Full text
В современных условиях инновационного развития отечественного промыш-ленного производства возникает необходимость подготовки выпускников СПО в со-ответствие с требованиями работодателя, что связано с трансформацией профес-сиональных и образовательных стандартов, масштабным внедрением на предпри-ятиях инновационных технологий, изменением требований к профессиональным качествам сотрудника и видам его деятельности, что вызвано обновлением оборудования и технологий, ужесточением конкуренции. На необходимость глубокой модернизации, связанной с изменившимися условиями и переходом России к рыночным отношениям в свое время указывал академик РАО С.Я. Батышев [1]. К особенностям современного производства относится необходимость функ-ционирования в условиях непрерывной модернизации производства, основанной на принципе рационализаторства, в который вовлечено большинство сотрудников предприятия. Именно поэтому в последние годы все более актуализируется адап-тивность выпускников СПО, их готовность и способность к производственному, про-фессиональному творчеству, к рационализаторству на производстве [2, с. 123]. Инновационное развитие предприятия, рационализаторство на производстве становится все более актуальной. Инновационная деятельность, по мнению иссле-дователей (П.М. Горев, М.М Зиновкина В.В. Утёмов), особенно в условиях дефицита финансовых ресурсов, активизируется максимально [3, с. 5]. Проблема рационализаторства и рационализаторской деятельности как одного из важных направлений научной организации труда не нова и является предметом исследований многих как зарубежных, так и отечественных ученых. Среди зарубежных ученых особо следует отметить труды Ф.У. Тейлора, кото-рый ввел понятие «рационализация» в области организации производства Ф.У. Тейлор считал, что самым важным в рационализаторской деятельности на производстве является правильное распределение времени. И при этом подчеркивал, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника [4]. Значителен вклад в научную организацию труда на производстве, в развитии методов рационализаторства, внедрении технологий бережливого производства Генри Форда, который впервые в машиностроительной отрасли, – в автомобиле-строении – применил конвейерный метод сборки автомобилей. Так, на своих пред-приятиях Форд старался внедрять и поощрять рационализаторскую деятельность, бережливость, и неоднократно при этом подчеркивал, что в любой организации не должно быть ничего бесполезного [5]. Следует также отметить, что в современных зарубежных исследованиях по ра-ционализации подчеркивается, что результативность рационализаторских предло-жений на производстве определяется ее экономическим эффектом. Так, предприни-мательская деятельность Г. Форда была связана, в основном, с производством ав-томобилей и началась она с идеи разработки и выпуска доступного и надежного ав-томобиля. В процессе совершенствования, всего за пять лет, Фордом было разра-ботано 9 моделей, и стоимость последнего автомобиля, собираемого вручную, сни-зилась до уровня годового доход рабочего – 825 долларов, соответственно, и стои-мость каждого автомобиля с 825 долларов снизилась до 360 долларов [6, с.295]. Отметим также вклад известного американского исследователя в области на-учной организации труда на производстве Э. Деминга, который считается автором знаменитого «Японского чуда». Под началом Деминга было организовано широко-масштабное обучение персонала на предприятиях Японии методам статистического анализа, что, собственно, и явилось исходным моментом "революции в качестве" и привело к повышению эффективности производства, качества продукции и стало основой высокой конкурентоспособности японских товаров во всем мире [7]. Таким образом, в науке управления сложились определенные предпосылки ра-ционализаторства в условиях промышленного производства, что стало импульсом к разработке и внедрению технологий бережливого производства (lean production). Одним из последователей Э. Деминга и основателем популярной и повсемест-но внедряемой технологии бережливого производства является японский инженер и предприниматель Т. Оно, разработавший производственную систему для компании Toyota (Toyota Production System, TPS) [8]. Идеи Тайити Оно послужили началом разработки производственной системы непрерывного совершенствования «кайдзен» [9]. Эффективность системы кайдзен, технологии разработки и подачи кайдзен-предложений, как показаУльяновского л опыт автомобильного завода («УАЗ»), заключается в простоте и доступности, массо-вости рационализаторской деятельности работников предприятия, в которую вовле-чено большинство сотрудников предприятия [10]. Особенностям изобретательства и рационализаторства в практической дея-тельности, умению «думать руками», нестандартному творческому подходу к окру-жающему миру посвящены исследования английских учёных в области технического творчества М. Тринга и Э.Лейтуэйта [11]. К наиболее значимым современным исследованиям в области производствен-ного творчества, рационализаторства на производстве можно отнести монографию известного венгерского учёного Яноша Шушански, который выдвинул важный для нашего исследования тезис о том, что основой всех методов производственной ра-ционализации является микроэкономический подход. Так, в качестве примера Я. Шушански приводит ситуацию с «капающим» краном, когда незначительная потеря может привести к потерям, равным 6 тыс. литров в год [12, с. 22]. Именно поэтому технологии бережливого производства становятся все более актуальными [13]. Значительный вклад в изучении профессиональной педагогики внесли такие отечественные ученые как М.И. Махмутов, А.М. Новиков, Г.М. Романцев, Е.В. Тка-ченко и др. Особо следует выделить работы С.Я. Батышева (1915-2000 г.г.), который является инициатором исследований и создателем научной школы профессиональ-ной педагогики. Его перу принадлежат такие работы как «Производственной педаго-гики», «Профессиональной педагогики», «Научная организация учебно-воспита-тельного процесса, реформирование профессиональной школы и др. Академик РАО С.Я. Батышев в своих работах неоднократно подчеркивал необходимость интегра-ции зарубежного инновационного опыта и обучения выпускника профессиональной школы – будущего рабочего – основам рационализаторства на производстве. Значительный вклад в изучении рационализаторства внесено советскими ис-следователями (А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев и др.), которые рабо-тали центральном институте труда (ЦИТ), разрабатывали и внедряли на производ-стве методы, бережливого рационального, производства. Главными направлениями исследований в Институте Труда были изыскания по разработке наиболее опти-мальных, рациональных методов организации деятельности, совершенствования орудий труда, внедрение концепции «концепция трудовых установок» А.К. Гастева. Особенность отечественных подходов в исследованиях ЦИТ по научной орга-низации производства, производственной деятельности, в отличие от многих зару-бежных исследований, заключалось в том, что самое серьезное внимание уделялось психологическим и физиологическим проблемам труда, личности сотрудников [14]. В советское время в России впервые была создана школа молодого рациона-лизатора, представляющая «учреждение дополнительного образования, в котором учащиеся приобретали знания основ технического творчества, изобретательства, рационализации…» [15, Т.3, с. 424]. Выдающийся вклад в теорию и практику рационализаторской и изобретатель-ской деятельности внес Г.С. Альтшуллер, разработав уникальную методику решения изобретательских задач ТРИЗ и АРИЗ [16]. Другим советским учёным, Г.Я. Бушем были систематизированы методы техни-ческого творчества и разработан метод фокальных объектов (МФО) [17]. В научной работе зарубежных ученых Э.П., Торранс и Л.К. Холла рассматрива-ются перспективы дальнейших направлений исследований в области творчества и творческого потенциала личности представлены [18]. Богатейший опыт предшественников по профессиональной педагогике не потерял своей актуальности и сегодня. Но переход отечественного производства на рыночные отношения, международная интеграция стандартов, создание совместных предприятий и связанное с этим, внедрение зарубежных инновационных технологий, методов бережливого производства, определяет важность рационализаторства и рационализаторской деятельности в профессиональной подготовке студентов СПО на основе творческо-педагогического взаимодействия учебного заведения и предприятия [19, с. 252]. Новые возможности в формировании и развитии рационализаторских умений студентов СПО, особенно, в период прохождения производственной и преддиплом-ной практики на предприятии в условиях дуального обучения [20, с. 50]. Понятия «рационализация, рационализаторство», необходимые нам в исследовании, давно вошли в различные словари и справочники. Вначале рассмотрим основные признаки понятия «рационализация», выделим его основные признаки. Для этого воспользуемся Большой советской энциклопедией и другими справочными материалами, а также работами известных ученых в области рационализации производства [21]. Не претендуя на «слово в последней инстанции», нами выделены следующие признаки этого понятия. Рационализация – это инновационная деятельность пред-приятия (усовершенствование средств, методов и форм работы, трудовой деятель-ности, повышение безопасности и улучшение организации труда), обеспечивающие повышение производительности труда и качества выпускаемой продукции. Термин «микрорационализация» является относительно новым в педагогике, он является производным от понятия «рационализация» и образован путем соеди-нения понятия «рационализация» и приставки «микро». В настоящее время рацио-нализаторская деятельность трансформируется, изменяется в зависимости от соци-ально-экономических изменений и все более востребованным становится такое на-правление как микрорационализация. Приставка «микро» способствует осознанию чрезвычайной важности незначительных, малозаметных потерь, пониманию принципа, согласно которому все элементы производственного, технологического процесса, любого вида деятельности являются существенными. Известный американский изобретатель Б. Франклин призывал остерегаться мелких и напрасных расходов, отмечая, что даже маленькая течь может потопить большой корабль [22]. Перефразируя это выражение, можно сказать, что устранение самых малых потерь, может привести к удивительной экономии [23, с. 18]. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Г.С. Альтшуллер, Г.Я. Буш, Э. Лейтуэйт, Я. М. Тринг, Шушански и др.), рассматриваются понятия «откры-тие», «изобретение», «рационализаторство». В научной статье (Н. Нефедьев) дано понятие «микроизобретение», [24]. Однако, понятие «микрорационализация» изуче-но недостаточно, хотя, такой вид творчества в последние годы все более актуализи-руется. Микроэкономический подход в условиях современного производства связан, в основном, с технологиями бережливого производства «lean production», системой непрерывного совершенствования «кайдзен». Микрорационализация фактически сегодня осуществляется в практике работы многих СПО. Это может происходить на производственной практике и конкурсах сту-дентов по профессиональному мастерству. Так, регулярно проводимый Уральской горно-металлургической компанией кон-курс, под названием «Инженериада УГМК» в 2021 г. проводился в дистанционном формате среди технических специальностей. Студенты 4 курса проходящие целе-вую подготовку от предприятия «МЗ «Электросталь Тюмени» в ГАПОУ СО «Верхне-пышминского механико-технологического техникума «Юность»» принимали участие в конкурсе по направлению «Автоматизация технологических процессов и произ-водств» с темой проекта «Оперативный контроль порыва трубопровода». Появление данного проекта и его актуальность возникла, в следствие выявле-ния не идеальной и не рациональной организации производства во время прохож-дения студентами производственной практики на. А именно в филиале ООО «УГМК-Сталь» в г. Тюмени – «МЗ «Электросталь Тюмени» взаиморасположение помещений в некоторых зданиях приводит к возникновению риска подтопления помещений с дорогостоящим оборудованием, если образуется протечка в системе вентиляции. Действующая система контроля состояния системы отопления и вентиляции не обеспечивает непрерывный контроль порыва трубопроводов. Существуют промежутки времени между обходами обслуживающего персонала, когда возможно возникновение такой ситуации. Поэтому возникала необходимость в разработке системы непрерывного контроля и сигнализации порыва трубопровода, исходя из принципов низкой стоимости и простоты реализации. Актуальность проекта была очевидна, для его разработки в соответствии с по-ложением о конкурсе были назначены участники – студенты последних курсов обу-чения профессиональных образовательных организации (далее – ПОО) с соответст-вующим профилем обучения, а также куратор проекта и наставники от производства и ПОО. Куратор проекта и наставник от производства находились в г. Тюмень, а сту-денты и наставник от ПОО в г. Верхняя Пышма Свердловской области. Задачами студентов были: анализ существующих систем контроля порыва тру-бопроводов, поиск перспективных, недорогих и рациональных систем взамен суще-ствующим, создание действующей модели и оформление проекта с отчетностью. Наставник от производства осуществлял консультации студентов удаленно в первую очередь в вопросах связи реального производства и проекта, возможности его внедрения, а во-вторых, подбора комплектующих и настройках модели. Куратор проекта также осуществлял работу со всеми участниками, кроме на-ставника от производства, удаленно из г. Тюмень. Деятельность куратора заключа-лась в продвижении проекта в конкурсе – подготовка и отправка заявки на участие в конкурсе, оформление соответствующих документов для участия и т.п. Наставник от ПОО имел возможность встретиться со студентами, но в большей части работа также удаленно. В его обязанности входило координация работы сту-дентов, консультирование по проекту в области поиска информации и оформления. Техническое сопровождение, наладка связи с г. Тюмень и т.п. Результаты работы над проектом в такой команде получились следующие: 1. Создание проекта оперативный контроль порыва трубопровода, осно-ванного на аппаратно-программных средствах Arduino – «это небольшая плата с собственным процессором и памятью. На плате также есть пара десятков контактов, к которым можно подключать всевозможные компоненты: лампочки, датчики, моторы и т.д. Платформа для разработки устройств на базе микроконтроллера, на простом и понятном языке программирования в интегрированной среде Arduino IDE» [25, с. 21]. 2. Выбор платформы Arduino, хотя имелась возможность использовать другие платформы, например, SIEMENS LOGOSOFT, было обусловлено тем, что стоимость проекта на платформе Arduino не превышает 10000 рублей. Платформа Arduino выигрывает у конкурентов по критериям: невысокой стоимости компонентов и понятного, доступного для студентов интерфейса и языка программирования. 3. В ходе работы над проектом были рассмотрены варианты визуального и звукового оповещения, но окончательным решением стало оповещение с помощь SMS-сообщений, поскольку такой способ оповещения более универсальный и при-меним даже для удаленных объектов без постоянного присутствия персонала. 4. После сборки модели были проведены многочисленные испытания, ко-торые подтвердили работоспособность системы, а также возможность ее дальней-шей модернизации, например, применение других типов датчиков, использование более мощной антенны в условиях затрудненного прохождения сигнала сети. Уни-версальность разработанного устройства позволяет ещё больше сократить «время реакции» в случае, когда проектом предусмотрено запирающее устройство на тру-бопроводе с возможностью дистанционного управления. В таком случае оповещение обслуживающего персонала о порыве происходит одновременно с перекрытием поврежденного участка, что еще больше сокращает вероятность повреждения оборудования. Компактность и простота конструкции позволяет применять разработанное устройство на любых объектах, где существуют подобные риски. Своевременное оповещение оператора цеха о протечке воды позволит вовре-мя отключить подачу воды соответственно предотвратить аварию. Наш проект по контролю порыва труб и утечки воды позволит, обеспечить своевременное инфор-мирование оператора цеха. По итогам конкурса проект был отмечен как актуальный для внедрения. Все участники награждены дипломами и материальным поощрением. Как видно работа была проведена достаточно длительная и кропотливая, есте-ственно для всех участников на каком-то этапе подготовки к конкурсу возникали про-блемы, сложности возникали в основном по причине проведения конкурса в дистан-ционной форме. Прогресс онлайн сферы стремителен и идет в ногу со временем. Онлайн кон-курсы — это как одно из решений, привлечения молодежи к внеучебной деятельно-сти, и саморазвитию. Техническая направленность таких конкурсов развивает изо-бретательность и открывает новые возможности для участников. В условиях «Инже-нериады УГМК» победители могут реализовать свои проекты на производстве, что приводит к интенсификации производства и профессиональному развитию участников. Однако активное внедрение в образовательный процесс информационных технологий и жизнь в течение более двух лет в условиях пандемии изменяют и технологию микрорационализации студентов СПО. Особенно актуальным становится микрорационализаторство в связи с вступле-нием нашей страны в международное движение WorldSkills, когда конкурсы мастер-ства становятся все более популярными, а успешность выступления зависит от ка-чества выполнения практического задания и производительности труда [26, с.17]. Именно в подготовительном периоде подготовки к конкурсу, чемпионату WorldSkills формируются рационализаторские умения будущего специалиста техни-ческого профиля, осуществляемой на основе совместно разработанной карты кон-троля подготовки к конкурсам и чемпионатам WorldSkills [27] (табл. 1). Таблица 1 Карта контроля подготовки к конкурсу, чемпионату WorldSkills № п/п Категории Деятельность Дата. Оценка Рационализаторские идеи (выявление и уст-ранение различных по-терь, «мелочей») 1 Культура труда. Безопасность 1. 2. 2 Организация рабочего места 1. 2. 3 Инструменты и приспособления 1. 2. 4 Качество выполне-ния работ 1. 2. 5 Производитель-ность труда 1. 2. 6 Экономия материалов 1. 2. 7 Профессиональная самостоятель-ность 1. 2. 8 Профессиональная мобильность 1. 2. 9 Творческое отно-шение к труду 1. 2. 10 Проверка качества монтажа 1. 2 11 Проверка схемы по приборам 1. 2. 12 Пусконаладочные операции 1. 2. Симтоматично, что именно в первом участии сборной России на мировом чем-пионате в Лейпциге в 2013 году со всей очевидностью вскрылись недостатки в сис-теме СПО, в том числе, и в слабой подготовленности наших студентов в техниче-ском творчестве, в творческой рационализаторской деятельности [28]. Специалисты отмечают, что чемпионаты WorldSkills, конкурсы в системе подго-товки рабочих кадров создают условия для обмена опытом, являются эффективной форм повышения квалификации, как студентов, так и педагогических работников и условием стимулирования мотивации саморазвития [29]. Отметим, что данное исследование проводилось в группах учащихся электротех-нического профиля (электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудова-ния) творческо-конструкторская деятельность которых включает такие компоненты как модернизационный, поисково-операциональный и рационализаторский [30]. Отметим также некоторые особенности в подготовке будущих электромонтеров на основе принципа рационализаторства. Во-первых, – при формировании и развитии рационализаторских (микрорационализаторских) умений использован микроэкономический подход [31, 39]. Во-вторых, – ключевой фигурой в профессиональной подготовке выпускника СПО – будущего квалифицированного рабочего, соответственно, и в организации данного исследования является мастер профессионального обучения [32, 13]. В-третьих, – применяются коллективные формы труда педагогов: мастера про-фессионального обучения колледжа, преподавателей специальных дисциплин на-ставника практики на предприятии [33, 13]. В-четвертых, – совместный с наставниками предприятия и преподавателями, отбор и регулярная корректировка содержания обучения [34, 36]. В пятых, – рационализаторская деятельность осуществляется на основе кон-цепции бережливого производства (lean production) [35, 25]. Опыт показывает, что в целях эффективной организации рационализаторской деятельности необходимо гармоничное единство теоретической подготовки с закре-плением знаний в практической деятельности в мастерских. Так, в теоретической подготовке студентам-конкурсантам предлагается решение различных проблемных задач и производственных ситуаций. Здания подбираются из Интернета, научно-технических журналов, учебных пособий. На данном этапе начинается формирова-ние рационализаторского мышления на основе микроэкономического подхода с це-лью подготовки специалиста к конструированию новых решений [36, с.4]. В блоке теоретических заданий, вызывающих бурную дискуссию обучающихся, используется известная задача Робинзона по построению пироги (лодки) [37, с.39]. В подготовке к конкурсам нами применяются методы, связанные с микроэконо-мическим эффектом, такие как система пошагового улучшения операций и процес-сов которую мы определили как метод «Чему равно 17 мелочей». Это название поя-вилось при выполнении монтажа схемы с контролем фиксацией времени (тайминг) с последующим анализом, выявлением нерациональных потерь, (мелочей), которых в первом обобщении результатов было выявлено семнадцать. Большое впечатление на студентов-конкурсантов оказывает тот факт, , что в результате выявления и устранения «потерь» время выполнения монтажа сокра-тилось почти вдвое (!), но еще более удивительно то, что заметно повысилось ка-чество выполнения работы. Рассмотрим примеры микрорационализаторства при определении и оптимиза-ции потерь, организации рабочего места и собственной деятельности, совершенст-вовании технологического процесса и повышения качества. Итак, практическая работа состоит из двух заданий: монтажа схемы и поиска, выявления и устранения неисправностей в схеме и весь технологический процесс монтажа и поиска дефектов разделяется на блоки, а затем, составляется техноло-гического карта с проведением хронометража. Микрорационализация начинается с культуры труда, рациональной организа-ции рабочего места, усовершенствования инструментов и различных приспособле-ний. Так, например, для более удобной работы, по двум сторонам верстака укла-дываются резиновые коврики и, на левый коврик раскладываются провода, прибо-ры, а на правый коврик – все необходимые инструменты и приспособления. И, при этом, во время монтажа, каждый инструмент имеет «свое» место. В чем же здесь усовершенствование? Во-первых, каждый инструмент (пассатижи, отвертки, боко-резы, клещи для снятия изоляции, электроизмерительные приборы и др.) аккуратно разложены на резиновом коврике, не создают шума и не передвигаются. Во-вторых, нет необходимости постоянного поиска необходимого инструмента – каждый инструмент находится на «своем», строго определенном месте и нет необходимости «искать» его среди разбросанных как попало инструментов, что приводит и к потере времени (поиск нужного инструмента), и к нервозности конкурсанта. И приводит к тому, что участник начинает нервничать, суетиться, а это, в свою очередь, значительно повышает вероятность ошибок, усталости, травматизма. Затем, было определено наиболее оптимальное расположение электроаппа-ратов, что позволило, сэкономить до 15% проводов, соответственно, сократить время монтажа и повысить качество. А для более качественной укладки проводов разработали приспособление, которым монтажные провода фиксированно «укла-дываются» и «выравниваются». В процессе подготовки к чемпионату также было выявлено, что при оконцева-ния проводов требуется закрепление жилы в пределах 1 мм оголенной части, что требует внимательности, сосредоточенности, излишнего напряжения. Разработали несложное приспособление, позволившее ускорить процесс монтажа, сократить время и снизить излишнее напряжение, что могло привести к усталости и связан-ными с этим возможными ошибками. Таким образом, выявление и устранение нерациональных потерь, «мелочей» (микрорационализация) дало возможность выполнить практическое задание кон-курса быстрее и качественнее всех участников регионального чемпионата WorldSkills. Наш опыт позволил определить значительные потенциальные возможности микрорационализаторства: от поиска, выявления и устранения «мелочей» в техно-логической последовательности монтажа, которые создавали резерв времени и приводили к значительному повышению качества выполнения практического задания, результатом которого является многолетнее успешное выступление наших студентов в конкурсах профессионального мастерства и чемпионатов рабочих профессий и специальностей WorldSkills. При выполнении подобных работ, у студентов формируются и развиваются творческие способности и проявляется интерес к рационализа-торству, которое, как известно, осуществляет передовой работник, занимаю-щийся рационализацией производства или производственных процессов. Таким образом, из сказанного выше можно ввести понятие «микрорационали-зации студентов СПО» - это творческая деятельность учащихся, направленная на совершенствование методов и форм производства, способствующая экономическому эффекту и развивающая интерес студентов к рационализаторству. Приведем алгоритм микрорационализации приспособления для сверления от-верстий большого диаметра в тонком листовом материале. Проблема: сверление отверстия большого диаметра (32 мм) в тонколистовом материале, металле обычным сверлом отличается невысоким качеством отверстий и приходится выполнять трудоемкую последующую чистовую обработку. 1.Этап №1– Анализ проблемы: источником проблемы является то, что пло-щадь обработки велика, а материал – тонок, что приводит к деформированию. Поэтапное решение возникшей производственной проблемы путем ряда мик-рорационализаторских идей: 2. Этап №2. – Сверло деформирует отверстие потому, что материал тонок, а площадь обработки – соприкосновения рабочей части сверла и обрабатываемого материала велика. Необходимо уменьшить площадь взаимодействия посредством уменьшения площади рабочей части сверла. В итоге получилось подобие фрезы с двумя режущими выступами, которое не «сверлит» отверстие, а как бы постепенно и аккуратно его «вырезает». Однако, возникает проблема фиксации приспособления и заготовки. 3. Этап №3. – начинается поиск решения по проблеме надежной фиксации разработанного приспособления и заготовки (панель управления электрооборудованием настольно-сверлильного станка 2 М – 112). В этом случае был предложен «фиксатор» в виде центрального выступа, кото-рый на 2 мм длиннее боковых режущих выступов и сразу начинает надежно фикси-ровать заготовку, что значительно повысило качество обработки и способствовало более безопасному выполнения сверления. 4. Этап №4. – На предварительных этапах были решены две важные проблема снижения нагрузки (усилий) и проблема надежной фиксации заготовки. Однако для применения такого приспособления необходим мощный вертикально-сверлильный станок, имеющий патрон для крепления сверла диаметром не менее 32 мм. Возмож-но ли дальнейшее усовершенствование (микрорационализация) разработанного приспособления, сверла? Подумали и, придумали. Сверло обработали на токарном станке, уменьшили площадь той стороны приспособления, которая вставляется и крепится в патроне сверлильного станка. В указанных примерах показано, как, путём ряда микрорационализаторских идей, предложений, сверло было поэтапно усовершенствовано и в результате получилось удобное приспособления для безопасного и аккуратного сверления отверстий боль-шого диаметра в тонколистовом материале. Далее, для повышения безопасности выполнения работ для аварийного, экстрен-ного отключения станка в нижней части была установлена педаль с грибовидной кнопкой «стоп», что позволило снизить возможность травматизма. Освоение основ микрорационализаторских умений особенно эффективно прояв-ляется при конструировании сложного оборудования. Так, по ходу разработки моде-ли универсального сверлильного станка студентами было подано более 30 микро-рационализаторских идей, которые обсуждались и сразу же внедрялись Это примеры спонтанного рационализаторства, которое не оформляется как рац-предложение, а характеризуется как нормальные рабочие ситуации, которые встре-чаются часто и характеризуют формирование профессионального самосознания бу-дущего рабочего, когда рационализаторство развивается на уровне качества лич-ности и становится одной из составляющих профессиональной компетентности. Другое направление – это рационализаторское, творческое мышление, развивае-мое вовне, или вширь, или просто в социум (по Э. де Боно) [38, с.39]. Из рассматриваемых примеров видно, что, микроэкономический подход в дея-тельности, использование методов микрорационализации, способствует поэтапному системному формированию основ рационализаторской деятельности. Подобные задания применяются на занятиях и становятся первым этапом формирования рационализаторских умений на основе микроэкономического подхода. Анализ рационализаторской деятельности позволяет нам вывести определе-ние понятия «микрорационализация» как – наиболее массовый и доступный вид творческо-конструкторской деятельности, направленной на непрерывную инно-вационную деятельность предприятия, в целях оптимизации потерь, улучшения качества продукции и повышения производительности труда, способствующей профессиональному саморазвитию и творческой самореализации личности. Таким образом, опыт по использованию микрорационализации в учебном про-цессе, в том числе, и в дистанционном обучении, в системе он-лайн, позволяет сделать вывод о положительном влиянии микрорационализаторской деятельности на формирование практически освоенного опыта рационализаторства, развития творческого мышления, воспитания бережливости, развитие адаптивности, мо-бильности студентов, воспитания потребности в саморазвитии. Показателем положительного влияния микрорационализаторской деятельности в профессиональной подготовке студентов СПО является востребованность выпускников на предприятиях и последующий профессиональный рост, чему способствует сформированная в условиях системной проектно-творческой рационализаторской деятельности устойчивая потребность в саморазвитии.