Full text
Введение Электронное обучение – уже привычное для нас терминологическое словосочетание, поскольку развитие компьютерных технологий привело к тому, что они активно используются в процессе преподавания большинства учебных дисциплин на всех уровня образования: от школы и до вуза. Пандемия заставила пересмотреть методику преподавания практически по всем дисциплинам учебных планов. В рамках методики преподавания языковых курсов технология электронного обучения прочно вошла в педагогическую практику. Наиболее активно к ней обращаются при изучении иностранных языков и русского языка как иностранного. Причем делают это как отечественные, так и зарубежные специалисты по всему миру: в Казахстане [Ossokina], Канаде [Saad], Китае [Chia-ling Hsu], Норвегии [Simonova] и т.д. Особое место в электронном обучении играет интернет. Его ресурсы безграничны. Это одновременно и положительный и отрицательный фактор, поскольку педагогу не всегда удается в бесконечном потоке информации найти то, что действительно можно использовать на занятиях. Именно поэтому цель нашей статьи – описать возможности электронного обучения с использованием ресурсов Интернета для оптимизации и систематизации обучения по русскому языку студентов нефилологических специальностей. Задачи исследования: 1. Выявить особенности использования электронных ресурсов сети интернет при обучении русскому языку как родному в вузах нефилологического профиля (провести опрос студентов). 2. Систематизировать интернет-ресурсы, позволяющие оптимизировать и разнообразить процесс обучения русскому языку как родному в рамках вузовских учебных дисциплин («Культура речи», «Деловые коммуникации и т.п), выделив теоретические ресурсы; ресурсы, ориентированные на практику; фрагментарно отражающие содержание языковых дисциплин и целостно представляющие весь учебный предмет. 3. Соотнести полученные результаты с запросом студентов и реальной педагогической практикой. Объект исследования – различные интернет сайты и порталы, тематически связанные с содержанием учебных дисциплин, направленных на освоение русского языка как родного в различных его аспектах в нефилологических вузах. Объектом нашего исследования не стали он-лайн словари по русскому языку и справочные порталы, ориентированные на орфографические и пунктуационные нормы. Их в интернете достаточное количество. Задача педагога – сориентировать обучающихся в этом неисчерпаемом источнике информации. Предмет исследования – лингводидактический потенциал таких сайтов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Сегодня ученые предлагают новую терминологию, отражающую специфику современного языкового образования, связанного с электронными ресурсами и IT-технологиями. Среди наиболее устоявшихся можно отметить термин «электронная лингводидактика», авторство которого приписывают А.Д. Гарцову [Гарцов]. Этот термин активно функционирует в новейших исследования, причем в работах и по методике преподавания русского языка как родного [Р.М. Хаджиев], и как иностранного [К.В. Альджалут]. Данным термином пользуются и зарубежные лингвисты. Так, он встречается в исследованиях греческих методистов Георгия Павлидиса, Фотиса Нанопоулуса и их соавторов [Kalita]). Достаточно частотен термин «компьютерная дидактика в обучении языку», предложенный А.И. Архиповой [Архипова]). В последних работах по методике преподавания языков наблюдается расширение проблематики электронного обучения до проблем «философии электронной языковой образовательной среды», представленных в статьях Ю.А. Ляско [Ю.А. Ляско]. В начале XXI столетия методисты и педагоги при обучении русскому языку как родному не менее активно стали обращаться к электронному обучению. Оно сегодня охватывает все уровни языковой подготовки. Электронным обучением младших школьников активно занимается Г.А. Болонкина [Болонкина], среднее звено представлено в работах Д.А. Берзиной [Берзина]. Электронная лингводидактика в старших классах общеобразовательной школы описана в исследованиях Н.И. Прутко [Прутко]. Специфика электронного обучения русскому языку как родному рассматривается и на уровне колледжа [Тимофеева]. Если говорить об использовании электронного обучения в школе, то уже разработаны методические рекомендации по использованию электронных учебных изданий в практике изучения русского языка, например, работы Т.И. Павельевой [Павельева]. Отметим, что исследования в данном направлении активно ведутся с начала 2000-х годов. Наиболее интересным и емким представляются методические рекомендации Н.Е. Щепакиной, разработанные еще в 2007 году [Щепакина]. Наиболее часто к электронному обучению прибегают школьные учителя при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. В этом случает педагоги говорят о технологии электронного обучения [Логинова]. В интернете имеется достаточное количество сайтов, содержащих как теоретические сведения по вопросам экзаменов, так и тесты для тренировки. Специфика их использования на уроках рассматривалась в работах Т.Е. Баженовой [Баженова]. Кроме того, поднимаются вопросы, связанные со сложностью восприятия школьниками электронных текстов [Гац], с умалением роли учителя-словесника в системе электронного школьного обучения [Скрябина], с использованием игровых мобильных приложений в рамках школьной программы по русскому языку [Маев]. Кроме того, имеются работы по использованию отдельных видов электронных ресурсов при обучении русскому языку: электронных плакатов [Калымбетова]; «1С: Школа» [Раёва]. Вузовское образование не осталось в стороне от электронного обучения. Этой проблемой интересуются как педагоги филологических специальностей, так и те, кто преподает русский язык в техническом вузе. Так, А.Г. Кротова рассматривает электронный формат обучения в рамках специальных дисциплин «История и методика обучения русскому языку как иностранному» [Кротова] (работа посвящена анализу электронных ресурсов при обучении учителей соответствующего профиля). Встречаются исследования, проблематика которых ограничивается лингводидактическими вопрорсами обучения конкретных родных языков, например, башкирского [Валиева]. Но нас интересует электронное обучение по учебным курсам «Русский язык и культура речи» и «Русский язык и деловые коммуникации», поскольку именно эти учебные предметы охватывают сегодня наибольшее число студентов в России, получающих неязыковое образование. Педагоги активно разрабатывают по ним электронные образовательные ресурсы (учебники и учебно-методические комплексы) и методические рекомендации к ним. Среди таких рекомендаций наиболее интересными можно считать работы Е.Ю. Тимофеевой, подробно описывающей структуру и содержание электронного образовательного курса по культуре речи [Тимофеева]. В рамках вузовского обучения педагоги разрабатываются модели информационно-образовательной среды [Пиневич], используются электронные платформы (чаще всего – MOODLE) [Магомедова]. К.А. Кузьмина предложила новые формы организации обучения – он-лайн форум [Кузьмина], С.М. Пометелина разработала методику проведения электронных диктантов в рамках онлайн курсов [Пометелина]. Однако, как показывает опыт, системной работы в использовании электронного обучения пока не ведется. А она необходима, поскольку, согласно результатам нашего опроса, студенты сталкиваются с некоторыми с трудностями в процесс освоения данных учебных предметов в электронном формате. Методологическая база исследования Методы исследования: 1) Анкетирование, в котором приняло участи 100 студентов разных омских вузов (Омский государственный университет путей сообщения, Сибирский юридический университет, Омский государственный технической университет); тест был составлен в Google формах (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScGVgg MuzL1xXiMiX5Oq7nHnLToSns30c6AWqQhwHlmglOS3g/viewform) и включал в себя 10 вопросов разного характера: а) При изучении русского языка / культуры речи / деловых коммуникаций и т.д. предлагают ли вам педагоги использовать электронные платформы MOODL, DISСORD, Яндекс.учебник, Я-Класс и др. Если да, то каике? б) При изучении русского языка предлагают ли вам педагоги использовать различные информационный сайты, посвященные русскому языку? Если да, то какие? в) Для каких целей чаще всего используется электронный формат обучения по русскому языку? (Освоение теории, тестирование, выполнение упражнений) г) В рамках каких видов занятий педагог вам рекомендует обращаться к электронным ресурсам? д) При выполнении заданий в электронном формате каким средством связи вы чаще всего пользуетесь? и т.д. 2) Система общенаучных методов (синтез, анализ. обобщение, сопоставление, классификация) при описании результатов исследования. 3) Метод статистического подсчета (при анализе ответов студентов). Результаты исследования Опишем результаты проведенного анкетирования. По итогам тестирования было выявлено, что при изучении русского языка (в самых разных вариантах учебных дисциплин) 73% педагогов предлагают студентам использовать электронные платформы, среди которых преобладающими стали Discord (Омский государственный университет путей сообщения) и Moodl (остальные вуза). Возможно, что такая картина объясняется приоритетом вузов или отдельных педагогов. При этом преподаватели гораздо реже предлагают студентам пользоваться тематическими сайтами интернета (всего 58% из 100). Студенты смогли вспомнить только портал «Грамота.ру» (!!!). Электронный формат обучения используется, по мнению студентов, чаще всего для освоения теории (знакомства с лекциями на платформах) – 75%. Чуть реже – для выполнения упражнений – 68%, еще реже – для тестирования (50%). При этом педагоги сочетают в 53% случаев работу с интернет-источниками в аудитории и при выполнении домашнего задания. Студенты, выполняя задания по интернету, пользуются в основном телефонами (67%), реже – компьютерами (33%). Объясняют они это удобством, возможностью быстрого доступа в любом месте в любое время. Треть опрошенных, тем не менее, отмечает, что с телефона иногда электронный ресурс работает некорректно, не всю информацию можно увидеть, не все функции сайта использовать. Формулируя пожелания по оптимизации использования электронных ресурсов, студенты высказались в пользу видео-уроков и игр, которых крайне мало или вообще нет в процессе обучения. Что же в данном вопросе предлагает нам интернет? Прежде всего, в качестве самого доступного электронного ресурса Интернет предлагает видео уроки по различным темам учебных курсов. Выбор здесь богатейший: от школьных коротких и простых занятий, которые можно использовать для повторения вопросов как в аудитории, так и в формате выполнения домашних заданий и самостоятельной работы, до лекций педагогов различных вузов. Для студентов можно подобрать уроки по расширению словарного запаса , по языковой норме , по вопросам определения культуры речи и т.д. В этом отношении возможности интернета практически безграничны, особенно если учитывать, что видео материалы постоянно обновляются. Не менее разнообразно представлены учебники и учебные пособия по названным выше учебным дисциплинам (речь идет об изданиях в формате PDF, выложенных в открытом доступе). Сразу скажем, что эти учебники в большинстве своем не новые. Новейшие издания в свободном доступе отсутствуют по понятным коммерческим причинам. Однако даже то, что имеется, может быть использовано весьма продуктивно при правильном подходе педагога. К числу новых наиболее удачных вариантов можно отнести электронную версию учебного пособия свердловского автор А.А. Евтюгиной [Евтюгина]. Это редкий случай, когда издание 2019 года доступно в полнотекстовом варианте в сети. В учебном пособии – 21 лекция по разным видам норм литературного языка и особенностям функциональных стилей, а также – по разновидностям национального языка, особенностям речевой деятельности, некоторым аспектам публичного выступления и речевому этикету. Учебное пособие весьма полезно, поскольку в тексах лекций много примеров, вопросы для самоконтроля, есть схемы и таблицы, что позволяет использовать его при организации самостоятельного изучения вопросов курса. Из более ранних пособий в интернете можно найти «Русский язык и культуру речи» В.Н. Руднева (2012), Б.Г. Бобылева (2014), Т.А. Воронцовой (2011), Е.А. Путиловой (2018), лекции по русскому языку и культуре речи Л.М. Райской (2008) и, конечно, ставшие уже классикой учебник И.Б. Голуб (2003) и «Справочник по русской орфографии и пунктуации» В.В. Лопатина. Последний представлен в виде электронного справочника с системой поиска и ссылок . Электронная библиотека E-library тоже дает возможность обращения к текстам электронных изданий. Из 1635 источников по запросу «культура речи» в открытом полнотекстовом доступе оказалось всего 55 (с 1997 по 2021 годы). Среди них есть один учебник, один словарь терминов, один учебно-методический комплекс, один сборник тестов, рабочая тетрадь, 11 практикумов и сборников упражнений и 38 учебных и учебно-методических пособий для самых разных направлений подготовки. В этом перечне - новейшие работы как центральных, так и периферийных изданий: 6 учебных изданий за 2021 год, 5- за 2020 и 5 – за 2019 год. Если говорить о дисциплине «Деловые коммуникации» (о ее языковом аспекте), то из 429 изданий по соответствующему запросу в E-library всего 17 в открытом полнотекстовом доступе и лишь 5 – за последние три года. Среди общего перечня изданий 13 учебных пособий, одна рабочая тетрадь и три практикума. Таким образом, выбор для педагога весьма солидный, чтобы максимально разнообразить учебный процесс и подобрать тексты для освоения теории и выполнения упражнений. Теоретическую составляющую по вузовским учебным предметам, рассматривающим русский язык как родной в различных его аспектах, можно найти на некоторых сайтах и порталах сети Интернет. Интересен в этом смысле образовательный журнал «ТекстоЛогия.ру» . На эго сайте несколько тематических блоков, в числе которых – «Русский язык» и «Языкознание». Внутри каждого из этих разделов имеются темы, изучаемые в вузе. Так, в разделе «Русский язык» рассматриваются следующие темы: стилистика, культура речи (качества речи, речевой этикет, культура деловой речи, культура делового письма и т.д.), ономастика, диалектология, лексикология и фразеология и т.д. В разделе «Языкознание» есть вопросы, посвященные литературному языку и норме, этимологии, языку и коммуникации, лингвокультурологии. К числу «теоретических» сайтов можно отнести сайт «Ошибкариум» . На нем в открытом доступе даются теоретические сведения с изумительно подобранными примерами на разные типы ошибок, возникающие при составлении текстов. Ошибки названы особым образом, чтобы любой читатель (особенно - не имеющий специального языкового образования, но стремящийся создавать хорошие тексты) мог разобраться в сути феномена: неясен смыл фразы, падежные цепи, дефисные промахи, неуместное значение, проблемы с кавычками, громоздкий предлог, речевой штамп, ложная сочетаемость и т.д. Под названием ошибки расположено краткое содержание рассматриваемого вопроса, например: тиреит – воспаление синтаксиса, вызванное нехваткой или избытком тире; кривая прямая речь – иногда может запутать, но чаще просто портит впечатление от текста и т.д. Внутри каждого раздела – теория с примерами ошибок и вариантами их исправлений, рекомендации по устранению ошибки; перечень источников, в которых можно о ней еще что-нибудь почитать; небольшого объема задания для самопроверки. Справочную теоретическую информацию можно найти на сайте «RusskiPro.ru» . К спорным вопросам орфографии, грамматики, орфоэпии (в т.ч. нормам ударения) приводится подробное объяснение правила и достаточное количество примеров. Некоторые теоретические вопросы изучения культуры речи отражены на сате «Профессор Знаев». Сайт содержит информацию по следующим темам «Орфоэпические нормы», «Морфологические нормы», «Синтаксические нормы», «Социальные варианты русского языка», «Стили русского литературного языка», «Точность речи и лексика русского языка», «Текст и его основные признаки» . Теория представлена в достаточном объеме. В дополнение к ней на сайте есть две языковых игры: «Шесть таинственных слонов» и «Найди общий конец» . Обе игры направлены на активизацию лексикона и могут разнообразить процесс обучения, если использовать их в качестве домашнего задания или примера для составления аналогичных упражнений. Кроме теоретического материала и упражнений, достаточно часто интернет позволяет организовать тестирования в рамках вузовских учебных предметов, связанных с освоением русского языка и культуры речи в самых разных вариантах. Прежде всего скажем о сайте «Online Test Pad» , на котором предлагается целая серия тестов по темам рассматриваемых дисциплин: «Стили речи» (19 вопросов на время, вопросы теоретического и практического планов), «Речевые нормы» (10 вопросов на лексические нормы, ответов всегда несколько в пределах одного вопроса, дается по 30 секунд на каждый ответ), «Русский язык и культура речи» (в тесте 20 вопросов, ответы на которые можно давать в течение 40 минут), «Зачет по дисциплине "Русский язык и культура речи"» (в тесте 20 вопросов с одним вариантом ответов, вопросы и по теории и практического плана), «Интерактивный тест по русскому языку и культуре речи» (20 вопросов с одним правильным вариантом ответа), «Русская лексика с точки зрения употребления» (всего 8 вопросов с тесте на поиск архаизмов, историзмов, неологизмов, профессионализмов, диалектизмов; тест выполняется на время, строго отведенное для ответа на каждый вопрос), «Словообразовательные нормы» (7 вопросов), «Практическая работа по теме "Лексика"» (10 вопросов, большинство из которых предполагает множественный выбор и соотнесение различных вариантов, в инструкции к тесту отмечено, что он адресован студентам СПО, однако его можно применять и в вузе, поскольку рассматриваются такие явления как паронимы, тавтология, плеоназм, неологизмы, фразеологизмы, лексические ошибки, синонимы), «Язык и культура» (10 вопросов с одним вариантом ответа по темам «Средства выразительности», «Эмоционально-оценочная лексика», «Антропонимика» и «Топонимика»), «Славянские языки: такие похожие и такие разные» (тест на расширение кругозора, требует дополнительных знаний не только русскому языку, но и по другим славянским языкам: польскому, белорусскому, чешскому, болгарскому), «Говори правильно!» (11 вопросов по орфоэпическим и акцентологическим нормам). Итак, в тестах от 7 до 20 вопросов, которые предполагают и только один, и несколько вариантов ответов. Часть тестов ограничена во времени (ограничивается и ответ на каждый вопрос и работа над тестом в целом). По итогам выполнения тестов можно получить результаты на свою электронную почту, увидеть ошибки и узнать свое место среди всех выполнивших тест. Большой тест по культуре речи есть на сайте «ОНЛАЙН ТЕСТЫ» . В тесте имеется возможность выбора уровня сложности (очень легкий, легкий, средний, тяжелый, очень тяжелый), количества вопросов (до 121) и количества вариантов ответов (до 7). На этом же сайте есть тесты «Стилистика русского языка», «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение». Все тесты снабжены описанными возможностями. Здесь же на странице можно познакомится со всеми вариантами ответов и даже скачать их. Поэтому работа с этими тестами продуктивна в плане самоподготовки и самопроверки. Интересные возможности для тестирования дает сайт «Gee Test» . На нем есть тесты для тренировки и для контроля. Есть возможность предварительного просмотра вопросов и правильных ответов, выбора количества вопросов (до 100) и времени выполнения каждого из них (можно выбрать вариант «без ограничений», или установить время от 10 секунд до 10 минут). Самый большой тест размещен на сайте «Testserver.pro». В нем 257 вопросов, из которых программа произвольно выбирает только 20. При этом на странице сайта можно посмотреть все вопросы базы (без ответов!!!), что повышает дидактические возможности теста. Его можно очень продуктивно использовать для контроля по дисциплине. При решении теста программа позволяет сразу увидеть, ошиблись ли вы или нет, отвечая на каждый вопрос последовательно (а не в финале теста). Отметим, что часть вопросов – на орфографические нормы и определение частей речи. Это несколько осложняет выполнение заданий, поскольку обычно орфография и морфология (в школьном варианте) не входят в вузовский стандарт. Кроме учебников и тестов интернет предлагает сайты, на которых можно найти весь комплекс материалов по русскому языку и культуре речи: и теорию, и задания для самоконтроля, и тесты. В этом отношении интересен портал «RusOlimp» . Авторы ресурса разработали информационные блоки по различным темам: история языка, фонетика, орфография, морфемика, лексика, морфология, синтаксис, пунктуация. Внутри каждого блока 1) теория, разбитая на микротемы и снабжённая электронным содержанием и гиперссылками; 2) задания (с ответами) для самопроверки; 3) контрольные вопросы, оформленные в виде теста. Кроме того, на сайте есть блок олимпиадных заданий. Использовать его можно при условии, что педагог будет самостоятельно проверять ответы обучающихся. Сайт прекрасно структурирован и, хотя рассчитан на школьников, на нем есть информация, востребованная в рамках вузовских языковых курсов. К числу подобных сайтов можно отнести сайт «Культура письменной речи. Русский язык и литература» . На нем расположен солидный теоретический материал по различным проблемам культуры речи (государственный язык Российской Федерации, виды норм, стилистика, орфоэпия, лексикология и фразеология, статьи по вопросам языкового пуризма, созданию неологизмов, заимствованиям и т.д.). Отдельно рассматриваются виды ошибок: речевые (лексические, фразеологические, употребление устаревших и диалектных слов, многословие и неполнота высказывания), фактические, логические, грамматические и синтаксические. Представлен большой блок тестов и заданий по паронимам, омонимии частей речи, стилистике, лексике. При выполнении теста сразу модно проверить каждый ответ, а значит – такой тест можно использовать как обучающий, а не только как контрольный. Кроме того, разработаны кроссворды по синонимам и антонимам (в пяти вариантах каждый). Бланки кроссвордов можно скачать вместе с ответами. На сайте имеется интересны раздел «Зона отдыха», в котором рассматриваются различные темы и вопросы: «Язык мой…» - собраны примеры ошибок, приводящих к двусмысленности или каламбуру: начинаем заканчивать, ловкость рук и никакого мошенства, витязь в тигровой шубе и т.д. «Что написано пером» - представлены ошибки из школьных сочинений. Ошибки этих двух разделов можно использовать в качестве материала для анализа или контрольной работы. Он-лайн конкурсы, например, на создание собственных афоризмов. В разделе «Словари» отражены редкие лексикографические ресурсы: словари имен и фамилий, географических названий, названий жителей и слов с прописной буквы. Внутри словаря фамилий даются правила склонения и возможность, применив эти правила в специальной мини-программе, узнать склоняется фамилия или нет. Это великолепная тренировка одного из сложных вопросов русской грамматики. Еще один сайт, содержащий самые разные ресурсы по русскому языку – «Культура – здесь и сейчас». Внутри раздела «Русский язык» можно найти сведения о роли русского языка как языка межнационального общения, о функциях русского языка в современном мире, о заимствованиях в русском языке, о ненормативной лексике, структуре текста, о риторике . В архиве рубрики статьи о функциональных стилях, деловой беседе, о тропах и фигурах речи, о качествах правильной речи, о норме и ее разновидностях. На сайте среди множества кроссвордов есть несколько интереснейших на языковые темы. Первые посвящен нормам и ошибкам в речи, другой – называется «Русский язык: функции, изменения и заимствования», остальные – в архиве: «Определите троп, фигуру», «Разговорный стиль речи», «Публицистический стиль речи», «Официально-деловой стиль речи», «Научный стиль речи», «Культура речи», «Риторика». Все кроссворды заполняются онлайн, что делает их удобными в использовании и на занятии, и в качестве домашней работы. Крое того, среди ресурсов сайта обнаруживается видео-комикс «Как Костя публицистический стиль учил» . Комикс одновременно юмористический и информативный. Он адресован школьникам, но содержательно может быть использован и в рамках вузовских курсов. Стоит сказать о сайтах, предлагающих для обучающихся различные учебные курсы по русскому языку (как родному). Обычно такие курсы коммерческие, однако мы нашли те, которые любой желающий может пройти бесплатно. Так, на сайт «Верные слова» есть бесплатный урок «Как работать в национальном корпусе русского языка?» , диктанты с автоматической проверкой на разные правила орфографии. Но самое важное, что позволяет разнообразить обучение родному языку и культуре речи, на сайте есть языковые игры: 1) игра для школьников и студентов «Всегда вместе» (в игре необходимо подбирать существительные к прилагательным так, чтобы одно существительное сочеталось сразу со всеми прилагательными) – это игра на значение слов, на соблюдение лексических норм; в нее можно играть вдвоем; 2) «Канареечный, сумасшедший, дешевы» - игра на подбор синонимов, она расширяет словарный запас и предполагает двух игроков; 3) «Найди ключ» - игра на развитие логики, активизацию пассивного словарного запаса, на знание омонимов и развитие лингвокреативности . Все игры бесплатные. Среди бесплатных и качественно сделанных курсов по культуре речи относится одноименный курс Елены Васильевна Динер, размещенный на портале «Stepik» . Внутри курса, который сама автор называет электронным учебником, текстовые и видео материалы, презентации, набор контрольных заданий и тестов для отработки изученного материала. Курс имеет положительные отзывы пользователей, в нем 33 урока, 3 часа видео и 45 текстов. Кроме всего перечисленного, обратим внимание на имеющиеся в интернете языковые он-лайн игры. Двадцать несложных, но интересных языковых игр предложено на сайте «Русский ONLINE». Среди них есть такие, которые можно использовать в курсе «Русский язык и культура речи» . Это игры на определение значения фразеологизмов и восстановление их формы («Восстанови значение фразеологизма», «Значение фразеологизма», «Помогите Незнайке разобраться с русскими фразеологизмами», «Сломанные фразеологизмы»), игра на поиск несклоняемых существительных («Слова-шпионы»). Заключение В целом, как показал наш анализ, интернет богат на материалы, которые можно использовать при электронном обучении русскому языку в рамках вузовских дисциплин. Это и теоретические информационные сайты и блоки внутри порталов, тесты, упражнения, игры, кроссворды, обучающие бесплатные курсы по культуре речи. В большинстве своем студенты и не подозревают о таких возможностях, что, к сожалению, обедняет процесс изучения учебного предмета, делая его шаблонным и скучным. Интернет-ресурсы можно использовать как на занятии, так и при выполнении домашнего задания и самостоятельной работы. Тематические информационные материалы можно применять в качестве источника лекционной информации. Разработанные на сайтах тесты - использовать как для самоконтроля и самопроверки, так и для итогового контроля по темам или дисциплине в целом. Разнообразить обучение можно обращением к языковым играм (одиночным и командным), решением кроссвордов, составлением по аналогии собственных игровых контекстов и кроссвордов. и кроссвордов. Иными словами, ресурсы интернета позволяют максимально разнообразить процесс обучения, оптимизировать его, расширить представление студентов о родном языке, заинтересовать их. Пока, как показали результаты опроса, возможности электронного обучения используются педагогами очень ограниченно и однообразно, замыкаясь в обращении к образовательным платформам для выкладывания лекционного материала и тестирования студентов.