Введение
Становление рыночной экономики и правового государства увеличивает меру свободы и ответственности человека за собственное благополучие и благополучие общества. Требуются инициативные, творческие и ответственные граждане. Важнейшим средством для реализации данных задач является индивидуализация образования, предоставление учащимся возможности выбора собственной траектории развития. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт предоставляют возможность школам строить образовательный процесс на основе индивидуальных учебных планов, сформированных обучающимися, которым предлагается осуществить осознанный выбор предметов и уровней их изучения. Вместе с тем отмечается недостаточность организационно-педагогических условий, в том числе остаются открытыми вопросы: как вводить в образовательный процесс обучение на основе индивидуальных учебных планов, вести электронные журналы в условиях реализации индивидуальных учебных планов? Данная проблема и обусловила тему и цель данной статьи.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Необходимость учета в обучении индивидуальных особенностей учащихся, как физиологических, так и умственных, предлагает ещё психологический словарь 1983 года издания под редакцией В. В. Давыдова и др. [1] Современный период развития образования требует переосмысления организации образования, его ориентации на индивидуализацию. В ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» понятие «индивидуальный учебный план» включено в ст. 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе»: «Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» [2].
Для актуализации введения индивидуальных учебных планов нам необходимо также рассмотреть концепции, раскрывающие понятия «индивидуальность», «личность». В своих трудах Б. Г. Ананьев уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности [3]. А. Г. Асмолов рассматривает индивидные свойства человека, их разнообразие и развитие, увеличение вариативности в условиях социального образа жизни [4]. Изучение трудов А. Н. Леонтьева помогло нам сделать следующие выводы: если в качестве индивида человек представляет собой природно обусловленные признаки, то его преобразование в личность происходит в процессе деятельности [5]. Д. А. Леонтьев подчеркивает, что личность – это человек, выступающий как автономный носитель и субъект конкретных исторически сложившихся человеческих форм деятельностного отношения к труду [6]. Таким образом, результатом деятельности является система субъектности: способность обеспечить постановку и реализацию целей. В процессе становления субъектности важнейшая роль отведена самоактуализации. К. Р. Роджерс отмечает, что она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма [7]. В работах Г. Олпорта интересно то, что он ставит в один ряд с такими терминами, как интерес, предрасположенность, ожидание, направленность, такие как планирование, решение проблем [8]. В становлении субъектности особое внимание следует уделить такому важному вопросу, как выбор, – данную позицию раскрывает в своих работах А. Маслоу [9]. Большое внимание личности и ее развитию в своих работах уделяет А. Валлон [10]. Вслед за ним В. В. Давыдов считает, что в основу развития личности должна быть положена периодизация развития, но основанием и движущей силой развития личности является деятельность, которая детерминирует его развитие, а личность, все более индивидуализируясь, сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие [11]. Поэтому в обучении должен быть осуществлен системно-деятельностный подход, который предполагает в первую очередь индивидуализацию образования. Согласно концепции С. Л. Рубинштейна, «то, что в качестве предмета как потенциальной цели поведения побуждает человека к действию, должно иметь личностное значение» [12]. По мнению М. Вебера, также мотив и действие имеют место только при наличии субъективного смысла [13].
Следовательно, индивидуализация является в настоящее время приоритетной целью педагогики. Педагогическое значение индивидуализации обусловлено спецификой науки, определяющей педагогическую деятельность как сферу субъектного взаимодействия. Авторы Российской педагогической энциклопедии (1993) акцентируют внимание на том, что индивидуализация – это организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся [14]. Необходимо отметить, что индивидуализация образования рассматривается в настоящее время и на уровне профессионального образования. Например, А. Г. Перова и Р. С. Семенова полагают, что образовательный процесс в высшей школе можно строить на основе индивидуальных образовательных траекторий студентов [15]. В русле данной точки зрения высказывается Х. Б. Тухтахужаев, отмечая здоровьесберегающий аспект индивидуализации образования [16]. Мы также в своих работах отмечали необходимость простраивания субъект-субъектного отношения между студентами и преподавателями [17]. В логике нашей статьи рассмотрим возможности организации индивидуализации в условиях общего образования. К. В. Демидова рассматривает индивидуализацию образовательного процесса в школе как организацию индивидуальной учебной работы учащихся [18]. По мнению И. Э. Унт [19], индивидуализацию можно рассматривать с точки зрению процесса обучения, содержания образования, построения школьной системы. Первая из них касается отбора форм, методов и приемов обучения, вторая – создания учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся, третья – формирования различных типов школ и классов. Т. М. Ковалева отмечает, что в федеральном государственном стандарте линия индивидуализации становится базовой, необходимо создать все условия для реализации индивидуальных учебных планов обучающихся [20].
Таким образом, мы приходим к выводу, что в основу индивидуализации обучения может быть положена организация учебного процесса на основе индивидуальных учебных планов. Выбирая различные сочетания предметов, уровней их изучения, методы учения и даже персоналии учителей, учитывая нормативы учебного времени, установленные СанПиНами, каждый ученик старшей школы вправе формировать собственный учебный план, не выходя за рамки 37 часов в неделю. Такой подход предоставляет образовательному учреждению широкие возможности организации одного или нескольких профилей, а учащимся – выбор профильных и элективных курсов, которые в совокупности и составят его индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации [21].
Методологическая база исследования
В основу методологической базы исследования легли:
1) научно-теоретический подход, заключающийся в изучении и анализе литературы по данной проблематике;
2) индивидуальный подход к обучению. Теоретической основой индивидуализации обучения является концепция Л. С. Выготского об общественно-историческом происхождении психических функций, одним из положений которой является признание ведущей роли обучения в онтогенезе человека: обучение учитывает общие закономерности развития, опережает его и ведет за собой [22]. В данном контексте большое значение имеет теория периодизации детского развития детей Д. Б. Эльконина [23]. Теория деятельности А. Н. Леонтьева раскрывает становление субъектности в процессе деятельности [24]. Становление субъектности учащихся может быть обеспечено в русле концепции личностно ориентированного обучения. Например, И. С. Якиманская исходит из следующих положений: образовательный процесс на всех уровнях обучения должен строиться не только на основании одних целей и принципов, но и ценностей, школа должна создавать условия для развития личности ребенка, каждый ученик должен развить свои уникальные способности [25]. Идеи дифференциации и индивидуализации обучения представляет И. Э. Унт: главной идеей дифференциации обучения является учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся [26]. Основной функцией образовательного процесса, по мнению Е. С. Рабунского, должна стать организация индивидуального познания и индивидуального развития [27]. Основы организации процесса обучения с учетом индивидуальных учебных планов раскрывает С. В. Воробьева [28]. Понятия индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблемы их проектирования раскрывает в своих трудах Ю. Н. Логинова [29];
3) теория управления. Идею, что управлять качеством образования необходимо по результатам деятельности, обосновывает П. И. Третьяков [30]. Е. А. Ямбург управляет созданием и развитием системы образования, учитывающей и развивающей личность учащегося [31]. Практика управления современной школой представлена Н. В. Немовой, которая раскрывает особенности проектирования и планирования введения инноваций [32].
Результаты исследования
Построение индивидуального учебного плана включает, как и все инновации, следующие этапы:
1) подготовительный,
2) организационный,
3) основной,
4) аналитический.
Подготовительный этап включает в себя следующие шаги:
- Анализ результатов деятельности школы.
- Предоставление учащимся выбора предметов (кроме обязательных), уровней их изучения, занятий внеурочной деятельности.
- Анализ имеющихся условий по обеспечению выбора учащихся (кадровых, информационных, материально-технических, нормативно-правовых и других).
- Планирование деятельности по устранению дефицитов обеспечения обучения на основе индивидуальных учебных планов.
Анализ результатов деятельности школы целесообразно рассматривать с позиции показателя качества подготовки выпускников. При недостаточном уровне показателя данный анализ может послужить актуализацией организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов в старшей школе. Затем необходимо предоставить учащимся 9-х классов право выбора уровня изучения в будущем году обязательных предметов, предметов по выбору, элективных курсов и курсов внеурочной деятельности. Следующим шагом является анализ имеющихся кадровых, учебно-методических, организационных, материально-технических, финансовых, нормативно-правовых условий обеспечения выбора учащихся. Логическим продолжением данного этапа является планирование деятельности по устранению дефицитов обеспечения свободного выбора учащихся: дифференциация содержания программ на базовом и профильном уровнях, введение изменений в устав школы, разработка положений, подбор и расстановка кадров (повышение квалификации, профессиональная переподготовка), создание образовательных сетей (при необходимости), заключение договоров с субъектами сети, создание сетевой системы оценки качества образования и другое.
Организационный. Данный этап становится возможен в результате реализации основных мероприятий плана, уже школа предлагает учащимся своеобразный прайс-лист с перечнем предметов (занятий), возможными уровнями их изучения, прописывается форма обучения, методы, Ф. И. О. учителя. Учащиеся с родителями осуществляют свой выбор, учитывая рекомендации учителей. Таким образом, происходит формирование индивидуальных учебных планов, формируются динамические группы, составляется нелинейное расписание, вводятся изменения в основную образовательную программу школы.
Основной этап включает реализацию индивидуальных учебных планов, мониторинг качества обучения и эффективности индивидуальных учебных планов. Кроме этого возможны корректировки индивидуальных учебных планов детей по их желанию и возможностям. При реализации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов учащийся попадает в новую социальную ситуацию, в которой он лишается поддержки постоянной привычной социальной группы – класса, образовательный процесс происходит в динамических группах, состав которых меняется, вследствие чего могут наблюдаться такие состояния, как снижение самооценки, рост тревожности, проявление агрессивности и ригидности. Система оценки качества образования старшей школы должна включать в себя, кроме оценки уровня развития универсальных учебных действий, личностных качеств и сформированности предметных компетентностей, процедуры оценки психологических состояний старшеклассников. В этом могут помочь такие методики, как «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера», адаптированная Ю. Л. Ханиным, методика Тейлора, методика Л. Д. Малковой «ШАС», опросник MBI, методика «Прогноз», методика диагностики состояния агрессии А. Басс – А. Дарки и др.
На данном этапе должна произойти адаптация индивидуальных учебных планов к электронной образовательной среде. В логике нашей статьи особое внимание уделим изменению стандартного учебного плана на индивидуальный учебный план в автоматизированной информационной системе (АИС):
1. Назначение предельной нагрузки по индивидуальным учебным планам (ИУП). Для этого осуществляется выбор «Планирование» – «Нагрузка» и набирается количество часов по параллелям.
2. Выбор типа учебного плана. Для этого необходимо зайти на страничку каждого класса и изменить тип учебного плана на «индивидуальный».
3. Введение модели учебного плана для формирования индивидуального учебного плана. Выбирается «Планирование» – «Индивидуальный учебный план», добавляется учебная нагрузка по предметам при помощи нажатия на кнопку «Добавить нагрузку».
4. Создание подгруппы по предметам: нажать на кнопку «Планирование» – «Предметы» – создание подгрупп для всех классов по всем предметам. Например, «Иностранный (английский) язык 2А 1гр», «Иностранный (английский) язык 2А 2гр», «Иностранный (английский) язык 2Б 1гр», «Иностранный (английский) язык 2Б 2гр» и т. д.
5. Добавление предметов по учебному плану. Для того чтобы назначить учебные предметы и учителей по всем классам, нужно зайти на «Обучение» – «Предметы» и добавить предметы по учебному плану, затем идет назначение учителей и проставление системы оценивания.
6. Выбор учеников по подгруппам. Выбрать «Обучение» – «Подгруппы» и проставить галочки напротив фамилий учеников по подгруппам. Повторить операцию для каждого предмета и класса по всем предметам.
7. Составление расписания. Для составления расписания выбрать «Расписание» – «Составить расписание». Идет выбор класса, предмета, группы, периода.
8. После того как проделаны все шаги, появится классный журнал, где можно уже добавить календарно-тематический план.
Итак, индивидуальный учебный план возможно адаптировать к электронной образовательной среде.
Аналитический. На данном этапе происходит осуществление обратной связи, корректировка и планирование деятельности; оценка эффективности и качества предоставления образовательных услуг на основе индивидуальных учебных планов. Одним из основных показателей качества и эффективности предоставления образовательных услуг может служить уровень удовлетворенности сделанным выбором учащихся и их родителей. Также показателями качества предоставления услуг в русле индивидуализации образования могут служить:
- удовлетворенность родителей и учащихся спектром предложений образовательной организации: предметов по выбору, уровней их изучения, количества элективных курсов, технологий и форм обучения, занятий внеурочной деятельности; предоставленными ресурсами и др.;
- образовательные результаты (академическая успеваемость, развитие универсальных учебных действий, личностных качеств, в том числе внутренней мотивации, осознанности выбора и др.; направление послешкольного образования);
- развитие профессиональных компетенций преподавателей;
- расширение ресурсов обеспечения образовательного процесса (в том числе за счет создания сетей).
Заключение
Приведенный анализ источников доказывает актуальность организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов. Важно вводить инновацию системно, например, основание планирования деятельности школы должно исходить из позиции обеспечения образовательных потребностей обучающихся. Обучение по индивидуальным учебным планам возможно в условиях реализации автоматизированной информационной системы.
В нашей статье мы не претендовали на освещение всей полноты теории и практики введения и реализации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов, предстоят перспективы в изучении следующих вопросов:
- система мониторинга комплексного развития учащихся в условиях индивидуальных учебных планов;
- система оценки и финансирования в условиях сетевого образования.