Full text
Введение Современный информационный период, отличающийся кардинальными изменениями, ставит проблему формирования нового человека, социально активного, способного к творческой, преобразовательной деятельности, готового принимать самостоятельные решения. В связи с этим, на смену формальной «знаниевой» образовательной парадигме приходит неформальное образование, которое является средством непрерывного обучения личности. Целесообразность организации неформального образования как важнейшей составляющей образовательного пространства современного российского общества обозначена в ряде исследований и нормативно-правовых документов. В России на данный момент в недостаточной степени ведется разработка механизмов оценки и признания неформального обучения, как это делается в европейских странах. Вместе с тем, необходимость развития неформального образования и образования в течение всей жизни декларируется во многих стратегических документах: Национальная программа «Цифровая экономика Российской федерации» [1], Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [2], Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года [3], Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [4] и др. Так, в Концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года под «неформальным образованием» понимается «обучение … в форме наставничества, стажировки, инструктажа, тренинга, через реализацию различных программ подготовки, обмена опытом, а также просвещение в рамках деятельности общественных и иных социально ориентированных некоммерческих организаций» [4]. Обзор отечественной и зарубежной литературы по теме исследования Представим международный опыт неформального образования для развития и оценки компетенций. Признано, что на данный процесс существенно влияют глобализация, переход к цифровому обществу и развитие технологий [5]. Отметим, что каждая страна вырабатывает свои механизмы неформального образования. Так, во Франции существует такая процедура, как «признание опыта» (Validation des acquis de l’expérience, VAE), пройдя которую возможно получить сертификат о наличии квалификация в определенной профессиональной области [6]. В Финляндии организована система Open Badge для развития навыков в волонтерской деятельности. Кроме того, одним из инструментов признания неформального образования является Национальная ассоциация мастер-классов (Valtakunnallinen työpajayhdistys), предоставляющая тренинговые, образовательные и информационные услуги [7]. Система неформального образования Кореи также включает тренинги, краткосрочные академические курсы, самообразование [8]. Следует отметить, что в современных условиях потенциал цифровой образовательной среды стал мощным фактором онлайн-образования. Массовые открытые онлайн-курсы организованы в европейских странах [9]. Такие курсы становятся значительным ресурсом для неформального обучения отдельных социальных групп. Однако мировым лидером по распространению такого обучения следует признать США, ведущие университеты которых бесплатно предоставляют услуги онлайн-обучения в таких сферах, как компьютерные технологии и IT, инновации и предпринимательство, робототехника [10]. В России сегодня неформальное образование набирает силу. Отечественные ученые изучают его образовательный потенциал, специфику и методический инструментарий. Ретроспективный анализ понятия «неформальное образование» позволяет говорить о существовании нескольких точек зрения на данный феномен. Изучением особенностей, структуры, содержания, моделей неформального образования занимались Н.Н. Букина [11], О.В. Власова [12], Е.В. Декина [13], Х.Т. Загладина [14], Ю.А. Зубок [15], И.Н. Киселева [16], С.М. Климов [17], С.Н. Майорова-Щеглова [18], А.А. Макареня [19], В.В. Маслова [20], Т.В. Мухлаева [21], Г.М. Нефедова [22], Н.А. Паршина [23], Е.А. Песковский [24], М.Н. Поволяева [25], И.С. Попова [26], О.В. Ройтблат [27] и другие. В диссертационном исследовании И.Н. Киселевой неформальное образование рассматривается как практикоориентированная деятельность ресурсносберегающего характера, она не требует дополнительных материально-технических условий. Вместе с тем, такая деятельность демократична, поскольку контроль за ней связан со студенческим самоуправлением. Автор выделяет несколько видов неформального образования: это курсы, тренинги, молодежные объединения, репетиторство, волонтерство и др. Авторы энциклопедического словаря «Социология молодежи» под неформальным образованием понимает определенную форму познавательного процесса, который может происходить, как в образовательных организациях, так и в общественных, причем не обязательно может сопровождаться выдачей документа. О.В. Власова уточняя данное понятие, отмечает, что это «осознанный, в той или иной мере самоорганизованный и самоуправляемый регламентируемый процесс получения знаний, ориентирующийся на конкретные образовательные цели и запросы». В своих работах В.В. Маслова акцентирует внимание на том, что это «неорганизованное обучение, связанное с любительскими занятиями, расширением кругозора, приобретением знаний и умений, необходимых в быту и сфере личностного общения». С.М. Климов под неформальным образованием понимает «осознанный, в той или иной форме организованный и управляемый процесс получения знаний в течение жизни». Исследователь считает, что неформальное образование может функционировать вне границ формального образования и являться свободной формой получения знаний. В научной работе Н.А. Паршиной неформальное образование заявлено одним из приоритетных средств формирования у студентов педагогического вуза технологической компетентности. Формальное и неформальное образование при этом взаимодействуют и дополняют друг друга. И.С. Попова, изучая развитие инициативности студентов, предлагает организацию таких педагогических условий, как делегирование обучающимся полномочий и ответственности, а также интеграцию формального и неформального образования. Е.В. Декина раскрывает технологии поддержки и развития неформального образования студенческой молодежи. Автор определяет его возможности в развитии компетенций эффективного взаимодействия, критического мышления, опыта проектной деятельности, формирования активной жизненной позиции и др. В исследованиях отечественных ученых отмечено, что для студенческой аудитории актуальны и индивидуальные, и групповые формы получения неформального образования. Индивидуальные формы, исходя из жизненных интересов и потребностей, позволяют осуществить индивидуальный поиск способов их удовлетворения. Групповые формы больше направлены на получение обучающимися личностно значимых знаний и умений в интересующих их сферах деятельности. Материалы и методы В статье представлен анализ нормативно-правовых документов и научных работ в области неформального образования. На этапе исследовательской деятельности авторы использовали такие эмпирические методы исследования, как анкетирование для выявления понимание студентами значимости неформального образования, а также запросов и интересов студентов в области организации различных форм неформального образования в педагогическом вузе. Кроме того, были использованы метод экспертных оценок и метод математической статистики. Результаты Опишем более подробно опыт неформального образования в Сургутском государственном педагогическом университете. Примером организации такого образования студентов стала проектная деятельность. На наш взгляд, данная деятельность может способствовать формированию универсальных компетенций будущих педагогов образовательных организаций разного уровня (детские сады, школы). Рассмотрим более подробно проект «Научи меня, как …», разработанный членами студенческого совета «Драйв» факультета психологии и педагогики. Особенностью реализации данного проекта являлось то, что основной формой организации неформального образования было заявлено использование мастер-классов различной тематики. Проектирование и конструирование содержания всех мастер-классов осуществлялось самими студентами (модераторами), исходя из запросов участников (студент-студенту). По мнению инициативной группы проекта, такая форма проведения обучения (мастер-класс) позволит сформировать умение решать определенные задачи, с которыми может столкнуться будущий педагог в своей профессиональной деятельности. Проект был реализован по четырем этапам: 1. Аналитический этап. 2. Подготовительный этап. 3. Организационный этап. 4. Заключительный этап. На аналитическом этапе было проведено анкетирование 124 обучающихся 1-5 курсов Сургутского государственного педагогического университета посредством гугл-формы и обработка полученных данных. Студентам были предложены вопросы оценочного характера, позволяющие узнать степень заинтересованности участия в мероприятиях, проводимых в университете. Рис 1. Состав респондентов, участвующих в анкетировании Представим более подробно результаты проведенного опроса. В результате анкетирования выявлено, что большей части респондентов (51,6%) неизвестно понятие «неформальное образование». Вместе с тем, 71% опрашиваемых выразили желание поучаствовать в мастер-классах проекта как в формате офлайн, так и в формате онлайн. Рис. 2. Интерес студентов в неформальном образовании на базе вуза Среди представленных форм мероприятий проекта наибольшую популярность получили мастер-классы (67,7%) и деловые игры (45,2%). Определено, что студенты имеют желание повысить уровень коммуникативных умений (74,2%), креативности (72,6%) и эмоционального интеллекта (70,2%). Таким образом, сделан вывод о заинтересованности студентов в проекте, который поможет больше узнать про неформальное образование, будет насыщен интересными мероприятиями, позволяющими приобрести желаемые умения. Рис. 3. Потребность студентов в определенных навыках и приоритетные формы их формирования Подготовительный этап проекта включал разработку новых форм мероприятий в формате онлайн и офлайн, брендирование (создание эмблемы и мерча), создание собственного медиа пространства, поиск графических программ-редакторов для создания афиш и сертификатов, отбор спикеров для конкретных мероприятий проектной деятельности и др. На организационном этапе были реализованы различные мероприятия по различной тематике. Назовем некоторые из них: • Тайм-менеджмент: «Куда уходит время?» • Искусство оригами • Лего-конструирование «Роболандия» • Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования «Зимние мотивы» • Мастер-класс по работе с Canva.com • Мастер-класс по музыкальной терапии • Мастер-класс "Создание высокотехнологичных презентаций в программе PowerPoint" • Командообразование: игры для сплочения коллектива • Мастер-класс по русскому жестовому языку: «Пой без границ» • Внимательная прогулка – ощути связь с природой • Полифункциональная среда сенсорной комнаты • Игры Воскобовича: когда соединяются головоломки и сказки • Арт-терапия как метод психологической разгрузки. К примеру, целью мастер-класса по лего-конструированию «Роболандия» стало познание основ робототехники, что способствовало развитию креативности и формированию научно-технической ориентации студентов. Основой мероприятия заявлена практическая часть, где студентам предлагалось собрать несколько моделей, решив задачи по конструированию и программированию. Все участники воплотили свои идеи в реальность, сконструировав необычных персонажей. Мастер-класс «Canva.com» был направлен на формирование умений передавать большой объем информации посредством инфографики. Под руководством спикера студентам удалось создать авторские продукты: буклеты, рекламы, визитки и др. А на мастер-классе «Искусство оригами» студенты приобрели навыки, которые будут востребованы в будущей профессионально-педагогической деятельности. Ведь именно оригами развивает способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движение пальцев, происходит развитие глазомера. Особенность такого искусства в отсутствии необходимости ножниц и клея. Один лист бумаги может складываться в множество разнообразных фигур. Цель заключительного этапа проекта было подведение итогов и обозначение сильных и слабых сторон проектной деятельности. Качественными показателями реализации проекта «Научи меня, как …» были обозначены: • удовлетворенность целевой аудитории качеством проведенных мастер-классов в рамках проекта; • сформированность готовности к взаимодействию с участниками образовательного процесса «студент-студенту»; • сформированность умения организации сотрудничества обучающихся, поддержки их активности и инициативности; • -повышение уровня самоуправления членов студенческого совета. Кроме того, инициативной группой определены следующие перспективы развития проекта: проектирование «действенных» технологий работы со студентами и школьниками с помощью дистанционных форм обучения; включение мероприятий проекта в вузовскую программу профориентационной направленности; участие в грантовых конкурсах. Такое неформальное образование, осуществляемое в рамках проектной деятельности, позволило будущим педагогам усвоить новые социальные роли (модераторов проекта), способствовало их профессиональному становлению в рамках выбранных направлений подготовки. Не менее интересным стал опыт проектной деятельности педагогического отряда «Клюква», который образован студентами Сургутского педагогического университета в декабре 2017 года. Опишем более подробно данный опыт. Девиз педагогического отряда «В наших руках самое дорогое – ДЕТСТВО!» подтверждается конкретными делами. Педагогический отряд активно сотрудничает с Автономной некоммерческой организацией дополнительного образования «Агентство инновационных решений в сфере социокультурной деятельности «Среда развития», которая является организатором палаточного лагеря "Кар-тохи" и детского образовательного оздоровительного лагеря «Этноград». Организаторы лагеря поставили перед собой задачу предоставления качественных услуг отдыха, оздоровления и развития детей в каникулярные периоды на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Бойцы студенческого педагогического отряда «Клюква» приняли активное участие в реализации инновационных образовательных проектов. Нацеленность на получение результата с учетом внедрения в работе лагеря образовательной содержательной компоненты стала отличительной особенностью членов педагогического отряда, участвующих в проектной деятельности лагеря. Важной частью успешной реализации этой задачи явилась способность и готовность членов педагогического отряда придумывать и осуществлять интересные идеи вместе с детьми, доводить их до результата. Подтвердить данный вывод могут факты реализации интересных творческих и научных проектов, реализованных детьми при участии членов отряда «Клюква» в качестве наставников. В 2019 году для получения практического опыта студенты педагогического отряда "Клюква» были направлены на стажировку в Международный детский центр «Артек», откуда вернулись с новыми знаниями, технологиями и формами работы, которые внедрили в сезонных детских лагерях загородного и палаточного типа. В период учебного года отряд живет образовательной и творческой жизнью – обучение новых бойцов, самообразование, реализация практических проектов с детьми. Остановимся на одном из реализованных проектов. Проект «Академия «Твои Skills» предназначен для создания и функционирования профориентационной среды, направленной на развитие гибких надпрофессиональных компетенций школьников в системе проведения мастер-классов. Проект актуален, поскольку формирование способности выбора будущей профессиональной сферы невозможно без понимания компетенций, реализуемых в данном виде профессий. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2.11) отмечается, что «общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования» [28]. В рамках введения Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования отмечена возрастающая роль самоопределения личности обучающегося, индивидуализации организации образовательной деятельности, необходимость создания условий для профориентационной работы, профилизации образования [29]. В современном мире большинство людей считает, что успех в профессиональной деятельности всецело зависит от уровня знаний должностных обязанностей и понимания себя в профессии. Однако современные тенденции говорят о том, что это устаревший миф. На современном рынке труда успешный специалист – это человек, который имеет не только профессиональные навыки и умения, необходимые для работы по специальности, но и «сквозные» (или «гибкие») навыки, характерные не только для профессиональной деятельности. По мнению Е.И. Пилюгиной и М.Д. Ивановой существует целый ряд проблем, которые препятствуют полноценной профориентационной работе. Прежде всего, это неопределенность целей профессионального самоопределения, отсутствие специалистов и недостаточное время, отведенное в образовательных учреждениях для профориентационной работы [30]. Детский лагерь – площадка, которая даёт возможность развития «гибких» навыков обучающихся. Особенно значима деятельность такого лагеря для подросткового возраста, поскольку именно в этот период мы наблюдаем пик развития социальных компетенций. Еще больше практической пользы приносят развивающие лагеря – языковой, спортивный или профориентационный лагерь. Исходя из этого, можно говорить об актуальности развития «гибких» навыков (Soft skills) для всех без исключения. Такие навыки в 21 веке являются основой для будущей успешной деятельности в любой профессии. На предварительном этапе проектной деятельности было проведено исследование, направленное на определение потребности обучающихся 9-11 классов в проведении профориентационных мероприятий и развитие компетенций, необходимых для будущей профессии. Рисунок 4. Знания обучающихся о выборе будущей профессии В ходе проведенной нами диагностики выяснилось, что 40% школьников затрудняются в выборе своей будущей профессии. Основной причиной является то, что обучающиеся не имеют представлений о тех компетенциях, которые необходимы в конкретной профессии; 37% обучающихся не в полной мере понимают, в каких сферах они могут быть реализованы, и лишь 23% респондентов определились с выбором будущей профессии. 67% опрошенных не могут назвать профессии, где бы они смогли применить свои способности в практической деятельности. Кроме того, 32% школьников не осведомлены о профессиях, которые будут востребованы в будущем, не ориентированы на спрос рынка труда. К сожалению, 35% школьников не смогли назвать специфику работы даже самых распространенных профессий. Вместе с тем, 85% опрошенных заинтересованы в проведении серии мероприятий, направленных на развитие ключевых надпрофессиональных компетенций. Для преодоления возникших проблем был разработан проект «Академия «ТвойSkills», который подразумевает: • выявление предрасположенности обучающихся, которая выражается в его ценностных ориентациях к определенным типам профессий; • формирование «гибких» осознанных компетенций посредством мастер-класса «МикроСофт»; • развитие надпрофессиональных компетентностей школьников посредством проведения мастер-классов, направленных на раскрытие сущности каждого типа профессий (человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ). Стоит заметить, что формы (дебаты, тренинги, игры по станциям, сюжетные игры, групповая работа) средства и методы (проблемные задания, кейс-метод, создание ситуаций успеха, рефлексия), интернет ресурсы (zoom, программа по 3D моделированию, canva.com, pinterest.com, google сайты, plickers.com, menti.com), применяемые в реализации проекта, оказались достаточно эффективными. Бойцами педагогического отряда были разработаны конспекты к каждому мероприятию, чек-листы и воркбук по созданию и реализации данного проекта. Приведем пример одного из мероприятий – конкурсно-игровой программы «Клюква Skills», проведенной в детском образовательном оздоровительном лагере «Этноград» деревни Русскинская. Ведущей деятельностью в данном мероприятии была заявлена квест-игра. Игровой механизм включал систему «загадок» и «ключей», которые приводили игроков к одной или нескольким логически выстроенным развязкам. Такая форма была, прежде всего, направлена на активизацию у школьников умственной деятельности, развитию сообразительности, подключению всех резервов для развития «гибких» навыков – Soft Skills, необходимых для будущей профессии. Ребята поделились на команды, у каждой команды был свой куратор, который сопровождал по станциям: «Лидерские качества», «Коммуникативные навыки», «Самопрезентация», «Критическое мышление» и др. Предварительно участникам квеста был выдан QR-код на маршрутный лист команды и воркбук, в котором студенты на станциях отмечали успехи в развитии «гибких» навыков. Так, на станции «Лидерские качества» школьники узнали, что в любом коллективе необходим человек, который будет организовывать рабочий процесс, обладать ораторскими способностями, уметь принимать решения, чтобы выражать интересы и цели других людей, вести за собой команду единомышленников, то есть лидер. Была проведена игра «Построй фигуру», целью которой – выявление лидера в созданных командах. Школьники встали в круг. После чего от ведущего следовала установка: «Всем участникам команды необходимо закрыть глаза и построиться в фигуру, которую мы назовем. Глаза можно будет открыть только после построения каждой фигуры, нельзя разъединять руки, но можно общаться между собой». Участники игры столкнулись с серьезными трудностями организационного плана, они не могли договориться и прийти к результату (выстроить фигуру треугольника, квадрата, сердца и др.). В результате работы над ошибками команда пришла к выводу о том, что нужен лидер, который организует деятельность, поведет за собой, конструктивно решит спорные моменты. После этого такой лидер был выбран, а задание продублировано. Безусловно, такая форма профориентации школьников является удобной для дополнений, подбора новых, самых современных гибких навыков. Развитие данной методики бесконечно. Если, например, смена в лагере театральная, то возможно добавить больше станций на раскрепощение, совершенствование ораторских навыков, погружение в мир театра и др. Если смена направлена на погружение в мир бизнеса, можно добавить станцию «управление проектами». Все зависит от фантазии и творческого подхода организаторов. Заключение Таким образом, можно констатировать, что неформальное образование – это важная часть образовательной политики педагогических вузов. На основе изучения интересов будущих педагогов, разработки и реализации представленных проектов выявлено: • студенты педагогического университета заинтересованы в неформальном образовании; • среди разнообразия форм неформального образования предпочтение отдано мастер-классам и деловым играм, позволяющим в большей степени сформировать профессиональные умения; • содержание и методический инструментарий форм неформального образования являются важным фактором развития универсальных компетенций в области критического мышления, коммуникации, командной работы и др. В перспективе коллектив педагогов и студентов Сургутского государственного педагогического университета рассматривает неформальное образование обучающихся педагогических классов, а также возможности интеграции традиционных и дистанционных форм данного процесса.