Full text
Введение Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности входит в настоящее время в число актуальных научных проблем, что в значительной степени объясняется повышением требований к выпускникам вузов в условиях современного рынка труда. Психологическая готовность к профессиональной деятельности способствует успешному профессиональному развитию, формированию конкурентоспособности личности, обеспечивает психологическое благополучие молодых специалистов. Целью данной статьи является обоснование необходимости формирования психологической готовности к управлению в профессиональной подготовке психологов на этапе вузовского обучения. Слово «готовность» в русском языке имеет значения, которые имплицитно присутствуют в трактовке феномена готовности в психологии: первое значение –«согласие сделать что-нибудь», во втором значении готовность означает «состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [1]. Данное слово, как мы видим, используется в языке для обозначения 1) интенции, (со)изволения и 2) подготовленности (оснащенности, обеспеченности необходимым, освоенности необходимого) в связке со словами «сделать», «сделано». В психологии понятие «готовность» рассматривается в составе конструктов «готовность к действию» и «готовность к деятельности». «Готовность к действию» определяется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [2]. Конкретное состояние готовности к действию задается сочетанием факторов, характеризующих разные уровни, стороны готовности: физическую подготовленность, необходимую нейродинамическую обеспеченность действия, психологические условия готовности. В зависимости от условий выполнения действия ведущей может стать одна из этих сторон. В контексте нашего исследования интерес представляют психологические условия готовности к действию. Понятие «психологическая готовность к деятельности» целенаправленно изучается относительно недавно, и значимость его определяется тем, что в методологическом плане данное понятие «становится одной из центральных категорий, объясняющей и описывающей внутреннюю психическую реальность» [3, с. 6], становится метакатегорией [4, с. 127], В классической работе, посвященной психологическим проблемам готовности к деятельности, вышедшей в Минске в 1976 году, М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович рассматривают готовность к деятельности как «целенаправленное выражение личности, включающее ее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение» [цит. по: 5]. Обзор исследований Психологическая готовность к деятельности рассматривается как психическое состояние человека, и как качество его личности. По мнению В. Ф. Жуковой психологическая готовность к деятельности «занимает центральное место во всей системе видов готовности и выражается в единстве внутреннего настроения на будущую деятельность и в профессионально важных качествах личности, необходимых для ее успешного осуществления» [6, с. 119]. Автор исходит из того, что психологическая готовность к деятельности имеет сложную динамическую структуру, отражающую интеллектуальные, эмоциональные, волевые и мотивационные стороны психики человека и является стойкой характеристикой личности [Там же]. Важным аспектом рассмотрения готовности к деятельности являются уровни ее функционирования: непрофессиональный уровень (когда в деятельности принимает участие неподготовленный к ней человек, который еще не научен в полной мере выполнять специальные функции; у него отсутствует опыт практической деятельности; соответствующие показатели находятся на очень низком уровне); предпрофессиональный уровень (характеризуется незаконченностью подготовки к выполнению специальных функций); профессиональный уровень, который имеет два подуровня – обычный уровень и уровень профессионального мастерства. Обычный уровень характеризуется возможностью осуществлять специальную деятельность, а уровень профессионального мастерства характеризуется высоким качеством деятельности, творческим подходом к ее осуществлению» [Там же]. Подготовка к профессиональной деятельности в вузе затрагивает все три уровня готовности к профессиональной деятельности. Обратимся к понятию психологическая готовность к профессиональной деятельности, заметив, что в отечественной психологии по данному вопросу накоплено достаточно много сведений, и можно говорить о многогранности и многоаспектности подходов к ее изучению. Е. В. Шипилова считает необходимым различать психологическую и профессиональную готовность [7]. Психологическая готовность к профессиональной деятельности, с точки зрения данного исследователя, является одной из самых существенных составляющих эффективной деятельности. Психологическая готовность к профессиональной деятельности трактуется как условие освоения профессиональных компетенций и навыков, предпосылка успешной предстоящей самостоятельной деятельности, исходная составляющая профессионализма. Готовность к профессиональной деятельности развивается в процессе обучения и выступает как результат, следствие профессиональной подготовки [8], [9]. Вместе с тем само понятие «готовность к профессиональной деятельности», равно как и ряд других понятий, связанных с профессиональным становлением личности, на современном этапе развития научного знания нуждается в уточнении и переосмыслении [10]. Заслуживает внимания определение понятия «психологическая готовность к профессиональной деятельности», предложенное И. М. Пучковой и В. В. Петрик. Авторы полагают, психологическая готовность к профессиональной деятельности может трактоваться как «устойчивая характеристика субъекта учебно-профессиональной деятельности, способствующая успешному овладению деятельностью и имеющая четырехкомпонентную структуру, включающую саморегуляционный, мотивационный, оценочный и эмоциональный компоненты» [11, с. 247]. Диагностике психологической готовности к профессиональной деятельности и ее развитию в процессе вузовской подготовки специалистов в настоящее время уделяется все больше внимания. Разработаны модель и методы формирования психологической готовности студентов к профессиональной деятельности. Предлагаемые коллективом исследователей методы соотносятся с компетентностным подходом и направлены на интеграцию теоретических знаний студентов с умением реализовывать их на практике. Основу разработанной модели составили положения Б. Ф. Ломова о когнитивной, регулятивной и коммуникативной подсистемах в структуре психологии человека как целостной организации [12, с. 215-216]. Принципиально важно то, что в предлагаемой модели готовности к профессиональной деятельности «составляющие блоков профессиональной "Я-концепции", мотивации и личностных свойств являются универсальными относительно получаемой специальности характеристиками, а "составляющие блока деятельностно-значимых свойств и качеств определяются содержанием будущей профессиональной деятельности и могут иметь разную выраженность у представителей различных направлений подготовки"» [13, с. 55]. Сказанное обусловливает необходимость специальной углубленной разработки блока деятельно-значимых свойств и качеств в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности для представителей различных направлений подготовки, в частности, для подготовки будущих психологов. Теоретико-методологические основания исследования Профессия психолога, относящаяся к числу помогающих профессий, весьма специфична: главным инструментом практической деятельности психолога является его собственная личность. Все, чему он хочет научить другого человека, он должен освоить сам. Погружение в профессию психолога весьма глубоко затрагивает личность обучающегося, собственная личность выступает для него в качестве «карманной лаборатории». Специфика психологической готовности и подготовки к профессиональной деятельности психолога на этапе вузовского обучения находит отражение в современных исследованиях. С точки зрения А. А. Деркача и Д. А. Водопьянова, психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов – будущих психологов, является «обязательным условием для начала их профессиональной деятельности, а также для успешного профессионального становления молодого специалиста, его дальнейшего самосовершенствования и саморазвития в профессии, достижения им высокого уровня профессионализма, успешной самореализации в профессии, эффективной и продуктивной профессиональной деятельности, успешности как личности и профессионала в целом, достижения вершин в профессиональном развитии и личностном росте, то есть достижения акме» [14, с. 7]. Проблематика профессиональной подготовки психологов к их профессиональной деятельности затрагивает вопросы теоретических оснований, сущности и специфики ее содержания и диагностики. Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности является сложным, комплексным психическим образованием, сплавом компонентов, между которыми имеются функциональные зависимости, имеющими свои структурные и содержательные особенности на разных стадиях обучения в вузе [15, с. 3-4]. Компонентами психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности являются: ценностно-мотивационный, когнитивно-гностический, эмоционально-волевой, функционально-деятелъностный, креативный. Автор определила условия и факторы формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, в числе которых «создание творческой атмосферы учебного пространства, культивирование интереса к инициативе и новшествам; инициирование поисковой активности и высокой самостоятельности студентов за счет использования эвристических методов обучения и постоянного решения ими проблемных (инновационных, нетривиальных) задач» [там же, с. 5-6]. Системообразующими факторами формирования психологической готовности к профессиональной деятельности будущих психологов автор относит характер потребностно-мотивационной сферы студента, готовность к саморазвитию, направленность на реализацию творческого потенциала личности, преобразование социально-значимой деятельности [там же, с. 7].В исследовании Е. В. Шипиловой было установлено, что «на протяжении обучения в вузе студенты-психологи, как правило, не центрированы на постоянном личностном росте и развитии своих профессиональных способностей, а ориентированы на обеспечение прикладной стороны профессии и наличие оперативных умений» [там же, с. 14]. В исследовании И. А. Ганичевой и А. В. Мирук показано, что процесс развития психологической готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности «обеспечивается созданием и внедрением в учебную деятельность системы заданий, направленных на формирование личного целостного представления о себе; развитие навыков самопознания; оптимизацию эмоционального состояния; осознание профессиональных ценностей и принципов, а также развитие профессиональной уверенности и способности к прогнозированию» [16, c. 241]. Результаты и обсуждение Предметом наших исследований выступает психологическая готовность к управлению в структуре психологической готовности к профессиональной деятельности студентов – будущих психологов. Изучение феномена психологической готовности к управлению собой в подготовке будущих психологов к профессиональной деятельности представляется весьма актуальной задачей. К примеру, ФГОС ВО магистратуры по направлению подготовки 37.04.01 Психология предписывает в результате обучения сформировать у выпускников, в частности, следующие компетенции: способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки (УК-6); а также способность выполнять основные функции управления психологической практикой (ОПК-9). Мы исходим из того, что профессиональная деятельность психолога предполагает его умение управлять собой и другими людьми. Под психологической готовностью к управлению мы понимаем общую предрасположенность человека к руководству собой и другими в профессиональной и личной жизни [17], [18]. Феномен управления в психологии человека занимает особое место, поскольку он связан с сущностными характеристиками человека, его возможностью быть субъектом своего развития, автором самого себя. Мы разделяем мысль Л. С. Выготского о том, что главная цель психологии, – это «психотехника – в одном слове, т. е. научная теория, которая привела бы к подчинению и овладению психикой, к искусственному управлению поведением» [19, с. 389]. На протяжении ряда лет в контексте психологии саморазвития под руководством одного из авторов статьи исследуем проблему психологической готовности к управлению. В 2010 году было осуществлено конструирование теста психологической готовности к управлению (авторы: М. С. Тюлькин, Н. А. Низовских, О. В. Митина). Теоретическая модель измерительных шкал теста опиралась на обобщенную модель менеджера Л. и С. Спенсеров [20]. На наш взгляд, выделенная Спенсерами структура компетенций менеджера достаточно полно представляет феномен «психологическая готовность к управлению». 15 шкал теста по своему названию и последовательности соответствуют компетенциям менеджера в модели Спенсеров и могут быть ориентирами при изучении готовности к управлению. Перечислим их: Воздействие и Оказание влияния; Ориентация на достижение; Командная работа и Сотрудничество; Аналитическое мышление; Инициатива; Развитие других; Уверенность в себе; Межличностное понимание; Директивность/Настойчивость; Поиск информации; Командное лидерство; Концептуальное мышление; Понимание компании и Построение отношений; Забота о порядке; Техническая экспертиза. Полагаем, что выделенная при создании теста ПГУ структура психологической готовности к управлению применима при изучении и развитии психологической готовности к управлению в профессиональной подготовке психологов. Вместе с тем возможна и даже необходима некоторая корректировка ее составляющих, связанная со спецификой деятельности психолога, ее основными целями и задачами. В частности, необходимо уделить большее внимание развитию способности у студентов заботы о себе и понимаю себя. А вот «командное лидерство», «понимание компании и построение отношений», «техническая экспертиза» как составляющие психологической готовности к управлению менее актуальны в подготовке психологов в сравнении с менеджерами, к примеру, и требуют своего наполнения. Готовность к управлению собой и управлению другими людьми тесно связаны. Умение управлять собой, заботясь о себе, совершенствуя себя, определяющим образом влияет на способность человека к управлению другими, воздействию на них. Хорошо об этом сказал Конфуций: «Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей?» [21]. «Хорошее начало – половина дела», – гласит пословица. Важность психологической готовности к управлению в профессиональной подготовке психолога определяется, в частности, необходимостью преодоления психологических барьеров в самом начале профессионального образования, представленных сомнениями, колебаниями, неуверенностью и др., связанными со сложностями предстоящей деятельности и отдельных действий в структуре деятельности психолога. Проблема преодоления названных психологических барьеров решается через специальную организацию и отбор содержания профессионального образования будущих психологов. Особое внимание следует уделять саморазвитию студентов. Процесс саморазвития, может трактоваться как управление развитием, и в этом своем качестве он определяет психологическую готовность человека к профессиональной деятельности. В рамках профессиональной подготовки психологов в вузе следует содействовать 1) последовательному развитию у студентов самосознавания себя как субъектов собственного развития; 2) выделению ориентиров для саморазвития готовности к управлению собой и другими; 3) мотивацию саморазвития готовности к управлению собой и другими; 4) процесс инструментального оснащения готовности к управлению. Заключение Анализ и осмысление теоретических источников позволяет утверждать, что подготовка к профессиональной деятельности студентов – будущих психологов в качестве одного из системообразующих компонентов должна включать развитие у них психологической готовности к управлению. В рамках учебных дисциплин и практической подготовки важно направить студентов на путь саморазвития, целью которого, в частности, является сущностная в профессии психолога способность к управлению собой и другими.