Full text
Введение Одним из основных факторов создания акта продуктивной коммуникации, влияющей на жизнедеятельность общества – является общение, которое оказывает непосредственное влияние на психическое и социальное формирование личности. Имея в виду нестабильную обстановку общественной жизни, личность вынуждена подстраиваться под изменения и особенно трудно это удается старшим подросткам. В этом возрасте формируется самосознание и внешнее влияние оказывает мощное давление не только на его формирование, но и в целом, на развитие личности подростка и на его поиск «смысла жизни». Под этим давлением происходят конфликты, что неразрывно связано с проекцией ожиданий на реальность и наоборот. В таких ситуациях имеет большое значение общение с родителями, старшими наставниками, сверстниками, которое можно отнести к значимой сфере жизнедеятельности старшего подростка. Еще не устойчивая психика подвержена чужому мнению и в результате внешнего воздействия может формироваться как уверенность в себе, мотивация, самостоятельность, так и страхи, тревожность, агрессивность, замкнутость. Результатом неосторожного влияния на формирующееся сознание может стать деструктивное поведение и отрицательное отношение к себе как к личности. Поэтому проблема исследования обусловлена необходимостью формирования стратегий психологически безопасного взаимодействия [1]. Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить модели психологически безопасного взаимодействия подростков. Теоретико-методологическую основу исследования составляют: теория возрастной периодизации развития личности, деятельностный подход, труды по проблемам формирования личности и взаимоотношений в группах. В отечественной психологии одним из первых, кто затронул проблему межличностного общения и межличностных отношений, был А. Ф. Лазурский [2]. Он утверждал, что отношения личности в процессе общения характеризуют психику в целом, определяя содержание всех сторон, процессов, мотивов, чувств, эмоций, воли, интересов, потребностей и т. д. При этом личность адаптируется к тем условиям, которые влияют на нее со стороны, находясь в ограниченных рамках экзопсихики; социальные условия определяют отношения психики. Общение несет в себе важную функцию выстраивания отношений между людьми в различных ситуациях, которые влияют на действия, мотивы, самооценку и т.д. [3]. В науке термин «отношение» относится к особым взаимоотношениям между человеком и окружающим миром, и эта специфика устанавливается тем фактом, что человеку присвоены чувства и интеллект, которые воздействуют на его взаимдействие с миром людей и вещей [4]. С. Л. Рубинштейн взаимодействие между людьми определяет как специфическую форму отражения действительности [5] и рассматривает отношения в рамках сознания. Психическое переживание познается и осознается через свое отношение к объекту. Сознание человека в собственном внутреннем содержании определяется через свое отношение к объективному миру. Сознание формируется в процессе общественной практики и состоит из практического и теоретического отношения, так же транслируемого в процессе общения. В. Н. Мясищев представлял психологические отношения как целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с разнообразными сторонами объективной реальности [6]. Соотношение понятий «общение» и «отношение» проявляется во взаимодействии. Общение используется в рамках деятельностного подхода и рассматривается как особый вид деятельности. Специфика межличностного общения выступает в качестве своеобразного последствия и функции таких показателей, как содержание, задачи и цели совместной деятельности и уровень социально-психологического развития данного сообщества [7]. Исследования специалистов свидетельствуют о том, что чем чаще люди встречаются, тем привлекательнее они кажутся друг для друга. И наоборот, чем реже встречаются, тем быстрее слабеют между ними отношения. Пространственная близость особенно сильно влияет на межличностные отношения у подростков. Достаточно большое значение в формировании межличностных отношений имеют конкретные условия, в которых люди взаимодействуют. Преимущественно это связано с видами совместной деятельности, в ходе которой устанавливаются межперсональные контакты (учеба, работа, отдых), с ситуацией (обычная или экстремальная), этнической средой (моно- или полиэтническая), материальными ресурсами, с социально-психологической дистанцией в межличностных отношениях [8]. Межличностные отношения имеют свою структуру и представляют собой многогранный в психологическом плане процесс, предполагающий прохождение периодов и этапов. Они могут быть ситуативные и могут изменяться в зависимости от различных видов коллективной деятельности возникающих конфликтов [9]. Конфликт – это: биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющееся в активности сторон (субъектов конфликта), направленной на преодоление противоречий; актуализировавшееся противочие, противостоящие ценности, установки, мотивы; процесс, развитие действий сторон на пути поиска средств для сбалансированности, достижения согласия и сотрудничества [10]. Решающим для исхода конфликта зачастую становятся стратегии взаимодействия, развиваемые его участниками. При конструктивной стратегии одним из главных критериев является определение для себя в каждом конкретном случае, насколько важно достижение результата, с одной стороны, и отношения с оппонентом, с другой. В подростковом возрасте это сделать трудно. Именно в этот возрастной период происходит столкновение биологического и социального в человеке, вырываются наружу внутренние противоречия и подчиняют себе поведение и самоконтроль [11]. В подростковом возрасте возникает и развивается особая деятельность, заключающаяся в установлении интимно-личных отношений между подростками. Эта деятельность была названа деятельностью общения. В отличие от других форм взаимоотношений, которые имеют место в деловом сотрудничестве товарищей, в этой деятельности основное ее содержание – другой подросток, как человек с определенными личными качествами [12]. Сказанное обостряется в условиях вынужденного удаленного взаимодействия [13]. Важное значение для становления личностных качеств подростка приобретает формирование отношений в группе подростков на основе кодекса товарищества, который по своему объективному содержанию воспроизводит наиболее общие нормы взаимоотношений, существующих между взрослыми людьми в данном обществе. Вместе с этим проявляется стремление к самоутверждению, желанию доказать окружающим свою взрослость. В этот период жизни происходит изменение отношений подростка к миру и к себе. Подросток формирует свое мировоззрение, свои жизненные планы, что, в конечном счете, позволит ему жить самостоятельно. Несмотря на то, что подросток ни физически, ни психически, ни социально еще не может полноценно соответствовать критериям взрослости, он стремится занять равную со взрослыми социальную позицию. С одной стороны, это хорошо, потому что в процессе общения со старшими наставниками и родителями подросток получает необходимые ему советы, поддержку, информацию о внешнем мире. С другой стороны, в общении со сверстниками он делится своими мыслями и сомнениями, разделяет свои переживания с друзьями, лучше проявляет эмпатию [14]. В процессе психологически безопасного общения устанавливаются связи, которые помогают понять подростку, что он не одинок, что есть рациональные решения стоящих перед ним задач, что его переживания важны и не остаются без внимания [15] и способствуют развитию ещё одного новообразования ‘– самоопределения. Подросток начинает понимать себя и свои возможности, а также свое место в человеческом обществе и свое назначение в жизни [16]. В этот период подросткам свойственно, с одной стороны, расширение круга общения, а с другой – избирательность дружеских отношений. В целом же, в подростковом возрасте ребенок занимает качественно новую социальную позицию, характеризующуюся эмансипацией от взрослых [17]. Эмансипация сопровождается преобладанием эмоций над волей и разумом, импульсивными, сиюминутными, основанными на потребностях желаниями. Часто такое поведение становится не приемлемым для общества и создает для ребенка дополнительные трудности взаимодействия с учителями, сверстниками и родителями и межличностные конфликты [18]. Межличностный конфликт в подростковом возрасте может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т. д. и нести как позитивное, так и негативное влияние на развитие личности подростка [19]. Особая группа факторов, провоцирующих конфликт, – это возрастные особенности. Принципы системного анализа школьных конфликтов сформулированы Д. И. Фельдштейном [20]. Те же варианты урегулирования конфликтов приняты подростками и в общении со сверстниками, но причины столкновений иные (предательство, измена группе или другу, нарушение данного слова, жадность). Большое разнообразие конфликтных ситуаций, их острота и, в основном неконструктивные способы разрешения, тем не менее, имеют важное значение для развития личности подростка, обогащают его социальный опыт. Но конфликт в подростковом возрасте имеет позитивное значение и является психологически безопасным только при педагогически грамотном и тонком поведении учителя и других взрослых [21]. При отсутствии позитивных условий, непринятие подростка коллективом, непонимание, несовпадение ценностных ориентаций, при завышенном уровне притязаний и амбициозности, самоутверждение взрослеющей личности может принимать негативные формы и приводить к протестному поведению и конфликтам [22]. К отсутствию позитивных условий можно отнести и ограничения, связанные с коммуникациями в условиях нестабильной эпидемиологической обстановки. Так, большую часть времени подросток вынужден проводить в интернете, вместе с тем межличностные отношения и одиночество являются важными факторами, влияющими на интернет-аддиктивное поведение людей. Интернет-наркоманы сообщают о значительно более высоких показателях одиночества, чем люди, не страдающие интернет-зависимостью. Эти результаты позволили предположить, что социальная когнитивная функция интернет-наркоманов, вероятно, нарушается, особенно в процессе познания межличностных конфликтов [23]. Кроме того, интернет-наркоманы, скорее всего, будут поддерживать плохие межличностные отношения, что может привести к ещё большему одиночеству и нарушению психологической безопасности растущего человека. Материалы и методы Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе «ЮУрГИИ им. П. И. Чайковского г. Челябинск». В эксперименте участвовали обучающиеся 2 курса хореографического творчества. Общее количество испытуемых – 21 человек. Среди них 1 мальчик (5 %) и 20 девочек (95 %), 2 человека (10 %) в возрасте 16 лет и 19 человек, (90 %) в возрасте 17 лет. Все (100%) испытуемых поступили в 2020 году на первый курс и продолжили совместное обучение. 12 (57%) человек проживают в общежитии 9 (43%) подростков проживают с родителями. Большинство подростков росли в полных семьях. По данным куратора курса, в группе есть явные лидеры, дружный, в классе есть и лидеры, и дети, которые не популярны у своих одноклассников, есть микрогруппы. Использовались следующие методы и методики [24]: 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, целеполагание, моделирование. 2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперименты, тестирование по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири, по методике диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Результаты Диагностические показатели обследования межличностных отношений подростков по методике Т. Лири по их степени выраженности представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Диагностические показатели межличностных отношений младших подростков (Т. Лири) по их степени выраженности Из рисунка 1 видно, что в основном степень выраженности типов межличностного общения находится в низком и умеренном диапазонах. Высокую степень выраженности получили типы межличностных отношений: авторитарный (14 %), агрессивный (10%), подозрительный (5 %), подчиняемый (10 %), зависимый (14 %), дружелюбный (24 %), альтруистический (32 %); экстремальную степень выраженности получили типы межличностных отношений: зависимый (5 %) и дружелюбный (14 %). 8 подростков в классе (38 %) имеют высокую выраженность в альтруистическом типе отношения к окружающим. Эти подростки гиперответственны, приносят в жертву свои интересы, всегда стремятся помочь, но бывают и навязчивы в своей помощи. 5 подростков (24 %) имеют высокую и 3 подростка (14 %) – экстремальную выраженность в дружелюбном типе отношения к окружающим. Такие подростки дружелюбны, любезны со всеми, ориентированы на принятие и социальное одобрение, стремятся «быть хорошими» для всех. 4 подростка (19 %) имеют высокую выраженность в зависимом типе отношения к окружающим. Такие подростки послушны, но боязливы, беспомощны и не умеют проявлять сопротивление. 1 подросток (5 %) имеет экстремальную степень выраженности в этом типе отношения. Он имеет навязчивые страхи и опасения, тревожится по любому поводу, а поэтому зависим от чужого мнения. 3 подростка (14 %) имеют высокую выраженность в авторитарном типе отношения к окружающим. Такие подростки успешны в делах, требуют к себе уважения, они энергичны и часто являются авторитетными лидерами. 2 подростка (10 %) имеют высокую выраженность в агрессивном типе отношения к окружающим. Такие подростки прямолинейны, откровенны и раздражительны, склонны во всем обвинять окружающих. 2 подростка (10 %) имеют высокую выраженность в подчиняемом типе отношения к окружающим. Такие подростки застенчивы, легко смущаются, они склонны подчиняться более сильному без учета ситуации. 1 подросток (5 %) имеет высокую выраженность в подозрительном типе отношения к окружающим. Критичный и скрытный. Таким образом, распространенными типами отношения к окружающим в данном классе являются дружелюбный и альтруистический. С помощью методики диагностики К. Томаса мы оценили у испытуемых стратегии, применяемые в конфликтном поведении. Диагностические показатели исследования по их степени выраженности мы представили в таблице отображены на рисунке 2. Рисунок 2 – Диагностические показатели исследования стратегии поведения младших подростков в конфликте (К. Томас) по их степени выраженности Из рисунка 2 видно, что большему количеству обучающихся соответствуют стратегии умеренной степени выраженности. Сильную степень выраженности получили такие виды стратегий: приспособление (48 %), избегание (33 %), компромисс (28 %), сотрудничество (28 %), соперничество (10 %). У 10 подростков в классе (48 %) ярко выражена стратегия приспособления: подросток вынужденно или добровольно отказывается отстаивать собственные интересы либо ради сохранения хороших отношений с оппонентом, либо при сильной зависимости от него, либо при осознании своей неправоты или незначительности проблемы. Эту стратегию используют, когда исход дела чрезвычайно важен для одного подростка и не очень существенен для другого. У 7 подростков (33 %) ярко выражена стратегия избегания: либо при отсутствии сил и времени для решения противоречия, либо при стремлении выиграть время, либо при наличии трудностей в определении линии своего поведения, либо при нежелании решать проблему вообще, у подростка отсутствует стремление к достижению своих целей и стремление к сотрудничеству. Подростки не отстаивают свои интересы и позиции или просто уклоняются от разрешения конфликта. У 6 подростков (28 %) ярко выражена стратегия компромисс, при которой происходит обмен взаимными частичными уступками. Подросток частично отказывается от ранее выдвинутых им требований, но всё же, частично их отстаивает. При понимании подростком, что он и оппонент обладают равными возможностями, либо при наличии взаимоисключающих интересов, либо при удовлетворении временным решением, либо при угрозе потерять всё стратегия компромисса позволяет подросткам сохранить взаимоотношения. У 6 подростков (28%) ярко выражена стратегия сотрудничества, при которой происходит совместный поиск решений, полностью удовлетворяющий интересы участников. Участники взаимоотношений – не противники, а союзники в поиске решения. Это хороший способ поиска обоюдовыгодного результата и удовлетворения интересов всех сторон. У 2 подростков (10 %) ярко выражена стратегия соперничества, при которой сильно стремление, во что бы то ни стало отстоять свои интересы. Используя стиль соперничества, подростки весьма активны и способны принимать волевые решения. Обсуждение На основании полученных данных, стратегии поведения в конфликтной ситуации у обучающихся в данном классе по преобладанию можно распределить таким образом: первая позиция (наиболее используемая стратегия) – приспособление. Избегание занимает вторую позицию, компромисс – третью, сотрудничество – четвертую, а соперничество – пятую. Это свидетельствует о том, что в данном классе, подростки либо ущемляют свои интересы полностью, либо достигают их частично, либо уходят от решений проблемы вовсе, что означает отсутствие стремления к достижению своих целей. У подростков в разных степенях проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: и избегание, и приспособление, и компромисс, и сотрудничество, и соперничество, то есть им характерны и конструктивные стратегии межличностных отношений – компромисс и сотрудничество. Полученные данные диагностического исследования свидетельствуют о необходимости формирования конструктивных стратегий межличностных отношений у определенной группы обучающихся и формулирования рекомендаций родителям и педагогам по формированию конструктивных стратегий межличностных отношений младших подростков. Для определения состава такой группы все стратегии по типу поведения, по типу отношений к окружающим, по социометрическому статусу условно разделены на конструктивные, относительно конструктивные и деструктивные, результаты отражены в таблице 1. Таблица 1 – Характеристики и стратегии межличностных отношений Стратегии Характеристики Конструктивные Относительно конструктивные Деструктивные по типу поведения в конфликтных ситуациях Сотрудничество Компромисс Приспособление Соперничество Избегание по типу отношений к окружающим Альтруистический Дружелюбный Эгоистический Зависимый Подчиняемый Авторитарный Агрессивный Подозрительный К конструктивным были отнесены стратегии: – по типу поведения в конфликтных ситуациях: сотрудничество и компромисс; – по типу отношений к окружающим: альтруистический и дружелюбный; К относительно конструктивным были отнесены стратегии: – по типу поведения в конфликтных ситуациях: приспособление; – по типу отношений к окружающим: эгоистический, зависимый, подчиняемый. К деструктивным были отнесены стратегии: – по типу поведения в конфликтных ситуациях: соперничество и избегание; – по типу отношений к окружающим: авторитарный, агрессивный, подозрительный. Принципиальных противоречий в полученных результатах у других исследователей мы не встретили. Особенности этого исследования состоят в том, что проводилось оно в нестабильных условиях пандемии COVID 19. Изменилась жизнь людей и из-за пространственной близости домашней изоляции и удобства смартфонов у людей, скорее всего, развилась зависимость от смартфонов, то есть интенсивное или неконтролируемое внимание людей к смартфонам используйте в той степени, в какой они пренебрегают другими аспектами своей жизни, вызывающими психологические и поведенческие проблемы [25]. Однако хорошие межличностные отношения, могут обеспечить своевременную помощь и уменьшить ущерб, наносимый людям во время эпидемии. И более того низкий уровень межличностных расстройств и отчуждения способствует снижению риска зависимости от смартфонов Введение удаленного режима обучения и воспитания создает еще одну проблему межличностного взаимодействия  как создать психологическую безопасность в виртуальных командах [26]. Выявлено, что виртуальные команды с меньшей вероятностью смогут обеспечивать психологическую безопасность своих участников продолжительное время; что виртуальные команды должны активно и систематически вкладывать усилия в развитие своей психологической безопасности; любые явные и неявные правила виртуальной работы должны оперативно обсуждаться, а необходимые навыки для улучшения виртуальной командной работы должны изучаться и немедленно применяться; всем членам команды для того, чтобы чувствовать себя психологически в безопасности в виртуальном мире, нужно общаться на уровне межличностных отношений. Сохранение позитивных отношений было и остается важнейшим фактором психологической безопасности детей тем более, что старшее поколение само очень пострадало. Так, по данным исследований [27], c начала пандемии только один из четырех жителей сказал, что они находятся в нормальном состоянии, более половины чувствовали усталость, а треть-беспокойство и/или стресс и/или депрессию. Общий уровень выгорания составил 55% (n=1050). Повышение эмоциональной напряженности родителей в условиях пандемии сказывается на детско-родительских отношениях проявление жестокого психологического обращения, что принимает уже масштабы международного вызова безопасности и благополучию детей [28]. Сдвиги и изменчивость в повседневных межличностных отношениях, отстраненность, несправедливость наносят порою непоправимый вред межличностному взаимодействию [29]. Поэтому исключительно важна в этих тяжелых для всего населения условиях просоциальное и проактивное гражданское поведение [30] психологов, педагогов, родителей и своевременная профессиональная психолого-педагогическая поддержка [31] всех субъектов становления личности старшего подростка. Заключение Подростковый возраст – переходный период развития от детства к зрелости, который характеризуется большими биологическими, психологическими и социально-ролевыми изменениями, чем любая другая стадия жизни. Уникальность подросткового возраста заключается в его спонтанности и огромном количестве изменений. Проведенное исследование показало, что у подростков в разных степенях проявлены все стратегии поведения по отношению к окружающим: и избегание, и приспособление, и компромисс, и сотрудничество, и соперничество, то есть им характерны и конструктивные стратегии межличностных отношений – компромисс и сотрудничество. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации имеющегося объема информации по тематике психологически безопасного взаимодействия старших подростков. Практическая значимость  в выявлении составляющих психологически безопасного общения у старших подростков и рекомендациях по результатам исследования, которые могут быть использованы в работе других учреждений и специалистов