Full text
Введение Кардинальная трансформация сферы образовательной деятельности, производимая для сближения уровня развития обществ в разных странах и регионах и его подготовки к усвоению современных парадигм развития, в частности для успешного построения цифровой экономики, строится на базе внедрения на всех уровнях образовательной деятельности системы цифрового образования. Считается, что цифровое образование, равно как и цифровая экономика, реализуется путем применения цифровых технологий для осуществления всех процессов, составляющих образовательную и экономическую сферу. Однако при этом нужно иметь в виду, что объектом деятельности также будет являться цифровая услуга. Иначе говоря, цифровизация образования представляет собой, по сути, превращение образовательной сферы в абсолютно новую среду, ориентированную на потребителей, характеризующихся набором специфических нужд и потребностей, вызванных цифровой трансформацией экономики и других сфер жизнедеятельности человека. Цифровизация образования на первом этапе проявляется как внедрение в образовательный процесс элементов цифровых технологий, в частности, использование видеоконференций и применение в процессе обучения информационных систем управления обучением, и требует от обучающихся специфических навыков усвоения компетенций в дистанционной форме. На этот аспект дистанционной формы обучения обращали внимание многие авторы, в частности исследователи сущности дистанционного обучения характеризуют его как комплексную форму обучения, реализуемую «специфичными средствами интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» [1] в целях «доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, диалогового обмена между преподавателем и обучающимся» [2], реализуемых «в виде технологий дистанционного обучения, что закреплено законодательной базой» [3]. В то же время целью реализации дистанционного обучения выступает создание «образовательных продуктов и соответствующих внутренних приращений субъектов образования» [4], что, по нашему мнению, может привести к определенным противоречиям: сложность и многоаспектность процесса обучения предполагает, что его участники должны иметь возможность участвовать в дистанционных образовательных процессах, реализуемых средствами цифровых технологий, причем данное участие должно осуществляться при помощи разнообразных каналов связи. При этом речь идет не только о технической возможности, проявляющейся в наличии или отсутствии аппаратных средств, программных продуктов, технических возможностей и доступных выходов в интернет, но и о совокупности личностных характеристик, определяющих потенциал обучающего и обучающегося как конкретных субъектов, выполняющих в образовательной среде собственный набор функций, определяющих достижение общей цели — формирования компетенций в качестве признака и сути развития возможностей обучающихся реализовывать дистанционный образовательный процесс в многоканальном режиме. Актуальность проведенного исследования определяется необходимостью обеспечения активного расширения использования цифровых технологий во всех социально-экономических процессах и сферах жизнедеятельности человека, определяющих цифровую трансформацию как объективную характеристику построения цифровой экономики. Реализация цифровых технологий в рамках образовательного процесса определяет возможность для участников экономической системы использовать различные способы социального и профессионального взаимодействия цифровыми средствами. Отдельные категории вопросов, рассмотренных в рамках проведенного исследования, были представлены в научных трудах Перейнена А. [5], Полат Е.С. [6] и Андреева А.А. [7]. Также среди исследователей, работающих с вопросами сходной тематики можно выделить Сафуанова Р.М. [8], Шарова В.С. [9] и др. В качестве цели проведенного исследования можно представить изучение возможностей обучающихся высших учебных заведений использовать различные каналы получения информации и осуществления обучения, реализуемые средствами цифровых технологий, прежде всего, в форме систем управления обучением, определяющих порядок проведения дистанционного обучения в системе высшего образования, а также в форме использования иных технологических средств получения и обмена информацией. Поставленная цель исследования потребовала решения в процессе проведения исследования следующих задач: Проведение сбора, обобщения и анализа мнений обучающихся о многообразии каналов взаимодействия, реализуемых средствами цифровых технологий, включая применение в образовательном процессе дистанционных технологий. Изучение основных целей использования в образовательном процессе различных каналов предоставления и обмена информацией, реализуемых средствами информационных технологий. Аналитическое осмысление проблемных аспектов, приводящих к ограничению использования в процессах взаимодействия в образовательной сфере различных каналов предоставления и обмена информацией. При проведении исследования была сформулирована гипотеза, базирующаяся на предположении о том, что в рамках образовательного процесса его участники используют многообразные каналы взаимодействия, реализуемые средствами цифровых технологий, и их комплексное применение повышает качество образовательного процесса, ускоряет формирование у обучающихся требуемых компетенций и позволяет усваивать учебные материалы с такой же степенью эффективности, как и при традиционном обучении. Научная новизна выводов, полученных по результатам проведенного исследования, представлена в выделении и количественной характеристике дополнительных аспектов, описывающей процессы цифровой трансформации при взаимодействии субъектов обучения в вузе, проведенной на основе сбора и анализа мнения обучающихся по поставленной проблеме исследования. При проведении исследования были использованы статистические методы сбора и анализа данных о мнениях бакалавров и магистров 3-4 курса очной и заочной форм обучения по направлению «Экономика» относительно поставленных в исследовании вопросов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Особенностью исследования процессов использования цифровых технологий при осуществлении обучения является то, что до настоящего момента научное представление о цифровизации, цифровых технологиях и процессах взаимодействия субъектов при их реализации находится в процессе формирования. Это подтверждается в работах зарубежных и отечественных авторов. Большинство авторов придерживаются мнения, что взаимодействие между субъектами в процессе образовательной деятельности может осуществляться особыми средствами интернет-технологий, однако, по мнению Е.С. Полат, при этом должны использоваться и другие средства и каналы, предусматривающие интерактивность [10]. В исследовании A. Перейнена основной мыслью является определение требований к уровню и степени роста компетенций преподавателей, поскольку в процессе реализации образовательной деятельности преподаватели должны трансформировать используемые ими методики обучения для адаптации к ожиданиям, потребностям и возможностям обучающихся, для которых взаимодействие при помощи средств цифровых технологий является привычным [11]. В подтверждение можно привести мнение Р.М. Сафуанова, исследование которого направлено на доказательство того, что изменения в структуре обучения и организации образовательного процесса, вызываемые развитием цифровизации, являются фундаментальными [12]. Использование цифровых и виртуальных технологий в различных процессах жизнедеятельности человека, включая образовательные процессы, исследовал J. Martín-Gutiérrez. Автор пришел к выводу, что виртуальная реальность является привлекательной для человека и выступает как цель реализации многих процессов, причем нахождение в ней упрощается с ростом степени внедрения технологических инноваций, наиболее очевидной из которых стало быстрое внедрение смартфонов, использование которых позволяет максимально упростить доступ к виртуальной реальности любому пользователю. Считается, что основной сферой применения виртуальной реальности выступают развлечения и досуг человека, однако автор отмечает, что доступность виртуальных технологий повысит привлекательность образования, поскольку потенциальные обучающиеся привыкли проводить время в виртуальном пространстве и смогут легко адаптироваться к участию в образовательной деятельности, когда она будет им доступна в виртуальной среде. Также это даст дополнительные возможности для получения представления о предмете обучения, поскольку в виртуальном пространстве в образовательных целях можно визуализировать процессы и объекты, наглядно показать которые при традиционном обучении невозможно. В частности, использовать не только математическое моделирование различных режимов полета, но и визуализировать их алгоритмы для наглядности. Таким образом, использование в образовательной деятельности виртуальных технологий позволит расширить границы традиционного образования [13]. Вопросам границ и ограничений посвящено также исследование R. Capone. Автор предполагает, что расширение границ образования при использовании цифровых технологий может столкнуться с сопротивлением со стороны участников образовательного процесса, поскольку требует определенного уровня психологической готовности к принятию и адекватному участию в преобразованном процессе образовательной деятельности. По мнению автора, для снятия психологической напряженности и подготовки обучающегося к жизнедеятельности в условиях цифровой экономики, необходимо развивать междисциплинарное образование, поскольку оно изначально предполагает расширение границ и выход за рамки одной дисциплины, и в то же время является привычным и понятным, что упрощает приобретение обучающимися требуемых навыков для жизнедеятельности и труда в цифровой экономике [14]. Необходимость в подобном упрощении определяется тем, что переход к цифровой экономике требует от участников получения и реализации максимального объема компетенций. Усвоение компетенций не только в рамках одной учебной дисциплины, но в процессе междисциплинарного образования вызывает сущностную трансформацию стоящих перед образовательной системой задач. К таким задачам относится требование формирование у обучающегося конкретного набора компетенций и усвоения знаний и умений, в отношении которых обучающийся в будущем сможет получить минимальный опыт реализации, как описано в исследовании Б.М. Лаховой [15]. Как вариант подготовки формированию данных знаний и умений путем внедрения цифровых образовательных технологий, рассматриваются способы параллельного ведения онлайн- и традиционного обучения, которые подробно исследуется в работе D. Rosen. Подобное обучение, называемое «Blended Learning» («смешанное обучение»), предполагает поэтапное внедрение в образовательные процессы элементов онлайн-обучения, при условии постепенного повышения сложности используемого в процессе обучения цифрового контента. При этом на первых этапах онлайн-контент будет включать максимально простые в использовании учебные и методические материалы, зачастую разработанные собственными силами участников образовательного процесса и не требующие специальных навыков при их использовании в процессе обучения. В дальнейшем в образовательной деятельности необходимо использовать более сложные онлайн-платформы или платформы смешанного обучения, которые обладают расширенными функциями, и участники образовательной деятельности должны будут пройти специальное обучение, чтобы использовать все возможности платформы в процессе обучения [16]. В рамках российской образовательной системы одной из целей является использование в образовательном процессе специализированных платформ для электронного обучения, называемых системами управления обучением. В работе Л.А. Кадировой исследуется содержание платформы, включающее единую базу электронных курсов и учебных материалов, большинство из которых используется как дистанционное дополнение к обучению в традиционной форме и позволяет осуществлять организованное и управляемое обучение [17]. Использование цифровых онлайн-технологий в обучении позволяет внедрять новые теории обучения, одной из которых выступает теория оптимизации когнитивной нагрузки, описанная в исследовании S.P. Maj. Автор доказывает, что в рамках онлайн-образования есть возможность количественно минимизировать когнитивную нагрузку, что позволит оптимизировать разработку учебного контента и значительно повысить результаты реализации образовательного процесса на всех уровнях [18]. Еще одной возможностью является внедрение инноваций. В своей работе Г.М.Г. Флорентин описывает инновации, новые идеи, креативные идеи и рискованные идеи, реализуемые и в образовательном процессе, и в предпринимательской деятельности, которые предполагают, что при дефиците ресурсов необходимо использовать творческий подход, который позволит образовательному процессу стать способным интегрировать в свою систему разнообразные инновации [19]. Однако, как любые инновации, инновации в сфере образования являются высокорискованными, и в исследовании И.И. Антоновой описаны специфические инновационные риски, в т.ч. риск, «вызванный диверсификацией задач, поставленных перед профессорско-преподавательским составом в результате внедрения инновационных образовательных технологий, предполагающих сочетание функций собственно преподавания, диспетчерско-информационной службы и частично — инженерной службы по работе с информационными технологиями» [20]. Однако при успешном освоении данных функций путем интеграции в образовательную деятельность цифровых технологий, реализующихся одновременно по нескольким каналам, данный риск снижается и возрастает уровень конкурентоспособности образовательного учреждения и человеческого капитала в целом. Методологическая база исследования В практике проведения эмпирического исследования, включающей характеристику цифровой трансформации образовательного процесса, в качестве способов проведения исследования применяется комплекс методов, с помощью которых исследователь формирует совокупность итоговых показателей и характеристик изучаемого объекта. Рассматривать использование данных методов как комплексный процесс позволяет то, что в практической деятельности они применяются в совокупности, формируя содержание методологии проведенного исследования. Целью определения методологии исследования является стремление авторов получить по его окончанию запланированный итог, то есть логически завершить исследование в результате достижения поставленной на этапе его планирования цели. Данная цель может состоять как в обнаружении и характеристике сущностно-новых аспектов объекта исследования, так и в трансформации особенностей его функционирования в обновленной среде [21]. Можно отметить, что результат исследования зачастую рассматривается как объективный вывод по поставленной исследователем проблеме, поэтому его достижение необходимо для подтверждения или опровержения выдвинутой при планировании и подготовке исследования гипотезы, а также для выявления новых сущностных характеристик изучаемого объекта [22]. Проведение данного исследования предполагало использование группы теоретических и эмпирических методов в совокупности. Часть указанных методов можно охарактеризовать как базовые. В качестве базовых при проведении исследования были приняты эмпирические методы, позволившие выявить характеристики происходящих событий, и обработать их для целей анализа и изучения, то есть получить в качестве исходных данных «данные об объективной реальности» [23]. К группе использованных при проведении исследования эмпирических методов относятся: наблюдение, анкетирование (использованное как способ проведения опроса), обобщение полученных в процессе исследования данных, а также оценка полученных данных участниками исследования по порядковой шкале [24], позволяющей охарактеризовать мнение и отношение к предлагаемым для оценки суждениям [25]. Также был использован метод визуального представления, позволивший наглядно обобщить данные в форме таблиц и диаграмм. Кроме базовых методов при осуществлении данного исследования была применена группа теоретических методов, направленных на оценку исследуемых данных, опосредованную «разработкой и проверкой конкретных теоретических постулатов» [26]. К теоретическим методам, базирующимся на создании конкретных теорий и характеристике их соответствия действительности, относится группа методов анализа, поскольку аналитические методы состоят в «изучении внутреннего содержания исследуемых процессов» [27], и именно они позволяют изучать конкретные факторы воздействия использования множества каналов, созданных средствами цифровых технологий, на качество осуществления образовательных процессов в учреждениях высшего образования. Это определило достижение цели исследования — получения полноценного представления об использовании в образовательном процессе многообразных каналов связи. Результаты исследования Представление результатов исследования базируется на предположении, что в образовательном процессе на современном этапе развития информационных, цифровых и телекоммуникационных технологий участники образовательного процесса используют многообразные каналы взаимодействия. Большое число данных каналов, применение их в комплексе и их обеспеченность средствами современных цифровых технологий определяет планируемое повышение качества образовательного процесса. Наличие удобных для восприятия каналов ускоряет формирование у обучающихся требуемых компетенций. Доступность учебных материалов в цифровой форме в любой момент времени позволяет усваивать их, как минимум, с одинаковой степенью эффективности по сравнению с традиционным обучением. При осуществлении исследования цифровая трансформация обучения рассматривалась как наличие у обучающихся возможности использовать цифровые образовательные технологии, представленные различными каналами связи, а также технологиями передачи и обмена учебным контентом. Проведенное исследование базируется на опросе обучающихся, осуществленном в форме анкетирования, которое было подробно описано при представлении предыдущих результатов исследования [28-29]. Данное исследование проведено на основе исходных данных, полученных в результате опроса респондентов, выбранных из числа обучающихся Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева-КАИ (далее — вуза). Проведенное исследование относится к категории разведывательных, так как в процессе сбора и обработки данных был использован наиболее доступный инструментарий, а анализ был проведен на основе базовых методик. Также исследование характеризуется относительно небольшим числом респондентов-обучающихся, составившим 150 человек, обладавших ранее полученным опытом участия в дистанционном обучении в вузе, проводимом средствами цифровых образовательных технологий, прежде всего, с использованием LMS BlackBoard (LMS). В рамках проведенного исследования рассмотрены итоги опроса по трем вопросам, характеризующим мнение обучающихся относительно используемых в процессе дистанционного обучения (ДО) цифровых каналов связи: 1. Насколько часто по итогам дистанционного занятия, проведенного в ВВ (либо выполнения задания в ВВ), Вы приходили к мнению, что степень усвоения материала аналогична нахождению на очном занятии (выполнению задания в присутствии преподавателя)? 2. Преподаватели в процессе ДО предоставляют возможность персонального обсуждения с ними учебного материала либо получения консультации иными средствами, кроме LMS (Skype, Zoom, Whatsapp и т.п.)? 3. Насколько часто в период ДО преподаватели предлагают Вам ознакомиться с учебными материалами на иных платформах, кроме LMS (Moodle и т.п.)? Ответы на каждый вопрос предполагалось давать по единой шкале, что повысило наглядность результатов исследования, упростило их обработку и анализ и позволило сравнивать между собой положение объекта, отраженного в каждом вопросе. Базой для формирования шкалы ответов явилась периодичность возникновения объектов, отраженных в вопросах. Обработанные и обобщенные итоги опроса были представлены в удобном для восприятия и проведения исследования виде в качестве таблицы, фрагмент которой показан в таблице 1. Таблица 1 Обобщенное представление ответов для каждого из вопросов № п/п Варианты ответов Степень усвоения учебных материалов одинакова при дистанционном и традиционном обучении Возможность персонального обсуждения иными средствами, кроме LMS Частота пользования учебными материалами на иных платформах, кроме LMS 1 Постоянно Постоянно Периодически 2 Постоянно Периодически Периодически 3 Периодически Периодически Периодически 4 Периодически Постоянно Периодически 5 Периодически Периодически Никогда … … … … … … … … 150 Никогда Постоянно Периодически В продолжение исследования обобщенные данные были сгруппированы по вариантам ответа, а на основе их значений было рассчитано процентное соотношение каждой группы и общего итога результатов опроса. Результаты обобщения представлены в таблице 2. Таблица 2 Распределение числа ответов для каждого из вопросов, ед(%) Вопрос анкеты Вариант ответа Степень усвоения учебных материалов одинакова при дистанционном и традиционном обучении Возможность персонального обсуждения иными средствами, кроме LMS Частота пользования учебными материалами на иных платформах, кроме LMS Никогда 66 (44%) 8 (5%) 106 (71%) Периодически 57 (38%) 85 (57%) 33 (22%) Постоянно 27 (18%) 57 (38%) 11 (7%) Всего: 150 (100%) 150 (100%) 150 (100%) В результате обобщения и группировки была получена система данных, характеризующая мнение обучающихся по поставленным в исследовании вопросам, на основе которой стало возможно провести графическое представление итогов опроса, наглядно показывающее мнение обучающихся об использовании многообразных цифровых каналов связи при организации образовательного процесса с использованием цифровых технологий. Представление в визуальной форме было проведено в процессе третьего этапа исследования, как база для проведения анализа результатов опроса, и на его основе были сформированы выводы по итогам исследования мнений обучающихся. Ответы на первый вопрос, представляющие характеристику периодичности равноуровневости усвоения учебных материалов при дистанционном и при традиционном обучении, представлены следующим соотношением (рис. 1). Рис.1- Периодичность одинакового усвоения учебных материалов при дистанционном и при традиционном обучении На основе проведенного анализа данных можно сделать вывод, что при дистанционном обучении только 18% респондентов (27 человек) постоянно усваивали материал с достаточной степенью субъективной эффективности, аналогичной степени эффективности усвоения при очном обучении. Сопоставимые группы респондентов оценивали степень эффективности как соответствующую традиционным занятиям периодически (38%) и постоянно не соответствующую (44%). Следует отметить, что опрос проводился в период пандемии, в условиях самоизоляции, когда участие в дистанционных образовательных процессах являлось вынужденной мерой и не предполагало альтернативы. По нашему мнению, это оказало определенное влияние на психологические аспекты респондентов-обучающихся, определив отклонения субъективного ощущения и реального состояния ситуации. Кроме того, процент обучающихся, оценивающих эффективность использования дистанционных образовательных технологий, реализуемых через цифровые каналы связи, как достаточно высокую и высокую, превышает процент тех, кто оценил ее как низкую. Следующий вопрос преследовал цель оценить степень развития цифровых каналов связи, используемых субъектами образовательного процесса, и показал следующее соотношение ответов (рис. 2). Рис.2- Периодичность персонального обсуждения учебных вопросов иными средствами, кроме LMS Исследование по этому вопросу показало наличие в практике осуществления образовательной деятельности большого числа каналов связи и активного их использования, в дополнение к официально представленной в качестве технологии ведения образовательного процесса LMS. Только 5% респондентов (8 человек из совокупности в 150 человек) утверждают, что никогда не пользовались иными цифровыми каналами связи с преподавателями и другими обучающимися в учебных целях. Возможно, это связано с тем, что LMS обладает расширенным функционалом и при внимательном изучении дает возможность получать и обмениваться учебными материалами с высокой эффективностью, поэтому ее использования может быть вполне достаточно обучающимся для эффективной организации усвоения учебных вопросов. При этом 57% респондентов использовали иные цифровые каналы связи для обсуждения учебных вопросов периодически, а 38% – постоянно. Это характеризует высокую важность использования многообразных каналов связи при организации учебного процесса. И в завершение представлено исследование ответов обучающихся относительно периодичности использования иных образовательных платформ (рис. 3). Рис.3- Периодичность работы на иных платформах, кроме LMS При анализе ответов на данные вопрос необходимо учитывать, что использование в образовательном процессе элементов дистанционных технологий и цифровых платформ является не только объективной реальностью, но и нормативным требованием. В данном случае использование цифровых платформ выступает как отражение изменения практики учебного процесса в высшей школе [30] в результате нормативного регулирования. При этом возникает ситуация, когда использование одной цифровой платформы в качестве системы управления обучением, автоматически означает нецелесообразность использования в этом же качестве другой цифровой платформы. Результаты обработки ответов полностью отражают данную ситуацию: более 2/3 респондентов (71%, 106 человек) никогда не использовали в учебном процессе иные системы управления обучением, кроме LMS. Из оставшейся доли респондентов 22% использовали их на периодической основе, а 7% использовали постоянно, однако нужно иметь в виду, что характер проведенного исследования не предполагал возможности уточнить, какие именно платформы респонденты имели в виду. Возможно, при ответе на вопрос под учебными платформами понимались и каналы связи, например, достаточно активно используемая в учебном процессе платформа видеосвязи Zoom. Заключение При проведении исследования было осуществлено изучение и описание использования многообразных каналов связи, организованных на основе цифровых технологий, в целях как повышения эффективности дистанционного образовательного процесса, так и в целях лучшего усвоения знания и успешного формирования компетенций при традиционной форме осуществления образовательной деятельности. Использование цифровых технологий в образовательном процессе не ограничивается нормативно установленными требованиями по осуществлению части образовательной деятельности средствами системы управления обучением. Оно опосредуется важностью и удобством организации обучения средствами цифровых технологий, и поэтому использование информационных технологий, дистанционных технологий и иных каналов связи субъектов образовательной деятельности в процессе обучения выступает в качестве объективной реальности на современном этапе и характеризует развитие процессов цифровой трансформации образования. В процессе исследования были определены основные аспекты, требующие изучения для повышения эффективности образовательного процесса, затем они были сформулированы в качестве вопросов анкеты, по которой был проведен опрос обучающихся-респондентов. Результаты анализа мнений обучающихся, выделенных и обобщенных по итогам опроса, с одной стороны подтверждают наличие в образовательном процессе многообразных каналов связи субъектов образовательной деятельности и их активное использование, а с другой стороны показывают четкую связь использования цифровых технологий и удобства и оптимальности в усвоении образовательного контента. Это подтвердило поставленную гипотезу об использовании участниками образовательного процесса многообразных каналов связи, реализуемых средствами цифровых технологий, и о том, что их применение повышает качество образовательного процесса и ускоряет формирование требуемых компетенций за счет предоставления возможностей обучения в удобной форме. Ответ на вопрос о соответствии степени усвоения учебных материалов при обучении средствами цифровых технологий и в традиционной форме не столь однозначный, однако с учетом ситуации в процессе сбора мнений мы оцениваем его как положительный. Таким образом, представленное исследование однозначно показывает процесс цифровой трансформации в образовательной сфере как комплексный и активно развивающийся процесс.