Введение / Introduction
В современных условиях предъявляются новые требования к личности и индивидуальности человека, к таким ее свойствам, как активность, самостоятельность, принятие решений, умение делать выбор, поступать ответственно и самостоятельно. Д. А. Леонтьев отмечает, что проблема свободы и ответственности – это не абстрактная философская проблема, это проблема жизненная, проблема в каком-то смысле выживания всех нас – страны и человечества в целом [1].
Категория ответственности остается недостаточно дифференцированной ни со стороны ее принадлежности субъекту, ни со стороны ее проявления, ни со стороны варианта, когда внутренне присущее индивиду качество ответственности не согласуется с достижением им общественных целей. Социальная ответственность не может быть развита при отсутствии личностной ответственности. Именно ответственность признается в настоящее время тем ценным качеством личности, которое необходимо каждому человеку не только для личностного развития, но и для адаптации к современному миру в период неопределенности и изменчивости [2], в силу чего его необходимо воспитывать [3].
Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [4].
Е. И. Исаев отмечает, что основной смысл воспитания – становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности. В данном понятии можно «вычитать» два исходных значения: во-первых, «воспитание» в своей корневой основе имеет «питание» или «напитание» воспитанников ценностями, смыслами и т. д.; во-вторых, «вос-питание» имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в настоящего человека [5].
Обзор литературы / Literature review
Под ответственностью подразумевают форму контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения [6]. Согласно Д. А. Леонтьеву, ответственность определяется как способность быть причиной самому, отвечать за следствия, производить целенаправленные изменения в себе и в мире: «Ответственность – это та сторона, которой моя субъективная причинность обращена к другим людям» [7]. М. К. Акимова, О. А. Галстян обращают внимание на важность принятия ответственности за свои действия при организации как индивидуальной, так и совместной активности индивида с другими [8]. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ответственность связывают со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой [9].
В современных исследованиях отсутствует комплексный подход к формированию социальной ответственности у подростков, в частности, входящих в группы риска.
В процессе социализации многие дети могут попадать в группу риска с возможностью дальнейшего отклонения в поведении, переживания одиночества в контексте дилеммы свобода – ответственность [10]. В связи с этим наблюдается возрастающий интерес к изучению социальной ответственности именно в подростковом возрасте, и особенно у групп риска, не имеющих в большинстве случаев идеальных образцов поведения, а также нравственной основы, позволяющей человеку самому управлять своим потенциалом и развитием.
О. Г. Кравцов подходит к пониманию психологической природы девиантного поведения в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [11]. Автор отмечает, что девиантное поведение может быть следствием нарушения в развитии субъекта деятельности [12].
Мы полагаем, что изучение социальной ответственности у подростков группы риска целесообразно проводить в контексте анализа значимых возрастно-психологических особенностей.
По мнению Н. Н. Толстого, важно обратиться к представлениям о развивающемся человеке в сложно организованном, глобализирующемся и быстро изменяющемся мире [13]. Автор уделяет внимание проблемам современного взросления, маркерам взрослости в направлении «личность — группа — социум» [14]. К. Н. Поливанова отмечает расширение рамок современного детства, его траекторий через семейный и профессиональный статус [15]. Ю. В. Громыко, В. В. Рубцов, А. А. Марголис обращают внимание на способность учащихся участвовать в деятельности различных социальных общностей, влиять на их развитие [16]. С. П. Будникова подчеркивает важность развития внутригрупповой сплоченности в рамках включения в различные виды общностей [17]. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев рассматривают понятие со-бытийной общности, внутри которой образуются способности, позволяющие индивиду не только входить в различные общности, но и выходить из нее, индивидуализироваться, быть само-бытным [18].
О. В. Рубцова рассматривает основные представления о подростковом возрасте в традиции культурно-исторической научной школы, в частности, обращает внимание на понятие роли, ролевого развития, ролевого экспериментирования в подростничестве [19], Л. С. Выготский – на развитие интересов, творчества подростка [20].
Несмотря на многочисленные трудности в становлении личности подростка, следует отдать должное огромным преобразованиям, которые происходят с личностью ребенка: возрастание самостоятельности, расширение направлений деятельности, сфер общения и т. д., становление способности к самоопределению, проектирование условий формирования субъектной позиции учащихся [21]. Среди множества подростковых противоречий считаем целесообразным рассмотреть противоречие между готовностью и способностью к самостоятельным и ответственным действиям и все еще присутствующей зависимости поведения от переживаемых эмоций и потребностей, а также от непосредственно воспринимаемой ситуации. Е. И. Исаев отмечает важность обращения к себе и своим возможностям как потенциальным точкам роста собственной субъектности [22].
Ответственность подростков группы риска можно рассматривать как сложный феномен, характеризующий социально-личностную зрелость человека. Являясь формой саморегуляции человека, личностная ответственность подростков группы риска может позволять индивиду осознавать собственную значимость, а также помогать саморазвиваться в любых условиях. А. А. Синькевич, Е. П. Ивутина указывают на взаимосвязь ответственности и саморегуляции поведения [23]. И. С. Кон рассматривает подростковый возраст как важнейший этап в становлении ответственности личности, который связан с самовоспитанием и саморазвитием, Н. А. Горлова – развитии личности обучающихся в образовательном процессе [24, 25].
В контексте рассматриваемой проблемы мы определяем ответственность подростков группы риска с нескольких сторон. С одной стороны, анализируя социальную ответственность, можно вполне признавать, что она является внеличностной, когда подросток обязан что-то сделать и за чем-то проследить; с другой стороны, это личностная характеристика подростка, от сформированности которой зависит дальнейшее саморазвитие, направление и содержание его социальной активности; ее специфика состоит в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения.
Социальная ответственность – способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование, конструктивные проявления активности человека, поэтому обращается внимание на подготовку педагога-наставника для учащегося [26]. Авторы отмечают важность повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в вопросах воспитания [27], социализации подрастающего поколения [28], «пополнения родительского запаса», в восстановлении эмоциональной связи родителей и детей [29].
Выделим компоненты, позволяющие дать комплексную оценку сформированности социальной ответственности подростков группы риска:
- когнитивный компонент: учет особенностей развития адекватной самооценки подростка (знание себя, своих достоинств и недостатков, реалистичное оценивание собственной личности, потенциала и качеств, способностей, поступков);
- эмоциональный компонент: учет того, что в современном мире смена жизненных событий происходит с огромной скоростью, особенно разнообразием наполнена жизнь подростка, с большим количеством проблем и трудных жизненных ситуаций (умение контролировать свои эмоции, самоконтроль, локус контроля, активность человека в достижении целей, ответственность за происходящее с ним);
- волевой компонент: выработка силы воли для доказательства своей уникальности и отличия от других;
- поведенческий компонент предполагает выстраивание индивидуальной стратегии поведения, применение эффективных копинг-стратегий, стрессоустойчивость.
В настоящее время рассматривается создание условий для воспитания социальной ответственности учащихся в условиях добровольческой деятельности, социально значимой, учебной и внеучебной деятельности. Так, Б. М. Зайнулабидов к числу показателей вовлеченности в добровольческую практику включает уровень социальной ответственности, соотношение уровня социальной ответственности и степени вовлеченности в добровольческую деятельность и др. [30] С. О. Ларионова, Н. М. Булычева отмечают, что социальная ответственность является одним из основных факторов благополучного духовно-нравственного развития личности подростков [31]. В работе Л. Фрэнсис представлены различные модели наставничества, которые может использовать педагог [32]. При этом важно учитывать психологические особенности подростков, их ценностные ориентации, отношение к будущему [33].
Таким образом, по мнению отечественных и зарубежных авторов, социальная ответственность требует целенаправленного воспитания не только от образовательного учреждения, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, но и от самого обучающегося; подготовки педагогов, педагогов-психологов к сопровождению данного процесса. В контексте современной социальной ситуации считаем актуальным дополнить понятие социальной ответственности такими характеристиками, как копинг-стратегия, самооценка, самоконтроль, сила воли. Актуальность обращения к проблеме воспитания социальной ответственности связана с формированием готовности и способности личности к саморазвитию и самореализации в современных условиях, приобретению опыта поведения и применения сформированных знаний на практике (учебная и внеучебная деятельность, ключевые общешкольные дела, добровольческая деятельность, самоуправление, направления Российского движения школьников, наставничество и др.).
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Цель исследования – изучение социальной ответственности у подростков группы риска в контексте измерения значимых возрастно-психологических особенностей, проектирование программы воспитания социальной ответственности у подростков группы риска.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа.
В табл. 1 представлены структура и содержание диагностической программы по исследованию сформированности социальной ответственности у подростков группы риска в соответствии с обозначенными выше компонентами.
Таблица 1
Структура и содержание диагностической программы по исследованию
сформированности личностной ответственности у подростков группы риска
Компоненты |
Показатели |
Диагностические методики |
Когнитивный |
Адекватность самооценки |
Методика «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский). Методика диагностики стиля исполнительности. Опросник «Диагностика общей самооценки» (методика предложена Г. Н. Казанцевой). Когнитивный компонент опросника В. П. Прядеина «Ответственность» |
Эмоциональный |
Уровень самоконтроля, локус контроля |
Эмоциональный компонент опросника В. П. Прядеина «Ответственность». Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру). Методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова). Методика «Принятие ответственности» |
Волевой |
Сила воли |
Тест «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов). Мотивационно-смысловой, регуляторный компоненты и компонент «Регулирующая сторона ответственности» опросника В. П. Прядеина «Ответственность» |
Поведенческий |
Копинг-стратегии. Стрессоустойчивость, ответственность |
Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО). Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т. А. Крюковой). «Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» (К. Шрайнер) |
Проведенное нами исследование осуществлялось на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. На первоначальном этапе было спланировано пилотное обследование (методика «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И. Г. Тимощук) с целью определения подростков, входящих в группу риска.
Результаты исследования / Research results
В ходе проведения обследования выявлено 16 подростков с низким уровнем морально-этической ответственности (11 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 13–14 лет, из которых 46% подростков имеют стойкую неуспеваемость по большинству предметов, 42% нарушают нормы и правила поведения, 12% испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Именно эта категория подростков группы риска составила выборку исследования, с ними был проведена комплексная диагностика сформированности социально-личностной ответственности в соответствии с критериями, приведенными в табл. 1. Приведем результаты по одной методике каждого выделенного нами компонента.
Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика общей самооценки» Г. Н. Казанцевой) представлены в табл. 2.
Таблица 2
Результаты диагностики подростков группы риска по методике
«Диагностика общей самооценки» (когнитивный компонент)
Количество подростков |
Показатель самооценки у подростков, находящихся в группе риска (когнитивный компонент) |
||
Высокая самооценка |
Адекватная самооценка |
Низкая самооценка |
|
10% |
28% |
62% |
Большая часть выборки имеет заниженную самооценку – 62% испытуемых; адекватная самооценка у 28% опрошенных, у 10% учащихся самооценка завышена. Подростки демонстрируют тенденцию к занижению своих качеств и свойств, что в контексте рассматриваемой нами проблемы может являться индикатором обесценивания себя, собственного потенциала и качеств, способностей, поступков; выступать причиной внутренней нестабильности, дисгармонии, что препятствует формированию чувства уверенности, защищенности, приобретению положительного жизненного опыта, выстраиванию конструктивных взаимоотношений с окружающими и в итоге тормозит формирование социально-личностной ответственности как необходимого качества личности.
По итогам анализа результатов методики можно сказать, что необходимо стимулировать у этих подростков самопознание, выступающее средством формирования адекватной самооценки. Изучение себя – путь к становлению психологической зрелости, к сознательной регуляции собственного поведения, мыслей, эмоций, ведущий к укреплению чувства взрослости, так необходимого подростку.
Результаты диагностики подростков по методике «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру) представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты диагностики подростков группы риска по методике
«Диагностика общей самооценки» (эмоциональный компонент)
Количество подростков |
Показатель уровня самоконтроля у подростков группы риска (эмоциональный компонент) |
||
Высокая самооценка |
Адекватная самооценка |
Низкая самооценка |
|
0% |
32% |
68% |
Анализ представленных результатов позволяет сделать вывод о том, что у большинства испытуемых низкий коммуникативный контроль – 68%; средний коммуникативный контроль у 32%; респонденты с высоким уровнем коммуникативного контроля в выборке отсутствуют. Умение контролировать свои эмоции и поведение помогает и дает возможность личности развивать свою ответственность. Самоконтроль личности является неким гарантом в нужный момент действовать конструктивно и наиболее рационально, при этом независимо от внутреннего состояния.
Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов) представлены в табл. 4.
Таблица 4
Результаты диагностики подростков группы риска по методике
«Самооценка силы воли» (волевой компонент)
Количество подростков |
Показатель уровня самооценка силы воли у подростков группы риска (волевой компонент) |
||
Большая сила воли |
Средняя сила воли |
Слабая сила воли |
|
7% |
44% |
49% |
У большинства испытуемых слабая сила воли – 49%; средняя сила воли у 44% опрошенных и у 7% сила воли развита на высоком уровне. Наличие силы воли, ее достаточный и необходимый уровень мы рассматриваем как ресурс выхода сознания подростка на новый уровень, стремление и необходимость понять себя, свою истинную личность, мотиватор необходимости формирования и выработки силы воли для доказательства своей уникальности и отличия от других. Именно сила воли является одной из важнейших черт подростка, благодаря чему ему удается добиться значимых результатов в своей жизни. Развивая свою силу воли, подросток во многом развивает себя, свою личность.
Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус) представлены в табл. 5.
Таблица 5
Результаты диагностики подростков группы риска по методике
«Копинг-стратегии» (поведенческий компонент)
Количество подростков |
Показатели «Копинг-стратегии» у подростков группы риска (поведенческий компонент) |
||
Адаптивный вариант копинга |
Адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии |
Выраженная дезадаптация |
|
0 чел. (0%) |
7 чел. ( 41%) |
9 чел. ( 59%) |
У большинства испытуемых (59%) зафиксирована высокая напряженность копинга, что свидетельствует о выраженной дезадаптации. Средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии выявлен у 41% опрошенных. Низкий уровень напряженности, который может говорить об адаптивном варианте копинга, ни у одного из испытуемых не обнаружен.
Отсутствие в выборке подростков с адаптивным вариантом копинга, выраженная дезадаптация, позволяет констатировать стремление и тенденцию у респондентов разрешать свои жизненные трудности за счет неэффективного, неконструктивного поведения и стратегий. У подростков данной категории, вероятнее всего, слабая сопротивляемость трудностям, неумение отстоять собственную точку зрения при разрешении проблемной ситуации, сопровождающееся стремлением к поиску социальной поддержки, избеганием и уклонением от негативных переживаний, уходом от проблем. Совладание с самим собой, со своими переживаниями зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и его копинг-механизмов, помогающих ему справляться со стрессами и психологическими трудностями. Копинг для подростка является когнитивным и поведенческим усилием, которое он прилагает для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям человека со средой.
На основе результатов исследования была составлена программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, построенная таким образом, что один вид деятельности сменяется другим и позволяет сделать работу с подростками группы риска динамичной и насыщенной. Программа, как и исследование, выстраивалась по компонентам. Представим краткое содержание программы:
- индивидуальные и групповые консультации с подростками (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);
- семинар «Управление своими эмоциями» (формируем эмоциональный компонент);
- мастер-классы «Ответственность в моей жизни», «Секреты моего Я» (формируем когнитивный компонент);
- квест «Трудолюбие и сила воли» (формируем волевой компонент);
- дискуссия на темы «Копинг-стратегии», «Подросток и ответственность», «Ответственность глазами подростка» (формируем поведенческий компонент);
- занятия с элементами тренинга «Навстречу к себе», «Взрослеем вместе» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);
- ролевые игры «Критическое мышление», «Принятие решения», «Мой индивидуально-личностный маршрут» (формируем волевой и поведенческий компоненты);
- включение в проектную деятельность «Город неравнодушных», «Как достичь успеха в жизни?» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);
- обучающий урок «Кем быть и каким быть», «Учимся быть ответственным» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);
- воспитательные мероприятия патриотической, творческой, спортивно-оздоровительной, краеведческой направленности (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);
- методическая копилка «Развитие социальной ответственности учащихся в совместной образовательной деятельности», консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю» и др.
Заключение / Conclusion
Социальная ответственность составляет одну из важных и существенных характеристик человеческой личности, и именно подростковый возраст является наиболее сензитивным для переосмысления и развития этого качества в совокупности составляющих его компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого, поведенческого.
Воспитание ответственности в подростковом возрасте связано с осознанием, присвоением нравственных ценностей. Наиболее значимыми условиями ее становления являются те, которые способствуют удовлетворению потребности в одобряемом как сверстниками, так и взрослыми социальном выражении. Это возможно при осознании подростком группы риска зависимости его деятельности от значимости реализуемых в ней общественных целей и ценностей. Умение проявлять социальную ответственность позволяет подростку реализовать важнейшую потребность возраста – быть признанным и принятым в мире взрослых.
Сформированный когнитивный компонент (ответственность и самооценка) дает подростку ощущение внутренней стабильности, гармонии и покоя. Эмоциональный компонент (самоконтроль) способствует развитию своей ответственности, основываясь на воле. Волевой компонент (сила воли) позволяет добиваться колоссальных результатов в своей жизни. Поведенческий компонент (копинг-стратегии) необходим для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям со средой.
Выявленные количественно-качественные характеристики изучаемых компонентов указывают на то, что у подростков группы риска рассмотренные составляющие социальной ответственности являются «западающими» звеньями, негативно влияющими на ход их субъектно-личностного развития, искажающими направления саморазвития в этом возрасте, уводящими их на девиантный путь развития. Подростки группы риска должны научиться следовать не только собственным интересам, но прежде всего необходимым социальным требованиям. Спонтанные действия, противоречащие собственным морально-нравственным чувствам, ведут к укреплению переживания недовольства самим собой, создают дополнительные трудности на пути развития личности в этом возрасте.
С учетом полученных данных авторами разработана программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, нацеленная на стимулирование у школьников самопознания, саморазвития и самопроектирования, которые являются необходимыми этапами в общем процессе формирования адекватной самооценки, становления психологической зрелости, овладения сознательной регуляцией собственного поведения, мыслями, эмоциями, что ведет к укреплению чувства взрослости и адекватной самореализации на социально значимом уровне как в среде сверстников, так и в мире взрослых.