Full text

Каков человек, такова его и речь.

Сократ

 

Вот уже сотни лет педагоги всех континентов и материков находятся в поиске ответа на один из важных вопросов образования: с помощью чего преподаватель на лекции может решать на высоком уровне поставленные психолого-педагогические задачи и эффективно реализовывать заявленные компетенции, какие использовать при этом методы, приёмы и педагогические технологии?

Одни пытаются во главу угла поставить взаимоотношения педагога и обучающихся с позиции субъектно-субъектных отношений. Другие считают главным решением гуманизацию и гуманитаризацию образования в целом. Третьи отдают предпочтение личностно-центрированному отношению к обучающимся. Часть педагогов считают, что главным в преподавании является речевая культура педагога.

Современная проблема речевой культуры педагога в своей профессиональной деятельности рассматривалась целым рядом педагогов и психологов: это были Л. С. Выготский, Л. А. Введенской, П. Я. Гальперин, В. В. Ильин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. И. Божович, А. Н. Ксенофонтова, В. И. Максимов, Л. И. Скворцов и другие.

Так, Антон Павлович Чехов в своей статье «Хорошая новость» писал: «“Цветами” красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным… В сущности, ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания – обучение красноречию следовало бы считать неизбежным» [1].

В свою очередь М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» писал: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» [2].

Современная речевая деятельность в педагогическом процессе, по словам А. Н. Ксенофонтовой, занимает ведущую роль: «Речь выступает в качестве самостоятельной деятельности, когда целью является само порождение речевого высказывания, когда речь самоценна... Так, например, в реальной жизни речь лектора, актера, агитатора, пропагандиста, письменная речь – все это проявления речевой деятельности как таковой» [3].

Несомненным является то, что речь в образовательной деятельности носит первостепенный характер. Педагог в своей практической деятельности использует речь сразу в нескольких направлениях: при подготовке к занятию и на самом занятии, а также в воспитательном процессе, помня при этом, что образование – это всегда двуединый процесс обучения и воспитания.

Так, при подготовке к предстоящему занятию педагог не только готовит письменные материалы к лекции (текст лекции, план проведения лекции, методические рекомендации к лекции), но и отрабатывает темп предстоящей лекции (проговаривание материала перед зеркалом), обдумывает примеры к содержанию лекции.

Речь педагога призвана решать ряд специфических педагогических задач. Сюда можно отнести эмоциональную окрашенность речи (экспрессивность, выразительность речи педагога), научность речи (академический язык, использование научной терминологии, точность передаваемой педагогом на лекции информации), её логичность (последовательность и не противоречивость содержания лекционного материала) и содержательность (точность, понятность, выразительность речи), импровизацию педагога (сиюминутное речевое творчество педагога, которое основывается на жизненном и педагогическом опыте), обязательно педагогический этикет, технику речи (куда входит ритм, дикция, интонация). Кроме этого преподаватель должен быть коммуникативным человеком, а речь при этом является основой коммуникативности педагога.

Из этого следует, что речь преподаватель использует во всех сферах педагогической деятельности. Наша задача – рассмотреть речевые возможности педагога в одной из форм организации обучения в образовательных организациях высшего образования (далее – ООВО) – лекции.

Современная вузовская лекция – это один из ведущих этапов в целостном цикле обучения. Главная цель лекции – это создание условий для формирования базовой теоретической платформы с последующим усвоением обучающимися учебного материала по конкретной дисциплине, что в дальнейшем будет способствовать мотивации обучающихся для глубокого изучения предмета.

Лекция как форма организации обучения в ООВО обладает целым рядом достоинств: экономичность, возможность проконтролировать качество усвоения материала и формировать целостное мировоззрение обучающихся, действенное средство личностного воздействия педагога-лектора на большую аудиторию обучающихся одномоментно, возможность своевременно, без задержек давать материал, знакомство обучающихся с последними научными инновациями, умение конспектировать материал, выделяя при этом главное, возможность за маленький промежуток времени дать обучающимся как можно больше информации.

В свою очередь, методика преподавания предлагает критерии оценивания качеств прочитанной лекции, среди которых можно выделить такие, как оценка лекторских способностей педагога (подбор материала, верное конструктивное построение лекции, доступность подачи, индивидуальный подход), манера чтения (интенсивность, увлекательность, монотонность, однообразность); частота и правильность использования опорных материалов на лекции (постоянное обращение к конспекту лекций, свободное владение материалом, минимальное обращение к конспекту лекции или наличие лишь плана лекции), культура речи лектора (опора на языковые нормы, правильные ударения, отсутствие слов паразитов), речевые данные (такие как дикция, чёткое произношение всех звуков в языке), содержательность речи педагога (свободное использование узкоспециальных терминов, опора на инновационные исследования в науке, обязательный учет в любой дисциплине специфики ООВО).

Одними из главных требований к качеству лекции являются: грамотность и логичность речи, использование преподавателем в совершенстве научных терминов, применение качественных доказательств и аргументов, наличие в содержании лекции достаточного количества ярких, убедительных примеров из жизни или будущей специальности, фактов, обоснований, документов и научных доказательств, сюда же входит эмоциональность изложения, правильность построения структуры лекции (вводное слово, перечень вопросов (как правило, в лекции на два академических часа рассматривается 2–3 вопроса), после каждого вопроса вывод, а также после подпунктов необходимо делать небольшие выводы), логика раскрытия последовательно излагаемых вопросов (внутренняя структура вопроса), выделение главных мыслей и научных постулатов, подведение итогов, изложение доступным и ясным языком, при этом недопустим сленг и упрощение речи педагога.

Постепенно увеличивающийся опыт работы в ООВО и личный жизненный опыт педагога, расширение мировоззрения могут добавлять к речи лектора элемент уникальности, неповторимости техники проведения лекции, приведение интересных и личностно ориентированных терминов.

Таким образом, одним из ведущих требований к проведению лекции является грамотная, хорошо поставленная речь педагога, филологически грамотная и научно содержательная, с помощью которой педагог всегда сможет достигать поставленных целей и задач.

Рост профессионализма педагога всегда сопровождается обращением к прошлому педагогическому опыту.

Так, известный русский хирург и педагог Н. И. Пирогов утверждал, что лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова [4].

Здесь автор подчёркивает обязательность в лекции материала, который отсутствует в учебниках, и выделяет «дар слова», как основной фундамент в преподнесении материала на лекции, где педагог чаще и общепринято проводит занятие с помощью монолога.

Вот что писали о социологе Питириме Сорокине как педагоге и лекторе: «Сценически Сорокин как лектор был бесподобен. Обладая громадной физической силой, он совершал натиски “атак” на классную доску, зачастую разламывая при этом все мелки. В одной из его аудиторий были развешаны одновременно три доски на разных стенах. К концу учебного часа все три были исчирканы его иероглифами, а клубы пыли от мела все еще парили в воздухе...» [5]

Такая эмоциональность и искренняя любовь к своему делу педагога при проведении лекции способны усилить интерес не только к материалу, но и к дисциплине в целом, что будет содействовать формированию из части современных обучающихся будущей научной элиты.

«…Гармония мысли и слова! Как легко произнести эти складные слова и как трудно провести их в преподавании! Думаю, что возможность этого находится за пределами преподавательской техники, нашей дидактики и методики, и требует чего-то большего, чего-то такого, что требуется всякому человеку, а не преподавателю только…» – писал В. О. Ключевский, характеризуя С. М. Соловьёва как лектора [6].

Языковая культура, грамотная речь – это одни из главных средств педагога в процессе обучения, используемых для реализации поставленных образовательных задач. Несомненно, в преподавании можно использовать ТСО (интерактивную доску, видео, аудио), мел, тесты и любую другую наглядность, методы и приёмы, но всё это нельзя применить на занятии без «живого» исполнения преподавателя.

К сожалению, у молодых, неопытных педагогов существует ряд ошибок при подготовке и проведению лекции:

-          За счёт небольшого опыта выступления перед аудиторией определённая неуверенность в себе, отсюда страдает дикция, ритм, появляются запинки. Выход состоит в тщательной проработке материала, пересказе дома перед зеркалом.

-          Частые произвольные паузы в речи не по причине содержания лекции, а из-за отсутствия умения правильно распределить дыхание, что со стороны демонстрирует для слушателей нервозность и неуверенность в себе лектора.

-          Очень часто речь педагога монотонна и достаточно суха, без жизненных личностно ориентированных примеров для обучающихся, что тоже может являться следствием отсутствия опыта или неподготовленности педагога к занятию.

-          Ориентированность чётко на текст лекции, страх уйти в сторону, а значит, отсутствие импровизации может навести слушателей на мысль о некомпетентности педагога.

-          Двойственная проблема использования терминологии: педагог может стараться полностью уходить от узкоспециальных терминов по причине упрощения материала для слушателей или по причине собственного страха пред использованием терминов. А с другой стороны, содержание лекции может быть перенасыщено такими терминами, что опять же неприемлемо, так как ухудшает восприятие материала, понижается мотивация обучающихся для дальнейшего изучения дисциплины, понижается самооценка слушателей, что также негативно сказывается на результативности в процессе обучения.

-          В общем объёме материала и логичности его подачи у начинающих педагогов могут быть перекосы. Лекция – это занятие с чётко прописанной темой в разделе и точными временными рамками. Зачастую желание педагога дать как можно больше материала приводит к отсутствию логичности подачи материала, уходу от плана и игнорированию организационной структуры лекции, что также недопустимо.

При подготовке педагога к лекции существует ряд моментов, требующих отдельного рассмотрения:

-          Текст лекции формируется и отшлифовывается годами, это связано и с увеличивающейся скоростью развития науки, и с самосовершенствованием профессиональных и личностных качеств педагога. Любой педагог скажет, что в жизни своей не прочёл две абсолютно одинаковых лекции, несмотря на наличие фондовой лекции и чёткого плана проведения лекции. Поэтому педагогу любого стажа работы и уровня профессионализма необходимо перед каждой лекцией тщательно, подробно и неоднократно повторять материал.

-          Важным моментом является владение педагогом научным стилем речи и основными правилами построения текста лекции с позиции научности. Здесь стоит отметить, что необходимо много читать научной литературы, при этом проводить некий анализ ряда образцов научной речи не только письменного текста, но и живой речи на научных конференциях, в научных документальных фильмах.

-          Наличие плана проведения занятия (методического плана) с прописыванием вопросов, методов реализации, временных рамок, заданий к следующему семинару, перечня литературы. План поможет начинающему педагогу собраться, сконцентрироваться, а педагогу со стажем – отслеживать научные печатные новинки, новые технологии и приёмы.

При непосредственном проведении лекции надо отметить ряд особенностей в речевой деятельности педагога:

-          Ясность речи, то есть понятность и доступность слушателям, использование понятных терминов (любой новый термин для обучающихся объясняется или выводится на доску) и правильных грамматических конструкций.

-          Логичность речи педагога, чтобы с помощью суждений и доводов повысить убедительность и доказательность речи педагога при подаче материла лекции.

-          Компактность или сжатость речи, где отсутствуют так называемая «вода», слова-«паразиты», лишние повторения.

-          При проведении лекции любой теоретический материал необходимо подкреплять примерами, как уже было выше указано, личностно ориентированными, то есть близкими каждому обучающемуся.

Образование – это всегда синтез обучения и воспитания, но реализовать задачи воспитания без грамотно поставленной речи педагога невозможно, тем более что их реализация происходит в процессе обучения ежеминутно.

К. Д. Ушинский в своё время писал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом лёгким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врождённая способность и умение, то есть новые; но весьма не многие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка необходимы ещё и специальные знания» [7].

Где и как с помощью речи педагог может реализовывать воспитательные задачи?

Так, речь преподавателя и сам педагог является примером для своих учеников во всем даже в мелочах. То, как преподаватель проводит на занятии (в данном случае на лекции) организационный момент (начало лекции), с каким настроением и интонацией звучат первые слова педагога, в каком темпе читается лекция, считывается ли материал лекции педагогом с конспекта или читается по памяти – от этого зависит общий настрой аудитории к данному и последующим занятиям. При этом если обучающиеся свяжут свою жизнь с педагогической деятельностью (наставничество на производстве – это тоже педагогическая деятельность), то могут копировать приёмы и методы, а также особенности поведения в аудитории своего любимого педагога.

К реализации воспитательных задач также можно отнести то, как педагог, с уважением или без такового, обращается к обучающимся, существует ли панибратство в отношениях или отношения между преподавателем и учениками авторитарного типа. Недопустим ни один из вышеуказанных типов общения между преподавателем и обучающимися, при этом в каждом из представленных типов общения важное место занимает речевая культура.

Профессия преподавателя вуза в этом смысле является интегрирующей не только в отношении знаний по педагогике, психологии, основам филологии, но также предполагает владение терминологией специализации, на основании которой в ООВО ведётся преподавательская деятельность. Так, педагог в технической ООВО использует инженерные термины, приводя соответствующие примеры из практики.

Важные вопросы, на которые ищет сегодня ответ методика преподавания: для чего, что, кому, где, чем (с помощью чего), как преподают?

Вопрос «зачем преподают» – это актуальный вопрос любой специальности.

Вопрос «что преподают» – это содержательная часть учебного материала курса.

Вопрос «кому преподают» – это гендерные, возрастные и психологические особенности обучающихся.

Вопрос «где преподают» – это широкий спектр факторов обучения, в которые входят социокультурные условия, особенности конкретного исторического этапа, вузовские традиции, содержание рабочих и учебных программ, модернизированность и оснащённость техникой аудитории.

Вопрос «с помощью чего» – это технические и интерактивные средства, посредством которых осуществляется процесс обучения (ТСО, уровень компьютеризации, наличие ТВ, наличие интерактивной доски).

Ответ на вопрос «как преподают» является основополагающим для общей педагогической практики в любом учебном заведении и точно определяет методы обучения, средства обучения, особенности методики каждого отдельного преподавателя, речевые особенности педагога.

Научно-методические знания, практические умения, методико-педагогические способности преподавателя высшей школы должны включать:

-           умение методически грамотно и научно верно, последовательно и поэтапно излагать учебный материал, творчески применяя как теоретический метод, так и собственные наработанные в педагогической практике методы;

-                      навык филологически грамотно и логически верно излагать материал на занятии;

-           умение правильно и грамотно с методической точки зрения организовать занятие и управлять ходом занятия;

-           уверенное владение методикой преподавания и организацией творческих экспериментов всех видов в процессе обучения;

-           умение и навык решать методические и педагогические задачи любой степени трудности, умение найти решение любой педагогической проблемы применительно к конкретной ситуации;

-           умение рационально использовать методику преподавания для актуализации достижений современной технической науки;

-           умение оформлять методические планирующие документы: планы проведения занятий, рабочие программы, практикумы, методические пособия.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что педагог высшего образования должен не только владеть филологически грамотным языком, но и на каждом занятии реализовывать коммуникативные компетенции самих обучающихся, потому что речевая культура будущего специалиста и гражданина станет тем фундаментом, за который обучающиеся скажут спасибо своей альма-матер и работающим там педагогам.

Закончить хотелось бы словами А. Ахматовой:

 

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор, к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль.

И долговечней – царственное слово.