Full text
Введение Сегодня ведущим из аспектов в профессиональной подготовке должно быть формирование эмоциональной устойчивости, как одного из важнейших профессиональных качеств [1]. Ученые разных стран активно изучают эти возможности и приходят к выводам о неоднозначности влияния эмоций на целесообразность поведения и производительность деятельности [2]. Юридическая деятельность сопряжена с высоким пороговым уровнем эмоционального переживания. Управление собственными эмоциями, направление в нужное русло собственного психического состояния является той задачей, решить которую необходимо каждому юристу. Для юриста характерно кумулятивное эмоциональное состояние, экстраполированное на чувство законности, долга, справедливости, милосердия, высокой ответственности. Такого рода эмоциональное состояние возникает в связи с тем, что к юристам граждане обращаются в тех ситуациях, когда субъекты находятся во власти чувств. Однако юрист обязан хранить толерантность, сдерживать собственные негативные эмоции. В то же время в повседневной жизни субъекты правовых отношений постоянно сталкиваются с недостаточной изученностью способов управления психологическими состояниями и поиском наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции [3]. Цель нашей статьи – провести исследование эффектов конфликтного взаимодействия студентов колледжа (юриспруденция). Обзор отечественной и зарубежной литературы В чем суть человеческой природы и моделей поведения, определяющих наше собственное существование? Философы спорили и обсуждали эту тему на протяжении веков, но в настоящее время мало исследований изучает взаимосвязь между развитием ранних философских теорий и литературой, описывающей человеческую природу и потенциал, с темами, которые в настоящее время связаны с эволюционной теорией, в том числе и конфликта. Человеческое поведение является сложным в том смысле, что оно часто может проявлять противоречивые характеристики (т. е. просоциальные и доброкачественные, а также антисоциальные и агрессивные тенденции) для разных групп людей в сходных условиях окружающей среды. В работах Hoffman A. показано, как классические философские теории рассматривают основные качества человеческого существования, такие как истина, знание, смирение и добродетель, и как эти качества влияли на системы убеждений отдельных людей и групповое поведение и направляли их [4]. И как взгляды более поздних философов, политических философов и авторов-романтиков (т. е. Томаса Гоббса, Алексиса де Токвиля, Жан-Жака Руссо, Джона Локка и Мэри Шелли) описывают и рационализируют человеческую природу как биологически “жестокую и дикую” для основных целей выживания, что в конечном итоге превращает человеческое существование в хаос и конфликт. Автор признаёт неотъемлемое противоречие и взаимосвязь между развитыми эгоистическими потребностями индивидов, которые являются универсальными по своей природе, с обязанностями и межличностными потребностями гражданского участия и сотрудничества как основополагающего требования устойчивого существования человека в демократическом сообществе. Это противоречие отражается и в определении самого конфликтного взаимодействия являющегося следствием конкурентного несогласия в отношении убеждений, ценностей и предпочтений, характеризующегося нетерпимостью сторон к позициям друг друга [5]. Причинно-следственная модель конфликта отношений, включает три причины, которые его вызывают, и два следствия, которые часто возникают. В то время как предыдущие исследования были сосредоточены на последствиях — негативных выводах о носителях противоположных взглядов и негативном влиянии на перспективу взаимодействия с ними, — мы фокусируемся на предшествующих событиях. В частности, мы предполагаем, что разногласия, которые приводят к конфликту отношений, часто характеризуются представлениями о высокой важности результата, взаимозависимости субъектов и искажении доказательств [Minson]. Взаимозависимость субъектов и искажении доказательств характерна и для юридической деятельности с её экстремальностью, конфликтным характером, нервно-психическим (эмоциональным) напряжением. Это качество включает в себя: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля за эмоциями и поведением, силу воли, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию, условиях. Также важны развитые адаптивные свойства нервной системы (сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов), позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события. Так, установление истины по уголовным делам, разрешение гражданско-правовых споров в суде нередко сопровождаются различными эмоциональными явлениями, во многом определяющими поведение людей, их поступки. Некоторые психические, эмоциональные состояния, чувства тяжело переживаются, вызывают у них нравственные страдания, порой нанося им непоправимый моральный и даже физический вред. Иногда такие состояния могут проявляться в качестве побудительной силы, которая толкает человека к агрессивным формам реагирования, в том числе и к совершению противоправных действий насильственного характера. Особенную роль в юридической деятельности играет умение юриста не допускать и решать эмоционально-правовые конфликты. Разновекторность интересов участников общественных отношений является основой для воспроизведения проявления споров в массиве общественных отношений. При таких условиях вопрос об определении правового (юридического) конфликта сводится к установлению существенных признаков, что дополнительно отличает его от других споров в социуме. Таким критерием является специфический правовой характер общественного «противостояния» интересов, которое лежит в основе возникновения юридического конфликта. То есть такое противоречие опосредуется феноменами правовой сферы, например, коллизионностью правового регулирования определенных общественных отношений и т. п. В частности, это может быть нарушение прав потребителей, и чтобы их защитить, необходимо применить к правонарушителю таких прав меры, которые направлены на восстановление нарушенных прав. В случае приобретения товара ненадлежащего качества, потребитель имеет право восстановить свои нарушенные права, потребовав устранения недостатков данного товара. Но не всегда существует возможность восстановить нарушенные права потребителей. При грубом обращении с потребителем, в результате чего ему причинены нравственные страдания, возможна лишь компенсация в судебном порядке. Позитивный эффект в процессе реализации юридической деятельности производит проявление правовой эмпатии — эмоционального отношения юриста к переживанию другого человека, являющегося субъектом правовых отношений. Низкая эмпатийность – это синоним бездушия, черствости, равнодушия [6]. И наоборот, слишком высокая эмпатийность может стать причиной определенных психологических осложнений в решении правовой ситуации. Повторение правовых ситуаций и возникновения профессиональных стрессов приводит к истощению нервной системы юристов, эмоциональным срывам, нервно-психическим заболеваниям. В связи с этим в своей повседневной работе юрист постоянно сталкивается с необходимостью управления эмоциональными состояниями, которые вызывают проблему поиска наиболее эффективных способов эмоциональной регуляции и саморегуляции в напряженных и конфликтных ситуациях профессиональной деятельности [7, 8]. Подобные ситуации могут возникать уже только из-за дефектов социализации [9, 10]. И здесь нужно понимать, что конфликты не возникают внезапно, а развиваются как потенциальные. Это понимание становится когнитивной защитой для юриста. Поскольку его клиенты могут быть уже конфликтны, так как в их воспитании родители могли применять, например, физическое насилие, или в детстве они переживали тяжелые конфликты между родителями или различные модели деструктивных семейных отношений, неудачи в воспитании, либо, наконец, обладают соответствующими индивидуальными психологическими характеристиками. Собственно, это может относиться и к самим юристам, они тоже могли испытывать некоторую депривацию от родителей и их психологические травмы продолжают влиять на их модели поведения в течение длительного времени [11]. Но клиенты могут получать и во взрослом возрасте своеобразный опыт конфликтного достижения своей цели. Причина в том, что конфликт может возникнуть непреднамеренно, но после успешного достижения целей с его использованием клиент может уже намеренно прибегнуть к такому конфликтному поведению снова при решении каких-либо трудных ситуаций [12, 13]. В любой деятельности конфликту способствуют объективные [14, 15] и субъективные условия [16, 17]. Например, даже уже в процессе обучения могут возникнуть объективные условия конфликтного взаимодействия плохие материально-технические условия, неудовлетворительный учебный план, обращение со стороны преподавателей, однообразие видов деятельности, невыполнение учебных заданий. Примеров субъективных условий можно назвать множество обе стороны уверены в своей правоте и не желают искать компромиссы, одна из стороны указывают на малейшие проступки другой стороны, но отказывается признавать собственное неподобающее поведение, одна из сторон считает свои действия разумными и уважительными, а действия других несправедливыми и неприемлемыми; несовместимость по темпераменту (лабильность и ригидность) между клиентом и юристом (практикантом и руководителем практики), другие личностные характеристики (восприимчивость, вспыльчивость, мнительность). Всё названное может привести к трудностям в обучении и профессиональном взаимодействии с людьми, стрессу, бессоннице и многому другому [18]. Поэтому применение приемов и средств подготовки юристов должно вырабатывать стремление к самовоспитанию воли, к активному самосовершенствованию, к осознанному управлению своими эмоциональными состояниями и навыкам регулирования своих действий и поступков в сложных условиях. Материалы и методы Исследование эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей проходило в 3 этапа. 1. Поисково-подготовительный: теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено исследование эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования. 2. Опытно-экспериментальный: проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. 3. Контрольно-обобщающий: анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей. Методы и методики исследования: Теоретические: анализ литературы, синтез, конкретизация, обобщение. Эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование по двум методикам. Методика и диагностика «САН» самочувствия, активности, настроения (В А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М. П. Мирошников), состоит из 30 биполярных шкал, все утверждения группируются в три категории: самочувствие, активность и настроение. Методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Айзенк) ригидности, агрессивности, тревоги, фрустрациии. Эмпирическое исследование проводилось на базе ООО «Челябинское Бюро Юридической Помощи», где студенты Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Южно-Уральский государственный колледж по специальности «Юриспруденция» проходили производственную практику. Возраст испытуемых на момент прохождения практики – 19-20 лет. Практику проводили участники процесса защиты прав потребителей-юристы. Изучение особенностей коллектива и получение согласия на проведение психодиагностики предваряло констатирующий эксперимент, результаты и обсуждение которого представлены далее. Результаты Результаты исследования самооценки эмоционального состояния участников процесса защиты прав потребителей по тесту «Самооценка эмоционального состояния» Г. Ю. Айзенка представлены на рисунке 1. Рисунок 1 – Результаты исследования самооценки эмоционального состояния участников процесса защиты прав потребителей по тесту «Самооценка эмоционального состояния» Г. Ю. Айзенка Как видно на рисунке 1, преобладает среднее значение психических состояний по всем четырем показателям участников процесса защиты прав потребителей. Высокое значение тревожности у 15 % (6 человек) – характеризуются чувством страха или опасения; среднее значение 54 % (19 человек) – характеризуются раздражительностью; низкое значение – 31 % (11 человек) – характеризуются спокойностью, устойчивостью в стрессовых ситуациях. Высокое значение фрустрации имеют 10% (4 человека) – характеризуются низкой самооценкой, избеганием трудностей, боязнью неудач; среднее значение 46% (16 человек) – характеризуются нормальной самооценкой, переживают по поводу неудач; низкое значение – 44% (16 человек) – не имеют высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боятся трудностей. Высокое значение агрессивности имеют 8% (3 человека) – характеризуются не выдержанностью, имеются трудности при общении с людьми; среднее значение 69% (24 человека) – иногда проявляют агрессивность; низкое значение – 23% (9 человек) – характеризуются спокойствием, выдержанностью. Высокое значение ригидности имеют 15% (5 человек) – характеризуются неизменностью поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни; среднее значение 85% (31 человек) – характеризуются трудностью изменения взглядов, установок в новых условиях; низкое значение – 0% (0 человек) – характеризуются легкой переключаемостью. Проанализируем результаты, полученные с помощью методики «САН» (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова). Рисунок 2 – Результаты исследования самочувствия, активности, настроения участников процесса защиты прав потребителей по методике «САН» (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошникова) Как видно на рисунке 2, преобладает низкое значение показателей самочувствия и настроения у участников процесса защиты прав потребителей в период подготовки к экзаменационной сессии. Высокое значение самочувствия имеют 31% (11 человек) – они включены в работу, имеют много энергии, сил; среднее значение – 31% (11 человек) – чувствуют немного усталость, не проявляют повышенную активность, не так энергичны; а низкое значение – 38% (14 человека) – испытуемые имеют апатию, сильно выраженную усталость, ощущают себя больными. Высокое значение активности имеют 10% (4 человека) – респонденты очень подвижны, выполняют задания с высокой скоростью; среднее значение – 46% (16 человек) – имеют среднюю скорость выполнения задания, среднюю активность; низкое значение – 44% (16 человек) – характеризуются непониманием условий, в которых находятся, усталостью, переутомлением. Высокое значение настроения имеют 38% (14 человек) – имеют отличное настроение, приветливы, легко перестраиваются при изменении ситуации; среднее значение – 17% (6 человек) – имеют хорошее настроение, медленней перестраиваются в изменившихся условиях, не всегда могут проявить доброжелательность; низкое значение – 44% (16 человек) – плохое настроение, не приветливы, закрыты в себе, не могут перестроиться под изменившиеся условия. Обсуждение Проведенное исследование показало, что лица с низким уровнем самочувствия, активности и настроения обычно чувствуют себя уставшими, не здоровыми и хотят отдохнуть. И напротив, субъекты, имеющие высокий уровень самочувствия, активности и настроения склонны к хорошему настроению, постоянной активности и чувствуют себя отдохнувшими. В целом, по результатам констатирующего эксперимента не установлено принципиальных расхождений с выводами других отечественных авторов [19, 20] в том, что эмоциональное состояние практикантов характеризуется негативными проявлениями, как: средний уровень агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности. Найти сопоставимые зарубежные исследования не представляется возможным, потому что проведены они с использованием пятифакторного теста личности, иначе называемого «Большая пятерка» (BigFive Test) Тест выявляет основные шкалы нейротизм, экстраверсию, открытость опыту, доброжелательность, добросовестность [20, 21]. Но по одним и тем же двум критериям исследуют способы поведения в конфликте (К. Томас): стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). Связь личностных характеристик, хоть и измеренных по другой методике, подтверждают и многочисленные зарубежные исследования (20 исследований и 5337 участников). Например [22, 23], нейротизм положительно связан со стилем избегания. Существуют положительные и отрицательные отношения между экстраверсией и доброжелательностью с доминирующим стилем, соответственно. Наконец, доброжелательность, экстраверсия, открытость опыту и добросовестность положительно коррелируют с сотрудничеством, а нейротизм отрицательно связан с этим стилем. Эти негативные проявления следует преодолеть в ходе практики, поскольку производственная практика – важный этап в личностном развитии специалиста и формировании ценностного отношения к профессиональной сфере деятельности, и уже на этом этапе неизбежно происходит предупреждение или разрешение конфликтов [24, 25]. Для их успешного протекания требуется системная и систематическая психолого-педагогическая коррекция с использованием специальных целевых программ. Например, цель нашей программы заключалась в формировании компетенций психокоррекции конфликтного поведения обучающихся. Задачи программы помочь осваивать культуру общения, развивать коммуникативные навыки, приобретать способности действовать конструктивно в конфликтной ситуации, улучшить свою эмоциональную устойчивость и самоконтроль, создать благоприятную социально-психологическую атмосферу в коллективе, формировать положительные личностные качества будущих специалистов Предполагаем, что после реализации программы её участники повысят свои способности конструктивно контролировать поведение и эмоции, и наиболее предпочтительным поведением в конфликтных ситуациях станут формы сотрудничества и компромисса. Это предположение основывается на нашем опыте разработки и реализации психолого-педагогических целевых программ психокоррекции конфликтного поведения [26]. Так, процент предпочтения поведенческих паттернов «кооперация» увеличился на 20%, «компрометация» на 4%. Процент корректировки и игнорирования снизился на 4% и 12% соответственно. Студенты стали активнее участвовать в совместной деятельности по разрешению конфликтов, научились распознавать причины их, и начал искать решения, выгодные для обоих стороны. Конкуренция, неприкрытая борьба за личные интересы, упорная защита собственного мнения были практически устранены после программы. Результаты анализа по степени конфликтности поведения до и после реализации программы констатируют, что средний уровень конфликтного поведения был доминантным; после программы стал низкий уровень конфликтного поведения стал самым распространенным. Его процентное содержание на 52% выше, чем сверхнизкий уровень и на 16% выше среднего уровня. Сверхнизкий уровень остался на уровне 4% за счет личных типологические характеристики студентов и отсутствие у них желание участвовать в мероприятиях программы. Также нарушения во время тестов в виде усталости, плохого самочувствия или настроения могло повлиять на результаты. Тем не менее, процент среднего уровня конфликтного поведения снизился на 12%. Процент низкого уровня увеличилась на 28%. Хотя долгосрочные результаты могут быть и не такими впечатляющими. К ожидаемым эффектам реализации коррекционной программы относится и улучшение межличностных отношений в группе, при этом отношение группы к человеку получило более высокие баллы, чем индивидуальное отношение человека к группе. Результаты констатирующего эксперимента позволили выявить уровни эмоциональных состояний, сравнить их с результатами других исследований [27, 28] и составить рекомендации по их психолого-педагогической коррекции. Так, в нашей практике оказались полезными многие рекомендации из тех, что предлагают специалисты [29, 30]. Колонки агрессии. Участникам нужно сделать в тетради две колонки, назвав их: конструктивное и неконструктивное поведение на агрессию, заполнить за пять минут, ведущий отмечает, что, конструктивно реагирует тот человек, который уверен в себе и спокоен, а неконструктивно, тот, кто слаб, не уверен в себе. Моя реакция на агрессию. Участники изображают, как они реагируют на агрессию. Рисунки с неконструктивной позицией говорят о том, как сложно обуздать себя, свои эмоции, и обсуждаются способы, как сдерживать себя, например, глубоко дышать, считать до 10 и прочее. Конструктивное поведение. Участникам предлагается самостоятельно выбрать ситуации, чаще всего проявляющиеся в их коллективе и обсудить поведение, которое должно привести к конструктивному разрешению возникшей проблемы. Рисуем чувства. Участники рисуют чувства, которые человек испытывает в ситуациях, когда удалось договориться и когда не удалось договориться. Выразите свое состояние. Участники с помощью мимики, жестов, пантомимики изображают своё актуальное состояние. Остальные участники угадывают это состояние. Покажи агрессию. Участникам предлагаются карточки, на которых написаны определённые действия или слова, с помощью которых они должны будут выразить агрессию. Определи агрессивного. Участникам предлагаются различные фотографии людей, проявления эмоций. Необходимо по мимике узнать, кто в момент снимка находится в агрессивном состоянии, а кто нет. Агрессивная роль. Участникам предлагаются карточки с различными социальными ролями, вытянув которую они изображают агрессивного человека предложенной профессии. Остальные должны догадаться кем является изображающий. После упражнение продолжается, но в благоприятном настроении. Отбросить старое, чтобы измениться. Объясняя правила игры, ведущий поясняет, что у каждого из нас имеются качества, от которых многие хотели бы отказаться и как это сделать. Закладываются в коррекционные программы и широко известные упражнении по коррекции тревожности: дыхание; настроение (нарисуйте то, что думаете, погрузившись в свои переживания, и потом выбросьте; преодоление барьеров общения; рефлексия; обратная связь; эксперимент; эмпатия и другие. Интегративную роль в таких коррекционных программах играет общение, оно является значимым и в профессиональном становлении юриста. Поэтому закладываем в программы технологии развития навыков общения вступления в контакт; открытые позы, интонации и скорость речи, активное слушание и другие. Состоявшееся обсуждение обогащает своими выводами и рекомендациями проведенное исследование и перспективы внедрения на его базе психокоррекционных программ. Заключение Таким образом, исследование эмоциональных состояний студентов колледжа по специальности «Юриспруденция» проводилось в три этапа: поисково-подготовительный (теоретическое изучение психолого-педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе выполнено изучение эмоциональных состояний, определение особенностей эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей. Были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темы исследования), опытно-экспериментальный (проведение констатирующего эксперимента, обработка результатов. Была проведена психодиагностика испытуемых по двум методикам «САН» диагностика самочувствия, активности, настроения (В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай, М. П. Мирошников); «Самооценка эмоционального состояния» (Г. Ю. Айзенк). Затем полученные результаты были обработаны, выражены в виде гистограммы), контрольно-обобщающий (анализ и обобщение результатов исследования, составление рекомендаций по коррекции эмоциональных состояний участников процесса защиты прав потребителей). Для решения поставленных задач были применены методы (теоретические: анализ литературы, синтез конкретизация, обобщение; эмпирические: констатирующий эксперимент, тестирование). По результатам констатирующего эксперимента установлено, что эмоциональное состояние участников процесса защиты прав потребителей характеризуется такими негативными проявлениями, как: средний уровень агрессивности, тревожности, фрустрации, ригидности. Представленные рекомендации и упражнения позволят повысить уровень эмпатии, снять тревожность и скорректировать уровень агрессивности.