Full text

Введение / Introduction

 

Спонтанная диалогическая иноязычная речь представляет собой уникальный феномен в области языковой коммуникации, который возникает в момент общения между носителями разных языков. Этот вид речи не подчиняется жестким правилам и сценариям, что делает его особенно интересным для лингвистов и исследователей культурной коммуникации. В данном контексте спонтанная диалогическая иноязычная речь становится объектом изучения, позволяющим понять процессы взаимопонимания и адаптации в разноязычных средах, а также раскрывает множество аспектов влияния культурных особенностей на языковую практику. Считается, что наиболее эффективным методом обучения спонтанной иноязычной речи является коммуникативный тренинг или ролевая игра [1].

Игры в контексте обучения иностранным языкам не только делают процесс обучения более интересным, но и способствуют развитию спонтанной диалогической речи. В процессе игры учащиеся часто оказываются в ситуациях, где им нужно быстро и естественно общаться на иностранном языке. Это требует активного использования изученного материала и создает стимул для спонтанных высказываний.

Благодаря геймификации, как отмечает Ю. Я. Пучкова, студенты могут учиться не только правильной грамматике и словарному запасу, но и тонкостям языковой практики [2]. Они могут понимать культурные нюансы и особенности общения на иностранном языке, что существенно обогащает их способность проводить спонтанные диалоги с носителями языка.

Согласно А. К. Марковой, геймификация в обучении также способствует уменьшению страха перед общением на иностранном языке, так как игры создают непринужденную атмосферу и позволяют ошибаться без страха перед осуждением [3].

 Это, в свою очередь, способствует более свободной и спонтанной речи. Сочетание спонтанной диалогической речи и игровых техник в обучении иностранным языкам является мощным инструментом для развития коммуникативных навыков. Оно позволяет учащимся не только освоить язык, но и научиться использовать его в реальных ситуациях, делая обучение более эффективным и увлекательным.

Во-первых, развитие навыков спонтанной диалогической речи играет важную роль в формировании полноценной языковой компетенции. Ответы в реальных разговорных ситуациях требуют навыков быстрого и точного реагирования на собеседника и понимания сложных языковых нюансов. Эти навыки являются основой успешного общения на иностранном языке независимо от цели этого общения, будь то работа, учеба или культурный обмен [4].

Во-вторых, игровые техники предоставляют эффективные инструменты для обучения. Структурированные игры и задания делают процесс обучения более интересным и мотивирующим для студентов [5].

Они создают атмосферу, в которой учащиеся могут практиковать язык без стресса, что способствует более глубокому и устойчивому усвоению материала.

В-третьих, в условиях глобализации и миграции умение общаться на нескольких языках становится жизненной необходимостью. Развитие навыков спонтанной диалогической речи позволяет легче адаптироваться к новой культурной и языковой среде, обогащает межкультурный опыт и способствует более гармоничным международным взаимодействиям [6].

В-четвертых, игровые методики особенно важны в образовании детей и молодежи. Они позволяют развивать навыки иностранной речи естественным образом, а также могут положительно сказываться на их академическом успехе и будущей карьере [7].

Специфика обучения спонтанной диалогической иноязычной речи в значительной мере проявляется через текст, а геймификация может добавить интересный элемент в этот процесс. Она наиболее ярко выявляет фонетические, лексические, грамматические особенности спонтанной речи, превращая их в игровые задачи и вызовы. Текст диалога, преобразованный с использованием геймификации, становится не только необходимым конечным продуктом речевой деятельности, но и увлекательным инструментом, в котором сконцентрированы знания, навыки и умения диалогического общения, способствующие более эффективному обучению.

Исследования в области развития спонтанной диалогической речи через игровые техники имеют потенциал для разработки новых образовательных методик и технологий, которые могут оптимизировать процесс обучения и подготовить людей к вызовам современного мира.

 

Обзор литературы / Literature review

 

Геймификация – это современный метод, который превращает учебный процесс в увлекательное приключение. Одним из главных преимуществ геймификации является ее способность максимизировать мотивацию и вовлеченность студентов. Когда обучение превращается в игру, студенты стремятся достичь целей, зарабатывать баллы и побеждать в соревнованиях.

Но геймификация делает гораздо больше, чем просто мотивирует студентов. Она также способствует развитию критического мышления. Учебные игры зачастую требуют от учеников анализа сложных ситуаций, принятия важных решений и разработки стратегии для достижения целей. Такие навыки являются неотъемлемой частью обучения и подготавливают студентов к решению реальных задач.

Кроме того, геймификация содействует развитию социальных навыков. Многие образовательные игры предполагают сотрудничество между студентами и коммуникацию. Это помогает формировать навыки сотрудничества, лидерства и эффективной коммуникации.

И конечно же, для изучения иностранных языков геймификация особенно эффективна. Игры требуют от студентов спонтанных диалогов и реакций на различные ситуации, что способствует развитию навыков спонтанной речи и понимания иностранного языка.

Именно определение С. Детердингом стало наиболее распространенным и широко используемым. Он определил геймификацию как «использование элементов дизайна игр в контекстах, не связанных с играми» [8]. В 2011 году К. Вербах развил определение «геймификация». Он утверждает, что геймификация представляет собой подход, который применяет игровые элементы и методики для решения задач, которые изначально не имеют непосредственного отношения к играм, например, для достижения целей, таких как приобретение новых знаний и навыков [9].

Впервые геймификация в образовании начала активно применяться в 2010-х годах. Этот подход стал более популярным и распространенным как средство улучшения образовательных процессов и мотивации учащихся. Этот термин стал широко использоваться после выпуска монографии американского педагога М. Поренски в 2008 году, а позже и К. Каппа в 2012 году. По утверждению Поренски, геймификация помогает трансформировать способы построения учебной деятельности с помощью использования лишь элементов игры (очки, правила, соревновательность) [10]. Согласно К. Каппу, геймификация – это «внедрение игровых технологий в неигровые процессы, в том числе в образование» [11].

В работе B. И. Безымянцевой анализируется понятие геймификации в контексте обучения английскому языку как форме взаимодействия, которая перенимает элементы взаимодействия «геймеров» с видеоиграми и применяет их в образовательной среде с целью улучшить процесс обучения и влиять на поведение учащихся [12]. Согласно C. В. Титовой и К. В. Чикризовой, в контексте обучения английскому языку в неязыковых высших учебных заведениях именно через использование геймификации достигается повышение эмоциональной вовлеченности, что, в свою очередь, улучшает способность студентов более эффективно усваивать учебный материал [13].

М. В. Василиженко, Е. А. Короткова и В. С. Мухаркина отмечают, что геймификация в процессе обучения иностранным языкам представляет собой средство для стимулирования вовлеченности, интереса, взаимодействия и сотрудничества среди студентов через разнообразные неформальные формы коммуникации [14].

Студенты могут не проявлять большого интереса к формированию коммуникации. Они могут считать, что язык является всего лишь средством обучения, временным инструментом, и не считать его серьезным препятствием для усвоения профессиональных знаний и навыков.Однако использование геймификации может стать не только фактором, усиливающим мотивацию студентов [15], но и средством для одновременного развития свободной разговорной и профессиональной речи. Согласно Б. С. Волкову, умение свободно вести разговор на различные темы является сложной, многогранной деятельностью, имеющей свои мотивы, способы, формы и цели [16].

Игры уже давно перестали быть методом обучения, ориентированным только на детей, и могут быть применены в сложных образовательных средах, а также в ситуациях, когда студенты стремятся быстро достичь хороших результатов. Этот метод обучения позволяет решить различные психологические проблемы, смягчить культурный и языковой шок в начале обучения, повысить мотивацию и сплотить студентов в группу, а также позволяет им чувствовать себя более свободно.

Необходимо помнить о главных принципах в процессе обучения спонтанной диалогической речи: коммуникативная направленность, когда учебный процесс направлен на развитие коммуникативных навыков; ситуативность, когда в процессе обучения учитываются различные ситуации; учет родного языка, когда в процессе обучения иностранному языку родной язык студента используется как основа для понимания и порождения речи на иностранном языке; сознательность и творческая активность, когда учебный процесс сбалансирован между преподавателем и креативностью студента; наглядность – при обучении студент ориентирован на визуальные и наглядные методы для эффективного усвоения и закрепления материала [17, 18].

Использование геймификации в обучении спонтанной диалогической иноязычной речи представляет собой увлекательный и эффективный подход. Это позволяет создать среду, в которой студенты могут практиковать разговорные навыки в игровой форме, стимулирует их активное участие и вовлеченность. Геймификация может включать элементы соревнований, ролевых игр, задач с уровнями сложности и награды, что способствует мотивации учащихся к активной роли в диалоге [19]. Этот подход также помогает развивать спонтанность и уверенность в общении на иностранном языке, что является важным аспектом обучения речи.

Стоит отметить, что геймификация отличается от понятия «игра». Она включает в себя использование некоторых игровых элементов с целью достижения профессиональных задач, а не для развлечения, в то время как игра представляет собой абстрактную ситуацию с определенными ролями и правилами, которым участники следуют для достижения конкретных результатов, не всегда связанных с образовательными или рабочими целями. Геймификация также отличается от многих игровых практик, таких как традиционные игры, ролевые игры и симуляции, поскольку она не трансформирует реальность в игру, а оставляет ее неизменной, предоставляя игровые элементы, которые взаимодействуют с этой реальностью [20]. Это помогает учащимся чувствовать себя более уверенно и комфортно в реальных разговорных ситуациях.

Учебный процесс также может рассматриваться с точки зрения игровых технологий, которые используются для повышения интереса к образовательной программе, улучшения усвоения теоретического материала и понимания того, как данный материал может быть применен на практике [21]. Через различные игры и сценарии студенты могут погрузиться в реальные обстановки и применить свои навыки разговорной речи в жизни.

Геймификация способствует развитию навыков общения, таких как слушание, артикуляция и восприятие речи. В игровой среде студенты вынуждены общаться, что способствует развитию их способности выражать свои мысли на иностранном языке. Геймификация позволяет студентам экспериментировать и делать ошибки без страха перед критикой [22]. Ошибки становятся частью обучения, и учащиеся могут учиться на них, улучшая свои навыки речи.

Один из важных факторов, способствующих успешному развитию спонтанной иноязычной речи, заключается в способности к творчеству, то есть к созданию новых оригинальных и креативных идей [23]. В прошлом креативность рассматривалась как уникальный дар отдельных талантливых личностей, но в современном обществе ее считают неотъемлемой характеристикой для развития спонтанной диалогической иноязычной речи. В рамках геймификации учащиеся часто сталкиваются с неожиданными ситуациями, где им приходится быстро реагировать и использовать знания языка. Это способствует развитию спонтанной и креативной речи [24].

Диалогическая иноязычная речь как самый распространенный вид общения обладает сложностью и разнообразием и может помочь преодолеть множество проблем при изучении основ общения на иностранном языке. Поэтому обучение диалогической речи на начальных этапах образования становится особенно важным. Эти умения и навыки, без сомнения, будут полезны студентам – впоследствии специалистам в различных отраслях.

Самым естественным способом обмена устной информацией является диалогическая речь, которую, согласно А. Н. Щукину, можно определить как совместное общение двух или более собеседников, в ходе которого они последовательно выражают свои мысли на определенную тему с коммуникативной целью [25].

Когда речь идет о характерных чертах диалогической речи, можно выделить следующие коммуникативные особенности: 1) изменение коммуникативных ролей в процессе общения, что предполагает чередование ролей слушающего и говорящего между участниками, поскольку диалог представляет собой непрерывное общение, характеризующееся сменой высказываний, порождаемых одно другими; 2) привязанность к определенной речевой ситуации [26].

Диалогическая речь может включать как запланированные беседы, так и неформальные разговоры.

Когда речь идет об изучении иностранного языка, диалогическая речь играет важную роль в формировании навыков общения. Учащиеся часто начинают с изучения базовых фраз и выражений, которые помогают им в начальных диалогах. Однако, чтобы действительно овладеть иностранным языком, необходимо перейти от формализованных диалогов к более спонтанным и натуральным разговорам.

Спонтанная диалогическая иноязычная речь представляет собой более высокий уровень мастерства в иностранном языке. Это форма общения, где участники способны мгновенно и гибко реагировать на разнообразные ситуации и вопросы. В отличие от предварительно подготовленных диалогов, спонтанная речь требует от учащихся умения выражать свои мысли на лету, независимо от того, как сложными могут быть вопросы или темы.

Переход от формализованных диалогов к спонтанной диалогической иноязычной речи – это ключевой этап в процессе обучения иностранному языку. Он позволяет учащимся не только говорить на языке, но и понимать носителей языка в различных жизненных ситуациях и общаться с ними естественным и уверенным образом.

Как подчеркивает Г. М. Вишневская, спонтанная речь отличается естественностью и проявляется как самопроизвольное общение. Ее ключевые черты включают неподготовленность, непринужденность, непосредственность инициативность и свободное использование языковых выразительных средств [27].

Спонтанная речь представляет собой разговорную форму общения, где выражение мыслей происходит в естественной обстановке. Важно понимать, что для успешной спонтанной речи необходим не только обширный словарный запас и знание грамматики, но и инициативность. Без этих компонентов человек не сможет свободно общаться на языке и не будет готов к неожиданным иноязычным диалогам [28].

Характерной особенностью спонтанной диалогической речи является то, что она формируется в момент высказывания, без предварительной подготовки. Спонтанная речь отличается инициативностью, неподготовленностью и натуральным ритмом, при этом она позволяет свободно использовать различные языковые формы. Ее результатом часто становятся моментальные диалогические высказывания, которые А. А. Савтырева описывает как «речевые произведения монологического характера, длиной более одного простого предложения, порождаемые в ответ на внешний стимул или как реакция на высказывание другого человека в ходе диалога» [29].

Из этого определения следует, что спонтанная речь в значительной степени зависит от текущей обстановки общения и целей коммуникантов в данном контексте. Подобное высказывание обладает связной структурой и значимым содержанием, соответствует логическим и языковым требованиям и представляет собой устойчивую лингвистическую единицу [30].

Таким образом, геймификация может быть весьма эффективным средством для развития спонтанной диалогической иноязычной речи и мощным инструментом для максимизации обучения и развития навыков студентов в различных областях. Она добавляет элементы игры и развлечения в процесс обучения, что может сделать путь к свободному и непринужденному общению на иностранном языке более увлекательным и эффективным.

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

Исследование нацелено на изучение влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи у учащихся, изучающих английский язык. Спонтанная речь является важным элементом коммуникативной компетенции и требует способности выражать свои мысли на иностранном языке непринужденно и в реальном времени. Геймификация представляет собой стратегию обучения, использующую элементы игры для мотивации и вовлечения учеников в образовательный процесс.

Использованы методы сравнительного анализа между группой студентов, обучающихся с использованием геймификации, и контрольной группой, чтобы оценить разницу в их способности к спонтанной диалогической речи.

Применяется анализ мотивации и степени вовлечения учеников в процесс обучения с использованием геймификации и их влияния на развитие спонтанной речи, а также проводится анализ того, насколько геймификация может создать атмосферу, способствующую более свободной спонтанной диалогической речи.

Исследование включает в себя разработку и адаптацию игровых сценариев, которые специально нацелены на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи. Эти сценарии анализировались с точки зрения их эффективности и реалистичности.

Использовались разнообразные методы анализа, в том числе опросы и наблюдения, для оценки результатов исследования.

Методологическая база исследования включает в себя комплексный подход к изучению влияния геймификации на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи. Результаты исследования могут способствовать разработке более эффективных методов обучения иностранным языкам и улучшению коммуникативных навыков учащихся.

 

Результаты исследования / Research results

 

Основной концепт спонтанной диалогической речи на иностранном языке – это создание атмосферы сотрудничества и мотивация развития речевых, когнитивных и творческих навыков через геймификацию. Согласно Н. Д. Гальсковой и Н. Г. Гез, эффективное устное общение во многом зависит от желания вступить в контакт [31]. Применение методов диалоговой технологии через геймификацию способствует развитию навыков общения, формированию важных социальных качеств личности и мотивации изучения иностранного языка. Развитие спонтанной диалогической речи через геймификацию создает необходимые условия для стимуляции когнитивной и речевой активности учащихся.

Не можем не согласиться с Е. Н. Григорьевой, А. Г. Абрамовой, Т. Ю. Гурьяновой, которые утверждают, что способность проводить спонтанный диалог на иностранном языке, без предварительной подготовки, представляет собой сложное достижение, важное как в педагогическом, так и в практическом контексте [32]. Стремление к владению этим навыком открывает новые горизонты обучения и общения, однако перед нами встает целый ряд методологических и психологических вызовов. При создании эффективных образовательных программ уделяется особое внимание данным аспектам. Рассмотрим некоторые из них.

Адаптация игровых элементов к обучению. Внедрение игровых элементов, таких как задачи, бонусы и соревнования, требует аккуратной адаптации к учебной среде. Важно соблюдать баланс между учебной целью и игровым элементом, чтобы не увлекаться игрой, забыв о ценности обучения.

Мотивация и учебный интерес. Геймификация может быть мощным мотивационным инструментом, но не всегда одинаково эффективна для всех учащихся. Психологические различия и индивидуальные потребности должны учитываться при разработке геймифицированных программ.

Оценка и реакция на неудачи. В играх неизбежно возникают неудачи и ошибки. Важно учить учащихся использовать их как уроки, а не демотивирующие факторы. Правильное восприятие неудачи может быть сложной задачей.

Социальные аспекты и сотрудничество. Геймификация может способствовать соревновательной атмосфере, что может оказаться негативным для некоторых студентов. При этом важно уделять внимание сотрудничеству и взаимодействию между учащимися.

Интеграция в учебный план. Внедрение геймификации должно быть хорошо интегрировано в учебный план и согласовано с образовательными целями и стандартами.

Принимая во внимание вышесказанное, мы проанализировали упражнения, основанные на геймификации, которые полезны для развития спонтанной диалогической иноязычной речи, поскольку они создают учебную среду, которая объединяет обучение и развлечение. Учет индивидуальных потребностей и характеристик аудитории делает обучение более эффективным и мотивирующим. Была рассмотрена и проанализирована следующая система упражнений.

«Словесная эстафета». Студенты формируют круг, и каждому из них дается слово или фраза. Первый студент начинает рассказывать историю, используя свое слово или фразу. Затем он передает «эстафету» следующему студенту, который должен продолжить рассказ, включив свое слово. Это упражнение тренирует способность быстро адаптироваться к новым идеям и словам.

«Имитация интервью». Один студент играет роль интервьюера, а другой – роль известной личности или эксперта. Интервьюер задает вопросы, а известная личность отвечает на них в роли персонажа. Это помогает развивать навыки выразительности и способность отвечать на вопросы на ходу.

«Диалог с незнакомцем». Студенты образуют пары и играют роли незнакомцев, которые случайно встретились и начали разговор. Цель – поддерживать диалог и вести разговор с незнакомцем, придумывая истории и детали о своей вымышленной личности.

«Импровизация в стиле». Студенты играют короткие сцены в разных стилях (например, комедия, драма, научная фантастика). Это помогает развивать гибкость в общении и способность адаптировать свой стиль под разные ситуации.

Игровые упражнения для развития диалогической речи на иностранном языке должны включать в себя ситуации, в которых студенты должны использовать иностранный язык. Участие в диалоге должно быть важным условием для студентов, именно в этом случае студенты будут максимально задействованы и будут использовать все свои интеллектуальные и коммуникативные способности к спонтанному иноязычному общению [33].

При анализе данных упражнений мы отметили, что студенты с удовольствием изучают иностранный язык, а не просто учат его. Это объединяет обучение и развлечение, делая процесс обучения более привлекательным и мотивирующим.

Следует подчеркнуть, что геймификация стимулирует студентов к активному обмену идеями, улучшению навыков общения и развитию выразительности в разных ситуациях [34]. Система упражнений создает атмосферу, в которой студенты чувствуют себя более уверенно, способными к более свободной и спонтанной иноязычной коммуникации.

Важно отметить, что система упражнений должна быть отобрана согласно рабочей программе, уровню знаний иностранного языка и возрастным особенностям студентов [35]. Упражнения должны быть поступательными – от простого к сложному. Именно использование геймификации на занятиях английского языка позволяет сделать плавный переход от одного уровня к более сложному, повышая мотивацию студентов при развитии спонтанной диалогической речи [36].

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы, которые касаются влияния геймификации на развитие спонтанной иноязычной диалогической речи у студентов Гуманитарного института, Высшей школы лингводидактики и перевода Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого:

1. При применении геймификации на занятиях по английскому языку студенты значительно улучшают способности к спонтанной диалогической речи. Они становятся более свободными в выражении своих мыслей на иностранном языке в реальном времени [37].

2. Геймификация стимулирует мотивацию студентов и углубляет их вовлеченность в учебный процесс. Интересные и интерактивные игровые сценарии мотивируют студентов активнее участвовать в диалогах и заданиях [38].

3. Благодаря атмосфере игры студенты чувствуют себя менее ограниченными и менее боятся допустить ошибки во время общения на иностранном языке [39]. Это способствует более свободному выражению мыслей.

В целом результаты анализа свидетельствуют о том, что геймификация оказывает положительное воздействие на развитие спонтанной иноязычной диалогической речи студентов Высшей школы. Игровой подход мотивирует студентов и создает благоприятную среду для уверенного общения на иностранном языке в различных ситуациях.

 

Заключение / Conclusion

 

Геймификация в обучении иностранным языкам имеет потенциал влияния на развитие спонтанной диалогической иноязычной речи у студентов. Этот метод обучения включает элементы игры и соревнования, которые могут сделать процесс изучения более интересным и мотивирующим.

Одним из ключевых способов, которыми геймификация влияет на развитие речи, является мотивация. Игры и сценарии создают конкурентные условия, стимулируя студентов активно участвовать в уроках и использовать иностранный язык. Это способствует формированию более сильной мотивации для развития речевых навыков.

Кроме того, геймификация часто включает в себя ситуации, требующие ролевой игры и общения на иностранном языке. Студентам предоставляется возможность вживаться в реальные обстановки, где они должны общаться и выражать свои мысли. Это улучшает способность к спонтанной реакции и адаптации к различным обстоятельствам, что является важной составляющей развития речи.

Геймификация также обеспечивает мгновенную обратную связь. В процессе игры студенты могут сразу видеть свои ошибки и исправлять их, что способствует более эффективному обучению. Они могут осознавать, как можно улучшить свою речь и совершенствовать ее на практике.

Таким образом, геймификация обогащает обучение иностранному языку, делая его более интересным и мотивирующим. Она помогает студентам развивать спонтанную диалогическую иноязычную речь путем создания среды, где учиться и применять новые навыки становится увлекательным и полезным процессом.