Проблеме мотивации уделяется большое внимание как в педагогике, так и в психологии. Формирование устойчивой мотивации в обучении иностранному языку (далее – ИЯ) является одним из важных факторов. Изучение иностранного языка требует немало усилий и времени. Не каждый обучаемый умеет правильно организовать себя и свой распорядок дня. Нередко после окончания занятий в вузе студент откладывает выполнение заданий «на потом», до следующего раза и т. п. Не повторяя изученное, к следующему занятию он многое забывает, приходится прилагать усилия, чтобы вспомнить предыдущий материал плюс освоить новые знания. Также в неязыковом вузе в настоящее время происходит постоянное снижение количества занятий, до двух часов в неделю, поэтому целесообразно обучаемым заниматься самостоятельно, так как владение иностранным языком – это труд, занимающий большое количество времени.
За последние годы учёба и досуг претерпели значительные изменения по сравнению с той жизнью, которую вели студенты, учившиеся в тех же вузах, а часто и по тем же или аналогичным специальностям, ещё каких-то двадцать лет назад. Вхождение в нашу жизнь Интернета сделало её качественно иной, и в настоящее время пока достаточно трудно оценить многообразное влияние, оказываемое Всемирной паутиной на изменение социальных параметров современного человека вообще и молодёжи особенно [1].
Насколько эффективным будет процесс изучения иностранного языка, зависит напрямую от мотивации к обучению. Мотивацией принято считать «результат внутренних стремлений человека, его интересов, а также осознание необходимости изучения предмета» [2]. Мотивация является «наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения» [3].
Преподавателю важно удерживать интерес к преподаваемому предмету, стимулировать его новыми видами работы и современными средствами. Однообразие материала и методов снижает мотивацию к изучению иностранного языка. Мотивация обучаемого определяется внешними и внутренними мотивами.
С помощью глобальной сети Интернет каждый обучающийся самостоятельно выбирает время для занятий, поиска новой и полезной информации. По мере освоения филологами современных информационных технологий стали складываться профильные интернет-ресурсы: коллекции текстов, библиографические материалы, библиографическая информация, результаты научных исследований и даже электронные версии профильных журналов [4].
Интерес к изучению иностранного языка не является постоянным, его нужно поддерживать. Часто мотивация студентов невысока, так как большинство не видят перспективы реального общения на языке в процессе обучения. При опросе, для чего им нужен ИЯ, мы получаем размытые ответы, которые не имеют конкретных целей. «При этом увеличение притока студентов в американские и европейские университеты может объясняться не только стремлением молодых людей найти в дальнейшем престижную и хорошо оплачиваемую работу, но и такими мотивами, как стремление стать частью высокообразованного общества, быть лучше среди равных, иметь возможность развить свои творческие способности для их дальнейшей эффективной реализации» [5]. От уровня мотивации студентов зависит успешность достижения ими учебных целей. Чтобы побудить студентов к самостоятельной деятельности, преподавателю необходимо задавать различные темы в соответствии с интересами и возможностями обучаемых. На стимулирование интереса обучаемых могут влиять следующие факторы: проблемность, новизна, вариативность и разнообразие, эго-фактор, который предполагает возможность говорить о своих планах, идеях, взглядах, удовольствия [6]. При высоком интересе студентов к предмету «недостаток способностей может компенсироваться развитием мотивационной сферы» [7]. Тем самым можно утверждать, что положительное отношение к изучаемому языку благоприятно сказывается на дальнейших результатах.
Анализ психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, обобщение собственного опыта позволили сделать следующее заключение о необходимости применения ИКТ и развития мотивации на уроках ИЯ:
- формируются не только формальные знания, но и практические навыки, необходимые для дальнейшего языкового общения;
- развивается познавательная активность и самостоятельность в обучении;
- развивается инициативность;
- развивается коммуникабельность;
- появляется умение работать с информацией в сети Интернет.
Благодаря Интернету можно находить информацию по различным темам, общаться с людьми, находясь на разных континентах, переводить тексты с помощью словарей, заниматься с преподавателями в режиме онлайн и многое другое. Для этих целей разработаны различные платформы, благодаря которым существует возможность не только видеть и слышать друг друга, но и полноценно взаимодействовать в образовательных целях.
С помощью Интернета можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи; пополнять словарный запас учащихся; формировать устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка. Кроме того, возможности интернет-технологий могут быть направлены на расширение кругозора обучающихся, налаживание и поддержание ими деловых связей и контактов со своими сверстниками в других странах [8].
А. Н. Леонтьев определяет понятие мотива через понятие потребности. Мотив – это потребность, нашедшая свое выражение в предмете. Мотив, в отличие от потребности, в чем-то задает конкретный способ деятельности. Любая деятельность полимотивированна и имеет динамичную иерархию мотивов [9].
В ходе исследования был выделен ряд мотивов, которые необходимо рассматривать в совокупности при обучении ИЯ в неязыковом вузе:
1) профессиональные мотивы связаны непосредственно с осознанием связи иностранного языка и будущей профессиональной деятельности;
2) познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом её выполнения;
3) мотивы самореализации личности – потребность в непрерывном интеллектуальном развитии, повышении профессиональных знаний на изучаемом языке;
4) социальные мотивы – постоянное стремление к взаимодействию с другими людьми.
К одному из видов внутренних мотивов следует отнести коммуникативный метод, благодаря которому любой человек, изучающий иностранный язык, стремится к общению на этом языке с носителями (конференции, отпуск, личное взаимодействие в социальных сетях и т. п.). В данном случае обучаемый проявляет интерес и к процессу, и к результату обучения, стремится развивать интеллектуальные умения, ищет нестандартные решения для выполнения поставленных задач, ориентирован на овладение новыми знаниями.
Также нельзя исключать и внешние мотивы, при которых студент осознаёт выбор будущей профессии и роль ИЯ в ней, выполняет все задания с желанием получить высокую отметку, зачёт не из боязни не сделать что-то, а обладая чувством ответственности. Говоря о внешних и внутренних мотивах, невозможно строго разграничить эти понятия. В отличие от школьника, студент не получает отметок в течение семестра, поэтому ориентировать на еженедельную отметку не приходится, в данном случае упор делается на практическое применение ИЯ, межпредметные связи, берется ориентир на использование получаемых знаний по другим предметам (написание курсовых работ, выступление на конференциях и т. п.). Не всегда «безоценочное» обучение в течение семестра эффективно, студент понимает, что итоговая оценка будет на зачёте/экзамене; в таком случае преподаватель может ввести индивидуальный рейтинг по пройденным темам, выученным словам и т. д., что является дополнительным стимулом для усвоения материала.
Итак, «преподаватель думает о своей способности обучать и мотивировать обучающихся к познавательной деятельности, что хорошо видно на примере “самореализующегося пророчества” в управленческой и образовательной областях, известного как “чудо Суини”. Речь идет о Джеймсе Суини, сделавшем из необразованного человека, имевшего весьма невысокий IQ, работавшего уборщиком, Д. Джонсона, руководителя главного компьютерного зала биомедицинского компьютерного центра и ответственного за обучение новых сотрудников основам программирования. Таким образом, во многом именно представления преподавателя о своей способности обучать и мотивировать обучающихся составляют ту основу, на которой строятся его высокие, но при этом реалистичные ожидания в отношении обучающихся» [10].
В современных вузах происходит электронное сопровождение учебного процесса. Так, в Уральском государственном университете путей сообщения (УрГУПС) существует электронная образовательная среда Blackboard, на платформе которой студенты могут самостоятельно тренировать свои языковые навыки. Наполнение контента соответствует рабочей программе вуза, но методические рекомендации к практическим занятиям каждый преподаватель может индивидуально наполнять контентом для самостоятельного обучения. Таким образом, это могут быть различные варианты заучивания слов с помощью дополнительных сайтов [11, 12]. Необходимо идти в ногу со временем, используя не только традиционные формы работы. Каждый студент обладает несколькими гаджетами, которые часто используются для игр, общения, в развлекательных целях. Преподаватель может подсказать, каким образом можно использовать телефон (компьютер, планшет) в учебных целях, при изучении ИЯ.
Грамматические и лексические упражнения удобно тренировать посредством тренировочных тестов, которые преподаватель также выкладывает в соответствующем курсе. Количество попыток и результат работы просматриваются преподавателем. Существует возможность создавать не только файловый документ в форматах word или pdf, но и задания по грамматике и лексике со ссылками на сторонние сайты [13, 14]. Это могут быть грамматические упражнения, аудирование, прохождение квестов на образовательной платформе [15]. Преподаватель осваивает компьютерную грамотность на более «продвинутом» уровне. Использование информационных компьютерных технологий на занятиях по иностранному языку создает благоприятный эмоциональный и мотивационный фон и приводит к развитию устойчивого интереса к овладению ИЯ.
Проведем небольшой сравнительный анализ применения интернет-ресурсов на занятиях по иностранному языку и для самостоятельного обучения с возможностью создания собственных упражнений по выбранным темам.
Сравнительный анализ интернет-ресурсов для занятий по иностранному языку
Название сайта |
Грамматика |
Лексика |
Аудирование |
Quizlet |
– |
+ |
+ |
Wordwall |
+ |
+ |
– |
Learningapps |
+ |
+ |
+ |
Liveworksheets |
+ |
+ |
– |
Learnis |
+ |
+ |
+ |
Из таблицы видно, что большая часть применяемых ресурсов затрагивает грамматические и лексические аспекты изучения языка.
Ресурс Quizlet предназначен для самостоятельного изучения/закрепления лексики. Большим преимуществом является то, что незнакомое слово запоминается не только в написании, но и при проговаривании. Одно из заданий: прослушайте и запишите на слух – тем самым обучаемый привыкает к правильному произношению слова или фразы. Данный сайт больше подходит для самостоятельного обучения, но не без помощи преподавателя. Для создания заданий есть платные и бесплатные возможности.
Не везде есть возможность прослушать аудио, но это не является большим недостатком. Например, в ресурсе Wordwall на занятии прорабатывается новая лексика, проговаривается преподавателем и студентом, а дома закрепляется студентом с помощью данного интернет-ресурса. Варианты упражнений на закрепление лексики зависят от выбранного тарифного плана преподавателем, но и в плане «Стандарт» генерируется достаточное количество упражнений. Бесплатно можно создать лишь пять упражнений.
Ресурс Learningapps предлагает большое количество готовых заданий, которые можно найти в поиске по ключевому слову, а также создать собственные варианты по образцу. Кроме аудио, можно создать упражнения с просмотром видео, что является большим преимуществом для работы преподавателя. Сайт абсолютно бесплатный.
Ресурс Liveworksheets предлагает загрузить в определённом формате готовые страницы упражнений по грамматике или лексике. На сайте создаются интерактивные формы с автопроверкой и выходом оценки. После завершения работы студент имеет возможность отправить свои результаты преподавателю. Сайт также бесплатный.
Платформа для создания квестов Learnis – одно из современных средств, которое понятно современным студентам. Для прохождения квеста вариантов для выбора большое количество, подходят и аудио, и стандартные задания (вопросы, вставить пропущенное и т. п.). Платформа подходит для самостоятельного выполнения задания (домашнего), созданного преподавателем. Прохождение квеста носит соревновательный характер, что положительно влияет на развитие мотивации, воли и характера. Сайт бесплатный.
Кроме генерирования собственных заданий, существует большое количество интернет-ресурсов с готовыми заданиями, это могут быть интерактивные упражнения по определённым грамматическим темам с автоматической проверкой выполненного упражнения [16], разнообразные задания на чтение, лексику, аудирование, письмо по уровням знаний [17, 18].
Большой интерес обучаемых вызывает также использование на занятиях программы Power Point не в привычном смысле, для показа темы и плана урока, а для создания различных грамматических упражнений в игровой форме. Это могут быть задания для разминки, открытие картинки по частям, анимированные грамматические и лексические задания, создание настольных и карточных игр, которые выводятся на экран в аудитории игры для парных и групповых работ, таких как Табу, игры-«бродилки» и т. п. Почти всё, что существует на бумаге, в наши дни реально перевести в электронный формат. В эпоху индивидуализации групповые формы работы оказываются полезными для формирования коллектива, принятия совместного решения, развития умения услышать мнение других участников учебного процесса, чувства ответственности.
На более продвинутом этапе владения ИЯ студенты могут вести свой дневник в Интернете. Большой интерес в данной области коммуникаций представляют собой блоги (от web log – «сетевой журнал или дневник событий»). В блогах каждый может самостоятельно задавать темы дискуссий, а также оставлять свои мысли и комментарии на страничках других пользователей.
Каждый преподаватель в процессе работы самостоятельно выбирает формы и методы работы, вырабатывает свой стиль преподавания, от чего зависит эффективность обучения, раскрытия личностного потенциала студента.
Изучение ИЯ в Интернете охватывает различные виды деятельности:
- самостоятельную работу с информацией по изучаемой теме;
- самостоятельную учебную деятельность для углубления или закрепления знаний;
- развитие устной и/или письменной речи посредством интернет-чатов или мессенджеров.
Владение иностранным языком в профессии приобретает в современном обществе всё большее значение, но в процессе обучения это осознают не все, поэтому функцией педагога в данном случае станет развитие мотивации, консультации студентов, косвенное направление на разнообразные виды деятельности, побуждение к изучению иностранного языка, сюда следует отнести:
- увлечённое преподавание;
- чёткую организацию учебного процесса;
- новизну объяснения материала;
- связь предмета с реальной жизнью;
- диалоговое общение (преподаватель – студент, студент – студент, микрогруппы);
- создание положительного общения на занятии;
- применение современных технологий.
Таким образом, педагогическое воздействие на студентов с помощью компьютерных технологий, интернет-ресурсов является на сегодняшний день актуальным для развития и поддержания мотивации к изучению ИЯ. Педагог создаёт условия для использования интернет-ресурсов в образовательных целях, что положительно сказывается на когнитивном и воспитательном аспектах с учётом потребностей современной молодёжи.