Full text

Введение

 

Культура личности в системе целей воспитания трактуется как сложное образование, включающее фундаментальные свойства, качества личности, ее ценностные ориентации и степень готовности к жизненному самоопределению и самореализации, важные для социализации и социальной устойчивости, а также обеспечивающие гармонию личной и общественной культуры [1, 2].

Дошкольное детство – сензитивный период в формировании основ культуры личности, который имеет свои особенности. Для дошкольника культура транслируется взрослыми как система нормативных ситуаций, включающая сочетание внешней, внутренней, объективной и субъективной, эмоциональной и рефлексивной сторон. В свою очередь, нормативная ситуация – это пространство активности дошкольника как субъекта культуры, позволяющее ему усваивать культурные нормы, практиковаться в их выполнении на вербальном и реальном уровнях, соотносить свои поступки и активность с правилами в соответствии с общепринятыми нормами определенного культурного контекста. На современном этапе дошкольная образовательная организация (далее – ДОО) незаменима в обеспечении непрерывности существования культурного наследия в едином временном пространстве. Постепенно усиливается общекультурная и духовная миссия дошкольной организации, которая призвана содействовать приобщению детей к культурному наследию и решению культурно-воспитательных и духовно-нравственных проблем, формированию готовности к соблюдению правил в условиях нормативной ситуации и пр. Однако обнаруживаются противоречия между важностью закладывания основ культуры личности у дошкольников и необходимостью осмысления научно-теоретических основ и подходов к проведению этой работы с учетом возрастных особенностей и ключевых положений ФГОС дошкольного образования (ценностно-целевых ориентиров, технологий, особенностей проектирования образовательной работы в ДОО и пр.), а также приоритетов и перспектив цифровизации современного образования.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Для педагогической теории и практики актуальна проблема поиска научно-теоретических основ и эффективных механизмов формирования культуры личности у детей. Важные аспекты и критерии формирования отдельных слагаемых культуры личности представлены в работах ряда авторов: обоснованы факторы, инструментальное оснащение и принципы формирования информационной культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством социокультурной деятельности, разработана и апробирована концепция работы в этом направлении (Г. Т. Абитова) [3]; осуществлен анализ сущности понятия «культура здоровья», представлена его авторская трактовка, описаны принципы и направления работы, содержательные аспекты модели культуры здоровья дошкольника (И. В. Васютина и А. А. Симонова) [4]; представлены критерии, показатели и методика для диагностики культуры здоровья дошкольников, доступные для педагогов ДОО, прописаны методические рекомендации, и спроектирована программа по организации сотрудничества педагогов детского сада и родителей как воспитательная технология коллективного творческого дела с использованием педагогических возможностей традиционных народных праздников (М. В. Меличева) [5]; обоснованы ключевые подходы к определению термина «культура межнационального общения», раскрыты сущностные характеристики процесса ее формирования у молодежи, и разработана поликультурно-интегративная модель формирования культуры межнационального общения средствами социально-культурного творчества в условиях поликультурной среды (Л. И. Галиева) [6]; представлены теоретические основы воспитания, важные критерии и показатели сформированности культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста, разработана и экспериментально апробирована теоретическая модель воспитания культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста (А. С. Касимова) [7]; разработана и апробирована технологическая модель педагогического мониторинга процесса правового воспитания в ДОО, описана апробированная методика ознакомления дошкольников с правами человека в доступной для данного возраста форме в условиях детского сада и семьи (Н. Ю. Ган) [8]; описана сущность культуры поведения, подробно изложено содержание и методика работы по ее воспитанию у дошкольников в разных возрастных группах детского сада посредством различных видов детской деятельности (С. В. Петерина) [9]; обоснована роль внешнего вида в межличностном общении, представлены основные показатели, определяющие культуру внешнего вида педагога (уместность одежды, опрятность, ухоженность волос и пр.) (Л. Н. Колесникова) [10]; описаны важные составляющие современного этикета (правила поведения в общественных местах, гостевой, столовый и семейный этикет, умение разговаривать по телефону и вести себя в тяжелых жизненных ситуациях), представлена методика обучения дошкольников этикету (И. Н. Курочкина) [11]; определены ключевые правила, регулирующие речевое поведение дошкольников в ситуациях приветствия, прощания, благодарности, извинения и т. д., и представлена методика формирования культуры общения в дошкольном возрасте (Н. И. Формановская) [12]; охарактеризован психологический портрет мальчиков и девочек, процесс формирования позитивной половой идентичности у дошкольников, и разработан диагностический материал для изучения данного процесса, спроектированы программы и способы оказания психолого-педагогической и методической помощи педагогам детского сада и родителям в воспитании мальчиков и девочек с учетом их половых различий (О. И. Иванова и А. М. Щетинина) [13]; описан процесс полоролевой социализации дошкольников, особенности формирования у них основ мужественности и женственности, а также систематизированы методические материалы (конспекты занятий, планы факультативной работы, сценарии праздников и развлечений, педагогических ситуаций) для успешной реализации работы в данном направлении (И. П. Шелухина) [14]; описаны правила поведения и нормы этикета мальчиков в различных ситуациях (в общественных местах, в гостях, на празднике и пр.), разработаны тесты для диагностирования (Л. А. Пахальян) [15]; обоснована значимость, сущность и особенности формирования экологической культуры у дошкольников, разработаны методические рекомендации по организации экологического воспитания дошкольников в разных возрастных группах (С. Н. Николаева) [16]; полно представлено понятийное содержание термина «культура досуга», описан процесс культурного развития дошкольника, выделены ключевые аспекты культурно-досуговой деятельности, влияющие на процесс воспитания культурных потребностей детей в период дошкольного детства, разработаны критерии и система диагностики основ культуры ребенка (М. Б. Зацепина) [17] и т. д.

Психологические основы и важные механизмы формирования нравственной сферы личности детей в период дошкольного детства опытно-экспериментальным путем подтверждены в исследованиях Н. В. Мельниковой [18]. В настоящее время актуализировался вопрос о процессе формирования культуры личности у детей. В частности, в современных публикациях представлены: междисциплинарный статус категории культуры, научно-теоретические основы психологии дошкольника как субъекта культуры, психология дошкольника в социальной ситуации развития (Л. Ф. Баянова) [19], концепция о нормативной ситуации как о единице культуры, сущность и структура нормативной ситуации как пространства активности субъекта культуры, внутренняя противоречивость социальной нормы (Н. Е. Веракса) [20], теоретические положения относительно психического и личностного развития ребенка раннего возраста в связи с овладением им предметными действиями и роли нормативной ситуации в этом процессе, психологическая основа и своеобразие культуры раннего детского возраста, особенности развития нормативных предметных действий у детей (А. В. Ильин) [21], влияние культуры на развитие личности, сущность культурного синдрома коллективизма/индивидуализма, различия коллективистских и индивидуалистических культур, а также универсальные и специфические для культуры аспекты вариативности личности (Г. Триандис) [22]; положение о дионтических отношениях как необходимом типе отношений в социализации детей, научное обоснование особенностей использования детьми разных возрастных групп знаний о таких отношениях для прогнозирования поведения людей (Ч. В. Калиш) [23]; характеристика чувства процедурной справедливости у детей дошкольного возраста и обоснование чувствительности детей дошкольного возраста к процедурной и распределительной справедливости при принятии решений и взаимодействии с людьми (П. Грокке) [24], обоснование тесной связи у дошкольников между интуитивными представлениями о нашей собственной свободной воле и нашим моральным поведением (установлено: когда детям предоставляется выбор действовать морально или безнравственно, они соблюдают правила, но одобряют свою свободу поступать иначе; когда выбор ограничен взрослым, дети не одобряют свой свободный выбор и в своих объяснениях указывают на чувство скованности моральным долгом и пр.) (Н. Черняк) [25] и пр.

Особенности организации педагогической диагностики индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС представлены в публикациях Ю. В. Карповой [26]. Программа организации мониторинга образовательных областей и специфика мониторинга индивидуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста представлены авторским коллективом в работах под редакцией Н. В. Микляевой [27, 28].

Однако, осмысливая текущие задачи, стоящие перед отечественным образованием, важно учитывать перспективы и приоритеты его ближайшей цифровизации. Актуализация вопросов переосмысления компетенций педагогов в области преподавания и обучения по использованию педагогических и образовательных технологий представлена в публикации Д. Уэрц и др. [29] Концептуальные основы и приоритеты цифровизации профессионального педагогического образования в России отражены в работах В. И. Блинова и др. [30] Концептуальные основы информатизации дошкольного образования, психолого-педагогические аспекты, содержание и структура новых информационных технологий и особенности их использования в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образования представлены в работах Ю. А. Дмитриева, Т. В. Калининой и Т. В. Коротковой. Особое внимание авторским коллективом уделено характеристике компьютерно-игрового комплекса как новой системы развивающих педагогических условий для современного дошкольника и описанию возможностей его использования в работе ДОО и пр. [31] В парциальной модульной программе «Stem-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» представлено содержание развития интеллектуальных способностей детей на основе их вовлечения в научно-техническое творчество, привлечения к экспериментированию с природными объектами, к работе в мультистудиях, к техническому конструированию и моделированию с новыми материалами: конструкторами по робототехнике, Lego и пр. (Т. В. Волосовец и др.) [32]. Подробный аналитический обзор возможностей использования информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании осуществлен коллективом авторов под научным руководством И. Калаш, в котором основательно представлены сами технологии, цифровые игрушки и образовательные ресурсы, а также описана методика их безопасного применения в области дошкольного образования в процессе обучения детей, развития у них математического мышления, речи и пр. [33]

На современном этапе в педагогической теории и практике разработаны и успешно апробированы современные технологии деятельностного типа, важные для решения задач формирования культуры личности у детей младшего возраста, в частности: технология организации «гостевых дней» как организация дней встреч детей разных групп ДОО, во время которых дошкольники ходят в гости друг к другу, чтобы играть или участвовать в разнообразной деятельности по собственному выбору (Н. П. Гришаева) [34]; кейс-технология как эффективный способ для ситуационного анализа ситуации (например, кейс-стади,«фотокейс» и «кейс – ролевое проектирование») и выработки дошкольниками своего взгляда на ее решение (И. П. Мовилян) [35]; технология организации культурных практик ребенка коммуникативно-диалоговой и вербально-практической направленности, в процессе которых обогащаются социокультурные знания, вербальный и реальный опыт культурной деятельности, обеспечивающий преемственность существования культуры между поколениями (Н. Б. Крылова и др.) [36]; технологии «Портфолио» для отслеживания индивидуальных образовательных достижений каждого дошкольника в условиях ДОО и семьи (Т. В. Хабарова и др.) [37]; интерактивные (в том числе и игровые) технологии в работе с основными участниками образовательных отношений, а также с детьми с особыми потребностями (М. П. Нечаев и др.) [38] и т. д.

Отмечая большую значимость проведенных исследований, следует признать, что недостаточно системно рассмотрены сущность термина, аксиологические и технологические аспекты формирования культуры личности у детей, предусмотренной ФГОС дошкольного образования. Поэтому все более значимым становится определение ценностно-целевых ориентиров осуществления этой работы в современных условиях стандартизации и развития цифрового общества.

 

Методологическая база исследования

 

Для выявления ценностно-целевых ориентиров, основных направлений, принципов, эффективных технологий и особенностей приобщения дошкольников к культурному наследию в условиях внедрения ФГОС осуществлялся анализ современных достижений педагогической теории и практики с позиций аксиологического, системно-деятельностного, культурологического и иных подходов. Был основательно изучен опыт ДОО по вопросам формирования у детей дошкольного возраста устойчивых и полезных для общества форм повседневного поведения в быту, общении, разных видах деятельности, различных общественных местах и природе посредством современных технологий (МБДОУ «Детский сад № 41 “Белоснежка”» г. Воркуты, МАДОУ «Детский сад № 104» г. о. Саранск, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 54» г. Ставрополя и др.).

Результаты исследования

 

Обзор отечественных и зарубежных исследований, представленных выше, а также современных достижений педагогической практики убеждает, что с позиций системного и аксиологического подходов культура личности дошкольника как сложное системное образование включает универсальный базовый компонент, а также вариативную составляющую, учитывающую временные и невременные приоритеты работы в этом направлении, детерминированные этнокультурной вариативностью и перспективами цифровизации общества, поскольку каждая эпоха определяет содержание и уровень культурной образованности в свойственных для нее понятиях. Поэтому в процессе формирования культуры личности в период дошкольного детства в современных условиях важны правильно определенные ценности и ценностно-целевые ориентиры (ценности-цели, ценности-критерии, ценности-механизмы и ценности-средства и пр.), то есть такие профессиональные ценностно значимые ориентиры, которыми педагог может руководствоваться в динамично изменяющейся социокультурной или образовательной ситуации, а также в условиях стремительного развития постиндустриального социума.

Ценностью-целью в данном направлении работы для педагогов следует считать процесс погружения ребенка в мир культурного наследия с учетом специфики дошкольного детства, обеспечивающий гармонию личной и общественной культуры, а также предоставляющий ребенку возможность идентификации себя в качестве представителя конкретной этноязыковой и этноконфессиональной группы и национально-территориального сообщества конкретного субъекта РФ, в качестве представителя российской гражданской нации и равноправного члена международного сообщества.

В процессе формирования полезных для общества и устойчивых форм повседневного поведения в природе, в быту и общественных местах важны правильно определенные ценности-критерии, которые будут служить важными ориентирами для осуществления процесса формирования культуры личности у детей в период дошкольного детства и его последующего мониторинга. Остановимся на них более подробно. В частности, важной составляющей культуры личности является культура деятельности, которая представляет собой систему ценностей и мотивов деятельности, проявляющихся в отношении человека к своему труду, процессу и результатам труда других людей, а также в готовности и умении соблюдать элементарные правила организации и осуществления индивидуальной или совместной деятельности и пр. В процессе воспитания культуры деятельности у дошкольников необходимо особое внимание уделять формированию стремления бережно относиться к вещам, игрушкам, используемым материалам и книгам, как к собственным, так и своих товарищей, приучению действовать в интересах партнера или сверстников как участников различных видов деятельности, стимулированию стремления помогать справиться с заданием товарищу, формированию привычки не брать чужие вещи без спроса, одобрению желания и умения убирать за собой рабочее место или игровое пространство, актуализации привычки доводить до конца начатое дело и не бросать его незаконченным, воспитанию готовности самостоятельно подготавливать рабочее место и формированию умения содержать в порядке место, где ребенок трудится, занимается или играет, поощрять стремление соблюдать нормы сотрудничества, азы ответственности и организованности и пр.

Культура общения – неотделимая часть культуры личности, которую понимают как готовность к эмоционально-позитивному общению с другими людьми посредством использования нравственных моделей межличностного общения, способов, инструментов, правил, приемов и иных средств языка адекватных обстановке, цели и содержанию высказывания. В процессе воспитания культуры общения дошкольников важно формировать систему знаний, умений и навыков адекватного, тактичного и доброжелательного поведения в различных ситуациях общения, то есть готовность добровольно выполнять нравственные и этикетные нормы при общении со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, поощрять проявление вежливого вербального поведения при разговоре по телефону, находясь в общественных местах и быту и пр.

Воспитание культуры общения тесно связано с формированием культуры речи, которая предполагает овладение нормами литературного языка, основными правилами произношения, ударения и грамотного оформления своей мысли посредством использования богатства словарного запаса и выразительных средств языка в различных условиях общения. В работе с дошкольниками важно формировать ценностное отношение к этикетным нормам и стремление к самостоятельному и устойчивому использованию этикетных формул в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми, положительную направленность на партнерство в общении и поведении, упражнять в умении поддерживать доброжелательную атмосферу общения и предупреждать конфликты, актуализировать опыт умелого и добровольного использования этикетных формул в ситуациях приветствия, знакомства, прощания, извинения, благодарности и т. д., формировать умение четко и ясно произносить слова, правильно и понятно для окружающих излагать мысль, стимулировать стремление и готовность не перебивать говорящих, внимательно выслушивать указания старших и говорить без крика, владея силой голоса или различными интонациями, и не вульгаризировать речь словами-сорняками, поощрять умение спокойно и скромно держать себя во время разговора.

В последние годы возникла необходимость воспитания у дошкольников культуры ведения разговора по телефону. Работая в этом направлении, целесообразно обеспечивать: понимание детьми неуместности очень ранних и очень поздних звонков по телефону своим друзьям и знакомым, которые в это время могут спать или собираться в детский сад; формирование умения соблюдать длительность разговора и поощрение стремления к живому общению; формирование представлений о том, что по телефону лучше рассказывать краткую информацию, подробности обсуждать при личной встрече, а телефонное хулиганство – это не только признак дурного тона, но и преступление, за которое полагается штраф; формирование представлений об уместности разговора по сотовому телефону (на занятиях и в общественных местах звонить и принимать звонки неэтично, только в особых случаях; для этого стоит выйти и негромко принять звонок); обеспечить практикование умения соблюдать правила вежливости в процессе телефонного разговора (никогда не стоит показывать человеку, что его звонки неприятны, надо дождаться, пока трубку возьмут, поздороваться и представиться, даже если трубку взял друг, знающий голос; если к телефону подошел другой человек, вежливо попросить позвать к телефону нужного человека и дождаться его (в случае его отсутствия попросить передать нужную информацию, подождать, пока информацию запишут, и повторить; в конце разговора обязательно вежливо попрощаться или извиниться за беспокойство) и пр.).

Культура поведения в общественных местах как часть общей культуры личности включает совокупность норм и правил поведения человека в системе значимых и жизненно важных отношений к людям, предметам материальной и духовной культуры на улице, в транспорте, музее, магазине и пр. Воспитывая культуру поведения в общественных местах у детей в период дошкольного детства, важно формировать следующие умения и навыки на улице, в транспорте, музее, магазине и пр. В частности, чтобы ребенок-дошкольник вел себя культурно на улице, важно стимулировать стремление соблюдать правила дорожного движения (ходить по тротуарам, только с правой стороны, переходить улицу по пешеходному переходу на зеленый сигнал светофора, при переходе дороги не обходить стоящий автобус, а подождать, пока автобус отъедет от остановки, никогда не перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем и пр.), приучать не бросать мусор под ноги, а только в специальные урны; поощрять стремление меньше привлекать к себе внимание прохожих (не разговаривать громко или кричать, негромко смеяться, не размахивать руками), стимулировать потребность не есть и не пить на ходу или не смотреть в экран айфона; сформировать готовность не смотреть пристально на окружающих или показывать пальцем на людей или предметы, заглядывать в чужие окна; формировать умение вежливо обращаться к прохожему (сначала извиниться за беспокойство, не оглядываться, чтобы посмотреть вслед прошедшим людям, особенно неприлично разглядывать человека с физическим недостатком), одобрять готовность оказывать помощь пожилым женщинам и маленьким детям, если они будут нуждаться в ней, и пр.

Для проявления культуры поведения в городском транспорте дошкольника важно приучать, садясь в трамвай, троллейбус или автобус, не торопиться, не расталкивать никого локтями, пропускать вперед пожилых людей и женщин с маленькими детьми, а также не есть в транспорте мороженое, пирожное, хот-доги, бутерброды, всегда держаться за поручни и пр.

Для проявления культуры поведения в музее важно приучать дошкольников раздеваться в гардеробе (с пониманием относиться к тому, что в некоторых музеях предлагают надеть специальные тапочки, чтобы не портить паркет), молча слушать рассказ экскурсовода и задавать вопросы только во время пауз, при переходе из одного зала в другой или по окончании экскурсии, учить не кричать, не размахивать руками и не привлекать к себе внимание других людей, не трогать музейные экспонаты и не садиться на выставочную мебель, учить говорить о понравившемся экспонате тихонько, вполголоса обмениваться мнениями с кем-то из группы и пр.

Чтобы дошкольник проявлял культуру поведения в театре, важно формировать представление и готовность приходить не менее чем за 15–20 минут до начала спектакля, чтобы успеть раздеться, привести себя в порядок, купить программку и пройти к своему месту, приучать раздеваться в гардеробе и номерок прятать в карман, чтобы во время спектакля он не выпал из рук и не потерялся; воспитывать стремление занимать только свое место, указанное в билете, приучать соблюдать общепринятые нормы, если место находится в середине ряда и придется беспокоить сидящих (учить проходить к сидящим лицом, а к сцене спиной, произнося вежливые фразы: «Извините, пожалуйста!», «Разрешите, пожалуйста, пройти!», встать, если уже занял свое место и нужно дать дорогу проходящим); во время спектакля не разговаривать, не бежать в гардероб за одеждой до того, как опустится занавес, так как это обижает актеров, которые так старались, чтобы зритель отдохнул и получил удовольствие).

Для формирования культуры поведения в магазине нужно формировать у дошкольников представление о том, что при входе в магазин обязательно нужно пропустить тех, кто выходит, учить не стремиться пробраться к прилавку вне очереди, приучать не обращаться с вопросом к продавцу, пока он занят с другим покупателем, учить при общении с продавцом использовать речевой этикет («Скажите, пожалуйста», «Будьте добры, покажите, пожалуйста», «Спасибо» и пр.).

Важное значение в процессе становления гармонично развитой и культурной личности имеет воспитание культуры внешнего вида, включающей систему ценностей, вкусовых предпочтений, готовности и умений соблюдать основные нормы и правила одевания, причесывания, опрятности и аккуратности, потребность следить за своим внешним видом, мимикой, жестами и пр. Работая в этом направлении с детьми, важно формировать: умение тактично и доброжелательно отзываться о внешнем виде товарища, выражая похвалу, подмечая неполадки в одежде или оказывая помощь в их устранении; стимулировать желание и умение ребенка заботиться о своем внешнем виде (самостоятельно одеваться после сна в зависимости от температуры помещения в группе, своевременно причесываться, без напоминания, следить, чтобы не были растрепанными волосы, не спускались колготки и пр.); воспитывать желание и готовность красиво и опрятно одеваться к случаю и по погоде; формировать умение следить за чистотой одежды и обуви, аккуратно снимать или надевать ее в определенной последовательности, а затем вешать или раскладывать, чтобы не помять; поощрять готовность своевременно пользоваться платком и расческой; актуализировать умение сохранять естественное поведение и спокойно реагировать на похвалу и критику и пр.

Культура еды и питания – важная основа для формирования культурной и здоровой личности, которая выражается в осознанно правильном отношении к еде, потребности в умеренном и сбалансированном питании, умении соблюдать правила гигиены и нормы поведения за столом и использования столовых приборов. В работе с дошкольниками важно формировать готовность и навыки правильного использования столовой и чайной ложек, вилок или салфеток, приучать пользоваться только своим прибором, воспитывать желание мыть руки перед едой и вытирать их насухо полотенцем, формировать привычку брать пищу небольшими порциями, есть молча и не торопясь, пережевывать пищу с закрытым ртом и не разговаривать при этом, а после окончания приема пищи выходить из-за стола и задвигать стул, поощрять стремление не крошить хлеб, сидеть с прямой спиной, не класть локти на стол, аккуратно составлять посуду после еды, быть обходительными в застольном общении, воспитывать правильное отношение к сбалансированной еде и разным блюдам, полезным продуктам, правильное обращение с пищей и пр.

В дошкольном возрасте важно обращать внимание на воспитание культуры быта, которая включает совокупность ценностно-целевых ориентиров, эстетических вкусов и предпочтений о материальном благоустройстве, а также функциональной и рациональной организации повседневной жизни людей. В период дошкольного детства важно познакомить детей с особенностями жизни и быта своего и соседствующих народов, ключевыми слагаемыми домашней и уютной обстановки жилища, важностью соблюдения гигиенических, эстетических требований и норм безопасности при благоустройстве своего места пребывания или жилища, ознакомить с основами культуры бытовых отношений и рационального времяпрепровождения, прививать ребенку интерес к культуре быта, обычаям и традициям этносов, воспитывать желание беречь и охранять красоту вокруг себя, сделать ребенка активным участником процесса благоустройства своего дома и группового помещения, воспитывая художественный и эстетический вкус.

Культура досуга предполагает наличие у человека личностных свойств, позволяющих интересно, содержательно и с пользой проводить свободное время. Поскольку к основным особенностям культурного досуга современных детей следует отнести высокий уровень культурно-технической оснащенности и высокий художественный уровень процесса досуга, который избирается ребенком в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня, то культурный досуг для дошкольника должен превратиться в образ жизни, в котором свободное время приоритетно заполнено разнообразными, содержательно насыщенными видами детской деятельности и пр. Закладывая основы культуры досуга у дошкольника, важно формировать представление о будничных и праздничных днях, актуализировать готовность к заполнению свободного времени разнообразными содержательно насыщенными, социально полезными и интересными видами деятельности, актуализировать стремление распределять свои силы между физическим и умственным трудом и отдыхом, формировать потребность добиваться поставленной цели, стимулировать любознательность и активность в познании окружающего мира, а также появление культурно-познавательных потребностей, спортивных увлечений и творческих предпочтений, поощрять стремление дошкольников дополнять или углублять свои знания во время свободной деятельности посредством экспериментов, чтения, наблюдений, художественно-творческой деятельности или просмотра полезных телепередач, приучать вовремя поздравлять с важными памятными событиями друзей или родных, преподнося им подарки или сувениры, а также воспитывать желание самовыражаться в творчестве и находить новые решения в процессе технического моделирования, творческого конструирования, рисования, сочинения стихотворений, сказок, мелодий или танцев и пр. В условиях развития постиндустриального общества особого внимания заслуживает вопрос об организации сбалансированной продуктивной и самостоятельной детской досуговой деятельности в условиях семьи и ДОО с использованием цифровых и программируемых игрушек и пр. С учетом ценности периода дошкольного детства, наличия некоторых ограничений в их использовании и перспектив комфортного существования ребенка в современном мире важно у дошкольников формировать потребность в сбалансированном использовании во время досуга готовых, полуготовых, самодельных, а также программируемых и цифровых игрушек. Из имеющихся игрушек и оборудования предпочтительней для культурного досуга дошкольника и его гармоничного развития в современном мире выбрать игрушки и материалы для художественного и технического творчества, экспериментирования и моделирования, а не компьютерные игры или игрушки репродуктивной направленности.

Информационная и медиокультура современной личности – одна из важных граней культуры современного человека, связанную с информационным аспектом жизни людей, и представляет собой совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и навыков, позволяющих использовать современные технические средства и информационные технологии для удовлетворения информационных потребностей, получения, обработки и хранения текстовой, графической, звуковой и иной информации. Закладывая основы информационной культуры у дошкольников, следует формировать систему знаний и умений по осуществлению информационной коммуникации, основанных на их познавательных интересах, поощрять коммуникативную активность ребенка на всех этапах работы с информацией, актуализировать эмоционально-позитивный и личностно значимый интерес к овладению различными средствами информации, развивать креативность как смыслотворческую способность ребенка искать и интерпретировать информацию, формировать умение мобильно реагировать на информационные изменения, обогащать опыт самостоятельной работы с информационными источниками. В условиях раннего и иногда неконтролируемого родителями погружения ребенка в мультимедийную среду важно в ДОО формировать у дошкольников адекватную возрасту медийную потребность, а также расширять осведомленность о возможностях и ограничениях технических устройств, развивать способности к восприятию и критическому оцениванию медиапроизведений и медиаинформации, формировать готовность понимать социальные и этические последствия, возникающие в цифровом мире, и пр.

Базис правовой культуры дошкольника представляет собой систему нравственно-правовых представлений, суждений и ценностных ориентаций личности и готовность личности жить, общаться и взаимодействовать с людьми, опираясь на нравственные нормы и на соблюдение закона. Закладывая основы правовой культуры у детей в период дошкольного детства, важно формировать нравственно-правовые представления о правах и свободах людей, позитивное и развитое правосознание, побуждающее к правомерным действиям и поступкам, развивать способность критически оценивать принимаемые правовые знания, формировать умение защищать свои права, воспитывать чувство справедливости и понимание всеобщего равенства прав и возможностей, актуализировать оценочные нравственно-правовые суждения воспитанников о социальной действительности, формировать умение оценивать свое поведение и поведение других людей с точки зрения правовых норм и стимулировать стремление использовать свои знания в различных видах деятельности, формировать готовность и умения соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Культура полоролевого (гендерного) поведения понимается как система ценностно-целевых гендерных установок и знаний, толерантного отношения к представителям своего и противоположного пола, мотивов к принятию полоролевого образа, усвоенных качеств мужественности и женственности, способствующих выполнению социально одобряемых полоролевых действий при общении с другими людьми. Закладывая основы культуры гендерного поведении у детей дошкольного возраста, важно сформировать представление об отличиях мальчиков и девочек и особенностях их гендерного поведения, о внешних и внутренних аспектах мужественности и женственности, о своих полоролевых функциях в будущем и актуализировать их позитивное принятие, формировать умение дифференцировать себя от представителей другого пола, стимулировать стремление соотносить свое гендерное поведение с поведением других, формировать умение адекватно оценивать гендерное поведение сверстников и свое собственное, воспитывать эмоционально положительное отношение к себе в целом, поощрять позитивное принятие своего физического облика и понимания необратимости пола, формировать готовность использовать модели гендерного поведения, форм этикета во взаимоотношениях полов и поощрять постоянство выбора стратегии поведения и пр.

Культура здоровья – это ценностное, осознанное отношение личности к собственному здоровью, проявляющееся в конструктивном поведении, направленном на предупреждение и преодоление болезней. Основу культуры здоровья дошкольника составляет совокупность ценностно-потребностных и практически приобретенных или усвоенных знаний, навыков и способов деятельности, направленных на здоровьесбережение. Работая в этом направлении с дошкольниками, целесообразно формировать систему представлений о здоровье, здоровом образе жизни, способах оздоровления или повышения внутренних резервов организма как сложных социально-личностных и психофизиологических явлениях, актуализировать желание и потребность к приобретению и анализу знаний о сущности здоровья, приобщать к способам деятельности, направленным на обретение и поддержание психического, физического и социального благополучия, формировать умения и навыки здоровьесберегающей деятельности, воспитывать ответственное и позитивное отношение к своему здоровью, стимулировать потребность в деятельностно-практическом участии в формировании здорового стиля жизни, поощрять проявление позиции субъекта здоровьесозидания и элементарной здоровьесберегающей компетентности, развивать способность к переносу индивидуального опыта здоровьесбережения в повседневную практику, формировать ценностное отношение ребенка к жизни и воспитывать чувство удовлетворения и радости от здоровьесбережения, одобрять готовность проявлять настойчивость в достижении цели по укреплению и сохранению своего здоровья, создавать условия для понимания способов безопасного использования цифровых инструментов и окружающих технических устройств и пр.

Культура межнационального общения – система нравственных ценностей и убеждений, форм и способов поведения, регулирующих межкультурное взаимодействие и взаимопонимание. В условиях создания поликультурного образовательного пространства важно в период дошкольного детства формировать культуру межнационального общения, воспитывать уважение к поликультурному многообразию и людям различных национальностей, поощрять стремление соблюдать нравственный такт по отношению к этнокультурному наследию и национальной специфике, проявление интереса к достижениям этнокультуры и жизни разных государств и народов, приучать проявлять интерес к сверстнику другой национальности, стимулировать инициативность и склонность дошкольника привлечь внимание сверстника другой национальности к своим действиям, демонстрирование собственных возможностей, одобрять готовность дошкольника к взаимодействию со сверстником другой национальности и его желание действовать сообща, формировать способность дошкольника учитывать желания сверстника другой национальности и умение делиться, помочь, сделать что-то вместе и пр.

Экологическая культура заключается в совокупности экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности, социального опыта по взаимодействию с ближайшим природным окружением. Закладывая основы экологической культуры у дошкольников, необходимо стимулировать и поощрять их интерес к объектам окружающего природного мира, воспитывать желание участвовать в экологически ориентированной деятельности, поощрять положительные эмоциональные реакции при встрече с прекрасным в природе и стремление передать свои чувства в доступных видах детского творчества, формировать готовность соблюдать правила поведения на улице, в транспорте и иных местах пребывания, чтобы не причинить вреда окружающей среде, поощрять готовность оказывать природоохранительную помощь нуждающимся, стимулировать проявление осознанно-правильного отношения дошкольников непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, а также воспитывать уважение к людям, охраняющим и созидающим ее, и пр.

Дошкольный возраст уникальный и основополагающий в становлении культурной личности, который имеет свои особенности. Специфика возрастного развития во многом и сейчас, и в дальнейшем должна определять выбор ценностей-средств и ценностей-механизмов для работы с детьми в этом направлении.

С позиций комплексного и культурологического подходов важно рассматривать формирование основ культуры личности как сложноорганизованный процесс, в котором в ДОО должны быть представлены психолого-педагогические условия для развития в гармоничном единстве когнитивной, эмоционально-чувственной, мотивационной и праксиологической составляющих как базового, так и инвариантного компонентов культуры личности.

Важно, что в период дошкольного детства освоение культурного наследия, знаний, умений и навыков происходит только под влиянием и при руководящей роли взрослого в ситуации успеха, в случае активности самого ребенка и в доброжелательной атмосфере посредством основополагающих ценностей-механизмов – культурной конгруэнтности и нормативной диспозиции и пр. Эти механизмы обусловлены социальной ситуацией развития и детерминируют восприятие ребенком нормативной ситуации как субъектом культуры, дифференциацию правил, появление внутренней готовности соответствовать правилу нормативной ситуации, отражение субъектом в реальном поведении соответствия возникшей нормативной ситуации. В то же время к основным ценностно значимым механизмам развития нравственной сферы личности и непосредственно культуры личности важно отнести следующие: механизмы подражания; идентификации; внутренней и внешней оценки; механизм интериоризации/экстериоризации этических понятий. В частности, подражание обеспечивает научение через построение исходного ориентировочного образа. Оно наряду с идентификацией помогает дошкольнику осваивать нормы социальной и культурной жизни. При этом важными факторами формирования нравственного и культурного опыта ребенка выступают несколько объектов оценивания: личность, другие люди, в первую очередь взрослые, а также собственная деятельность (т. е. используется самооценка, сравнительная оценка и оценивание собственных поступков и их последствий). Такие механизмы внутренней и внешней оценки актуализируют и стимулируют нравственное и культурное поведение ребенка-дошкольника. Результатом интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения является их превращение во внутренние мотиваторы культурных и нравственных поступков. Таким образом, усвоенные нравственные понятия, нормы или образцы закрепляются в опыте, постепенно переносятся на новые нравственные ситуации и во многом определяют направленность поведения и отношений ребенка. Механизм экстериоризации обеспечивает включение внутренних стимулов и мотиваторов нравственного поведения, оценок, чувств или переживаний в процесс нравственного развития [39, 40]. Становится очевидным, что эффективность процесса формирования культуры личности у детей дошкольного возраста во многом связана с межличностным взаимодействием и личностным потенциалом воспитателя, а не только с качеством материально-технического оснащения развивающей предметно-пространственной среды и используемых ИКТ.

При формировании культуры личности, с учетом приоритетности системно-деятельностного и культурологического подходов, ценностно значимыми в работе с дошкольниками следует считать современные технологии деятельностного типа. Их реализация предполагает соблюдение принципов субъектности, проектирования, конструирования и создания ситуации нравственного и культурного обогащения, используемых в контексте различных видов детской деятельности, принципа активности ребенка в образовательном процессе и нормативной ситуации и пр. Остановимся на некоторых таких технологиях более подробно.

Особый интерес представляет технология организации «гостевых дней», то есть дней встреч дошкольников разных возрастных групп, во время которых они систематически могут участвовать в разнообразной деятельности по собственному выбору и обогащать опыт вербального и реального культурного поведения. Для формирования основ культуры личности эффективными следует считать следующие виды «гостевых дней»: 1) «Творческие мастерские» (практикуются мастер-классы различной направленности для детей и родителей, например коллективные работы дошкольников по изготовлению народных игрушек, созданию творческих работ в нетрадиционных техниках, техническому конструированию и моделированию и т. п.); 2) «Игровой день» (предполагает разновозрастное игровое взаимодействие, обеспечивающее обогащение опыта культурного, игрового, межнационального или межличностного общения, формирование ценностных ориентаций и пр.); 3) «Клуб по интересам» (учитывая индивидуальные предпочтения воспитанников, педагоги организуют соответствующие творческие площадки по интересам в физкультурном или музыкальном зале, экологической или игровой комнате, в уголке лего-конструирования или речевом уголке и пр.) [41].

Технология «Портфолио» значима для отслеживания индивидуальных достижений каждого дошкольника в условиях ДОО и семьи. С целью формирования культуры личности у дошкольника наряду с традиционными рубриками можно включить ряд разделов или пунктов, которые будут отражать процесс приобщения к социо- и этнокультурному наследию. Например, разделы: «Дерево добрых дел», «Я люблю...», «Мне нравится», «Портрет моего ребенка», «Мои добрые дела», «Мир, красота, доброта вокруг меня» и пр. Особого внимания заслуживает портфолио выходного дня, которое может быть отдельным и важным разделом и приложением к основному портфолио дошкольника, поскольку в нем должны найти отражение целевая программа и итоги взаимодействия педагогов, детей и родителей на весь учебный год, предполагающие посещение в выходные дни «культурных объектов», экскурсионную работу, работу над личными отчетами и пр. Для формирования гармоничной и культурной личности важно не просто отмечать факт посещения, делая фотоколлаж, но и включать материалы о впечатлениях ребенка, отраженных в творческих работах (рассказе, стихотворениях, продуктах творческой деятельности, результатах технического конструирования и моделирования) [42].

В процессе реализации проектной технологии практикуются различные виды деятельности, а результат достигается путем совместной работы взрослого и детей над конкретной проблемой. С целью организации систематической проектной деятельности для формирования всех основополагающих слагаемых культуры личности дошкольника важно грамотно распланировать соответствующую тематику на весь учебный год, максимально используя педагогическую ценность каждого вида детских проектов, например: исследовательские («Проект по формированию и развитию национальной культуры в дошкольном возрасте» и пр.); познавательные («Народные праздники», «Мои права», «Театр народного костюма», «Учимся интересно отдыхать» и т. д.); игровые («Азбука правильного питания», «Путешествие в страну этикета» и пр.); информационные («Народы Поволжья», «Культура поведения в общественных местах», «В здоровом теле – здоровый дух» и пр.); творческие («В гости к королеве красоты и опрятности», «Красота вокруг нас» и пр.) [43–44].

Игровые технологии («Двигательный рассказ», «Юные реставраторы», «Музыкальная шкатулка» и пр.) позволяют сделать достаточно эффективным процесс формирования базового компонента культуры личности дошкольника в детском саду посредством реализации социокультурного назначения игры, возможности межнациональной коммуникации, реализации коммуникативной, диагностической, воспитательной и иных функций игровой деятельности. Однако на современном этапе должно быть сбалансированным и педагогически оправданным соотношение игр, обеспечивающих погружение игроков как в «моделируемую среду» (заменяющую реальную систему бытовых, производственных или социальных аспектов жизнедеятельности людей посредством мнимой или воображаемой ситуации, предметов-заместителей, свернутых действий и пр.), так и в «виртуальную среду», создаваемую посредством мультимедийных средств, видео, анимации и пр. Приоритетным должно оставаться межличностное взаимодействие игроков и возможность проявления по отношению к участникам различных видов активности, возможность максимально использовать воспитательный потенциал игры и пр.

В практике дошкольного образования стали активно использовать интерактивную технологию для обучения, направленную на освоение знаний и формирование у детей важных социально значимых качеств и умений посредством реальных или вымышленных ситуаций. С целью формирования в гармоничном единстве когнитивной, эмоциональной, мотивационной и праксиологической составляющих культуры личности в период дошкольного детства целесообразно использовать несколько видов кейсов. Например, для ситуационного вербального анализа и выработки дошкольниками своего взгляда на ее решение лучше применять «кейс–стади», то есть ситуации, в которых сначала участникам описывается конкретная жизненная история или формулируется проблема, а затем им предлагается найти пути ее решения (например, «Разговор по телефону», «Как вежливо попросить игрушку у друга» и пр.). Для формирования мотивационного и эмоционального компонентов культуры личности лучше использовать «фотокейс» (дошкольниками представляется фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему и которое сопровождается текстом, описывающим совокупность событий, или задание, в котором заложена мотивация к решению проблемы, например фотокейс «Девочка не ест кашу»). Для формирования праксиологической составляющей культуры личности эффективно использовать «кейс-ролевое проектирование» с приемом обмена ролями, когда в виде инсценировки детям представляется правдивая социально-психологическая ситуация для оценки поступков и поведения участников. В этом случае создаются все необходимые предпосылки для расширения вербального и реального опыта культурного поведения дошкольников посредством проигрывания заданных ролей (например, ситуация столкновения детских интересов в игре и способы ее конструктивного разрешения и примирения сторон) [45].

В условиях внедрения ФГОС ДО важное значение приобретают технологии организации культурных практик ребенка, в процессе которых обогащаются социокультурные знания, опыт культурной деятельности, обеспечивающий преемственность существования культуры между поколениями. Для формирования культуры личности у дошкольников важна организация культурных практик следующей направленности: коммуникативно-диалоговые, в ходе которых генерируются идеи по поводу решения проблемы (их обосновывают с помощью тех или иных аргументов, выявляют и сопоставляют разные точки зрения); вербально-практические, которые обогащают жизненный опыт; имитационно-игровые, необходимые для творческого переноса полученных представлений в новые условия. Технологию организации таких культурных практик можно представить следующим образом: вначале важно накопление первичных представлений о культурном наследии посредством активной обучающей роли воспитателя; затем – формирование представлений о нормах здоровьесбережения, этики, права или культурного поведения и соответствующих ценностных ориентаций при условии партнерской позиции педагога дошкольного образования; наконец, создание условий для самостоятельного вербального и реального практикования дошкольниками накопленных знаний для формирования основ культуры личности на основе обеспечения использования основных психологических механизмов, обеспечивающих развитие нравственной сферы личности и пр. [46, 47]

 

Заключение

 

Итак, дошкольное детство – важный период для закладывания основ культуры личности (культуры еды, здоровья, поведения, досуга, общения, правовой культуры и пр.), предполагающий формирование в гармоничном единстве когнитивной, эмоционально-чувственной, мотивационной и праксиологической составляющих. В соответствии с ФГОС современные методологические подходы обусловливают изменение общей парадигмы воспитания у дошкольников основ культуры личности посредством использования современных технологий деятельностного типа, которые прослеживаются в переходе: а) от определения цели дошкольного образования как простого усвоения этических знаний и общественно одобренных норм культуры поведения к обеспечению коммуникативно-деятельностного и системно-деятельностного подходов, содействующих формированию ценностных ориентаций, стимулированию мотивации и оценочных суждений, обогащению опыта вербального и реального поведения посредством создания индивидуальных образовательных траекторий культурного образования, приобщения к практике, мотивированной для дошкольников культурно-смысловыми контекстами и связанной с текущими детскими интересами; б) от шаблонного использования традиционных методов и форм воспитания детей к грамотному применению инновационных технологий, позволяющих задействовать все основные механизмы развития культуры личности человека с учетом возрастных особенностей дошкольников. В их числе – ключевые механизмы развития нравственной сферы дошкольника (идентификации, подражания-имитации, внутренней и внешней оценки и общий механизм интериоризации/экстериоризации базисных этических и социокультурных понятий) и механизмы культурной конгруэнтности и нормативной диспозиции становления ребенка как субъекта культуры и пр.