Full text
Важнейшей задачей современного образования является его интеграция с профессиональной деятельностью. Профессиональное образование реформируется и совершенствуется, становится одной из основных потребностей человеческой деятельности на протяжении всей жизни. От способности этой системы удовлетворять потребностям общества и личности принципиально зависят перспективы развития страны. Однако сложившаяся система обучения в России не в полной мере соответствует потребностям личности, общества и рынка труда. В условиях рыночных отношений профессиональное образование не может гарантировать выпускнику рабочее место. Рыночная экономика ставит перед системой высшего образования новые вызовы, риски и требует глубоких преобразований. Следствием этого стала его структурная перестройка и реформа в России. Перед высшим образованием сегодня поставлена задача обеспечения качества подготовки специалистов, ориентированных на инновационную профессиональную деятельность. Проведение ежегодного мониторинга эффективности обязывает вузы отслеживать и изучать результаты трудоустройства их выпускников, что существенно влияет на поиски новых путей совершенствования процесса подготовки бакалавров. Подготовку экономистов и менеджеров для производственной и социальной сферы осуществляют профильные университеты, имеющие государственную аккредитацию. В течение последнего десятилетия почти в каждом вузе готовили экономистов и менеджеров, что перенасытило рынок труда посредственными специалистами, оторванными от современных экономических потребностей и технологий. Выпускники были вынуждены не по специальности или получать дополнительное образование. По результатам Мониторинга эффективности многие вузы лишились аккредитации по экономическим направлениям подготовки. В связи с чем, встал вопрос о реформировании образовательных программ и пересмотре взаимодействия с потенциальными заказчиками образования. С введением образовательных стандартов ФГОС ВО и профессиональных стандартов существенно расширились возможности вузов самостоятельно, совместно со всеми участниками образовательного процесса, наполнять образовательные программы, совершенствовать педагогический процесс и формировать профессиональную направленность будущих бакалавров с учетом потребностей работодателей и региона. Выделение государством значительных ресурсов на строительство и функционирование Коворкинг центров, Технопарков, Кванториумов, проведение чемпионатов профессионального мастерства WorldSkills и других способствует процессу реформирования образования и вовлечению студентов вузов в современный экономический и технический уклад. Все это определяет как научную, так и социальную актуальность нашего исследования. Подготовка экономиста, как востребованного специалиста высокого класса, возможна если у бакалавра сформирована, за время обучения в университете, профессиональная направленность. В дальнейшем, она поможет выпускнику найти свое место в жизни, реализовать себя в профессии, быстро адаптироваться к новым условиям, получить достойную работу, уверенно создавать свою семью и улучшать ее благосостояние. Профессиональная направленность личности студентов вуза – это важнейшее, значимое качество личности, которое напрямую связано с учебной активностью, профессиональным ростом, успешной адаптацией в профессиональной деятельности, а также во всех других сферах его деятельности. Констатирующий этап эксперимента показал, что на оптимальном уровне находятся лишь 23,8% студентов университета. Для формирования успешного гражданина российского общества, социально активного профессионала необходимо изменить акцент в мировоззрении современной молодежи, направив стремления на повышение уровня мотивации и освоение профессии. Исследователи имеют различные концептуальные подходы к определению понятия профессиональной направленности, так Г.А. Журавлева рассматривает профессиональную направленность как «комплекс установок в отношении различных сторон той или иной деятельности» [1]. Ю. А. Афонькина предлагает следующее определение профессиональной направленности: «это система устойчивых свойств человека как настоящего или будущего субъекта труда, определяющих его психологический склад, обеспечивающих его активность по конструированию собственной (потенциальной или актуальной) профессиональной деятельности, выступающая движущей силой профессионального самоопределения»[2] . А.Г. Колденков считает, что профессиональная направленность – «это динамическое свойство личности, которое характеризует доминирующее, осознаваемое отношение данного человека к избранной профессии» [3]. Профессиональную направленность как «отношение человека к конкретной профессии, совокупность определенных действий и необходимых знаний и навыков» определяет В.Г. Немировский [4]. Проблема профессиональной направленности проанализирована в монографии А.С. Сейтешева, где прослеживается механизм развития личности, дана педагогическая характеристика профессиональной направленности личности, определены психологические предпосылки и педагогические условия формирования такого качества личности. Выявлены пути и средства, которые способствуют ее успешному развитию. Автор выделяет установку на интересы, потребности, идеалы, убеждения, способности и склонности к определенному типу деятельности [5]. Интересна точка зрения Э.Ф. Зеера, который считает профессиональную направленность «интегральным (системным качеством личности, определяющим отношение к профессии, потребность в профессиональной деятельности и готовность к ней. Системообразующим фактором (ядром) направленности является потребностно-мотивационная сфера, составляющая ее профессиональную позицию» [6]. Значительная группа исследователей рассматривает профессиональную направленность как интегральное образование. Так Б.Ф. Ломов рассматривает профессиональную направленность личности, как интегральное свойство, которое характеризует позицию и отношение человека к своей профессии, оказывающее влияние на подготовку и успешность в профессиональной деятельности. Он считает, что формирование устойчивой направленности оказывает сильное влияние на активность личности, на отношение к труду, на чувства и эмоции [7]. В.А. Сластенин под профессиональной направленностью личности понимает «осознанную и эмоционально выраженную ориентацию личности на определенный вид профессиональной деятельности» [8]. Н.В. Кузьмина профессиональную направленность личности связывает с интересом к профессии и считает свойством, интегрирующим цели, побудительные мотивы и эмоционально отношение к деятельности, определяет качественные характеристики компонентов профессиональной направленности, которые выделены на основе метода экспертных оценок и метода самооценки, делает акцент на содержании праксического и эмоционально-когнитивного компонента профессиональной направленности личности [9]. А.М. Новиков выделяет побуждающий компонент профессиональной направленности, который выражается в перспективах, интересах и потребностях, и оценочный компонент в мировоззрении, убеждениях и идеалах [10]. В. Гинзбург считал профессиональную направленность личности сложным и многогранным процессом, затрагивающим ранние этапы развития личности [11]. А. Рое [12] определял связь профессиональной направленности с интересами, установками и ценностями личности, тесно связанными с профессиональной̆ деятельностью. На основании теории А. Маслоу [13]. Ф. Герцберг включил в структуру профессиональной̆ направленности две главные группы факторов: сохранение (потребность в безопасности, избегание страданий, дискомфорта) и мотиваторы (потребность в самореализации, достижение целей̆ в границах профессиональной̆ деятельности) [14]. Дж. Холланд предложил классификацию типов людей̆ в зависимости от склонности к профессиям: реалистический̆, интеллектуальный̆, социальный̆, конвенциональный̆, предприимчивый̆ и артистический̆. Данные типы личности могут помочь в выборе профессии, направить обучающегося к определённой̆ деятельности. Так же ученый выделял, что сформированная профессиональная направленность каждого типа представляет собой совокупность развитых интересов, умений и навыков [15]. Д.Е. Сьюпер определял профессиональную направленность как основной и необходимый фактор профессионального развития. В исследованиях ученый сформировал понятие «уровень профессиональной зрелости» применительно к различным стадиям формирования профессионала. Опираясь на работы предшественников (австрийского психолога Ш. Бюллер) им выделены пять стадий профессионального развития. Характеризуя профессиональную зрелость, выделяет степень самостоятельности в решении профессиональных проблем, уточняя изменение уровня происходит по мере перехода от одной стадии развития к другой. Его модель профессионального развития личности отражает продвижение в рамках выбранной профессиональной области. Ученый считал, что профессиональным развитием можно управлять через влияние на «Я-концепцию», самосознание личности. Важным для нашего исследования из его концепции профессионального развития является вывод о том, что процесс профессионализации — это целостный, длительный процесс развития личности. На основе этого заключения складывается подход, который базируется на изучении особенностей профессионального становления в различных областях деятельности [16]. Из зарубежных исследователей интерес так же представляет точка зрения Б. Шледера, который рассматривает профессиональную направленность личности как систему ценностей, которая характеризует личность и определяет «выбор типов, средств и целей поведения» [17]. Методологическую основу исследования составили личностный подход, раскрывающий индивидуальность и ценность каждого человека (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, А.Г. Маслоу, В.Н. Мясищев, Г.Н. Сериков, В.А. Сластенин, М.Г. Ярошевский), деятельностный подход (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн), полисубьектный подход (И.В. Вачков, С.Д. Дерябко, А.Л. Журавлева, В.А. Петровского, Е.А. Сергиенко), аксиологический подход (А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, И.Л. Федотенко, Е.Н. Шиянов и др.), компетентностный подход, раскрывающий интеллектуально-информационную составляющую образовательного процесса (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Орлов, А.Н. Сергеев и др.) [18]. А также основные положения педагогики и методологии профессионального образования и методики педагогических исследований (В.И. Звязинский, И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, А.М. Новиков и др.) В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические: анализ научной философской, педагогической, психологической литературы, сравнительный ретроспективный анализ исследований по данной проблеме, систематизация материала, обобщение современного опыта по проблематике исследования, классификация; эмпирические методы, такие как анкетирование, тестирование, беседы, портфолио, панельная дискуссия, опросы, эссе, анализ практической деятельности; экспериментальные: констатирующий и формирующий эксперименты, статистическая обработка данных, математическая обработка результатов, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, анализ данных, полученных в ходе эксперимента. Выбор методов определялся в соответствии с задачами каждого этапа научного поиска. Обработка результатов исследования проводилась при помощи таблиц, статистических данных, классификации, диаграмм и схем. Проведенный нами эксперимент показал, что выбор педагогической технологии формирования профессиональной направленности студентов, такой как разработка и использование авторской программы «Профессиональная направленность», является правильным и результативным. Целью программы «Профессиональная направленность» является получение студентами необходимых знаний, умений и навыков в процессе обучения в вузе. При разработке педагогической технологии нами были определены следующие задачи: 1) Создание для студентов образовательной среды, с участием работодателей, проведение регулярных мероприятий: Дни Профессий, Дни Карьеры, круглые столы и мастер-классы для получения студентами знаний, о профессии от работодателей, трехсторонние дискуссии; 2) Привлечение студентов к профессиональной деятельности и проектной работе; 3) Развитие у студентов творческого подхода к профессиональной деятельности; 4) Создание Центра развития карьеры, который, при работе со студентами поможет выработке профессиональных качеств, необходимых в профессиональной деятельности; 5) Содействие студентам в изучении модулей программы обучения. Программа «Профессиональная направленность» состоит из трех компонентов: пояснительной записки, содержания программы и методических указаний. Пояснительная записка содержит цель и задачи обучения по данной программе. Содержание программы включает следующие модули: установочный, психологический, педагогический, самовоспитания, мотивационный, адаптационный, самовоспитания. При разработке данной программы нами были определены следующие действия: -определение цели и задач для успешного формирования профессиональной направленности; -отбор материала для содержания целевой программы; -выбор учебных, вне учебных и организационных форм; -разработка системы диагностики процесса формирования профессиональной направленности студентов. На рисунке №1 представлена структура педагогической технологии формирования профессиональной направленности. Рисунок № 1 Структура педагогической технологии формирования профессиональной направленности бакалавров в вузе. Основной целью программы является успешное, на высоком уровне, формирование профессиональной направленности бакалавров. Состоящее из учебной и профессиональной мотивации студентов, формирование профессиональных убеждений, самостоятельности при принятии решений, формирование профессионального мышления, развития творческих способностей, развитие позитивного отношения к будущей профессии. При отборе материалов и содержания для Программы нами были определены задачи: достаточности по объему, средняя по сложности, профессионально ориентированная, наличие информационных ресурсов, разносторонне развивающая, использование различных видов деятельности. При выборе учебных форм нами были определены: лекции, групповые дискуссии, мастер-классы, круглые столы, конференции, участие в Днях карьеры, экскурсии на предприятия, встречи с HR, индивидуальные собеседования. Для успешного формирования профессиональной направленности студентов нами были определены следующие этапы: 1) Этап исходной диагностики. На данном этапе мы определили как сформирована профессиональная направленность в процессе обучения студентов в вузе. Используя диагностический инструментарий, нами было проведено исследование по выявлению уровня профессиональной направленности. Исходя из полученных результатов, анализа, принято решение о необходимости проведения системной работы по исправлению и улучшению ситуации. Были определены цель и задачи, оценены возможности работы по вовлечению студентов в процесс формирования профессиональной направленности. Продумывая механизмы решения проблемы и необходимость партнерских взаимоотношений с работодателями, нами был выбран механизм социального партнерства и взаимодействия. Также мы привлекли к взаимодействию Центр развития карьеры студентов МФЮА, проведена работа по изучению готовности профессорско-преподавательского состава. Намечен план мероприятий для формирования у студентов профессиональной направленности. Определен круг лиц, из сотрудников университета, инициативных студентов, преподавателей, сотрудников HR предприятий и представителей различных компаний. С этой целью, мы обратились к главе городского округа Ступино и подготовили письма на руководителей предприятий округа, для взаимодействия и партнерства. 2) Этап формирования целей и задач, определение педагогических условий, создание нормативно-правовых документов для взаимодействия, программы для эффективности формирования профессиональной направленности. 3) Этап разработки программы и планирования ее реализации. Данный этап включает в себя организационную, методическую деятельность. Разработка программы, согласования со всеми заинтересованными сторонами, подписание соглашений о сотрудничестве, утверждение программы, доведение информации до исполнителей, обсуждение в группах, корректировка программы, дополнение, готовность к работе. 4) Этап изучения программы, проведение мероприятий по взаимодействию, подготовка и проведение Дней Профессий, Дней Карьеры. Сюда также включается регулярный мониторинг освоения студентами каждого модуля программы, проведение опроса работодателей, по авторской анкете. Обработка полученных результатов, анализ и корректировка программы, при необходимости. 5) Заключительный этап, рефлексии и подведения итогов работы. Проведения анализа на основе анкетирования, эссе, тестирования студентов, сопоставления этих результатов с предыдущими, которые были получены до изучения целевой программы. А также оценка уровня сформированности профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете. Подведение промежуточных и общих итогов работы. При формировании профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете нами использованы педагогические технологии, интегрируемые в педагогический процесс университета, которые представляют собой научно обоснованную систему управленческих, педагогических и воспитательных взаимодействий: постановку цели, проектирование, содержание, комплекс приемов, форм, средств, педагогических технологий обучения и воспитания. При таком профессиональном подходе формирования профессиональной направленности будущих экономистов создаются педагогические условия для успешного развития и формирования профессиональной направленности у бакалавров в период обучения в университете. Отличительными особенностями данной педагогической технологии являются: 1) Структура и содержание технологии основано на идеи программного и диагностического сопровождения формирования профессиональной направленности бакалавров; 2) Широко используется механизм социального партнерства и взаимодействия; 3) Разработана и применяется часть технологии, такая как, целевая программа «Профессиональная направленность»; 4) Реализация технологии происходит в пять последовательных этапов, каждый из которых имеет свои четко определенные задачи и содержание; 5) Данная технология формирования профессиональной направленности бакалавров является частью психолого-педагогической технологии формирования профессиональных компетенций и направленности личности бакалавров экономических специальностей, помогает выполнить требования образовательных и профессиональных стандартов по укрупненной группе специальностей 08 «Экономика и управление». Таким образом, содержательно-технологический компонент по формированию профессиональной направленности бакалавров экономических специальностей в университете - это взаимодействие всех участников образовательного процесса, студентов, преподавателей, предприятий, бизнеса, центра развития карьеры студентов с целью получения устойчивой мотивации, положительного отношения к учебной и профессиональной деятельности, быстрой адаптации персонала на предприятиях городского округа и в регионе, достижения высокого уровня знаний, умений и навыков, выработки необходимых для работодателей компетенций и профессионально важных качеств личности студентов. Данная педагогическая технология состоит из пяти последовательных этапов, каждый из которых имеет набор организованных действий и включает в себя постановку цели и задач, педагогических подходов и принципов, разработку целевой программы, при использовании механизмов социального партнерства и взаимодействия, описания алгоритма последовательных действий, выбора форм мероприятий, проведения анализа полученных на каждом этапе результатов, их корректировке и оценки. В заключение хочется привести высказывание заведующего отделом Института статистических исследований и экономики знаний, заместителя директора центра Института статистических исследований и экономики знаний Форсайт-центр НИУ ВШЭ, кандидата экономических наук, Александра Чулка, «твоя профессия сегодня - это суммированные требования к работнику со стороны работодателя». Данная педагогическая технология позволяет студентам, в процессе обучения в вузе, узнать требования и потребности работодателей, «окунуться в профессиональную среду» обучаясь в университете.