Full text
Дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» является обязательной в процессе подготовки будущих журналистов. При изучении данного предмета студенты знакомятся с основами, методикой и техникой литературного редактирования, работают с языком и стилем рукописей, правят тексты в соответствии с лексико-грамматическими особенностями и нормами современного русского литературного языка, находят ошибки и устраняют их. Редактирование любого текста, как и его создание, представляет собой творческий процесс. Проблема, с которой сталкиваются преподаватели данной дисциплины, связана, в первую очередь, с тем, что современные студенты, к сожалению, мало читают, в связи с чем неохотно пишут тексты и, как следствие, часто не видят допущенных ошибок в собственных текстах или в рукописях, предложенных для правки. Во-вторых, крайне сложно оценивать работы студентов, так как общий балл (по пятибалльной шкале) не всегда ярко отражает истинные знания и умения, творческие компетенции. Задуматься об этом пришлось после того, как была проведена работа по оцениванию следующих заданий: творческое задание (создание текста), нахождение ошибок в текстах, устное выступление. Анализ работ показал, что удовлетворительные оценки (удовлетворительно, хорошо) имеют студенты как хорошо создающие тексты, но пишущие с ошибками и недостаточно владеющие устной речью, так и не умеющие создавать текст, но владеющие нормами языка и навыками построения устного выступления. Стоит отметить еще одну особенность: некоторые студенты, не допускающие ошибок в собственных текстах, не видят их в рукописях, которые даны для правки; другие – прекрасно владеют устной речью, но письменная - оставляет желать лучшего. Некоторые студенты творчески подходят к созданию текста и его правке, но знаний и умений в области стилистики у них далеко не достаточно. Кроме того, применение данной системы оценивания ставит преподавателя в тупик при выставлении итоговой экзаменационной оценки, когда общий балл (4,5) при создании текста письменного или устного оценивается на отлично, но грамотность только на 4, а журналист должен творчески подходить к подобного рода работе и владеть всеми представленными навыками на «отлично». Проблемы оценки, оценивания, оценочной деятельности давно являются предметом исследования многих ученых не только в педагогике и образовании, но и в социологии, психологии. В общей и педагогической психологии данные проблемы затрагивались Б. Г. Ананьевым [1], В. В. Давыдовым [2], Н.М. Борытко [3], С. Л. Рубинштейном [4], Б. Д. Элькониным [5], Божович Л.И [6] и др. Педагогические и методические основы проблемы оценивания представлены в исследованиях И. Я. Лернера [7], Ш. А. Амонашвили [8],М.А. Барановой [9], Т.Н. Быстрицкой [10], 3. А. Кокаревой [11], Г. Ю. Ксензовой [12], В. М. Полонского [13], Г.К. Селевко [14], Сергеевой [15], И.С. Фишмана [16] и др. По мнению Г. Ю. Ксензовой, оценивание – это контроль качества образования. Оценивание – это инструмент, позволяющий определять развитие, прогресс в преподавательской деятельности [12, с. 35]. Оценивание – это способ коррекции деятельности обучаемых, с помощью которого определяется уровень подготовленности обучаемого [17, с. 34]. Нельзя не отметить работу Б. Г. Ананьева «Психология педагогической оценки», в которой автор говорит о том, что посредством оценки осуществляется умственное развитие, так как она «представляет собой факт самого непосредственного руководства учеником» [1, с. 8]. По мнению Ананьева, в учебно-воспитательном процессе можно говорить о парциальных (частичных, оценивающих часть) оценках и содержательной оценке успешности, наиболее полно и объективно отражающей уровень освоения учебного предмета вообще. Описанная выше пятибалльная система неприемлема в нашем случае за счет того, что диапазон баллов затрудняет объективное оценивание и снижает стимулирующую роль отметки, кроме того, встает вопрос об оценивании креативности в процессе редактирования текста. Следовательно, необходим поиск новых подходов к оцениванию творческих знаний и умений будущих журналистов по стилистике русского языка и литературному редактированию. Именно поэтому в современной высшей школе оценивание знаний, умений и навыков студентов идет через рейтинговые технологии (М.А. Баранов [18], Л.М. Болгунова [19], С.В. Борисова [20] Е.А. Дмитриева [21, 22], В.И. Звонников [23], Е.В. Мусиенко [24], А.М. Новиков [25, 26]. Рейтинг — это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений обучающегося в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей [27]. Рейтинговая система оценивания позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения предметом, помогает учителю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. В работах Л.Г. Устиновой [28], посвященной развитию творческого потенциала обучаемых, выделены основные составляющие рейтинговой технологии. Функции рейтинговой технологии: - креативная (формирование творческого потенциала учащихся); - рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений); - стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности); - диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса); - коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся). Условия организации рейтинговой системы оценивания: - модульная организация учебного процесса; - постоянное отслеживание уровня знаний; - многобалльное оценивание обученности учащихся. Основные этапы разработки рейтинга: 1. Разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть: отдельная тема или раздел; самостоятельный цикл лабораторных работ; индивидуальные домашние задания; индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика; разделы, выделенные для самостоятельного изучения. 2. Определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов). 3. Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения. 4. Составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент. 5. Организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов. 6. В конце четверти выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули. Опираясь на основные принципы рейтинговой технологии (по Л. Г. Устиновой) [28], мы создали свою систему оценивания, определили уровни усвоения. Особое внимание было уделено оценке креативного подхода студентов к созданию и редактированию текстов. Репродуктивный уровень – это задания, направленные на формирование навыка, в нашем случае это подборка предложений с ошибками в зависимости от модуля (устранение лексических, морфологических, синтаксических ошибок, недостатков фоники). В основе заданий продуктивного уровня лежит редактирование целого текста - конструирование произведения и устранение всех видов нарушений (структурных, грамматических, лексических, стилистических). Творческий уровень (устная и письменная речь) – создание письменного текста и доклада для выступления по предложенной теме. На каждом уровне также оценивались творческие компетенции: подбор ярких и емких по смыслу лексических единиц, оправданное введение в текст тех или иных грамматических форм, разнообразие синтаксических конструкций, благозвучие всей фразы, стилистически оправданное употребление речевых фигур и изобразительно выразительных средств. Дисциплина «Стилистика и литературное редактирование» изучается два семестра, в первом – лексическая, морфологическая, синтаксическая стилистика, фоника и благозвучие, во втором – литературное редактирование. В данной статье рассмотрим систему оценивания в первом семестре. Три контрольные границы после каждой пятой недели, в итоге получилось три модуля, в каждом по пять оцениваемых параметров. Весь материал этого периода обучения был разделён на модули: 1. Лексическая стилистика. Фоника. Благозвучие. 1) Литературный редактор и лексика текста 2) Устранение лексических ошибок 3) Фразеологические средства языка 4) Средства, усиливающие действенность речи 5) Фоника. Благозвучие. 2. Морфологическая стилистика. 1) Стилистические свойства имени существительного 2) Стилистические свойства имени прилагательного, местоимения 3) Стилистические свойства имени числительного 4) Стилистические свойства глагола и глагольных форм 5) Устранение морфолого-стилистических ошибок 3. Синтаксическая стилистика 1) Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим 2) Согласование определений приложений 3) Особые случаи управления 4) Стилистика осложненных предложений. Параллельные синтаксические конструкции 5) Стилистика сложных предложений В каждом модуле есть задания творческого характера двух уровней: письменного – создание текста и устного – выступление или доклад. Также одна из тем во всех модулях посвящена нахождению ошибок и творческому подходу к их устранению. С учетом всех изложенных выше параметров была заполнена таблица для каждой контрольной недели. Таблица 1 Оценивание модуля «Лексическая стилистика. Фоника. Благозвучие» (первая контрольная неделя) Оцениваемые параметры Тип занятия Типы заданий Мин. балл Ср. балл Макс. балл 12 15 20 Литературный редактор и лексика текста ПРК репродуктивные 12 15 20 Устранение лексических ошибок КСР продуктивные 12 15 20 Фразеологические средства языка КСР творческие (письменная речь) 12 15 20 Средства, усиливающие действенность речи ПРК творческие (устная речь) 12 15 20 Фоника. Благозвучие ПРК продуктивные 12 15 20 Итого 60 75 100 Таблица 2 Оценивание модуля «Морфологическая стилистика» (вторая контрольная неделя) Оцениваемые параметры Тип занятия Типы заданий Мин. балл Ср. балл Макс. балл 12 15 20 Стилистические свойства имени существительного ПРК репродуктивные 12 15 20 Стилистические свойства имени прилагательного, местоимения КСР продуктивные 12 15 20 Стилистические свойства имени числительного КСР творческие (устная речь) 12 15 20 Стилистические свойства глагола и глагольных форм ПРК творческие (письменная речь) 12 15 20 Устранение морфолого-стилистических ошибок ПРК продуктивные 12 15 20 Итого 60 75 100 Таблица 3 Оценивание модуля «Синтаксическая стилистика» (третья контрольная неделя) Оцениваемые параметры Тип занятия Типы заданий Мин. балл Ср. балл Макс. балл 12 15 20 Порядок слов в предложении. Согласование сказуемого с подлежащим ПРК репродуктивные 12 15 20 Согласование определений приложений КСР продуктивные 12 15 20 Особые случаи управления КСР продуктивные 12 15 20 Стилистика осложненных предложений. Параллельные синтаксические конструкции ПРК творческие (устная речь) 12 15 20 Стилистика сложных предложений ПРК творческие (письменная речь) 12 15 20 Итого 60 75 100 Итак, за каждую контрольную неделю студент может получить от шестидесяти до ста баллов. При этом максимальный балл выставляется только при условии, что все задания (творческие (письменные и устные), продуктивные, репродуктивные) выполнены в соответствии с параметрами, предложенными в таблице 4. Таблица 4 Параметры оценивания Типы заданий Оцениваемые параметры Репродуктивные задания (отработка навыка по аналогии) Устранение речевой избыточности Устранение нарушений лексической сочетаемости, употребления слова в несвойственном значении Замена лишних слов синонимами, замена заимствованных слов, интернационализмов русскими эквивалентами, замена узкоспециальных и профессиональных слов общеупотребительными эквивалентами Устранение ошибок в образование форм слова Устранение ошибок, связанных с нарушением порядка слов в предложении, согласования сказуемого с подлежащим, оценка форм управления Устранение орфографических ошибок Устранение пунктуационных ошибок Работа над разнообразием лексического и грамматического строя языка Творческий подход Продуктивные задания (создание нового) Анализ и оценка композиции текста Соответствие выбранного жанра содержанию текста Абзацное членение текста, последовательность изложения рекламной информации в тексте Выделение в тексте тем и микротем, изложение основной мысли текста Соотношение размера текста и глубины содержания, смысловая цельность текста Отсутствие речевой избыточности (тавтология, плеоназмы) Отсутствие нарушений лексической сочетаемости, употребления слова в несвойственном значении Правильное образование форм слова Правильный порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим, оценка форм управления Отсутствие орфографических ошибок Отсутствие пунктуационных ошибок Разнообразие лексического и грамматического строя языка Творческий подход Творческие (письменная речь) Отражение в тексте необходимой информации Структурная организация текста Абзацное членение текста, последовательность изложения рекламной информации в тексте Выделение в тексте тем и микротем, изложение основной мысли текста Соотношение размера текста и глубины содержания, смысловая цельность текста Соответствие выбранного жанра содержанию текста Отсутствие в тексте ошибок (лексических, морфологических, синтаксических, стилистических и др.) Творческий подход к созданию текста Стилистическая характеристика текста Творческие (устная речь) Речевая связность, точность выражения мысли Выделение в тексте тем и микротем, изложение основной мысли текста Оценка фонетического строя устной речи Оценка композиции текста Соответствие выбранного жанра содержанию текста Оценка смысловой цельности, речевой связности, последовательности изложения рекламной информации в тексте, точности выражения мысли Оценка соотношения размера текста и глубины содержания Разнообразие грамматического и лексического строя языка Соблюдение норм современного русского литературного языка Творческий подход к созданию текста Стилистическая характеристика текста Оценка речевого этикета Умение точно и аргументировано отвечать на поставленные вопросы Включение в каждый модуль разных видов заданий позволяет системно оценивать знания, умения и навыки студентов при создании и редактировании текстов. Особое внимание при этом уделяется во всех модулях творческому подходу (умение подбирать соответствующую лексику, выставлять композиционные рамки произведения, создавать креативные рациональные и эмоциональные заголовки, соотносить их с содержанием текста, предлагать яркие вводные и заключительные части, творчески подходить к созданию устного выступления). По итогам первой и второй контрольных недель можно скорректировать формируемые умения и навыки, дать студентам дополнительные творческие задания, если по определенным параметрам не набралось 20 баллов. Подобная работа с текстами позволяет на разных видах заданий последовательно отрабатывать всевозможные виды правки. В конце семестра проводится экзамен, где оцениваются итоговые знания студента, они складываются из общего балла за три контрольные недели, итогового тестирования и беседы студента с преподавателем, где последний оценивает устную речь (теоретический вопрос) и письменную (создание итогового текста при редактировании предложенного варианта с ошибками). Оцениваемые на экзамене параметры приведены в таблице 5. Таблица 5 Итоговое оценивание Оцениваемые параметры Типы заданий Мин. балл Ср. балл Макс. балл Общий балл за три контрольные недели 180 225 300 Итоговое тестирование (включает задания с несколькими вариантами творческой правки) репродуктивные 60 75 100 Ответ на экзамене - монолог + диалог с преподавателем - создание итогового текста творческие (устная речь) творческие (письменная речь) продуктивные 60 75 100 Итого 300 375 500 Предложенная система оценивания компетенций в процессе преподавания стилистики русского языка при апробировании показала, что студенты, получающие в конце обучения максимальный балл, владеют нормами современного русского языка, грамматически верно и разнообразно оформляют разные виды текстов в устной и письменной речи, способны совершенствовать их с точки зрения стиля, жанра, соблюдения языковых норм, наличия тропов, речевых фигур и экспрессивных средств. Также они правильно оценивают текст в целом: размер, лексическое наполнение, смысловые и логические связи, грамматический строй, структурная организация т. д. При этом следует отметить, что, создавая тексты, начиная от правки предложений с разными видами ошибок и заканчивая конструированием целого текста, студенты с желанием откликаются на такой вид работы, стараются создать произведение, которое будет отличаться своей индивидуальностью и уникальностью. Авторы в конце семестра не боятся представлять аудитории свои работы. Это говорит о том, что творческий процесс раскрепощает их и тем самым дает свободу в выборе способа изложения необходимой информации. Преподаватель в процессе взаимодействия со студентами видит, насколько обучаемый владеет необходимыми компетенциями, творчески подходит к созданию и редактированию текста, а предложенная система оценивания дает полную картину владения данными профессионально необходимыми компетенциями. Также педагог высшей школы может после освоения студентом каждого модуля скорректировать дальнейшую индивидуальную работу с ним, что, бесспорно, влияет на уровень подготовки будущего специалиста.