Full text

Введение / Introduction

 

Эффективность обучения и качество образования на современном этапе находятся в прямой зависимости от применяемых инновационных технологий. При этом старые подходы не утрачивают своей актуальности, а становятся частью процесса обучения и по-прежнему оказываются весьма полезными на определенных этапах.

Реализуемый в системе высшего образования компетентностный подход требует применения образовательных технологий, основанных на принципах активного и интерактивного обучения. Взаимодействие преподавателя и студентов, а также обучающихся между собой позволяет формировать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

В настоящее время накоплен богатый опыт использования традиционных, активных и интерактивных приемов и методов обучения в высшей школе, который анализируется отечественными и зарубежными специалистами в области современной педагогики и психологии. Личный многолетний опыт работы в вузе позволяет констатировать, что далеко не всегда введение активных и интерактивных методов с первых дней обучения является целесообразным. Для их использования необходима образовательная, адаптационная и коммуникативная подготовка. Поступив в вуз, студенты входят в новую социальную среду. Они сталкиваются с резкой сменой содержания и объема учебного материала, со сменой вида занятий. Все это часто приводит к психоэмоциональному дискомфорту, поскольку молодые люди уже имеют некие стереотипы, установки, жизненные позиции, сложившиеся в ходе предшествующего обучения. Как правило, они начинают ломаться и изменяться в связи с новой обстановкой, коллективом, новыми требованиями и неумением распоряжаться своей свободой и самостоятельностью. На начальном этапе обучения в вузе формируются коммуникативные взаимоотношения между субъектами образовательного процесса, основными среди которых являются системы «студент – студент» и «студент – преподаватель». Именно от их сформированности зависит дальнейшее успешное обучение.

Цель статьи – обоснование необходимости и исследование процесса подготовки первокурсников к интерактивному обучению. Новизна работы заключается в комплексном исследовании подготовительного этапа с учетом образовательного, адаптационного и коммуникативного аспектов. Практическая значимость обусловлена методически грамотным построением учебного процесса в контексте реализации компетентностно ориентированных образовательных программ.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Накопленный к настоящему времени опыт использования активных и интерактивных методов в вузовском учебном процессе требует обращения особого внимания на их применение в обучении первокурсников. Для достижения высокой эффективности образовательного процесса и фасилитации, процессов личностного роста и развития студентов на протяжении всего срока обучения в вузе необходимо продуманное, методически грамотное использование образовательных технологий на начальном этапе.

В учебном пособии Н. Г. Мухиной дан глубокий анализ способов активизации познавательной деятельности обучающихся, основанных на активных и интерактивных формах проведения занятий. В обоих случаях используются групповые формы обучения и субъект-субъектное взаимодействие. В процессе интерактивного обучения преподаватель выполняет функции организатора и помощника, а коллективное обучение в маленьких группах становится основной формой организации обучения. При этом подчеркивается, что с методической точки зрения важно учитывать неодинаковые возможности применения указанных выше форм на младших и старших курсах [1]. Многолетний опыт реализации интерактивного обучения О. П. Сажиной и коллегами (О. В. Глазковой, О. В. Тарасовой, Ю. И. Матюшкиной, А. А. Шабариным) позволяет констатировать, что данный подход легко применим на старших курсах [2] или на занятиях с магистрантами [3], поскольку обучающиеся обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков; адаптированы к процессу обучения в вузе, обучаются в условиях сформированности межличностных взаимоотношений. На начальном этапе указанные условия отсутствуют. Поэтому использование общепринятых интерактивных методов затруднено, но возможно применение отдельных приемов [4].

Более эффективными оказываются традиционные и активные методы. О. В. Ломакина приводит статистические данные оценки студентами первого курса методов интерактивного обучения: 75% студентов высказываются за применение такого подхода. При этом автор отмечает, что отказываться от традиционных методов не следует [5]. На начальном этапе необходимо сочетание традиционных (пассивных) и активных методов обучения с преобладанием последних. При активном обучении студент вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе. По мнению Ю. В. Гущина, таким образом можно формировать качества, необходимые в последующем интерактивном обучении. Это способность адаптироваться в группе, умение устанавливать личные контакты, обмениваться информацией, способность выдвигать и формулировать идеи, готовность принимать нестандартные решения, способность ясно и убедительно излагать свои мысли и др. [6]

При организации учебного процесса необходимо учитывать ряд психолого-педагогических трудностей, которые объективно не позволяют внедрять интерактив с первых дней обучения. Контраст между формами и методами обучения в школе и вузе приводит к существенным адаптационным проблемам у юношей и девушек, поступивших в высшее учебное заведение. Изучению структуры процесса адаптации студентов к обучению в университете, включая типы, фазы и формы адаптации, посвящена статья Т. В. Баделиной. Отмечается, что в процессе развития специалиста значительную роль играет начальный этап обучения в вузе. Его сложность заключается в перестройке всей ценностно-познавательной личности студента, новых методов познавательной деятельности и формировании определенных межличностных отношений [7].

Эмпирическое исследование Н. Р. Салиховой и А. Р. Фахрутдиновой, проведенное с целью выявления трудностей студентов при переходе от школьного обучения к вузовскому, показало, что наиболее значимы аспекты интеграции личности в новые социальные общности, необходимость самоорганизации в учебных и бытовых вопросах, трудности в учебе, связанные с освоением материала в новых образовательных условиях [8].

Аналогичные результаты получены А. А. Александровой. У студентов-первокурсников часто не сформированы такие черты личности, как готовность к учению, способность учиться самостоятельно, контролировать и оценивать себя, владеть своими индивидуальными особенностями познавательной деятельности. Для преодоления указанных психологических трудностей предлагается использовать интерактивные методы обучения, основанные на диалоге и дискуссии, когда осуществляется прямое взаимодействие обучаемых с учебным окружением. Отмечается, что для формирования устойчивой рефлексивной позиции студентов-первокурсников особое значение имеет педагогическое сопровождение. Важным представляется влияние преподавателя на обсуждение тех или иных вопросов не только высказыванием научно аргументированной точки зрения, но и выражением своего отношения к проблеме, своей нравственной и мировоззренческой позиции [9].

П. Б. Бондарев и В. Е. Курочкина отмечают, что обучение в вузе требует от студента высокого уровня личностной и образовательной самостоятельности, интенсивное развитие которой необходимо осуществлять на начальном этапе обучения в вузе. Авторы исследовали возможность применения интерактивных методов обучения как вспомогательного средства развития образовательной самостоятельности первокурсников на примере преподавания отдельно взятого учебного курса, изучаемого во втором семестре, и пришли к выводу, что этот процесс требует поэтапного решения таких задач, как развитие независимого мышления, становление субъектной позиции студентов, развитие свободной коммуникации в учебном процессе, получение опыта решения практических задач, поддержка целевой ориентации на внутреннюю сторону успеха – личностный рост и профессиональную самореализацию [10].

Наиболее важным аспектом начального этапа обучения в вузе является формирование коммуникативного взаимодействия студента с другими участниками образовательного процесса: преподавателем, сокурсниками. Следует подчеркнуть, что образовательное пространство, созданное вузом, в основном определяется преподавательским составом. Решение коммуникативных задач является главным условием успешности обучения.

В работе О. В. Горшковой проведено обобщение активных методов обучения, используемых в высшей школе. Подчеркивается важность психолого-педагогической и технологической готовности преподавателя и студентов к организации такого вида обучения. Обязательным является вовлеченность всех студентов в групповую деятельность, психологическое сопровождение со стороны преподавателя, организация учебного пространства. По мнению автора, данные методы способствуют гармонизации отношений в группе, личностному росту, изменению качества сознания, развитию интуиции, творчества [11].

В статье Л. В. Кизиловой вводится понятие «студенческо-преподавательские коммуникации», которые, по мнению автора, являются основой построения взаимоотношений в педагогическом процессе вуза и выступают в качестве механизма воздействия на личность студента со стороны преподавателя, формы передачи социокультурных и нравственных ценностей, стимула для дальнейшей успешной профессиональной деятельности [12].

Преподаватель, являясь носителем неоригинальных знаний, может оригинальным способом конструировать новые знания, логически передавать их с учетом индивидуального стиля педагогического общения.

Т. М. Урутина отмечает, что от выбранного преподавателем стиля общения со студентами зависит не только то, какие взаимоотношения сложатся в него со студентами, но и отношение студентов к образовательному процессу в целом. Применение неэффективных стилей и методов взаимодействия со студентами ведет к нерезультативному процессу обучения, которое не будет носить развивающий характер и не сформирует устойчивую потребность в получении знаний. С целью создания условий для успешного обучения преподавателям рекомендуется: использовать интерактивные методы обучения; учитывать возрастные и индивидуальные особенности студентов, которые формируют взаимоотношения в группе; проявлять заинтересованность в успехах учащихся; объективно подходить к оценке их знаний. Должно быть взаимное уважительное отношение, но при этом студент обязан соблюдать дистанцию в общении с преподавателем [13].

Л. В. Николаевой и Р. В. Саввиновой предложена технология педагогической фасилитации как наиболее демократического и эффективного стиля руководства работой студентов со стороны преподавателя. В этом случае педагог использует нетрадиционные методы и приемы, способствующие творческому усвоению необходимой информации, умению рассуждать, искать новые проблемы в уже известном материале [14].

Подчеркивая важность коммуникативного взаимодействия при реализации активных форм обучения, Ч. К. Бонвелл отмечает, что без высокого уровня его сформированности невозможна постоянная ролевая динамика, когда в зависимости от ситуации студенты и преподаватели вынуждены изменять свой ролевой статус [15].

Высокий уровень общения «студент – преподаватель» во многом
определяется подготовленностью самих преподавателей, степенью владения
ими предметом, умением заинтересовывать студентов и всячески стимулировать их образовательные усилия, заинтересованностью преподавателей в успехах своих студентов и объективностью в оценке знаний. Следует подчеркнуть, что продуктивность педагогической деятельности прежде всего предопределяется уровнем овладения педагогом технологией педагогического общения. В условиях ограниченности времени в работе с первокурсниками недопустимы коммуникативные действия методом проб и ошибок. Исследовав технологию коммуникативного общения, П. И. Александрович выделяет следующие этапы решения коммуникативной задачи: ориентирование в условиях общения; привлечение внимания; «зондирование души объекта»; осуществление вербального общения; организация обратной связи. При этом субъективные педагогические отношения должны учитывать особенность обучения студентов первого курса, когда происходит формирование нравственно-волевой основы личности в период адаптации [16].

Изначально в организации работы по подготовке первокурсников к интерактиву преподавателю в своей деятельности следует придерживаться тезиса «Преподаватель призван не учить, а направлять, не воспитывать, а руководить процессом воспитания». Как отмечают М. Ю. Дубова, В. А. Шваб, А. А. Петрова, Е. В. Картузова, педагог должен помочь родиться мысли в голове ученика. Такому процессу способствуют искренняя атмосфера общения в аудитории, установление контакта и достижение взаимопонимания со студентами [17]. По мнению Т. И. Ермаковой и Е. Г. Ивашкина, создание атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки, позволяющей не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, является важным фактором в организации последующего интерактивного обучения. Партнерские взаимоотношения обучаемых и обучающегося открывают общее коммуникативное и смысловое поле, требующее единого понимания проблемы и разговора на «одном языке» [18].

В организации учебного процесса важное значение имеет сформированность коммуникации «студент – студент». Интерактивное обучение естественно-научным дисциплинам практически всегда основано на методе малых групп. К. Бюлер полно и целостно описывает особенности малой группы. Внутригрупповые взаимоотношения автор характеризует следующим образом: 1) взаимоотношение и взаимовлияние между членами группы; 2) известная определенность ролей, которые выполняют отдельные индивиды; 3) обособление лидеров, влияющих на мнение остальных; 4) определенная общая цель, деятельность и организация; 5) единство группы; 6) сплоченность, чья степень зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения между ее членами, а с другой – от интереса, вызванного деятельностью группы [19]. В процессе группового общения происходит принятие ценностей и потребностей других.

В настоящее время учебное взаимодействие студентов имеет организационные формы сотрудничества, что проявляется в процессе использования активных и интерактивных форм. По мнению Г. А. Михеевой, коммуникативные задачи, возникающие в процессе учебного взаимодействия, представляют собой многоярусное образование, прочность которого основывается на установлении психологического контакта между участниками [20].

В статье Ю. В. Братчиковой рассматривается проблема групповых взаимодействий обучающихся в современной теории и практики образования. Автор делает вывод о том, что педагог должен владеть формами и методами организации учебной деятельности обучающихся, включая способы развития навыков взаимодействия, соответствующими ценностным ориентирам современного образования, и осознавать их значимость в достижении образовательных результатов [21].

Исследование процесса введения в практику вузовского обучения интерактивных методов проведено Т. А. Бадановой и А. В. Костенко. Авторы отмечают, что на первом году обучения преимущественно следует использовать индивидуальную работу каждого студента в отдельности и коммуникацию «студент – преподаватель». Затем постепенно добавлять элементы группового взаимодействия. В качестве показателей готовности студентов к эффективному взаимодействию выбраны уровень предметной подготовки, учебная мотивация и познавательные интересы [22].

Сложность и трудоемкость процесса введения в практику обучения интерактива отмечают Ш. Б. Тасыбаева, Е. В. Пономаренко, Ж. Серикулы, С. А. Кумисбеков, Б. М. Хамитова. Для этого, с одной стороны, необходим подготовленный преподаватель с организационно-методическими навыками, а с другой стороны, студент, способный к активному взаимодействию. Переводу обучения в интерактивный формат должен предшествовать анализ учебных возможностей обучающихся, образовательных ресурсов, содержания дисциплины [23].

По мнению П. Д. Гаджиевой, к технологиям группового взаимодействия относится и работа в малых группах. Совместная учебная деятельность, осуществляемая в процессе взаимодействия учащихся друг с другом в малых группах, выполняет множество функций, касающихся развития мышления, самосознания студента, его самоопределения и самореализации, дополнительной мотивации учения, формирования межличностных отношений. Такая работа – это фактически модель их будущей профессиональной деятельности, являющейся совместной по своей сути [24].

Зарубежные авторы высказывают мнение, что обучение в малых группах более эффективно по сравнению, например, с лекциями. А. К. Агнихотри, T. Нгороша констатируют, что при таком подходе практически всегда достигается ожидаемый результат. Существует достаточно доказательств того, что обучение в небольшой группе – это высокоэффективный метод развития коммуникативных навыков, критического мышления, умения работать в команде, принимать решения, способности создавать и сохранять знания [25].

В учебном пособии “Small group teaching” обучение в малых группах характеризуется как отдельный метод активного обучения, который дает возможность студентам тренироваться, ошибаться и работать в своих условиях. Функции преподавателя заключаются в следующем: начать обсуждение; стать заинтересованным слушателем; дать учащимся достаточно времени, чтобы по-настоящему подумать; помочь интегрировать обсуждение с их знаниями; давать подсказки, где это необходимо, для продолжения обсуждения, а иногда и для его перевода в другое русло; завершить занятие, помогая учащимся осознать то, что они узнали. Такое сопровождение позволяет студентам получать мгновенные ответы на затруднительные вопросы и увидеть, что они не одни в сложной ситуации [26].

L. Миллс, П. Александер, К. Вуд обосновывают эффективность работы в малых группах на различных этапах обучения. Групповое взаимодействие позволяет использовать психологические механизмы усиления влияния группы на освоение каждым участником навыков совместной работы и взаимообучения [27, 28].

В статье Н. М. Уэбб дан глубокий анализ видов взаимодействия студентов в малой группе по оказываемой и получаемой помощи. Описан ряд факторов, позволяющих предсказывать поведение учащихся в групповой работе. К ним относятся личность каждого члена группы, ее состав, структура задания и структура вознаграждения. Особо подчеркивается важность этапа группового развития, поскольку с течением времени роль индивидов в группе может меняться по мере того, как члены группы знакомятся друг с другом и осваивают процесс взаимодействия [29].

А. В. Васильева обращает внимание на важность совместного познавательного взаимодействия студентов в ходе интерактивного обучения и отмечает, что его продуктивность и результативность зависят не только от мотивации, но и от интереса, который неосознанно возникает в ходе коммуникативного взаимодействия [30]. С самых первых дней пребывания в вузе студент должен вовлекаться в процесс самостоятельного поиска новых знаний. Должен понимать нужность, важность и целесообразность изучения того или иного предмета. Материал должен быть трудным, но посильным. Его работа должна постоянно проверяться и оцениваться. Яркость, эмоциональность учебного материала, неравнодушность преподавателя оказывают огромное влияние на формирование интереса к учебе.

В своих работах отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают важность начального этапа обучения в вузе, когда происходит формирование базовых знаний, умений, навыков, коммуникаций. Студенты адаптируются к новым формам и методам. В контексте реализации компетентностно ориентированных образовательных программ применение интерактива является необходимым, и это время, по нашему мнению, целесообразно использовать для подготовки первокурсников к такому формату взаимодействия, сочетая традиционные и активные методы.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Психолого-педагогическое исследование проводилось в течение трех лет с участием студентов первого курса специальности «Фундаментальная и прикладная химия» Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва в ходе изучения базовой дисциплины «Неорганическая химия».

В качестве методов исследования использованы: 1) систематический опрос, собеседование и тестирование студентов с целью выявления уровня сформированности знаний, умений и навыков, адаптации к вузовским формам и методам обучения, балльно-рейтинговой системе оценки знаний; 2) педагогическое наблюдение за процессом формирования способности выстраивать свои отношения с сокурсниками и преподавателем; 3) статистическая обработка результатов.

Как известно, структура учебного процесса в вузе включает в себя классический набор аудиторных занятий: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторный практикум. Однако их содержательное наполнение, технология организации постоянно меняются в зависимости от реалий обучения.

Чтобы подготовить первокурсников к интерактиву, целесообразно поэтапное построение учебного процесса (см. табл. 1). Основная цель первого этапа – это оценка образовательного, адаптационного и коммуникативного уровней подготовленности первокурсников к вузовскому обучению, их корректировка и совершенствование. Для реализации поставленной цели используется совокупность пассивных и активных методов. В качестве основных форм работы выступают лекция – трансляция новых знаний, индивидуальный или групповой опрос, выполнение лабораторных опытов с их оформлением и обсуждением с преподавателем. Во время лекции важным является формирование умения работать с презентационным материалом, который сообщается студентам заранее, и на занятии следует лишь кратко фиксировать объяснение наиболее важных моментов. Результатом является накопление и систематизация знаний, умение воспринимать материал большими блоками, восприятие предлагаемого педагогом стиля общения. На практических занятиях особое внимание уделяется формированию способности применять теоретические знания к решению конкретных задач, умения индивидуально работать с заданным материалом и формулировать выводы. Таким образом происходит закрепление, систематизация теоретических знаний и способов их применения. Формируются первичные навыки выстраивания диалога с преподавателем. На лабораторных занятиях студенты получают навыки работы с учебно-методической литературой, химической посудой, оборудованием и химическими веществами, усваивают нормы и правила поведения в химической лаборатории. Студенты приобретают важные для последующего интерактивного обучения навыки совместной работы в малой группе, умение использовать теоретические знания для объяснения опытов. В ходе обсуждения результатов опытов формируется устойчивая коммуникация с сокурсниками и преподавателем

 Образовательный уровень оценивается в соответствии с балльно-рейтинговой системой при прохождении контрольных точек. Студенты выполняют тесты или проходят собеседование. По итогам рассчитывается коэффициент усвоения в соответствии с формулами:

 

Средний балл по каждой контрольной точке =

 

Коэффициент усвоения =

 

Как отмечалось выше, на данном этапе начинается формирование первичных навыков выстраивания учебных отношений с преподавателем и сокурсниками. В формировании коммуникации «студент – преподаватель» главную роль играет собственный индивидуальный стиль педагога, благодаря которому происходит общение, основывающееся на увлеченности преподавателя и студентов совместной творческой деятельностью, отражающее саму специфику формирования личности специалиста в вузе и воплощающее в себе взаимодействие установок педагога и навыков профессионально-педагогического общения. На первом этапе студенты адаптируются к предлагаемому стилю общения, приобретают первичные навыки ведения диалога. Преподаватель осуществляет педагогическое сопровождение, помогая вырабатывать и принимать правильные решения, преодолевать страх перед ошибками. Современный педагог должен владеть методами и формами организации деятельности обучающихся, в том числе и способами развития у них навыков взаимодействия, и осознавать их значимость в достижении образовательных результатов.


Таблица 1

Поэтапная подготовка первокурсников к интерактивному обучению

 

Метод
обучения

Коммуникация, вид взаимодействия

Планируемый результат

образовательный

адаптационный

коммуникативный

1-й этап

Лекция

Преподаватель – академическая группа;

трансляция новых знаний

Накопление и систематизация знаний

Умение воспринимать материал большими блоками; навыки работы с презентационным материалом

Восприятие предлагаемого педагогом стиля общения

Практические занятия

Преподаватель –академическая группа;

вопрос – ответ

Закрепление, систематизация теоретических знаний и способов их применения

Умение индивидуально работать с заданным материалом; уверенность; отсутствие страха перед ошибками

Первичные навыки выстраивания диалога с преподавателем

Лабораторный практикум

Малая группа студентов –преподаватель;

выполнение опытов и совместное обсуждение результатов

Использование теоретических знаний для объяснения опытов

Навыки совместной работы в малой группе, умение работать в химической лаборатории

Устойчивая коммуникация с преподавателем и сокурсниками в обсуждении результатов опытов

2-й этап

Лекция

Трансляция новых знаний с периодической постановкой вопросов, требующих кратких ответов

Умение кратко и четко отвечать на вопросы и задавать их

Переключение внимания с восприятия материала на активное участие, концентрация внимания

Отсутствие психоэмоционального напряжения в общении с преподавателем

Практические занятия

 

Преподаватель –академическая группа; постановка задачи – совместное решение

Применение теоретических знаний и практических умений для решения задач

Умение отвечать на вопросы и ставить их; самостоятельность в суждениях

Свободное высказывание своего мнения

Лабораторный практикум

Малая группа студентов;

выполнение опытов и совместное обсуждение результатов

Использование теоретических знаний для объяснения опытов

Устойчивые навыки совместной работы малой группой в химической лаборатории

Совместный поиск решения возникающих проблем, ответственность за полученный совместный результат

 

С целью выявления успешности реализуемого учебного процесса осуществляется педагогическое наблюдение, включающее постоянный мониторинг складывающихся ситуаций с точной фиксацией получаемых фактов и их последующим анализом. Индикаторами готовности к переходу к следующему этапу в образовательном плане можно считать наличие определенного запаса знаний, умений и навыков, способность применять теоретический материал для решения конкретных задач и объяснения опытов. С точки зрения адаптации к вузовским формам и методам обучения необходима сформированность умения воспринимать материал большими блоками, навыков работы с презентационным материалом, усвоение норм и правил работы в химической лаборатории. Индикатором установления коммуникаций между всеми участниками учебного процесса является непринужденное общение студентов между собой и с преподавателем.

Следующий этап – совершенствование и оптимизация форм и методов обучения, что необходимо для формирования устойчивого и эффективного взаимодействия всех участников учебного процесса. На всех видах занятий обязательным становится активное участие студентов. Лекции сопровождаются постановкой вопросов, требующих кратких ответов, что, как правило, приводит к диалогу, стимулирует студентов к активному участию в обсуждении и способствует формированию собственного мнения. На практических и лабораторных занятиях вводится метод малых групп. Совместное обсуждение позволяет преодолеть страх перед ошибками, поскольку ответственность за совместно принятое решение распределяется между всеми членами группы. Роль преподавателя заключается в регулировании данного процесса и при необходимости оказании помощи в принятии правильного решения.

Выделение этапов, форм взаимодействия первокурсника с другими участниками учебного процесса, планируемых результатов следует считать условно зафиксированным. Они представляют собой лишь некоторую совокупность, которая позволяет организовать подготовительный этап и оценивать уровень готовности первокурсников к взаимодействию в интерактивном формате. Временные рамки процесса подготовки обозначить строго не представляется возможным вследствие качественной неопределенности состава групп.

 

Результаты исследования / Research results

 

Обучению в вузе наиболее часто предшествует школьный этап. Следует констатировать, что широкое внедрение интерактивных методов в процесс обучения в школе осуществлять крайне сложно вследствие большой наполняемости классов. Преподаватели естественно-научного блока не имеют возможности реализации данного подхода еще и по причине малого количества учебных часов. Изучение опыта работы школьных учителей и ежегодный опрос студентов первого курса показали, что интерактивное обучение чаще применяется в преподавании гуманитарных дисциплин, благодаря чему первокурсники знакомы с его методами и приемами. При этом они отмечают, что это трудоемкий процесс, требующий определенных умений и навыков коммуникативного общения.

С точки зрения педагогической психологии вовлечение студентов-первокурсников в интерактивный процесс является чрезвычайно сложной задачей. Необходимо в совокупности рассматривать образовательный, адаптационный и коммуникативный аспекты. Во-первых, у учащихся разный уровень знаний по предмету. На начальном этапе обучения в вузе важно помочь первокурснику адекватно оценить собственный уровень знаний и выбрать пути их совершенствования. Опыт работы со студентами первого курса в течение длительного времени позволяет констатировать эффективность применения традиционных и активных методов с преобладанием последних. Со стороны преподавателя для получения информации об эффективности указанных способов необходим постоянный контроль усвоения знаний каждым студентом. Данная задача решается с помощью балльно-рейтинговой системы. Ежегодно в первом семестре по дисциплине «Неорганическая химия» студенты проходят четырнадцать контрольных точек (3–4 точки ежемесячно), по каждой из них рассчитан коэффициент усвоения. Усвоенным считается материал, если данный коэффициент составляет не менее 0,51. Результаты статистической обработки (табл. 2) подтверждают успешное усвоение вузовского материала. В ходе опроса первокурсников выяснено, что невысокие абсолютные значения обусловлены сложностями адаптационного периода. На начальном этапе обучения в вузе учащиеся испытывают некоторый психоэмоциональный дискомфорт, вызванный новыми формами и методами обучения, балльно-рейтинговой системой оценки знаний, сложностью формирования взаимоотношений в группе и с преподавателем. Применение активных методов приводит к снижению психологической напряженности.

Таблица 2

Оценка уровня усвоения вузовского материала в первом семестре

 

Учебный год

Коэффициент усвоения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

усредненный

2020/2021

0,64

0,65

0,63

0,66

0,65

2021/2022

0,59

0,54

0,60

0,55

0,57

2022/2023

0,65

0,68

0,69

0,62

0,66

 

Накопление знаний и постоянное педагогическое сопровождение способствуют подготовке учащихся к совместной работе. Взаимодействие преподавателя с каждым студентом и малыми группами позволяет постоянно осуществлять мониторинг не только процесса усвоения знаний, но и ситуации формирования межличностных отношений и впоследствии корректировать методы и приемы интерактивного обучения.

Известно, что формирование коммуникации «студент – студент» требует времени и протекает самопроизвольно. Педагог может повлиять на него лишь опосредованно, используя педагогические приемы, направленные на совершенствование способов взаимодействия студентов между собой. Результаты проведенного исследования приводят к выводу, что первый семестр – это стадия группового развития, когда коммуникативные взаимоотношения нестабильны и меняются по мере того, как первокурсники лучше узнают друг друга, учатся работать совместно. Практически важно изучить поведение каждого студента, создать его психологический портрет, установить его роль в групповом взаимодействии. На данной стадии определяются лидеры. Эти студенты, как правило, обладают глубокими знаниями и способны привести к максимальному образовательному эффекту в группе, координируя совместные усилия и действуя в соответствии с планом и задачами преподавателя.

Особое внимание следует обратить на студентов, имеющих низкую успеваемость. Во время работы в группе им, как правило, не доверяют. Практически всегда они выступают в роли стороннего слушателя. В таких случаях следует организовать зависимость конечного результата, выработанного группой, от ответа самого слабого студента. Поставленная задача не должна быть сложной и доступной для решения такому студенту. Данный педагогический прием приводит к включению механизмов взаимообучения. Важно не допускать, чтобы стремление группы к быстрому решению проблемы исключало понимание процесса решения. У студентов должно быть достаточно времени для выполнения задания.

Следует отметить, что сформировать оптимальные составы групп для достижения максимального результата обучения практически невозможно. Одни групповые композиции приносят пользу одним студентам, в то время как другие составы приносят пользу другим учащимся. В связи с этим во второй половине подготовительного этапа следует применять случайные комбинации. Это позволяет моделировать будущую профессиональную деятельность в коллективе.

До формирования в группе устойчивых коммуникативных взаимоотношений следует осуществлять педагогическое сопровождение. Это требует от педагога высокой психолого-педагогической подготовки, наличия опыта работы в традиционном, активном и интерактивном формате, а главное – желания постоянно совершенствоваться и искать пути эффективного обучения и воспитания первокурсников, их подготовки к дальнейшей учебной и трудовой деятельности. Готовность к работе в интерактивном формате может быть оценена в ходе постоянного общения как с каждым обучающимся, так и с группой в целом.

В целом индикаторами готовности к интерактивному обучению являются:

1) определенный запас знаний, наличие умений и навыков их применения к решению конкретных задач у каждого первокурсника;

2) активная позиция студентов во время учебного процесса – постоянное общение студентов между собой и с преподавателем, отсутствие психоэмоционального напряжения во время диалога, умение правильно формулировать вопросы и давать четкие ответы; сформированность указанных навыков позволит легко ввести в процесс обучения дискуссию как одно из эффективных средств интерактивного обучения;

3) стремление со стороны студентов к совершенствованию в образовательном и социальном контексте, желание работать в группе, быть ответственным за коллективный результат, сопереживать успехи и неудачи являются необходимыми для использования впоследствии метода малых групп, наиболее часто применяемого метода в обучении естественно-научным дисциплинам.

Тайминг процесса адаптации к вузовской среде свидетельствует о различных временных интервалах, зависящих от качественного состава студентов. В ходе педагогического наблюдения установлено, что этот процесс занимает от двух до четырех месяцев. Таким образом, процессу использования интерактива в учебном процессе должен предшествовать методически грамотно организованный подготовительный этап.

 

Заключение / Conclusion

 

Необходимость подготовительного этапа к интерактивному обучению первокурсников обусловлена комплексом факторов, включающих образовательный, адаптационный и коммуникативный компоненты. Для введения в учебный процесс интерактивных методов необходимы: 1) наличие определенного запаса знаний, умений и навыков у студентов-первокурсников; 2) адаптированность к вузовским методам обучения; 3) сформированность коллектива, способного к совместному решению поставленных задач.

Результаты проведенного исследования подтверждают тезис о том, что в учебном процессе высшей школы необходимо сочетать традиционные, активные и интерактивные методы. Каждый из них эффективен на определенном этапе обучения.

Подготовка к интерактиву включает формирование устойчивых коммуникативных взаимоотношений между студентами. Сложность процесса обусловлена влиянием множества факторов, основными среди которых являются способности учащихся, состав группы, владение преподавателем методами и формами организации деятельности обучающихся, способами развития у них навыков взаимодействия, и осознание их значимости в достижении образовательных результатов.

В ходе исследования установлена важность факторов, которые также могут оказывать прямое влияние на обучение и достижения студентов. Предсказывать поведение учащихся в групповой работе позволяют структура задания и система выставления баллов. Данный вопрос является многоплановым и требует дополнительных исследований.