Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования определены три группы образовательных результатов: личностные, предметные и метапредметные [1]. Изучение любого предмета должно опираться на межпредметные связи и метапредметные умения. Английский язык, как и любой иностранный язык, пересекается с разными учебными дисциплинами и открывает обучающимся путь к дополнительным знаниям по таким предметам, как история, география, литература, изобразительное искусство, охрана безопасности жизни деятельности. Изучение иностранного языка пронизано межпредметными знаниями, и учителю обязательно нужно учитывать этот аспект. Отсюда следует важность построения обучения английскому языку таким образом, чтобы ученики могли пользоваться им для пополнения своих знаний по этим и другим предметам. В этих условиях учебная деятельность рассматривается не как способ активности индивида, а как коллективная деятельность участников образовательных отношений. Такая деятельность предполагает взаимодействие педагог – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель. Соответственно, меняются и требования к современному педагогу, работающему в условиях, когда предъявляются новые требования к образовательным результатам обучающихся и их учебной деятельности. «Вовлечь обучающегося в совместную деятельность на уроке разными способами – это основная задача учителя» [2]. Современному учителю необходимо, опираясь на передовой опыт, используя оправдавшие себя приемы обучения, весь арсенал средств УМК, максимально облегчить обучающимся процесс овладения иностранным языком, сделать его доступным, интересным и радостным. В этих условиях меняются подходы к разработке современного урока и планированию внеурочной деятельности.
В отечественной педагогике иноязычное образование понимается как «становление человека путем вхождения его в культуру (в Мир культуры); благодаря ее присвоению он становится не просто знающим, компетентным, умеющим и т. д., а культурным, нравственным, духовным» [3]. Иноязычное образование – целостный педагогический процесс обучения, воспитания и развития обучающихся содержанием и средствами предмета «Иностранный язык» [4].
Иноязычное образование требует разработки и внедрения новых УМК, направленных на формирование как иноязычной компетенции, так и общей культуры личности [5].
Школа всегда выполняла и будет выполнять государственный заказ на образовательные услуги. Особенно эта тенденция стало актуальна при введении ФГОС второго поколения. С 1 сентября 2015 г., согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, второй иностранный язык стал обязательным предметом для обучающихся 5–9-х классов. Любая образовательная организация выбирает то УМК, которое позволяет оптимально достичь целей и решить задачи, прописанные в государственном образовательном стандарте.
Обратимся к одному из УМК, предложенному для работы в школе, – УМК «Английский в фокусе», издательство «Просвещение», 6-й класс. Данный учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации программ общего образования (1.2.1.3.5.2). УМК «Английский в фокусе» под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс издательства «Просвещение» полностью отвечает требованиям ФГОС. Созданный в современном европейском образовательном пространстве, данный УМК помогает школьнику стать участником процесса, направленного на повышение качества общения между европейцами, понимание друг друга, тесное сотрудничество. Поскольку в основу УМК заложены современные технологии системно-деятельностного подхода, ученик становится активным субъектом образовательного процесса. Темы учебника подобраны в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся («Моя семья», «Телевизионная программа», «Любимый фильм», «Знаменитые гонщики», «Как я провожу свободное время»). Они не только интересны, но и полезны («Правила дорожного движения», «Электронное письмо», «Как выбрать клуб по интересам», «Мастерим игрушку сами», «Как правильно купить подарок», «Значение диаграмм»), раскрывают культурные и исторические особенности англоговорящих стран («Праздники», «Любимая еда и напитки», «Знаменитости», «Достопримечательности», «Английская литература», «Символика»). Это подтверждает важность практико-ориентированного обучения, которое не отрывается от реальной жизни, а адекватно встраивает обучение языку в реальную жизнь.
Все темы учебного курса выстроены по принципу «от большего к меньшему». Во время первого шага работы над модулем учителю необходимо обсудить новую тему со всем классом, составляя план и определяя, какие пункты потребуются, чтобы полностью раскрыть ее; используются приемы «мозговой штурм», «кластер», «карусель», «интеллектуальная разминка», «интеллектуальная карта», «фишбоун», «список идей»). Для большей эффективности работы можно записать план в тетрадь каждого обучающегося. Перед контрольной работой, после изучения модуля, следует проверить, все ли пункты были изучены. Во время второго шага работы над модулем класс делится на группы и каждая группа получает свое задание (обычно это подготовка проекта, который необходимо защитить после окончания изучения темы). На этом этапе обучающимся предлагается прочитать дополнительную литературу, используя приемы технологии развития критического мышления при обучении чтению и письму. Во время третьего шага учитель организует работу в паре, где ученики выполняют небольшие задания, учатся анализировать свою работу и работу своих одноклассников. Во время четвертого шага проводится индивидуальная работа. Это может быть проект, тест, сочинение по теме или небольшой монолог. На данном этапе каждый из обучающихся может показать, чему он научился при изучении данной темы. Такая пошаговость в изучении иностранного языка поможет реализовать следующие универсальные учебные действия: развитие навыков партнерской работы, выбор действия в соответствии с поставленной задачей, определение возможной роли в совместной деятельности, структурирование знаний в устной и письменной речи, формирование положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, удивления, желания узнать больше, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, осуществление самоконтроля, коррекции, оценивание своих результатов.
УМК «Английский в фокусе» для 6-го класса состоит из 10 модулей. В каждый модуль входит новый лексический и грамматический материал, диалог по теме, повторение правил чтения, новая страноведческая информация, задания для отработки аудитивных навыков, задания для работы в группе, портфолио, упражнения для подготовки к тестовым заданиям. Рассмотрим принцип «от большего к меньшему» на примере одного модуля: “Safety” (Module 3). Первый шаг: Where do you have to think about safety?: at home, on the road, at school, on the move. Пользуясь приемом «мозговой штурм», обучающиеся отвечают на вопрос учителя. Обсуждаются и записываются все варианты ответов. Второй шаг: класс делится на четырые группы, каждая группа читает и анализирует историю о нашей безопасности (две группы работают с текстами учебника: on the road, on the move; две группы работают с дополнительной литературой. Можно воспользоваться страноведческим текстом в конце учебника “Moscow’s underground palace”). Обучающимся выдается план, в котором отражено, что конкретно они должны найти в прочитанных историях, после чего все данные помещаются в таблицу или в схему ответа. В учебнике дается подробная информация о безопасности на дороге и во время путешествия. Каждая группа делится собранным материалом и предоставляет готовую таблицу или схему каждому обучающемуся класса. Группы можно сделать постоянного состава с целью создания более комфортного рабочего процесса. Часть задания может быть предложена как дифференцированное домашнее задание. Обучающиеся могут пользоваться интернет-ресурсами. Третий шаг: каждая пара получает персональное задание: “A history of a traffic light”, “Cross the road correctly!”, “Some rules of behavior in a car”, “Some rules of behavior in a kitchen”, “Danger! Fire at school”, “The safest way to school”, “Some rules of behavior in the bus”, “Be safe on the road”, “Some rules of behavior on the playground”, “Traffic signs”, “Forms of transport”. Вместе с заданием выдается подробный план, по которому необходимо составить монолог или диалог на заданную тему. Каждая пара выступает перед классом с результатами своего труда. Каждая из работ может быть представлена в виде плаката с советами, буклета стихотворения, презентации по теме, электронного письма, схемы безопасного маршрута домой, видеоролика, хорошо составленного и разыгранного диалога. Обучающиеся оценивают свою работу и работу каждой пары, исправляют ошибки. Можно создать выставку лучших работ. Часть выступлений предлагаем посмотреть на занятиях по внеурочной деятельности. На занятия подобного типа приглашаются родители с целью демонстрации им успехов детей. Четвертый шаг: каждый обучающийся создает и представляет страничку безопасности на дороге, в школе, дома, в общественных местах, в общественном транспорте, на водоеме, в автомобиле. Рекомендуем данную работу выполнять по плану, предложенному учителем, с использованием определенных речевых клише, с определенным количеством слов, что настраивает обучающихся к выполнению в дальнейшем письменной работы ОГЕ и ЭГЭ. По окончании темы создается буклет или презентация безопасности класса. Такой принцип работы с учебным материалом помогает подойти к изучению темы с разных сторон, учит работе с дополнительными источниками информации, самостоятельности и ответственности, умению презентовать результаты своего труда, анализировать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников, проявить лидерские качества при работе в группе. Обучающиеся видят, как они могут применить иностранный язык на практике.
Трудно понять грамматическое правило, если оно оторвано от реальной ситуации общения. В УМК «Английский в фокусе» грамматические явления показаны на реальных примерах использования в речи. Например, работа над темой «Повелительное наклонение» помогает понять правила дорожного движения, правила безопасного поведения в школе, дома, в транспорте, на улице, что делать, если начался пожар, как узнать дорогу, если ты заблудился. Четкие и последовательные инструкции напомнят обучающимся еще раз такие необходимые правила собственной безопасности окружающих; научат правильно объяснять направление движения. Работа над темой «Модальный глагол can» познакомит с дорожными знаками пешеходного и велосипедного движения, напомнит правила поведения в автомобиле и общественном транспорте, на улице. Использование предлогов дается в определенных ситуациях общения, что помогает детям лучше запомнить грамматические правила. Читая историю возникновения светофора, мы повторяем прошедшее время. Красочные иллюстрации, схемы, диалоги, приближенные к реальным ситуациям общения, служат дополнением в объяснении материала. Обучающимся нравится создавать что-то новое. Класс делится на группы и придумывает правила поведения на улице, в школе, дома, во время поездки, в случаях чрезвычайных ситуаций. Полученный результат оформляем в виде плакатов, буклетов, листовок. Обучающиеся представляют свои плакаты классу (можно детям начальной ступени обучения), объясняя значение придуманных правил, отвечая на вопросы других групп.
Большое внимание в УМК уделяется формированию навыков монологической и диалогической речи. Диалоги подобраны строго по теме в соответствии с возрастными интересами школьников: беседа инструктора и начинающего водителя, «Помогите мне найти дорогу», которые учат не только английскому языку, но и напоминают правила этикета. Ролики с такими диалогами полезно записывать, а после давать ученикам прослушать их и оценить самостоятельно. Это помогает проанализировать фонетические и грамматические ошибки, скорость речи, умения организовывать учебное сотрудничество. Тексты по данной теме знакомят со страноведческой информацией: знаменитые спортсмены англоговорящих стран, история лондонского метро, двухэтажных автобусов, такси, история возникновения светофоров. Тексты небольшие по объему, в них много интересной информации, они доступны для понимания, все дотекстовые и послетекстовые упражнения дети выполняют с большим удовольствием. Например, «Закончи предложение», «Заполни карточку гонщика», «Вставь пропущенное слово», «Выбери правильный ответ», «Придумай новое окончание истории». Есть много заданий, где к тексту необходимо подобрать заголовок, подобно тому как обучающиеся это делают при сдаче ОГЕ и ЕГЭ. Необходимо отрабатывать технику чтения на уроках и дома, учиться краткому и подробному пересказу. Работа с текстами эффективнее проходит в группе или паре.
В любой теме есть несколько заданий на аудирование. К учебно-методическому комплекту прилагаются качественные аудиозаписи. Перед тем как прочитать текст, его следует прослушать. В некоторых группах можно прослушать историю несколько раз: первый раз – слушать, второй – слушать и проговаривать вместе с диктором. К некоторым текстам можно составить дотекстовые и послетекстовые упражнения в дополнение к упражнениям учебника: вставить пропущенные слова, подобрать картинку к услышанному тексту, объяснить, почему герои услышанного диалога были расстроены. При выполнении итоговой аттестации по иностранному языку обучающимся предстоит выполнить три задания из раздела «Аудирование». «Первое задание в разделе “Аудирование” проверяет понимание основного содержания прослушанных текстов и относится к базовому уровню» [6]. Второе задание проверяет понимание запрашиваемой информации в прослушанном тексте и относится к заданию повышенного уровня. Третье задание строится на прослушивании интервью, контролирует умение полного понимания прослушанного текста и относится к высокому уровню сложности. УМК «Английский в фокусе» готовит обучающихся к успешному выполнению заданий по аудированию.
После каждой темы в УМК предлагаются письменные задания. Такие задания стоит выполнять разнообразнее: правила поведения на спортивной площадке, правила поведения по дороге домой, правила поведения в школе и дома; придумать свои собственные дорожные знаки и объяснить их значение, придумать плакат об основных правилах движения в нашей стране, рассказать об истории строительства российского метро. Обучающимся очень нравится писать рассказы-толкования: что обозначают известные пословицы, чтобы было бы, если… «давай помечтаем».
В УМК предусмотрено выполнение проектов. Предложенные авторами учебника проекты направлены на разностороннее изучение страноведческого материала, а также на разные интересы обучающихся. Проекты можно предложить выполнить ученикам в электронном виде: в форме презентаций, видеосюжетов, викторин, плейкастов, слайд-шоу или в форме плакатов. Такое разнообразие вариантов выполнения проектов позволяет школьникам самим сделать выбор и выразить свои интересы и способности. Проекты можно выполнять не только в урочной, но и внеурочной деятельности. Использование метода проектов формирует: коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки; умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению; умение добывать и обрабатывать информацию; культуру общения; умение формулировать собственные мысли, а также умение ориентироваться в информационном пространстве. А также метод проектов создает условия для формирования умений и навыков использования современных компьютерных технологий, условия для критического и творческого общения, языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке.
К учебно-методическому комплексу «Английский в фокусе» прилагается электронная форма учебника, которая по структуре, содержанию, художественному оформлению соответствует печатному варианту. Несомненным преимуществом электронной формы учебника является наличие мультимедийных элементов и интерактивных ссылок, расширяющих и дополняющих содержание учебника.
Использование электронной формы учебника хорошо сочетается с интерактивной доской, относящейся к ИКТ-средствам и являющейся на сегодняшний день распространенным средством обучения. «Применение средств интерактивной доски в образовательной деятельности позволяет привлечь внимание обучающихся к процессу обучения на всех этапах современного урока: целеполагания, объяснения нового материала, закрепления нового материала, обобщения и закрепления изученного материала, контроля знаний, тестирования, проверки домашнего задания, рефлексии и динамические паузы» [7]. Используя средства интерактивной доски в сочетании с электронной формой учебника, учитель может создавать творческие уроки, намного эффективнее демонстрировать материал, организовывать работу обучающихся на уроке.
Для оказания методической поддержки учителю, работающему по УМК «Английский в фокусе», на сайте Центра лингвистического образования АО «Издательство “Просвещение”» создан раздел “Teachers' Portfolio” («Портфолио учителя»). Так как этот раздел создан специально для обмена опытом в обучении английскому языку по учебникам «Английский в фокусе», то в нем размещены авторские методические материалы учителей-практиков: технологические карты, презентации, мультимедийные тренажеры. «В мультимедийных тренажерах есть все: наглядность, звук, динамика. Благодаря этим факторам внимание обучающихся удерживается на более долгий срок, улучшается процесс восприятия и запоминания информации» [8]. Мультимедийный тренажер активизирует речевую деятельность обучающихся при погружении в иноязычную среду и мотивирует их на плодотворную дальнейшую работу. Применение мультимедийных тренажеров превращает образовательную деятельность в более быстрый и эффективный процесс освоения знаний, способствует повышению уровня образовательных результатов.
Итак, можно сделать вывод, что УМК «Английский в фокусе» издательства «Просвещение» помогает выполнить работать в соответствии с государственным стандартом, подготовить детей к сдаче экзаменов, повышает творческий потенциал обучающихся.