Full text

Введение / Introduction

 

В современных условиях предъявляются новые требования к личности и индивидуальности человека, к таким ее свойствам, как активность, самостоятельность, принятие решений, умение делать выбор, поступать ответственно и самостоятельно. Д. А. Леонтьев отмечает, что проблема свободы и ответственности – это не абстрактная философская проблема, это проблема жизненная, проблема в каком-то смысле выживания всех нас – страны и человечества в целом [1].

Категория ответственности остается недостаточно дифференцированной ни со стороны ее принадлежности субъекту, ни со стороны ее проявления, ни со стороны варианта, когда внутренне присущее индивиду качество ответственности не согласуется с достижением им общественных целей. Социальная ответственность не может быть развита при отсутствии личностной ответственности. Именно ответственность признается в настоящее время тем ценным качеством личности, которое необходимо каждому человеку не только для личностного развития, но и для адаптации к современному миру в период неопределенности и изменчивости [2], в силу чего его необходимо воспитывать [3].

Под воспитанием понимается деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [4].

Е. И. Исаев отмечает, что основной смысл воспитания – становление в каждом воспитаннике отношения к другому человеку как к самоценности. В данном понятии можно «вычитать» два исходных значения: во-первых, «воспитание» в своей корневой основе имеет «питание» или «напитание» воспитанников ценностями, смыслами и т. д.; во-вторых, «вос-питание» имеет смысл восполнения отдельного человека до всеобщности человеческого рода, создания условий по превращению человека в настоящего человека [5].

 

Обзор литературы / Literature review

 

Под ответственностью подразумевают форму контроля над деятельностью человека, которую он осуществляет сам согласно принятым им нормам и правилам поведения [6]. Согласно Д. А. Леонтьеву, ответственность определяется как способность быть причиной самому, отвечать за следствия, производить целенаправленные изменения в себе и в мире: «Ответственность – это та сторона, которой моя субъективная причинность обращена к другим людям» [7]. М. К. Акимова, О. А. Галстян обращают внимание на важность принятия ответственности за свои действия при организации как индивидуальной, так и совместной активности индивида с другими [8]. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев ответственность связывают со способностью человека нести ответ за свои поступки перед другими, обществом, перед самим собой [9].

В современных исследованиях отсутствует комплексный подход к формированию социальной ответственности у подростков, в частности, входящих в группы риска.

В процессе социализации многие дети могут попадать в группу риска с возможностью дальнейшего отклонения в поведении, переживания одиночества в контексте дилеммы свобода – ответственность [10]. В связи с этим наблюдается возрастающий интерес к изучению социальной ответственности именно в подростковом возрасте, и особенно у групп риска, не имеющих в большинстве случаев идеальных образцов поведения, а также нравственной основы, позволяющей человеку самому управлять своим потенциалом и развитием.

О. Г. Кравцов подходит к пониманию психологической природы девиантного поведения в рамках культурно-исторической концепции Л. С. Выготского [11]. Автор отмечает, что девиантное поведение может быть следствием нарушения в развитии субъекта деятельности [12].

Мы полагаем, что изучение социальной ответственности у подростков группы риска целесообразно проводить в контексте анализа значимых возрастно-психологических особенностей.

По мнению Н. Н. Толстого, важно обратиться к представлениям о развивающемся человеке в сложно организованном, глобализирующемся и быстро изменяющемся мире [13]. Автор уделяет внимание проблемам современного взросления, маркерам взрослости в направлении «личность — группа — социум» [14]. К. Н. Поливанова отмечает расширение рамок современного детства, его траекторий через семейный и профессиональный статус [15]. Ю. В. Громыко, В. В. Рубцов, А. А. Марголис обращают внимание на способность учащихся участвовать в деятельности различных социальных общностей, влиять на их развитие [16]. С. П. Будникова подчеркивает важность развития внутригрупповой сплоченности в рамках включения в различные виды общностей [17]. В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев рассматривают понятие со-бытийной общности, внутри которой образуются способности, позволяющие индивиду не только входить в различные общности, но и выходить из нее, индивидуализироваться, быть само-бытным [18].

О. В. Рубцова рассматривает основные представления о подростковом возрасте в традиции культурно-исторической научной школы, в частности, обращает внимание на понятие роли, ролевого развития, ролевого экспериментирования в подростничестве [19], Л. С. Выготский – на развитие интересов, творчества подростка [20].

Несмотря на многочисленные трудности в становлении личности подростка, следует отдать должное огромным преобразованиям, которые происходят с личностью ребенка: возрастание самостоятельности, расширение направлений деятельности, сфер общения и т. д., становление способности к самоопределению, проектирование условий формирования субъектной позиции учащихся [21]. Среди множества подростковых противоречий считаем целесообразным рассмотреть противоречие между готовностью и способностью к самостоятельным и ответственным действиям и все еще присутствующей зависимости поведения от переживаемых эмоций и потребностей, а также от непосредственно воспринимаемой ситуации. Е. И. Исаев отмечает важность обращения к себе и своим возможностям как потенциальным точкам роста собственной субъектности [22].

Ответственность подростков группы риска можно рассматривать как сложный феномен, характеризующий социально-личностную зрелость человека. Являясь формой саморегуляции человека, личностная ответственность подростков группы риска может позволять индивиду осознавать собственную значимость, а также помогать саморазвиваться в любых условиях. А. А. Синькевич, Е. П. Ивутина указывают на взаимосвязь ответственности и саморегуляции поведения [23]. И. С. Кон рассматривает подростковый возраст как важнейший этап в становлении ответственности личности, который связан с самовоспитанием и саморазвитием, Н. А. Горлова – развитии личности обучающихся в образовательном процессе [24, 25].

В контексте рассматриваемой проблемы мы определяем ответственность подростков группы риска с нескольких сторон. С одной стороны, анализируя социальную ответственность, можно вполне признавать, что она является внеличностной, когда подросток обязан что-то сделать и за чем-то проследить; с другой стороны, это личностная характеристика подростка, от сформированности которой зависит дальнейшее саморазвитие, направление и содержание его социальной активности; ее специфика состоит в особой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения.

Социальная ответственность – способность отвечать за самого себя, свое саморазвитие и самопроектирование, конструктивные проявления активности человека, поэтому обращается внимание на подготовку педагога-наставника для учащегося [26]. Авторы отмечают важность повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в вопросах воспитания [27], социализации подрастающего поколения [28], «пополнения родительского запаса», в восстановлении эмоциональной связи родителей и детей [29].

 Выделим компоненты, позволяющие дать комплексную оценку сформированности социальной ответственности подростков группы риска:

-     когнитивный компонент: учет особенностей развития адекватной самооценки подростка (знание себя, своих достоинств и недостатков, реалистичное оценивание собственной личности, потенциала и качеств, способностей, поступков);

-     эмоциональный компонент: учет того, что в современном мире смена жизненных событий происходит с огромной скоростью, особенно разнообразием наполнена жизнь подростка, с большим количеством проблем и трудных жизненных ситуаций (умение контролировать свои эмоции, самоконтроль, локус контроля, активность человека в достижении целей, ответственность за происходящее с ним);

-     волевой компонент: выработка силы воли для доказательства своей уникальности и отличия от других;

-     поведенческий компонент предполагает выстраивание индивидуальной стратегии поведения, применение эффективных копинг-стратегий, стрессоустойчивость.

В настоящее время рассматривается создание условий для воспитания социальной ответственности учащихся в условиях добровольческой деятельности, социально значимой, учебной и внеучебной деятельности. Так, Б. М. Зайнулабидов к числу показателей вовлеченности в добровольческую практику включает уровень социальной ответственности, соотношение уровня социальной ответственности и степени вовлеченности в добровольческую деятельность и др. [30] С. О. Ларионова, Н. М. Булычева отмечают, что социальная ответственность является одним из основных факторов благополучного духовно-нравственного развития личности подростков [31]. В работе Л. Фрэнсис представлены различные модели наставничества, которые может использовать педагог [32]. При этом важно учитывать психологические особенности подростков, их ценностные ориентации, отношение к будущему [33].

Таким образом, по мнению отечественных и зарубежных авторов, социальная ответственность требует целенаправленного воспитания не только от образовательного учреждения, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, но и от самого обучающегося; подготовки педагогов, педагогов-психологов к сопровождению данного процесса. В контексте современной социальной ситуации считаем актуальным дополнить понятие социальной ответственности такими характеристиками, как копинг-стратегия, самооценка, самоконтроль, сила воли. Актуальность обращения к проблеме воспитания социальной ответственности связана с формированием готовности и способности личности к саморазвитию и самореализации в современных условиях, приобретению опыта поведения и применения сформированных знаний на практике (учебная и внеучебная деятельность, ключевые общешкольные дела, добровольческая деятельность, самоуправление, направления Российского движения школьников, наставничество и др.).

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Цель исследования – изучение социальной ответственности у подростков группы риска в контексте измерения значимых возрастно-психологических особенностей, проектирование программы воспитания социальной ответственности у подростков группы риска.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа.

В табл. 1 представлены структура и содержание диагностической программы по исследованию сформированности социальной ответственности у подростков группы риска в соответствии с обозначенными выше компонентами.

Таблица 1

Структура и содержание диагностической программы по исследованию
сформированности личностной ответственности у подростков группы риска

 

Компоненты

Показатели

Диагностические методики

Когнитивный

Адекватность

самооценки

Методика «Шкала совестливости» (В. В. Мельников, Л. Т. Ямпольский).

Методика диагностики стиля исполнительности.

Опросник «Диагностика общей самооценки» (методика предложена Г. Н. Казанцевой).

Когнитивный компонент опросника В. П. Прядеина «Ответственность»

Эмоциональный

Уровень

самоконтроля, локус контроля

Эмоциональный компонент опросника В. П. Прядеина «Ответственность».

Тест «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру).

Методика диагностики локуса контроля (Э. Ф. Зеер, Г. А. Карпова).

Методика «Принятие ответственности»

Волевой

Сила воли

Тест «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов).

Мотивационно-смысловой, регуляторный компоненты и компонент «Регулирующая сторона ответственности» опросника В. П. Прядеина «Ответственность»

Поведенческий

Копинг-стратегии. Стрессоустойчивость, ответственность

Тест «Экспресс-диагностика ответственности» (ЭДО).

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (адаптированный вариант Т. А. Крюковой).

«Насколько эффективно Вы справляетесь со стрессом?» (К. Шрайнер)

 

Проведенное нами исследование осуществлялось на базе МБОУ ЦО № 4 г. Тулы. На первоначальном этапе было спланировано пилотное обследование (методика «Диагностика уровня морально-этической ответственности личности» И. Г. Тимощук) с целью определения подростков, входящих в группу риска.

 

Результаты исследования / Research results

 

В ходе проведения обследования выявлено 16 подростков с низким уровнем морально-этической ответственности (11 мальчиков и 5 девочек) в возрасте 13–14 лет, из которых 46% подростков имеют стойкую неуспеваемость по большинству предметов, 42% нарушают нормы и правила поведения, 12% испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Именно эта категория подростков группы риска составила выборку исследования, с ними был проведена комплексная диагностика сформированности социально-личностной ответственности в соответствии с критериями, приведенными в табл. 1. Приведем результаты по одной методике каждого выделенного нами компонента.

Результаты диагностики подростков по методике «Диагностика общей самооценки» Г. Н. Казанцевой) представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты диагностики подростков группы риска по методике

«Диагностика общей самооценки» (когнитивный компонент)

 

Количество подростков

Показатель самооценки у подростков, находящихся в группе риска

(когнитивный компонент)

Высокая самооценка

Адекватная самооценка

Низкая самооценка

10%

28%

62%

 

Большая часть выборки имеет заниженную самооценку – 62% испытуемых; адекватная самооценка у 28% опрошенных, у 10% учащихся самооценка завышена. Подростки демонстрируют тенденцию к занижению своих качеств и свойств, что в контексте рассматриваемой нами проблемы может являться индикатором обесценивания себя, собственного потенциала и качеств, способностей, поступков; выступать причиной внутренней нестабильности, дисгармонии, что препятствует формированию чувства уверенности, защищенности, приобретению положительного жизненного опыта, выстраиванию конструктивных взаимоотношений с окружающими и в итоге тормозит формирование социально-личностной ответственности как необходимого качества личности.

По итогам анализа результатов методики можно сказать, что необходимо стимулировать у этих подростков самопознание, выступающее средством формирования адекватной самооценки. Изучение себя – путь к становлению психологической зрелости, к сознательной регуляции собственного поведения, мыслей, эмоций, ведущий к укреплению чувства взрослости, так необходимого подростку.

Результаты диагностики подростков по методике «Оценка самоконтроля в общении» (по Мариону Снайдеру) представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты диагностики подростков группы риска по методике

«Диагностика общей самооценки» (эмоциональный компонент)

 

 

Количество подростков

Показатель уровня самоконтроля у подростков группы риска

(эмоциональный компонент)

Высокая самооценка

Адекватная самооценка

Низкая самооценка

0%

32%

68%

 

Анализ представленных результатов позволяет сделать вывод о том, что у большинства испытуемых низкий коммуникативный контроль – 68%; средний коммуникативный контроль у 32%; респонденты с высоким уровнем коммуникативного контроля в выборке отсутствуют. Умение контролировать свои эмоции и поведение помогает и дает возможность личности развивать свою ответственность. Самоконтроль личности является неким гарантом в нужный момент действовать конструктивно и наиболее рационально, при этом независимо от внутреннего состояния.

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Самооценка силы воли» (Н. Н. Обозов) представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты диагностики подростков группы риска по методике
«Самооценка силы воли» (волевой компонент)

 

 

Количество подростков

Показатель уровня самооценка силы воли у подростков группы риска

(волевой компонент)

Большая сила воли

Средняя сила воли

Слабая сила воли

7%

44%

49%

 

У большинства испытуемых слабая сила воли – 49%; средняя сила воли у 44% опрошенных и у 7% сила воли развита на высоком уровне. Наличие силы воли, ее достаточный и необходимый уровень мы рассматриваем как ресурс выхода сознания подростка на новый уровень, стремление и необходимость понять себя, свою истинную личность, мотиватор необходимости формирования и выработки силы воли для доказательства своей уникальности и отличия от других. Именно сила воли является одной из важнейших черт подростка, благодаря чему ему удается добиться значимых результатов в своей жизни. Развивая свою силу воли, подросток во многом развивает себя, свою личность.

Результаты диагностики подростков группы риска по методике «Копинг-стратегии» (Р. Лазарус) представлены в табл. 5.

Таблица 5

Результаты диагностики подростков группы риска по методике
«Копинг-стратегии» (поведенческий компонент)

 

Количество подростков

Показатели «Копинг-стратегии» у подростков группы риска

(поведенческий компонент)

Адаптивный

вариант копинга

Адаптационный потенциал

личности в пограничном состоянии

Выраженная

дезадаптация

0 чел. (0%)

7 чел. ( 41%)

9 чел. ( 59%)

 

У большинства испытуемых (59%) зафиксирована высокая напряженность копинга, что свидетельствует о выраженной дезадаптации. Средний, адаптационный потенциал личности в пограничном состоянии выявлен у 41% опрошенных. Низкий уровень напряженности, который может говорить об адаптивном варианте копинга, ни у одного из испытуемых не обнаружен.

Отсутствие в выборке подростков с адаптивным вариантом копинга, выраженная дезадаптация, позволяет констатировать стремление и тенденцию у респондентов разрешать свои жизненные трудности за счет неэффективного, неконструктивного поведения и стратегий. У подростков данной категории, вероятнее всего, слабая сопротивляемость трудностям, неумение отстоять собственную точку зрения при разрешении проблемной ситуации, сопровождающееся стремлением к поиску социальной поддержки, избеганием и уклонением от негативных переживаний, уходом от проблем. Совладание с самим собой, со своими переживаниями зависит от индивидуальных особенностей личности подростка и его копинг-механизмов, помогающих ему справляться со стрессами и психологическими трудностями. Копинг для подростка является когнитивным и поведенческим усилием, которое он прилагает для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям человека со средой.

На основе результатов исследования была составлена программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, построенная таким образом, что один вид деятельности сменяется другим и позволяет сделать работу с подростками группы риска динамичной и насыщенной. Программа, как и исследование, выстраивалась по компонентам. Представим краткое содержание программы:

-     индивидуальные и групповые консультации с подростками (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

-     семинар «Управление своими эмоциями» (формируем эмоциональный компонент);

-     мастер-классы «Ответственность в моей жизни», «Секреты моего Я» (формируем когнитивный компонент);

-     квест «Трудолюбие и сила воли» (формируем волевой компонент);

-     дискуссия на темы «Копинг-стратегии», «Подросток и ответственность», «Ответственность глазами подростка» (формируем поведенческий компонент);

-     занятия с элементами тренинга «Навстречу к себе», «Взрослеем вместе» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

-     ролевые игры «Критическое мышление», «Принятие решения», «Мой индивидуально-личностный маршрут» (формируем волевой и поведенческий компоненты);

-     включение в проектную деятельность «Город неравнодушных», «Как достичь успеха в жизни?» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

-     обучающий урок «Кем быть и каким быть», «Учимся быть ответственным» (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

-     воспитательные мероприятия патриотической, творческой, спортивно-оздоровительной, краеведческой направленности (формируем когнитивный, эмоциональный, волевой и поведенческий компоненты);

-     методическая копилка «Развитие социальной ответственности учащихся в совместной образовательной деятельности», консультация для родителей «Воспитание у детей любви к родному краю» и др.

 

Заключение / Conclusion

 

Социальная ответственность составляет одну из важных и существенных характеристик человеческой личности, и именно подростковый возраст является наиболее сензитивным для переосмысления и развития этого качества в совокупности составляющих его компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого, поведенческого.

Воспитание ответственности в подростковом возрасте связано с осознанием, присвоением нравственных ценностей. Наиболее значимыми условиями ее становления являются те, которые способствуют удовлетворению потребности в одобряемом как сверстниками, так и взрослыми социальном выражении. Это возможно при осознании подростком группы риска зависимости его деятельности от значимости реализуемых в ней общественных целей и ценностей. Умение проявлять социальную ответственность позволяет подростку реализовать важнейшую потребность возраста – быть признанным и принятым в мире взрослых.

Сформированный когнитивный компонент (ответственность и самооценка) дает подростку ощущение внутренней стабильности, гармонии и покоя. Эмоциональный компонент (самоконтроль) способствует развитию своей ответственности, основываясь на воле. Волевой компонент (сила воли) позволяет добиваться колоссальных результатов в своей жизни. Поведенческий компонент (копинг-стратегии) необходим для взаимодействия и противодействия взаимоотношениям со средой.

Выявленные количественно-качественные характеристики изучаемых компонентов указывают на то, что у подростков группы риска рассмотренные составляющие социальной ответственности являются «западающими» звеньями, негативно влияющими на ход их субъектно-личностного развития, искажающими направления саморазвития в этом возрасте, уводящими их на девиантный путь развития. Подростки группы риска должны научиться следовать не только собственным интересам, но прежде всего необходимым социальным требованиям. Спонтанные действия, противоречащие собственным морально-нравственным чувствам, ведут к укреплению переживания недовольства самим собой, создают дополнительные трудности на пути развития личности в этом возрасте.

С учетом полученных данных авторами разработана программа воспитания социальной ответственности у подростков группы риска, нацеленная на стимулирование у школьников самопознания, саморазвития и самопроектирования, которые являются необходимыми этапами в общем процессе формирования адекватной самооценки, становления психологической зрелости, овладения сознательной регуляцией собственного поведения, мыслями, эмоциями, что ведет к укреплению чувства взрослости и адекватной самореализации на социально значимом уровне как в среде сверстников, так и в мире взрослых.