Full text
Введение Постановка и актуальность проблемы. В современном мире происходит перестройки всех имеющихся экономических систем и взаимосвязей. В последние годы наблюдается трансформация деятельности в бизнесе и различных сферах деятельности человека, которая вызвана появлением и активным внедрением цифровых технологий нового поколения (искусственный интеллект, робототехника, интернет вещей, Big Data и тд.). Ключевыми компетенциями XXI века (так называемая модель 4К или Soft Skills) являются: 1. Критическое мышление. Сегодня для успешности в профессиональной деятельности недостаточно хорошо владеть своим «кусочком» знаний, необходимо видеть всю систему целиком, владеть технологиями получения знаний в этой системе. Таким образом происходит трансформация фрагментарного восприятия информации и выстраивается умение работать в системе. Кроме того, человек должен адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей среды и своевременно принимать верные решения 2. Кооперирование или сотрудничество. В современном мире все больше профессий и проектов возникают и развиваются на стыке нескольких дисциплин. Зачастую для решения возникающих проблем и вызовов необходимы люди имеющие компетенции в различных областях знаний. Сейчас крайне актуально собирать команду специалистов из различных областей для работы в одном проекте. Для того чтобы они могли коммуникатировать друг с другом они должны понимать друг друга. В будущем потребность в междисциплинарных подходах и решениях будет только расти. 3. Креативность. Креативный человек способен предлагать решение проблем по нестандартной схеме и создавать новые продукты. Современное поколение должно уметь работать в условиях цифровизации и использовать ее потенциал для разработки новых технологий. 4. Коммуникация. Современный человек должен быть готовым к коммуникации (у него необходимо формировать отсутствие страха перед выступлением, готовность ответить и задать вопрос в любой ситуации) и использовать известные ему вербальные и невербальные средства для достижения цели коммуникации. Мы являемся очевидцами смены технологических укладов и основ развития национальных экономик – переход к цифровой экономике. Данный переход предполагает и изменение требований к работникам во всех сферах жизнедеятельности человека: 1. Усиливается важность естественно-научной подготовки учащихся школ и выпускников колледжей и ВУЗов независимо от направления подготовки и направленности ребенка. 2. Владение компетенциями XXI века. 3. Прочные знания в технологической сфере (проектное мышление, цифровая грамотность и тд). Для образовательных организаций цифровая трансформация означает: 1. Изменение (обновление) целей и содержания образовательной работы, ориентировка на максимальное раскрытие потенциала каждого обучаемого, 2. Перейти от обучения и воспитания всех к обучению и воспитанию каждого, сменив организацию и методы образовательной работы, 3. Пересмотреть и оптимизировать используемые наборы (коллекции) учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов и сервисов. 4. Описать / отрефлексировать и оптимизировать используемые бизнес-процессы, сделать их открытыми (понятными) для всех стейкхолдеров (прежде всего обучаемых и педагогов), гибкими, масштабируемыми и естественными 5. Использовать все возможности современных ЦТ для механизации и автоматизации бизнес-процессов и всех видов работы с информацией, чтобы повысить результативность и производительность учебно-воспитательной работы. Цифровизация и компьютеризация образования сегодня являются необходимым и обязательным условием создания интеллектуальной базы современного информационного общества. Главное, что происходит в процессе цифровой трансформации (цифровизации) образования, – это формирования и распространения новых моделей работы образовательных организаций. В их основе лежит синтез:  новых высокорезультативных педагогических практик, которые успешно реализуются в цифровой образовательной среде и опираются на использование ЦТ,  личностно-ориентированного профессионального развития педагогов, которые способны добиваться требуемых образовательных результатов у каждого обучаемого,  передовых технологий доказательно-результативного распространения современных педагогических практик на основе образовательных стандартов нового поколения и современных управленческих технологий,  новых цифровых инструментов, информационных источников и сервисов, а также все шире распространяющейся в образовании технологической модели «1 ученик – 1 компьютер»,  организационных условий для практического осуществления необходимых изменений (поддержка учебного заведения и его руководителей со стороны родителей и учредителей, формирование соответствующего настроя в коллективе образовательной организации, поддержка педагогов при освоении ими новых ролей и методов работы). Проблема исследования определяется противоречиями: между возможностями современных цифровых технологий и реализуемой образовательными организациями моделью обучения и техническими возможностями; между необходимостью обеспечения ресурсов для решения задач социально-экономического характера в условиях четвертой промышленной революции и недостаточным уровнем информационной грамотности будущих учителей. Цель исследования – описание и обоснование информационных платформ, которые необходимо знать современному учителю, который обладает необходимым уровнем компетенций в области информатизации образования. Обзор отечественной и зарубежной литературы В документе «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» описаны положения которые стали основой становления цифровой экономики в нашей стране как новой концепции в разработке национальной политики, учитывающей мировые тренды глобализации и автоматизации [1]. Возможности цифровизации в области образования рассмотрены в работах П.Свярд, К.Уайт, М.Кларо, Салинас, Т.Кабелло-Хатт и др. Они останавливаются на раскрытии потенциала современных технологий и отмечают важность современного уровня компьютерной грамотности специалистов различных направлений [2-4]. В работах М. Шульца и К. Шольц, отмечается что использование компьютерных технологий на сегодняшний день дает возможность собирать информацию о ходе обучения, его траектории и проводить мониторинг результатов обучения [5]. Необходимость изменения содержания, организационных форм, методов и средств обучения в условиях становления цифровой школы обозначена А.Пономаревым, И.Дежиной [6]. Они предлагают модель определения научно-технологических приоритетов России и рассматривают возможные инструменты, направления их применения. Авторы подробно исследуют различные цифровые технологии, расширяющие взаимодействие участников цифровой образовательной среды, широкий спектр сервисных функций. В совместном исследовании The Boston Consulting Group и Всемирного экономического форума (Давос) «Новый взгляд на образование» представленное в статье Мэнью Энни Луо, В. Бутенко, К. Полунина «Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий» [7] проведен анализ ключевых компетенций XXI века и представлена модель в которой образовательные результаты, формируемые на всех этапах обучения учащихся разделены на три этапа (табл.1). При этом базовые навыки предназначены для решения повседневных задач. Это так называемые глобальные навыки присущие любому цивилизованному человеку, живущему в цифровом обществе [8]. Таблица 1. Базовые навыки, компетенции и личностные качества учащихся . Базовые навыки Компетенции Личностные качества Навыки чтения и письма (уметь читать, понимать и использовать письменную речь то есть создавать информацию в различных текстовых и визуальных форматах в том числе в цифровой среде) Критическое мышление (умение анализировать ситуацию и вырабатывать верные решения) Любознательность (открытость к всему новому) Математическая грамотность (умение использовать числа и символы) Креативность (умение разрабатывать новые способы решения задач) Инициативность (желание проявлять инициативу) Естественно-научная грамотность (умение использовать естественнонаучные знания для понимания принципов функционирования окружающей среды) Умение общаться (умение слушать, понимать, сообщать) Настойчивость (умение сохранять заинтересованность и прилагать все усилия для решения поставленной задачи) ИКТ-грамотность (умение работать с современными цифровыми технологиями) Умение работать в команде (умение работать над совместными проектами, умение предотвращать конфликты) Способность адаптироваться (способность оперативность менять планы, методы решения в ответ на вновь поступившую информацию) Финансовая грамотность (умение применять финансовые знания на практике) Лидерские качества (способность эффективно руководить и направлять работу коллектива) Культурная грамотность (способность анализировать и применять гуманитарные знания) Социальная грамотность (умение взаимодействовать с другими людьми в социуме) Гражданская грамотность (способность анализировать и применять гуманитарные знания) По мнению современных авторов Л.М.Андрюхиной, Н.О. Садовниковой, С.Н.Уткиной, А.М. Мирзаахмедова, в последние десять лет в России заметно интенсивное развитие технологических цифровых ресурсов, их активное освоение и педагогическое осмысление. При этом авторы выделяют технологии блокчейна (blockchain), телеприсутствия, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности [9]. Основными тенденциями являются: 1. Ф. Пиролли придерживается точки зрения, что в последнее время используется множество цифровых устройств, созданных в рамках университетов, цифровые рабочие пространства, платформы дистанционного обучения, совместные инструменты [10]. 2. Разрабатываются учебные платформы и программные продукты, особенно в социальных сетях (например, Фейсбук, Твиттери т.д.), а также инструменты совместной работы (Google Docs, Google Drive, Dropbox). Проблемы интеграции информационных образовательных ресурсов на уровне информационного образовательного пространства рассматривали В.Е.Бочков, Ю.Н. Дёмин, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, Л.Н. Келичев, К.К. Колин, В.Б. Моисеев, Г.П. Путилов, И.Б. Роберт, Н.М. Стадник, С.Р. Тумковский [11,12,13]. Вопрос использования новых информационных технологий в процессе обучения рассматривается в работах Ю.К.Бабанского, Н.Ф.Талызиной, Н.В.Апатова, Т.В.Габай, Ю.В.Башкатовой, В.П.Беспалько, В.В.Рубцова, П.Я.Гальперина, В.М.Монахова, Б.С.Гершунского, Л.И.Григорьева, Е.И.Зуевой, Н.В.Майоровой, М.В.Лапчик, М.В.Лось, Е.И.Машбиц, Г.К.Селевко, Э.Г.Скибицкого, Е.П.Фетиной [14,15,16]. При этом можно констатировать определенное отставание или как его называют ведущие ученые «Цифровой разрыв» в практической реализации формирования современных цифровых компетенций при обучении будущих учителей. Совершенно очевидно, что решение этой проблемы возможно через изучение дисциплины «Цифровые технологии в образовании». Методологическая база исследования Предлагаемые нами подходы к решению поставленных задач основаны на гуманистической парадигме обучения, идеях приоритета личностного развития, самоактуализации личности, самобытности и самоценности каждого человека, признании ученика главной действующей фигурой всего воспитательно-образовательного процесса, признании необходимости гибкого взаимодействия системы образования, общества и экономики. Теоретико-методологической основой исследования в статье послужили:  работы по теории и практике информатизации образования (Л. А. Беляева, Н. В. Иванова [17], Е. А. Власов [18], И. И. Зубова [19], О. М. Ильянцева [20], М. А. Бовтенко [21], Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева и др. [22], Ю. В. Штурба [23], Дж. Штульман, Х. Тейлор и С. ЛаХайе[24])  работы по истории и теории управления (А.А. Богданов [25], В.И. Маршев [26], Б.З. Мильнер [27] и др.). Результаты исследования Как показывают исследования ведущих ученых в области информатизации образования, по мере преодоления технологического цифрового разрыва в образовании начинает увеличиваться разрыв в использовании цифровых технологий, или «новый цифровой разрыв». «Новый цифровой разрыв» – неравенство между теми, кто используют ЦТ активно, для выполнения продуктивной, творческой работы (для выполнения разработок; механизации организационной работы; поддержания совместной работы, исследований, наблюдений, проектирования и пр.), и теми, кто использует цифровыми технологиями пассивно, для выполнения традиционных рутинных функций (как поставщика аудиовизуальной информации; как коммуникацию, воспроизводящую традиционный телефон, и пр.). Новый цифровой разрыв наблюдается во всех сферах, где появляются цифровые технологии, среди представителей всех социальных групп и различных слоев общества, в сообществах с высокой и низкой долей бедного населения. Он существует в школах и университетах. Совершенно очевидно, что в России преодоление данного разрыва идет по двум направлениям: 1. Развитие цифровой инфраструктуры.  подключение образовательных организаций к высокоскоростному интернету;  формирование цифровой инфраструктуры образовательной организации;  формирование цифровой компетентности преподавателей и студентов педагогического направления обучения. 2. Развитие цифровых материалов и методов цифрового оценивания и аттестации  разработка платформ с цифровыми коллекциями материалов;  разработка цифровых контрольно-измерительных материалов. Разумеется, необходимо знакомить студентов с данными платформами и средствами цифрового обучения таким образом формировать у них цифровую ИКТ-компетентность. Обзор отечественных и зарубежных исследований, представленных выше, а также современных достижений педагогической практики позволили нам разработать содержание дисциплины «Цифровые технологии в образовании». Дисциплина «Цифровые технологии в образовании» читается на протяжении одного семестра обучения. Дисциплина включает в себя следующие разделы: 1. Основы цифровых технологий (итология, структура и классификация информационных технологий. Информационные технологии конечного пользователя: пользовательский интерфейс и его виды; технология обработки данных и его виды; технологический процесс защиты данных; автоматизированное рабочее место, электронный офис, базовые и прикладные информационные технологии; инструментальные средства информационных технологий; принципы реализации и функционирования информационных технологий. 2. Программные средства в профессиональной деятельности (программные средства планирования учебных занятий (офисные технологии, ментальные карты). Программные средства подготовки учебных материалов (офисные технологии, сетевые технологии). Мультимедиа в образовании. Технологии организации совместной работы учащихся (на примере Wiki-технологии). Информационное обеспечение учебного процесса. Программные средства оценки и контроля знаний. Программные средства управления учебным процессом. Современные технические средства в учебном процессе. Средства автоматизации деятельности преподавателя и администратора образовательного учреждения. 3. Применение Internet- технологий в профессиональной деятельности (Обзор современных Internet-технологий, облачные технологии. Особенности профессионального общения с использованием современных средств коммуникаций. Сетевые сообщества. Телекоммуникационные системы и сети, в том числе, глобальные компьютерные сети. Использование социальных сервисов Web в организации образовательного процесса. Видеоконференции в образовательном процессе). Приведем обзор программных продуктов, рекомендованных к изучению в рамках данной дисциплины. Выделим следующие группы: 1. Электронные учебные системы (LMS – системы).  Google Classroom – система которая позволяет создавать виртуальные классы. У преподавателя есть возможность прикреплять задания, лекции, ссылки и оперативно проверять ответы обучающихся. Знакомясь с данным ресурсом, студенты создают собственный небольшой курс, записывают своих коллег в него и проигрывают сценарии проведения уроков используя данную платформу. Систему удобно использовать для организации смешанного обучения.  Stepik – эта платформа которая позволяет конструировать онлайн курсы. Причем данные курсы имеют четко выраженную структуру: модули, учебные недели. Есть возможность создать полноценный курс с тестами, практическим и теоретическим материалом, встроить презентации и организовать систему контроля. 2. Инструменты для цифрового творчества  iMovie – этот инструмент позволяет редактировать видео. Особенно данный ресурс актуален для филологов и лингвистов, когда возникает необходимость отредактировать видео для показа на уроке.  Thinglink – инструмент для создания аудиовизуальных учебных материалов. Thinglink предоставляет будущим учителям возможность реализовывать методики обучения, которые пробуждают любопытство учащихся с помощью интерактивного контента. Программа позволяет преподавателям создавать интерактивные изображения с музыкой, звуками, текстами и фотографиями. Они могут быть опубликованы на других сайтах или в социальных сетях. 3. Организация контроля знаний и достижений учащихся  Learningsapps – является приложением Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Приложение позволяет создавать различные викторины, задания используя многочисленные шаблоны.  Quizizz – сервис для создания опросов и викторин. Основные возможности: учитель создает викторину на своем компьютере, а ученики принимают участие в ней со своих мобильных устройств. При создании викторины учитель может вставить свою картинку с компьютера или скачать ее из интернета, указать время на обдумывание учеником заданного вопроса.  Google формы – один из типов документов, доступных на Google. Позволяет создавать форму с различными элементами или типами вопросов и хранить полученные данные и сами формы для опросов.  Kahoot! – образовательная платформа, основанная на играх и вопросах. С помощью этого инструмента можно создавать анкеты, викторины, дискуссии или опросы, которые дополняют уроки в классе. Приложение позволяет создавать презентации, тесты, организовать сотрудничество и совместную деятельность на уроке. 4. Интерактивные сервисы  Canva онлайн-платформа для создания графики с тысячами шаблонов. Используется для быстрого создания изображений, графики, инфографики на основе редактируемых шаблонов.  Wizer может использоваться педагогами для создания ресурсов с целью реализации технологий «перевернутого» урока, формирующего оценивания, смешанного обучения (интерактивных рабочих листов для практической работы или домашних заданий, бланков для итоговой оценки, анкет и форм обратной связи). Возможности сервиса позволяют быстро создавать широкий спектр типов заданий: открытые вопросы, множественный выбор ответа, сопоставление, установление соответствия, упорядочивание, заполнение пропусков в тексте, заполнение комментариев к изображению, таблицы, аудиозапись фрагмента. 5. Системы управления контентом и сетевым взаимодействием  Wix – считается ведущим конструктором сайтов для непрофессионалов. Достаточно большой выбор шаблонов и возможностей. Сайты получаются очень современные.  Tilda. Отечественный конструктор сайтов, основанный в 2014 году. Его особенностью является реализация блочной архитектуры построения веб-страниц. Этот конструктор позволяет развертывать сайты на основе уже заполненного и пустого шаблонов.  Google - легкая в освоение платформа для создания сайтов. Ей легко могут воспользоваться как учителя, так и учащиеся. Google сайты можно использовать не только как платформа для веб-сайтов, но и, например, как информационная доска и многое другое Заключение Обзор отечественной и зарубежной литературы, анализ современного состояния образовательных систем и ситуации в мире убеждает нас что современная система образования должна стать на путь цифровизации. Меняется система образования: растет доступность образовательных ресурсов, расширяются возможности для людей разных возрастов, появляются новые педагогические инструменты, реальность, в которой взаимодействуют все элементы системы образования, появляется цифровая педагогика, позволяющая формировать персональные образовательные траектории в онлайн-среде [28]. Совершенно очевидно, что для преодоления цифрового разрыва, который назревает сейчас в образовательном пространстве необходимо обучать будущих учителей современным инструментам цифровизации [29,30]. Можно сделать следующие выводы: 1. Изучение цифровых платформ формирует информационную грамотность педагога. 2. Современные цифровые платформы отлично встраиваются в курс обучения будущего учителя. 3. Необходимо формировать компетенции 4К в ходе обучения студентов в ВУЗе.