Full text
Введение Для адаптации в окружающем социуме необходимо проявлять умение постоять за себя, поэтому всё больше уделяется внимания сформированности таких качеств, как: усидчивость, сила воли, коммуникативных навыков [1]. А дети, которые застенчивы, испытывают некоторые сложности, они стараются не привлекать к себе внимания, не могут проявить инициативу там, где это следовало бы, боятся ответственности, и, что самое важное, не чувствуют себя комфортно из-за различных комплексов, тем самым обретая низкую самооценку [2]. Дети находясь в подростковом возрасте, зависимы от чужого мнения, мнения своих сверстников. Желание проявить себя, привлечь к себе внимание и самоутвердиться, также свойственно подростковому возрасту. Следовательно, на гармоничное развитие подростка, будет влиять насколько правильно будет сформировано индивидуальное (личностное) развитие [3]. Застенчивость может стать настоящей изоляцией и кошмаром для робких, застенчивых подростков, которых не научили здоровой коммуникации, социальной адаптации. Очень часто с наступлением юношеского возраста, застенчивость, как правило, возрастает. Застенчивость значительно снижает темп переработки новой поступающей информации. Застенчивые подростки сосредотачиваются на том, как их воспринимают другие, и чувствительны к социальным сигналам. Застенчивость  это такая преграда, которая стоит на пути приобретения новых знаний и новых знакомств. На преодоление застенчивости, требуются серьезные затраты энергии и времени. В музыкальной студии обучаются дети и подростки с творческим началом. Такие дети наделены, определёнными талантами. Но застенчивость, мешает воспитанникам раскрывать свои таланты, способности, выполнять самореализацию, и проявляется она в неумении проявить и подать себя. Робкие, неуверенные в себе воспитанники студии, считают себя неуверенными, отчуждёнными, пассивными, очень часто у них занижена самооценка, они менее толерантны к окружающим их ровесникам. Для робких и стеснительных подростков, застенчивость, это преграда, которая присутствует на музыкальных занятиях, и дети не могут правильно выразить свои мысли словами, у них происходит путаница при разговоре, из-за чего они чувствуют себя неуверенно. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально выполнить исследование застенчивости подростков в условиях студии музыкального воспитания. Обзор отечественной и зарубежной литературы Методологическую основу исследования составили труды: Ф. Зимбардо (психология застенчивости) [4], Р. Кэттелл (структурная теория личности, способности и мотивация) [5], Куницына В. Н. (межличностное общение) [6], К. Изард (психология эмоций) [7], М. Е. Бурно (клинико-психотерапевтический метод «Терапия творческим самовыражением») [8], Э. Эриксон (психология развития) [9], А. Басс (агрессия, темперамент, застенчивость) [10]. Застенчивость, зачастую имеет общие черты характера с совестливостью, робостью, нерешительностью, неуверенностью в своих силах, медлительностью, неловкостью, тревожностью, склонностью к страхам, сомнениям, мнительности, стеснительности, тоскливости, переживанием своей неестественности. Все эти свойства характера, собранные воедино, составляют переживание, комплекс своей неполноценности, из-за чего человек желает оставаться подальше от бытового или делового общения с людьми, и в то же время, страдает от самолюбия, потому что много чего он в своей жизни не успевает. Среди детей школьного возраста, застенчивость встречается чаще, чем у взрослых, ведь большинство взрослых, в силу своего возраста находят способ преодолеть свой недуг детства. У девочек подростков, застенчивость наблюдается чаще, чем у мальчиков, так как желание быть привлекательным для противоположного пола, всё же больше заложено в девушках, чем в парнях. Но и это не говорит, о том, что представительницы женского пола бывают чаще застенчивы, чем мужчины. Всё-таки, это соотношение может быть изменчивым в зависимости от культурного слоя общества или страны [11], культура и гендер являются модераторами застенчивости [12], при этом представления о застенчивости подростков с разным типом гендерной идентичности меняются [13]. Но родители девочек реже обращаются за помощью к специалистам – обычно тогда, когда это принимает крайние формы проявления или приводит к заиканию, нервным тикам и другим невротическим расстройствам, считается, что из-за сложившейся социальной традиции девочки должны быть скромными и застенчивыми. Хотя разные интерпретации понятия детской застенчивости вообще [14] и подростковой застенчивости в частности [15] и всё что с этим понятием связано, не исчерпывают того многообразия из всевозможных объяснений, всё же существуют моменты, приводящих к общему знаменателю, к пониманию природы застенчивости [16]. Этим общим знаменателем, является взаимосвязь застенчивости с самоуважением, самосознанием, самооценкой, самоотношением, а также трудностью, возникающей в процессе общения, вызванной эмоциональным переживанием застенчивости. Застенчивость это - особенность характера, которая проявляется в неуверенности, смущении, нерешительности, заниженной самооценке, тревожности, беспокойстве, робости, сложности в общении, и вызвана мыслями о негативном отношении к себе собеседников и неполноценности. В подростковом возрасте, общение со сверстниками является главной и важной деятельностью. В этот период, у подростка могут возникать психологические блоки в процессе социальной коммуникации [17]. Такое состояние является эффектом неуверенности, в этот момент меняется мировоззрение, появляются новые этические нормы, требовательность к окружающим и к себе. Подростковый возраст  это главный этап в развитии и формировании каждого человека. Ребенок находится в позиции промежуточного состояния между периодом детства и взрослости [18]. На первый план, для подростка выносится общение со сверстниками, так он пытается доказать свою независимость. Помехой построения успешных взаимоотношений может стать низкая самооценка, страх быть не принятым, отверженным, и, конечно, застенчивость. Бесспорно, что, большую роль в формировании межличностной коммуникации играет родительская семья, стратегии поведения матери и отца [19]. В подростковом возрасте начинают интенсивно усваиваться из мира взрослых морально-этические нормы, способы поведения, моральные ценности, ведь именно это составляет новое содержание сознания подростка и соответственно, превращается в требования к поведению сверстников и собственному, в критерии оценки и самоотношения. Гиперконцентрация внимания подростка на своей личности, может привести к уверенности, что окружающие его люди, думают исключительно только о нём, дают оценку их внешних данных и интеллектуальных способностей. Застенчивые дети, уязвимые, они наиболее легко подвергаются манипуляциям и давлению со стороны социума, всё принимают близко к сердцу. У застенчивости имеются свои последствия [20]: Застенчивость становится преградой, при знакомствах и встречами с новыми людьми; застенчивый подросток, стесняется сказать своё мнение и отстоять свои права; сверстникам или преподавателям при общении с застенчивым подростком, сложно оценить положительно его личные достоинства; чрезмерная сосредоточенность направленная внутрь себя и на своё поведение; застенчивый подросток испытывает трудности в общении, то есть, уже нет эффективной коммуникации, как хотелось бы; в сопровождении к застенчивости, подросток зачастую негативно переживает одиночество, депрессии, отрешённость, и у него чаще всего занижена самооценка. Но, также у застенчивости есть свои положительные стороны. К примеру, застенчивые подростки зачастую скромны, сдержанны, более разборчивы в личном взаимодействии с окружающими их людьми, наблюдательны, и застенчивость даёт ему шанс быть более осмотрительным в той или иной ситуации. Застенчивые подростки на физиологическом уровне испытывают неприятные ощущения [21], такие как: учащение сердечного ритма, начинает сильнее биться сердце, холодеют руки, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Также можно отметить, что подобного рода реакции соответствуют любому сильному эмоциональному потрясению. Но, всё же, отличительным физическим, внешним симптомом застенчивости это  покраснение на лице, румянец, на шее могут проявиться красные пятна, и всё это невозможно скрыть. Особо отметим тот факт, что застенчивые и робкие дети, очень чувствительные, когда на них давят со стороны, в свою очередь они негативно относятся к себе же подобным – детям, которые испытывают определённые сложности в общении. Застенчивость – это позиция, которая существует внутри подростка, даёт неверные сигналы, что о нём всегда думают окружающие люди, акцентируя на это много внимания. Подросток, из-за этого становится более чувствительным, если окружающие его люди не принимают его. Таким образом, застенчивость проявляется у подростков в виде беспокойства, тревожности, в недовольстве собой, в страхе заводить новые знакомства, неуверенности в себе и своих возможностях, неумении проявить себя, заниженной самооценке, в неспособности отстаивать свои права и высказывать свою точку зрения. Застенчивость мешает подростку правильно организовать свой образовательный процесс, так как это своего рода преграда, для проявления своих интеллектуальных и иных возможностей [22]. Робкие и стеснительные ребята, испытывают неуверенность, и это мешает им выбиться в лидеры. И в последствии, застенчивые подростки начинают сравнивать себя с лидерами общества, к которым они так стремятся, но у них это не получается, и тогда они склонны занижать свою самооценку. Застенчивость, в позитивном ключе, может быть обусловлена скромностью, сдержанностью, наблюдательностью и осмотрительностью подростков. Материалы и методы Первым этапом исследования был поисково-подготовительный: на этом этапе, была изучена проблема проявления застенчивости в поведении младших подростков, а также, была подобрана методологическая база для проведения тестирования и определения уровня выраженности застенчивости у подростков в возрасте 12-14 лет. Опытно-экспериментальный (второй этап): на этом этапе проводится тестирование и обработка полученных результатов. Контрольно-обобщающий этап стал третьим и заключительным этапом исследования, здесь проведён анализ полученных результатов и проверка гипотезы. Для проверки гипотезы в исследовании были использованы методы [23]: 1) теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы; 2) эмпирические: эксперимент, констатирующий эксперимент, тестирование; 3) психодиагностические: методика диагностики застенчивости К. С. Чечулиной, методика «Лесенка» В. Г. Щур, методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС). 4) методы математической обработки данных: коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Исследование проводилось в студии музыкального воспитания «Росток», города Копейска, Челябинской области, в составе 30 подростков, в хоровом классе. Музыкальная студия разделена на класс эстрадного и академического вокала, класс обучения игры на фортепиано и музыкальной грамоте, хоровой класс, сольфеджио и музыкальной литературы, вокальный ансамбль и ансамбль скрипачей. В студии музыкального воспитания «Росток» дети учатся играть на музыкальных инструментах, петь и танцевать, получают основы музыкальной грамоты, развивают музыкальный слух. Принимают участие в конкурсах, фестивалях и городских мероприятиях. Целью программы обучения является развитие личности ребёнка посредством музыки и творчества. Воспитанники студии наделены хорошими вокальными данными, владеют навыками акапельного вокала и многоголосия. Психологический климат в хоровом классе, благополучный. Воспитанники настроены дружелюбно по отношению друг к другу, с уважением относятся к педагогу. В случае возникновения какой-либо проблемы, все вопросы обсуждаются в большей степени конструктивно. Ребята с радостью принимают участия в городских мероприятиях, конкурсах и фестивалях. К застенчивым воспитанникам можно отнести большую часть хорового коллектива. По внешним признакам, они испытывают неуверенность, робость, стараются не привлекать к себе внимания, испытывают сложности в общении, испытывают беспокойство при обращении педагога к ним спеть свою партию, при этом пение будет правильным, не фальшивым. То есть, можно, также здесь отметить, что ребенок, зная наизусть свою партию, имея сильные голосовые данные, будет испытывать определённый страх спеть при всём составе хора. Хотелось бы заметить, что в ходе эксперимента, также были отмечены воспитанники с признаками заниженной самооценки. Эти подростки легко поддаются манипуляции, они позволяют другим решать за себя, таких подростков часто используют другие, с целью извлечь выгоду для себя, весьма самокритичны, слишком чувствительны к чужому мнению. Некоторым детям в студии, нужен более медленный темп деятельности. Временами они не успевают за темпом других, более преуспевающих воспитанников, не всегда вовремя могут выучить свою партию, могут петь фальшиво по тем или иным причинам. Не полностью сформирован навык самостоятельной работы. Необходимо вспомогательное побуждение и контроль со стороны взрослых. Результаты В результате проведенной диагностики по методике «Методика диагностики застенчивости» К.С. Чечулиной, были выявлены показатели, представленные на рисунке 1. Рисунок 1 - Результаты исследования уровня выраженности застенчивости у подростков по методике «Методика диагностики застенчивости» К.С. Чечулиной На рисунке 1 явно проявляется модальная величина  37% (11 чел.) имеет высокий уровень застенчивости. Это проявляется в неуверенности воспитанников, отрешённости от коллектива, зацикливании на себе, молчаливости, неумении проявить себя и раскрыть свои способности, замкнутости. 30% (9 чел.) имеют средний уровень застенчивости. Застенчивость проявляется в некоторых моментах при взаимодействии с педагогами и другими воспитанниками, такими как: стеснительность, маленькая активность на занятии, изредка проявляют интерес и любознательность на занятиях, имеют сложности в общении с ровесниками. 23% (7 чел.) опрошенных воспитанников студии, имеют низкий уровень застенчивости. Они активны, послушные, проявляют интерес к занятиям. Могут обратиться с вопросом или просьбой, к педагогу или к другим воспитанникам. Незначительное проявление застенчивости определяются внешними признаками: появлением румянца на щеках, нечастой молчаливостью. 10% (3 чел.) имеет чрезвычайно высокий уровень застенчивости. Такие подростки очень чувствительны к замечаниям и критике, они предпочитают отмалчиваться и быть в стороне, не могут выразить своё мнение, стесняются петь по одному свою партию, бывают агрессивными, беспокойные, не могут объективно оценить какую-либо ситуацию, упрекают себя в любой мелочи, что может говорить о низкой самооценке. В результате проведенной диагностики по методике ««Лесенка» В.Г. Щур, были выявлены показатели, представленные на рисунке 2. Рисунок 2  Результаты исследования уровня самооценки у подростков по методике «Лесенка» В. Г. Щур Модальная величина  40% (12 чел.) воспитанников имеют низкую самооценку. Она проявляется в сравнении себя с другими подростками, и в большинстве случаев не в свою пользу, в боязни спеть и проявить себя в хоре. Такие подростки крайне болезненно реагируют на замечания и критику, ждут от педагога одобрения и похвалы, они тратят много сил на попытки понравиться и угодить всем. Ему сложно отказывать, он легко поддаётся манипулированию со стороны своих сверстников. 27% (8 чел.) имеют заниженную самооценку. Такие воспитанники чаще отмалчиваются, самокритичны, упрекают себя, что не могут спеть свою партию, не проявляют любознательности, недооценивают свои музыкальные способности, чувствительны к мнению сверстников. 20%  (6 чел.) имеют адекватную самооценку. Такие воспитанники довольно активны, любознательны, принимают себя и не критикуют если у них не получается спеть свою хоровую партию, креативны, готовы признать что спели фальшиво, исправляют ошибки, без агрессии относятся к критике и замечаниям, не винят себя в своих недостатках. 13% (4 чел.) воспитанников имеют завышенный показатель самооценки. Такие подростки отвергают любое замечание и критику, опираясь на то, что только они всегда правы, протестуют, если им указывают на фальшивое пение, при этом не прислушиваются к замечаниям педагога, принимают только свою точку зрения, не способны просить прощения. В результате проведенной диагностики по методике «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева (МИС), были выявлены показатели, представленные на рисунках 3-5. По шкале «Закрытость» высокие значения (8-10 стенов) были выявлены у 6 подростков, что составляет 20% испытуемых. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 19 подростков, что составляет 63%. Следуя интерпретации показателей, такие подростки преодолевают некоторые психологические защиты при актуализации других, особенно в критических ситуациях. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 5 подростков, что составляет 17%. Такие подростки критично относятся к себе. Рисунок 3- Результаты исследования уровня самоотношения у подростков по «Методике исследования самоотношения» С.Р. Пантелеева (МИС) По шкале "Самоуверенность" высокие значения (8-10 стенов) выявлены у 2 подростков, что составляет 7% испытуемых. Следуя интерпретации показателей, такие подростки самоуверенные, проявляют высокую смелость в общении. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 13 подростков, что составляет 43%. Таким подросткам свойственна уверенность в себе, но при неожиданном появлении трудностей эта уверенность снижается, нарастают тревога и беспокойство. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 15 подростков, что составляет 50%. Такие подростки сомневаются в своих способностях, избегают контактов с людьми, испытывают внутреннюю напряженность. По шкале "Саморуководство" высокие значения (8-10 стенов) выявлены у 2 подростков, что составляет 7%. Таким подросткам свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 18 подростков, что составляет 60%. Такие подростки раскрывают особенности отношения к своему "Я" в зависимости от степени адаптированности в ситуации. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 10 подростков, что составляет 33%. У подростков происходит переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением. По шкале "Отраженное самоотношение" определены высокие значения (8-10 стенов) у 5 подростков, что составляет 16%. Такие подростки общительны, эмоционально открыты для взаимодействия с окружающими. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 17 подростков, что составляет 57%. Таким подросткам свойственно избирательное восприятие отношения окружающих к себе. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 8 подростков, что составляет 27%. Подросток относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Рисунок 4 - Результаты исследования уровня самоотношения у подростков по «Методике исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева (МИС) По шкале "Самоценность" высокие значения (8-10 стенов) были выявлены у 5 подростков, что составляет 17%. Таким подросткам, уверенность в себе помогает рационально воспринимать критику в свой адрес. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 16 подростков, что составляет 53%. Такой подросток склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение личной несостоятельности. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 9 подростков, что составляет 30%. Такие подростки не уверены в себе, очень чувствительны к замечаниям и критике, обидчивые и ранимые. По шкале "Самопринятие" демонстрируют высокие значения (8-10 стенов) 4 подростка, что составляет 13%. У таких подростков общий фон восприятия себя положительный, они часто ощущают симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 18 подростков, что составляет 60%. Такой подросток склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 8 подростков, что составляет 27%. Таким подросткам свойственно воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения. По шкале "Самопривязанность" высокие значения (8-10 стенов) были выявлены у 5 подростков, что составляет 17%. Такие подростки стремятся сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 16 подростков, что составляет 53%. Такой подросток избирательно относится к своим личностным свойствам, стремится к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 9 подростков, что составляет 30%. Такие подростки готовы к изменению "Я"-концепции, открыты новому опыту познания себя. Легкость изменения представлений о себе. По шкале "Внутренняя конфликтность" высокие значения (8-10 стенов) показали 5 подростков, что составляет 17%. У таких подростков преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим "Я". Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 19 подростков, что составляет 63%. У таких подростков наблюдаются положительный фон отношения к себе, но, неожиданные трудности могут способствовать усилению недооценки собственных успехов. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 6 подростков, что составляет 20%. Такие подростки в целом положительно относится к себе, довольны собой, но, при этом возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя. Рисунок 5  Результаты исследования уровня самообвинения у подростков по «Методике исследования самоотношения» С. Р. Пантелеева (МИС) По шкале "Самообвинение" высокие значения (8-10 стенов) выявлены у 6 подростков, что составляет 20%. Такие подростки замечают в себе, прежде всего недостатки. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей. Средние значения (4-7 стенов) – выло выявлено у 19 подростков, что составляет 63%. У таких подростков есть склонность обвинять себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева. Низкие значения (1-3 стена) – было выявлено у 5 подростков, что составляет 17%. У таких подростков имеется тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Они склонны переносить ответственность на окружающих. Ощущают удовлетворенность собой, через порицание других, занимаются поисками в них источников всех неприятностей и бед. С целью проверки гипотезы исследования о том, что уровень застенчивости подростков связан с низкой самоценностью, будем применять коэффициент ранговой корреляции Спирмена, потому что он позволяет установить корреляционную связь между двумя признаками, при n=30. Н0: корреляция между уровнем застенчивости подростков и уровнем самоценности не отличается от нуля. Н1: корреляция между уровнем застенчивости подростков и уровнем самоценности достоверно отличается от нуля. rs эмп = - 0,8 rs кр для N =30: 0,36 при p 0,05 0,47 при p 0,01 ǀrs эмпǀ ≥ rs кр , принимаем Н1. Корреляционная связь между уровнем застенчивости подростков и самоценностью достоверна, направление корреляционной связи – обратное, высокому уровню застенчивости, соответствует низкая самоценность. Обсуждение Новизна проведенного исследования состоит в специфичной выборке подростков студии музыкального воспитания «Росток» во Дворце творчества детей и молодёжи. Сопоставимую выборку по возрасту, по музыкальной деятельности, по этническим особенностям, по батарее применённых методик в доступных нам источниках мы не нашли. Но общие выводы других исследователей согласуются с нашими. Так, застенчивость нередко встречается в семьях, где один ребёнок, и в неполных семьях, где зачастую у них с самого детства круг общения ограничен; в семьях с авторитарным стилем воспитания. При авторитарном стиле воспитания в семье, на ребенка возлагаются большие надежды, и родители начинают добиваться реализации своих безмерных амбиций. В связи с этим, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и соответственно, он все больше убеждается в своей несостоятельности. Застенчивость зависит от среды. И в этой связи нам показались полезными два исследования влияния застенчивости на зависимость от мобильного телефона. В первом из них 699 китайских школьников прошли тесты на застенчивость, зависимость от мобильного телефона, основные психологические потребности и сплоченность семьи. Результаты показали, что базовые психологические потребности частично опосредовали связь между застенчивостью и зависимостью от мобильного телефона; более того, взаимосвязь между застенчивостью и базовыми психологическими потребностями, а также между базовыми психологическими потребностями и зависимостью от мобильного телефона была смягчена сплоченностью семьи [24]. А во втором на выборке из 1050 китайских подростков из средних школ было показано, как и когда застенчивость приводит к проблемному использованию мобильного телефона [25]. Мы разделяем обе эти точки зрения, поскольку застенчивые и робкие подростки зависят от мнения других людей, и нуждаются в общении со своими ровесниками, и даже, несмотря на постоянное тревожное состояние, застенчивые подростки всё же стараются наладить социальное взаимодействие с другими, конечно, в условиях пандемии по телефону и интернету, но, при этом они могут проявлять и напористость, что может и отпугнуть от себя людей. более пристальный анализ китайского опыта открыл нам еще одно исследование взаимосвязи между застенчивостью и одиночеством, n=480 [26], оказалось, что основная самооценка и социальная поддержка частично опосредовали связь между застенчивостью и одиночеством, и опосредующий эффект социальной поддержки был больше, чем у основной самооценки. Этот вывод тоже совпадает с нашим мнением и стремлением составить элементарные рекомендации родителям педагогам по работе с застенчивыми детьми. Причем, педагог-психолог любой образовательной организации может оказать им необходимое сопровождение [27]. В процессе составления рекомендаций мы учитывали особенности творческого ребенка и их отличие созвучно выводам других отечественных авторов [28]; особенности детского коллектива ровесников [29] и школьного разновозрастного коллектива в целом [30]; специфику психолого-педагогической помощи застенчивым и тревожным детям [31]. Приведем далее лишь некоторые из рекомендации, соблюдая формат научной статьи. Итак, нарушение личностного взаимодействия между ребенком и взрослым (родителем, педагогом) содействует выработке у ребенка психологической защиты, которая заключается в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, начинает вести себя незаметно и тихо. Поэтому при общении с застенчивым ребёнком следует проявлять осторожность и деликатность; необходимо постараться проявить терпение, преодолеть свою нерешительность, зажатость, и самое главное уменьшить требования к своему ребенку и стремиться к тому, чтобы почаще его хвалить; выбрать доброжелательный тон; не говорить в негативном ключе, о поведения ребенка, стараться меньше критиковать и не допускать, чтобы ребенок о себе плохо говорил; подкреплять в ребёнке уверенность в себе и своих возможностях; стимулировать ребенка к разностороннему общению; постараться увеличить круг знакомств, почаще приглашать друзей к себе домой, и брать ребёнка с собой в гости, к людям которых вы уже знаете. Следует побуждать застенчивого ребёнка на более полезные (конструктивные) действия, нежели замыкаться в себе. Попробовать занять ребенка чем-то интересным для него, найти компенсирующее занятие, которое будет помогать росту уверенности в себе через успех. Рекомендации педагогам по работе с застенчивыми подростками: застенчивым детям находящихся в подростковом возрасте свойственны тревожные опасения, различного рода страхи, боязнь нового. Им важно, как они выглядят в глазах других: в стыдливых ситуациях могут испытывать стресс, и потом долго его переживают. Поэтому не ставьте ребёнка в ситуацию неизвестности или неопределенности; подключайте подростка в общественные дела, которые ему под силу; хвалите, когда подросток проявляет самостоятельность; стимулируйте его личную ответственность за какие-либо действия; не создавайте ситуации напряжения. Статья подготовлена в рамках КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ И ПЛАНА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРОЕКТНОЙ И НАУЧНО – ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОГО ЦЕНТРА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ НА БАЗЕ ФГБОУ ВО «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» НА 2021-2024 ГОДЫ «Педагогическое образование на Южном Урале: научные основы развития и инноваций». Заключение Проведенный анализ застенчивости, её особенностей и характеристик показал, что «застенчивость» биологически обусловленная черта, связанная с возбудимостью нервной системы. Проявляется застенчивость в боязни людей, общества, преимущественно тех людей, которые по разным причинам, негативно влияют на эмоции. Завышенный показатель застенчивости создаёт преграду, которая приводит к неумению отстаивать свои интересы, неспособности преодолевать препятствия, податливости личности. Застенчивость подаёт подростку неверные сигналы, что о нём постоянно думают окружающие его люди, и тем самым приковывает к этому много внимания, он из-за этого становится более чувствительным, у него могут развиться комплексы и снизится самооценка, особенно, если окружающие его люди не принимают и недооценивают его. В соответствии с полученными результатами у 11 человек (37%) показатель уровня выраженности застенчивости высокий, а также у 3 воспитанников студии (10%) застенчивость на чрезвычайно высоком уровне. Это можно интерпретировать так, что воспитанники музыкальной студии испытывают сложности в общении со сверстниками и с педагогом, не могут раскрыть свои способности и таланты, болезненно реагируют на замечания и критику, замкнуты. Низкий уровень выраженности застенчивости, проявлен у 7 подростков (23%) данный критерий может быть соотнесён с нормой допустимых значений, другими словами, среда в которой происходит развитие и воспитание подростка, позволяет преодолеть состояние стеснительности. Из 30 опрошенных воспитанников 9 человек (30%) имеют средний уровень выраженности застенчивости. Эти подростки застенчивы в конкретных значимых для них ситуациях, которые сопровождаются проявлением ярких эмоций. Проверка гипотезы с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, показала, что уровень застенчивости подростков связан с уровнем их самоценности. Корреляционная связь между уровнем застенчивости подростков и самоценностью достоверна, направление корреляционной связи – обратное, высокому уровню застенчивости, соответствует низкий уровень самоценности.