Введение / Introduction
В вопросе становления цифровизации образования в России условно можно выделить несколько этапов. На первом этапе вектор движения процесса был направлен на формирование и развитие компьютерной грамотности обучающихся и преподавателей. В это время в образовательных организациях всех уровней появляются первые компьютеры, а кое-где и компьютерные классы. Термин «цифровизация» в восьмидесятые–девяностые годы прошлого столетия обозначал наличие хотя бы одного компьютера и умение выполнять с его помощью элементарные функции на занятиях по информатике.
На втором этапе направление развития глобального процесса смещается с занятий по информатике на весь процесс обучения. С начала XXI века термин «цифровизация» начинает обозначать внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий. Цифровые устройства и форматы взаимодействия начинают использоваться шире.
Третий этап развития цифровизации образования может быть охарактеризован не просто единичным вектором, определяющим траекторию динамичного процесса, а «компланарными» векторами, которые имеют различное направление, но находятся в единой образовательной плоскости. На протяжении последних пяти–шести лет происходит всеобщая цифровая трансформация всех процессов в образовании, появляется понятие «цифровая образовательная среда».
Цифровая трансформация образования затрагивает все стороны образовательного процесса. Корректируются формулировки планируемых результатов, что влечет изменение содержания образования. Меняются методы и методики обучения, так как подача материала на традиционном уроке и в цифровой образовательной среде существенно отличается. Трансформируется используемый инструментарий, а значит, и технология работы с ним.
Обзор литературы / Literature review
В научной литературе ученые по-разному рассматривают процесс цифровизации и уровень влияния этого процесса на подрастающее поколение и образование в целом. Р. Барглоу [1] вскрывает парадоксальное явление: увеличение информационных возможностей человека практически до безграничности влечет за собой опустошающую потерю собственной самобытности. Человек постепенно растворяется в информационном пространстве, утрачивая индивидуальную идентичность. Последствия взросления детей в мире, который насыщен цифровыми медиа, выделены и в работах Д. Бэкингема [2].
Будущий учитель, особенно учитель начальных классов, сталкивается с проблемой идентификации личности ребенка, «застрявшем» в цифровом пространстве. Будучи демографом, маркетологом и социальным обозревателем, Д. Тэпскотт [3] пытается «оживить» сетевое поколение и снабдить педагога практическими советами о том, как справиться с миром, ставшим цифровым. Дж. С. Браун [4] указывает на изменения, происходящие в связи с непосредственным внедрением цифровых технологий, в частности системы Интернет, в жизненное пространство человека. Происходит не просто знакомство с новыми видами подачи информации – дети рождаются и взрослеют в цифровом формате. Ученый пытается соединить физическое и виртуальное пространства, обеспечивающие пропорциональные возможности жизнедеятельности современного человека. Д. Миллер и Х. А. Хорст [5] в рамках цифровой антропологии (научной области, занимающейся изучением взаимодействия человека и цифровых технологий) пытаются показать, как противопоставить цифровое и человеческое и найти между ними общее.
А. Коллинз и Р. Халверсон [6] поднимают проблему необходимости переосмысления образования в эпоху цифровых технологий. Цифровая революция, как и любая революция, – это разломы и потрясения. Соотнести бушующую стихию цифровизации и установленный течением времени образовательный процесс достаточно проблематично. Необходимо заранее готовить учителя к ожидающим его потрясениям. Профессиональное развитие педагога опирается на развитие различных компетенций и грамотностей. П. А. Киршнер и С. Стоянов [7] утверждают, что, так как информационно-коммуникационные технологии и цифровизация всех сфер жизнедеятельности человека стали основным трендом современного общества, то осознание необходимости в подготовке людей новой формации, которые будут представителями профессий будущего, является обязательным условием современности.
Исследование С. Пентинена и С. Рати-Заборски [8] посвящено формированию информационной компетентности, которая становится необходимой составляющей траектории развития педагогов, – объектов, транслирующих образовательный контент под углом развития компетенций и функциональных грамотностей у детей с первых же уроков начальной школы.
Т. В. Кормилицына [9] акцентирует внимание на появлении специальных цифровых компетенций в педагогическом образовании и на необходимости их формирования. Ученых, посвятивших свои исследования данной проблеме, можно условно разделить на два лагеря: те, кто работает с будущими учителями, с сегодняшними студентами, и те, кто участвует в деятельности практикующих учителей.
Л. Нгуен, П. Н. Т. Лан, К. Д. Суан [10] рассматривают вопросы развития профессиональных компетенций в период подготовки будущих учителей на уровне преобразования содержания. Л. Г. Паршина, П. В. Замкин, И. Б. Буянова, Е. В. Щербинкина [11] акцентируют внимание на дидактическом потенциале цифровых технологий и на целесообразности его использования при подготовке студентов педагогических вузов. С. И. Проценко и Л. А. Сафонова [12] проводят целенаправленную работу по подготовке будущих педагогов к применению электронных образовательных ресурсов в педагогической деятельности. Ю. Д. Ермакова и Т. М. Носова [13] акцентируют внимание на необходимости специальной подготовки к условиям цифровизации образования. Т. Б. Гребенюк обращает внимание на то, «что вузы не обеспечивают готовность студентов к использованию цифровых технологий и девайсов в педагогической деятельности» [14]. Л. А. Лазутова и Л. В. Варданян [15] обосновывают идею о том, что современному обществу нужен специалист, способный быстро реагировать на вызовы современности и способный к саморазвитию и самоорганизации. Практико-ориентированные задания, способные нивелировать возникающие дидактические трудности в данном направлении, предлагаются Т. И. Шукшиной, Ж. А. Каско и С. Н. Горшениной [16]. Н. М. Евтыхова и Л. Л. Буркова [17] также пытаются разработать специальные учебно-методические пособия, способные повысить уровень цифровизации будущих учителей.
Дж. Джулия, Х. Субарджа, М. Маулана, Д. Нуграха, Д. Рахматин [18] поднимают проблему использования технологий непосредственно в педагогической деятельности. В. К. Власова и Р. Р. Хаматвалиева [19] говорят о возникающем цифровом разрыве между разновозрастными представителями современного общества, что проецирует разницу мировоззрений, интересов, ценностей. В. И. Колыхматов [20] процесс овладения новыми профессиональными компетенциями, цифровыми навыками напрямую связывает с системой непрерывного педагогического образования.
Предлагая ретроспективу различных подходов к преподаванию информатики младшим школьникам, Л. Л. Босова [21] анализирует современное состояние данного процесса и рассматривает теоретические и методические подходы к пропедевтической подготовке школьников в области информатики. С. И. Козицын [22], поднимая проблему применения компьютерных технологий на уроках, отмечает важную роль широкого внедрения в учебный процесс компьютерных технологий, повышающих качество обучения и способствующих наилучшему пониманию материала за счет наглядности его представления.
Согласимся с мнением С. Р. Удалова [23], что цифровая трансформация является достаточно длительным историческим процессом. В период трансформации образования под влиянием цифровой техносферы и технологий традиционное обучение будет носить гибридный характер, что подвигает учителя на приспособление к текущей ситуации, сегодняшним детям и их запросам. Так или иначе, все ученые сходятся на необходимости трансформации методической подготовки будущего учителя в условиях цифровизации образования (Е. В. Гнатышина и А. О. Белоусов [24]).
Таким образом, представленный обзор источников позволяет сделать следующие выводы:
– проблема трансформации подготовки будущих учителей в условиях цифровизации рассматривается с различных позиций;
– единых подходов на сегодняшний день не выработано и, скорее всего, выработано не будет;
– исследования по выявлению новых видов соотношений цифрового пространства, запросов нового поколения школьников и действующей образовательной программы будут продолжаться.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Обращаясь к школьному образованию и современным технологиям, можно обнаружить их либо частичную, либо полную несовместимость.
Противоречия проявляются в следующих позициях:
– единообразное школьное обучение и индивидуальная интернет-подача;
– школьный учитель и разнообразные интернет-источники;
– стандартизированное пятибалльное оценивание и специализированная интернет-оценка;
– оперирование материалом школьного учебника и умение подключить внешние ресурсы для выполнения конкретной задачи.
Для преодоления выделенных противоречий необходимо «примирить» детей нового поколения, цифровое образовательное пространство и сегодняшнего учителя, что и стало целью данного теоретического исследования.
В процессе теоретического исследования были задействованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, метод интерпретации и педагогический эксперимент. С помощью анализа и систематизации изученной литературы выделены основные направления трансформации методической подготовки будущих педагогов начального образования в условиях цифровизации, обозначены негативные последствия неконтролируемого включения цифровых материалов в образовательный процесс.
Результаты исследования / Research results
Задачи, стоящие перед системой образования, изменяются по причине трансформации рынка труда и необходимости формирования цифровых компетенций педагога. Преимущества развития цифровых компетенций неоспоримы как для дальнейшего профессионального роста, так и для достижения высоких результатов профессиональной педагогической деятельности.
Как нельзя остановить прогресс в целом, так нельзя остановить и цифровизацию в образовании. Нравится это отдельным педагогам или не нравится, хотят они этим заниматься или не хотят, но остаться в стороне от данного процесса не получится. Кроме того, меняются и дети, обозначаемые в классификации поколений наименованием латинской буквы «альфа».
Дети поколения альфа – это дети, многие из которых имеют свой цифровой след, еще не научившись ходить. Это дети, которые не знакомы с аналоговым миром. Это «цифровые» дети. Это именно те дети, с которыми столкнутся молодые педагоги, покинув стены педагогических вузов.
Различные варианты гаджетов поколению альфа знакомы с рождения, они воспринимают любые источники информации как данность, как обязательное условие существования. Все чаще используемый многооконный режим дисплея монитора способствует укоренению в сознании многозадачности. Многие из этих ребят способны к одновременному выполнению нескольких видов деятельности без ущерба какого-либо из них. Но ученые до сих пор спорят, наносят ли тем самым дети вред самим себе, и если да, то какой. В случае принятия круглосуточного общения в социальных сетях как объективной реальности у детей формируется стойкая потребность в немедленной оценке всех своих действий и поступков. Безграничность интернета провоцирует безграничность возможностей, сметая какие-либо рамки и ограничения. Это поколение хочет и может принимать самостоятельные решения, искать и находить новые пути, ставить и решать нестандартные задачи. Но, свободно общаясь в социальных сетях, эти дети часто не способны коммуницировать друг с другом в реальном мире.
Меняются ученики, значит, должны меняться и педагоги. Меняются педагоги, значит, должна меняться и технология их подготовки.
На базе школ г. о. Саранск (МОУ «Гимназия № 23», МОУ «СОШ № 24», МОУ «Лицей № 26») студентами факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева в период прохождения производственных педагогических практик была проведена следующая экспериментальная работа.
На первом этапе экспериментального исследования определялся исходный уровень обученности младших школьников по двум предметам начальной школы – русскому языку и математике. В эксперименте участвовали обучающиеся 2–3-х классов. Исходный уровень определялся тем, что «цифровизация образовательного процесса» заключалась исключительно в использовании компьютерных презентаций. Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования представлены на рис. 1.
Рис. 1
Опираясь на полученные данные, преподаватели университета скорректировали рабочие программы по курсам «Методика обучения русскому языку и литературному чтению» и «Методика преподавания математики». Преподаватели выделили основные моменты, на которые было обращено внимание в процессе методической подготовки студентов с позиции цифрового обучения детей поколения альфа.
1. Гаджеты
Привлекая гаджеты для использования в образовательном процессе, будущий педагог должен учитывать как положительные, так и отрицательные стороны их применения. К основным преимуществам использования гаджетов можно отнести:
– быстрый поиск информации в различных источниках;
– мобильность (проведение занятия педагогом может быть дистанцировано как по месту, так и по времени);
– эффективную коммуникацию (возможна постоянная поддержка связи с обучающимися);
– быстрый доступ к электронным учебным материалам;
– экономию времени педагогом в подготовке раздаточного материала;
– индивидуализацию обучения (возможность выбора ребенком заданий, дифференцированных по сложности, по темпу выполнения).
К недостаткам использования гаджетов можно отнести:
– потерю чувства реальности (игнорирование окружающей действительности);
– формирование клипового восприятия (нарушение восприятия вербальной информации);
– ухудшение здоровья (появление глазных заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата).
Рекомендации. Кроме использования специализированных обучающих платформ, можно изменять задания, предлагаемые в учебнике, таким образом, чтобы при его выполнении требовалось использование гаджета.
Пример. Задание в учебнике: «Прочитайте.
Мой гриб
В грибном лесу одна полянка другой руку подаёт через кусты, и, когда эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит.
М. Пришвин
Выпишите глаголы с безударными личными окончаниями в форме настоящего времени. Выделите их окончания. После каждого глагола в скобках укажите его лицо, число, спряжение» [25].
Переформулированное задание: «В сети Интернет найдите какую-либо информацию о грибах. Из найденного текста выпишите первые пять глаголов с безударными личными окончаниями. Выделите эти окончания. После каждого глагола в скобках укажите его лицо, число, спряжение».
2. Многозадачность
Сегодня речь идет даже не о многозадачности, а о медиамногозадачности современного ребенка. Она определяется как способность, дающая возможность ребенку выполнять разнообразные виды деятельности, переключаться между ними, распределять свои когнитивные ресурсы и последовательно выполнять эти виды деятельности в отведенный промежуток времени.
Рекомендации. Не потакая синдрому Юлия Цезаря, необходимо переключать обучающихся с одного вида деятельности на другой даже при решении одной задачи, предлагая дополнительные разноплановые задания.
Пример. Задание в учебнике: «В трех школах 1 945 учеников. В первой и второй школах вместе 1 225 учеников, а во второй и третьей – 1 300 учеников. Сколько учеников в каждой школе? Реши и проверь решение» [26].
Дополнительные задания: «Составьте чертеж к условию задачи. Найдите разные арифметические способы решения задачи. Решите задачу с помощью уравнения. Придумайте похожую задачу».
3. Оценивание
Отношение к оценке у современных детей особенное. Размещая в социальных сетях ту или иную информацию, они ждут только положительного отклика. Но игнорирование их действий приводит к еще большему внутреннему конфликту, чем если бы оценка была отрицательной. Придя в школу, дети достаточно быстро понимают, что получить хорошую оценку достаточно трудно. Осознание того, что все твои действия в рамках урока оцениваются, с одной стороны, формирует негативную реакцию (ребенок боится сказать или написать что-то не так), с другой стороны, требует немедленного оценивания (ребенок лихорадочно тянет руку, если считает, что знает ответ на поставленный вопрос, если уже выполнил задание).
Рекомендации. Ребенка необходимо хвалить за любую, даже маленькую победу; не осуждая, не наказывая, вместе с ним выявлять причины неудач; никогда не сравнивать его с другими детьми; не оставлять без внимания ни одну из проделанных им работ. Мгновенную объективную оценку ребенок получит при электронном тестировании, что еще раз подтверждает целесообразность использования гаджетов в образовательном процессе.
4. Нестандартность
Нестандартность процесса обучения может быть представлена двояко – нестандартной структурой урока и нестандартной подачей материала.
Рекомендации. Возможна замена текстов задач или правил, предлагаемых в учебнике, на те, что более интересны ребенку: стихотворная форма, необычное содержание.
Пример. Правило в учебнике: «В слове столько слогов, сколько в нём гласных звуков» [27]. Правило в нестандартной форме: «Сколько в слове слогов?
Угадай!
Гласные звуки в нём
Сосчитай!»
Пример. Задача из учебника: «Два велосипедиста выехали навстречу друг другу. Когда первый проехал 1 км 180 м, второй проехал 820 м. На какое расстояние сблизились велосипедисты?» [28]
Задача с нестандартным содержанием: «Боксер, каратист и штангист погнались за велосипедистом со скоростью 12 км/ч. Догонят ли они велосипедиста, если тот, проехав 45 км со скоростью 15 км/ч, приляжет отдохнуть на часок?» [29].
5. Коммуникация.
О сформированности коммуникативных умений можно говорить в том случае, если человек умеет ставить четкие вопросы и вербализировать такие же четкие ответы, внимательно слушать собеседника и комментировать его высказывания, аргументировать свое мнение и сопереживать собеседнику.
Рекомендации. Для формирования коммуникативных умений целесообразно планомерное использование групповой формы организации деятельности обучающихся в рамках образовательного процесса.
Пример. Задание из учебника: «Найди частное и остаток. Выполни проверку.
67 : 9 28 : 30 673 : 4 489 : 9 544 : 5» [30].
Задание для групповой (парной) работы: «При решении первого примера один из участников группы находит частное и остаток, другой выполняет проверку. При решении следующего примера участники меняются ролями. Обязательно контролируйте друг друга и обсудите выявленные ошибки».
Описанные приемы были использованы в процессе обучения студентов – они учились переформулировать задания учебников для использования интернет-ресурсов, составлять творческие упражнения и формулировать нестандартные задачи, разрабатывать электронные тесты, преобразовывать задания для работы в группе. Этот этап можно обозначить как формирующий этап экспериментального исследования для целевой аудитории студентов, который также стал формирующим этапом на уровне целевой аудитории школьников, когда студенты снова оказались на производственной педагогической практике в тех же школах. Работа с обучающимися 2–3-х классов теперь уже проходила на другом уровне. Студенты в своей работе учитывали особенности детей поколения альфа и старались донести до них то, чему научились сами. Результаты контрольного этапа экспериментального исследования представлены на рис. 2.
Рис. 2
Сравнивая результаты, представленные на рис. 1 и 2, можно констатировать прирост уровня обученности в среднем на 5–6%.
Заключение / Conclusion
Все изложенное выше демонстрирует необходимость акцентирования внимания будущих педагогов на тех факторах, которые определяют настоящее время и современных детей. Современный мир не обходится без гаджетов, значит, необходимо научиться использовать их в образовательном процессе. Окружающая действительность диктует необходимость многозадачности, значит, надо изменить направление с однозначности на выполнение множества последовательных действий. Требованием времени выступает незамедлительное оценивание действий ребенка, значит, полезно использование электронной проверки знаний с появлением ежеминутного результата. Общество нуждается в нестандартной личности, значит, следует использовать в образовательном процессе нестандартные формы, методы и содержание. Практика показывает недостаточность сформированности уровня коммуникации, следовательно, важно создать условия для его повышения.
Меняются инструменты создания учебных материалов, инструменты эффективной доставки контента для оптимизации процесса преподавания и достижения высоких образовательных результатов. Педагогу необходимо быть носителем ИКТ‑компетенций, поскольку необходимой составляющей работы сегодня является использование в учебном процессе информационно-коммуникационных средств, мобильного устройства, методов и технологий активного обучения, платформ электронного обучения, наличие электронного портфолио (блога, сайта).
Однако следует помнить не только о положительном влиянии цифровой трансформации образования, но и о некоторых негативных последствиях неконтролируемого включения цифровых материалов в образовательный процесс. Существуют и некоторые риски, например обесценивание эрудиции по причине доступности информации в сети Интернет, появление зависимости от гаджетов, утрачивание способности выстраивать отношения в коллективе. Есть мнение, что наличие портфолио лишает человека «права на ошибку», так как в цифровом виде зафиксированы не только достижения, но и неудачи. Это ведет к снижению чувства психологической безопасности.
Трансформация методической подготовки будущих учителей начальных классов происходит постоянно, что обусловлено требованиями современного цифрового пространства, оказывающего влияние не только на окружающую действительность, но и на сменяющие друг друга поколения людей. Цифровизация сегодня явление объективное, но, реализуя цифровые технологии в образовании, важно обеспечить их положительные функции.