Full text

Введение

 

Как известно в школе формируются навыки общения со всеми субъектами образовательного процесса. По окончанию начальной школы, как утверждает В.С. Мухина, «заканчивается детство», ребенок переходит в подростковый период. Этот период очень важен для младшего школьника, так как он повлияет в дальнейшем на всю его жизнь. Развитие ребенка идет неравномерно, и это происходит вследствие особенностей типа нервной системы, темперамента, ситуации в семье и в школе [1].

Д.Б. Эльконин считает, что ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение сверстников.10-11-летний возраст – пограничный между детством и отрочеством. В этом возрасте у детей повышенная активность, им свойственно находить новые интересы и увлечения. В этот период младшему школьнику наиболее интересно общение со сверстниками, чем с взрослыми. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова основным изменением, происходящим с младшим школьником, определяют сферу общения с одноклассниками и установление близких отношений в коллективе. Следовательно, у четвероклассника меняется ведущая деятельность – от учебно-познавательной деятельности к общению со сверстниками в общественно-полезной деятельности [2]. Именно поэтому формирование навыков общения остается одним из самых актуальных вопросов в школьный период.

Проблемам  общения посвящены труды Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, В.С. Мухиной, Л.Ф. Обуховой, Д.Б. Эльконина и др. В них рассматриваются особенности личности младшего школьника и навыков общения в этом возрасте.

В своем исследовании формирование навыков общения четвероклассников решается средствами проектов.

Работы Л.В. Байбородовой, Е.С. Заир-Бек, И.С. Сергеева и др. рассматривают метод проектов и использование его во внеурочной деятельности, а также применяя его на уроках. В их работах отмечено, что проектная деятельность создает положительную мотивацию учеников к обучению, а также благодаря ей можно формировать навыки общения [3]. Сейчас в школах популярна проектная деятельность, ее очень часто используют во внеурочной деятельности. Ученики посредством проектной деятельности общаются друг с другом, узнают новое, взаимодействуют в коллективе, с учителем и с родителями.

Целью исследования является выявление педагогических условий формирования навыков общения у четвероклассников в процессе подготовки проекта «Космос».

Мы предполагаем, что формирование навыков общения у четвероклассников будет проходить эффективнее, если будут использованы возможности метода проектов во внеурочной деятельности. Ученикам предложено поучаствовать в проекте «Космос», создать всем классом постер по этой теме.

 

Методология и результаты исследования

 

Межличностные отношения – по определению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, - «это субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т.е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения» [4, c. 206]. В основе межличностных отношений находятся эмоции, симпатия, антипатия, интерес и т.п. То есть человек строит свои отношения исходя из того, интересен и нравится ему собеседник, сходятся ли во взглядах. В  школе формируются основные навыки общения, ученики узнают, что такое дружба и как общаться с другими людьми. Важно создать условия для успешного развития коммуникативных навыков [5].

Психолог С.Л. Рубинштейн считает, что сердце человека «соткано» из его отношений к другим людям [6]. Человеческие отношения – это все, через что проявляется личность. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте, и этот опыт является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. В  этот период закладывается уверенность в себе и успешность общения вне дома со сверстниками [7]. Если ребенок не ощущает чуткости и любви со стороны окружающих, у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Поэтому так важно научиться общаться именно с младшего школьного возраста и учиться этому всю жизнь.

На формирование личности четвероклассника и развитие у него навыков общения влияют возрастные особенности, прежде всего психологические: расширение интересов ребенка, повышенная самостоятельность, формирование и понимание собственного Я, происходит пик эмоциональной нестабильности, частая смена настроения, низкая самооценка [8].

Итак, важно в организации работы по проектам учитывать особенности взросления ребенка. Однако межличностное общение четвероклассника не достаточно развито.

Для изучения этой проблемы было проведено исследование по диагностике навыков общения четвероклассников. В ней приняли участие двадцать пять учеников четвертого «В» класса. Для проведения диагностики была использована методика Р.В. Овчаровой «Коммуникативные склонности», которая была адаптирована для возраста 10-11 лет [9]. Методика состоит из двадцати вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». По результатам диагностики детей был произведен подсчет баллов: балл давался за каждый ответ «да» на нечетные вопросы и за ответ «нет» на четные, а сумма делилась на двадцать. Полученные результаты позволили определить уровень навыков общения четвероклассников: высокий уровень – ученик легко осваивается в коллективе, находит общий язык со своими сверстниками и с взрослыми, легко заводит новые знакомства; средний уровень – ребенок при необходимости может завести новые знакомства, поддержать беседу, общаться с другими людьми; низкий уровень – ученик не стремится общаться со своими сверстниками, боится новых компаний, чувствует себя скованно и стеснительно, первым на контакт не пойдет.

Результаты диагностики представлены в диаграмме.

 

 

Рисунок 1 – Результаты диагностики навыков общения у четвероклассников

 

После проведенной диагностики было выявлено, что у 24% (шесть человек) – высокий уровень навыков общения. Эти ученики любопытны, легко идут на контакт, быстро ориентируются в различных ситуациях и в новом коллективе, могут организовать команды для выполнения работы. 20% (пять человек) четвероклассников имеют уровень выше среднего, у 24% средний уровень навыков общения, 20% имеют уровень ниже среднего и у 12% (три человека) низкий уровень. Можно сделать вывод, что у 56% учеников есть трудности в общении со сверстниками и с взрослыми. Они редко высказывают свое собственное мнение, мало взаимодействуют с  коллективом.

Мы предположили, что включение четвероклассников в проектную деятельность во внеурочной деятельности может стать эффективным средством развития навыков общения, так как они любят занятия по интересам, участвовать в мастер-классах, проводить время в коллективе. Поэтому создание проекта «Космос» поможет обучающимся научиться общаться друг с другом и развить навыки общения. Метод проектов помогает развить творческие способности ребенка, навыки общения, при правильной организации процесса ученик может раскрыть себя в полной мере.

Представим характеристику проекта «Космос», его специфику и особенности. Во внеурочной деятельности учитель предлагает детям включиться в реализацию проекта «Космос». Это создание стенда, на котором представлен постер, где расположены рисунки по теме, интересные факты, биография космонавтов. Тема космоса очень актуальна, ее касаются на уроках окружающего мира, а затем и в старших классах. Ученикам интересны созвездия, факты про космос и космонавтов.

Проект нужен для того, чтобы ученики научились взаимодействовать друг с другом, находить компромиссные решения, генерировать идеи все вместе, слышать и слушать каждого члена коллектива и учитывать особенности. Роль учителя в проекте – это наставничество и помощь. В случае затруднения учитель может выступить помощником, предложить идеи. Ученикам важно реализовать свой творческий потенциал, быть услышанными и понятыми.

Приведем пример одной из частей проекта «Космос» - создание коллективного постера. Постер используется для того, чтобы заинтересовать учеников определенной темой. На нем кратко и емко приводится информация, располагаются красочные изображения. В школе невозможно пройти мимо постера, так как он привлекает внимание своей яркостью.  Для начала учитель настраивает учеников на выполнение проекта (лучше всего, чтобы это была неформальная обстановка, то есть детям можно ходить по классу, выражать свободно свои мысли, не поднимая руки, и т.п.). Четвероклассники почувствуют, что они сейчас не на уроке, а в творческой лаборатории, где они будут создавать и воплощать свои идеи в реальность. Далее учитель рассказывает о том, что сейчас ребятам предстоит всем вместе создать общий постер по теме космос, он предлагает идеи по оформлению, показывает их на презентации. Учителю важно не навязывать свои идеи, дать возможность ученикам придумать  их самостоятельно, то есть дать им на это время, проявить терпение и внимательность, для того чтобы дети сами создавали свой продукт. Можно задать наводящие вопросы, они нужны для большей включенности в работу: «Каким вы видите оформление?», «Что нам потребуется для создания?», «Кто и чем бы хотел заняться?», «Какие вы знаете интересные факты про космос?» и т.п [10]. После презентации и заданных вопросов ученики начинают генерировать свои идеи. Важно, чтобы ответы учеников были услышаны, а атмосфера творчества оставалась.

Далее ученики объединяются по группам. Каждая решает свои задачи. Первая группа оформляет ватман, делают основу, раскрашивают ее. Для того чтобы это получилось, нужно создать макет постера. Это уменьшенная версия самого постера. На нем ученики примерно изображают то, что хотели бы увидеть на ватмане. Выбирают шрифт для заголовка и текстов, определяют места для картинок и рисунков. Вторая группа собирает интересные факты про космос, космонавтов. Здесь важно выбрать именно любопытный материал, который будет интересен и ученикам и взрослым, кратко его изложить. Третья – подбирает и оформляет картинки по теме. Важно, чтобы они были в хорошем качестве. Главное, включить в работу каждого ученика. При создании отдельных частей постера учитель следит за процессом, чтобы во всех командах была мирная, творческая и дружелюбная атмосфера, направляет детей и не ограничивает их в общении. Именно при создании проекта они начинают друг с другом общаться. Общаясь в неформальной обстановке и на различные темы, они узнают друг у друга интересы, хобби. Здесь учитель также может быть помощником, он направляет детей, сам подходит и интересуется, задает вопросы, рассказывает про себя. Группы объединены одним общим делом, что помогает включить всех учеников в процесс создания продукта. Четвероклассники в группе учатся слышать и слушать собеседника, говорить, спокойно отстаивать свою точку зрения или принимать мнение другого человека. 

Индикатором успешности выступает командная работа над созданием проекта, а также продукт, получившийся в итоге. Важно воспитать в классе уважительное отношение друг к другу. Хорошим приемом сближения детей является совместный просмотр сделанных работ для проекта, добрые слова, сказанные каждой команде [11]. Ученики учатся замечать красоту у других, доброму отношению друг к другу. Необходимым условием доброго отношения является привлечение внимания к эмоциональному состоянию. Следует побуждать радоваться результатам вместе со своими сверстниками.

После создания всех частей постера, группы объединяются все вместе и оформляют его. Чтобы постер получился интересным, нужно грамотно распределить весь подобранный материал на нем, чередовать картинки с интересными фактами и заданиями. Затем оценить, какие детали еще можно добавить и доделать постер до конца. Далее ученики вместе с учителем оформляют постер на стенде. Стенд также можно оформить рисунками и небольшими картинками по теме. 

Каждый ученик вносит свой вклад в создание продукта. Для четвероклассников это очень важно, что их воспринимают, слышат, доверяют. Деятельность учащихся направлена не только на овладение новыми знаниями, умениями, но и на раскрытие творческого потенциала, формирование навыков общения и на создание продукта, имеющего значимость для других.

 Постер оформляется на стенде в фойе школы, чтобы другие ученики обратили на него внимание. Далее проект презентуется четвертым классам. Ученики распределяют роли и рассказывают о созданном им продукте. Так как проект направлен на формирование навыков общения, важно распределить слова так, чтобы у всех была возможность высказаться. Также, в качестве дополнения, можно снять видеоролик по созданию постера, где отразятся главные моменты проекта, и полученный результат показать в классах. Если в учебном заведении есть радио, то можно осветить данный проект, пригласив четвероклассников, чтобы они рассказали про получившийся продукт, создание, эмоции и чему они научились. По итогу вручается грамота классу за проделанную работу.

После всей работы и полученных результатов нужно провести рефлексию и похвалить, отметить каждого ребенка, что у него получилось, оценить вклад, который он внес при создании. Также важно, чтобы каждый четвероклассник высказал свое мнение по проекту, рассказал, чему научился, какую работу выполнил, с кем работал, про свои впечатления. На рефлексии вновь выполняется задача  – формирование навыков общения. Обучающиеся демонстрируют, как они научились учитывать мнение других, слышать и слушать, формулировать и высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, соблюдать корректность в высказываниях, благодарить своих товарищей. Учителю важно поддержать настрой, чтобы каждый ученик смог высказаться, и каждый был услышан. 

Положительным аспектом при создании постера является то, что ученики учатся общаться друг с другом, взаимодействовать в коллективе. Личностью можно стать только в обществе. Навыки общения формируются за счет того, что четвероклассники общаются друг с другом, с учителем, рассказывают про себя и слушают других. При коллективной деятельности происходит общение, и оно является неформальным. Ученики больше узнают друг о друге, находят новых друзей, преодолевают трудности в общении.

Индикатором успешности выступает то, что ученики вовлечены в процесс, получают приятные эмоции от создания постера и от взаимоотношения друг с другом, формируются навыки общения. Дополнительный эффект проекта - это повышенный интерес к проекту среди преподавателей, родителей и ребят из школы, а также получение новых знаний по теме космос.

 

Заключение

 

Таким образом, в ходе работы были охарактеризованы особенности формирования навыков общения у четвероклассников, обоснована возможность использования метода проектов, а также приведен конкретный пример проекта «Космос» - коллективное изготовление постера. Он свидетельствует о положительном влиянии использования проектной деятельности на формировании навыков общения у четвероклассников.