Full text

В связи с развитием информационных технологий сфера образования помимо очного, заочного и вечернего отделений получила новое направление в своем развитии – дистанционное образование. Оно охватило практически все школы и университеты мира [1–5]. Мы не будем рассматривать плюсы и минусы такого образования в общем, а рассмотрим, с какими успехами и трудностями сталкиваются преподаватели и студенты (ученики) в ходе изучения математики.

Учебный процесс в вузе состоит из следующих этапов:

  1. Лекции.
  2. Практические и/или лабораторные занятия.
  3. Контрольные работы, коллоквиумы, зачеты, экзамены.

В школе пункты 1 и 2 часто соединяются на уроках. Однако все равно мы имеем три составляющие учебного процесса:

  1. Объяснение нового материала.
  2. Решение задач студентами (учениками).
  3. Контроль.

Итак, рассмотрим дистанционное обучение математике.

  1. Объяснение нового материала

Существует много платформ для проведения лекций и вебинаров. В ОмГТУ установлена программа Mirapolis Virtual Room на базе графических планшетных мониторов (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1

 

Количество участников – до 1500. Можно пользоваться презентациями для объяснения нового материала, можно писать ручкой по экрану, задавать вопросы аудитории. Таким образом проходят лекции для студентов и учеников интернет-лицеев ОмГТУ.

Еще одним плюсом дистанционного прочтения лекций является то, что они записаны и их можно смотреть на официальном канале ОмГТУ на YouTube, если что-то для студента или школьника осталось непонятным.

Первые трудности обучения возникают при диалоге. При ответе на вопрос преподавателя студенты (школьники) пользуются чатом, то есть они могут сформулировать текстовый ответ (вопрос), а записать формулу не могут, поскольку у них есть только клавиатура без математических символов, то есть преподавателю получить ответ на заданный вопрос довольно сложно (технически) и, что немаловажно, ждет он его долго.

Конечно, у всех участников есть микрофоны, но если их включить, то появляется фон, который мешает обучению. И словами затруднительно прочесть формулу, если ее не видят все учащиеся.

  1. Решение задач студентами (учениками)

Невозможность видения решения задач обучающимися учителем при такой организации учебного процесса является основным минусом дистанционного образования. Мы предлагаем пользоваться сервисом Google Hangouts.

Это бесплатное программное обеспечение, имеет возможности создания групповых чатов, демонстрации экрана. Кроме этого можно записывать занятия и выставлять их на YouTube.

Иными словами, преподаватель может иметь несколько адресов (чатов), которые использует по своему усмотрению. Один из них может использоваться как доска в планшете-мониторе c помощью (например) Flow! Works от QOMO (рис. 2). Или можно в эту программу (Flow! Works) загрузить презентацию с задачами (на одной странице – одна задача, чтобы на свободном месте можно было задачу решить).

 

 

 

Рис. 2

 

Другой адрес (чат) – задания для студентов (школьников). На рабочем столе открываются задачники, которые можно показывать ученикам с помощью команды «Показать экран» (рис. 3).

 

 

 

Рис. 3

 

И наконец, самое сложное – каждый студент (школьник) должен отдельную веб-камеру (не камеру ноутбука) установить над листом бумаги так, чтобы преподаватель хорошо видел написанное обучающимся. Нужно учитывать то, что Google Hangouts показывает зеркальное изображение (у ученика лист бумаги, на котором он пишет, выдается на экране как зеркальное изображение, у преподавателя – прямое). В качестве веб-камеры может использоваться любой смартфон с предустановленным программным обеспечением и на компьютере, и на смартфоне (рис. 4, 5).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Рис. 5

  1. Контроль

Все виды контроля можно проводить, используя предыдущее. Поскольку преподаватель у себя на экране видит все тетради учеников, то он может, используя свою доску, что-то поправить, какие-то задания зачесть сразу, на какие-то дать дополнительное время для решения. Тут возникает только одна сложность: все экзаменуемые могут видеть тетради друг друга. Поэтому задачи на экзамене должны быть разнообразными.

В случае, если учеников слишком много, можно попросить прислать задания на электронную почту преподавателя.

Дистанционное образование – это удобный и современный способ подачи материала, одним из недостатков которого является пока недостаточно разработанный контроль знаний. Наряду с [6] мы предлагаем свой способ решения указанной задачи.