Введение
На современном этапе в теории обучения и воспитания все больше внимания уделяется личности ребенка, внутренним процессам, вызываемым у него деятельностью, общением и специальным влиянием педагога. Познавательный интерес играет первостепенную роль в становлении личности, характеризуется любознательностью и постоянной жаждой знаний.
Познавательный интерес формируется в первую очередь в ходе реализации учебного процесса. В самой структуре школьного обучения имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов учащихся. Например, постепенный обязательный переход с одной ступени знаний на другую, с низкого уровня овладения познавательными и практическими умениями к более высокому.
Опыт показывает, что у обучаемых прочно хранится в памяти только положительно воспринятый материал. Поэтому учитель для проверки качества своего преподавания может периодически предлагать учащимся письменно изложить содержание одного из уроков, которые проводились, например, в течение месяца. Как ни странно, ученики излагают не последние уроки, а те, которые имели большую эмоциональную окраску для них.
Актуальность формирования познавательного интереса к иностранному языку обусловлена задачами современного образования, направленного на подготовку молодого поколения к активной жизнедеятельности. В последние десятилетия каждому члену общества стало необходимо владение иностранным языком для вхождения в открытое информационное пространство, обеспечения общения, облегчения социализации в рыночной среде. Интерес школьников к обучению является определяющим фактором в ходе овладения знаниями.
С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения главной целью при обучении иностранному языку рассматривается формирование языковой личности, которая способна самостоятельно ставить и реализовывать учебные цели, работать над изучением языка и пополнять свои знания, адекватно оценивать собственные достижения, а также развивать коммуникативную и информационную культуру [1].
Методика преподавания иностранного языка основана на сочетании теории и практики, широком использовании речи на уроках, тщательном отборе языкового материала и создании системы заданий для практики устной и письменной речи. Предполагается свободное владение обучающимися всеми видами речевой деятельности – говорением, аудированием, чтением, письмом – как естественным средством общения с соблюдением языковых и стилистических норм иностранного языка.
Достижение цели напрямую зависит не только от способностей и потребностей школьника, но также от его мотивации и уровня познавательного интереса. Это предопределяет направление деятельности, средства и приемы для достижения цели. К сожалению, можно проследить снижение познавательного интереса к изучению иностранного языка от класса к классу, особенно в среднем звене. Психологи объясняют данный феномен тем, что для подросткового возраста характерны элементы «взрослости», которые имеют тенденцию проявляться в разной форме: в стремлении к самостоятельности, в отказе от помощи, в неудовлетворении контролем над выполнением работ. Также на снижение познавательного интереса влияют пробелы, допущенные на начальной ступени обучения. Зачастую выпускники начальной школы не обладают достаточно сформированной иноязычной коммуникативной компетенцией: плохо владеют основами грамматики, не умеют читать и писать на иностранном языке и т. д. Но основополагающей причиной представляется отсутствие грамотно разработанной методики поддержания и развития мотивации к изучению иностранного языка, недостаточный учет со стороны учителя психологических закономерностей развития мотивации и возрастных особенностей обучающихся на отдельных этапах обучения.
Очевидно, учение – это познание. Учитель не может заставить познавать, но имеет возможность заинтересовать учащихся, тем самым зародив в них желание познать предмет. Поэтому проблема стимулирования познавательного интереса является актуальной и ключевой на всех этапах обучения иностранному языку. Интерес стимулирует желание изучать и познавать, а следовательно, гарантирует прочность знаний.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Проблема познавательного интереса в обучении выступала объектом множества исследований как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении всей истории развития педагогической мысли.
Во времена гуманизма педагогика выдвинула на первый план идею об учете интересов детей. Известный чешский педагог Я. А. Коменский в «Великой дидактике» утверждал, что обучение должно быть «сокращенным, приятным и основательным», что способы обучения должны доставлять детям «больше досуга, радостей и прочного успеха», чтобы «воспламенять в мальчике жажду знания, пылкое усердие к учению». Хороший ученик, по мнению Я. А. Коменского, не будет избегать трудиться, а, наоборот, будет стремиться к труду, не боясь напряжения и усилий, будет желать учиться, подражая учителям и соревнуясь с товарищами [2].
Ж.-Ж. Руссо в книге «Эмиль, или О воспитании» писал: «Непосредственный интерес – вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко». Швейцарский философ призывал развивать у ребенка пытливость, любознательность и самостоятельность, чему должен способствовать исследовательский метод познания, овладения умениями и навыками [3]. Также диалектику интереса и способностей изучал его современник К. А. Гельвеций. В трактате «Об уме, человеческих способностях и воспитании» он писал: «Различные способности человека – это клавиши органа, а интерес – руки органиста. Интерес создает мелодию, мелодию жизни» [4]. Французский философ определял интерес как мотив деятельности, который имеет чувственную основу. Данная проблема нашла отражение и в работах швейцарского педагога И. Г. Песталоцци, который отмечал, что школа должна развивать «ум, сердце и руки» детей, опираясь при этом на стойкий познавательный интерес [5]. Позднее немецкий педагог и психолог И. Ф. Гербарт описывал «интерес» как «активность, участие, внимание» и выделял его в качестве цели обучения [6].
В отечественной науке познавательный интерес рассматривали как важное средство воспитания и обучения. Основоположник научной педагогики в России К. Д. Ушинский понимал учение как серьезный труд, который необходимо облегчить интересом. Учителю следует делать учение привлекательным, сохраняя характер серьезного труда, который требует напряжения и усилий. Интерес, согласно К. Д. Ушинскому, выступает не только средством эффективного обучения, но и важнейшим стимулом нравственного воспитания. Лишь стремление к полезному и нравственному поддерживает в человеке чувство собственного достоинства [7].
Заслуженный деятель науки РФ И. А. Зимняя также подчеркивала очевидную роль такого компонента учебной деятельности, как мотивация, и утверждала, что, не испытывая интереса к предмету, учащийся не станет заниматься усердно [8]. Мотивация определяет, стимулирует, побуждает человека к деятельности. Ученые А. К. Маркова, Т. А. Матис и О. Б. Орлов в работе «Формирование мотивации учения» поддерживали данную идею: «Формирование интереса можно связать с мотивацией, ведь она выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности» [9].
В отечественной педагогике и психологии интерес имеет различные определения. Н. Ф. Добрынин понимает интерес как избирательную направленность внимания человека [10]. По мнению С. Л. Рубинштейна, это реализация умственной и эмоциональной активности [11]. М. В. Демин называет интерес «ведущим побудителем деятельности человека. Через интерес мы проникаем в процессы взаимодействия субъекта и объекта, в механизмы деятельности и рассматриваем ее изнутри» [12]. Н. А. Менчинская полагает, что наличие интересов у учащихся свидетельствует об уровне их общего развития [13].
Несмотря на очевидные расхождения, вышеперечисленные трактовки имеют общность аспектов, которые определяют познавательный интерес как избирательную направленность человека на объекты и явления окружающей действительности; это побудитель активности человека, под влиянием которого деятельность становится увлекательной и продуктивной.
Важное дополнение сделала Г. И. Щукина, которая в 1969 году защитила докторскую диссертацию на тему «Познавательный интерес как педагогическая проблема». Согласно ее исследованию, познавательный интерес формируется в процессе жизнедеятельности человека под воздействием определенных социальных условий, но не присущ человеку с рождения [14].
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что к обучению учеников побуждают три основных мотива.
Во-первых, интерес к предмету, когда учащийся испытывает удовольствие от самого образовательного процесса. Высшая степень интереса – увлечение. У увлеченного ученика учебные занятия вызывают сильные положительные эмоции, а их отсутствие воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность, когда учащийся понимает необходимость учения и заставляет себя учиться даже при отсутствии интереса.
В-третьих, принуждение, когда ребенка вынуждают учиться родители и учителя. Зачастую принуждение сопровождается страхом наказания или, наоборот, стремлением получить награду. Однако принуждение не приводит к положительным результатам в большинстве случаев.
Эффективное обучение представляет собой взаимодействие учителя и учеников, основанное на взаимных интересах и доверии. Анализируя психологические проблемы развития детей, Л. С. Выготский писал, что способность решать учебные задачи самостоятельно свидетельствует о наличии усвоенных знаний и умений. Но педагог должен способствовать дальнейшему развитию ребенка, предлагая новые, более сложные задачи, которые ученик может решить с чьей-либо помощью. Возникающие затруднения благодаря сотрудничеству преодолеваются быстрее, потому что ученик следует примеру и указаниям учителя [15]. Это оптимальное условие для учебно-воспитательного процесса, поскольку за учителем сохраняется роль наставника, а ученику предоставляется возможность действовать самостоятельно.
Психологами также установлено, что эмоционально насыщенный материал запоминается лучше, чем нейтральный. С. Л. Рубинштейн утверждал, что оптимальное решение вопроса об эмоционально стимулированной и рационально обоснованной установками учебной деятельности – это способ, позволяющий использовать обе установки в тесном единстве для любого возраста и на любой ступени обучения. Для этого необходимо не вызывать эмоциональность различными средствами извне, а насыщать учащихся объективно значимым материалом изнутри [16]. Для этих целей важно создавать на уроках проблемные ситуации, провоцирующие эмоциональный отклик обучающихся: любопытство и любознательность, сомнение и уверенность, удивление.
Большое значение в процессе формирования интереса к предмету имеет субъективное восприятие школьниками важности приобретаемых знаний. Зачастую современные подростки не понимают практической ценности знания иностранного языка. Когда учащийся не заинтересован в предмете, добиться успеха будет сложно или даже невозможно. Одним из ключевых факторов формирования интереса к изучению иностранного языка в школе является личность учителя и степень его мастерства преподать предмет интересно.
Снижение интереса к изучению иностранного языка объясняется и тем, что в учебном процессе почти не используется такой фактор, как практическое использование полученных знаний. Г. В. Рогова отмечает, что дети в начальной школе не осознают важность владения иностранным языком. Задача учителя – объяснить, какую значимую роль играет знание языка для современного образованного человека, а также стимулировать желание изучать язык. Ученики должны осознать, что изучаемый ими язык – это средство коммуникации и получения информации [17].
Данная проблема может быть решена путем внедрения современных образовательных технологий и нетрадиционных форм обучения, проанализированных далее.
Методологическая база исследования
Методологическую базу исследования составляют научно-практические труды отечественных и зарубежных педагогов.
В сфере обучения иностранному языку психолого-педагогические основы мотивации описаны в работах А. А. Алхазишвили [18], И. А. Зимней [19], А. А. Леонтьева [20], Н. М. Симоновой [21] и др. Лингвокультурологический подход в обучении иностранному языку подробно изучен в трудах В. В. Воробьева [22], М. К. Денисова [23] и В. В. Сафоновой [24].
Данная статья основана на использовании комплекса следующих теоретических и эмпирических методов:
- анализ научно-методической литературы для изучения различных точек зрения по теме исследования и осмысления практического опыта;
- синтез, систематизация и обобщение передового педагогического опыта по данной теме;
- беседа (с учителями, обучающимися);
- анкетирование, опрос;
- наблюдение.
Основными методами стимулирования познавательного процесса при обучении иностранным языкам в школе считаем:
- коммуникативный метод;
- метод проектов;
- интерактивные методики обучения («мозговой штурм», деловые и ролевые игры, дебаты, использование кейс-технологий, круглый стол, игры);
- технология сотрудничества;
- использование цифровых технологий.
Нельзя не согласиться с мнением Э. Я. Соколовой [25], что использование интернет-технологий с целью стимулирования мотивации к обучению иностранному языку заинтересовало методистов по всему миру. Аспекты компьютеризации и информатизации обучения разрабатывали В. П. Беспалько [26], Е. С. Полат [27], Н. Ф. Талызина [28], А. В. Хуторской [29] и др.
Американский ученый Девид Кристал в своей работе «Язык и Интернет» доказывает целесообразность использования интернет-технологий в преподавании иностранных языков. Он утверждает, что общение онлайн необходимо для совершенствования языкового изучения. Это значительно увеличивает мотивацию к изучению живого языка. Веб-ресурсы также создают благоприятные условия для обучения письменной речи, поскольку сетевые ресурсы предоставляют адресатов для письменного общения [30].
Теоретическая значимость данной работы заключается в раскрытии сущности методов повышения познавательного интереса к урокам иностранного языка, а также в определении актуальности рассматриваемой проблемы. Практическая значимость проявляется в возможности использования основных результатов работы на уроках в школе.
Результаты исследования
Зачастую учителя сталкиваются с непредсказуемыми формами поведения обучающихся, при которых традиционные методы воздействия перестают работать и вызывают сопротивление. В подобных ситуациях оказалась действенна прежде всего педагогика сотрудничества – общение учителя со своими учениками, представляющее собой цепочку взаимосвязанных и взаимообусловленных контактов, осуществляемых в различных формах и обстоятельствах.
Любой урок включает в себя фазы установки на выполнение работы, ориентировки в её условиях, исполнения и контроля (самоконтроля). Каждой фазе общения соответствуют определённые действия учителя и учеников. Результат обучения иностранному языку зависит от степени их согласованности.
Подготовка урока иностранного языка для стимулирования познавательного интереса осуществляется таким образом: 1) определить тему, цель и задачи урока; 2) отобрать учебный материал; 3) подготовить задания для групповой работы, раздаточный материал; 4) продумать вопрос расстановки мебели в аудитории, комплектования групп, наметить внутригрупповые роли; 5) выделить этапы урока для групповой работы, продумать способы ее внедрения в общую структуру урока, определить продолжительность; 6) разработать критерии оценивания.
На уроках члены групп одновременно приобретают знания и учатся работать сообща. Учитель настраивает их на доверие, открытость, понимание и поддержку друг друга. Участники группы понимают, что являются единой командой, они либо вместе победят, либо вместе потерпят поражение. Взаимное уважение позволяет учащимся радоваться общим удачам и успехам. Возможные конфликты разрешаются конструктивным способом. Если ребенок не участвует в общем труде, требуется создать условия для появления и усиления взаимозависимости. Например, разделить задание на составные части или ставить оценку в зависимости от вклада каждого. Другой способ заставить детей взаимодействовать – ограничить количество предметов для выполнения задания: при наличии в группе одной ручки или экземпляра перечня ответов работать в одиночестве невозможно.
Финальная стадия работы над заданием – обсуждение результатов. Достижения обучающихся во многом зависят от того, может ли группа критически оценить процесс выполнения и организацию задания. Также успешное сотрудничество требует строгой дисциплины, соблюдения требований и правил.
Для воспитания у учеников чувства личной ответственности учителю следует организовывать малочисленные группы – 3–5 человек. Знания каждого проверяются в индивидуальном порядке. Полезно проводить и устные опросы, во время которых ученик рассказывает о работе своей группы перед классом. Учитель наблюдает за работой, фиксируя случаи участия каждого ученика в общем труде.
Для организации сотрудничества также необходимо сформировать систему позитивной взаимозависимости поощрений: празднование общего успеха (вся группа оценивается не ниже определенного критерия), добавление баллов к оценкам, освобождение от домашнего задания, присвоение группе звания (например, «отличная») за коллективные усилия и т. п.
Также для формирования познавательного интереса предлагаем метод проектов, который разработала Е. С. Полат [31]. Благодаря позитивной взаимозависимости обучающиеся осознают, что результат их работы зависит от того, как они справятся с коллективным заданием. Участники группы понимают, что являются не просто индивидуумами, но и членами коллектива, единой команды, и то, что идет на пользу одному и способствует его успехам в изучении иностранного языка, идет на пользу и способствует успехам других членов группы. Симпатия и взаимное уважение позволяют учащимся радоваться общим удачам и успехам друг друга не меньше своих собственных. Проектный метод позволяет учащимся применить накопленные знания, включаться в исследовательскую и поисковую деятельность, использовать современные технологии для сбора и обработки информации.
Кроме того, чтобы повысить интерес и познавательную активность учащихся, использовались игровые приемы. Игры не только являются одним из способов формирования познавательного интереса, но и позволяют бороться с неуверенностью, повышают активность и желание общаться на иностранном языке. На уроках можно использовать разные виды игр: грамматические, орфографические, лексические и фонетические. Чтение текстов, диалогов вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, расширяет представления об окружающем мире и словарный запас учеников. Фонетические игры отрабатывают звуки в непринужденной форме, способствуют формированию речевых навыков (загадки, игры-имитации, “Hear the difference”, “Sound off” и др.); лексические – позволяют расширить словарный запас, освоить орфографию («Закончи фразу», «Снежный ком», «Своя игра», «Поле чудес» и др.); грамматические – направлены на закрепление грамматических конструкций (“What’s missing?”, «Лото», “Questions”, “There is…” и др.).
Одним из лучших способов организации активного общения на уроке считается деловая, или ситуативно-ролевая, игра. Она может быть представлена в виде пресс-конференции, симпозиума, консультации. В игре, задаваемой и организуемой учителем, ученики имитируют некоторые профессиональные функции взрослых. В игре воспроизводится деятельность и отношения, которые могут гипотетически возникнуть в реальных жизненных ситуациях.
На уроке иностранного языка в условиях неязыковой среды следует уделять значительное внимание постановке произносительных навыков. Формирование элементарных речевых навыков происходит во время фонетической зарядки. В зависимости от методической задачи она может быть представлена в начале урока, а также при введении, закреплении и тренировке лексического и грамматического материала. Например, песенный материал может выступить в качестве релаксанта в середине или в конце урока, когда необходимо снять напряжение и восстановить работоспособность учащихся. Использование песни на уроке не только имеет развивающее значение, но и помогает обеспечить языковую атмосферу, психологический комфорт, развитие творческих способностей учащихся.
Учителя должны на каждом уроке стараться задействовать как можно больше путей подачи информации для лучшего усвоения материала. Крайне важно использовать именно наглядные материалы, так как количество учащихся с визуальной памятью всегда превалирует. Это могут быть видеоролики, презентации с красочными слайдами, схемы. Удобно использовать кубики, флеш-карты, причем на любом этапе урока: на стадии презентации новой лексики, отработки или повторения.
Беседы с учителями и учащимися помогли выяснить, что важный стимул, побуждающий познавательный интерес, – это новизна содержания учебного материала. При ознакомлении с новым материалом учащиеся познают новые понятия, выявляют новые свойства и закономерности, находят иные способы действий. У некоторых учеников сам факт познавания неизвестного вызывает интерес. У других детей изучаемый материал только тогда вызывает интерес, когда его содержание смогло удивить, поразить, озадачить. Однако был выявлен недостаток данного стимула в том, что он не может быть постоянным и единственным, поскольку после изучения нового материала следует целая серия уроков, рассматривающих единое содержание для закрепления или углубления.
Распространение глобальной сети Интернет и компьютерных технологий открывает перед учителем иностранного языка и учащимися широкую платформу для совершенствования учебного процесса. Для современного поколения Интернет, помимо развлечения, является одним из способов доступа к информации. Этим можно пользоваться для расширения сферы и пробуждения у ребят познавательных интересов. Поэтому сегодня учитель должен быть особенно эрудирован, обязательно должен владеть компьютерными технологиями, умело использовать Интернет в учебной и внеурочной деятельности. Учитель должен воспитывать у школьников культуру общения с техникой, обучать поиску полезной информации в Сети, умению анализировать, обобщать, делать выводы. В результате будут расширяться способности учащихся использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций.
Наличие лингафонного класса предоставляет возможность вырабатывать и практиковать умения и навыки устной речи через корректное произношение звуков, правильную интонацию, ритм. Технические средства используются для интенсификации учебного процесса.
Помимо вышеупомянутого нетрадиционные уроки, имеющие главной целью возбуждение и удержание интереса учащихся, являются отличным способом повышения эффективности обучения. Они способствуют более полному осуществлению образовательной, развивающей и воспитательной целей обучения. Это могут быть следующие формы построения учебно-воспитательного процесса:
- урок-игра;
- урок-путешествие;
- урок-диспут;
- урок-викторина;
- видеоурок;
- урок-конференция;
- урок-рассуждение;
- урок-экскурсия и др.
Для выявления наиболее эффективных способов стимулирования познавательного интереса на уроках иностранного языка было проведено исследование на базе МОУ Коломенская СОШ, г. о. Коломна. Исследовательский материал включал анкетирование и опрос учащихся, входящую и промежуточную аттестации по данному предмету.
Поскольку уже не первый год активно обсуждается вопрос о введении обязательного ОГЭ по иностранному языку с 2020 года, мы посчитали целесообразным провести исследование на учениках именно 8-го класса, которые, весьма вероятно, окажутся первооткрывателями в обязательной сдаче ОГЭ по иностранному языку.
Исследование состояло из трех этапов. Первый этап включал в себя определение уровня познавательного интереса к изучению иностранного языка в одной из групп 8-го класса, состоящей из 12 человек. С этой целью было проведено анкетирование обучающихся в сентябре 2018 года.
Анкета для оценки уровня познавательного интереса учащихся
к иностранному языку
№ |
Вопросы |
Варианты ответа |
Баллы |
1 |
Нравится ли Вам изучать иностранный язык? |
А) очень нравится Б) вполне нравится В) вовсе нет |
3 1 0 |
2 |
Занимаетесь ли Вы иностранным языком вне школы? |
А) хожу на дополнительные занятия Б) занимаюсь дома самостоятельно В) нет |
3 1 0 |
3 |
Сколько времени Вы тратите на подготовку домашнего задания по иностранному языку? |
А) 1 час Б) 2–2,5 часа В) 3 часа и более |
3 1 0 |
4 |
Знаете ли Вы каких-либо зарубежных авторов? |
А) многих Б) некоторых В) почти никого |
3 1 0 |
5 |
Общались ли Вы с носителями изучаемого языка? |
А) да, очень часто Б) время от времени В) один раз/никогда |
3 1 0 |
6 |
Хотели бы Вы посетить страну изучаемого языка? |
А) очень хочу Б) не отказался/лась бы В) нет |
3 1 0 |
7 |
Есть ли у Вас иностранные друзья по переписке? |
А) да, много Б) один-два В) нет |
3 1 0 |
8 |
Хотели бы Вы связать свою профессию с иностранным языком? |
А) да Б) пока не знаю В) нет |
3 1 0 |
Обработка результатов:
20–24 балла – высокий уровень познавательного интереса к предмету (17% обучающихся).
16–19 баллов – средний уровень познавательного интереса (8%).
11–15 баллов – положительное отношение к предмету, но без особого интереса (50%).
7–10 баллов – низкая мотивация к изучению иностранного языка (25%).
0–6 баллов – негативное отношение к предмету (0%).
Таким образом, выяснилось, что у большинства обучающихся третий уровень познавательного интереса к иностранному языку. Они не имеют негативного отношения к предмету, но он не вызывает у них особого интереса.
В качестве второго этапа на протяжении двух учебных триместров (с сентября 2018 года по февраль 2019 года) на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности по предмету в исследуемом классе активно применялись предложенные ранее приемы повышения познавательного интереса. Помимо этого была проведена входящая (19.09.2018) и промежуточная (21.01.2019) аттестации. Сравнительный анализ данных работ показал, что качество знаний по предмету (процент получивших оценки «5» и «4») повысилось на 16%: с 67 до 83%. При этом с заданиями справились 100% обучающихся (процент правильно выполнивших не менее 50% заданий).
На заключительном, третьем, этапе для определения степени повышения познавательного интереса учащихся в конце февраля 2019 года было предложено повторное анкетирование и опрос, представленный ниже.
Ответы учащихся при повторном анкетировании подверглись количественному и качественному анализу, и были получены следующие результаты. На этот раз у большинства учащихся первый (25%) и второй (42%) уровни познавательного интереса. У многих появилось желание дополнительно заниматься по предмету, что реализуется в виде внеурочной деятельности и индивидуальных занятий. Некоторые завели иностранных друзей по переписке через социальные сети. Также учащиеся стали активно и продуктивно принимать участие в конкурсах творческого и интеллектуального характера, конференциях, олимпиадах (занимая призовые места на муниципальном уровне).
Помимо этого был проведен опрос школьников следующего характера:
1) Какая форма урока иностранного языка Вам наиболее интересна (традиционный урок, урок-игра, урок-путешествие и т. п.)?
2) В какой форме Вы лучше всего понимаете и запоминаете материал (таблицы, схемы, флеш-карты, видеоролики и т. п.)?
3) На уроке иностранного языка Вам нравится... (работа в группе, проектная работа, «мозговой штурм», ролевая игра и т. п.)?
4) Если бы Вы были учителем иностранного языка, какие формы уроков Вы бы использовали чаще? Почему?
В результате проведенного опроса подтвердилось, что используемые приемы стимулирования познавательного интереса могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто в ответах выделялись уроки в форме игры, путешествия, экскурсии, викторины. Отмечалось также положительное отношение к проведению ролевых игр, методу проектов и работе в команде в целом, которое сами ученики объясняли возможностью проявить свои способности, лучше узнать друг друга, снизить неуверенность. Кроме того, ответы учащихся подтвердили, что в целях стимулирования познавательного интереса к учебному предмету и конкретному изучаемому материалу уместно использовать разнообразные игры, интернет-технологии, видеоролики, презентации, флеш-карты – средства обучения, создающие интерактивность, общение на уроке, вызывающие эмоции, притягивающие внимание.
Заключение
Разработка проблемы стимулирования познавательного интереса обусловлена задачами современного образования, направленного на подготовку молодого поколения к активной жизнедеятельности. Анализ литературы показывает, что познавательный интерес следует считать одним из основных стимулов обучения. Однако это не подразумевает замену сложной учебной деятельности развлекательными приемами для облегчения деятельности учащихся. Использование интереса необходимо для обогащения сложного процесса – учения.
К сожалению, многие учителя недооценивают важность познавательного интереса, не включают развитие познавательного интереса в число основных педагогических задач, не ведут систематической, целенаправленной работы для его стимулирования. При отсутствии интереса значительно снижается качество обучения, ученик быстро забывает приобретенные знания, умения и навыки. Поэтому для успешного обучения учащихся прежде всего необходимо вызвать у них познавательный интерес к овладению иностранным языком.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что использование нетрадиционных уроков, интернет-технологий, технологии сотрудничества, метода проектов может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной деятельности каждого ученика и повышения качества обучения. Основные результаты нашей работы послужат полезным материалом для организации и проведения уроков иностранного языка.