в команде.
Рис. 2