Full text
Введение Обращение к исследованиям в области профориентационной деятельности изначально было продиктовано остро стоящей сегодня проблемой формирования контингента в региональных вузах по естественнонаучным специальностям и направлениям подготовки. Среди многообразия объективных и субъективных причин возникновения такой ситуации важнейшей является отсутствие эффективной системы профориентационной работы. Постановка конкретных практических задач требует комплексного изучения реализуемых на практике подходов, социально-психологических особенностей молодого поколения в плане профессионального самоопределения, когнитивных технологий. В данной статье профориентация рассматривается как совокупность практически значимых мероприятий, разработанных на основе комплексного подхода и направленных на формирование профессионального самоопределения учащихся. Ее особенностями являются циклический характер, использование когнитивных технологий, практическая реализация в течение ряда лет. Профессиональная осуществляется на общественном и личностном уровнях; представляет собой сложное и многоплановое явление, в котором сочетаются экономические процессы с социальными, образовательные с психологическими. Динамичное развитие социокультурной реальности требует исследования и постоянного совершенствования научно-методических аспектов профориентационной деятельности как одной из важнейших задач общества. Анализ литературных источников и собственного практического опыта позволил выделить три наиважнейшие проблемы современной системы профориентации. Во-первых, существование глубокого противоречия между динамически развивающейся социокультурной реальностью и устаревшими теоретическими и практическими подходами. Gothard B., Migno P., Offer M., Ruff M. в своей книге “Careers Guidance in Context” отмечают, что теории следует рассматривать в контексте того времени, когда они были разработаны. Попытки вести профориентационную работу с обучающимися на основе устаревших, педагогически неэффективных подходов не приводят к прогнозируемому практическому результату. Предлагаемые системы профориентации часто представляют собой набор разрозненных мероприятий, которые не имеют внутренних структурных взаимосвязей и не могут выступать как некая целостность, способная к самосохранению и саморазвитию [1]. Во-вторых, кадровая проблема – в образовательных учреждениях профориентационной работой обязаны заниматься все работники, что приводит к размыванию ответственности, снижению мотивации педагогов к ведению такой работы и, в конечном итоге, к ее неэффективности. Для проведения такой работы человек должен обладать высоким уровнем компетентности, не только знать и владеть методами организации профориентации, но и быть способным корректировать и совершенствовать свою деятельность в соответствии с динамичным развитием окружающей действительности. Многие авторы высказывают убеждение, что для эффективного осуществления работы необходимо пройти специальное обучение, например, на уровне повышения квалификации. Таким образом можно усовершенствовать теоретические знания, а практический опыт каждый человек накапливает самостоятельно в силу своих интеллектуальных возможностей. Предлагаемый подход позволяет изначально организовать практическую деятельность системно и научно-обоснованно. В-третьих, сохранилась тенденция к применению массовых мероприятий. В этом случае отношение к личности потенциального абитуриента носит формальный характер, а современная социокультурная реальность имеет ярко выраженную направленность на индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников при выборе вектора профессионального самоопределения, особенно в области естественнонаучных направлений подготовки. Определить путь для разрешения имеющихся противоречий в комплексе помогает философское осмысление сложившейся ситуации. Накапливая практический опыт, современный исследователь неизбежно приходит к осознанию необходимости осмысления своей деятельности. И тогда на помощь приходит философия, главная функция которой заключается в формировании мировоззрения и тем самым оказании опосредованного влияния на процесс выработки практических решений. В данной статье предлагается системно-философский подход к организации профориентационной деятельности с использованием когнитивных технологий, который позволяет комплексно решать указанные проблемные вопросы. Отличительной особенностью подхода является формирование, функционирование и развитие образовательной системы с включением в нее профориентационных мероприятий на основе внутренних взаимосвязей, делающих ее устойчивой к воздействию внешних информационных потоков. Центральное место в системе занимает человек, осуществляющий работу, используя свой интеллект, способность к самоорганизации. Практическая реализация подхода характеризуется высоким результатом профессионального самоопределения старшеклассников. Цель статьи – исследование профориентации как части целостной образовательной системы, характеризующейся стремлением к самосохранению по содержанию, к самоповторению по форме, упорядоченностью структуры функциональных отношений, способностью к эволюции; показать эффективность профориентационного тестирования в контексте профессионального самоопределения учащихся. Обзор литературы Данная работа является продолжением проведенного ранее исследования, результаты которого обсуждены в статье «Образовательно-адаптационный курс по химии как эффективное средство подготовки старшеклассников к поступлению в вуз» (авторы О. П. Сажина, Е. В. Казанцева) [2]. Предлагаемый курс по химии позволяет решать образовательную, адаптационную и профориентационную задачи в комплексе. В настоящее время разработаны и применяются на практике многочисленные взаимодополняющие подходы к организации работы по профессиональной ориентации школьников. Е. Ю. Сизгановой профориентация рассматривается как одно из основных понятий профориентологии, методологической основой которой является синергетика, исследующая общие закономерности самоорганизации, развития и становления устойчивых структур в открытых системах. Практическая значимость работы заключается в обобщении опыта многих авторов в области конкретных методических разработок по организации диагностики профессиональной готовности, технологии проведения профконсультационной беседы, построению профессионального плана, исследованию силы нервной системы, мыслительной и психомоторной ригидности [3]. Практико-ориентированное осмысление проблем профессиональной ориентации и организационно-методических подходов к их решению проведено Д. В. Татьянченко. Описаны сферы роста инновационных и конструктивных профориентационных инициатив, представлены приложения, посвященные решению намеченных задач [4]. Комплексное изучение вопросов профориентации проведено авторами B. Gothard, P. Migno, M. Offer, M. Ruff [1]. В своем исследовании они объединяют современные теории о профориентационной работе и обсуждают важность интеграции теории и практики. Отмечается, что теории следует рассматривать в контексте того времени, когда они были разработаны. Обосновывается важность исследования работы как с отдельными учениками, так и работы в малых группах – область, которая ранее игнорировалась. Многоплановость профориентационной деятельности обсуждена в работе О. В. Ярлыковой и В. А. Левченко [5]. Подчеркивается, что профориентация является объектом исследования педагогики, психологии, экономики, медицины, социологии. В контексте организации работы выделены системно-функциональный подход, подразумевающий охват профориентационной работой всего педагогического коллектива образовательного учреждения; пересекающиеся между собой просветительский, диагностический и воспитательный подходы. Каждый из подходов имеет свои преимущества и в практической работе необходимо использовать их в комплексе. М. П. Нечаев и С. Л. Фролова выделяют и раскрывают суть научных методологических (социокультурного, системно-функционального, экзистенциального, акмеологического, рефлексивного, средового, системного) и практико-ориентированных (прогностического, мониторингового, игрового) подходов. Обосновывается, что «разработка системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, отвечающей вызовам и потребностям нового времени, должна осуществляться на основе комплекса научных и практико-ориентированных подходов», а также «главным педагогическим ресурсом реализации системы … является педагог общеобразовательной организации» [6, с. 12-13], обладающий специальной профессиональной компетентностью в области профориентационной работы. В статье Т. Н. Патрахиной и К. С. Вялковой предложен модульный проектный подход к организации профориентационной деятельности, предназначенный для контекстного управления профориентационной работой в современных условиях. В рамках проекта предлагается комплекс мероприятий, включающий индивидуальное тестирование с целью выяснения психологических особенностей обучающихся, знакомство с их родителями, экскурсии, а также чтение открытых лекций [7]. Для проведения профориентационной работы в Татарстане Ф. Ш. Мухаметзяновой предлагается кластерная модель, основанная на взаимодействии между образовательными организациями разного уровня и предприятиями. Такой подход безусловно оправдан для республики с высокоразвитой промышленностью [8]. В. И. Тарлавским исследована прогностическая модель развития профориентационного потенциала региона и управление им через организацию региональных отраслевых профориентационных кластеров [9]. H. Reid в учебном пособии «Introduction to Career Counselling & Coaching», рассматривает теории принятия карьерных решений, теории консультирования в области профориентации и практики коучинга на основе нарративного подхода [10]. Анализируются ключевые методы и модели профориентационной работы, а также основные навыки, необходимые ученикам для карьерного самоопределения. Автор обращается к тематическим исследованиям в данной области, предлагает множество вопросов для рефлексии и самоанализа. Консультационный подход к профориентации L. Ali и B. Greham, изложенный в книге «The counselling approachto careers guidance», позволяет человеку лучше понять себя и более широкие вопросы, влияющие на выбор карьеры. Авторы демонстрируют, как использовать стратегии консультирования, чтобы позволить людям менять бесполезные модели мышления и двигаться к достижимым целям. В основе предлагаемого подхода к профориентации лежит структурированная модель, которая может быть адаптирована к конкретным потребностям каждого человека. Каждый из этапов проиллюстрирован практическими примерами [11]. С практической точки зрения интересными представляются исследования, проведенные рядом авторов (Е. Р. Кроль, Г. Ф. Шафрановым-Куцевым, Л. В. Гуляевой, А. А. Остриком, Е. Ю Пряжниковой.), в области формирования профессионального самоопределения старшеклассников. С точки зрения Е. Р. Кроль важным аспектом является интерсубъективный процесс подражания, передачи значимых символов профессий. Подчеркивается, что «интерсубъективные аспекты оказывают значительное влияние на вектор развития субъективных процессов, то есть полученная информация от Другого во многом определяет формирование собственных устойчивых структур профессионального самоопределения личности» [12, с. 77]. «Этот процесс может послужить мотивацией для получения профессионального образования как восполнения недостатка качеств собственной личности, реализации потребности саморазвития. Так же субъективным процессом профессионального самоопределения является непосредственное экзистенциальное формирование субъективно значимого идеального образа профессиональной деятельности, где выбор профессии принимается как способ придать смысл своему существованию» [12, с. 81]. Вопрос профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается в статье Г. Ф. Шафранова-Куцева и Л. В. Гуляевой. Определены его индикаторы (сформированность профессиональных интересов, наличие конкретных планов продолжения обучения после окончания школы, желание получить качественное востребованное образование, ориентация на профессиональную самореализацию в будущем) и проана¬лизировано их влияние на актуализацию социально значимых качеств, способствующих развитию конкурентоориентированности подростков. Отмечается, что особенностями профессионального самоопределения старшеклассников в настоящее время являются краткосрочная временная перспектива, ограниченная выбором образовательной организации и направления подготовки, а также его динамичный характер процесса, в котором отражаются происходящие вокруг изменения, что может привести к корректировке или полному изменению образовательных целей [13]. K. I. Sibgatova, I. T. Sabirov, V. V. Sadovaya, V. K. Vlasova, I. I. Leyfa, L. P. Yatsevich, G. R. Fassakhova разработали системный подход для формирования у школьников профессионального самоопределения, основанный на реализации элективного профориентационного курса. Авторы считают необходимой интеграцию школы и последующего учебного заведения, в которое планируется поступление учащегося, с целью исключения противоречия между новыми правилами обучения и недостаточным опытом первокурсника [14]. Эффективным средством психологического сопровождения обучающихся при выборе профессии является применение когнитивных технологий, которые на современном этапе приобрели фундаментальный характер. А. А. Острик и Е. Ю. Пряжникова подчеркивают, что «без когнитивного подхода любая технология, направленная на развитие личности не будет эффективной, а наоборот, может оказывать негативное влияние при внешнем и формальном соблюдении всех инновационных требований» [15, с. 90]. Вопросам когнитивного сопровождения школьников разного возраста посвящены работы О. В. Субботиной, В. В. Афанасьева, С. М. Куницыной, М. П. Нечаева, С. Л. Фроловой. Отмечается важность создания образовательной экосистемы, в условиях которой разрабатывается технология когнитивного сопровождения школьников. Профориентация должна входить в нее как одна из важнейших составляющих [16-17]. Коллектив авторов E. V. Alekhina, A. L. Zolkin, R. N. Parkhomenko, A. I. Pirogov, A. L. Safonov, V. S. Zapalatskaya, O. G. Krasnoshlikova, проведя философскую и педагогическую оценку политики руководства карьерой для учащихся и студентов, отмечают, что профессиональная ориентация должна обеспечивать точную оценку характера, темперамента, способностей, сильных и слабых сторон человека. Неправильный выбор профессии может привести к негативному влиянию на профессиональное и личностное созревание [18]. Важным представляется когнитивный стиль педагога. А. С. Кац обращает внимание на значимость и недостаточную изученность проблемы осознанного выбора когнитивных стилей педагогами в процессе профессиональной деятельности. Наряду с четко структурированным планированием образовательной деятельности и поиском «проблемных зон» учащихся особую важность приобретают преодоление коммуникативных барьеров (в данном случае между преподавателем вуза и учениками), разрешение кризисных ситуаций и вопросов «обратной связи» [19]. В области философского осмысления практической реализации профориентационных систем работы немногочисленны. О. А. Прокудина, характеризуя социально-экономическую сущность профессиональной ориентации, основывается на схеме познания «мнение – явление – форма – процесс – сущность» и обосновывает взаимосвязь целей (экономическая и социальная) и подходов (воспитательный и диагностический) к определению роли человека в системе профессиональной ориентации [20]. Согласно автору, профориентация – это «система мероприятий, способствующих построению личностной конкурентоспособности индивида на протяжении всей трудовой деятельности в рамках меняющихся социально-экономических реальностей с целью обеспечения соответствия между потребностями рынка труда и требованиями работодателей, способностями и мотивами работников» [20, с. 694]. Психологические и философские аспекты профессионального самоопределения обучающихся рассмотрены Е. А. Дорофеевой и Н. Е. Серебровской. Авторы отмечают, что неправильный выбор может приводить к возникновению нового кризиса, когда на начальном этапе учеба дается трудно и нежелание ее продолжать или страх перед новой сессией парализуют способность к занятиям [21]. Избежать такой ситуации можно, организуя так называемые профессиональные пробы до поступления в соответствующее образовательное учреждение. Обращаясь к области химии и когнитивной сфере, нужно отметить, что в настоящее время убедительно доказано существование у человека специальных химических способностей. В работах Л. А. Коробейниковой, Г. В. Лисичкина, Е. В. Волковой под химическими способностями понимается определенное сочетание свойств человека: «химическая голова» плюс «химические руки». Предложены способы диагностики химических способностей, наиболее важными из которых являются устойчивость внимания, его хорошая переключаемость и объем, логическое и ассоциативное мышление, концентрация внимания, творческое воображение, ассоциативная память, пространственные представления, логическое запоминание, наблюдательность [22-25]. Важным в химическом образовании является трехуровневый способ мышления, который реализуется посредством связи макро-, микро- и символического мира. Zuhao Wang, Shaohui Chi, Ma Luo, Yuqin Yang and Min Huang разработали инструмент (систему тестовых заданий) для оценки способности старшеклассников представлять химические символы (CSRA). Практические результаты демонстрируют хорошую надежность и валидность показателей [26]. В статье «Cognitive Information Processing in Career Counseling» описана роль и структура когнитивной обработки информации в профориентационной деятельности, которая основана на самопознании и профессиональном знании [27]. Самопознание включает в себя знания о своих интересах, способностях, навыках и ценностях, основанные на постоянном построении своего жизненного опыта. Профессиональные знания состоят из собственного уникального структурного представления мира труда и понимания отдельных занятий с точки зрения их обязанностей и ответственности, а также требований к образованию и обучению для их достижения. Отечественные и зарубежные исследователи профориентационной деятельности едины во мнении, что сегодня для ее организации необходим комплексный подход, учитывающий психологический, педагогический, социальный, экономический, правовой, медицинский аспекты. Особое внимание уделяется взаимосвязи теории и практики. На современном этапе необходимым в области профориентации является системное взаимодействие учебных заведений разного уровня. Отмечается возрастающая роль индивидуальной профориентации и работы в малых группах. Организатор, осуществляющий данную деятельность, должен обладать высоким уровнем компетентности в теоретическом и практическом плане. Для осуществления школьниками правильного выбора будущей профессии необходимо выявление способности к той или иной деятельности, что возможно только при квалифицированном педагогическом сопровождении. Методологическая база исследования В ходе исследования использован комплекс методов: научно-философский анализ предлагаемого подхода, анализ психолого-педагогической литературы и собственного опыта автора статьи, тестирование. Научно-философскую основу подхода составляют исследования В. А. Позднякова по изучению целостных систем в природе и обществе, рассматриваемых как совокупность элементов, способных вступать в устойчивое взаимодействие друг с другом. В результате образуются новые структуры, характеризующиеся стремлением к самосохранению по содержанию и самоповторению по форме. Первопричина образования любой системы – это ее упорядоченность. Если внутри системы возникают неконтролируемые потоки, случайные колебания, то это не приводит к образованию системной целостности. Становится невозможным формирование структуры функциональных отношений элементов и система находится в рассогласовании со средой. Поглощая информацию, система приобретает новую форму, что выливается в принятие решения. Если система формируется в результате упорядоченных потоков информации, то любая из них становится структурно организованной и потому вырабатываемые ею результаты (решения, выводы) тоже являются упорядоченными [28-29]. Методической основой для организации профориентационной деятельности является образовательно-адаптационный курс по химии для учащихся средних общеобразовательных школ. Профориентационные мероприятия включаются в образовательную систему, не нарушая ее способность не аддитивно изменять свои свойства при изменении свойств составляющих ее элементов или при появлении новых элементов, а также вследствие изменения упорядоченных внешних воздействий. Сохраняется инвариант структуры функциональных отношений и устойчивость. Цикл познания – один учебный год – представлен схемой, предложенной А. В. Канке: «дедукция + аддукция + индукция + абдукция = трансдукция» [30]. В рассматриваемом контексте абдукция означает, что, гипотетические принципы заменяются в интересах новых циклов познания на те принципы, которые обнаружены в эксперименте. Если дедукция не позволила достичь успеха в эксперименте, то ложные дедуктивные принципы заменяются на новые. Целенаправленный поиск ведется до тех пор, пока не будет достигнут решающий успех и не установиться искомая гармония дедукции, аддукции и индукции. Научное знание продуцируется человеком. Личность исследователя является определяющей на всем пути научного познания. Человек выстраивает свою деятельность самостоятельно, в силу собственных способностей к самоорганизации. На современном этапе особое значение имеют когнитивные технологии, направленные на проявление умственных, интеллектуальных способностей человека, организующего профориентационную деятельность как научное исследование. Особое значение имеет когнитивный стиль педагога, который представляет собой многосторонний процесс педагогического общения. Он обеспечивает эффективное взаимодействие педагога с обучаемыми. Определяется целями и задачами педагогической деятельности, а также личностными качествами педагога. В контексте профориентационной деятельности наиболее плодотворен демократический стиль, который реализовывался на протяжении всего времени исследования. Когнитивные особенности школьников исследовались с помощью тестирования. На основе тестового материала, представленного Л. А. Коробейниковой и Г. В. Лисичкиным [23], составлен и оптимизирован в течение трех лет комплекс заданий, позволяющий выяснять направленность профориентационного самоопределения школьников и оценивать их химические способности. Предлагаемые тестовые задания, с одной стороны, научно обоснованы, а с другой достаточно просты в применении. В исследовании приняло участие 18 человек. В течение последнего учебного года (11 класс) учащимся последовательно предлагалось выполнить 16 тестовых заданий. Тесты разделены на три блока (рис. 1). С помощью вопросов блока 1 устанавливаются область интересов, сфера труда, специальность, оцениваются коммуникативные и организаторские способности. Вторая часть заданий позволяет оценить такие важные качества личности, как внимание, наблюдательность и зрительная память, способность выделять существенное в понятиях и обобщать их. Блок 3 направлен на выявление способности работать в области химии. В совокупности с результатами тестирования по вопросам блоков 1 и 2 данная совокупность тестов позволяет достаточно объективно оценить склонность человека к данной работе. Рис. 1. Комплекс профориентационных тестовых заданий Результаты исследования Как известно, над выбором профессии школьники задумываются ближе к окончанию школы. Именно в это время особое значение приобретает профориентационная деятельность и педагогическое сопровождение процесса профессионального самоопределения. Когнитивная сфера становится решающей, когда мы говорим об особенностях познавательной деятельности, восприятия окружающего мира, способности классифицировать мир, находить закономерности, видеть новое. В ходе многолетней работы установлено, что для создания системы профориентационной работы необходима методическая основа, позволяющая обеспечивать постоянное взаимодействие субъекта, осуществляемого данную деятельность, с субъектами, на которые она направлена. С этой целью был разработан образовательно-адаптационный курс по химии для учащихся средних школ, позволяющий решать образовательную, адаптационную и профориентационную задачи в комплексе. Системно-философское осмысление накопленного опыта позволяет соотнести основные этапы цикла познания на основе концепции трансдукции с этапами осуществляемой педагогической и профориентационной деятельности (табл. 1). Таблица 1 Этапы цикла познания, педагогической и профориентационной деятельности № Этап цикла познания педагогической деятельности профориентационной работы 1 дедукция обобщение накопленного опыта обобщение накопленного опыта, сбор и систематизация сведений об учащихся 2 аддукция совершенствование имеющихся форм обучения и внедрение новых совершенствование комплекса профориентационных мероприятий 3 индукция работа в течение года включение профориентационных мероприятий в процесс взаимодействия с учащимися 4 абдукция подведение итогов на основе результатов ОГЭ и ЕГЭ, опроса учащихся анализ результатов вступительной кампании в вузы 5 трансдукция переход к новому циклу Таким образом, цикл познания ежегодно проходит этапы дедукции (обобщение накопленного опыта, сбор и систематизация сведений об учащихся), аддукции (совершенствование подсистемы профориентационных мероприятий), индукции (включение профориентационных мероприятий в процесс взаимодействия с учащимися), абдукции (анализ результатов вступительной кампании в вузы) и трансдукции (переход к новому циклу). Цикличность проводимой работы способствует развитию и оптимизации всей образовательной системы в целом, а также совершенствованию профориентационной деятельности как ее неотъемлемой части. Важным психологическим фактором и решающим условием достижения успеха является органичное, ненавязчивое включение профориентационных мероприятий в текущий процесс взаимодействия преподавателя и учащихся. Основная задача курса образовательная, поскольку для старших школьников наиболее ценным представляется получение необходимого запаса знаний для успешной сдачи экзаменов. Поэтому проведение профориентационных мероприятий в основном является дополнением к основному учебному процессу и также носит образовательный характер. Что касается многочисленных видов и форм профориентации, в рамках осуществляемой работы используются: - групповые и индивидуальные беседы; - работа со специальной химической учебно-методической литературой; освоение техники проведения химического эксперимента; - комплекс мероприятий на базе вуза с привлечением студентов (мастер-классы, дискуссии, тематические вечера); - наблюдение и сбор косвенной информации о человеке от знакомых, родителей, педагогов и других специалистов. С точки зрения профориентации ведущим среди перечисленных способов является беседа, во время которой находится подход к каждому учащемуся. На этом пути важно установить дружественные отношения, не преследуя при этом частных целей. Особое внимание следует уделять вопросам, связанным с жизнью человека. У школьника должна формироваться потребность стать тем или иным работником. Во время беседы необходимо избегать выдуманных примеров, осторожно относиться к коммерческим вопросам, говорить только о положительном отношении к профессиональной деятельности и учебе. Повысить эффективность проводимой работы позволяет участие в ней студентов. Как отмечается в статье О. П. Сажиной, К. А. Сундиковой, Ю. В. Цебулаевой, проведение мероприятий, подготовленных студентами, оказывает значительное влияние на эмоциональную сферу школьника, вызывая инициативу и неподдельный интерес [31]. В целом на выбор жизненного пути молодого человека оказывают влияние собственные интересы и склонности, престижность профессии, заработная плата, рынок труда, семейные традиции, мнения родителей и педагогов и т.п. Несомненно, решающую роль в выборе профессии должны играть личность человека, его интересы и способности. В ходе ежегодного тестирования учащихся, посещающих образовательно-адаптационный курс по химии, установлено, что большинство из них (14 из 18, 78 %) ориентированы на сферу труда «человек-человек», планируя стать медицинскими работниками; по 11 % (2 из 18) на сферы «человек-природа», определив профессию ветеринарного врача, и «человек-вещество», желая стать химиком-технологом или химиком-лаборантом. В современном мире, не зависимо от выбранной профессии, важными являются коммуникативные и организаторские способности. Оценка склонности к общению и роли в коллективе показала средний и высокий уровни (Qком 0,65-0,73; Qорг 0,66-0,79). В ходе исследования индивидуальных качеств школьников (концентрации и переключения внимания, способности к обобщению понятий и выделению в них существенного, наблюдательности и зрительной памяти) установлено, что все они обладают устойчивым вниманием. При этом для половины учеников характерна некоторая его истощаемость, а другая половина не сразу включается в работу. Продемонстрирована высокая продуктивность работы и умение переключать внимание. Наблюдательность и зрительная память оказались наилучшими у учащихся, планирующих стать химиками. Для компетентного, конкурентно способного на современном рынке труда специалиста важным является умение выделять существенное в понятиях и обобщать их. Для химика – это свойство «химической головы». Тестируемые получили 7-8 баллов по 9-балльной шкале, что свидетельствует о наличие и достаточной сформированности данной способности. Выполнение заданий блока 3 показало достаточно высокий уровень развития «чувства вещества». Относительная погрешность в определении массы вещества и объема растворов составила от 5 до 10 %. Тепловые и гравитационные ощущения, цветовосприятие, обоняние характеризуются значениями от 8 до 16 %. Результаты тестирования не следует рассматривать как окончательный приговор. Скорее – это совет, возможность самопознания и самоанализа. Если при тестировании у учащегося не выявлено ярко выраженных химических способностей, а химия ему интересна, то необходимо продолжать совершенствоваться и обратить внимание на слабые места. Если, наоборот, человек не собирается становиться химиком, а по результатам тестов оказывается, что он им может быть, то следует задуматься: возможно химия и есть его призвание? Особое значение в этой связи приобретает педагогическое сопровождение. Наряду с когнитивными способностями учащихся, важную роль в профориентационной деятельности играет когнитивный стиль педагога, его постоянное саморазвитие и самосовершенствование, выбор индивидуальной траектории саморазвития, совершенствование умения структурировать информацию средствами когниций. В течение одного цикла познания осуществляется трехстороннее взаимодействие «преподаватель вуза – школьный учитель – учащиеся». При этом поддерживается демократический стиль взаимоотношений, что способствует формированию у обучаемых состояния спокойной удовлетворенности, высокой самооценки и благоприятно сказывается на активности и разносторонности общения. Это, в свою очередь, приводит к осознанному восприятию и переработке внешней информации учащимися. Важным аспектом является собственное внутреннее состояние человека, проводящего профориентацию. Необходимо с любовью воспринимать свою работу, иметь большое желание осуществлять свою профессиональную деятельность, осознавать значимость и ценность такой работы. Собственное чувство комфорта нахождения в сфере данной деятельности помогает легко ее осуществлять и добиваться высокого результата. Заключение Результаты многолетних исследований показывают, что для успешной организации профориентационной деятельности должна быть основа, обеспечивающая регулярное взаимодействие учащихся с человеком, осуществляющим данную деятельность. Проведение профориентационной работы в рамках образовательно-адаптационного курса по химии (это может быть факультатив или кружок) является практически эффективным и теоретически обоснованным. Посредством последовательного прохождения этапов цикла познания создаются условия для ее системного изучения и постоянного совершенствования с целью формирования у учащихся активности в самопознании и самореализации. Философское осмысление опыта позволяет принимать решения и выстраивать свою деятельность в соответствии с научными принципами, что является залогом положительного практического результата. Накопленные к настоящему времени данные позволяют сделать вывод о том, что применение комплекса профориентационных тестовых заданий в значительной степени влияет на профессиональное самоопределение школьников, помогает убедиться в правильности выбора будущей профессии. Небольшое количество учащихся, желающих осуществлять деятельность в области химии, объясняется рядом причин. Во-первых, для успешной деятельности современному химику нужны не только химические способности, но и знания по физике, математике и другим смежным дисциплинам. Во-вторых, человек, осуществляющий химическую деятельность, должен обладать «чувством вещества». В-третьих, нужно сказать о «химической направленности ума», которая характеризуется особым интересом к составу, свойствам, превращениям веществ и явлениям, сопровождающим эти превращения. Разработанный подход предложен для реализации в общеобразовательных школах. Первые результаты демонстрируют сходные тенденции и свидетельствуют о том, что любой квалифицированный педагог способен создать собственную образовательную систему с элементами профориентации и эффективно работать на протяжении многих лет. Таким образом, предлагаемый подход универсален в контексте когнитивных способностей педагогов. Для дальнейшей оптимизации предлагаемого подхода планируется ежегодно проводить анализ трудоустройства молодых людей и построения ими карьеры.