Full text
Введение Повсеместная технологизация, напряженность и изменения в социально-экономической среде – основные глобальные причины стресса современных сотрудников, в том числе работающий в сфере образования. Если же рассматривать стрессовые ситуации более детально, то их возникновение связано с современными жизненными тенденциями, а именно с получением огромного массива информации; с быстрым темпом деятельности, особенно профессиональной, приводящей к физическим и эмоциональным перегрузкам, увеличением объема выполняемой работы. Стресс, возникающий в результате воздействия приведенных выше факторов, может иметь отрицательные последствия как для отдельного работника в частности, так и для организации в целом. Поэтому всемирная организация здравоохранения признала стресс болезнью 21-го века, так как он сопровождает каждого человека во всех сферах его деятельности. Множественные изменения, происходящие в сфере российского образования, делают изучение стресса особенно актуальным, и на сегодняшний день особый интерес представляет проблема изучения стрессовых ситуаций в работе преподавателей вуза, выработки у них устойчивости к стрессовому воздействию, развития умения управлять стрессом в процессе педагогической деятельности. Как показывает практика, феномен стрессоустойчивости работников педагогического вуза изучен недостаточно и появление дисгармоничных и деформирующих элементов, негативно влияющих на деятельность преподавателя, не способствует развитию у них стрессоустойчивости. Управление стрессом в академической среде вуза затруднено наличием пониженных показателей жизнестойкости личности, доминированием отрицательной мотивации профессиональной деятельности, низким уровнем удовлетворенности трудовой деятельности, высоким текущим уровнем стресса, сниженным уровнем работоспособности, наличием аддикций к спешке и экстренным ситуациям. Обзор отечественной и зарубежной литературы Понятие стресса существует во многих науках и в каждой из них представлено свое определение, своё понимание причин, механизмов развития и проявлений. Термин «стресс» объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т. д. Различные аспекты стресса изучаются психологией, педагогикой физиологией, медициной, социологией и рядом других наук. Это связано, с одной стороны, с физиологическими и психолого-педагогическими механизмами стрессовых реакций, а с другой с социальным характером последствий производственных стрессов. Постоянно меняющиеся условия жизни человека, динамичный образ жизни приводят к возникновению стрессовых ситуаций, тенденция к увеличению которых наблюдается в последнее время. Стрессовые состояния оказывают воздействие на все виды человеческой деятельности [1]. В начале 1930-х годов американский психофизиолог Кэннон Брэдфорт впервые ввел термин «нервно - психический стресс». Он означал реакцию «борись и беги». Но основателем концепции стресса является один из известнейших физиологов ХХ века Ганс Селье. Именно с публикации результатов его исследований в 1936 году началось понимание и изучение стресса как общего адаптационного синдрома [2]. Стресс возникает в момент самой мощной реакции, выходящей из-под контроля. В общем восприятии стресс является фактором, который оказывает негативное влияние на весь организм человека. На протяжении всей истории человечества стресс сопровождает людей. Но сейчас это состояние становится все более распространенным. Несмотря на это, научно доказано, что небольшая часть стресса, наоборот, оказывает положительное влияние на человека, мобилизуя внутренние силы и обеспечивая нормальное функционирование организма. Однако, если стрессовое воздействие велико, то у человека начинаются серьёзные проблемы [3]. Проблема стресса заключается в том, что такое проявление может быть выражено необычно, сдержанно или вовсе не проявляться. В то же время стресс является одной из самых распространенных причин неприятностей, страданий и неудач каждого человека, ведь современный образ жизни — это постоянные нервы, эмоции, спешка [4]. Г. Селье подчеркивал, что не надо этого бояться, стресс является обязательным компонентом жизни человека. Он может, как снижать, так и повышать устойчивость организма [5]. А. Каган и Л. Леви развили идеи Г. Селье и благодаря их исследованиям, стресс стал рассматриваться как процесс с неразрывной обратной связью между всеми его причинными факторами, стал оцениваться через его влияние на производительность человека [6]. Данный подход позволил задуматься исследователям о необходимости выявлении факторов, которые положительно или отрицательно влияют на продуктивность работников, климат в коллективе, общую социально-психологическую обстановку в организации. В отличие от данного подхода Т. В. Ефремова рассматривает стресс как особенность внешней среды с точки зрения беспокоящих или разрушительных стимулов (факторов стресса). Стресс-фактор – это неблагоприятные обстоятельства, вызывающие стрессовое состояние. Другими словами, это такой раздражитель, который способствует запуску реакции борьбы или бегства. Он же называется стрессором [7]. Дж. Вейц выделил восемь вариантов стрессовых ситуаций, которые для большинства людей являются стрессорами: ускоренная обработка информации, вредные стимулы среды, предполагаемая угроза, нарушенные физиологические функции, групповое давление, разочарование, ситуация отсутствия контроля над событиями, самые важные ценности для человека находятся под угрозой [8]. Согласно Р. Лазарусу, стресс рассматривается как сочетание внешних факторов и внутренних проявлений, как косвенное отношение человека к обстоятельствам, то есть каждый человек реагирует на ситуацию по-разному, согласно своему характеру, опыту, текущему эмоциональному состоянию [9]. Стрессовая ситуация возникает в том случае, если обстоятельства субъективно воспринимаются как угрожающие. При этом важна ни реальность или мнимость угрозы, а наличие её для конкретного человека. Т. Кокс и К. Маккэй в своей модели рассматривает стресс как процесс-помеху, как проявление взаимодействия человека с внешней средой. Идея в том, что стресс рассматривается как часть сложной системы взаимодействия двух других систем - окружающей среды и человека. Это взаимодействие является непрерывным и динамичным, это закрытая система [10]. Различные сильные воздействия, значительные влияния на организм человека, приводящие к перенапряжению, вызывают отрицательные последствия. Иногда такие воздействия могут привести к положительным последствиям. В связи с этим исследователями выделяются две формы стресса: эустресс и дистресс [11]. Эустресс (положительный) повышает приспособленческие возможности организма, улучшая реакции и психическую деятельность и проявляется в результате положительных событий в жизни [12]. Дистресс (разрушающий) пагубно влияет как на психическое, так и физическое здоровье человека, в связи, с чем снижается способность организма бороться с внешними раздражителями [13]. Человек теряет желание бороться с дистрессом из-за психологического истощения, наступает апатия и депрессия. Поэтому дистресс необходимо предотвращать или, если человек оказался в таком состоянии, лечить [14]. При значительной силе негативного воздействия на организм первичный стресс переходит в его повреждающую форму – дистресс [15]. В стрессовом состоянии жизнеспособность организма всегда мобилизуется. Это не зависит от последующего направления эмоций: отрицательных или положительных [16]. Характер стрессоров сказывается на уровне интенсивности стресса и изменении стрессовой реакции во времени [17]. Современная жизнь все ощутимее нарушает сложившийся механизм отношений человека с окружающей средой. Число факторов, приводящих к состоянию стресса, так велико и они так часто возникают, что человек практически постоянно находится в состоянии стресса [18]. Причины психического стресса достаточно разнообразны: личностные противоречия, финансовые трудности, семейная атмосфера, затруднения в профессиональной деятельности [19]. По Г. Селье, стрессовая обстановка на работе приводит к мобилизации внутренних ресурсов, что в свою очередь может привести либо к сбоям в работе организма сразу, либо через некоторое время [20]. Т. А. Вир и Дж. Е. Ньюман определяют стресс на рабочем месте как состояние, вызванное взаимодействием людей и их работы, которое характеризуется глубинными изменениями, не позволяющими людям нормально функционировать на рабочем месте [21]. В. А. Бодров считает, что профессиональный стресс представляет собой многомерный феномен, выражающийся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию [22]. Профессиональный стресс также подробно описал Ю. В. Щербатых. Автор разделил профессиональный стресс на отдельные подвиды: спортивный стресс, учебный стресс, стресс руководителя, стресс медицинских работников [23]. Высокая стрессоустойчивость связана с рациональными убеждениями и отсутствием склонности все усложнять. Люди с низкой стрессоустойчивостью напротив склонны к преувеличению стрессогенности событий [24]. Говоря об управлении стрессом, необходимо отметить организационные стрессоры, которые могут сопровождать работников образования. По Н. В. Самоукиной, источники стресса включают в себя ряд факторов: рабочие условия (шум, освещение и т. д.); смена вида деятельности; ненормированный рабочий день; командировки (встречи с незнакомыми людьми, задержки в прибытии или отъезде и т. д.). Введение в практику новых технологий требует постепенной адаптации к новому оборудованию, к системам и методам труда [25]. Ошибки в методах, используемых для управления стрессом в организации, могут привести к различным последствиям для сотрудников, как для отдельного человека, так и для команды. Эти последствия могут быть выражены на различных уровнях: физиологический (ухудшение состояния здоровья, возникновение заболеваний), психологический (повышенная тревожность, эмоциональная нестабильность, переутомления, синдром хронической усталости), психологический (стрессовые синдромы или сложные переживания), поведенческий (чрезмерного курения, чрезмерного потребления алкоголя и т. д.). Из-за длительного воздействия стресса на работе может появиться эмоциональное выгорание [26]. Нами были проанализированы основные концепции стресса, согласно которым были предложены методы и приемы его управления. Согласно транзакционной модели психического стресса, существует три основных подхода к управлению стрессом: 1) оптимизация соответствия между организационными требованиями и возможностями сотрудников при их учёте психологических особенностей (меры профилактики: профессиональный отбор, развитие компетенций сотрудников, организация карьерных перестановок, развитие организационной культуры); 2) влияние на когнитивную оценку собственных навыков сотрудников и степень готовности преодолевать профессиональные трудности (мотивация персонала как стимул к работе основана на понимании потребностей и мотивов людей, особенно мотивов, способствующих трудовой деятельности. Чтобы деятельность работника стала эффективной, вознаграждение должно соответствовать его потребностям. Не каждая внешняя ситуация стимулирует деятельность человека, но только та, при которой влияние идет на его внутренние побуждения, соответствует его интересам и целям); 3) управление ответными реакциями на стресс-факторы - обучение сотрудников, их активная позиция в отношении профилактики организационного стресса. Ресурсная концепция содержит два подхода: профилактический - смягчение воздействия организационных и функциональных факторов риска во всей организации. К ним относятся: развитие организационной культуры; чёткое обозначение должностных обязанностей; прозрачность механизмов взыскания и поощрения; отсутствие дискриминации при карьерных передвижениях; нормы формального и неформального организационного поведения; укрепление командного и корпоративного духа. Психологическая поддержка для восстановления ресурсов и преодоления негативных последствий стресса (тренинги, корпоративные праздники и др.). В рамках процессуального подхода к преодолению организационных стрессов необходимо отношение к этому синдрому как к динамическому явлению. К. Маслач и М. П. Лейтер предложили модель управления стрессом, основанную на мониторинге корпоративного потенциала стресса в таких областях, как регулируемая рабочая нагрузка, оптимизация контроля, справедливость вознаграждения, чувство единства, разделение ценностей. При соблюдении всех условий, уменьшается вероятность возникновения профессионального стресса; организационном оздоровлении, включающем развитие корпоративной культуры, формирование корпоративного духа и т.п. [27]. Л. Р. Мерфи были предложены первичная, вторичная и третичная профилактика. Первичная профилактика - изменении условий труда для снижения стресса или его полного устранения (отбор, обучение, расширение возможностей персонала, контроль за точным выполнением рабочих задач). Вторичная - персонал обучен навыкам саморегуляции и релаксации, эффективна в сочетании с первичной. Третичная заключается в реабилитации персонала, подвергшегося стрессу. Сотрудникам, здоровье которых ухудшилось, предоставляются конфиденциальные консультации [28]. Труд академического работника можно охарактеризовать как труд высокой сложности, который сочетает в себе преподавательскую, научную, образовательную и организационную деятельность [29]. Специфика образовательной организации стимулирует педагогический коллектив к самоорганизации, самоуправлению, постоянному самосовершенствованию, а его деятельность является многофункциональной и полифункциональной. В педагогическом коллективе в большинстве случаев отсутствуют временные рамки выполнения тех или иных видов педагогического труда, что приводит к перегруженности преподавателей, психологическому выгоранию. Другой специфической особенностью педагогического коллектива является его преимущественно женский состав и феминизация из-за малого притока мужских кадров. В. А. Сухомлинский пишет: «В воспитании и обучении подрастающего поколения коллективные отношения учителей являются решающим условием успеха» [30]. По мнению В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова, сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в образовательной организации. Человеческий фактор включает в себя социально-психологические особенности каждого участника коллектива, а также состояние педагогического коллектива в целом: его микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и т.д. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на состоятельность каждого педагога, и, соответственно, на настоящих и будущих детей [31]. К факторам, вызывающим стресс в вузе, можно отнести: перегрузки на работе; необходимость выполнять трудно совместимые функции; поведение руководства, других педагогов и воспитанников; плохие условия труда; несправедливую оценку труда; неспособность адаптироваться к изменениям. Помимо ситуации, вызывающей стресс, немаловажную роль играет отношение к ней самого человека, который в ней оказался [32]. В результате хронического стресса у людей возникают различные негативные состояния, они влекут за собой не только отрицательные эмоции, но и снижение профессиональной продуктивности. Чтобы этого не произошло, необходимы профилактические мероприятия. Выделяются три группы факторов, влияющих на уровень стресса и удовлетворенность работой сотрудников академической среды: условия учебного заведения (требования к преподавателям и ресурсы), индивидуальные профессиональные качества преподавателя (стаж, должность, форма контракта, оклад) и его социально-демографические характеристики (пол, возраст, уровень образования, социального и семейного статуса) [33]. Ввиду того, что эмоциональность является одним из ключевых факторов донесения информации до окружающих, в частности студентов, много исследований посвящено ее исследованию в возрастной динамике развития как фактора ее управления. В начале педагогической деятельности наблюдается тенденция к тревоге, сконцентрированность на чувстве неудачи, данный период характеризуется как таковым отсутствием чувства радости за проделанную работу. Совершенно иные чувства академические сотрудники испытывают при обретении опыта, то есть появляется оптимизм к труду, преобладают позитивные настроения. Более опытные педагоги спокойны, как правило, не вспыльчивы, их сложнее вывести из психологического и эмоционального равновесия, как следствие, менее конфликтны. Преобладание среди кадров в академической среде женщин также вносит определённые коррективы при управлении стрессом, так как известно, что женщины более эмоциональны, это необходимо учитывать при управлении таким процессом как стресс, так как работа в педагогической среде считается более напряженной и изматывающей, негативно воздействующей на моральное и физическое состояние человека, нежели другие сферы деятельности. В этой связи можно вспомнить тот факт, что продолжительность отпуска у педагогических работников гораздо более длительная, нежели в других сферах деятельности, так как требуется много времени на восстановление морального (эмоционального), а иногда и физического состояния. Среди элементов управления стрессом на разных уровнях управления университетом также следует выделить социально-психологические ситуации, возникающие в процессе взаимодействия сотрудников. Говоря об академической среде, мы исходим из того, что ее основной единицей является кафедра, основная единица учебной и научной деятельности. Несмотря на то, что в психолого-педагогической литературе много рекомендаций по управлению стрессом, крайне мало сведений об о проявлениях и специфике данного феномена в академической среде. Предпринятый нами теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по теме исследования показывает, что стресс — это прежде всего более или менее выраженная нагрузка на организм. Небольшая часть стресса оказывает положительное влияние на человека, обеспечивая нормальное функционирование организма. Достаточно сильное и интенсивное воздействие имеет негативные последствия. Во всех случаях в состоянии стресса жизненные силы организма всегда мобилизованы. Это не зависит от последующего негативного или положительного направления эмоций. Уровень интенсивности стресса и изменения реакции на стресс во времени зависят от природы стрессора. Методологическая база исследования Теоретико-методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области педагогики и психологии. Экспериментальной базой исследования выступил Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого. В исследовании приняли участие 30 преподавателей в возрасте от 23 до 59 лет. Исследование охватывало период с сентября 2019 по июль 2020 года. Результаты исследования Для изучения стресса в академической среде педвуза, на основе концепции управления стрессами, предложенной А. В. Стеганцевым, нами были выделены следующие критерии: управление стрессогенностью ситуации (критерий «сопряженные с профессиональной деятельностью свойства и состояния»); управление своими психическими состояниями, развитие стрессоустойчивости как качества личности (критерий «личностные особенности»); восстановление в случае чрезмерного стрессирования (критерий «профессионально значимые мотивационно-ценностные ориентации личности») (Таблица 1). Таблица 1 Критерии и показатели управление стрессом в академический среде педвуза Критерии Показатели Диагностические методики Личностные особенности Свойства личности (ипохондрия, истерия, депрессия, психопатия, психастения, паранойяльность, шизоидность, гипомания) Пятифакторный опросник личности Мини-Мульт (СМОЛ) Жизнестойкость личности (вовлеченность, контроль, принятие риска) Тест жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д. А. Леонтьева) Профессионально-значимые мотивационно-ценностные ориентации личности Выраженность определенного типа организационной культуры (органическая, предпринимательская, бюрократическая, партиципативная) Диагностика типа организационной культуры» Т. Ю. Базарова - П. В. Малиновского Внутренняя, внешняя, положительная, отрицательная мотивация Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) Сопряженные с профессиональной деятельностью свойства и состояния Уровень удовлетворенности работой Опросник «Удовлетворенность работой» В. А. Розановой Уровень снижения работоспособности (монотония, психическое пресыщение, напряженность/стресс, утомление) Оценка состояний сниженной работоспособности ДОРС (модиф. А. Б. Леоновой, С. Б. Величковской) Аддикция к спешке и экстренным ситуациям (работоголизм, личное время, социальные отношения, темп жизни) Диагностика ургентной зависимости Шибко Уровень текущего стресса Шкала психологического стресса PSM-25 Самоотчет общего состояния здоровья (физическое, психическое) Опросник «Оценка здоровья SF-36» Индивидуальная картина стрессовых факторов Опросник «Факторы стресса на работе» Критерий «личностные особенности» позволяет выявить в каком состоянии находится сотрудник, уровень его жизнестойкости, не находится ли он в стрессовом состоянии. От этих качеств зависит возможное наличие различных нарушений личности. Критерий «профессионально значимые мотивационно-ценностные ориентации личности» позволяет выявить установки, ценности и цели профессиональной деятельности, мотивацию профессиональной деятельности. Из-за полного или частичного исключения эмоций одного из сотрудников, в коллективе могут складываться отрицательные отношения, что негативно влияет на уровень стресса и продуктивность деятельности в целом. Критерий «сопряженные с профессиональной деятельностью свойства и состояния» позволяет изучить работоспособность, удовлетворенность трудом, оказывает ли стрессовое влияние на сотрудника существующая система управления. Данные показатели напрямую показывают наличие или отсутствие стресса у подчиненных, от которого зависит эффективность их работы. На основе критериев и показателей нами были выделены следующие уровни стресса в академической среде педвуза: Высокий уровень: Сотрудник не мотивирован на выполнение трудовых функций. Ничего привлекательного в работе в ВУЗе не видит. Активность и инициативность не проявляет. Проблемы в сфере взаимоотношений с коллегами: мало контактирует с коллегами по работе и в основном конфликтует. Попытки как-то заинтересовать со стороны руководства игнорирует. Возможно, пребывает в невротическом состоянии, выражено эмоциональное выгорание. Средний уровень: Контакт и общение затруднены, не часто может найти общий язык с руководством. Мотивирован не всегда и не на всё. Со стрессовыми ситуациями, требующих значительных усилий и углубленных знаний, не справляется. Желания ходить на работу нет, проявляется только внешняя мотивация. Работой то удовлетворен, то нет, в зависимости от ситуации. Возможно проявление симптомов эмоционального выгорания. Низкий уровень: умеют приспособиться к каждому руководителю, не теряя в эффективности. Мотивированы, умеют эффективно преодолевать стрессовые ситуации. Умеют так организовать свою деятельность, чтобы получать от неё удовлетворение, знают, как избежать эмоционального выгорания и делают это. Анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал, что у 13% опрошенных диагностирована психастения, у 90% испытуемых такая черта, как ипохондрия находится в пределах нормы, у 73% такое состояние личности, как депрессия находится в норме, у 83% истерия выражена в пределах нормы. У 70% испытуемых показатель «психопатия» находится в пределах нормы. Слабо выражена паранойя у 30% опрошенных. По результатам диагностики шизоидности были получены следующие результаты: у 77% испытуемых данное состояние личности находится в пределах нормы. Слабо выраженная гипомания зафиксирована у 23% опрошенных. Показатели жизнестойкости у большинства сотрудников академической среды в норме, у 23% опрошенных этот показатель находится выше средних значений, у 64% испытуемых показатель в пределах средних норм), уровень стресса средний (умеренный) у 80% опрошенных. 77% респондентов удовлетворены своей работой. Половина опрашиваемых отмечают наличие действующей партиципативной организационной культуры. У 73% испытуемых преобладает внутренняя мотивация. У 93% испытуемых постоянно выражен страх не успеть, им не хватает времени, что логично, учитывая учебную, научную, документальную нагрузки на данный момент в системе образования. 60% опрошенных считают свою работу стрессогенной. Подавляющее большинство опрошенных считают, что уровень стресса наиболее высок в конце учебного года и они ощущают себя в этот период времени особенно истощенными физически и морально. Если в начале учебного года высокий уровень стресса отметили 7% опрошенных, то в конце учебного года эта цифра возросла до 10%. Для возможности наиболее эффективного управления стрессом в академической среде, нами была предложена модель, учитывающая сущность и специфику данного явления. Данная модель представляет собой схематическую попытку отразить психологическое содержание управления стрессом сотрудников академической среды педвуза (Рис. 1). Рис.1. Модель управления стрессом в академической среде педвуза Методы математической статистики позволили оценить достоверность между выборками. Мы использовали G – критерий знаков, t – критерий Стьюдента, корреляционный анализ. Проведённый корреляционный анализ показал наличие многочисленных как сильных, так и неустойчивых прямых, и обратных зависимостей. Обращает на себя внимание наличие устойчивой зависимости между ургентной зависимостью и заостренными чертами личности, такими как депрессия, паранойя, психастения, шизоидность, гипомания, то есть заорганизованность, постоянная спешка, необходимость постоянно учитывать сроки определенно негативно сказывается на стабильность личности. Такие заостренные черты личности как депрессия, психастения, шизоидность имеют связь с удовлетворенностью работой. Ипохондрия, истерия, паранойя имеют сильную прямую связь с удовлетворенностью трудом, в связи с чем можно сделать вывод, что данные черты личности крайне негативно влияют на удовлетворенность трудом и чем больше они выражены, тем она ниже. Со стрессом и его параметрами связаны большинство изучаемых нами параметров, что позволяет рассматривать его как центральный компонент в структуре обнаруженных связей. Компонент стресса «утомление» устойчиво коррелирует с заостренной чертами личности шизоидность, с другими (истерия, психопатия, психастения,) имеет связь, что может свидетельствовать о том, что при их выраженности, утомление от профессиональной деятельности наступает гораздо быстрее. Кроме того, сам стресс имеет связи с заостренными чертами личности (депрессией, истерией, поранойей, психастенией, шизоидностью), что также свидетельствует о негативном воздействии данных личностных черт на жизнедеятельность индивида в целом. Стресс имеет обратную устойчивую связь с жизнестойкостью и её компонентами, то есть при повышении стресса, жизнестойкость работника снижается, что приводит к снижению активности, безразличию к происходящему, недооценки или переоценки своих сил при принятии решений. Обращает на себя внимание шкала «пресыщения», она имеет устойчивые обратные связи со всеми шкалами критерия «жизнестойкость», то есть мы можем предположить, что рабочая нагрузка, превышающая потребности человека в труде, отрицательно влияет на удовлетворенность жизнью в целом, утомляет человека, делает его равнодушным. Стресс имеет прямую связь с ургентной зависимостью, что может говорить о том, что физическое или эмоциональное напряжение провоцирует постоянное ощущение нехватки времени, страха «не успеть», что в педагогической деятельности и так часто. А если ургентная зависимость у сотрудника академической среды выражена сильна, да и он к тому же находится в состоянии стресса, последствия для личности могут быть крайне неблагоприятными. По итогам корреляционного анализа можно выделить целый ряд факторов, с помощью которых можно повлиять на управление стрессов в педагогической среде педагогического вуза: нехватка времени; дозированная нагрузка; индивидуальная профилактика личностных нарушений. Технология управления стрессоустойчивости работников академической среды педвуза предполагает единство четырех этапов: первый этап - разработка теоретико-методических основ; второй этап – диагностический; третий этап – разработка программы; четвертый этап – прогностический. Для получения результата в практической деятельности по управлению стрессом у работников академической среды в педвузе необходима четко разработанная программа действий, набор исполнительских процедур и механизмов реализации цели, аппарат отслеживания результатов (психолого-педагогический мониторинг) и хорошо налаженная система информации о собственных результатах управленческих действий. Заключение В рамках изучения данной проблемы нами было конкретизировано научное представление о содержании и специфике стресса в академической среде педвуза, а также о способах управления им. Отметим новизну исследования, которая заключается в том, что показана зависимость показателя стресса от личностных и профессиональных факторов в академической среде, показана разница между показаниями стресса в начале и в конце учебного года; разработана и апробирована технология управления стрессом, которая основана на идее активизации психологических ресурсов личности, на принятии конкретных управленческих решений. В рамках изучения проблемы были обоснованы критерии управления стрессом в академической среде педвуза. Были выделены уровни стресса у педагогов, проведен констатирующий этап эксперимента, создана модель управления стрессом в академической среде вуза. Дальнейшая работа предполагает разработку и практическую реализацию программы, направленной на обучение педагогов способам управления стрессом и рекомендаций для руководства и сотрудников образовательных учреждений по профилактической работе.