Full text
Введение В различных сферах жизни возникновение угроз требует взвешенных, рациональных и незамедлительных управленческих решений. Из материалов доклада Министерства здравоохранения Красноярского края на Стратегической сессии «Университет & Регионы», которая прошла 27 ноября 2021, нами выбраны данные о численности медицинских работников Красноярского края. Число средних медицинских работников в 2020 году снизилось на 434 человека, врачей – осталось почти неизменным.(Рис.1) Согласно данным из того же доклада, укомплектованность средними медицинскими кадрами за 2020 год снизилась на 17,7 %, подтверждая гипотезу о нехватке медицинских кадров в Красноярском крае (Рис.2, Рис.3). В период пандемии это является неблагоприятным снижением. При том, что персонал медицинской организации имеет высокий риск заражения и находится на карантине после «красной зоны», нехватка медицинских кадров может быть намного серьезнее, поэтому здесь необходимы беспрецедентные управленческие решения. После прохождения производственной практики и сдачи квалификационного экзамена по окончании 3 курса у студента имеется возможность вступить в должность среднего медицинского персонала. В связи с этим, на работу в ковидных госпиталях для поддержки непрерывной медицинской помощи приглашаются студенты 4 курсов и старше. Но, с учетом того, что компетенции, необходимые для профессиональной деятельности будут полностью освоены только после окончания 6 курса – встает справедливый вопрос, хватает ли имеющихся у третьекурсника компетенций для медицинской деятельности и соответствует ли это уровню, необходимому для качественного оказания медицинской помощи? С момента появления COVID-19 и по настоящее время объемы медицинской помощи увеличились, что привело к увеличению ставок в медицинских организациях, а значит к увеличению количества принятых на должность медицинских работников. Данный рост должен был произойти за счет работы органов управления и медицинских вузов. Именно поэтому, руководство ФГБОУ ВО «Красноярский медицинский университет» поддержало систему здравоохранения, предоставив возможность студентам совмещать работу в ковидных госпиталях и обучение в университете. Программа подготовки и освоение всех компетенций дисциплин в этом случае для них должны осуществляться в онлайн-режиме. Медицинское образование имеет свои особенности, отличаясь от технического, иного гуманитарного. Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» [1], с учетом которого будущий специалист будет выполнять свои трудовые функции, регламентирует профессиональные функции работника, упуская описание не регламентируемых «надпрофессиональных» функций. Зато он даёт общее представление о том, чем будет заниматься врач-лечебник в соответствующем медицинском учреждении. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования специалист по специальности «Лечебное дело» [2] напротив, содержит перечень как профессиональных, так и «надпрофессиональных» компетенций, необходимых для освоения программы подготовки специалитета. Компетенции разделены на универсальные, общепрофессиональные в (зависимости от категории (группы)) и профессиональные, которые определяются организацией самостоятельно, на основании профессиональных стандартов. Только освоение всех компетенций позволяет студенту в полной мере осуществлять профессиональную медицинскую деятельность, качественно оказывая медицинскую помощь. Некоторые компетенции в полной мере развить можно только при вербальном общении, есть и такие компетенции, для которых существует возможность полного освоения с использованием возможностей цифрового образования. С появлением интернет-технологий и постоянно растущей важностью образования, идея обучать студентов со всего мира удаленно стала реальностью. Благодаря технологиям обучение в сети Интернет стало ещё более живым и гибким. Каждый образовательный процесс должен сопровождаться интеллектуальными системами, позволяющими автоматизировать процесс обучения. Современные образовательные тенденции, появление общества знаний, социальные изменения, глобализация и пандемия COVID-19 оказали влияние на образование на более высоком уровне. Они привели к трансформации образования, изменениям в подходах к преподаванию и обучению, к таким как виртуальное обучение, применение искусственного интеллекта в моделировании и использованию дополненной реальности, что в совокупности представляет собой цифровое образование. «Цифровое образование – это процесс преподавания и обучения с помощью цифровых технологий, включая разнообразные методы обучения, такие как автономное обучение, онлайн-обучение, мобильное обучение или виртуальная реальность» [3]. Перечень средств является открытым и подвижным для образовательных учреждений, в отличие от компетенций ФГОС ВО, из которого невозможно исключить ни одну из компетенций. В данной статье нами осуществлен поиск и анализ способов формирования готовности к профессиональной деятельности, имеющихся в настоящее время педагогических средств обеспечения образовательного процесса в рамках цифрового образования. Изучена их способность удаленного развития некоторых компетенций, а так же предложены новые информационные системы для применения в процессе обучения. Обзор отечественной и зарубежной литературы «Врач должен обладать не просто знаниями, выраженными в виде понятий и представлений, умениями и навыками, а совокупностью компетенций, определяющих его способность действовать в различных профессиональных ситуациях» [4]. В настоящее время эту совокупность компетенций студенту необходимо осваивать в том числе и дистанционно. Образовательные учреждения используют дистанционные учебные платформы по разным причинам. К ним относятся, например, возможность гибко настраивать учебный процесс и выбирать темп обучения, а также использовать стратегию разделения обучения на управляемые части или модули [5]. Среди широкого спектра инструментов система управления обучением была внедрена в академические учреждения и отрасли более двух десятилетий назад. Для изучения различных наук, повышения доступности знаний, гибкости обучения, а также экономической эффективности в высшем образовании, учреждениям предлагается интегрировать Learning Management System (LMS) в процесс преподавания и обучения с целью достижения эффективного результата обучения. Это позволяет пользователям получать возможность осмысленного обучения с использованием различных стилей обучения, соответствующих индивидуальным потребностям, самостоятельному обучению и содействие обучению на протяжении всей жизни. Что наиболее важно, система управления обучением обеспечила легкий доступ и таким образом гибкость в обучении. Можно учиться из любого места и в любое время без ограничений по времени и месту [6] . Система управления обучением имеет различные категории в зависимости от их использования и доступности. Группируются Электронно-образовательные ресурсы (далее ЭОР) в зависимости от их категорий. 1. Система управления обучением с открытым исходным кодом – это платформы управления обучением, которые доступны по публичной бесплатной лицензии, предоставляя пользователям права использовать, изменять, изучать, создавать и распространять результаты бесплатно для всех и для любых целей. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment (MOODLE), SAKAY и т. д. являются наиболее популярными в этой категории [7]. 2. Softwate As A Service (SAAS) – система управления обучением на основе облачных вычислений. Управление обучением на основе облачных вычислений включает функции облачных вычислений и обеспечивает обучение в режиме онлайн для любого учащегося в любое время и в любом месте по всему миру должны выполняться только требования, связанные с наличием подключения к интернету и инструмента, к примеру Google for Education [8]. Наблюдая за моделью пользователей ЭОР, можно сказать, что здесь есть три заинтересованные стороны: - ученик: основной пользователь ЭОР, он же является первым потребителем услуг; - куратор: использует ЭОР для руководства, контроля, помощи и оценки учащихся; - администратор: следит за правильностью работы сервисов и своих пользователей. Основные составляющие ЭОР можно классифицировать как: 1. Инструмент для организации курса, такой как замена традиционного учебного плана, учебников и инструментов тестирования; 2. Динамический инструмент для облегчения процесса обучения, такой как синхронные дискуссионные группы; 3. Пространство для расширения студенческого сотрудничества. Специфика медицинской деятельности не позволяет в полной мере осваивание всех компетенций с помощью ЭОР. В российском медицинском образовании нами найден перечень технологий, используемых в обучении врачей и медицинских сестер. Например, виртуальная реальности (VR). VR может быть использована в радиотерапии, хирургии, неотложной помощи, психотерапии [9]. Технология дополненной реальности делает обучение в медицинском вузе более интерактивным, а так же может стать помощником в медицинских процедурах [10]. Интеграция технологий в учебное заведение – сложный процесс, требующий больших затрат времени, инфраструктуры и человеческих ресурсов [11]. Удаленный режим обучения требует от преподавателя таких же больших затрат ресурсов. Использование виртуальной реальность и дополненной реальности как пример интеграции были найдены в зарубежных исследованиях. Francesco Rizzetto и его коллеги говорят о том, что преимущества виртуальной реальности до сих пор остаются спорным вопросом. Накопленные на сегодняшний день данные позволяют с уверенностью сказать, что VR может улучшить знания по анатомии, интегрируя и совершенствуя традиционные методы обучения в медицинских образовательных учреждениях [12]. Опыт изучения преподавания нейроанатомии в Мексике с помощью трёхмерной визуализации был представлен в исследовании 2021 года. Согласно исследованию, обогащение учебно-педагогического процесса с помощью виртуальной реальности – это стратегия, которую можно воспроизвести не только в нейроанатомии, но и в других специальностях. Результаты показали, что нет существенной разницы между результатами обучения с использованием VR и без, но VR может помочь обучающемуся понять различные плоскости и сложные структуры[13]. В Португалии, на основе анализа результатов оценки, исследователи выявили улучшение знаний, когда были использованы вопросы с множественным вариантом ответов совместно с задачей в виртуальной реальности [14] Имитированный пациент широко используется в медицинском образовании, но более эффективно он может быть использован для развития и практики жизненно-важных коммуникативных навыков, например сообщению плохих новостей [15]. COVID-19 сделал особо важным критерием при сообщении плохих новостей компетентность врач [16]. Сообщение плохих новостей, как процесс, должен быть адаптирован к индивидуальным потребностям пациентов и их семей, к уровню стресса, который испытывает пациент и его родственники [17]. Виртуальная реальность включена в обучения медицинских сестер в Ирландии. Исследователи из Школы медсестер и акушерства совместно со Школой компьютерных наук и технологий провели интервью среди студентов-медсестёр, придя к выводу, что виртуальная реальность помогает студентам приобрести некоторые психомоторные навыки, навыки принятия решения и решения проблем [18]. Помимо виртуальной реальности широко применяется технология дополненной реальности. Например, было разработано приложение «VR memory palace» для обучения дерматологии [19], используя примененный в обучении эндокринологии метод локусов [20]; создана лаборатория виртуальных навыков наложения швов для обучения хирургическим навыкам [21]. Пассивная форма клинического практикума привела к проблемам с качеством медицинского образования, поэтому так необходим поиск и анализ инструментов, которые помогут это исправить в нынешней ситуации. К таким средствам отнесены: симуляционное обучение на основе виртуальной реальности, теле-консультации и виртуальные туры, обучение специальным навыкам через интернет (с помощью телеконференций, мультимодальных онлайн-учебных программ) [3]. Указанные технологии обеспечения учебного процесса направлены на освоение практических медицинских навыков, и частично – на освоение «надпрофессиональных» компетенций, т.е. мягких навыков. Среда облачных технологий – незаменимый помощник системы образования в период пандемии COVID-19 [22]. Облачные технологии позволяют в удаленном доступе вести совместную работу, управлять учебным процессом, давать комментарии и рекомендации. Доски совместного пользования так же могут быть применимы в удаленном обучении, они представляют собой цифровой холст со всеми необходимыми для совместной работы инструментами. Разработка образовательных проектов с использованием интерактивных досок способствует активной динамике обучения, которая способствует вовлечению студентов в учебную деятельность [23]. Методологическая база исследования Основным подходом в исследовании является компетентностный подход. В определении Э.Ф. Зеера «компетенция – это интегративное единство знаний, умений и навыков, обеспечивающее профессиональную деятельность человека, способность на практике реализовать свою компетентность» [24]. Нами были проанализированы все компетенции ФГОС ВО «Лечебное дело» и выбраны компетенции, которые частично можно развить удаленно, с применением цифровых технологий. Таблица 1 - Компетенции, которые частично можно развить удаленно [2] № Шифр компетенции Содержание компетенции 1. ПК-3 Способен назначать лечение и проводить контроль его эффективности и безопасности 2. ПК-1 Способен оказывать медицинскую помощь пациенту в неотложной или экстренной формах 3. ОПК-11 Способен подготавливать и применять научную, научно-производственную, проектную, организационно-управленческую и нормативную документацию в системе здравоохранения 4. ОПК-10 Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий с учетом основных требований информационной безопасности 5. ОПК-7 Способен назначать лечение и осуществлять контроль его эффективности и безопасности 6. ОПК-5 Способен оценивать морфофункциональные, физиологические состояния и патологические процессы в организме человека для решения профессиональных задач 7. ОПК-4 Способен применять медицинские изделия, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи, а также проводить обследования пациента с целью установления диагноза 8. ОПК-2 Способен проводить и осуществлять контроль эффективности мероприятий по профилактике, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения 9. УК-7 Способен поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности 10. УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни 11. УК-4 Способен применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия 12. УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели 13. УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла 14. УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий Формирование готовности в нашем исследовании связано с формированием: - практических навыков; - социально-значимых качеств личности: коммуникация, умение работать в команде, управление собственным временем и развитие эмоционального интеллекта. Нами подобрано несколько аспектов, на которые стоит обратить внимание при формировании готового к профессиональной деятельности работника медицинской организации. Мы разделили их на три аспекта: - профессиональная предметная готовность (практические навыки); - надпредметная готовность («мягкие навыки»). Все они в совокупности, на наш взгляд, позволяют определить готовность обучающегося к профессиональной медицинской деятельности. Профессиональная предметная готовность к медицинской деятельности определяется количеством и качеством освоения связанных с практическими медицинскими навыками компетенций в процессе обучения. В компетенстностном подходе профессиональной предметной готовностью в медицинской сфере можно считать освоение общепрофессиональных и профессиональных компетенций, в том числе овладение конкретными практическими навыками в каждой их клинических дисциплин. Профессиональная готовность тесно связана с психологической готовностью. «Мотивационный компонент психологической готовности во многом определяет успешность профессиональной деятельности, придает ей личностный смысл, задает направление» [25]. Данный вид готовности необходимо сформировать на 1 курсе обучения. Исследование авторов показали, что студенты имеют низкую мотивацию к успеху, а скорее мотивацию к избеганию неудач. Именно поэтому возникает необходимость разработки организационно-методических принципов, методов и организационных форм, направленных на формирование мотивационной готовности к профессиональной медицинской деятельности. Надпредметная готовность в данной статье связана с освоением мягких навыков, которые включают в себя: 1. Личностную динамику; 2. Межличностные отношения; 3. Стремление к успеху; 4. Выносливость; 5. Социализацию. Наиболее неизученной на данный момент является определение «надпредметной» готовности. Профессиональную практическую готовность можно определить с помощью педагогических приемов, таких как: тестирование, решение задач, кейсов, и в данном случае шкала оценивания связана с освоением или неосвоением компетенций в дисциплине. «Надпредметная» готовность для нас является частью общей готовности специалиста, именно поэтому в учебном заведении, на этапе формирования рабочих программ дисциплин важно обозначить критерии, которые позволят определить уровень освоения компетенции, развивающей «мягкие», надпредметные навыки. Социализации определяется как процесс познания новой роли и приобретения знаний и навыков, актуальных для конкретной социальной группы. Приобретение данного ролевого поведения позволяет людям становиться членами групп и профессиональных обществ [26]. Сюда входят вопросы человеческого поведения, этики, профессионализма, альтернативной и дополнительной медицины, питания и эпидемиологии. Опыт зарубежных исследователей привёл к выводу, что существует некая взаимосвязь между компетентностью медсестры и ее профессиональной социализацией. Социализация специалиста может проходить не только в медицинской среде во время практик, но и в студенческих группах, используя педагогические технологии воспроизводства ситуативных задач. Ввиду проблематичности развития социальных навыков дистанционно – в нашем исследовании мы не рассматриваем данную подкатегорию профессиональной готовности. Как мы видим из описания состава мягких навыков, достаточно проблематично их фомирование и развитие в удаленном режиме. Основой профессиональной деятельности любого специалиста всегда будут профессиональные предметные знания и практические навыки в совокупности с «мягкими» навыками. Возможные варианты приобретения данной совокупности в удаленном режиме, а так же в качестве поддержки очного обучения нами рассмотрены в результатах. Необходимо рассмотреть информационные технологии поддержки процесса обучения. К таковым можно отнести диалоговые и голосовые системы поддержки образовательного процесса. Голосовые ассистенты и чат-боты сегодня является ведущим трендом в разработках IT-рынка. Также передовые разработки в этой сфере пытаются внедрить обучении [27], [28] и ВУЗах [29]. Правильнее называть их диалоговым интерфейсом, так как голосовые команды – это один из вариантов взаимодействия с сервисом, наряду с текстовым. В зависимости от ситуации пользователь выбирает удобный ему способ взаимодействия. Совершенствоваться эти системы могут на основе самообучения благодаря искусственному интеллекту [30]. Согласно исследованию, ResearchAndMarket [31], мировой рынок чат-ботов и виртуальных ассистентов в 2020 году составляет около 4 миллиардов долларов и растет на 35% в год. Критерии, на основе которых был осуществлен выбор системы, представлены в труде, в котором рассматривается также возможность распространения данного решения на многие другие области и сферы деятельности [32]. Данный выбор системы является оптимальным и решает нашу задачу: - поддержка русского языка (обработка платформой естественного языка); - возможности интеграции с другими сервисами посредством API’s [33] и Webhooks [34]; - развертка на любой платформе и девайсе (универсальность); - возможность работы с медиаконтентом; - стоимость (цена за доступ к полному функционалу платформы); Необходимым инструментом для создания интерактивного сайта, подключения необходимых ресурсов и встраивания систем голосового интерфейса является конструктор сайта. Обзор текущих систем приведен в [35] Для того чтобы ускорить процесс создания нашей платформы необходимо выбрать такой конструктор, чтобы он был настраиваемый, поддерживал написание кода, имел обучающий материал по работе [36], а также поддержку комьюнити. Таким конструктором является Tilda [37]. Относительно недорогой, продвинутый и многофункциональный конструктор [38], который позволит реализовать задуманное решение. Результаты исследования Информационные педагогические технологии развития профессиональной готовности на сегодняшний день достаточно разнообразны. Используя опыт зарубежных исследователей в области медицинского образования нами выявлены их преимущества и недостатки Таблица 2 – Недостатки и преимущества информационных технологий в медицинском образовании Вид информационной технологии Недостатки Преимущества Виртуальная, дополненная реальность - высокая стоимость оборудования и ПО - преподавателю необходимо обладать техническими навыками для оценки. - сокращение адаптационного периода в профессии по сравнению с очным; - отработка практических навыков без рисков; - снижение процента ошибок при работе с пациентом. ЭОР, облачные технологии, интерактивные доски - недостаточная интерактивность - низкая эргономичность - невозможность отработки практических навыков - возможность удаленной работы; - система контроля; - нет необходимости в приобретении дорогого оборудования Решение, которое позволит развивать одновременно профессиональные практические навыки и мягкие навыки, разработано нами после анализа имеющегося опыта. Проектирование и разработка интерактивного, эргономичного сайта, в который можно внедрить различные модули – VR, видео конференции, симуляторы, аудио помощник – поможет реализовать использование в одном месте все наработки преподавателя для подготовки специалистов медицинского профиля. Преподаватель сможет располагать на нём все необходимые элементы занятия, а для отработки практических навыков использовать голосовой интерфейс, встроенный в интерактивный сайт. Интерактивный сайт будет развивать компетенции дисциплины, для которой он создан, а голосовой интерфейс станет поддержкой для эргономичной отработки практических навыков, ведь медицинские манипуляции всегда выполняются руками и с занятым зрением. Было замечено, что для отработки студентами практических навыков, использование голосового интерфейса – это огромный плюс, когда не надо отвлекаться на экран и клавиатуру. Мы сравнили системы сопровождения, которые помогут нам осуществлять образовательный процесс удаленно. Таблица 2 – Сравнение систем сопровождения Название/ критерии Поддержка русского языка Интеграция Универсальность Медиа Стоимость IBM Watson + - - - Около 800$ Dialogflow + + + + Бесплатно Facebook Messenger Platform + + - + Бесплатно Microsoft Language Understanding Intelligent Service - + - - Около 10$ в месяц Amazon Lex - - - + Около 17$ в месяц Таким образом, анализ показал, что система на базе Dialogflow [39], а так же использование конструктора сайта Tilda являются наиболее предпочтительными для разработки системы. Заключение Применение разнообразных информационных средств поддержки образовательного процесса, анализ которых представлен в статье, позволит в достаточной мере развить компетенции и сформировать готовность к профессиональной медицинской деятельности. Предложенная идея интерактивного сайта с голосовым интерфейсом после внедрения в обучение выведет образование на новый уровень эргономичности. Решится проблема постоянного перехода от одного информационного ресурса к другому, сократив скорость освоения учебного материала, При этом, возможности данной информационной среды могут быть применимы в подготовке специалистов, бакалавров, слушателей системы дополнительного профессионального образования. Необходимо вести дальнейшие разработки и исследования в области формирования профессиональной готовности студентов медицинского вуза с помощью информационных технологий. Проведение опросов, педагогических экспериментов позволит в должной степени проработать элементы, встраиваемые в интерактивный сайт.